Программа чтения на лето. Читаем летом: рекомендации опытных педагогов

Из этой статьи вы узнаете:

Добросовестные учителя должны дать своим ученикам список книг на лето по чтению и литературе. А ответственные и любознательные ученики должны его прочитать от А до Я. На деле же получается, что в конце учебного года многие замотавшиеся в конец преподаватели забывают это сделать. А если всё же заветный перечень оказывается в руках детей, последние в большинстве своём благополучно закидывают его до лучших времён. Но вот начинается август - и тут уже подключаются родители, спрашивая с бедного дитятки, а читал ли он что-нибудь. Если вы потеряли свой список - не беда. Мы вам поможет его восстановить.

Естественно, наш список книг для чтения летом будет примерным. Нет единого перечня, утверждённого Министерством образования. Однако то, что вы найдёте здесь, максимально приближено к возрастным особенностям учащихся по классам и тем программам по литературе, которые им придётся изучать в новом учебном году. Несколько полезных советов помогут извлечь из них максимум пользы:

  • не ищите списки специально для программ «Школа России», «2100», Коровиной, Курдюмовой, Беленького и т. д.: все они почти дублируют друг друга;
  • не нужно стараться прочитать весь списко целиком: нужно выбрать то, что будет интересно ребёнку: список создан для того, чтобы сориентировать в мире литературы;
  • советуем ежедневно вести читательский дневник, записывая туда автора, название книги и количество прочитанных за день страниц;
  • желательно не скачивать книги в электронных форматах, чтобы не портить глаза при чтении: сейчас можно легко приобрести очень красивые издания в магазинах или же взять в библиотеке;
  • если книга обычного формата, то норму чтения в день высчитать очень легко: к классу, в который переходит ребёнок, приставьте нолик. Т. е. первокласснику нужно читать по 10 страниц в день, а 10-класснику - не менее 100.

Очень часто возникает путаница с классами. Чтобы найти список книг для чтения летом при переходе из одного класса в другой, перечень должен быть предназначен для последующего класса. Т. е. если вы закончили 3 класс, вы уже не третьеклассник, - соответственно, список должны смотреть уже для 4 класса.

Лайфхак. Чтобы сюжет книги запомнился, после каждого прочитанного произведения неплохо посмотреть мультфильм или художественный фильм по его мотивам.


В начальной школе сейчас уже все перешли на ФГОС, в разных школах внедряются разные программы: «Школа России», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Система Эльконина и Давыдова», «Ритм», «Начальная инновационная школа». Однако курс литературного чтения во всех этих системах направлен на одно - привить любовь к книгам маленьких учеников. Поэтому им так необходимо заниматься чтением летом. Наши списки им в этом только помогут.

Список книг на лето 2 класс

  • Андерсен Г. Х. Огниво. Дюймовочка. Гадкий утёнок.
  • Бианки В. Кто чем поёт. Плавунчик. Аришка-трусишка».
  • Гримм братья. Три брата. Храбрый портной.
  • Демьянов И. Ребятишкина книжка.
  • Драгунский В. Заколдованная буква.
  • Зощенко М. Самое главное.
  • Киплинг Р. Слонёнок. Отчего у верблюда горб. Откуда взялись броненосцы.
  • Коваль Ю. Воробьиное озеро.
  • Коршунов М. Дом в Черёмушках. Петька и его, Петькина, жизнь.
  • Крылов И. А. Лебедь, Рак и Щука. Стрекоза и муравей.
  • Ладонщиков Г. Скворец на чужбине.
  • Милн А. Винни Пух и все-все-все.
  • Михалков С. Аисты и лягушки.
  • Носов Н. Телефон. Приключения Незнайки. Фантазёры.
  • Остер Г. Вредные советы.
  • Пермяк Е. Торопливый ножик. Волшебные краски.
  • Перро Ш. Спящая красавица. Мальчик-с-пальчик. Кот в сапогах.
  • Русские народные сказки: Мужик и медведь. Снегурочка. Морозко. Сивка-Бурка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Царевна-лягушка.
  • Сладков Н. Лиса-плясунья.
  • Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.
  • Ушинский К. Кто дерёт нос кверху.
  • Цыферов Г. Что у нас во дворе?
  • Чарушин Е. Страшный рассказ. Никита и его друзья.
  • Янсон Т. Приключения Муми-Тролля.

Список книг на лето 3 класс

  • Аксаков С. Аленький цветочек.
  • Бажов П. П. Серебряное копытце.
  • Булычёв К. Путешествие Алисы.
  • Былины: Добрыня и Змей. Добрыня Никитич. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
  • Велтистов Е. С. Приключения Электроника.
  • Гайдар А. Голубая чашка. Горячий камень.
  • Гаршин В. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница.
  • Губарев В. Королевство кривых зеркал.
  • Ершов П. Конёк-Горбунок.
  • Заходер Б. Серая звездочка.
  • Катаев В. Дудочка и кувшинчик.
  • Куприн А. Слон.
  • Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  • Линдгрен А. Крошка Нильс Карлсон.
  • Маршак С. Двенадцать месяцев.
  • Одоевский В. Ф. Город в табакерке.
  • Паустовский К. Г. Растрёпанный воробей. Похождения жука-носорога.
  • Платонов А. П. Волшебное кольцо. Солдат и царица.
  • Пришвин М. Кладовая солнца.
  • Прокофьева С. Ученик волшебника.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке.
  • Русские народные сказки: Василиса Прекрасная. Сивка-Бурка. Перышко Финиста - Ясна Сокола. Сказка о молодильных яблоках и живой воде.
  • Толстой Л. Прыжок. Акула. Лев и собачка.
  • Шварц Е. Сказка о потерянном времени.

Список книг на лето 4 класс

  • Волков А. Волшебник Изумрудного города.
  • Гераскина Л. В Стране невыученных уроков.
  • Голицын С. Сорок изыскателей.
  • Губарев В. В открытом космосе.
  • Дик И. В дебрях Кара-Бумбы.
  • Драгунский В. Денискины рассказы.
  • Зощенко М. Ёлка.
  • Кассиль Л. У классной доски.
  • Коринец Ю. Там вдали, за рекой.
  • Куликов Г. Как я влиял на Севку.
  • Кун Н. Олимп.
  • Мориц Ю. Малиновая кошка.
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  • Пантелеев Л. Честное слово.
  • Паустовский К. Заячьи лапы. Мещёрская сторона. Золотой линь. Корзина с еловыми шишками.
  • Пришвин М. Золотой луг.
  • Сегал Е., Ильин М. Что из чего.
  • Толстой А. Н. Детство Никиты.
  • Тургенев И. Воробей.
  • Успенский Э. Школа клоунов. Дядя Федор, пёс и кот.
  • Фраерман Р. Девочка с камнем.
  • Цыферов Г. Тайна запечного сверчка.
  • Чехов А. Ванька.

Родителям на данном этапе лучше взять под контроль чтение книг летом и просить детей читать вслух, чтобы нарабатывалась техника. После того, как дневная норма преодолена, нужно обсудить прочитанное и убедиться в том, что ребёнок понял книгу.

Полезный совет. Не обязательно вычитывать всю дневную норму за 1 раз. Можно разбить её на утреннюю и вечернюю дозу, например.


Некоторые классы среднего звена сейчас тоже перешли на ФГОС. В список книг для чтения летом для этой возрастной группы входят преимущественно приключенческие произведения, цель которых - продолжить заинтересовывать ребёнка, чтобы он не бросал этого благого дела.

Список книг на лето 5 класс

  • Андерсен Г. Х. Соловей.
  • Астафьев В. Васюткино озеро.
  • Белов В. Скворцы.
  • Гауф В. Карлик Нос.
  • Гоголь Н. Майская ночь, или Утопленница.
  • Дефо Д. Жизнь и приключения Робинзона Крузо.
  • Жуковский В. Спящая царевна.
  • Зощенко М. Великие путешественники.
  • Киплинг Р. Кошка, которая гуляла сама по себе.
  • Куприн А. Чудесный доктор.
  • Паустовский К. Кот-ворюга.
  • Платонов А. Волшебное кольцо.
  • Родари Д. Говорящий свёрток. Сказки по телефону.
  • Твен М. Приключения Тома Сойера.
  • Толкин Д. Хоббит, или Туда и обратно.
  • Уайльд О. Соловей и роза.

Список книг на лето 6 класс

  • Алексин А. Звоните и приезжайте.
  • Астафьев В. Фотография, на которой меня нет.
  • Брэдбери Р. Третья экспедиция.
  • Булычев К. Заповедник сказок.
  • Генри О. Вождь краснокожих.
  • Гоголь Н. Вечера на хуторе близ Диканьки.
  • Дойл К. А. Горбун.
  • Достоевский Ф. Мальчик у Христа на ёлке.
  • Дюма А. Три мушкетёра.
  • Железников В. Путешествие с багажом. Чудак из шестого «Б». Чучело.
  • Искандер Ф. Вечерняя дорога. Запретный плод. Первое дело. Мученики сцены.
  • Крапивин В. Брат, которому семь. Валькины друзья и паруса.
  • Купер Ф. Следопыт. Последний из могикан. История с привидением.
  • Лесков Н. Пигмей. Тупейный художник. Человек на часах. Обман.
  • Линдгрен А. Приключения Калле Блюмквиста.
  • Лондон Д. Там, где расходятся пути. Сказание о Ките. На берегах Сакраменто. Белое безмолвие.
  • Паустовский К. Мещёрская сторона.
  • Платонов А. В прекрасном и яростном мире.
  • По Э. Овальный портрет.
  • Пушкин А. Повести Белкина.
  • Рид м. Всадник без головы.
  • Сетон-Томпсон Э. Лобо. Мальчик и рысь. Тито. Мустанг-иноходец.
  • Стивенсон Р. Остров сокровищ.
  • Толстой Л. Хаджи-Мурат.
  • Тургенев И. Хорь и Калиныч.
  • Чехов А. Беззащитное существо. Хирургия. Толстый и тонкий. Налим. Жалобная книга.

Список книг на лето 7 класс

  • Астафьев В. Мальчик в белой рубашке.
  • Брэдбери Р. Зелёное утро. Всё лето в один день. Каникулы.
  • Бунин И. Сны Чанга.
  • Гоголь Н. Тарас Бульба.
  • Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Детство.
  • Грин А. Золотая цепь. Алые паруса. Бегущая по волнам.
  • Жуковский В. Светлана.
  • Зощенко М. История болезни.
  • Куприн А. Изумруд. Тапер.
  • Лондон Д. Белый клык. На берегах Сакраменто.
  • Олдридж Д. Последний дюйм.
  • По Э. Лягушонок. Золотой жук.
  • Пушкин А. Медный всадник. Полтава. Пиковая дама. Скупой рыцарь. Борис Годунов.
  • Розов В. В добрый час!
  • Рыбаков А. Трилогия о Кроше
  • Свифт Д. Путешествия Гулливера.
  • Сент-Экзюпери А. Планета людей.
  • Твен М. История с привидением.
  • Толстой Л. Хаджи-Мурат. Детство.
  • Тургенев И. Бурмистр. Певцы.
  • Уэллс Г. Война миров.
  • Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
  • Чехов А. Тоска. Размазня.

Список книг на лето 8 класс

  • Бирс Э. Человек и змея.
  • Бунин И. Цифры. Лапти.
  • Гарди Т. Роковая ошибка церковных музыкантов.
  • Генри О. Вождь краснокожих.
  • Гоголь Н. Женитьба. Ревизор. Петербургские повести.
  • Гюго В. Человек, который смеётся. 93-й год.
  • Джером К. Джером. Миссис Корнер расплачивается.
  • Джованьоли Р. Спартак.
  • Диккенс Ч. Пойман с поличным.
  • Дойл К. А. Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки.
  • Ирвинг Т. Рип ван Винкль. Жених-призрак.
  • Киплинг Р. Дьявол и морская бездна.
  • Лондон Д. Под палубным тентом.
  • Мериме П. Коломбо. Взятие редута. Таманго.
  • Мопассан Г. Туан.
  • Моэм У. Завтрак.
  • По Э. Украденное письмо. Очки. Лягушонок.
  • Пушкин А. Медный всадник. Капитанская дочка. Борис Годунов.
  • Пущин И. Записки о Пушкине.
  • Стивенсон Р. Владетель Баллантре. Маркхейм.
  • Твен М. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Журналистика в Теннеси.
  • Толстой Л. Детство. Отрочество. После бала. Хаджи-Мурат.
  • Тургенев И. Ася. Первая любовь.
  • Уэллс Г. Человек-невидимка.
  • Хаггард Г. Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Дитя из слоновой кости. Прекрасная Маргарет. Ласточка.
  • Цветаева М. Мой Пушкин.
  • Честертон Г. Тайна Фламбо.
  • Шекли Р. Запах мысли.
  • Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей.
  • Ямамото С. Диалог о песне.

Некоторые книги кочуют из списка в список, но это не должно смущать: значит, они очень важны для усвоения литературной программы и ребёнку будет не лишне повторить сюжет произведения, даже если он его читал прошлым летом. Книги для старшеклассников

Несмотря на то, что список книг на лето для старшеклассников не отличается длиной, объём рекомендуемых произведений может испугать многих.

Список книг на лето 9 класс

  • Аверченко А. Кривые углы.
  • Алексин А. Дым без огня. Запомни его лицо. Сигнальщики и горнисты.
  • Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
  • Булгаков М. Похождения Чичикова. Собачье сердце.
  • Васильев Б. А зори здесь тихие. Завтра была война. Экспонат №…
  • Гоголь Н. Мертвые души. Петербургские повести.
  • Грибоедов А. Горе от ума.
  • Карамзин Н. Бедная Лиза.
  • Лермонтов М. Герой нашего времени. Маскарад.
  • Лиханов А. Детская библиотека.
  • Мольер Ж. Б. Мещанин во дворянстве.
  • Пушкин А. Евгений Онегин. Южные поэмы.
  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву.
  • Слово о полку Игореве.
  • Солженицын А. И. Матрёнин двор.
  • Тэффи. Маркита. Русские в Европе.
  • Фонвизин Д. Недоросль.
  • Чехов А. Медведь.
  • Шекспир У. Сонеты.
  • Шолохов М. Судьба человека.

Список книг на лето 10 класс

  • Гоголь Н. Мёртвые души.
  • Гончаров И. Обломов.
  • Достоевский Ф. Преступление и наказание.
  • Лермонтов М. Герой нашего времени.
  • Лесков Н. Тупейный художник.
  • Островский А. Бесприданница. Гроза.
  • По Э. Убийство на улице Морг.
  • Пушкин А. Евгений Онегин. Пиковая дама.
  • Салтыков-Щедрин М. История одного города.
  • Толстой Л. Война и мир.
  • Тургенев И. Записки охотника. Отцы и дети.
  • Уайльд О. Портрет Дориана Грея.
  • Чехов А. Ионыч. Маленькая трилогия. Вишнёвый сад. Дядя Ваня.
  • Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца.

Список книг на лето 11 класс

  • Ахматова А. Реквием.
  • Булгаков М. Мастер и Маргарита.
  • Бунин И. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Тёмные аллеи.
  • Быков В. Сотников.
  • Вампилов А. Старший сын
  • Воробьёв К. Убиты под Москвой.
  • Горький М. Старуха Изергиль. На дне.
  • Куприн А. Гранатовый браслет. Олеся.
  • Маяковский В. Облако в штанах.
  • Набоков В. Машенька.
  • Некрасов В. В окопах Сталинграда.
  • Пастернак Б. Доктор Живаго.
  • Распутин В. Прощание с Матёрой.
  • Солженицын А. Один день Ивана Денисовича.
  • Толстая Т. Йорик. На золотом крыльце сидели… Кысь.
  • Толстой А. Н. Пётр I.
  • Шмелев Н. Лето господне.
  • Шолохов М. Тихий Дон.

Списки книг на лето для учеников любого класса не должны быть повинностью или обязаловкой. Это должен быть интересный, увлекательный путь в мир искусства. А для старшеклассников стимулом должно стать желание успешно сдать выпускные экзамены. А без чтения это просто невозможно.

Лето - прекрасное время для чтения! Некоторые дети с удовольствием читают сами, другие соглашаются это делать только потому, что мама не разрешает играть в планшет, пока не прочитаешь несколько страниц. Почти все дети волей-неволей читают книги из списка, который выдали в школе в качестве задания на лето. Итак, что нужно прочитать летом после окончания 2-го класса?

Читать ли ребенку, перешедшему в 3 класс, летом те же произведения, которые он будет затем изучать в школе на протяжении учебного года? Это решать родителям. Необходимости в этом нет, поскольку произведения не такие уж большие и дети вполне успевают их читать во время учебного года. Если вы думаете, что чистать одно и то же второй раз ребенку будет скучно, то тем более лучше выбрать другие произведения тех же писателей, или же книги, рекомендованные детям 8-9 лет для внеклассного чтения. Тем не менее, для удобства мы публикуем список произведений, взодящих в школьную программу 3 класс.

В программу курса по литературному чтению УМК «Школа России» для 3 класса входят следующие произведения:

  1. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
  2. Стихи - Тютчев, Фет, Никитин, Суриков.
  3. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», стихи
  4. И.А. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
  5. М.Ю. Лермонтов стихи
  6. Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и др.
  7. Стихи - Некрасов, Бальмонт, Бунин
  8. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
  9. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
  10. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
  11. М. Горький «Случай с Евсейкой»
  12. К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
  13. А.И. Куприн «Слон»
  14. Стихи - Саша Черный, Блок, Есенин
  15. Рассказы о любви к животным (Пришвин, Соколов-Микитов, Белов, Бианки, Житков, Астафьев, Драгунский)
  16. Стихи - Маршак, Барто, Михалков, Благинина
  17. М. М. Зощенко «Великие путешественники»
  18. Н.Н. Носов «Федина задача»
  19. Зарубежная литература: «Храбрый Персей», Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Список книг для внеклассного чтения учащимся, перешедшим в 3 класс (программа «Школа России»):

  • Русская народная сказка «Царевна Лягушка»
  • Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
  • Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька»
  • Г.Андерсен «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине»
  • Энн Хогард «Мафин печет пироги»
  • Н.Носов «Ступеньки», «Заплатка». «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»
  • С.Михалков «Дремота и Зевота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
  • С. Маршак «Детка в клетке», «Школьнику на память», «Рассказ о неизвестном герое»
  • Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
  • Братья Гримм «Три брата»
  • М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Еж»
  • А.П. Гайдар «Чук и Гек», «Совесть»
  • В.А. Осеева «Волшебное слово», «Совесть», «Сыновья»
  • В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», Аришка- Трусишка», «Кто чем поет»
  • Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
  • Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы»
  • В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
  • В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
  • М.М. Зощенко «Елка»
  • В.В. Медведев «Обыкновенный великан»

Списков литературы может быть много. Некоторые учителя сами составляют списки для летнего чтения, другие пользуются готовыми рекомендациями - распечатывают списки и раздают детям. Следует иметь в виду, что списки книг на лето не являются чем-то жестким, это лишь рекомендации по выбору произведений, которые будут интересны третьеклассникам. Можно выбирать и читать любые произведения по своему выбору. Кроме того, списки для чтения на лето отличаются в зависимости от программы по литературному чтению, по которой обучается ребенок.

Список литературы на лето для учащихся, перешедших в 3 класс (программа «Перспектива»)

  • Александров Т. « Домовенок Кузька»
  • Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок», « Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Огниво»
  • Бажов П. «Серебряное копытце»
  • Братья Гримм «Бременские музыканты»
  • Бианки В. «Лесная газета», «Лесные домишки»
  • Былины: Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Илья Муромец и Соловей Разбойник
  • Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  • Гайдар А. «Чук и Гек»
  • Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
  • Гауф В. «Карлик Нос», «Маленький Мук»
  • Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
  • Драгунский В. «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Он живой и светится», «Первый день», «Где это видано?», «Хитрый способ»
  • Дмитриев Ю. «О природе для больших и маленьких»
  • Дуров В. « Мои звери». Рассказы
  • Житков Б. «Как я ловил человечков»
  • Жуковский В. «Как мыши кота хоронили»
  • Зарубежные сказки: «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка), «Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка)
  • Заходер Б. «Про все на свете». Стихи и сказки
  • Зощенко М. «Учёная обезьянка»
  • Катаев В. «Цветик-семицветик»
  • Киплинг Р. «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб»
  • Крылов И. А. «Басни»
  • Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
  • Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка»
  • Мифы Древней Греции (1-2 сюжета на выбор)
  • Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»
  • Носов Н. «Фантазёры», «Незнайка на Луне», «Ступеньки»
  • Одоевский В. «Городок в табакерке»
  • Осеева В. «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье»
  • Паустовский К. «Заячьи лапы». Рассказы и сказки
  • Перро Ш. «Рикки с хохолком», «Спящая красавица»
  • Платонов А. «Разноцветная бабочка»
  • Пляцковский М. «Карусельные лошадки»
  • Прокофьева С. «Ученик волшебника», «Приключения желтого чемоданчика»
  • Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  • Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-Несмеяна», «Летучий Корабль», «Финист-ясный сокол»
  • Стихи Ю. Мориц, А.Барто, Я.Аким, Б. Заходер, И. Токмакова, Г. Граубин «Незнакомые друзья»
  • Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
  • Толстой Л. «Филиппок»
  • Ушинский К. «Два плуга»
  • Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
  • Чарушин Е. «Никитка и его друзья»
  • Шварц Е. «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник», «Новые приключения кота в сапогах»

Немного отличается от двух предшествующих список для чтения на лето для третьего класса по программе «Школа XXI века»:

  • Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  • Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Улитка и розовый куст»
  • Астафьев В.П. «Весенний остров», «Конь с розовой гривой»
  • Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
  • Булычёв К. «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля»
  • Велтистов Е.С. «Приключения Электроника»
  • Гаршин В.М. «Сказка о жабе и розе»
  • Георгиев С.Г. «Домик солнечного зайца»
  • Горький М. «Про Иванушку-дурачка»
  • Даль В.И. «Про мышь зубастую и про воробья богатого»
  • Драгунский В.Ю. «На Садовой большое движение»
  • Зальтен Ф. «Бемби»
  • Зощенко М. М. «Галоши и мороженое», «Глупая история»
  • Иванов С.А. «Зимняя девочка»
  • Лагерлёф С. «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»
  • Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
  • Лесков Н.С. «Лев старца Герасима»
  • Одоевский В.Ф. «Город в табакерке», «Бедный Гнедко»
  • Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога»
  • Платонов А.П. «Солдат и царица», «Волшебное кольцо»
  • Пришвин М.М. «Курица на столбах»
  • Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке»
  • Свифт Д. «Путешествие Гулливера»
  • Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи»
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот»
  • Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона»
  • Толстой А.К. «Илья Муромец»
  • Толстой Л.Н. «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни»
  • Тургенев И.С. «Собака»
  • Ушинский К.Д. «Сумка почтальона», «Слепая лошадь»
  • Чёрный С. «Серебряная ёлка»
  • Чехов А.П. «Беглец», «Детвора»

Лето пришло! Это значит, что нужно выспаться, сходить на пляж, а также прочитать ужасный список литературы на лето. У нас у всех есть друзья, которые все время откладывают, а затем пытаются все успеть в последнюю полную паники неделю перед началом нового учебного года. Но если вы составите план и будете его придерживаться, вы сможете избежать стресса и прочитать все вовремя, при этом имея достаточно времени на отдых и на то, чтобы насладиться своими каникулами. В этой статье вы научитесь составлять план чтения списка литературы на лето и способам его придерживаться. Вы также узнаете, как читать быстрее и как расправиться с этим списком литературы!

Шаги

Часть 1

Составление плана

    Составьте список основной литературы. Пройдитесь по своему списку или спискам и выясните, какие именно книги вам необходимо прочесть за лето. Затем составьте список с названием каждой книги, а также с количеством страниц в каждой из них. И наконец, прочитайте суперобложку или поищите ее в Интернете и найдите краткий обзор по каждой книге, чтобы иметь представление, о чем они.

    • Вы можете пометить понравившиеся книги галочкой или плюсиком, а неинтересные книги – кружком или минусом. Планируя график чтения, чередуйте книги, которые вы хотите прочесть, и неинтересные книги. Если вы отложите все не понравившиеся книги на конец, вы практически наверняка не сможете прочесть их все.
  1. Составьте свой собственный список. Если вам не дали список литературы на лето, но вы чувствуете, что хотите немного почитать и освежить свой ум или подготовиться к колледжу, вы можете составить свой собственный список литературы. Попросите помощи у преподавателя или у библиотекаря.

    Достаньте книги, которые вам необходимо прочесть. Если вы собрались купить книги из списка, закажите их как можно раньше. Если вы собрались брать книги в библиотеке, помните, что их может не быть тогда, когда вам это нужно, так что начинайте читать заранее и реорганизуйте свой список на основании того, какие книги доступны.

    • Подумайте о том, чтобы обменяться книгами с одноклассниками. Это потребует немного больше планирования, но зато обойдется вам совершенно бесплатно.
    • Подумайте о покупке цифровых версий книг, чтобы всегда иметь возможность прочитать их на электронной книге или на телефоне.
  2. Определите свой стиль продуктивности. Вы справляетесь с задачей поэтапно или пытаетесь все успеть в последний момент? Вы не сможете магическим образом изменить свой стиль продуктивности, тем более за лето, так что составьте план так, чтобы он вам подошел.

    Составьте график чтения. Возьмите блокнот или календарь, на котором отображаются дни до начала учебного года. Если у вас запланированы выходные или какие-то особые дела, отметьте их в календаре. Возможно, вы все же сможете почитать в эти дни, но этого может быть недостаточно. Затем решите о порядке, в котором вы будете читать книги, и составьте график на основе своего стиля продуктивности.

    • Если вы подходите к выполнению задачи спокойно и методично, планируйте прочитать установленное количество страниц в день. Посчитайте общее количество страниц, что вам необходимо прочитать, и количество оставшихся дней, а затем разделите страницы на дни. Запишите это значение в свой календарь и старайтесь прочитывать его каждый день.
    • Если вы склонны откладывать работу и делать ее кучей, тогда лучше всего установить крайний срок для каждой книги. Например, вы можете спланировать все так, чтобы прочесть «Старик и море» не позже первого июля, «Фаренгейт 451» к 20 июлю и так далее. Вам все равно следует постараться читать каждый день, но даже если вам придется оставаться допоздна, чтобы прочитать все книги за день до срока, по крайней мере, они будут прочтены.
  3. Стимул. Хорошим способом заставить себя выполнить трудное задание, это придумать награду за завершение различных этапов этого задания. Подумайте о вещах, которыми вы можете вознаградить себя при каждом прочтении книги или по завершению всего списка. Например, вы можете сходить в кино, купить новый диск или сделать выходной, чтобы поиграть в видеоигры.

    Не теряйте время. Если вы собьетесь с графика или пропустите один из сроков, ваша работа может быстро накопиться до такого момента, когда выполнить ее будет практически невозможно. Если вы начали отставать, отмените другие мероприятия, если это необходимо, и наверстайте все как можно раньше. В августе вы себя еще поблагодарите.

    Попросите о помощи. Если в ваших книгах встречаются слова, значение которых вам неизвестно, не нужно их угадывать. Найдите их в словаре! Если вам трудно понять сюжет книги, поспрашивайте вокруг и узнайте, кто из знакомых ее прочитал и может вам помочь, или же найдите методическое пособие в Интернете или в библиотеке.

    • Методическое пособие очень полезное, но оно не заменит самого прочтения книги.
  4. Найдите товарища по чтению. Если вы знаете кого-то, кто читает ту же книгу, встретьтесь несколько раз, чтобы обсудить прочитанное и сравнить свои записи. После того как вы оба закончите читать, подумайте о том, чтобы посмотреть самую недавнюю экранизацию книги, если таковая имеется. Вы сможете обсудить, как фильм отличается от книги, что вам больше понравилось и посочувствовать тому испытанию, через которое вы оба прошли.

    Наслаждайтесь чтением! Трудно заставить себя наслаждаться обязательному заданию, но не забывайте, что большинство книг в списке были выбраны благодаря своей исключительности. Не обращайте внимания на тот факт, что вас заставили читать книги из списка, и постарайтесь насладиться этим опытом. Возможно, вы будете приятно удивлены тем, насколько веселым и интересным окажется это домашнее задание.

Часть 3

Как научиться читать быстрее

    Создайте положительную среду для чтения. Довольно трудно читать быстрее, когда тебе неуютно и постоянно что-то отвлекает. Чтение в тихом месте с хорошим освещением поможет вам лучше сосредоточиться на книге и не забыть о прочитанном. Тогда вам не придется тратить лишнее время на то, чтобы перечитывать все заново. Выключите телевизор, отложите в сторону планшет и уберите звук на телефоне. Затем убедитесь в наличии достаточного освещения и удобного кресла для чтения.

  1. Воспользуйтесь указателем. Во время чтения ваши глаза постоянно быстро передвигаются и каждый раз, меняя фокус, вам снова и снова приходится находить правильное место в тексте, а на это уходит ценное время. Воспользуйтесь указательным пальцем или клочком бумажки в качестве указателя, чтобы устранить эту проблему. Просто поместите указатель под строчкой текста, что вы сейчас читаете, после чего все время его опускайте.

    • Сперва вам может показаться, что указатель вас только замедляет, но когда вы привыкните, вы заметите резкое улучшение в вашей скорости чтения.

Список литературы к 11 классу

  1. И. А. Бунин стихи, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Темные аллеи» (2-З рассказа из сборника).
  2. А. И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет» и другая проза.
  3. А. Т. Аверченко проза на выбор (2-3 рассказа).
  4. М. М. Зощенко проза на выбор (2-3 рассказа).
  5. Стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Н. С. Гумилев, М. И. Цветаевой.
  6. М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль».
  7. А. А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме», поэма «Двенадцать».
  8. С. А. Есенин стихи на выбор.
  9. В. В. Маяковский стихи, поэма «Облако в штанах».
  10. М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
  11. А. П. Платонов проза на выбор (2-3 рассказа).
  12. А.Н. Толстой «Петр I» (обзорное изучение).
  13. А. А. Ахматова поэма «Реквием», стихи на выбор.
  14. Б. Л. Пастернак стихи из романа «Доктор Живаго».
  15. М. А. Шолохов «Тихий Дон», рассказы на выбор.
  16. В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда» или К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
  17. В. В. Быков проза на выбор.
  18. Стихи К. М. Симонова, Н. С. Тихонова, А. А. Суркова и других авторов о войне.
  19. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
  20. А. Т. Твардовский, произведения на выбор.
  21. В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»
  22. В. П. Астафьев проза на выбор (2-3 рассказа).
  23. В. М. Шукшин проза на выбор (2-3 рассказа).
  24. А. В. Вампилов «Старший сын»
  25. В. В. Набоков или И. С. Шмелев проза на выбор (2-3 рассказа).
  26. Стихи (песни) А. А. Галича, В. С. Высоцкого, И. В. Талькова, В. Р. Цоя, Б. Ш. Окуджавы.
  27. И. А. Ефремов, К. Булычев, А. Н. и Б. Н. Стругацкие проза на выбор.
  28. Т. Н. Толстая «На золотом крыльце сидели...», «Йорик», «Кысь».
  29. Л. Е. Улицкая проза на выбор.
  30. Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь», «Новый мир» и другие.

Альтернативный список литературы к 11 классу

  1. А. П. Чехов рассказы. Обязательно : «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой». Пьесы «Вишневый сад», «Чайка».
  2. А. И. Куприн рассказы на выбор. Повести (одна на выбор ): «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок».
  3. И. А. Бунин стихотворения, рассказы на выбор. Обязательно : «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско».
  4. Л. Н. Андреев «Рассказ о семерых повешенных», «Иуда Искариот».
  5. Рассказы В.Г. Короленко, А.Т. Аверченко, М. М. Зощенко.
  6. И. А. Ильф и Е. П. Петров рассказы, «12 стульев», «Золотой теленок».
  7. М. Горький ранняя проза : «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» , «Песня о соколе». Пьеса «На дне».
  8. Стихи В. Я. Брюсова, И. Ф. Анненского, К. Д. Бальмонта, А. Белого, А. А. Блока, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, В. В. Маяковского, В. Хлебникова, И. Северянина, Б. Л. Пастернака, С. А. Есенина. М. И. Цветаевой, С. Черного, Тэффи, Ч. де Габриак, Н. А. Заболоцкого
  9. А. С. Серафимович «Железный поток»
  10. И. Э. Бабель «Конармия», «Одесские рассказы».
  11. Б. А. Лавренев «41-й».
  12. А. А. Фадеев «Разгром», «Молодая гвардия» (можно в пересказе).
  13. Н. Г. Чернышевский «Что делать?» (можно в сокращении ).
  14. Е. И. Замятин «Мы».
  15. Дж. Оруэлл «Скотный двор».
  16. А. П. Платонов «Чевенгур», «В прекрасном и яростном мире».
  17. Е. Л. Шварц «Тень», «Дракон» или любая другая пьеса.
  18. М. А. Булгаков «Дни Турбиных», или «Иван Васильевич», или любая другая пьеса, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», любые рассказы.
  19. А. А. Блок «12».
  20. А.Н. Толстой «Ибикус, или похождения Невзорова», «Гадюка».
  21. М.А. Шолохов «Тихий Дон» или «Поднятая целина», «Судьба человека».
  22. В. В. Набоков новеллы на выбор, роман на выбор.
  23. Стихи М. В. Исаковского, О. Ф. Берггольц, К. М. Симонова, М. И. Алигер, Ю. В. Друниной.
  24. К. М. Симонов проза на выбор.
  25. А. Т. Твардовский «Василий Теркин».
  26. Стихи Б. А. Ахмадулиной, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. Ф. Казаковой, Н. М. Рубцова, Д. Самойлова, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского.
  27. Ю. В. Бондарев проза на выбор.
  28. Г. Я. Бакланов проза на выбор.
  29. К. Д. Воробьев проза на выбор.
  30. В. В. Быков проза на выбор.
  31. Б. Л. Васильев проза на выбор.
  32. В. И. Белов проза на выбор.
  33. В. П. Астафьев проза на выбор.
  34. Б. А. Можаев проза на выбор.
  35. В. М. Шукшин проза на выбор.
  36. Ч. Т. Айтматов проза на выбор.
  37. В. Г. Распутин проза на выбор.
  38. Ф. А. Абрамов проза на выбор.
  39. Д. А. Гранин проза на выбор.
  40. В. Д. Дудинцев проза на выбор.
  41. Ю. В. Трифонов проза на выбор.
  42. В. С. Маканин проза на выбор.
  43. А. М. Володин «Пять вечеров».
  44. А. В. Вампилов «Утиная охота».
  45. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (обязательно) , «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом», «Матренин двор» (по желанию) .
  46. Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго».
  47. Стихи (песни) А. А. Галича, Ю. И. Визбора, В. С. Высоцкого, Ю. Ч. Кима, И. В. Талькова, В. Р. Цоя.
  48. А. Н. Рыбаков «Дети Арбата».
  49. А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».
  50. А. Г. Битов «Пушкинский дом».
  51. В. О. Пелевин проза на выбор.
  52. Т. Н. Толстая проза на выбор.

Для самых маленьких

Елена Николаевна НИКЛЯЕВА, учитель начальных классов школы №61 им. Н.М. Иванова, предупреждает: чтение для ребенка не должно быть наказанием.

Когда малыш оформляет читательский дневник вместе с родителями, обсуждает с ними прочитанное, появляется вкус к чтению. Школа, в свою очередь, мотивирует хорошими отметками. Книги в списках на лето являются рекомендованными, на родительское усмотрение. Можно что-то выбрать из списка произведений и дополнить своими вариантами или читать все полностью. Список для первого класса начинается с фольклорных текстов, заканчивается рассказами о детях и животных, похожу последовательность мы можем наблюдать и в списках для второго, третьего, четвертого классов. Есть и «ниточка» ключевых авторов, к которым относятся Толстой, Драгунский, Бианки: их произведения изучаются с первого по четвертый классы.

Читательский дневник заполняют и самые юные ученики: как пояснила Елена Никляева, его ведение чаще всего оценивается педагогом, ведь помимо уроков чтения, есть и такой предмет, как внеклассное чтение.

Оформление дневника меняется в зависимости от возраста ребенка. Это обычная тетрадь, печатного варианта нет. Первоклассникам в нашей школе мы предлагаем просто записывать автора произведения и его название, рисовать иллюстрации, может, лепить поделки из пластилина - формы работы самые простые. Затем ведение дневника усложняется. Ученики второго класса уже отвечают на вопросы по прочитанному и составляют свои собственные, выделяют тему и основную мысль книги. В третьем классе школьники работают со словарем, выписывают из текста незнакомые слова, привлекают личный опыт: например, открывая книгу о животных, записывают, что уже о них знают, а после прочтения пишут небольшой отзыв. В четвертом классе эти отзывы становятся уже маленькими сочинениями. Читательский дневник можно вести и летом, и в течение всего учебного года.

Технический прогресс добрался и до детского чтения: даже первоклассники книги часто уже не читают, а слушают.

Чтение - это прежде всего общение ребенка с книгой, индивидуальная деятельность, - рассказала Елена Никляева. - Но допускается и прослушивание аудиокниги, если ребенок находится в поездке. Возможен и формат электронной книги. Конечно, это крайняя мера, но бывают такие случаи, что в школьной библиотеке нужной книги нет, а в районной ее могут дать лишь на десять дней, после чего нужно либо продлевать абонемент, либо сдавать книжку. Если семья уезжает на каникулы, это очень неудобно. Рекомендация тут однозначная: главное - ознакомиться с произведением, а на бумажном носителе или электронном, уже другой вопрос.

Правило 1

Помните, что книга - это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать.

Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый - просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).

Правило 2

Правило 3

Правило 4

В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.

Правило 5

Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 1 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем кафедры начального образования СПб АППО, соавтором курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»

  1. В. Г. Сутеев «Под грибом», «Яблоко», «Дядя Миша», «Ёлка», «Кот-рыболов», «Мешок яблок».
  2. А. Прейсен «Про козлёнка, который умел считать до десяти», «Весёлый Новый год».
  3. Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
  4. А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка».
  5. Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».
  6. Н. Н. Носов «Живая шляпа», «Фантазёры», «Затейники».
  7. В. В.Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поёт?» и другие рассказы.
  8. М. С. Пляцковский «Солнышко на память».
  9. М. М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребёнок».
  10. В. Г. Кротов «Как Игнатий играл в прятки», «Как червячок Игнатий чуть не стал драконом».
  11. Д. Биссет «Всё кувырком».
  12. Ф. С. Хитрук «Топтыжка».
  13. Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста».
  14. Г. М. Цыферов «Паровозик из Ромашково».
  15. Е. И. Чарушин «Тюпа», «Томка и сорока».
  16. С. В. Михалков «Три поросенка».
  17. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
  18. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок», «Волк и лиса», «Морозко».

Домашнее задание

(Если очень хочется…)

Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок или предложение из текста).

Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу.

учащимися 2 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем

  1. Т. И. Александрова «Домовёнок Кузька».
  2. С. В. Михалков «Праздник непослушания».
  3. С. Г. Козлов «Трям! Здравствуйте!».
  4. А. К. Вестли «Папа, мама, бабушка восемь детей и грузовик».
  5. Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
  6. М. Ю. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасли».
  7. Э. Ю. Шим «Лесные сказки».
  8. В. Ю. Постников «Карандаш и Самоделкин в стране пирамид».
  9. С. А. Могилевская «Марка страны Гонделупы».
  10. Э. Н. Успенский «Школа клоунов».
  11. В. В. Голявкин «Боба и слон».
  12. О. В. Перовская «Ребята и зверята».
  13. Э. Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
  14. Б. С. Житков «Рассказы о животных».
  15. Б. В. Заходер «Остров Гдетотам».
  16. А. Милн «Вини-Пух и все-все-все».
  17. Н. Н. Носов «Веселая семейка».
  18. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
  19. Э. Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  20. В. Бианки «Первая охота», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Лупленый Бочок», «Лесной колобок - Колючий бок», «Паучок-пилот».
  21. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
  22. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка», «Гуси-Лебеди».

Домашнее задание

(Если очень хочется…)

Предложите детям сделать рисованный мультфильм по прочитанным произведениям, сделайте подписи под слайдами. Или предложите им дополнить содержание прочитанного текста: изменить начало и записать его в виде рисунков, знаков, придумать другое окончание текста, изобразите его с помощью рисунков, записей.

Возможно, вы вместе с ребятами создадите мультфильм по прочитанному произведению. Фрагменты текста войдут в мультфильм, вылепите героев мультфильма, сделайте много фотографий, озвучьте.

Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 3 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем кафедры начального образования СПб АППО, соавтором курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»

  1. Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
  2. А. Линдгрен «Мадике и Пимс из Юнибаккена».
  3. С. Л. Прокофьева «Астрель и хранитель леса», «Ученик волшебника», «Приключения жёлтого чемоданчика».
  4. И. И. Акимушкин «Следы невиданных зверей».
  5. Д. Р. Сабитова «Цирк в шкатулке».
  6. Т. Ш. Крюкова «Чудеса не понарошку».
  7. И. П. Токмакова «Маруся еще вернётся».
  8. Ю. Алешковский «Кыш и два портфеля».
  9. В. В. Голявкин «Мой добрый папа».
  10. В. В. Чаплина «Питомцы зоопарка».
  11. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  12. Б. С. Житков «Что бывало».
  13. С. Г. Козлов «Ёжик в тумане».
  14. Т. Янсон «Муми-тролль и другие».
  15. Е. П. Левитан «Сказочные приключения маленького астронома».
  16. В. В. Курчевский «Быль-сказка о карандашах и красках».
  17. В. Л. Дуров «Мои артисты. Мои звери».
  18. Г. П. Пивоварова «По страницам занимательной географии».
  19. А. П. Чехов «Белолобый».
  20. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  21. С. П. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах».
  22. Г. Т. Черненко. «Путешествие в страну роботов».
  23. Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
  24. В. П. Крапивин «Оруженосец Кашка».
  25. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Домашнее задание

(Если очень хочется…)

Информацию, прочитанную в произведениях, можно представить в форме «бортового журнала», «двухчастного дневника». Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

    Что мне известно по данной теме? (Тема о природе, о животных, об авторе, по названию).

    Что нового я узнал из текста? Что мне запомнилось? Что меня удивило?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Двухчастный дневник - этот прием, который дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. Он выглядит так.