Различение на письме суффиксов прилагательных к- и -ск.

Урок русского языка для 6 класса на тему « Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-"».

(§ 65. Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-").

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» 1 , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:

Показать учащимся условие написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных.

Задачи:

1) обучающие:

Объяснить условия различения на письме суффиксов -к- и -ск- в прилагательных;

Показать особенности образования с помощью суффикса -ск- относительных прилагательных.

2) развивающие:

- научитьразличать на письме суффиксы -к- и -ск- прилагательных;

Познакомить с особенностями графического обозначения условия выбора на письме суффиксов -к- и -ск- .

3) воспитательные:

Воспитание любознательности, желания развивать кругозор;

Воспитание внимательности и доброжелательности к одноклассникам, высокой культуры поведения.

Тип урока: комбинированный(урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания , см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

1). Рассказ учащихся об условиях написания одной и двух «н» в суффиксах прилагательных.

2). Упражнение № 374.

II . Работа с теоретическим материалом в учебнике на странице 34 (чтение правила о различии на письме суффиксов прилагательных – к- и -ск).

Оформление в тетради таблицы:

NB ! Орфограмма № 39:

-к-

-ск-

Если у прилагательного есть краткая форма:

Резк ий (полная форма) – резок (краткая форма).

Если у прилагательного нет краткой формы:

Украинск ий

Если прилагательное образовано от существительных с основой на -к, -ч, -ц :

Кулацк ий – кулак .

Ткацк ий – ткач .

Немецк ий – немец .

Если прилагательное образовано от существительных с основой не на -к, -ч, -ц :

Киргизск ий – киргиз .

Казахск ий – казах .

Примечание :

У прилагательных, образованных от существительных на «нь» и «рь», буква «ь» не пишется: Астрахань - астраханск ий, богатырь – богатырск ий.

Исключение: у прилагательных, образованных от названий месяцев, «ь» пишется:

февраль ский, апрель ский, июнь ский, июль ский, сентябрь ский, октябрь ский, декабрь ский (но: январск ий).

III . Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 376:

Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных - к - и - ск-

Цели: 1) Знать: об образовании с помощью суффиксов - к - и -ск - имён

прилагательных; условия написания данных суффиксов словах;

уметь: различать на письме суффиксы - к - и - ск-, видеть условия

верного написания слов с данными суффиксами, графически

обозначать орфограммы;

2) Развивать память, внимание, грамотную монологическую и

лингвистическую речь, мышление, орфографическую зоркость;

3) Воспитывать трудолюбие, корректность в общении, любовь к природе.

Оборудование: - карточки с разноуровневыми заданиями;

Карточки с алгоритмом рассуждения;

Сигнальные карточки;

I. Организационный момент.

(Проверка готовности учащихся к уроку)

II. Повторение и закрепление изученного материала.

1) Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим узнавать с новой стороны нашего давнего знакомого, которого зовут « Имя прилагательное ». Он раскрыл нам уже довольно много секретов о себе, вот и сегодня нам откроется ещё одна тайна.

А вот о какой орфограмме пойдёт речь, вы сейчас скажите сами, внимательно посмотрев на записанные на доске слова, не обращая внимание на слова в скобках.

Что объединяет данные слова с точки зрения русского языка ?

Почему же слова одной и той же части речи я написала в два столбика?

В какой части слова может находиться орфограмма, над которой мы будем сегодня работать?

Давайте теперь попробуем определить, а при каких условиях в прилагательных пишется суффикс - к-?

К какой части речи относятся слова, данные в скобках?

С какой целью выделена основа и подчёркнута конечная согласная?

Вязкий (вязок) французский

Ткацкий (ткач) матросский

Рыбацкий (рыбак)

Немецкий (немец)

Итак, сегодня мы учимся различать на письме суффиксы прилагательных –к - и –ск-. А при каких условиях в прилагательных пишется суффикс - к-? - ск-?

2) Чтение теоретического материала учебника.

Давайте посмотрим, правильный ли вывод мы сделали.

Чтение правила с. 136 (учебник)

3) Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с громким проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных - к - их --ск - с помощью алгоритма. (Орфограмму обозначить прямо на карточке)

РЕЗКИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ БУРЛАЦКИЙ

СИБИРСКИЙ МОЛОДЕЦКИЙ СОЛДАТСКИЙ

ПЛОТНИЦКИЙ НИЗКИЙ БЛИЗКИЙ

Алгоритм « Правописание суффиксов прилагательных - к - и - ск - »


4) Предупредительный диктант

(1 ученик работает на доске, записывая слова с изучаемой орфограммой с объяснением)

№ 000 (с. 136 в учебнике)

5) Индивидуальная работа учащихся на карточках.

Группа №1.

1) Родитель…ая доброта безмерна, как море.

2) Брат…ая любовь крепче каменных стен.

3) В лицо ямщиц….им ветром било.

4) После дождя трава всегда скольз…ая.

5) В залихват…ом степном разгоне колокольчик хохочет до слёз.

6) Целует октябрь…ая стужа обмёрзшие пальцы мои.

7) В комнате ощущался рез…ий запах ландышей.

Группа №2.

Задание: образуй словосочетания прилагат.+ сущ. от данных словосочетаний сущ.+сущ. Данное словосочетание не пишем.

Язык калмыков, труд горняка, сабля черкеса, костюм матроса, доспехи рыцаря, одежда казаков, песня бурлаков, танец казахов, игрушки для детей, сеть рыбака.

Группа №3.

Используя данные словосочетания, придумайте и напишите рассказ.

Русская зима, деревенская изба, тульский самовар, цейлонский чай, близкие друзья, туристский поход, июльская жара, резкий ветер, скользкий лёд, январская песенка.

6) Тестирование.

Выпишите цифры, после которых написаны слова с ошибками.

1-казанский 6- гигантский

2-руский 7-низский

3-тибецкий 8- кузнецкий

4- дерзкий 9- гороцкой

5-плотницкий 10-зверский

При каком условии в прилагательных пишется суффикс - к-? - ск-?

IV. Домашнее задание.

Группа1. Спишите словосочетания, обозначьте орфограмму.

Дерз….ий ответ, скольз..кая дорога, богатыр…ий размах, рыба…ая лодка, январ….ие морозы, сибир…ие просторы, вес…ие доказательства, рыцр…ое поведение, матрос…кая дружба, вяз…ое болото, кузнец…ая мастерская.

Группа 2 §57 № 000

Группа 3. Составить рассказ, используя как можно больше слов с суффикс - к-,

Цели урока

Познавательные: Совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.

Практические:

  • разработать опорную схему-правило написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных,
  • формировать орфографические умения в различении на письме суффиксов -К- и -СК-,
  • начать развитие умения графически обозначать изучаемую орфограмму.

Ход урока

1. Языковая разминка.

На доске записаны суффиксы прилагательных: -лив-, -ив-, -ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-, -ин-.

– Ребята, на доске записаны части слова. Эти части слова решили прийти к нам на урок. Как они называются? (Суффиксы) Да, суффиксы. Они решили принять участие в работе. А что делают суффиксы? Какую проводят работу? (Служат для образования новых слов) Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова (групповая работа: учащимся предлагаются карточки, на которых написаны существительные: сирота, льстец, дворец, плюш, лекция, солома, кожа, гусь, лёд ). Фронтальная проверка.

К какой части речи относятся слова, образованные при помощи суффиксов? Как называется такой способ образования слов?

2. Формулирование темы урока.

1) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог.

Задание.

Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным: коллекция любителя, судно для ловли рыбы, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев.

Выделите суффиксы.

Работа проводится в группах. Результаты работы записываются на листах формата А3, вывешиваются на доску для проверки.

2) Выход к учебной проблеме.

Итак, что же получилось? Задание дала всем одно, а выполнили вы его как?

По-разному.

Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать.

Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Учебная проблема как тема урока)

Суффиксы прилагательных.

Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе?

Выбор суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.
- Правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-.
- Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-.

3. Введение нового материала.

(Решение учебной проблемы – поиск решения.)

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

  1. бедняк – бедняцкий
  2. француз – французский
  3. молодец – молодецкий
  4. ткач – ткацкий
  5. море – морской
  6. кузнец – кузнецкий
  7. рыбак – рыбацкий
  8. дети – детский

(Знание открывается с помощью побуждающего диалога.)

Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суфф. -К- и -СК-?

Так. Какие есть ещё идеи?

1группа: - В прилагательных, образованных от одушевленных существительных, пишется -К-.
2 группа: - Может быть, нужно смотреть, на какую букву оканчивается основа существительного.
3 группа: - Суффикс -К- пишется после К, Ц, Ч, а после других букв пишется -СК-.

Все с этим согласны? Как можно это проверить? (побуждение к проверке)

Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевленное, а в прилагательном пишется -СК-.

Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

Суффикс -К- пишется после букв К, Ц, и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях.

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

- На какие (материал левой колонки под цифрой 1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4? Какое есть морфологическое условие?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.)

4. Воспроизведение.

5. Продуктивные задания.

Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных -К- и -СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску.)

Все согласны? Есть дополнения? Изменения?

Проговорим правило по опорной схеме.

А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок. Понравилось стихотворение?

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

И еще даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,

Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, исправьте ошибки в прилагательных на доске.

6. Развитие орфографических умений.

1. Упражнения «на узнавание орфограммы в лицо».

А) Упражнение № 261. (По заданию в учебнике Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой выполняется устно)

Б) От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -К- и -СК-. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Дан образец. (Выполняют письменно в тетради, затем идет самопроверка)

2. Работа с сигнальными карточками.

Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или -СК-.
Близкий, резкий, сентябрьский, немецкий, дерзкий, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский и т. д.

3. Во время выполнения 2-ого задания проводится творческая работа (индивидуально для сильных учащихся).

Даны предложения, в которых пропущены прилагательные. Необходимо их вставить, но подобрать такие прилагательные, в которых были бы суффиксами -К- и -СК-. Проверка: учащиеся зачитывают тексты.

4. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой (ответы, которые должны быть написаны в перфокарте, открываются на доске).

7. Домашнее задание: составить похожий текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК- или выполнить упражнение 262.

8. Подведение итогов урока.

С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

Задайте по одному вопросу по теме друг другу.

А теперь по одному вопросу от группы задайте мне.

§ 1 Различение на письме суффиксов прилагательных – К - и – СК -

Многие учащиеся на письме нередко смешивают суффиксы -К- и -СК-. На что мы должны обратить внимание при выборе суффикса? Рассмотрим несколько предложений из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1. Марья Гавриловна была воспитана на француз..их романах.

2. На двенадцатом году жизни выучился я рус..ой грамоте.

3. Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., бли..кого нашего родственника.

Давайте выделим прилагательные и определим их разряд.

Француз..кие - относительное

Рус..ой - относительное

Близ..ого - качественное

Суффикс -К- пишется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму. Близкий - близок; резкий - резок, низкий - низок.

Также пишется суффикс -К- в некоторых относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на К, Ч, Ц:немецкий (образовано от слова немец), кулацкий (от слова кулак), ткацкий (образовано от слова ткач).

В остальных случаях в прилагательных пишется суффикс -СК-.

Чтобы лучше запомнить это правило, воспользуйтесь вот такой схемой:

Давайте снова вернёмся к нашим примерам.

Француз..ий - образовано от слова француз, основа которого заканчивается на З. Этой буквы нет в нашей схеме, следовательно, выбираем суффикс -СК-

Рус..ий - образовано от слова Русь с основой на С. Этой буквы также нет в нашей шпаргалке, значит, в прилагательном нужно писать суффикс -СК-.

Близ..ого - это качественное прилагательное, имеющее краткую форму (близок), значит, в слове пишем суффикс -К.

Рассмотрим ещё несколько примеров.

Всю зиму в наших краях стояли крепкие сибир..ие морозы.

В прилагательном Сибир.ие следует писать суффикс -СК-, так как слово образовано от существительного Сибирь с основой на Р. Этой буквы нет в схеме, поэтому выбираем суффикс -СК-.

Очень долго в темноте слышалась ямщиц..ая песня.

Слово ямщиц..ая образовано от существительного ямщик с основой на -К.Эта буква есть в нашей шпаргалке, следовательно, мы выбираем суффикс К.

§ 2 Краткие выводы по теме урока

ИТАК, суффикс -К- пишется:

· в прилагательных, имеющих краткую форму;

· в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -К-, -Ч- и -Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс -СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом -СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский), но сохраняется после буквы Л (сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ (июньский, октябрьский, исключение январский).

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012 г.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012г.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория.5-9 класс. 2012г.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012г.

Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Цели: 1) Знать: об образовании с помощью суффиксов -к- и -ск- имён

прилагательных; условия написания данных суффиксов словах;

уметь: различать на письме суффиксы -к- и -ск-, видеть условия

верного написания слов с данными суффиксами, графически

обозначать орфограммы;

2) Развивать память, внимание, грамотную монологическую и

лингвистическую речь, мышление, орфографическую зоркость;

3) Воспитывать трудолюбие, корректность в общении, любовь к природе.

Оборудование: — карточки с разноуровневыми заданиями;

— карточки с алгоритмом рассуждения;

— сигнальные карточки;

I . Организационный момент.

(Проверка готовности учащихся к уроку)

II . Повторение и закрепление изученного материала.

1) Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим узнавать с новой стороны нашего давнего знакомого, которого зовут « Имя прилагательное ». Он раскрыл нам уже довольно много секретов о себе, вот и сегодня нам откроется ещё одна тайна.

А вот о какой орфограмме пойдёт речь, вы сейчас скажите сами, внимательно посмотрев на записанные на доске слова, не обращая внимание на слова в скобках.

Что объединяет данные слова с точки зрения русского языка?

Почему же слова одной и той же части речи я написала в два столбика?

В какой части слова может находиться орфограмма, над которой мы будем сегодня работать?

Давайте теперь попробуем определить, а при каких условиях в прилагательных пишется суффикс -к-?

К какой части речи относятся слова, данные в скобках?

С какой целью выделена основа и подчёркнута конечная согласная?

Вязкий (вязок) французский

Ткацкий (ткач) матросский

Рыбацкий (рыбак)

Немецкий (немец)

— Итак, сегодня мы учимся различать на письме суффиксы прилагательных –к- и –ск-. А при каких условиях в прилагательных пишется суффикс -к-? -ск-?

2) Чтение теоретического материала учебника.

— Давайте посмотрим, правильный ли вывод мы сделали.

— Чтение правила с. 136 (учебник Ладыженской Т. А.)

3) Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с громким проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных -к- их —ск- с помощью алгоритма. (Орфограмму обозначить прямо на карточке)

РЕЗКИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ БУРЛАЦКИЙ

СИБИРСКИЙ МОЛОДЕЦКИЙ СОЛДАТСКИЙ

ПЛОТНИЦКИЙ НИЗКИЙ БЛИЗКИЙ

Алгоритм « Правописание суффиксов прилагательных — к- и -ск- »

суффиксы прилагательных — к- и -ск-

-ск-

4) Предупредительный диктант

(1 ученик работает на доске, записывая слова с изучаемой орфограммой с объяснением)

327 (с. 136 в учебнике)

5) Индивидуальная работа учащихся на карточках.

Группа №1.

1) Родитель…ая доброта безмерна, как море.

2) Брат…ая любовь крепче каменных стен.

3) В лицо ямщиц….им ветром било.

4) После дождя трава всегда скольз…ая.

5) В залихват…ом степном разгоне колокольчик хохочет до слёз.

6) Целует октябрь…ая стужа обмёрзшие пальцы мои.

7) В комнате ощущался рез…ий запах ландышей.

Группа №2.

Задание: образуй словосочетания прилагат.+ сущ. от данных словосочетаний сущ.+сущ. Данное словосочетание не пишем.

Язык калмыков, труд горняка, сабля черкеса, костюм матроса, доспехи рыцаря, одежда казаков, песня бурлаков, танец казахов, игрушки для детей, сеть рыбака.

Группа №3.

Используя данные словосочетания, придумайте и напишите рассказ.

Русская зима, деревенская изба, тульский самовар, цейлонский чай, близкие друзья, туристский поход, июльская жара, резкий ветер, скользкий лёд, январская песенка.

6) Тестирование.

Выпишите цифры, после которых написаны слова с ошибками.

1-казанский 6- гигантский

2-руский 7-низский

3-тибецкий 8- кузнецкий

4- дерзкий 9- гороцкой

5-плотницкий 10-зверский

III . Итог

— При каком условии в прилагательных пишется суффикс -к-? -ск-?

IV . Домашнее задание.

Группа1. Спишите словосочетания, обозначьте орфограмму.

Дерз….ий ответ, скольз..кая дорога, богатыр…ий размах, рыба…ая лодка, январ….ие морозы, сибир…ие просторы, вес…ие доказательства, рыцр…ое поведение, матрос…кая дружба, вяз…ое болото, кузнец…ая мастерская.

Группа 2 §57 № 329

Группа 3. Составить рассказ, используя как можно больше слов с суффикс -к-,