Происхождение древнерусской государственности. Основные теории происхождения древнерусского государства

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян- Древнерусское Киевское государство Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское (эти названия уже вытесняют старые Куявию и Славию), все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань – хазарам , а северные- варягам, что СЕВЕРНЫЕ прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжити и володети нами" (Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 31). Варяжские князья якобы сначала не соглашались, но потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того - обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость. (норманнская теория происхождения гос-ва).

В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов . Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в . По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества . Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков . Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150. (российская терия)

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным - напротив, многонациональным, полиэтническим , но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов . Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Однако украинские националистические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских славянских народа, "исторически" обосновать самостийность Украины, ее "историческое превосходство" над Россией, хотя, как известно, Древнерусское государство ни по территории, ни по составу населения с современной Украиной не совпадало . В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви. (украинская националистическая версия).

Общественный строй

Все феодальные общества были строго стратифицированы, т.е. поделены на сословия , права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное на исключительно эксплуататоров и эксплуатируемых - упрощение. Представи­тель феодального класса при всем своем материальном благополучии мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество же (за исключением высших церковных иерархов) проживало в таком аскетизме и лишениях, что его положение вряд ли могло вызвать зависть простых сословий.

Рабы и холопы. Не став преобладающим способом производства, рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были свои причины. Содержание раба обходилось слишком дорого , долгой русской зимой занять его было нечем. Неблагоприятные для исполь­зования рабского труда климатические условия дополнял упадок рабства в сопредельных странах: не было наглядного примера для заимствования и распространения этого института в славянских землях. Его распространению препятствовали также развитые общинные связи , возможность получения урожая силами свободных общинников. Рабство на Руси носило патриархаль­ный характер.

Для обозначения рабского состояния использовались термины "раб", "челядин", "холоп". Впрочем, некоторые историки полагают, что эти термины разного происхождения: челядь и холопы были из соплеменников, рабы - из военнопленных . Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. В рабство попадали также преступники и банкроты. Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудачного бегства от своего хозяина или кражи. Были случаи самопродажи в рабство.

Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений. Он был собственником господина, своей собственности он не имел. За уголовные преступления, совершенные холопом, нанесенный им материальный ущерб ответственность нес хозяин. За убийство холопа он получал возмещение в 5-6 гривен .

Под влиянием христианства происходило облегчение участи холопов. Применительно к XI в. можно уже говорить о защите личности холопа по прагматическим причинам. Появилась прослойка холопов, выдвинувшихся на административной службе у господина и имевших право повелевать от его имени другими категориями зависимого населения. Церковь усиливает преследования за убийство холопов. Рабство перерождается в одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием за холопами некоторых прав, прежде всего, права на жизнь и имущество.

Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию . Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения , находились в привилегированном положении по сравне­нию с остальной массой населения. Русская Правда, например, устанавливает двойную виру в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов, огнищан . Но о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего можно заключить, что вероятнее всего за посягательство на их жизнь полагалась смертная казнь . Господствующий класс древнерусского общества носил название "бояре ". Наряду с этим, наиболее распространенным наименованием, в источниках встречаются и другие: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане .

Было два пути формирования класса бояр. Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать , выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Это и были нарочитые мужи, градские старцы, земские бояре, выступавшие от имени своего племени. Вместе с князем они участвовали в военных походах, обогащаясь за счет захваченных трофеев. Вторую категорию составляли бояре княжеские - бояре-огнищане, княжьи мужи . По мере укрепления власти киевских князей земские бояре получали из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земли. В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.

Княжеские бояре, входившие во вторую категорию бояр, были в прошлом дружинниками князя, а во время военных походов становились ядром русского войска. Постоянно находясь при князе, дружинники выполняли различные его задания по управлению государством, были советниками князя по вопросам внутренней и внешней политики. За эту службу князю дружинники наделялись землей и становились боярами.

Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социаль­ной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной государственной власти, смиренном к ней отношении . Послепринятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. В руках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.

Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом (князья пытались добиться для себя права назначения митрополитов, но в рассматриваемый период успеха не добились). При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников - клиросом.

Городское население. Киевская Русь была страной не только деревень, но и городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги. Церковный устав князя Владимира говорит об уплате пошлин с мер и весов; существовал также и особый общегородской налог - погородие. Древнерусские города не имели своих органов самоуправления , находились под княжеской юрисдикцией . Поэтому городского ("магдебургского права") на Руси не возникло.

Свободные городские жители пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все ее статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество, которое рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно "купеческое сто" действовало при какой-либо церкви. "Ивановское сто" в Новгороде было одной из первых купеческих организаций в Европе .

Крестьянство. Основную массу населения составлялисмерды. Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались все сельские жители. Другие считают, что смерды - это лишь часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы, характерные для свободных граждан. Но в свидетельствах о смердах проскальзывает их неравноправное положение постоянная зависимость от князей, которые "жалуют" села со смердами.

Смерды жилиобщинами-вервями. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.

В основе формирования категорий зависимого крестьянства лежало "закупничество" - договор с господином, обеспеченный личностью самого должника. Закуп - обедневший или разорившийся крестьянин, попавший в зависимое положение; он брал у господина инвентарь, лошадь, другое имущество и отрабатывал проценты с долга. Закуп сохранял частичную правоспособность: мог выступать свидетелем по некоторым видам тяжб, его жизнь охранялась вирой в 40 гривен (как и жизнь свободного человека). Oн имел право уходить от хозяина на заработки, его нельзя было бить без "вины" закон охранял его имущество. Однако за побег от господина закуп превращался в холопа. При князе Владимире Мономахе положение закупов было облегчено (ограничение процентов с суммы долга, пресечение необоснованной продажа закупа в холопы и т.п.).

Рассмотрев выше различные теории происхождения государства, остановимся кратко на особенностях происхождения государства в нашей стране. С начала 18 века и до сего дня в отечественной науке господствуют два фундаментальных взгляда на возникновение древнерусского государства. Один из них исходит из того, что государство на Руси закономерно возникло в силу внутреннего исторического развития, другая (получившая название «норманнской») - что государственность на древнерусскую землю принесли скандинавские викинги (варяги). Таким образом. Согласно первой точке зрения русское государство было первичным, а второй - вторичным.

Первая («национальная») теория утверждает, что «военная демократия» развивалась до IX в., затем на Руси происходит постепенное становление государственных институтов. Для нас важно то, что к IX в, на территории будущей Руси уже существовали политические образования прогосударственного типа. Формирование имущественного неравенства и частной собственности очень важно, постольку тем самым достигается возможность сбора налогов в пользу государства при наличии слоя обеспеченных лиц для управления. В недатированной части «Повести временных лет» рассказывается о том, что три брата -- Кий, Щек и Хорив -- образовали город в честь Кия на берегу Днепра. Положение "Кия-- особое, он олицетворял «свой город» в международных переговорах, «ходил к Царю-городу» и «велику честь принял». В это время на смену старой организации приходит новая власть, летопись ее именует княжением». «По смерти братьев Кия стали их потомки держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое...» В VII в. на территории будущей Руси имелись устойчивые политические образования предгосударственного типа: Куявия, Славия, Артания (Киев, Новгород, возможно, Тмутаракань). В 862 г. «а новгородском княжении укрепляется Рюрик. В 882 г. в результате военного похода на Киев происходит объединение Се верной и Южной Руси в единое княжение. В Х в. окончательно реализуется наследственная передача княжеского стола, а вокруг Киева объединяются основные массивы восточнославянских земель, активно проводятся реформы по укреплению государственности и государственные порядки в целом доминируют.

Развитие славянских племен в IX в. представлено в летописях таковым, что оно уже требует государственного оформления. В эти процессы были втянуты не только славянские, но и окружающие их финские, тюркские, скандинавские народы. Стабилизация верховной власти у восточных славян связана с летописным рассказом о «призвании варягов и основании династии Рюриковичей», в основе которого лежат какие-то далёкие от нас реальные события. Летописный отрывок об этом, именуемый летописью «легендой о призвании», помещен в «Повести временных лет» под 859 г. Летопись гласит: «В 6367 году (в 859 г. по вашему исчислению) брали дань варяги из заморья на чюди на славянах, на мере, на весе и на кривичах. А хазары имели дань на полянах, на северянах и на вятичах, брали по белой веверице от дына» (скорее всего, по шкурке пушного зверька). На громадной территории будущей Руси активизировались «обложения данью» различных племен. Так продолжалось несколько лет. Но в6371) г. (862 г.) славяне «изгнали варягов за море и не дали им дани, стали собой владеть; и не стало у них правды, восстал род на род, была усобица, воевать стали между собой. Тогда решили они: «Поищем себе князя, чтобы владел нами и судил по праву». Пошли они за море, к варягам, к Руси. Варяги те звались русью, как другие зовутся шведами, германцами, англичанами, а иные готами, так и здесь. Сказали славянские племена: «Земля наша великан обильна, а наряда (власти) в ней нет Приходите княжить и владеть нами». Избрались три брата с родами своими, взяли с собой всю Русь и пришли; старейший Рюрик « сел в Новгороде, Синеус на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске». После этого стабильность в государстве была восстановлена. Современные звучные изыскания показывают, что дело происходило не так мирно, новая династия утверждалась в военных конфликтах. Сейчас ученые полемизируют о том, почему варяги называются русью. Одни объясняют это позднейшими вставками летописцев, другие -- родством с русской династией и т.д. Призвание трех братьев некоторые исследователи рассматривают как аналогичную легенду о трех братьях Кие, Щеке, Хориве, в южном варианте основателях Киева; на базе данного летописного отрывка в XVII в. была создана «норманнская теория».

«Норманнская теория» и ее критика. Призвание варягов рассматривалось русскими летописцами с высоких гражданских позиций -- как возникновение национальной власти и начало гражданского мира. В 1724 г. Петр 1 основал Академию; наук, куда приглашались иностранные ученые, в числе; которых были основатели норманнизма. Лосле смерти Петра 1 в январе 1725 г. русский трон стал объектом борьбы наследников. С занятием его Анной Ивановной (1730 г.) из Курляндми хлынуло дворянство, жаждавшее чинов и денег, а не служения России. Академия наук при ее фаворите Бироне стала оплотом идеологической реакции. Сложились условия для предвзятой трактовки прошлого России. В работах Байера, главы кафедры истории, говорилось, что возникновением государства русские обязаны варягам. Это утверждение подрывало национальное достоинство русских, одержавших победу над Швецией в Северной войне, а шведы были потомками норманнов. В дальнейшем идеи норманнизма развивали Миллер и Щлецер. Однако они сделали и много полезного для исторической науки о России: писали о ней книги, изучали летописи, собирали источники. Шлецер придал завершенный вид норманнизму как системе теоретических взглядов, предвзято и преувеличенно трактующих значение норманнов в образовании Древней Руси. Проблемой варягов в дальнейшем занимались почти все русские ученые, от Ломоносова до Ключевского, и каждый вносил что-то свое, и все в чем-то ошибались. Теория обрастала фактами, усложнялась, модернизировалась. Критика норманской теории проводится по следующим направлениям. Нельзя отрицать наличия в Древней Руси этнически чуждой династии. Но вопрос о династии не должен поглощать вопроса о государстве. Последнее есть продукт внутреннего раз«вития у всех народов.и не привносится извне. Производительные силы и правовое сознание у славян в IX в. были развиты сильнее, нежели у скандинавов. Тезисы о норманнской колонизации территории Руси несостоятельны, поскольку раскопки: содержат ничтожный процент скандинавских предметов. Молчат об этом и письменные источники.

История возникновения государства, объединяющего племена восточных славян, до сих пор вызывает много споров. Существует две теории образования Древнерусского государства: норманнская и антироманнская. О них, а также о причинах возникновения и развития государства на Руси сегодня и пойдет речь.

Две теории

Датой образования Древнерусского государства принято считать 862 год, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили «третью» сторону - скандинавских князей Рюриков для наведения порядка. Однако в исторической науке есть расхождения по поводу происхождения первого государства на Руси. Существует две основные теории:

  • Норманнская теория (Г. Миллер, Г. Байер, М. М. Щербатов, Н.М. Карамзин): ссылаясь на летопись «Повесть временных лет», создание которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, ученые пришли к выводу, что государственность на Руси - дело рук норманнов Рюрика и его братьев;
  • Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, М. С. Грушевский, И.Е. Забелин): последователи данной концепции не отрицают участия приглашенных варяжских князей в становлении государства, но полагают, что Рюрики пришли не на «пустое» место и данная форма правления уже существовала у древних славян задолго до описываемых событий в летописи.

Однажды на заседании Академии наук Михайло Васильевич Ломоносов избил Миллера за «ложное» трактование истории Руси. После смерти великого русского учёного его исследования в области истории Древнерусского государства загадочным образом исчезли. Через некоторое время они обнаружились и были опубликованы под редакцией того же Миллера. Интересно отметить, что современные исследования показали, что изданные труды не принадлежат руке Ломоносова.

Рис. 1. Взимание дани со славянских племен

Причины образования древнерусского государства

Ничего в этом мире не происходит просто так. Чтобы произошло то или иное событие, нужны причины. Существовали предпосылки и для образования государства у славян:

  • Объединение славянских племен для противостояния более могущественным соседям : В начале 9 века славянские племена были окружены более сильными государствами. На юге раскинулось большое средневековое государство - Хазарский каганат, дань которому были вынуждены платить северяне, поляне и вятичи. На севере выносливые и воинственные норманны требовали откупа от кривичей, ильменских словене, чудь и меря. Только объединение племен могло изменить существующую несправедливость.
  • Разрушение родового строя и родовых связей : Военные походы, освоение новых земель и торговля привели к тому, что в родовых общинах, основанных на имущественном равенстве и ведении хозяйства сообща, появляются более сильные и богатые семьи - родовая знать;
  • Общественное расслоение : Разрушение родового и общинного строя у славян привело к появлению новых слоёв населения. Так образовался слой родовой знати и дружинников. К первым относились потомки старейшин, которые сумели нажить больше богатства. Ко вторым, дружинникам - молодые воины, которые после военных походов не возвращались к земледелию, а становились профессиональными воинами, защищавшими правителей и общину. Слой простых общинников в знак благодарности за защиту воинам и князьям преподносили дары, которые в дальнейшем превратились в обязательную дань. Кроме того, выделился и слой ремесленников, которые отошли от земледелия и обменивали свои «плоды» труда на продукты. Появились и люди, живущие исключительно за счёт торговли - слой купцов.
  • Развитие городов : В 9 веке большую роль в развитии общества играли торговые пути (сухопутные и речные). Все новые слои насления - знать, дружинники, ремесленники, купцы и земледельцы стремились селиться в поселках, стоящих на торговых путях. Таким образом, количество жителей увеличивалось, менялся общественный строй, появлялись новые порядки: власть князей превращалась во власть государственную, дань - в обязательный государственный налог, небольшие города - в крупные центры.

Рис. 2. Дары дружинникам за защиту от врагов

Два центра

Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине 9 века к образованию на карте современной России двух центров - двух ранних древнерусских государств:

  • на севере - Новгородский союз племён;
  • на юге - объединение с центром в Киеве.

К середине 9 века князья Киевского союза - Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство - Русь или Киевская Русь.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

После смерти Олега, титул «великий князь» принял Игорь (912 -945) - сын Рюрика. За чрезмерные поборы он убит людьми из племени древлян.

Рис. 3. Монумент князю Рюрику - основателю Древнерусского государства

Что мы узнали?

Сегодня были кратко рассмотрены следующие вопросы по истории (6 класс): к какому веку относится образование Древнерусского государства (9 век), какие событие стали предпосылками зарождения государственности на Руси и кто были первыми русскими князьями (Рюрик, Олег, Игорь). Данные тезисы могут быть использованы в качестве шпаргалки к подготовке к экзаменам по истории.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 2881.

Невозможно точно сказать, когда именно появилось Древнерусское государство, в наше время ученые не могут назвать точную дату. Разные группы историков называют несколько дат, но многие из них сходятся к одному — появление Древней Руси можно датировать IX веком. По этой причине известно несколько разнообразных теорий происхождения древнерусского государства, каждая теория по своему уникальная и старается привести доказательства о своей версии возникновения великого государства.

Происхождение древнерусского государства кратко

В знаменитой «Повести временных лет» написано, что Рюрика с братьями затребовали на княжение в Новгород в 862 году. Поэтому эта дата стала для многих ученых началом возникновения Древней Руси. На престолы сели варяжские князи:

  • Синеус — в Белозере;
  • Трувор — в Изборске;
  • Рюрик — в Новгороде.

Через некоторое время князю Рюрику удалось соединить все земли воедино.

Князь Олег в 882 году захватил Киев, с его помощью он смог объединить важнейшие группы земель, а в будущем присоединил и остальные главные территории. В этот период по причине объединения земель восточных славян они смогли превратиться в большое государство. Поэтому, по мнению большинства ученых, формирование древнерусского государства относится к IX веку.

Самые известные теории происхождения древнерусского государства

Норманская теория

Ученые Байер и Миллер утверждали, что Древнерусское государство было основано выходцами из Скандинавии, то есть норманнами, на Руси их еще называли варягами. Эта теория возникла в «Повести временных лет». Основные аргументы норманнистов были в том, что все первые правители Руси назывались скандинавскими именами (Олег, Рюрик, Ольга, Игорь).

Антинорманская теория

Антинорманская теория утверждает, что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство историчных источников говорят о том, что правительство восточных славян было первым, чем у варягов. Известный ученый М.Ломоносов является родоначальником этой теории. Теория гласит о том, что на период исторического развития славяны находились выше норманн по уровню политического развития. Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой.

Компромиссная теория

Теория также имеет название славянско-варяжской. Первый кто попробовал связать эти 2 теории предпринял русский историк В. Ключевский. Он считал, что «городовая область» была наиболее ранней местной политической формой, которая образовалась на Руси. Городовая область — торговый округ, которым управлял укрепленный город. После сохранения самостоятельности городовых областей, а также объединения варяжских княжеств смогла выйти еще одна политическая форма, она имела название княжество Киевское.

Ирано-славянская теория

Согласно этой теории существовало 2 вида русов — руги (жители Рюгена) и причерноморские русы. Словенами ильменскими было приглашено русов-ободритов (ругов). Поэтому сближение руссов произошло по причине объединения восточнославянских племен в одно государство.

Индо-иранская теория

Теория гласит о том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, оно является более древним. Некоторые сторонники этого мнения, отмечают, что народ «рос» был, упомянут еще в шестом веке в «Церковной Истории».

История государства и права России Пашкевич Дмитрий

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Теории происхождения Древнерусского государства.

Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

8. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Одна из самых древних теорий происхождения государства – теократическая теория. Теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Известна юридическая формула: всякая государственная

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ, ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, НАСИЛИЯ) 1. Теологическая теория различается в разных религиях. Основная идея – всякая власть от Бога. В христианстве этот постулат сформулирован апостолом Павлом. Но, напр., для

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, изначально – свод обычного права, сохранивший свое значение и в следующие периоды истории. Большинство

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная

Из книги автора

Из книги автора

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Причины распада: господство «натурального хозяйства»; рост феодального землевладения; укрепление княжеско-боярской элиты; слабое развитие транспортных коммуникаций; этническая

Из книги автора

Монгольское завоевание. Образование монгольского государства Татары и монголы (монгольские племена) проживали севернее Китая.1162–1227 гг. – подчинение ханом Темучином татаро-монгольских племён и проведение военной реформы.1205 г. – провозглашение Темучина великим ханом

Из книги автора

Образование Российского государства Предпосылки создания единого государства и объединение русских земельСоциально-экономические предпосылки:– развитие феодального землевладения;– стремление бояр приобретать земли за пределами своих княжеств.Духовные

Из книги автора

Образование государства у восточных славян Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.Первобытное общество могло

Из книги автора

Социально-экономическое развитие Древнерусского государства При князе Ярославе Мудром впервые появился свод законов Древнерусского государства – Русская Правда. Эти законы были дополнены преемниками Ярослава. Из Русской Правды узнаём о социальной организации