Разработка открытого урока "нации и межнациональные отношения".

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья в современном обществе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1) Функции семьи как социального института:

а) репродуктивная;

б) воспитательная;

в) хозяйственная, экономическая, социально-статусная и многие др.

2) Изменения в обществе и современная семья:

а) изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнерского типа;

б) от многопоколенной семьи к нуклеарной.

3) Государство и семья.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

1) Современные нации - высшая форма этнической общности.

2) Источники национальной общности:

а) историческая память;

б) национальное самосознание;

в) национальные интересы.

3) Межнациональные отношения в современном мире:

а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);

б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;

г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция национальной политики РФ»).

Пояснение.

При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие семьи.

2) Функции семьи:

а)репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

3) Права и обязанности членов семьи.

4) Виды семей:

а) патриархальная, демократическая;

5) Ресурсы семьи:

а) экономические;

б) информационные и др.

6) Нормы и санкции регламентирующие поведение в рамках института семьи:

а) формальные;

б) неформальные

7) Статусно-ролевая система, действующая в рамках института семьи:

а) родители;

в) супруги и т.д.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальная группа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие семьи.

2) Типы семьи:

а) патриархальная, партнёрская;

б) многопоколенная, нуклеарная.

3) Роли в семье.

4) Функции семьи:

а)репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

5) Ресурсы семьи. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная мобильность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие социальной мобильности.

2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3) Виды социальной мобильности:

а)вертикальная,горизонтальная;

б) групповая, индивидуальная.

4) Социальные лифты:

а) бизнес;

г) церковь и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Один из вариантов плана раскрытия данной темы :

1. Понятие нация:

а) как этническая общность;

2. Признаки этноса:

3. Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

4. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

5. Демократические принципы межнациональных отношений:

6. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие нация:

а) как этническая группа;

б) как общегражданская общность.

2) Признаки этноса:

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные институты». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы

1. Понятие со­ци­аль­но­го института (социальный ин­сти­тут как по­сто­ян­но повторяющиеся и вос­про­из­во­дя­щи­е­ся отношения).

2. Характеристики со­ци­аль­но­го института:

а) возникает на ос­но­ве совместной де­я­тель­но­сти больших масс людей;

б) осуществляемая им де­я­тель­ность направлена на удо­вле­тво­ре­ние фундаментальных по­треб­но­стей общества;

в) осуществляемая им де­я­тель­ность регулируется нормами, традициями, обычаями;

г) является устой­чи­вой формой ор­га­ни­за­ции деятельности;

д) складывается исторически.

3. Основные со­ци­аль­ные институты:

а) институт семьи и брака;

б) политические ин­сти­ту­ты (государство, пар­тии и др.);

в) экономические ин­сти­ту­ты (производство, обмен и др.);

г) институты науки, об­ра­зо­ва­ния и культуры;

д) институт религии.

4. Значение со­ци­аль­ных институтов (стабилизируют со­ци­аль­ные отношения, вно­сят согласо-ванность в дей­ствия членов общества).

Возможны дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и подпун¬ктов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная группа». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

1. Понятие социальной группы / Социальные группы - устойчивые совокупности людей, имеющие отличные, только им присущие признаки.

2. Основания для классификации социальных групп:

а) численность (малая и большая);

б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);

в) по факту существования (номинальная и реальная);

г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);

3. Признаки малой социальной группы;

а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей

б) наличие общей цели или интереса;

в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;

г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;

4. Воздействие малой группы на человека:

а) негативное

б) позитивное

5. Многочисленность социальных групп.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики .

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1) Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

2) Признаки социального контроля:

б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

в) коллективное осуществление контроля.

3) Функции социального контроля:

а) регулятивная (регулирование жизни людей);

б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

4) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

5) Виды (круги) социального контроля:

а) формальный контроль посредством правовых норм;

б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

г) социальный контроль в семье и частной жизни;

6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитываются:

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

Пол­но­та от­ра­же­ния ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

Со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

1) Со­вре­мен­ные нации - выс­шая форма эт­ни­че­ской общности.

2) Ис­точ­ни­ки на­ци­о­наль­ной общности:

а) ис­то­ри­че­ская память;

б) на­ци­о­наль­ное самосознание;

в) на­ци­о­наль­ные интересы.

3) Меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном мире:

а) ин­те­гра­ция и сбли­же­ние на­ро­дов (Европейский союз; США; Ка­на­да и т.п.);

б) меж­на­ци­о­наль­ные кон­флик­ты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, куль­ту­ра меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний как сред­ства пре­одо­ле­ния на­ци­о­наль­ных конфликтов;

г) на­ци­о­наль­ная по­ли­ти­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (Конституция РФ; «Концепция на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки РФ»).

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

1. Со­ци­а­ли­за­ция как про­цесс усво­е­ния ин­ди­ви­дом об­раз­цов поведения, со­ци­аль­ных норм и ценностей, не­об­хо­ди­мых для его успеш­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния в дан­ном обществе.

2. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по Д. Смелзеру:

а) ста­дия под­ра­жа­ния и ко­пи­ро­ва­ния детьми по­ве­де­ния взрослых;

б) иг­ро­вая стадия, когда дети осо­зна­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние роли;

в) ста­дия груп­по­вых игр, на ко­то­рой дети учат­ся понимать, что от них ждет целая груп­па людей.

3. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по тео­рии ролей (Дж. Г. Мид):

а) ими­та­ция (дети ко­пи­ру­ют по­ве­де­ние взрослых);

б) иг­ро­вая ста­дия (дети по­ни­ма­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние опре­де­лен­ных ролей);

в) кол­лек­тив­ная игра (дети учат­ся осо­зна­вать ожи­да­ния не толь­ко от­дель­но взя­то­го человека, но и целой группы).

4. Аген­ты (институты) социализации:

а) аген­ты пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции - это среда, ко­то­рая ока­зы­ва­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие на ин­ди­ви­да (родители, родственники, семья, друзья, сверст­ни­ки и т. д.);

б) аген­ты вто­рич­ной социализации: ад­ми­ни­стра­ция школы, вуза, предприятия; армия, суд, цер­ковь и.т.д.

5. От­ли­чия со­дер­жа­ния про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции взрос­лых от про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции детей.

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 5.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как малая группа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более

детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. По­ня­тие «семья»

2. По­ня­тие «малая группа»

3. Клас­си­фи­ка­ция видов семьи:

а) По составу

б) По ха­рак­те­ру рас­пре­де­ле­ния се­мей­ных обязанностей

4. Функ­ции семьи:

а) Воспитательная

б) Хозяйственно-экономическая

в) Ре­кре­а­ци­он­ная и т. д.

5. При­зна­ки семьи как малой группы:

а) Не­мно­го­чис­лен­ный со­став чле­нов группы

б) Устой­чи­вый состав

в) На­ли­чие эмо­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний между чле­на­ми груп­пы и т. д.

Возможны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социального контроля в развитии общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.

3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:

а) социализация индивидов - основная цель и функция социального контроля;

6) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей.

4. Гибкость социального контроля - необходимое условие изменений в социальной системе.

5. Девиантное и делинквентное поведение.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство как институт политической системы». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Концепции лидерства:

а) выдающиеся качества отдельных личностей;

б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;

в) психоаналитические концепции лидерства и др.

2. Функции политического лидера:

а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;

б) выработка политического курса;

в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;

г) социальный арбитраж и др.

3. Типы лидерства:

а) правящие и оппозиционные лидеры;

в) традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная стратификация общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие социальной стратификации.

2. Основания социальной стратификации:

а) доходы (богатство);

б) объём власти;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические типы стратификации:

а) рабство;

б) кастовая система;

в) сословная система;

г) социальные классы.

4. Теории социальной стратификации.

5. Средний класс в современном западном обществе.

6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо со-

циальными группами.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема социальной стратификации». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Что такое социальная стратификация.

2. Критерии социальной стратификации:

а) власть;

6) доход и богатство;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические системы стратификации:

а) рабство;

в) сословия;

г) классы.

4. Социальная стратификация и социальное неравенство.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной

темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальный контроль».

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

6) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.

4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:

а) формальные и неформальные;

б) позитивные и негативные.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие любых двух из 2, 3 u 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие семьи.

2. Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

3. Права и обязанности членов семьи.

4. Виды (типы) семьи:

а) патриархальная (традиционная), партнёрская (демократическая);

б) многопоколенная, нуклеарная.

5. Ресурсы семьи:

а) экономические;

б) информационные и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Типы семей». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1. Понятие семьи.

2. Функции семьи

а)репродуктивная

б) воспитательная

в) хозяйственно-бытовая

г) функция первичного социального контроля

д) духовно-нравственная

е) социально-статусная

ж) досуговая

з) эмоциональная.

3. Типы семей 3.1.в зависимости от формы брака

а)моногамная

б) полигамную семью

3.2 от структуры родственных связей:

нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

3.3. Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера

эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

3.4. Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

матриархат - власть в семье принадлежит женщине;

патриархат - во главе стоит мужчина;

эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её функции на современном этапе общественного развития». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Корректность формулировок пунктов плана.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Многогранность понятия «наука»:

а) наука как форма духовной культуры представляет собой систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельную отрасль таких знаний.

б) наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний

о действительности.

2. Отличительные признаки научного знания:

а) объективность;

б) рационализм;

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

д) особый язык.

3. Современная классификация наук.

4. Функции науки:

а) познавательно-объяснительная;

б) мировоззренческая;

в) производственно-преобразующая;

г) прогностическая.

5. Наука как фактор развития постиндустриального общества.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности и пути их решения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Глобальные проблемы как комплекс проблем в развитии общества и природы, решение которых имеет принципиальное значение для социального прогресса человечества и сохранения цивилизации.

2. Виды глобальных проблем современности:

а) общемировые - «суперглобальные» проблемы современности, связанные с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества;

б) общепланетарные - «ресурсные» глобальные проблемы современности, связанные с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе;

в) общечеловеческие - «субглобальные» проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности.

3. Особенности глобальных проблем, обуславливающие специфику поиска путей их решения:

а) масштабность;

б) динамизм;

в) определяющее влияние на развитие общества;

г) подверженность влиянию лишь объединённым усилиям всего человечества.

4. Пути решения глобальных проблем современности:

а) необходимость преодоления узкого горизонта локальных, частных интересов и относительных ценностей;

б) обращение к поиску общечеловеческих ценностей;

в) выработка эффективных форм сотрудничества, которые позволили бы всем странам действовать сообща, несмотря на различие социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций;

г) опора на определённые базисные ценностные ориентации (например, гуманизм).

5. Решение глобальных проблем как условие сохранения цивилизации - общее дело всего человечества.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Кредит и кредитная политика». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие кредита;

2) Функции кредита;

а) перераспределение средств между фирмами, районами и отраслями;

б) обеспечение возможности замены в обращении действительных денег кредитными (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчётами);

в) эффективное использование временно свободных финансовых средств;

3) Принципы кредитования;

а) срочность (банк предоставляет заёмщику деньги на определённый срок);

б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);

в) возвратность (банк предварительно изучает платёжеспособность заёмщика);

г) гарантированность (банк требует с замщика залог);

4) Основные формы кредита;

а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);

б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский государственный);

5) Роль кредита в современной рыночной экономике.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о банках и банковской системе.

2) Основные функции банков:

а) аккумулирование свободных финансовых средств;

б) проведение расчётов и платежей;

в) инвестирование финансовых средств;

г) валютно-обменные операции.

3) Структура банковской системы:

а) Центральный банк;

б) коммерческие банки;

в) небанковские кредитные организации.

4) Основные виды банковских операций:

а) активные;

б) пассивные;

в) банковские услуги.

5) Роль банковских инвестиций в развитии экономики.

б) Банки в мировой финансовой системе.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Рыночная экономика и её позитивные и негативные проявления». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Основные признаки рыночной системы:

а) многообразие форм собственности;

б) свободное ценообразование;

в) полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя и др.

2. Основные функции рынка:

а) посредническая;

б) информационная;

в) регулирующая и др.

3. Позитивные стороны рынка:

а) способствует эффективному распределению ресурсов;

б) стимулирует научно-технический прогресс;

в) координирует действия людей в процессе экономической деятельности и др.

4. Негативные проявления рынка:

а) не гарантирует решение некоторых социально-экономических проблем;

б) порождает тенденцию монополизации;

в) не решает проблему внешних издержек и др.

5. Соотношение спроса и предложения как основной закон функционирования рыночной системы.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие благоприятной окружающей среды.

2. Основные экологические права граждан:

а) право на благоприятную окружающую среду;

б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

3. Механизмы зашиты экологических прав граждан:

а) несудебные;

б) судебные.

4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:

а) административная;

б) уголовная и др.

5. Экологические обязанности граждан.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Плановая экономика и её особенности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Плановая экономика - экономика государственно регулируемого хозяйства.

2) Возникновение плановой системы хозяйствования - реакция на проявления несостоятельности рынка.

3) Признаки планового хозяйства:

а) господство государственной формы собственности;

б) доминирование производителя над потребителем;

в) директивные цены на товары и услуги;

г) централизованное распределение ресурсов;

д) директивное определение характера и номенклатуры производства.

4) Преимущества планового хозяйства:

а) стабильность экономического развития;

б) высокий уровень занятости;

в) высокие мобилизационные возможности в военный период;

г) поддержка убыточных производств.

5) Основные недостатки планового хозяйства:

а) дефицит потребительских товаров и услуг;

б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;

в) отставание в области освоения новой техники и технологии.

6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги.

2) Основные источники появления инфляции:

а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;

б) рост цен на сырьё и энергоносители;

в) увеличение налогов на производителя;

г) сокращение производства при сохранении денежной массы;

д) эмиссия денежных средств для покрытия расходов государства.

3) Основные виды инфляции:

а) по характеру протекания (открытая и скрытая);

б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция);

в) по темпам роста цен на различные категории товаров (сбалансированная и несбалансированная).

4) Последствия инфляции для экономики:

а) положительные последствия умеренной инфляции (стимулирование инвестиций, стимулирование роста производства и торговли);

б) отрицательные последствия высокой инфляции (расстройство системы регулирования экономики, обесценение всего фонда накопления и кредитов, обесценение реальных доходов населения сокращение текущего потребления снижение инвестиций).

5) Меры преодоления высокой инфляции:

а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;

б) сокращение бюджетных расходов;

в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социальной мобильности в изменении социального статуса человека». План должен

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Что такое социальный статус.

2. Виды социальных статусов:

а) предписанный;

б) приобретаемый.

3. Понятие «социальная мобильность» и её виды:

а) горизонтальная и вертикальная;

б) индивидуальная и групповая и др.

4. Влияние социальной мобильности на статус личности:

а) каналы восходящей социальной мобильности;

б) вертикальная нисходящая мобильность: в чём она проявляется;

в) может ли горизонтальная мобильность повлиять на статус личности.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2–4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

  • Составить развернутый план по теме "Нации и межнациональные отношения в современном мире"

    Не менее 3-х пунктов, из которых 2 или более детализированы в подпунктах

  • 1. Понятие нации.
    2. Признаки нации:
    а) общность языка;
    б) общность территории;
    в) развитые экономические связи;
    г) ценности, нормы и образцы поведения;
    д) социально - психологические характеристики.
    3. Тенденции в развитии наций:
    а) дифференциация (национальная);
    б) интеграция (интернациональная).
    4. Национализм. Межнациональные конфликты и их причины:
    а) социально - экономические;
    б) культурно- языковые;
    в) этнодемографические;
    г) экологические;
    д) экстерриториальные и др.
    5. Национальная политика в РФ

    1. Современные нации- это высшая форма этнической общности

    2. Источники национальной общности:

    а) историческая память

    б) национальное самосознание

    в) национальные интересы

    3. Межнациональные отношения в современном мире:

    а) интеграция и сближение народов (Европейский Союз. США и т. п)

    б) межнациональные конфликты и пути их преодоления

    в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов

    г) национальная политика РФ (Конституция РФ, "Концепция национальной политики РФ"

  • Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме "цель и смысл жизни человека". Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему, план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два должны быть детализированы в подпунктах.
  • 1. Цель и смысл жизня для меня.

    а) что я уже достиг

    б) что ещё предстоит достигнуть

    2. Опыт из семьи или из учебника

    а) расказать о родственнике который добился в жизни чего хотел

    б) опираясь на текст учебника найти примеры успешных людей

    3. Обсудить цели и смыслы жзни слушающих

  • СРОЧНО, ПОЖАЛУЙСТА) C8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Показать пояснение
  • 1. Подходы к решению вопросов о происхождении человека

    1. 1Религиозная теория

    1. 2 Теория палеовизита

    1. 3Теория эволюции Ч. Дарвина

    1. 4 Естественно-научная теория Ф. Энгельса

    2. Природа человека

    2. 1 Биологическая природа человека

    2. 2 Социальная природа человека

    3. Основные отличия человека от животного

    3. 1Особенности поведения животного

    3. 2 Мышление и речь человека

    3. 3 Сознательная целенаправленная творческая деятельность человека

    3. 4 Преобразование человеком окружающей действительности и изготовление орудий труда

  • Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  • 2. Задачи уголовного судопроизводства:
    а) защита прав и законных интересов лиц и организаций
    б) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения
    3. Функции уголовного судопроизводства:
    а) разрешение дела;
    б) обвинение;
    в) защита.
    4. Стадии уголовного судопроизводства:
    а) досудебное;
    б) судебное
    5. Особенности уголовного судопроизводства в современную эпоху
    6. Проблемы развития уголовного судопроизводства в современной России

  • Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Организация международной торговли». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
  • 1)МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ
    МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    2)ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
    а. ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
    б. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ХЕКШЕРА-ОЛИНА
    в. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
    3) ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
    ТОВАРООБМЕНА
    а. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ СДЕЛКИ
    б. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ
    в. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ УСЛУГ
    4) ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: ТАРИФНЫЕ
    МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
    а. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ
    б. ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ
    в. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
    5) МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В
    МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
    а. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
    б. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ЦЕЛОМ
    в. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

  • Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Влияние политического сознание на политическое поведение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
  • 1 Понятие о политическом сознании. Политическое сознание – основа формирования установок политического поведения. 2 Уровни политического сознания: а) обыденное (практические, житейские знания о политике); б) идейно-теоретическое (квалифицированное, профессиональное мнение ученых). 3 Мотивы политического поведения: а) эмоциональные, стихийные действия; б) осознанные политические интересы и действия. 4 Формы политического поведения: а) по целевой направленности (конструктивные и деструктивные); б) по составу участников (индивидуальные, групповые, массовые); в) по характеру (организованные и стихийные). 4) Политический протест – особая форма политического поведения. 5 Способы регулирования политического поведения: а) регулирование посредством правовых норм; б) действие моральных норм и ценностей; в) самоорганизация субъектов политических действий; г) политическое образование, распространение политических знаний; д) политическое руководство, влияние лидеров. 6 Электоральное политическое сознание и электоральное поведение – основной фактор влияния на власть в демократическом обществе.

  • Уголовное судопроизводство в РФ составить план. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
  • 1. Понятие
    2. Задачи и функции
    А) защита прав и законных интересов
    Б) защита личности
    3) стадии
    А) до судебная
    Б) судебная

    1. Понятие уголовного судопроизводства

    2. Принципы уг. судопр-ва

    2. 1 Равноправие сторон
    2. 2 Состязательность сторон
    2. 3 Компетеность судей
    2. 4 Законность
    2. 5 Осуществление правосудия только судом
    3. Функции судопр-ва
    4. Стадии уголовного процесса
    4. 1. Досудебная стадия
    4. 2. Судебное разбирательство
    5. Участники уголовного процесса
    6. Уголовное судопр-во в РФ

  • 2. Основные тенденции развития наций

    А. межнациональная дифференциация

    Б. межнациональная интеграция

    3. Разновидности межнациональных отношений

    А. между разными национальностями внутри одного государства

    Б. между разными нациями-государствами

    4. Формы межнациональных отношений

    А. мирное сотрудничество

    Б. этнический конфликт

    5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.

    6. Проблемы межнациональных конфликтов в современной России

  • Вам поручено приготовить развернутый ответ по теме " Политическая элита в жизни общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее 3 пунктов, из которых 2 или более детализированы в подпунктах.
  • 1. Понятие о политической элите.
    2. Тенденции формирования элитных групп:
    а) аристократическая
    б) демократическая
    3. Классификация элит:
    а) политическая элита
    б) экономическая элита
    в) военная элита
    г) информационная элита
    д) научная и культурная элиты
    4. Основные каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе:
    а) государственная служба;
    б) общественная деятельность;
    в) система образования и культуры;
    г) экономическая деятельность.
    5. Основные особенности рекрутирования и функционирования элиты в жизни общества


  • Предварительный просмотр:

    Абубакирова Н.Ш

    Нации и национальные отношения

    «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – своего позвоночника»

    (Дж. Б. Шоу – английский драматург)

    « Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими»

    (Г. Лессинг – немецкий философ-просветитель, 18 в.)

    «Кто унижает окружающих, тот никогда не будет великим сам»

    (И. Зейме – немецкий публицист, поэт, просветитель)

    «Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит»

    (Демокрит – древнегреческий мыслитель)

    Цель урока:

    Образовательная цель : углубить знания учащихся о ведущих

    Тенденциях развития наций и межнациональных

    Отношений в современном мире и нашей стране,

    Возможных путях межнациональной интеграции и

    Гармонизации межнациональных отношений.

    Воспитательная цель : подвести к пониманию ряда идей,

    Составляющих ценностную базу культуры

    Межнациональных отношений и шире –общей

    Нравственно–правовой культуры.

    Принцип гуманистического подхода к этническим

    Проблемам, суть которого рассматривается на

    Ке.

    Развивающая цель : продолжение работы над понятиями «нация»,

    «этнос», «национализм», «экстремизм», «депортация».

    Задачи :

    1. показать некоторые истоки искаженной психологии людей в понимании национальных проблем;

    2. раскрыть отвратительную сущность крайних форм проявления национализма;

    3. показать опасность возрождения фашизма для человечества.

    План урока

    1.Национальное самосознание.

    2. Сложность национальных конфликтов в мире.

    2. Пути процесса межнациональной интеграции.

    4. Национальные проблемы и их изменения.

    5. Пути гармонизации межнациональных отношений.

    Тема: «Проблемы молодежи». Плакат.

    Ход урока

    Задание.

    Вспомнить самые важные, на ваш взгляд, достоинства личности, которые отличают человека от животных, т.е. те качества, которых не может быть ни у одного животного (совесть, честь, долг, порядочность, благородство…)

    Назовите те качества, которые можно встретить и у некоторых людей, и у животных (злобность, жестокость, жадность).

    Чем отличается жестокость животных, например, акулы, от жестокости человека? (понимание того, что жестокостью и злобностью животного руководят их природа, инстинкты, а жестокость человека, как правило, проявлена осознанно, т.е. при участии ума, расч

    Отрицательные качества людей – это то, что, к сожалению, существует с момента появления человечества, что человек постоянно совершенствуется, но зло все равно проявляется, и нередко. Иногда оно приобретает отвратительные черты. Одной из таких черт является национализм , который выражается в нетерпимом отношении к людям другой национальности .

    Национальное самосознание.

    «Патриотизм и национальная гордость»

    1. Сознание принадлежности к своему народу.

    2. Чувство любви к Отечеству.

    3. Уважение к историческому наследию.

    4. Чувство ответственности за судьбу Отечества..

    5. Критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной.

    6. Нет места высокомерию, гордыне, чванству.

    7. Чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

    НО

    Принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком.

    Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, которых можно было бы рассматривать с позиций добра и зла.

    Вместе с тем нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека (бытовой, неофициальный национализм, шовинизм)

    Такое поведение расценивается как аморальное, как поступок подлый, недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, т.к. все люди равны перед законами морали, как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения.

    Сложность национальных конфликтов в мире

    Вопрос.

    Перечислите страны, где наблюдается острота межнациональных отношений (конец 20 в. – начало 21 в.) Северная Ирландия, Индия (сикхи и налимы в 80-е годы 20 в. стали активизироваться в борьбе за автономию, а затем за отделение от Индии, создав националистическое и сепаратистское движение. Столкновения между индусами и мусульманами вызвали многочисленные жертвы, в том числе и убийство глав государства Раджи Ганди, Индиры Ганди), Канада (канадско - франкский конфликт), Израиль и Палестина Чехословакия (распад и образование Чехии и Словакии), РФ, Югославия, Турция (курды), Украина и т.д.

    Сообщения учащихся.

    События в вышеназванных странах по национальному вопросу (небольшие исторические справки).

    Пути процесса межнациональной интеграции в Российской Федерации

    Россия – это демократическое федеративное правовое государство.

    Вопросы

    1. Что означает слово «федерация»? (форма государственного устройства, при которой несколько государств составляют одно государство)

    2. Сколько субъектов в Российской Федерации? (89)

    3. По каким признакам созданы части многонационального государства?

    По национальному признаку : в состав России входят субъекты федерации (республики, автономные округа, автономные области), которые получили названия от коренных народов, проживающих на этих территориях на протяжении веков (республика Дагестан, Карелия, Коми).

    По территориальному признаку : в составе Российской Федерации есть области, которые образованы не потому, что там проживали люди коренной национальности. Это территории России, выделенные в области и края, в основном, для удобства управления (Москва, Ростовская область, Брянская область, Хабаровский край, Амурская область)

    4. Какие преимущества имеет член Российской Федерации?

    5. Что такое суверенитет?

    Суверенитет (в переводе ряда европейских языков - верховная власть, независимость власти.

    Чем больше власти, чем она независимее от других властей, тем выше суверенитет.

    Он зависит от того, насколько свободна нация сама, может решать основные выборы жизни общества, определять свою судьбу.

    Главное, что помогает понять уровень суверенитета нации – это её право войти в состав того или иного государства, объединившись с другими нациями, и выйти из этого государства, образовав самостоятельное государство. Если такое право есть, значит, нация и чувствует себя свободной, а не подневольной.

    Если какой-то народ хочет жить в составе федерации, пользоваться преимуществами членства в ней, то он должен отдавать часть своего суверенитета федеральному руководству. Это руководство имеет власть над теми частями федерации, которые вошли в многонациональное государство. Но не полную власть и не во всех сферах жизни. Например, какой-либо народ – член федерации – считает установленные в федерации налоги слишком высокими, но подчинятся воле руководства.

    Зато федеративное руководство не может приказывать члену федерации, например, в вопросах развития промышленности и сельском хозяйстве, строительства, образования и т.д.

    6. Что такое автономия?

    Автономия - это право самостоятельно осуществлять госуд. власти или управления.

    Это право зафиксировано в Конституции федеративного государства.

    В составе России насчитывается несколько автономных округов. Среди них есть такие, которые получили название от одного народа, а проживает в них несколько народов. Например, в Корякском автономном округе на Камчатке проживает 6 тысяч коряков, 1 тысяча ительменов, 600 человек – эвенов.

    Одни народы (казалось бы, самой небольшой численности) имеют свою автономию. А другие – нет. Объясняется это тем, что малые народы Севера и Дальнего Востока находились в крайне отсталом и забитом в царской России положении. Они нуждались в особой защите, заботе. И они получили автономию. Это дало свои плоды.

    Сообщения учащихся .

    События в Чеченской республике в конце ХХ века и в настоящее время.

    Задания учащимся, разделенным на группы.

    Задание I группе .

    Какие выгоды получают субъекты от вхождения в федерацию?

    1. Потребление электроэнергии и газа из общего котла по ценам, значительно ниже мировых.

    2. В случае стихийного бедствия оказывается материальная помощь.

    3. Единая денежная система.

    4. Беспошлинная торговля.

    Задание II группе.

    Представьте такую ситуацию. Исторически сложилось, что народ какой-либо национальности оказался в центре большого государства и долгие годы жил в составе этого государства. По федеральному закону этот народ может полный суверенитет, т.е. выйти из федерации.

    Что требуется для того, чтобы быть суверенным государством? Какие первые шаги?

    а) Провести границу и организовать охрану.

    б) Установить таможни.

    в) Организовать свой собственный аппарат управления.

    г) Своя армия.

    д) Платить за проезд теперь уже по чужой территории (для выхода в море).

    е) Платить за пролет самолетов.

    А платить нечем. Об этом никто не думает. Думают о суверенитете и чтобы перед федеральным государством не иметь никаких обязательств.

    Задание III группе.

    Почему федеративное государство заинтересовано в своей целостности?

    Данный суверенитет никому не выгоден. У любого союза государств есть недостатки и преимущества. Эти государства должны договориться об условиях своих взаимоотношений, чтобы чувствовать себя свободным и пользоваться преимуществами совместной деятельности.

    Дополнение.

    Российское государство имеет особенности исторических путей формирования. Ведь на территории России проживают как народы, имеющие здесь свою основную национальную территорию и свою историческую родину, так и множество национальных групп, так называемые национальные меньшинства, этническое ядро которых находится в других странах (немцы, поляки, финны, греки, евреи, венгры, чехи, литовцы, эстонцы, латыши, болгары, корейцы, цыгане, украинцы, армяне, грузины и представители других народов, принявших российское гражданство).

    Эти национальные группы живут в России сотни лет, они тоже россияне, и русская культура, язык, образ жизни стали для них столь же родными, как и культура предков, а подчас и единственно родными.

    Причины остроты национального вопроса.

    __________ Национальные конфликты _______

    Из-за насильственного

    по поводу спорных включения территории

    территорий народа в соседнее госуд.

    из-за изгнания народа между этническим боль-

    со своей территории и шинством и компактно

    возвращение департиро- проживающим мень-

    ванного народа на свою шинством (некоренная

    историческую родину национальность)

    По поводу отсутствия у

    из-за произвольного народа национальной

    изменения администра- государственности и ее

    тивных границ расчлененности между

    Другими государствами

    Пути преодоления межнациональных конфликтов

    Во всех цивилизованных странах люди начинают понимать, что счастье каждого человека зависит от счастья не только его народа, но и всех людей на земле. А отсюда вытекает простое правило: люби свой народ, уважая его язык, историю, традиции, будь уважителен к другим народам.

    Какие должны быть отношения между людьми в таком многонациональном мегаполисе, как Москва, и почему?

    Вопрос. Что такое толерантность?

    Терпимость, важная человеческая ценность. Это качество, значение которого актуально в современном мире.

    Что такое плюрализм?

    Это разнообразие и множество культур.

    Большинство стран многонационально (Великобритания, Бельгия, Франция и Португалия). В них все более растет число выходцев из африканских и азиатских стран, бывших колоний (привлекательны для иммигрантов из развивающихся стран, а в последнее время из стран Восточной Европы).

    Плюрализм должен быть гарантирован правом.

    Современный мир – это мир роста терроризма, в т.ч. международного. Хотя у терроризма нет фактически конфессии и национальности, большинство террористических актов окрашено в этнический цвет.

    Вопрос Какие факты подтверждают значимость терпимости? Насколько важна проблема терпимости?

    1995 год – ЮНЕСКО объявило годом толерантности.

    1995 год – принята декларация принципов толерантности.

    Терпимость :

    а) это уважение к чужому мнению, признание универсальных прав и основных свобод человека.

    2000 год – российское правительство приняло специальную программу содействия росту терпимости, что говорит о важности социальной, политической терпимости для нашего общества.

    б) это сознательное подавление в себе чувства неприятия, вызванное инаковостью другого (чужого).

    Например, по опросам социологов 56% наших соотечественников не придают значения этническим различиям. Но ведь это не говорит о том, что они, эти 56% - космополиты (в нормальном понимании этого слова).

    Космополизм – лозунг «мирового государства» и «мирового гражданства», отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, национальные традиции, патриотизм. Это говорит о том, что их отношение к национальным различиям нейтрально.

    Но нейтральность эта не гарантирует того, что в ситуации острого конфликта, в который вовлечены представители разных национальностей, не станут вести себя не по существу конфликта, не по существу столкнувшихся интересов, а исходя из того, представители какой национальности в этот конфликт оказались вовлеченными.

    Терпимость – уважение к самобытности другого – это значит, что тем самым признается право другого на самовыражение, право другого быть другим и оставаться другим, сообразно с собственными ценностными предпочтениями. Отсюда – терпимость выражается именно в уважении к самобытности.

    Нетерпимость

    С гражданской точки зрения проблемой является не терпимость, а нетерпимость.

    Корни нетерпимости:

    а) Это проявление психических свойств человека.

    С 1,5 до 2,5 лет ребенок плачет при виде чужих. Любое чужое лицо вызывает опасение и в более позднем возрасте. Незнакомец нередко воспринимается как источник дискомфорта.

    б) В основе нетерпимости может быть чувство собственной исключительности. Отдельные личности воспринимают себя с завышенной оценкой, а других – с заниженной. Это тоже проблема.

    Хотя говорят, смотря что нетерпимость. Нетерпимость к злу. Несправедливость, совершенная в отношении нас лично, конечно, воспринимается эмоционально, страстно, мы невольно хотим ответить тем же: несправедливость на несправедливость, силой на насилие.

    Мы живем в несовершенном обществе (я имею в виде не наше сегодняшнее обществ, а общество вообще, т.к. оно не рай, оно не может быть совершенно). В обществе не избежать ситуаций, когда безопасность одного человека может быть обеспечена только с помощью активной силы, молниеносно направленной против другой. Такие ситуации нередки. Именно поэтому столь актуально требование ненасилия: против зла сохраняя справедливость, а не умножая зло, необоснованно прибегая к силе.

    Л.Н. Толстой – учитель и проповедник философии ненасилия. Ему задали вопрос, как быть, когда вы видите, что злодей занес нож над безвинной жертвой – женой или ребенком? Толстой отвечал в таком духе, что мол, если медведь полез, я знаю, что медведь дело завершит и задерет человека, поэтому надо убить. А когда некто, пусть вы и называете его злодеем, поднял нож, я ещё не знаю, убьет он его или нет, может быть он только устрашает, убивать человека нельзя, но надо сделать все, чтобы не свершилось насилие.

    Говорят, ненасилие не работает. Да, очень часто это происходит, потому что мы не готовы к нему, мы не знаем, что значит действовать активно и ненасильно. Мы предполагаем, что ненасилие означает пассивность и бездействие, и очень многие так т трактовали толстовское учение.

    Но посмотрим на обычных бойцов. Чтобы стать настоящими бойцами, они месяцами тренировались, отрабатывая приемы атаки и обороны. Если признать, что ненападение это не только философия, но и определенного рода техника, то, очевидно, здесь тоже должно быть обучение, и тренировки. По аналогии с единоборствами специалисты по ненасильственному сопротивлению ввели термин: ненасильственная джиу-джитсу . Ненасильственная борьба указывает на то, что противодействие это не значит убивать и калечить, достаточно подавление.

    Основа борьбы джиу-джитсу заключается в том, что для подавления противника используется его же собственная сила, его же энергия: энергию противника направить против него самого. Как это делать – вопрос техники.

    Хотя если мы сравним два этических принципа – принцип ненасилия и принцип противодействия - второй является приоритетным, и если возникает выбор жёсткий, то предпочтение последнему. Но необходимо помнить об опасности «заражения» злом, отсюда необходимость в «работе над собой».

    Вопрос

    Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен?

    Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

    1. соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем.

    2. свобода всего народ

    3. защита прав человека.

    а) предоставление всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправления – автономии (во всех ее видах).

    в) постоянный поиск консенсуса .

    г) настойчивая борьба с трудно преодолимым пороком – бытовым национализмом и шовинизмом.

    д) последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

    е) интеграция (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, поддержание взаимовыгодных контактов).

    ж) построение правового государства с его демократизацией

    Задание. Заполните таблицу, состоящую из двух колонок.

    Факторы, благоприятствующие процессам консолидации народов

    Факторы, которые оставляют почву для противоречий

    1. Признание культурной автономией меньшинств; финансирование из центрального бюджета; вещание на языке этнического меньшинства.

    2. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный уровень.

    3. Предоставление компактно расселен-ным меньшинствам самой широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

    4. . . . . . . . . . . . . .

    5. . . . . . . . . . . . . .

    1. Просчеты в культурной и языковой политике

    2. Отступление от демократических принципов.

    3. Попирание прав человека

    4. . . . . . . . . . . . . .

    5. . . . . . . . . . . . . .

    Миграционная политика в России в настоящее время.

    Цель снять напряженность и способствовать нормальным отношениям между жителям крупных городов и мигрантами.

    1. Открываются школы для мигрантов и их детей для лучшего освоения русского языка и адаптации к жизни мегаполисов.

    2. Изучение фольклора, страноведения, традиций, законов коренных жителей.

    3. С целью культивации национальных традиций проводится просветительная работа (показ, например, города Москвы, рассказ о правилах поведения в городе, особенностях общения, обычаях москвичей).

    4. Взаимные поездки.

    Приезд школьников из стран Ближнего зарубежья с целью ознакомления с культурой россиян.

    5. Содействие в трудоустройстве мигрантов.

    6. Облегчение их регистрации для регулирования рынка труда.

    7. Создание норм жилищных условий для проживания мигрантов.

    9. Работодатель обязан обеспечить нормальные жилищные условия, медицинское страхование, культурный досуг, обучение мигрантов. В случае отсутствия социального обеспечения огромные штрафы. Создание механизмов для искоренения рабского труда.

    Можно ли жить без национальных конфликтов?

    (Мнения специалистов)

    Наука утверждает: в абсолютном смысле – нет, в относительном – да.

    Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений – задача не безнадежная.

    Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, т.е. возможность взвалить вину за все беды на «инородцев» (чему многие учащиеся – живые примеры).

    Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно – личную культуру межнациональных и шире – межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе.

    Такая культура, говорил русский ученый Л.Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив, искренне доброжелателен, короче – проявляй у другим такое отношение, какое ты ждешь от них.



    Этнос (от греч. Ethnos - народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированном в самосознании (по Ю.В.Бромлею)


    Согласны ли Вы с утверждением автора о решающей роли географической среды на историю страны и психологию её жителей? Дайте мне карту страны, её очертания, климат, воды, ветры – всю её физическую географию, дайте мне её естественные плоды, флору, зоологию, и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль эта страна будет играть в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, а вовсе эпохи. В.Кузен












    Сравните точки зрения О.Бауэра и П.Сорокина на нацию. Какие выделяются признаки? На основе определенного производства и распределения средств существования возникает и определенная духовная культура…. Нация есть всегда не что иное, как культурная общность… Нация есть совокупность людей, общностью судьбы сплоченных в общность характера…. (О.Бауэр) Нация является многосвязной, солидарной организацией, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и единства. Это группа индивидов, которые: 1)являются гражданами одного государства; 2) имеют общий… язык; 3) занимают общую территорию, на которой …. Жили их предки… П.А.Сорокин






    Тенденции в развитии национальных отношений 1. Дифференциация -это процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов в самых разных планах - стремление к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры 2. Развитие национальных отношений в современном мире




    Это процесс постепенного объединения различных этносов через сферы общественной жизни Интеграция Причины: 1.Экономическая и политическая взаимосвязь стран; 2.Невозможность государств жить изолированно, что связанно с коренными изменениями в экономике практически всех современных стран Тенденции в развитии национальных отношений






    Межнациональный конфликт - о дна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.





    Пути разрешения межнациональных конфликтов 1.Осознание неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов. 2.Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей. 3.Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного разрешения национальных споров. 4.Предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом