Процесс художественного творчества как тема поэзии ахматовой. Основные темы и идеи лирики А

Тайна поэтического творчества. Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как ды­шать. В цикле «Тайны ремесла» поэтесса попыталась рас­крыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение «Творчество»), Объяснить это таинство невозможно, в нем «все быть должно некста­ти». И естественность, и простота, с которой порой рож­дается поэзия, роднит ее с живым существом, способным «расти»:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора.
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Поэтическое вдохновение может приходить из окружаю­щего мира природы, а может быть даровано и Божествен­ным прикосновением (явная реминисценция со стихотворе­нием А. С. Пушкина «Пророк»):
Так я, Господь, простерта ниц:
Коснется ли огонь небесный
Моих сомкнувшихся ресниц
И немоты моей чудесной?
«Я так молилась…» (1913)

Своеобразие развития темы поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Продолжая традиционную для русской поэзии тему о назначении поэта, о цели его творчества, А. А. Ах­матова развивает ее в новом ключе, вносит в нее новые мотивы. Прежде всего поэтессе удается раскрыть своеоб­разие женского внутреннего мира. Трагичность судьбы по­этессы, по мнению А. А. Ахматовой, заключается в том, что женское счастье нельзя совместить с полной отдачей творчеству:
Муза! ты видишь, как счастливы все
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.
«Музе» (1911)

Однако появление «музы-сестры» в жизни лирической героини предопределяет ее дальнейшую судьбу. В мире поэ­зии, где царствуют мужчины, женщине приходится отстаи­вать свое право называться поэтом.

Творческий дар поэтесса готова отдать вслед за всем, что только может быть ценного в человеческой жизни, лишь бы мир и покой вернулись на землю Родины, т. к. для А. А. Ах­матовой служение поэзии было неразрывно связано с темой России:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар, -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
«Молитва» (1915)

Образ родной земли раскрывается в одноименном стихо­творении, но поэтесса поступает очень неординарно, ис­пользуя сочетание «родная земля» в буквальном смысле:
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
«Родная земля» (1961)

От такого приземленного определения Ахматова перехо­дит к философскому осмыслению:
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
«Родная земля» (1961)

В простоте и незамысловатости образа родной земли рас­крывается талант автора, не сочинявшего «стихи навзрыд», а исполнявшего свое поэтическое предназначение. Вдохнове­ние, ниспосланное свыше, постепенно начинает осознаваться как смысл жизни. За внешней легкостью поэзии раскрывают­ся страдания и муки. Так, появление Музы в одноименном стихотворении 1924 г. становится завораживающим волшеб­ством, а предчувствие вдохновения погружает поэта в погра­ничное между Жизнью и Смертью состояние:Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
«Муза» (1924)

Нежный образ «гостьи с дудочкой в руке» придает сцене легкость и возвышенность. Но как меняется интонация по­вествования к финальным строкам, когда действия столь эфе­мерного существа демонстрируют энергию и твердость, - «во­шла», «взглянула». Еще большая сила наполняет образ в диа­логе лирической героини и Музы:

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Муза Ахматовой реалистична и по-мужски сурова. По­эзию А. А. Ахматовой отличает гражданственность, кото­рая роднит лирику поэтессы с творчеством Н. А. Некрасо­ва. Поэт не может быть отделен от эпохи и от своего наро­да. Всю чашу страданий поэт выпивает наравне со всеми своими современниками. Его сердце живет теми бедами и невзгодами, которые выпадают на долю всей стране, а мысли о спасительном бегстве А. А. Ахматова даже не до­пускает:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
«Не с теми я, кто бросил землю…» (1922)

В 30-е гг. в поэзии А. А. Ахматовой образ поэта напоми­нает лермонтовского униженного пророка, которого отме­тил Господь, но которому суждено одиночество и жертвен­ное служение:
Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам покаянные рубахи,
Нам со свечой идти и выть.
«Зачем вы отравили воду…» (1935)

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я пи­сала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героиче­ской истории моей страны», - сказала поэтесса в 1965 г.

А. А. Ахматова была со своим народом не только в стихах. В 1941 г. во время тяжелейших артиллерийских обстрелов Ленинграда поэтесса со словами поддержки и мужества об­ращалась по радио к жителям города, дежурила с противога­зом во время авианалетов. В это время было создано пре­красное стихотворение «Мужество» (1942), наполненное си­лой и глубокой любовью:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил па наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Здесь звучит тема некрасовского стихотворения в прозе «Русский язык». В трудные годы именно слово становится источником поддержки, придает силы и мужество. Сохра­нить и передать будущим поколениям духовное богатство, сокрытое в языке, - первостепенная задача поэта.


Анна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но несмотря на все эти обстоятельства поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия. * Не с теми я, кто бросил землю * На растерзание врагам. * Их грубой лести я не внемлю, * Им песен я своих не дам. Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи появились в России в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем году вышел и поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Муза Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и характерным “мужским” героем эпохи, тогда как героиня поэзии Ахматовой была представительницей “женской” поэзии. Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления строки: * Все расхищено, предано, продано, * Черной смерти мелькало крыло, * Все голодной тоской изглодано, * Отчего же нам стало светло? Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом. Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь “пятым временем года”. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выражении взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной (”Город сгинул”, “Новогодняя баллада”). Обычно ее стихи начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы: * Слава тебе, безысходная боль, * Умер вчера сероглазый король. * А за окном шелестят тополя: * Нет на земле твоего короля… * Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости: * О нет, я не тебя любила, * Палила сладостным огнем, * Так объясни, какая сила * В печальном имени твоем. Мир поэзии Ахматовой мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в стихотворениях “Клевета”, “Последняя”, “Через 23 года” и других. В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, “последней свободой”. Муза не покинула поэта, и она написала великий “Реквием”. На фоне символистов ахматовские описания выделяются именно своей аскетичностью. Ещё одно отличие - скупая точность и лаконичность. «Слегка хрустел апрельский тонкий лёд», «И резкий крик вороны в небе чёрной», «И редкие аккорды клавесин», каждое из этих звучаний благодаря точной, конкретной характеристике становится определённым, отчётливо узнаваемым. В стихах «преодолевшей символизм» Ахматовой возникают «точные и строгие формы внешнего мира», «милые грани между вещами». Они не препятствуют сравнению звучаний разного типа, но препятствуют их смешению в единый неясный звуковой поток, именуемый символистами музыкой. В символистской поэзии музыка - ключевое слово-символ, охватывающее множество значений. Музыка, звуки, рождённые искусством музыкантов, - вершина иерархии, в которую символисты выстраивали все звуковые проявления внешнего мира, привлекавшие их не сами по себе, а как представители «мировой гармонии». Отсюда и обожествление музыкального искусства, приводившее символистов к обезличиванию качественно разных звуковых явлений. С такой позиции любой звук уже был музыкой. Кроме того, понимая музыку как «сущность мира», символисты слышали её и там, где вообще ничего не звучало. То есть музыкальные свойства приписывались явлениям, не имеющим акустического выражения. Вполне естественными становились словосочетания, где слово «музыка» выступало не самостоятельно, а в сопровождении существительного в родительном падеже, как «музыка земли» А. Блока или «музыка мечты» И. Анненского. Тогда как музыка Ахматовой - это не «музыка чего-то», она существует в стихах сама по себе. Ахматова, не теоретизируя, тем не менее отграничивает звук как явление художественное от музыки, разделяя также несколько видов звучаний. Музыка - одно из явлений мира, не претендующее на то, чтобы быть его сущностью; это ценность в ряду других ценностей, высокая, но не высшая. И всё-таки сохранившая за собой способность заставить человека переживать исключительные моменты, неповторимые состояния души: * В ней что-то чудотворное горит, * И на глазах её края гранятся. * Она одна со мною говорит, * Когда другие подойти боятся. * Когда последний друг отвёл глаза, * Она была со мной в моей могиле * И пела словно первая гроза * Иль будто все цветы заговорили. В ряду звуковых явлений музыка занимает примерно такое же положение. Ахматовские перечисления и сравнения отличаются от символистских особой осторожностью. Они лишены прямого отождествления. Сравните робкое «или» Ахматовой с уверенным «так» А. Белого и с ещё более решительным тире у Бальмонта. В.М. Жирмунский писал об ахматовских сравнениях, что они лишены «метафорического отождествления, характерного для символизма… Сравнения вводятся и словами будто, как будто, как бы, словно, ещё более расширяющими дистанцию между сопоставляемыми предметами…они как бы подчёркивают, что самый акт сравнения является результатом художественной рефлексии». Звуки выстраиваются не по иерархической схеме, где музыке отдавалось бы предпочтение перед другими звучаниями, а скорее по горизонтальной, где каждое из них выявляет свою индивидуальность: * Как журавли курлыкают в небе, * Как беспокойно трещат цикады, * Как о печали поёт солдатка - * Всё я запомнила чутким слухом. В приведённом фрагменте поэмы «У самого моря» крики птиц, треск цикад и пение, кажется, равно важны авторскому слуху. Так и позднее, в стихотворении «Сон» перечислительная интонация не даёт преимущества музыке Баха перед церковным колоколом и обоим звучаниям перед беззвучным цветением роз и осенней природой. При прочтении некоторых поздних стихотворений представление Ахматовой о музыке иногда напоминает символистское. Исследования этой грани творчества А. Ахматовой можно продолжить ещё не в одном направлении, каждое их которых не менее интересно, чем вышеописанное. Это могло бы стать следующим этапом моей работы по изучению творчества русских поэтов XX века. Кроме того, возможно исследование этого аспекта в творчестве других представителей поэтического искусства.

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует сторонников искусства для народа. Поэтому тема назначения поэта - центральная тема не только поэзии XIX века, она пронизывает все творчество и современных поэтов, для которых судьба родины и народа - их судьба.

Несмотря на то, что Анна Ахматова прочила сама себе короткий жизненный путь, она ошибалась: путь её был долог и на редкость творчески богат и сложен. В разное время она по-разному оценивала роль поэта, как она себя называла, и поэзии в обществе. Ранняя лирика складывалась под влиянием моды того времени на любовные стихи, правда и тогда Ахматова очень сильно выделялась среди "товарищей по цеху" и потому никогда не называла себя женской поэтессой.

Ахматова задавалась вопросом роли поэта и поэзии в обществе. Это было вовсе не случайно. Корни этого явления лежали в психологии поэта: Ахматова всегда ощущала себя частицей чего-то большого - истории, страны, народа. Первые стихотворные опыты состоялись, когда Ахматова была в русле течения "акмеизм". Но постепенно поэтесса отошла от акмеистов и выбрала другой ориентир, который она считала единственно подлинным: Пушкина. Ему посвящено одно из стихотворений цикла "В Царском Селе":

"Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов…"

В конце стиха - выразительная деталь: "растрёпанный том Парни". Это символ внутренней раскрепощённости, вольности поэта.

Но всё же, несмотря на то, что Пушкин был высшим литературным авторитетом для Ахматовой, она искала и свой образ в мире современной ей поэзии. Цикл "Тайны ремесла" стал попыткой разобраться в тайне поэзии, а, следовательно, и в своей тайне. Природа вдохновения стала темой открывающего цикл стихотворения с недвусмысленным названием "Творчество". Ахматова не забывает литературные корни, наследуя традиции Лермонтова, Пушкина, Жуковского. Сознание поэта ищет, тщательно выбирает один в хаосе звуков один единственно верный мотив:

"Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава".

Определив мотив, поэт должен решить другую необходимую задачу - переложить его на бумагу. Для Ахматовой этот процесс уподобляется диктовке, а диктуют поэту его внутренние импульсы и звуки. Неважно, будет продиктованное определение или образ "низким" или "высоким" - подобного деления для Ахматовой не существует (она заявляет: "мне ни к чему одические рати"). Поэтесса говорит об "обыкновенном чуде" поэзии. Оно заключается в рождении стиха из обыденной обстановки:

"Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…"

Рост этих стихов - не просто механическое написание, а настоящее перевоссоздание действительности, придание ей формы стиха, несущего положительную духовную энергию людям.

Для Ахматовой не менее важна была фигура того читателя, до которого донесётся положительный заряд стихотворения, ведь поэзия суть диалог художника и читателя. Если бы не было последнего, не для кого было бы писать, то есть идея поэзии теряла бы всякий смысл. "Без читателя меня нет", - заметит Марина Цветаева. Для Ахматовой же читатель становится "неведомым другом", который есть гораздо большее, нежели простой потребитель духовных ценностей. В душе его стихи обретают новый звук, так как преломляются через уникальное сознание, отличное от сознания поэта:

"А каждый читатель - как тайна,

Как в землю закопанный клад".

На примере этого и других стихотворений хорошо видно, что цикл в полном соответствии со своим названием открывает читателю тайны поэтического ремесла Ахматовой. Но помимо "технического" аспекта поэзии, как с известной долей условности можно назвать описанное выше, существуют и взаимоотношения поэта и внешнего, часто совсем непоэтичного мира. Двадцатые годы прошлого века поставили многих поэтов перед выбором - эмигрировать за рубеж либо остаться со своей страной в тревожное время. Однако, Ахматова будучи, так же, как и Некрасов, прежде всего, поэтом-гражданином, принимает нелёгкое решение - остаться в новой России: "Не с теми я, кто бросил землю". Это заявление звучит довольно резко, но ещё ярче подчёркивает авторскую позицию строчка: "им песен я своих не дам". Категоричность Ахматовой находит выражение ещё и в том, что она уверена, "что в оценке поздней оправдан будет каждый час". В этом обращении к будущему слышится явная перекличка со стихотворением "Дума" Лермонтова - поэт обращался к потомкам, как и Ахматова. Впрочем, на этом тема не исчерпывается: в стихотворении "Когда в тоске самоубийства…", пронизанного мистическими мотивами, поэт слышит внутренний голос - голос тёмных сил, которые призывают его:

"Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда".

Героиня в финале поступает очень просто, но вместе с тем в поступке этом чувствуется некая патетика:

"Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух".

Ахматова окончательно делает свой выбор в пользу испытаний, но на родине. Они не заставили себя долго ждать - Великая Отечественная война стала истинным испытанием на выживание для России. Ахматова также не оставалась в стороне - в начале она находилась в блокадном Ленинграде, позднее - в Ташкенте. Но где бы она не была, поэтесса ощущала необходимость всех и каждого, особенно поэтов и писателей, каким-либо образом участвовать в войне и разделять всеобщую скорбь. Так рождается одно из известнейших её стихотворений - "Мужество". Оно напоминает о долге перед Отечеством:

"Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет".

Ещё важнее выглядит напоминание о самом дорогом, что есть у русского народа - о русском слове, которое восхваляли многие поэты и писатели задолго до Ахматовой. Лишиться крова не так страшно, как лишиться языка - под этим может подписаться любой художник слова. Поэтесса также понимала, что язык определяет своеобразие нации, то, что делает её непохожей ни на один другой народ мира. Как заклинание звучит финал, который как нельзя точнее отражает авторское стремление сохранения родной речи:

"И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!"

В качестве философского итога творчества Ахматовой выступает стихотворение "Родная земля". Движение сюжета этого стихотворения начинается от частного, сиюминутного и продолжается к вечному, нетленному. Стихотворение очень напоминает "Родину" Лермонтова и ряд поздних стихов Пушкина. Каждый живущий в России является частью своей страны и потому имеет почётное право назвать эту страну своей. Но родина столь огромна и необъятна, что порой даже незаметна, не ценится по достоинству:

"В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем…"

Лишь после смерти человек неизбежно воссоединяется с землёй, хотя на деле эта связь должна быть всегда. Для поэта же жизнь с чувством родины важна вдвойне - она даёт ему силы творить.

Тема Тема поэта и поэзии в лирике А. Ахматовой.

Тип урока Комбинированный.

Цель Продолжить знакомство с лирикой А. А. Ахматовой.

Показать, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой.

Воспитать интерес к русской литературе, внимательное отношение к слову.

Оборудование

Портреты А. А. Ахматовой.

Видеофильм

Эпиграф Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах всё быть должно некстати,

Не так, как у людей.

А. Ахматова («Тайны мастерства»)

Поэт не человек, он только дух –

Будь слеп он, как Гомер,

Иль как Бетховен, глух, -

Всё видит, слышит, всем владеет…

А. Ахматова

Ход урока

I Повторение изученного материала

1. Слово учителя Среди блистательных имён поэтов серебряного века выделяется

имя Анны Ахматовой. За всю многовековую историю русской

литературы это, пожалуй, первый случай, когда женщина – поэт по

силе своего дарования ни в чём не уступила поэтам – мужчинам.

Не случайно она не жаловала слово «поэтесса» и не делала никаких

скидок на «женскую слабость», предъявляя самые высокие требова –

ния к званию ПОЭТ.

Что же позволило ей стать в один ряд с крупнейшимми лириками

ХХ века: Блоком, Есениным, Маяковским, Мандельштамом, Гумилё –

вым, Пастернаком?.. В первую очередь это предельная искренность,

отношениие к творчеству как к «священному ремеслу», теснейшая

связь с родной землёй, её историей, культурой и, безусловно,

виртуозное владение словом и безукоризненное чувство родной речи.

Я предлагаю вначале урока вспомнить о начале творческой био –

графии А. Ахматовой.

2. Беседа В. Вспомните, к какому литературному течению принадлежала

А. Ахматова? В чем его суть?

О. А. А. Ахматова была акмеисткой. Это лит. течение

генетически связано с символизмом, но противостояло его

крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человече –

ской жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную

ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутрен –

него лирического мира героя – через психологически значимый жест,

движение деталь. Манера «материализации переживаний» была

характерна для творчества А. Ахматовой.

В. Назовите единомышленников А. Ахматовой.

В. Как называются первые сборники Ахматовой?

О. «Вечер» 1912 г. и «Чётки» 1914 г.

В. Каковы темы её раннего творчества?

О. Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это про-

является драматически, но оно земное, лишённое мистики

В. Каковы особенности лирики А. Ахматовой этого период

О. Отсутствие большого количества изобразительно– вырази –

тельных средств, но неожиданные эпитеты делают её

оригинальной, своеобразной;

Изображение кульминационных моментов жизни человека

(первая встреча, последняя встреча, прощание;

Естественность, доверительность;

Использование обиходного словаря и разговорных

интонаций;

Сдержанность и строгость, внутреннее напряжение;

Отсутствие ярких красок, значит, изображение утра, вечера,

осени, зимы, ранней весны;

Приглушённая мелодичность звучания;

Малое количество прилагательных;

В синтаксисе: простые предложения, восклицания,

Это компенсируется психологизмом, особым вниманием к

деталям. О. Мандельштам считал, что «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство

русского романа Х1Х века…»

Б. Эйхенбаум писал: « Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман.»

Каждое стихотворение, как мозаичные частицы, которые складываются в нечто похожее на большой роман.

3. Задания с деформированным текстом

II Сообщение нового материала

    Целевая установка

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. Ахматовой, без которого невозможно глубоко понять не только русскую литературу, но и пути развития России в ХХ веке. Кроме того, мы должны понять, каковы особенности ахматовской лирики в «постакмеистский» период, постараемся услышать голос поэта, её понимание своего предназначения.

    Обращение к эпиграфу урока

В. Какие слова и выражения можно считать ключом к пониманию данной темы?

    Слово учителя

Очень скоро рамки акмеистической поэзии оказались для нее тесными. Поэзия Ахматовой развивалась в русле классической поэзии и прозы. Идеалом поэта, перед которым она преклонялась, был А.С. Пушкин с его классической ясностью, выразительностью, благородством. Чувство благоговения Ахматовой перед чудом пушкинской поэзии выразилось в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям...» из цикла «В Царском Селе» (сборник «Вечер»). Причастной к чуду Пушкина ощущает себя Ахматова, детство и юность которой прошли в Царском Селе.

Анна Ахматова писала: «Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Воль Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати

Мои первые воспоминания - царскосельские: зеленое, яркое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый

вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в царскосельскую оду»

«Отечество нам Царское Село» - не раз вспоминаются пушкинские строки во время чтения стихотворений А. Ахматовой. Образ поэта постоянно незримо присутствует в её лирике.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни...

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

Слово учителя

Однако прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретишь, воздействие Пушкина сказывалось на ином уровне - в философии жизни,

в стремлении идти наперекор судьбе, в верности поэта одной лишь поэзии, а не силе власти или толпы. Ахматовой, как и Пушкину, свойственно ощущение драматичности бытия и в то же время стремление укрепить человека и сострадать ему.

Ахматовой, как и Пушкину, свойственно мудрое приятие жизни и смерти. Стихотворение «Приморский сонет» (1958) перекликается с пушкинским стихотворением «Вновь я посетил...» (1835). «Приморский сонет», как и стихотворение Пушкина, также написан незадолго до смерти:

Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

С неодолимостью нездешней.

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее,

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда. 1958г.

В. Какие философские раздумья созвучны мироощущению Пушкина?

О «Голос вечности» в стихотворении - отнюдь не аллегория: настает для человека время, когда он слышит все отчетливее. И окружающий мир, оставаясь реальным, неизбежно становится призрачным, как дорога, что ведёт «не скажу куда». Мысль о неизбежности расставания всем, что так дорого сердцу, вызывает скорбь, но чувство это становится светлым. Осознание того, что «здесь все меня переживет», порождает не озлобление, а напротив - состояние умиротворенности. Это стихотворение о стоящей у порога смерти. Но оно и о торжестве жизни, о дороге жизни, которая уходит в вечность.

Для Ахматовой характерно такое мировосприятие. По-христиански она воспринимает свой поэтический дар - это для нее величайшая Божья милость и величайшее Божье испытание, крестный путь поэта (как и для Б. Пастернака и О. Мандельштама). Через испытания, выпавшие на долю Ахматовой, она прошла мужественно и гордо. Она, как и Сын Человеческий, страдает за все человечество; и, совершив крестный путь, поэт обретает голос и моральное право говорить с современниками и с теми, кто будет жить после него:

Вечная спутница поэта – муза. Этот образ является в произведениях многих русских поэтов, в том числе и Пушкина. Анна Ахматова унаследовала его из классической поэзии. О том, как развивался он в ее поэзии небольшое сообщение подготовила

Яковлева Ксения, которая провела небольшое исследование поданному вопросу.

Мне кажется, что сама Анна Ахматова иногда занимает место музы. Окружающие её люди всегда замечали необычность, какую – то постоянную внутреннюю работу, которая происходила в душе юной девушки. Вот как говорит о юной Ахматовой Вера Веер:

«В церкви полумрак. Народу мало. Усердно кладут земные поклоны старушки-богомолки, истово крестятся и шепчут молитвы. Налево, в темном приделе, вырисовывается

знакомый своеобразный профиль. Это Аня Горенко. Она стоит неподвижно, тонкая, стройная, напряженная. Взгляд сосредоточенно устремлен вперед. Она никого не видит, не слышит. Кажется, что она и не дышит. Сдерживаю свое первоначальное желание окликнуть ее, чувствую, что ей мешать нельзя. В голове опять возникают мысли: «Какая Странная Горенко. Какая она своеобразная».

Это состояние очень тонко подметил и А. Модиьяни, который познакомился с начинающим поэтом в 1910 году во время путешествия молодой четы Гумилёвых в Париж. Об истории создания графического портрета А. Ахматовой расскажет Борисова Анна.

Итак, мы пришли к выводу, что классическая строгость и ясность стихов Ахматовой напоминают о главной традиции, которой она следует, - традиции Пушкина. До последних лет жизни она изучала творческое наследие великого поэта, написала целый ряд статей и заметок о жизни и творчестве Пушкина, которые были высоко оценены учёными. В желании сохранить бесценные традиции тоже выразился «голос поколения» Ахматовой. Отсюда интерес к природе творчества, к «тайнам ремесла».

В цикле «Тайны ремесла» Ахматова рассказала о том, как рождаются стихи:

В. Давайте попробуем понять: в чем видит Ахматова природу творчества?

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знал и, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

    Найдите ключевые слова и выражения, через которые можно проследить развитие авторской идеи. Какова она?

2. Я прошу обратить внимание, что все они характеризуют творчество. Чем оно явля-

ется для поэта? (Это непредсказуемый процесс, но это и радость, и познание

окружающего мира.)

Прочитаем стихотворение «Я так молилась: «Утоли...». Какова тема этого стихотворения? Какие традиции продолжает Ахматова?

Я так молилась: «Утоли

Глухую жажду песнопенья!»

Но нет земному от земли

И не было освобожденья.

Как дым от жертвы, что не мог Учитель

Взлететь к престолу Сил и Славы,

А только стелется у ног,

Молитвенно целуя травы, -

Так я, Господь, простерта ниц:

Коснется ли огонь небесный

Моих сомкнувшихся ресниц

И немоты моей чудесной ? 1913г.

Тема поэта и поэзии разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего, пушкинской. Давайте вспомним стихотворение «Пророк».

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился , -

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,-

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанъе.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей!»

В. Что объединяет эти два стихотворения?

О. Мысль, что поэзия – это свыше, это дар, данный Богом. Это и благословение, и обречённость на страдания. Т. е., мы можем сказать, что Ахматова наследует пушкинское видение этой темы.

Вывод

Человек становится поэтом по умыслу божию. Его дар - это и счастье, и муки, и ответственность.

Слово учителя

То, как рождаются стихи, - тайна за семью печатями. Вдохновение, умение слышать то, что другие не слышат, видеть то, что другие не видят, чуткость к биению пульса самой жизни – особый дар. Завесу над этой тайной приоткрывает поэт в своих стихотворениях.

В поэзии Ахматовой извечная тема «поэта и поэзии» и связанные с нею литературные традиции получают своеобразное преломление, соответствующее особой логике её поэтического мира. Можно провести ряд параллелей с известными стихотворениями различных поэтов на эту тему.

Многие стихотворения Ахматовой посвяшены теме творчества. В самохарактеристику лирического героя органично входит определение себя как поэта, человека,

для которого поэзия - призвание, дело, ремесло. Один из лирических циклов на эту тему «Тайны ремесла» открывается стихотворением, которое так и называется -

« Творчество» (1936).

Бывает так: какая – то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Но в этой бездне шёпотов и звонов

Сужается какой – то тайный круг,

Встаёт один всё победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

Фонтанный Дом

В. С чем ассоциируется у Ахматовой творчество?

О. Творчество, по Ахматовой, - явление того же порядка, что и жизнь.

Стихи возникают из гущи самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта - услышать их, уловить. Поэзия вырастает из сора земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным - через поэта - и обрести бессмертие.

Как Пушкин, Державин, Шекспир, Ахматова не могла не думать о сути поэзии, судьбе поэтического слова. Поэзия Ахматовой никогда не была агитационной. Поэтическое слово - «царственное слово» обладает, по Ахматовой, большей властью над умами и сердцами людей, чем золото, власть:

Кого когда-то называли люди

Царем в насмешку, Богом в самом деле,

Кто был убит - и чье орудье пытки

Согрето теплотой моей груди...

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы -старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима - все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утес, -

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом священных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор - к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово.

Отрывок из видеофильма

Слово учителя

Для самой Ахматовой поэзия, сознание причастности к миру вечных ценностей было спасительным в тяже годы унижений и гонений. Л. Чуковская писала: «Сознание, что и в нищете, и в бедствиях, и в горе, она - поэзия, она - величие, она, а не власть, унижающая ее, это сознание дарило ей силы переносить нищету, унижение, горе».

Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, Семья, родина. Многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея «Мужества» не сводится к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, - вот ради чего народ совершает свой подвиг.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, Русская речь,

Великое Русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

В. Какие особенности этого стихотворение вы заметили?

О. Лаконизм, аскетизм, «плакатность»

В. Кто из русских писателей тек же как и Ахматова охарактеризовал «русское слово»?

О. И. С. Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты, – один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев

На родине творчество Ахматовой снова стало широко известно только в 80-е годы ХХ века, когда массовыми тиражами стали издаваться сборники ее стихотворений, когда вышел, наконец, из забвения ее «Реквием».

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами, для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством. В этом не только её гражданская позиция, но и позиция поэта. (Ведь «поэт в России больше, чем поэт»)

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней, 1922г.

Надменнее и проще нас.

В. В каком стиле написано это стихотворение? Почему?

О. Оно выдержанно в высоком стиле: старославяцизмы « не внемлю», «песен.., не дам» в значении «не буду посвящать стихов», слова «растерзание», «изгнанник» и др.

О. Это тоже пушкинская традиция: о поэте говорят как о посланнике Бога.

В. Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

О. Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. «Бросившие землю (первая строфа) и «изгнанники» (вторая строфа) - разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. «Но вечно жалок мне изгнанник, / Как заключенный, как больной». Можно предположить, что имеются в виду, литераторы и философы, высланные из Советской России в I922г. в качестве враждебного элемента (позднейшая дата «Июль 1922», вероятно, - маскировочная: высылка состоялась в августе).

Однако судьба оставшихся, жалеющих тех, кто изгнан «Темна твоя дорога, странник, / Полынью пахнет хлеб чужой»), не лучше «Мы ни единого удара / Не отклонили от себя» Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с приятием собственного жребия. Исторически «Оправдан будет каждый час» мученической жизни.

III Обобщение изученного материала

Выводы

В. В каких направлениях развивается тема творчества в поэзии А. Ахматовой?

Первая метафора: поэт получает вдохновение свыше, оно представляет собой как бы внешнюю силу, нисходящую на поэта иногда даже помимо его воли. С этим образом связано и представление о «муках творчества»:

Бывает так: какая-то истома...

сравни - у А. С. Пушкина:

духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился...

Другая важная метафора : поэт способен слышать и видеть то, что другим недоступно Но если, например, в стихотворении Пушкина «Пророк» об этом говорится торжественными церковнославянскими речениями и объект созерцания получает универсальный, космический масштаб и особое духовно-мистическое измерение («И внял я неба содроганье, / / И горний ангелов полет, // И гад морских подводный ход, // И дольней лозы прозябанье»), то у Ахматовой аналогичная метафора отсылает скорее к традициям устного народного творчества:

Слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо...

И, наконец, Ахматова обращается к традиционному метафорическому представлению о том, что появлению стиха в сознании поэта предшествует некоторая своя идея стиха, «живущая» в надмирном пространстве. Поэт лишь «отвечает» внешнему зову и придает законченную форму стихийному потоку таинственных «звуков» и «речей».

IV Поурочный балл

V Домашнее задание

Вы уже, наверное, обратили внимание на то, что тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой неразрывно связана с темой Родины. Сегодня на уроке прозвучало стихотворение «Мужество» (1942), «Не с теми я, кто бросил землю» (1922). Дома вы должны проанализировать стихотворения, относящиеся к данной теме «Мне голос был» (1917) и «Родная земля» (1961). Одно стихотворение о творчестве наизусть.

Анна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но несмотря на все эти обстоятельства поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия. * Не с теми я, кто бросил землю * На растерзание врагам. * Их грубой лести я не внемлю, * Им песен я своих не дам. Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи появились в России в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем году вышел и поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Муза Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и характерным “мужским” героем эпохи, тогда как героиня поэзии Ахматовой была представительницей “женской” поэзии. Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления строки: * Все расхищено, предано, продано, * Черной смерти мелькало крыло, * Все голодной тоской изглодано, * Отчего же нам стало светло? Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом. Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь “пятым временем года”. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выражении взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной (”Город сгинул”, “Новогодняя баллада”). Обычно ее стихи начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы: * Слава тебе, безысходная боль, * Умер вчера сероглазый король. * А за окном шелестят тополя: * Нет на земле твоего короля… * Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости: * О нет, я не тебя любила, * Палила сладостным огнем, * Так объясни, какая сила * В печальном имени твоем. Мир поэзии Ахматовой мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в стихотворениях “Клевета”, “Последняя”, “Через 23 года” и других. В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, “последней свободой”. Муза не покинула поэта, и она написала великий “Реквием”. На фоне символистов ахматовские описания выделяются именно своей аскетичностью. Ещё одно отличие - скупая точность и лаконичность. «Слегка хрустел апрельский тонкий лёд», «И резкий крик вороны в небе чёрной», «И редкие аккорды клавесин», каждое из этих звучаний благодаря точной, конкретной характеристике становится определённым, отчётливо узнаваемым. В стихах «преодолевшей символизм» Ахматовой возникают «точные и строгие формы внешнего мира», «милые грани между вещами». Они не препятствуют сравнению звучаний разного типа, но препятствуют их смешению в единый неясный звуковой поток, именуемый символистами музыкой. В символистской поэзии музыка - ключевое слово-символ, охватывающее множество значений. Музыка, звуки, рождённые искусством музыкантов, - вершина иерархии, в которую символисты выстраивали все звуковые проявления внешнего мира, привлекавшие их не сами по себе, а как представители «мировой гармонии». Отсюда и обожествление музыкального искусства, приводившее символистов к обезличиванию качественно разных звуковых явлений. С такой позиции любой звук уже был музыкой. Кроме того, понимая музыку как «сущность мира», символисты слышали её и там, где вообще ничего не звучало. То есть музыкальные свойства приписывались явлениям, не имеющим акустического выражения. Вполне естественными становились словосочетания, где слово «музыка» выступало не самостоятельно, а в сопровождении существительного в родительном падеже, как «музыка земли» А. Блока или «музыка мечты» И. Анненского. Тогда как музыка Ахматовой - это не «музыка чего-то», она существует в стихах сама по себе. Ахматова, не теоретизируя, тем не менее отграничивает звук как явление художественное от музыки, разделяя также несколько видов звучаний. Музыка - одно из явлений мира, не претендующее на то, чтобы быть его сущностью; это ценность в ряду других ценностей, высокая, но не высшая. И всё-таки сохранившая за собой способность заставить человека переживать исключительные моменты, неповторимые состояния души: * В ней что-то чудотворное горит, * И на глазах её края гранятся. * Она одна со мною говорит, * Когда другие подойти боятся. * Когда последний друг отвёл глаза, * Она была со мной в моей могиле * И пела словно первая гроза * Иль будто все цветы заговорили. В ряду звуковых явлений музыка занимает примерно такое же положение. Ахматовские перечисления и сравнения отличаются от символистских особой осторожностью. Они лишены прямого отождествления. Сравните робкое «или» Ахматовой с уверенным «так» А. Белого и с ещё более решительным тире у Бальмонта. В.М. Жирмунский писал об ахматовских сравнениях, что они лишены «метафорического отождествления, характерного для символизма… Сравнения вводятся и словами будто, как будто, как бы, словно, ещё более расширяющими дистанцию между сопоставляемыми предметами…они как бы подчёркивают, что самый акт сравнения является результатом художественной рефлексии». Звуки выстраиваются не по иерархической схеме, где музыке отдавалось бы предпочтение перед другими звучаниями, а скорее по горизонтальной, где каждое из них выявляет свою индивидуальность: * Как журавли курлыкают в небе, * Как беспокойно трещат цикады, * Как о печали поёт солдатка - * Всё я запомнила чутким слухом. В приведённом фрагменте поэмы «У самого моря» крики птиц, треск цикад и пение, кажется, равно важны авторскому слуху. Так и позднее, в стихотворении «Сон» перечислительная интонация не даёт преимущества музыке Баха перед церковным колоколом и обоим звучаниям перед беззвучным цветением роз и осенней природой. При прочтении некоторых поздних стихотворений представление Ахматовой о музыке иногда напоминает символистское. Исследования этой грани творчества А. Ахматовой можно продолжить ещё не в одном направлении, каждое их которых не менее интересно, чем вышеописанное. Это могло бы стать следующим этапом моей работы по изучению творчества русских поэтов XX века. Кроме того, возможно исследование этого аспекта в творчестве других представителей поэтического искусства.