Реформы царствования александра 1. Эпоха правления Александра I

В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархам приходилось считаться с новым "духом времени" - с влиянием идей Века Просвещения на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований. В русле этих намерений и проводилась политика Александра I в первое десятилетие его царствования. Вряд ли ее следует рассматривать всего лишь как "заигрывание с либерализмом". Это была политика преобразований - в первую очередь в центральном управлении (его реорганизация), в сфере просвещения и печати, но в меньшей степени в социальной области.

Как отмечает А. Валлоттон в своей книге - "Молодой царь не обладал ни смелостью, ни энергией Петра Великого. Он не навязывал свои взгляды и волю, часто удовлетворяясь полумерами, когда наталкивался на яростное сопротивление защищавшего свои привилегии дворянства". "С исторической точки зрения было бы ошибкой приписывать исключительно одному Александру проведенные в начале века реформы, - ошибкой тем более серьезной, что на этом основании его обвиняли в переменах, происшедших впоследствии в его взглядах и намерениях. Подобная оговорка обоснованна, однако нет сомнения в том, что воцарение молодого великого князя оживило Россию…".

Крестьянский вопрос. Сразу же после вступления на престол Александр восстановил отмененные при Павле статьи Жалованных грамот дворянству и городам, возобновил деятельность дворянских собраний, амнистировал опальных военных и чиновников, освободил дворян от телесных, наказаний, позволил открывать частные типографии, выписывать иностранные книги и журналы, разрешил свободный въезд в Россию и выезд за рубеж. Встал вопрос о закреплении гражданских прав российских подданных в едином документе - "Жалованной грамоте русскому народу", который, планировалось издать к коронации Александра. Важнейшим нововведением "Жалованной грамоты" должны были стать неприкосновенность личности всех российских подданных и принцип наказаний по суду. Однако осуществить эти меры нельзя было без отмены крепостного права, поэтому правительству Александра I пришлось вплотную заняться крестьянским вопросом.

Кроме того, после воцарения Александр 1 принял ряд мер частного характера - прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки, запретил публиковать в газетах объявления о продаже крепостных, несколько позже отменил право помещиков отправлять своих крестьян на каторгу. В 1801 г. недворянам было разрешено покупать землю без крестьян, что стало важным шагом к формированию буржуазной собственности на землю.

В 1803 г. последовала мера, общего характера - "Указ о вольных хлебопашцах", согласно которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Не располагая рычагами давления на дворян, Александр I попытался подтолкнуть их к добровольному освобождению крепостных. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину.

Принцип освобождения с землей за выкуп должен был предотвратить обезземеливание крестьян и в то же время стимулировать развитие рыночных отношений. Наглядным примером для русских дворян должна была послужить реформа в Прибалтике, где правительство начало отменять крепостное право в 1804-1805 гг. Однако если в Прибалтике крестьяне получили свободу (правда, без земли), то в центральной России дело застопорилось. Товарно-денежные отношения здесь были развиты слишком слабо. Большинству помещиков было невыгодно отказываться от дарового, хотя и малопроизводительного, крепостного труда, а у большинства крестьян не было денег на выкуп, так как рассрочка выкупа под высокие проценты, отработки и пр. Не выполнившие этих условий возвращались в состояние крепостных крестьян. Поэтому последствия "Указа о вольных хлебопашцах" были незначительны: за все время его действия (до 1858 г.) на свободу выкупилось около 300 тыс. крестьян (1,5% крепостных).

В первое десятилетие царствования Александра I были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права. Так, указ 1801 г. запрещал публиковать объявления о продаже дворовых. Сама же практика их продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях велено было указывать, что такой-то не "продается", а "отдается внаймы". Указ 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках "в розницу", а указ 1809 г. отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь закрепощен. Крестьяне, незаконно записанные за помещиками, получили право возбуждать иски о предоставлении им свободы. Получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из плена или из-за границы. Взятый по рекрутскому набору крестьянин также считался свободным и по окончании срока службы уже не мог быть возвращен к своему владельцу. Помещик по закону был обязан кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

В 1804-1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае - в Латвии и Эстонии. 20 февраля 1804 г. было издано Положение о лифляндских крестьянах, распространенное в 1805 г. и на Эстонию. Крестьяне - "дворохозяева" объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они обязаны были отбывать владельцу земли барщину или оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. "Положение", однако, не распространялось на безземельных крестьян ("батраков").

Уступкой новым социально-экономическим условиям в стране явился указ 12 декабря 1801 г. о предоставлении права покупки земли и другой недвижимости купцам, мещанам, духовенству, государственным крестьянам (помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г.). Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность.

Более существенный характер носили преобразования в просвещении, печати, центральном управлении.

Государственное управление и просвещение были тесно связаны с крестьянским вопросом: распространение просвещения должно было подготовить общество к восприятию гражданских и политических свобод, а преобразование системы управления - дать в руки правительства гибкое и действенное орудие реформ. Кроме того, реформа администрации ("безобразного здания Российской империи", как говорил Александр); должна была стать предварительной стадией к введению в России конституции.

В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 г. "Об устройстве училищ" в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, с тем чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй - уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.

Указ 1803 г. предусматривал также и такую меру, которая стимулировала получение образования: по истечении пяти лет после его издания "никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище".

Помимо основанного в 1755 г. Московского университета в первые годы XIX в. были созданы еще пять: в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский), в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии - Виленский, в 1804-1805 гг. также на базе гимназий - Казанский и Харьковский университеты. В 1804 г. был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Изданный 5 ноября 1804 г. Устав университетов предоставлял им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов.

Университеты имели четыре отделения (факультета): 1) нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия), 2) физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрономия), 3) врачебных и медицинских наук (анатомия и врачебное дело, ветеринария) и 4) словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). В Петербургском педагогическом институте, приравненном к статусу университета, вместо медицинского было создано восточное отделение. При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же окончивших уездные училища. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Наиболее способных из числа окончивших университеты оставляли "для подготовки к профессорскому званию".

К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения гуманитарного профиля - лицеи. В 1805 г. в Ярославле на средства заводчика А. П. Демидова был открыт Демидовский лицей, в 1809 г. - Ришельевский в Одессе и в 1811 г. - Царскосельский лицей.

В 1810 г. был основан Институт путей сообщения в Петербурге и в 1804 г. Московское коммерческое училище - так было положено начало высшему специальному образованию (до этого существовали основанная в 1757 г. Императорская академия художеств и открытый в 1773 г. Горный институт). Была расширена система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса - закрытые средние военные учебные заведения для детей дворян.

В 1808 -1814 гг. была проведена реформа духовных учебных заведений. Подобно созданной в 1803-1804 гг. четырехступенчатой системе светского образования устанавливались 4 ступени духовно-учебных заведений: приходские школы, уездные духовные училища, семинарии, академии. Вводилась окружная система организации духовного образования: формировались 4 учебных округа во главе с духовными академиями. Центральным органом управления всей системой духовных учебных заведений стала учрежденная при Св. Синоде Комиссия духовных училищ. Расширялось преподавание общеобразовательных дисциплин, в связи с чем в семинариях оно приближалось к гимназическому, а в академиях - к университетскому.

При университетах создавались также цензурные комитеты, действовавшие на основании цензурного устава 1804 г. Устав предписывал цензорам руководствоваться "благоразумным снисхождением" к автору и отличался в целом либеральным характером. Благодаря либеральным цензурным условиям первые годы царствования Александра I были отмечены расцветом книгоиздания и публицистики, появлением новых журналов и альманахов. Правительство поощряло развитие просвещения и печати, награждая литераторов за их деятельность орденами, субсидируя перевод и издание западноевропейских политических сочинений - трудов А.Смита, Дж.Бентама, Ч. Беккариа, Ш.Монтескье.

Министерская реформа. В 1802 г. устаревшие петровские коллегии были заменены новыми органами управления - министерствами. Первоначально было учреждено восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения, впоследствии их число неоднократно менялось. Принципиально новыми для России были министерства внутренних дел и просвещения, призванные заботиться соответственно об охране общественного порядка, развитии местного хозяйства и повышении образовательного уровня населения. В отличие от коллегий, министерства основывались на принципе единоначалия: министр назначался царем и лично отвечал перед ним за действия своего ведомства. Для совместного обсуждения вопросов, выходивших за рамки компетенции отдельных министерств, учреждался Комитет министров.

Учреждение министерств позволило в целом повысить ответственность чиновников, усилить оперативность управленческой работы. В то же время значительно возросла опасность произвола со стороны министров, каждый из которых решал важнейшие политические вопросы наедине с царем.

План преобразований М.М. Сперанского. К 1803 г. заседания Негласного комитета постепенно прекратились. Однако Александр I не оставил мысли о реформах. Его новым помощником стал М.М.Сперанский- внук приходского священника, сделавший блестящую карьеру благодаря исключительному трудолюбию и необыкновенным личным способностям. Умение Сперанского четко и ясно излагать мысли, его широкие знания в сфере с западноевропейской политической литературы привлекли Александра I. Сперанский стал ближайшим советником императора и одним из самых влиятельных сановников Российской империи.

На основании бесед с Александром Сперанский в 1809 г. подготовил всеобъемлющий план государственного преобразования, получивший название "Введение к уложению государственных законов". Согласно плану Сперанского, государственная система Российской империи перестраивалась на началах разделения властей и широкого применения принципа выборности. В каждой административной единице (волость, округ, губерния) население избирало распорядительный орган- Думу, которая формировала местные органы исполнительной и судебной власти. Избирательное право ограничивалось имущественным цензом. Вводились основные гражданские свободы и суд присяжных. Законодательная власть была представлена общероссийской Государственной Думой, получавшей право утверждать бюджет и принимать законы. Император объявлялся "средоточием всех властей", за ним сохранялось право законодательной инициативы и роспуска Думы. Проблема крепостного права в проекте Сперанского прямо не затрагивалась, однако подразумевалось его серьезное ограничение: никто не мог быть наказан без суда, всем давалось право приобретать недвижимую собственность.

По мнению Сперанского, реализация его плана должна была расширить социальную базу монархии, укрепить законность, сохранив в то же время в руках императора основные полномочия для проведения реформ.

Реформа М.М. Сперанского. Зная о широком сопротивлении преобразованиям в придворных кругах, Сперанский предложил постепенную реализацию плана. В 1810 г. был учрежден Государственный совет - законосовещательный орган, призванный стать связующим звеном между императором и различными ветвями власти. В 1811 г. были преобразованы министерства: уточнены их функции и внутренняя структура, более четко разграничены полномочия. В результате реформ Сперанского в целом завершилось формирование административной машины Российской империи в том виде, в каком она просуществует до начала XX в.

Стремясь укомплектовать новые органы управления компетентными специалистами, Сперанский еще в 1809 г. добился принятия двух указов о государственной службе. Согласно одному из них, придворные чины объявлялись почетными званиями, не дающими служебных преимуществ. Согласно второму, служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома. Указы вызвали бурю негодования в среде чиновничества. Заволновались и консерваторы, увидевшие в реформах Сперанского угрозу исконным основам Российского государства. Рупором подобных настроений стал знаменитый писатель и историк Н.М. Карамзин, обратившийся к Александру I с "Запиской о древней и новой России".

По мнению Карамзина, попытка совместить самодержавную власть с представительными учреждениями грозила политической катастрофой- "две власти государственные в одной державе суть два грозных льва в одной клетке, готовые терзать друг друга". Отмена крепостного права, полагал Карамзин, вызовет разорение как крестьян, так и помещиков. Единственный выход, по мнению писателя- подбор достойных людей на государственные посты и распространение "добрых нравов", которые лучше всяких формальных ограничений сдержат произвол самодержца и помещиков.

Одновременно с демаршем Карамзина в придворных кругах распускались слухи о связях Сперанского с Наполеоном, его шпионаже в пользу Франции. Мнительный и подозрительный,

Александр начал верить обвинениям и решил пожертвовать своим соратником в угоду консерваторам. Весной 1812 г. Сперанский без суда был отстранен от всех должностей и отправлен в ссылку. Спустя некоторое время Александр возвратил Сперанского в Петербург, однако до конца царствования уже не давал ему ответственных поручений.

Конфессиональная политика. Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессиональной политики.

В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию конфессиям. Прекратились гонения старообрядцев и представителей других сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения "установленной власти". Довольно широкой свободой пользовались католичество, протестантизм, а также нехристианские религии - ислам, буддизм и др. В 1803 г. был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож. Это было время увлечения масонством. Масонами были все члены Негласного комитета, многие генералы и министры, а также 120 будущих декабристов.

В первой четверти XIX в. в России было до 200 масонских лож (объединений), насчитывавших до 5 тыс. членов. Масоны интересовались нравственно-религиозными вопросами, не преследовали никаких политических целей, вполне лояльно относились к правительству.

Последние реформы Александра I. Последний период реформ Александра I начался после завершения наполеоновских войн и во многом был связан с их последствиями. Александр полагал, что бедствия войн должны были приучить монархов и народы к взаимному доверию, а умеренные либеральные преобразования обеспечат социальный мир в Европе. Во многом по настоянию Александра во Франции после свержения Наполеона было сохранено конституционное устройство. В составе российской империи конституцию получила Финляндия, отвоеванная у Швеции в 1808-1809 гг. Наконец, конституционное устройство было даровано и землям Центральной Польши (Царству Польскому), которые в 1815 г. вошли в состав России.

Польская конституция была одной из самых либеральных в тогдашней Европе, что свидетельствовало о серьезности намерений Александра I. Законодательная власть предоставлялась выборному Сейму. Вводились гражданские свободы, равный для всех сословий суд, независимость суда от администрации, гласность судопроизводства. Утверждение подобных принципов на территории, подвластной Российской империи, должно было стимулировать преобразования в рамках всего государства.

Проект такого преобразования (под названием "Уставная грамота Российской империи") готовил один из старых соратников Александра I Н.Н. Новосильцев, назначенный императорским комиссаром в Варшаву. Основные принципы "Уставной грамоты" (введение парламента и гражданских свобод, разделение властей) опирались на положения польской конституции. Особенностью проекта были планы федеративного переустройства России: страна делилась на особые области ("наместничества") со своим парламентом в каждой из них. При поддержке правительства продолжалась публикация сочинений, посвященных конституционному опыту Западной Европы и основным социально-политическим проблемам России (прежде всего, отмене крепостного права). В 1816-1820 гг. была завершена крестьянская реформа в Прибалтике. По поручению Александра ряд его приближенных разрабатывал новые проекты отмены крепостного права в России. Однако на практике ни один из этих проектов реализован не был: правительственный курс Александра I с начала 1820-х гг. все более явно смещался в русло реакции.

В чем заключались причины перехода правительства к рекреационной политике? Прежде всего, Александр I стал замечать, что умеренные реформы, которые он считал залогом социального мира в Европе, не устроили ни народ, ни правительства. В начале 1820-х гг. по государствам Южной Европы (Португалия, Испания, Пьемонт, Неаполь) прокатилась волна революций, нарастает напряжение и в конституционной Польше. В 1820 г. в Петербурге восстал гвардейский Семеновский полк, возмущенный жестокими издевательствами полкового командира. Все это неуклонно подталкивало правительство к реакции.

Меры, с помощью которых Александр I пытался погасить недовольство в стране, оказались крайне неудачными. Еще в 1817 г., под влиянием охвативших его в эпоху наполеоновских войн религиозно-мистических настроений, Александр распорядился объединить в одном ведомстве управление просвещением и религиозной сферой и учредил Министерство духовных дел и народного просвещения. В министерстве было сосредоточено управление всеми российскими конфессиями - как господствующей православной церковью, так и неправославными исповеданиями (католицизмом, протестантизмом, мусульманством и др.). Эта мера вызвала недовольство как религиозно настроенных людей, так и сторонников либерализма. Сотрудники министерства М.Л. Магницкий и Д.П. Рунич были направлены на ревизию в Казанский и Петербургский университеты, которые подверглись полному разгрому. Лучшие профессора были уволены или отданы под суд, учебные программы кардинально перерабатывались, производилась чистка библиотек, ужесточалась дисциплина.

Чувствуя неудачу большинства своих начинаний, Александр I все больше отходил от государственных дел, фактически передоверив их своему ближайшему сотруднику А.А. Аракчееву. Последний был поставлен и во главе военных поселений - особой формы комплектования и содержания армии, вводившихся с 1816 г. Крестьяне военных поселений были обязаны содержать подселенных к ним солдат и подчинялись военной дисциплине: жили в специально выстроенных домах, занимались полевыми работами под командованием офицеров в специально отведенное время и т.д.

Задуманные для упорядочения быта крестьян и облегчения расходов на армию, военные, поселения стали худшим видом крепостной неволи. Военные поселяне не раз поднимали восстания, однако власти подавляли их с неуклонной жестокостью. Суровость и непреклонность, с которой Аракчеев руководил военными поселениями, снискали ему ненависть в обществе и способствовали падению популярности царя. Все больше времени Александр I проводил в разъездах по. России и Западной Европе, и во время одного из таких путешествий умер в ноябре 1825 г. в заштатном южном городке Таганроге. События в Таганроге породили легенду о том, что Александр инсценировал свою смерть и отправился странствовать по России под видом "старца Федора Кузьмича", однако никаких документальных подтверждений этой легенды не найдено.

1. Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

Указ "О вольных хлебопашцах";

Министерская реформа;

Подготовка плана реформ М. Сперанским;

Дарование Конституций Польше и Бесарабии;

Подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;

Учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

2. Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла 1 от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

3. Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет , в который вошли ближайшие соратники - "молодые друзья" Александра I:

Н. Новосильцев;

А. Чарторыйский;

П. Строганов;

В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ "О вольных хлебопашцах" 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

Министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;

Реформа Сената - Сенат стал судебным органом;

Реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

4. В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии "консти­туционного" внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

При сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

Для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

Разделить все население России на три сословия - дворяне, "среднее состояние" (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), "рабочий люд" (крепостные, прислуга);

Наделить избирательным правом только дворян и представите­лей "среднего состояния";

Ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

Сенат - высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате "народную мудрость";

Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

Связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы "мостом" между ними и императором;

На вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

В 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

В это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

5. Переломным моментом в ходе реформ стала "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. "Записка" Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной "Записке о древней и новой России" Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

6. После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

Совершенствование национально-государственного устройства;

Подготовка проекта Конституции России. В рамках первого направления:

Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;

Была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - "Устав образования Бессарабской области".

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи"- содержал следующие основные положения:

В России устанавливалась конституционная монархия;

Учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;

Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;

Сенат полностью назначался императором;

Инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом; ,

Император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;

Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;

Наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;

Закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;

О крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

В 1816 г. императором было издано "Положение об эстляндских крестьянах", согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;

В 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;

Прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;

Освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства. 7. В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название "аракчеевщина". Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

Поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на "самофинансирование";

Для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;

Привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;

Военные поселения были разбросаны по всей России;

В данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;

В военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

Отмены крепостного права;

Принятия Конституции;

Демократизации страны.

Предпосылки и трудности реформ. Принимая в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. власть над огромной державой, новый царь ясно понимал, что она нуждается в преобразованиях. Два ключевых вопроса, которые России предстояло решать в XIX в., были поставлены в повестку дня уже в начале столетия, - о крепостном праве и о самодержавии. Молодой А. С. Пушкин («увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя, и над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»), в сущности, шел по стопам молодого Александра: «Есть только абсолютная власть, которая творит все без разбора... Хлебопашец унижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены». Крепостничество и самодержавие («барство дикое» и «деспотизм») казались императору, воспитанному на идеях Просвещения, опасным и вредным анахронизмом. Он говорил о конституции, даровании свободы крестьянам, просвещении народа и - при всей неискренности, свойственной его натуре, - скорее всего, говорил искренно.

Но был ли Александр I готов к осуществлению этих планов? Готово ли было общество? Большинство историков на эти вопросы отвечают отрицательно. Личные качества царя - осторожность, усиливавшийся с годами мистицизм, склонность к актерству, равнодушие к судьбам сподвижников - плохо соответствовали требованиям, которые история предъявляет к монарху-реформатору. Что касается общества, то Александру I не раз приходилось отступать под давлением преобладавших консервативных настроений. Он получил престол в результате дворцового переворота, о котором он знал и жертвой которого стал его отец - император Павел I. Убит заговорщиками был и его дед император Петр III. Знаменитая фраза французской писательницы Ж. де Сталь о форме правления в России как о «самовластии, ограниченном удавкой», не казалась Александру I нелепой абстракцией или злобным преувеличением. Он знал, что конституционные замыслы, планы освобождения крестьян воспринимаются дворянской массой как намерение «возжечь бунт», «вручить оружие на истребление дворян». Императору докладывали о едва ли не всеобщем ликовании по поводу отставки его ближайшего помощника М. М. Сперанского: «Как не сделать примерного наказания - Сперанского не повесить?! О, изверг! Чудовище! Неблагодарная, подлая тварь!» - и он отступал. Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая - в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым. Но трудности были связаны не только и не столько с личными особенностями Александра I. Существовали объективные противоречия: между намерением ограничить самодержавие и необходимостью сделать это при помощи самодержавного государства; между желанием освободить крестьян и невозможностью задеть при этом интересы дворянства; между потребностью в реформах и опасностью социального взрыва, вызванного реформами.

В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько этапов.

1801-1803гг. Этот этап связан с деятельностью Негласного комитета, не имевшего официального статуса кружка молодых друзей царя П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались три вопроса - крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения:

Указ о «вольных хлебопашцах» (1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных);

В 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;

Указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию, запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов;

В 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, в 1805-1807 гг. внимание царя занимали главным образом внешнеполитические проблемы (войны с Наполеоном).

1809-1812 гг. Этот этап связан с деятельностью Сперанского, занявшего должность статс-секретаря и своим возвышением обязанного лично монарху (в отличие от «молодых друзей» начала царствования, Сперанский, происходивший из семьи сельского священника, не имел никаких связей в высшем свете). По проекту Сперанского, которого лицейский однокашник Пушкина М. А. Корф назвал «светилом русской администрации», предполагалось:

Осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Создать систему представительных учреждений - выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;

Функции высшей судебной инстанции передать Сенату;

Уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;

Учредить Государственный совет - совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;

У императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;

Разделить все население России на три сословия - дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сословия обретали гражданские права, а первые два - политические права (в частности, избирательное право).

Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна - в 1810 г. создан Государственный совет. Сам Сперанский в начале 1812 г. был сослан в Нижний Новгород. Сопротивление дворянства и чиновничества проектам «выскочки-поповича» было действительно ожесточенным. Сыграла роль и «Записка о древней и новой России», поданная историком Н. М. Карамзиным сестре императора Екатерине Павловне: «Всякая новость в государственном порядке есть зло...» - говорилось в ней.

1818-1820 гг. Это были последние попытки обсуждения крестьянского вопроса и вопроса о государственном правлении:

В 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия;

В 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.

Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. _ В 1820- 1821 гг. восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815-1819гг. Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом. Военные поселения стали своеобразным символом последнего периода царствования Александра I, все более замыкавшегося в себе, отдалившегося от повседневных забот, «подернутого каким-то нравственным туманом». 19 ноября 1825 г. царь умер.

25 декабря члены Северного тайного общества привели солдат на Сенатскую площадь, требуя конституцию, представительное правление, гражданские свободы, - то, о чем мечтал при вступлении на престол Александр I. Это совпадение не случайно. Среди важнейших предпосылок возникновения тайных обществ реформаторские замыслы власти занимали далеко не последнее место. «Не мне их судить», - будто бы произнес Александр I, получив информацию об антиправительственном заговоре. Отказ от преобразований породил раскол между передовым обществом и властью - раскол, ставший одним из важных факторов российской истории XIX и XX вв.

Имя: Александр I (Александр Павлович Романов)

Возраст: 47 лет

Деятельность: император и самодержец Всероссийский

Семейное положение: был женат

Александр I: биография

Император Александр I Павлович, которого иногда ошибочно называют царь Александр I, взошел на престол в 1801 году и правил на протяжении почти четверти века. Россия при Александре I вела успешные войны против Турции, Персии и Швеции, а позднее оказалась втянута в войну 1812 года, когда на страну напал Наполеон. За период правления Александра I расширилась территория за счет присоединения Восточной Грузии, Финляндии, Бессарабии и части Польши. За все введенные Александром I преобразования его называли Александром Благословенным.


Держава сегодня

Биография Александра I изначально должна была стать выдающейся. Мало того, что он был старшим сыном императора и его супруги Марии Фёдоровны, так и бабушка души не чаяла во внуке. Именно она дала мальчику звучное имя в честь и , в надежде, что Александр историю станет творить по примеру легендарных тезок. Стоит отметить, что само имя для Романовых было несвойственно, и только после царствования Александра I прочно вошло в семейный именослов.


Аргументы и Факты

Личность Александра I формировалась под неустанным надзором Екатерины Великой. Дело в том, что императрица изначально считала сына Павла I неспособным занять трон и хотела короновать внука «через голову» отца. Бабушка постаралась, чтобы мальчик с родителями почти не общался, тем не менее, Павел имел влияние на сына и тот перенял от него любовь к военной науке. Юный наследник рос ласковым, умным, легко усваивал новые знания, но при этом был очень ленивым и самолюбивым, почему Александр I и не сумел научиться сосредотачиваться на кропотливой и длительной работе.


Wikiwand

Современники Александра I отмечали, что он обладает очень живым умом, невероятной проницательностью и легко увлекается всем новым. Но так как на него с детских лет активно влияли две противоположные натуры, бабушка и отец, то ребенок был вынужден научиться нравиться абсолютно всем, что и стало основной характеристикой Александра I. Даже Наполеон называл его «актером» в хорошем смысле, а Александр Сергеевич Пушкин писал об императоре Александре «в лице и жизни арлекин».


Руниверс

Увлекаясь военными делами, будущий император Александр I проходил действительную службу в гатчинских войсках, которые лично сформировал его отец. Результатом службы стала глухота левого уха, но это не помешало Павлу I произвести сына в полковники гвардии, когда тому было всего 19 лет. Еще через год сын правителя стал военным губернатором Санкт-Петербурга и возглавлял гвардейский Семеновский полк, затем Александр I кратко председательствовал в военном парламенте, после чего стал заседать в Сенате.

Правление Александра I

На престол император Александр I взошел сразу же после насильственной смерти его отца. Ряд фактов подтверждает, что он был в курсе планов заговорщиков свергнуть Павла I, хотя, возможно, не подозревал цареубийства. Именно новый глава Российской империи объявил об «апоплексическом ударе», сразившем его отца, причем буквально через несколько минут после гибели. В сентябре 1801 года Александр I был коронован.


Восхождение императора Александра на престол | Руниверс

Первые же указы Александра I показали, что он намерен искоренить в государстве судебный произвол и ввести строгую законность. Сегодня это кажется невероятным, но строгих фундаментальных законов в России на тот момент еще практически не было. Вместе с ближайшими соратниками император образовал негласный комитет, с которым обсуждал все планы государственного преобразования. Это сообщество получило название Комитет общественного спасения, а также известно под именем Общественное движение Александра I.

Реформы Александра I

Сразу после прихода к власти Александра I преобразования стали видны невооруженным глазом. Его правление принято разделять на две части: сначала реформы Александра I занимали все его время и помыслы, но после 1815 года император разочаровывается в них и начинает реакционное движение, то есть, наоборот, зажимает людей в тиски. Одной из важнейших реформ стало создание «Непременного совета», который позднее преобразовали в Государственный совет с несколькими департаментами. Следующий шаг – создание министерств. Если раньше решения по любым вопросам принимались большинством голосов, то теперь за каждую отрасль отвечал отдельный министр, который регулярно отчитывался перед главой государства.


Реформатор Александр I | История России

Реформы Александра I затрагивали и крестьянский вопрос, по крайней мере, на бумаге. Император задумывался об отмене крепостного права, но хотел это сделать постепенно, а определить шаги подобного медленного освобождения не смог. В итоге указы Александра I о «вольных хлебопашцах» и запрет на продажу крестьян без земли, на которой они живут, оказались каплей в море. Зато более существенными стали преобразования Александра в области образования. По его распоряжению была создана четкая градация учебных заведений по уровню образовательной программы: приходские и уездные школы, губернские училища и гимназии, университеты. Благодаря деятельности Александра I в Санкт-Петербурге восстановили Академию наук, создали знаменитый Царскосельский лицей и основали пять новых университетов.


Царскосельский лицей основан императором Александром I | Всероссийский музей А.С. Пушкина

Но наивные планы государя по быстрому преобразованию страны столкнулись с противостоянием дворян. Быстро внедрять свои реформы он не мог из-за страха дворцового переворота, плюс занимали внимание Александра 1 войны. Поэтому, несмотря на благие намерения и стремление к проведению реформ, император не смог воплотить все свои желания в жизнь. Фактически, кроме образовательной и государственной реформы, интерес вызывает только конституция Польши, которую сподвижники правителя рассматривали как опытный образец для будущей Конституции всей Российской империи. Но поворот внутренней политики Александра I к реакции похоронил все надежды либерального дворянства.

Политика Александра I

Отправной точкой к перемене мнения о необходимости реформ стала война с Наполеоном. Император понял, что в тех условиях, что он хотел создать, быстрая мобилизация армии невозможна. Поэтому император Александр 1 политику смещает с либеральных идей на интересы государственной безопасности. Разрабатывается новая реформа, которая оказалась самой прижившейся: военные преобразования.


Портрет Александра I | Руниверс

С помощью военного министра создается проект совершенно нового типа жизни – военное поселение, которое представляло собой новое сословие. Без особого отягощения бюджета страны предполагалось содержать и комплектовать постоянную армию численностью на уровне военного времени. Рост числа таких военных округов продолжался все годы правления Александра I. Более того, они сохранились и при преемнике Николае I и были упразднены только императором .

Войны Александра I

Фактически внешняя политика Александра I сводилась к череде постоянных войн, благодаря которым территория страны значительно увеличилась. После окончания войны с Персией Россия Александра I получила военный контроль на Каспийском море, а также расширила владения за счет присоединения Грузии. После русско-турецкой войны владения Империи пополнила Бессарабия и все государства Закавказья, а после конфликта со Швецией – Финляндия. Кроме того, Александр I воевал с Англией, Австрией и начал Кавказскую войну, которая не закончилась при его жизни.

Главным военным противником России при императоре Александре I была Франция. Первый их вооруженный конфликт произошел еще в 1805 году, который, несмотря на периодические мирные соглашения, постоянно возгорался вновь. Наконец, воодушевленный своими фантастическими победами, Наполеон Бонапарт ввел войска на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года. После победы Александр I заключил союз с Англией, Пруссией и Австрией и совершил ряд заграничных походов, в ходе которых разгромил армию Наполеона и вынудил его отречься от престола. После этого к России отошло еще и Королевство Польское.

Когда французское воинство оказалось на территории Российской Империи, Александр I объявил главнокомандующим себя самого и запретил вести мирные переговоры до того времени, пока хотя бы один вражеский солдат оставался на русской земле. Но численное преимущество армии Наполеона было столь велико, что российские войска постоянно отступали вглубь страны. Вскоре император соглашается с тем, что его присутствие мешает военачальникам, и уезжает в Санкт-Петербург. Главнокомандующим становится Михаил Кутузов, которого очень уважали солдаты и офицеры, но главное – этот человек уже проявил себя отличным стратегом.


Картина "Кутузов на Бородинском поле", 1952. Художник С. Герасимов | Майндмэппинг

И в Отечественной войне 1812 года Кутузов вновь показал свой острый ум военного тактика. Он наметил решающее сражение возле посёлка Бородино и расположил армию так удачно, что с двух флангов ее прикрывали природный рельеф, а в центре главнокомандующий поместил артиллерию. Сражение было отчаянным и кровопролитным, с огромными потерями с обеих сторон. Битва при Бородино считается историческим парадоксом: обе армии объявили о своей победе в сражении.


Картина «Отступление Наполеона из Москвы», 1851 год. Художник Адольф Нортерн | Хронтайм

Чтобы сохранить свои войска в боевой готовности, Михаил Кутузов решает оставить Москву. Итогом стало сожжение бывшей столицы и занятие ее французами, но победа Наполеона в данном случае оказалась Пировой. Чтобы прокормить свою армию, он был вынужден двинуться к Калуге, где уже сосредоточил силы Кутузов и не пустил врага дальше. Более того, эффективные удары наносили захватчикам партизанские отряды. Лишенные продовольствия и неготовые к русской зиме французы стали отступать. Финальная битва возле речки Березина поставила точку в разгроме, и Александр I издал Манифест о победном окончании Отечественной войны.

Личная жизнь

В юности Александр был очень дружен с родной сестрой Екатериной Павловной. Некоторые источники даже намекали на отношения более тесные, чем просто братские и сестринские. Но эти домыслы весьма маловероятны, так как Екатерина была младше на целых 11 лет, а в 16-летнем возрасте Александр I личную жизнь уже связал с супругой. Он женился на немке Луизе Марии Августе, которая после принятия православия стала Елизаветой Алексеевной. У них родилось две дочери, Мария и Елизавета, но обе скончались в годовалом возрасте, поэтому наследником престола стали не дети Александра I, а его младший брат Николай I.


Комсомольская правда

Из-за того что жена не смогла подарить ему сына, отношения императора с женой сильно охладели. Он практически не скрывал своих любовных отношений на стороне. Сначала Александр I почти 15 лет сожительствовал с Марией Нарышкиной, женой обер-егермейстера Дмитрия Нарышкина, которого в глаза все придворные называли «образцовым рогоносцем». Мария родила шестерых детей, причем отцовство пятерых из них принято приписывать Александру. Впрочем, большинство этих детей умирало в младенчестве. Также у Александра I был роман с дочерью придворного банкира Софи Вельо и с Софьей Всеволожской, которая родила от него незаконного сына, Николая Лукаша, генерала и героя войны.


Википедия

В 1812 году Александр I увлекся чтением Библии, хотя до этого к религии был в принципе равнодушен. Но его, как и лучшего друга Александра Голицына, не устраивали рамки одного лишь православия. Император находился в переписке с протестантскими проповедниками, изучал мистицизм и различные течения христианской веры и стремился объединить все конфессии во имя «всемирной истины». Россия при Александре I стала как никогда раньше толерантной. Официальная церковь была возмущена подобным поворотом и начала тайную закулисную борьбу против единомышленников императора, в том числе и Голицына. Победа осталась за церковью, не желавшей потерять власть над народом.

Умер император Александр I в начале декабря 1825 в Таганроге, во время очередного путешествия, которые очень любил. Официальной причиной смерти Александра I назвали горячку и воспаление мозга. Внезапная кончина правителя вызвала волну слухов, подстегиваемых тем обстоятельством, что незадолго до того император Александр составил манифест, в котором право престолонаследия передавал младшему брату Николаю Павловичу.


Смерть императора Александра I | Русская историческая библиотека

В народе стали говорить, что император фальсифицировал свою смерть и стал отшельником Фёдором Кузьмичом. Такая легенда была очень популярна еще при жизни этого по-настоящему существовавшего старца, а в XIX веке получила дополнительную аргументацию. Дело в том, что удалось сравнить почерк Александра I и Федора Кузьмича, который оказался практически идентичным. Более того, на сегодняшний день у ученых-генетиков существует реальный проект по сравнению ДНК двух этих людей, но пока данная экспертиза проведена не была.

Проблемам преобразований во внутренней политике России начала ХIХ в. посвящено немало трудов. Первый опыт освещения этих проблем относится ко 2 - й половине ХIХ века, когда военный историк генерал М.И. Богданович выпустил в свет 6 - ти томную историю Александра I. М.И. Богданович принадлежит к числу тех дворянских историков, для которых личность царя была главным двигателем исторического процесса, а история России - историей того или иного самодержца. В представлении М.И. Богдановича Александр I хотел водворить в стране «государство справедливости и общего спокойствия».

Будучи свидетелем «злоупотреблений администрации» своей бабки, а потом и отца, царь проникся идеалами законности; ненавидя деспотизм, он стремился «навсегда охранить от престола права всех и каждого».

Объективная ценность книги М.И. Богдановича состоит в богатом фактографическом материале, который она содержит.

В 1897 году историк охранительного направления генерал Н. К. Шильдер выпустил в свет четырёхтомную биографию Александра I. Историк разделял мнение М. И. Богдановича о стремлении Александра к законности как главном мотиве его преобразовательной деятельности. Идеал Шильдера - это гуманный и либеральный царь. И. М. Богданович и Н. К. Шильдер не писали об Александре I как о выразителе естественной потребности конституционного преобразования России. Составив подробнейший очерк первых правительственных мероприятий начала ХIХ века, Н. К. Шильдер заключил, что Александр «представлял собой явление, необычное в русской истории».

Из трудов советского времени наиболее интересными по истории реформирования в 1 - й половине ХIХ века для нас явились монографии А. В. Предтеченского «Очерки общественно - политической истории России в первой четверти ХIХ века» и М. М. Сафонова «Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII и ХIХ вв.».

А. В. Предтеченский дал политике Александра I классовую оценку и рассматривал её как попытку в условиях разложения феодально-политической системы защитить интересы господствующего класса крепостников - помещиков от буржуазной революции.

В монографии М.М. Сафонова показано, как в результате острой внутриполитической борьбы широко задуманная программа социально - политических реформ свелась к преобразованиям государственного устройства, которые способствовали дальнейшему царствованию самодержавия. Такой подход к оценке реформ Александра I представляется нам наиболее приемлемым.

В наше время реформы Александра I исследуются в работах А. Н. Архангельского «Александр I”, А. Валлотона «Александр I” и др.

Александр I - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства. Он жил и царствовал в сложное и во многом - переломное для судеб мира время. Заложенные просвещенным веком Екатерины II и Ф. Лагарпом передовые идеи и высокие мысли оставили в душе царя неизгладимый след. Однако осуществить их на практике Александру I не удалось.

Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 года. В самом начале жизненного пути его личность была деформирована обстоятельствами, сложившимися в царской семье. Постоянная необходимость приспосабливаться одновременно и к вольным нравам екатерининского двора и к строгим порядкам, установленным Павлом в Гатчине, вносила полный разлад в душу мальчика, а потом и юноши.

Образование Александра, начавшись в детстве под непосредственным руководством и при участии Екатерины II, затем было продолжено рядом отличных преподавателей. Из всех воспитателей и учителей центральное место занимал Лагарп - швейцарский республиканец, увлекавшийся идеями французской просветительской философии. Эти идеи он передавал будущему императору, однако не связывал их с реалиями русской жизни. Такая отвлеченность от практики потом сказывалась в действиях Александра I. “Мысли о благе человечества, гнусности рабства и деспотизма сочетались с его положением абсолютного монарха. Это приводило к колебаниям, непоследовательности, противоречивости в практической политике», - пишет А. Н. Архангельский.

Трагические обстоятельства вступления на престол стали для царя огромным потрясением. Убийство Павла I сделало Александра соучастником страшного преступления и заставило всю жизнь мучиться угрызениями совести, а так же показало ему собственную незащищенность, внушив глубокий страх стать жертвой очередного переворота. Поэтому он старался воздерживаться от шагов, хотя бы и полезных для страны, но слишком раздражающих благородное сословие. По мнению историка В.О. Ключевского, Александр I «принес на престол больше благих желаний, чем практических средств для их осуществления».

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства. «Дней Александровых прекрасное начало», - так впоследствии охарактеризовал начало правления молодого государя А.С. Пушкин. В манифесте о восшествии на престол Александр I заявил, что будет править «по законам и по сердцу своей премудрой бабки» и принял ряд решений в либеральном духе: были амнистированы лица, репрессированные при Павле, разрешена деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы, подтверждены Жалованные грамоты дворянству и городам, ослаблена цензура. Но при всем своем либерализме Александр не спешил идти на ограничение самодержавия и отверг конституционные проекты П.А. Зубова, П.А. Палена. Вместо этого появился указ об учреждении Непременного совета - законосовещательного органа при государе. Практическое значение Непременного совета было невелико. Основная работа по подготовке преобразований сосредоточилась в Негласном комитете. В его состав вошли «молодые друзья» императора - В.П. Кочубей, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях комитета, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.

После рассмотрения в Негласном комитете в 1802 году была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо коллегий были учреждены восемь министерств: военное, военно-морское, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения и юстиции. Руководители этих ведомств составляли Комитет министров.

В крестьянском вопросе Александр I не спешил с радикальными мерами, боясь недовольства помещиков и крестьянских волнений. В 1803 году был издан указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп. Правительство впервые продемонстрировало свое намерение отменить крепостное право. Но за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5 % крепостных (М. М. Сафонов).

Более успешными оказались реформы в области образования. В 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Руководить созданием единой системы образования было призвано министерство народного просвещения.

С 1803 года значение Негласного комитета стало падать. Вскоре кружок прекратил деятельность. Для продолжения реформ Александру I требовались новые люди. Одним из таких людей стал А.А. Аракчеев.

О сыне небогато и незнатного помещика Алексее Андреевиче Аракчееве современники почти единодушно отзывались нелестно. Обличались его грубость, трусость, невежество, жестокость. Но для царя Аракчеев обладал рядом ценных качеств: он неукоснительно выполнял царскую волю, был подобострастен и учтив. К тому же, он отличался работоспособностью и организованностью. В 1803 году Аракчеев - инспектор всей артиллерии, в 1807 - состоит при Александре I с правом издавать от его имени указы, в 1808 - военный министр, обладающий огромной властью и ревностно охраняющий престол от дворянского заговора. Основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское, а для разработки плана дальнейших реформ необходим был другой человек. Им стал М.М. Сперанский.

Происходивший из семьи сельского священника Михаил Михайлович блестяще окончил духовную академию и за 4 года сделал стремительную карьеру. В 1807 году император приблизил Сперанского к себе и сделал основным советником и помощником. В 1809 году Сперанский подготовил план преобразований - «Введение к уложению государственных законов». По этому проекту основой государственного устройства России должен был стать принцип разделения властей. В качестве законосовещательного органа власти предполагалось создать Государственную думу, исполнительную - сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной становился Сенат. Вершиной государственной системы, связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный совет - совещательный при государе.

Население России предполагалось разделить на три сословия - дворянство, среднее состояние, народ рабочий, - которые получали гражданские права, а два первых - политические.

Преобразования начались с реформирования государственного аппарата. В 1810 году вместо Непременного был создан Государственный совет в составе 35 высших сановников. Началась реорганизация министерской системы: все министерства имели единообразную структуру и действовали на принципах единоначалия. Обо всех этих преобразованиях подробно пишут в своих исследованиях А. В. Предтеченский, М. М. Сафонов.

Деятельность Сперанского вызвала ярость дворянства, догадывавшегося, что одной из целей реформ является отмена крепостного права. Не устраивали дворян и планы ограничения самодержавия. Александр I, понимая, что недовольство его внутренней политикой охватило широкие круги общества, в условиях обострения внешнеполитической обстановки, в 1812 году уволил Сперанского в отставку.

Внешние события 1812-1815 годов отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После победы над Наполеоном свободомыслящая часть дворянства ожидала введения конституции, крестьяне - отмены крепостного права. Важным шагом царя в направлении политических реформ стало дарование Конституции Польше. В 1818 году Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект Российской Конституции. Созданный документ - «Государственная уставная грамота Российской империи» - предусматривал установление конституционной монархии. Александр I не стал реализовывать этот проект, как и проекты освобождения крестьян (М. М. Сафонов).

Реформаторские намерения императора, как в конституционном, так и в крестьянском вопросе сменяются реакционным курсом. Эта перемена обусловлена, прежде всего, оппозиционными настроениями дворянства. Кроме того, Александр I считал, что крестьянская Россия не способна понять и принять конституционную систему правления.

Последние годы правления Александра I называют «аракчеевщиной» (1815-1825), так как управление страной при часто уезжавшем за границу царе сосредотачивается в руках всесильного временщика. Символом наступившей реакции были военные поселения - новая форма комплектования и содержания армии. Крестьяне, переводимые на положение «военных поселян» должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Таким образом, они и обеспечивали себя, снимая расходы с казны, и становились резервом армии. В разряд поселенцев государственные крестьяне переводились целыми уездами. Жесткая регламентация быта, палочная дисциплина, запрет на торговлю и промыслы - все это разрушало крестьянский уклад, тормозило экономическое развитие.

Последние годы царствования Александра были мрачными для страны и тягостными для императора. В 1825 году он неожиданно скончался в Таганроге, оставив открытым вопрос о престолонаследии.

«Александр I хотел реформировать страну, имея конечной целью отмену крепостного права, введение правовой системы и конституции. Либеральные идеи не были для него пустым звуком. Однако положение абсолютного монарха объективно препятствовало систематическому проведению реформ в жизнь. Справедливо утверждение некоторых современников о значительной доле мечтательности и отвлеченности от реальной жизни Александра I. Ограничен был и круг лиц, на которых мог опереться царь. Невежественность, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, пассивность народных масс стояли мощным препятствием на пути реформ. Поэтому реформаторские усилия царя не завершились коренными изменениями в социально-экономическом, политическом, гражданском строе России. Самодержец оказался слабее самодержавия», - пишет А. Валлотон.

Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.

Надежды возлагались на Николая I.