С какой целью стародум уехал в сибирь. Недоросль

  • Категория: Подготовка к ГИА

Время написания

Стихотворение написано в 1835 году.

Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как и природа. В этом стихотво­рении поэт разрешает вопрос о соотношении природы и человека.

Главная мысль (идея)

Человек выделен из природы благодаря тому, что он наделен разумом. В сти­хотворении Тютчева человеческая мысль неудержимо стремится постичь неиз­веданное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предопределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы:

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла -

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!...

Жанр стихотворения - элегия. Стихотворный метр - четырехстопный ямб, система рифмовки - параллельная, рифмы мужские.

Поэт рисует полет коршуна, который устремился к небу. Звучание первой строфы стихотворения плавно, свободно, размеренно. Поэт стремится передать величие и гармонию картины. Речь как бы замедляется, течет плавно, широко. Коршун воспринимается как органическая часть природы.

Архаическая форма слова «дале» придает тексту приподнятость, торжественность.

Согласно образной системе Тютчева, первая строфа дает общий план. Про­странство расширяется вместе с полетом коршуна. В этом изображении присут­ствует завершенность: коршун ушел.

Во второй строфе уже нет изображения реального мира. Ее содержание свя­зано с размышлениями лирического героя, который сопоставляет человека и мощную птицу. Этот принцип параллелизма - излюбленный прием Тютчева.

Общий план сменяется крупным планом: мы видим два мощных крыла кор­шуна, но его самого уже нет - он уже ушел за небосклон. Человек и птица про­тивопоставлены - это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчеркивается и синтаксическим удвоени­ем: «два мощных, два живых крыла».

В следующих строчках звучит сожаление лирического героя о человеке, кото­рый лишен крыльев, лишен полета и вынужден жить на земле «в поте и в пыли».

В последней строчке присутствует внутреннее противопоставление. Чело­век - «царь земли», но именно поэтому он «прирос к земли» и не может ле­тать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы «к земли» подчеркивает извечную и неизменную слабость человека в сравнении с могуществом природы.

  • Информация о тексте по рассказу В.Б. Ардова «Суконный язык» - -
  • СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») - -
  • АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» - -
  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ...» И А. А. БЛОКА «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ...» - -
  • Какое значение в формировании идей, концепции человека романа «Обломов» играет глава «Сон Обломова»? - -

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева

Молодость Тютчева и начало его службы были тесно связны с Европой: он побывал во многих городах Германии и Франции, а последние годы службы провел в немецком Мюнхене, где вел безбедный и светский образ жизни. Однако поэт часто ловил себя на противоречивых мыслях: воспоминания о родных просторах, ностальгия и светлая грусть по Родине неизменно проявлялись в философских произведениях, бередили душу автора и выливались на бумагу.

Этот же мотив и размышления о собственной жизни прослеживаются в произведении «С поляны коршун поднялся».

Исторические факты и предпосылки создания

Находясь с постоянных раздумьях, в поисках ответа на свои вопросы, поэт не может наслаждаться жизнью, на чужбине все чаще чувствуется тоска по родным краям, в которые он не может вернуться. На фоне происходящего в 1835 году рождается произведение, в котором автор восхищается головокружительным полетом коршуна, его свободой, которой поэт даже немного тайно завидует.

Жизненные обстоятельства Тютчева не дают возможности совершить подобный «полет», насладиться долгожданной свободой и независимостью от чужих решений.

Тема, идея, основная мысль

Тематика: философская. Описание вольной и свободолюбивой птицы, которая может выбирать, где ей находиться, в отличии от автора. Коршун, одаренный природой двумя крыльями, способен свободно перемещаться, вне зависимости от обстоятельств, следуя лишь своим пожеланиям.

Средства художественного наполнения

Композиция произведения

Эмоциональный лейтмотив произведения – легкая печаль, скрытые мечты, лиричное противопоставление своей «приземленности» и безудержного птичьего полета.

Обе строфы имеют законченную мысль: первая – обрисовывает яркие возможности, символизирующие независимость, о которой втайне мечтает творец, вторая – описывает действительность создателя, в которой он открывает посредственность своего образа жизни.

Поэтическая лексика

Отчетливо прослеживается параллелизм между коршуновой свободой и своим «бременем» — жизнь на чужбине.

Тютчев в стихотворении использует эпитеты «…мощных, …живых крыла», описывая величие подарков природы, олицетворяя и «оживляя» ее (Природа-мать)

Размер, рифма
Двухстопный ямб, рифма парная (а-а-б-б)

Используемые стилистические фигуры
Основной фигурой выступает антитеза – противопоставление рассказчика (автора) с птицей, не знающей границ и обязанностей. Также интересна используемая инверсия: «коршун поднялся, …к небу он взвился…»

Поэтическая фонетика в произведении
Отчетливо прослеживается аллитерация и ассонанс: -лся, -он – в первой строфе, -ла, -ли – во второй.

Литературное направление
Романтизм

Жанр
Элегия, стихотворение

Заключение

Автор противопоставлял земную жизнь, наполненную суетой и обыкновением, птичьему полету, безграничному и безудержному. Человеку не дано «летать» — не только в прямом смысле, а и в переносном: приземленность людей, посредственная зависимость от обстоятельств вызывают у поэта звенящее чувство тоски. Ему остается лишь мечтать и наблюдать беззаботный полет коршуна.

Рассмотрим комедию "Недоросль" (краткое содержание по действиям). Ее автор - Фонвизин Денис Иванович. Первая постановка этого произведения состоялась в 1782 году.
Действие первое

Явление 1
"Недоросль" (краткое содержание по действиям") начинается тем, что г-жа Простакова осматривает кафтан на Митрофане, ругает портного Тришку, который сшил его не так, и велит Еремеевне позвать его.
Явление 2
Г-жа Простакова продолжает ругать Тришку. Тот, оправдываясь, говорит, что для того, чтобы шить хорошо, нужно сначала научиться этому. Простакова в бешенстве - Тришкины оправдания она называет "скотскими рассуждениями".
Явление 3
Появляется Простаков. Простакова спрашивает мужа, что он думает по поводу сшитого кафтана. Простаков запинается от робости, ничего толком ответить не может - боится гнева супруги. Простакова: "Вот каким муженьком наградил меня Господь..."
Явление 4
Появляется Скотинин. Разговор опять идет о кафтане. Скотинин считает, что кафтан "сшит изряднехонко".
Простакова велит Еремеевне накормить Митрофанушку, на что та отвечает, что Митрофанушка уже "пять булочек скушать изволил". Простакова набрасывается на Еремеевну - неужели няньке жаль для детя шестой булочки. Нянька говорит, что вечером Митрофанушка съел очень много и "протосковал до самого утра". Простакова с тревогой спрашивает сына, что с ним случилось. Тот отвечает, что "ночь всю така дрянь в глаза лезла" - то матушка мерещилас, то батюшка. Митрофанушке снилось, что матушка бьет батюшку, и ему стало жаль Простакову: она себе все руки отбила, пока била мужа. Митрофан с Еремеевной отходят.
Явление 5
Скотинин спрашивает, где его невеста, говорит, что ей пора сказать, что она выходит за него замуж. Речь идет о Софье. Простаков говорит, что они поступили с этой девушкой, как с сироткой. Она была еще маленькой, когда умер ее отец, а затем и мать. Господин Стародум, ее дядюшка, поехал в Сибирь, и о нем уже несколько лет ничего не известно. Он считается покойником. Далее Простаков говорит, что так как эта девушка осталась одна, они решили ее взять в свою деревню, а над имением ее надзирают, как над своим.
Скотинин хвалится тем, как умеет вести хозяйство. Любой убыток этот человек покрывает за счет своих крестьян. Простакова просит научить и ее этому мастерству, так как она уже отобрала у своих крестьян все, что было. Скотинин говорит, что обязательно научит, только вначале пусть женят его на Софье, так как ему нравятся принадлежащие ей деревни. Там, в деревнях Софьи, Скотинин планирует развести свиней, поскольку он их очень любит.
Явление 6
Появляется Софья с письмом в руке. Сообщает, что ее дядюшка Стародум жив, приехал недавно в Москву. Г-жа Простакова не верит, что Стародум жив. Она отбирает у Софьи письмо, при этом возмущается, что "девушки грамоте умеют". Простакова подозревает, что письмо от какого-нибудь офицера. Софья предлагает ей прочесть письмо, но та не умеет читать и говорит, что она "не так воспитана". Простакова говорит, что придет Митрофан и прочтет письмо. Она рассказывает о том, что ее сын уже четыре года учится. Для обучения грамоте к нему ходит дьячок Кутейкин. Цыфиркин, отставной сержант, учит его арифметике. По-французски и различным наукам обучает Митрофана немец Адам Адамыч Вральман. Все они не очень-то нагружают своего ученика.
Явление 7
Появляется Правдин. Читает по просьбе Простаковой письмо. Из письма становится известно, что Стародум решил сделать Софью наследницей своего состояния. Простакова сразу бросается обнимать Софью и говорит, что лучшей невесты для Митрофана, чем она, Софья, и не надо. Уводит Софью для того, чтобы поговорить наедине.
Явление 8
Слуга сообщает Простакову, что в их деревню пришли солдаты. Простаков и Правдин отходит.
Действие второе ("Недоросль", краткое содержание по действиям)

Явление 1
Правдин и Милон встречаются. Они старые знакомые. Правдин говорит, что он "определен членом в здешнем наместничестве". Он восхищается наместником, считает его человеком справедливым, который выполняет "самые человеколюбивые виды вышней власти". Правдин сообщает, что живет здесь уже три дня и характеризует Простакова как дурака, а его жену - фурию с адским нравом. Милон говорит, что уже через несколько часов должен уезжать отсюда. Милон рассказывает, что влюблен и его чувство взаимно, но не знает, где находится в данный момент его любимая, и он ищет ее. Милон видит входящую Софью и говорит, что это и есть его возлюбленная.
Явление 2
Софья и Милон радуются встрече. Софья жалуется, что за время разлуки ей пришлось перенести немало бед, в частности от родственников. Она говорит о том, как подхалимски стала вести себя Простакова, узнав о решении Стародума. Софья говорит, что Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофана. Девушка передает Милону те слова, которые сказала Простаковой, - что ее судьба зависит от воли Стародума, что он обещал сам приехать в своем письме.
Явление 3
Приходит Скотинин. Он говорит, что его сестра наскоро отправила его назад, в свою деревню. Сообщает, что Простакова хочет женить его. Скотинин говорит Софье, что она будет жить с ним припеваючи. Он хочет выкупить на деньги девушки всех свиней. Правдин говорит, что Простакова хочет теперь Митрофана на Софье женить. Скотинин грозит при встрече Митрофанушку побить.
Явление 4
Появляются Митрофанушка с Еремеевной. Та уговаривает Митрофана поучиться "хоть немножко". Скотинин подзывает Митрофанушку к себе. Вначале угрожает ему, но тот не может понять, в чем провинился. Затем Скотинин спрашивает племянника, хочет ли тот жениться. Когда Митрофан отвечает, что хочет, Скотинин бросается на него. Еремеевна заступается за сына Простаковой.
Явление 5
Появляются оба Простаковых. Мать Митрофана заводит разговор с Милоном и Правдиным, жалуется, что муж ее - рохля и ей одной приходится вести хозяйство: "то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится". Простакова льстиво говорит о Стародуме. Правдин замечает, что то, что в нем называют грубостью, угрюмостью, - это следствие его прямодушия. Простакова замечает, что вся надежда ее жизни - сын, которого она готовит в люди.
Появляются Кутейкин и Цыфиркин - учителя Митрофанушки. В Цыфиркине Милон узнает отставного солдата своего гарнизона. Цыфиркин говорит Милону, что уже третий год пытается обучить Митрофанушку дробям, но безуспешно. Кутейкин сообщает о себе, что недоучился в семинарии, так как "убоялся бездны премудрости".
Явление 6
Г-жа Простакова просит Митрофана прочитать заданное. Тот не читает, жалуется на дядюшку, говорит, что тот его хотел побить. Простакова ругает Еремеевну за то, что та не заступилась за сына. Еремеевна оправдывается. Простакова и Митрофан уходят. Кутейкин жалеет Еремеевну, спрашивает, как платят ей за ее работу. Еремеевна: "По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день".
Действие третье

Явление 1
Правдин и Стародум сердечно приветствуют друг друга. Стародум говорит, что получил хорошее воспитание, которое ему дал отец. Отец его непрестанно повторял, что нужно иметь душу, сердце, и тогда будешь человеком в любое время. Стародум рассказывает, как он служил и воевал. Он замечает, что чины часто выпрашиваются, а настоящее почтение необходимо заслужить. После отставки Стародума приглашают ко двору. Но придворная жизнь его не устраивает. Он решил, что лучше жить у себя дома, чем "в чужой передней".
Явление 2
Появляется Софья. Стародум объясняет причину своего приезда: он узнал о том, что Софья живет здесь против своей воли. Стародум признается, что только эта девушка - утешение в его старости, и он должен опекать ее. Он говорит, что в Сибири сделал большое состояние и Софья теперь может выбирать жениха даже бедного. Девушка отвечает, что воля Стародума для нее - закон. Тот говорит Правдину, что не наличие денег определяет, хорош ли человек. Слышен шум.
Явление 3
Появляются дерущиеся Простакова со Скотининым и Милон, который разнимает их. Стародум смеется, глядя на дерущихся, говорит, что еще ничего смешнее не видел. Простакова напускается на Стародума. Говорит, что дерется потому, что Скотинин обидел ее сына.
Узнает, что перед ней дядя Софьи, и сразу меняет тон, называет Стародума "отцом родным", что на него вся надежда.
Явление 4
По зову Простаковой является Еремеевна. Простакова говорит, что звала Палашку. Еремеевна отвечает, что та заболела, у нее жар. Простакова в ярости: "Бредит, бестия! Как будто благородная". Она суетится из-за приезда важного гостя.
Явление 5
Простакова, Простаков и Митрофан лезут обниматься к Стародуму. Представляются. Ведут себя раболепно. Стародум говорит Софье, что завтра уезжает с ней в Москву. Простакова обескуражена известием. Стародум говорит, что у него есть на примете жених для Софьи. Милон и Софья поражены. Стародум говорит Софье, что она сама вольна в своем выборе. Скотинин начинает хвалить сам себя в надежде, что девушка выберет его. Простакова же описывает достоинства своего сына. Она говорит, что они не жалеют денег, чтобы его учить, что он целыми сутками не встает из-за книги. Представляет учителей Митрофанушки. Стародум говорит, что не в состоянии оценить достоинства ее сына, и уходит отдыхать после дороги.
Явление 6
Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою жизнь. Жалуются на Митрофана, которому учение не дается. Приходят к выводу, что им мешает заниматься с недорослем Вральман. Решают проучить немца.
Явление 7
Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы "для вида". Митрофан произносит знаменитую фразу: "Не хочу учиться, хочу жениться". Цыфиркин пытается вести урок, но Митрофан грубит, а Простакова заступается за сына. Решение задач так и не увенчалось успехом. Урок с Кутейкиным также бесплоден.
Явление 8
Появляется Вральман, который начинает говорить, что ребенка хотят уморить эти учителя. Простакова соглашается с ним и отпускает Цыфиркина и Кутейкина. Вральман всячески убеждает Простакову, что Митрофанушка и без этой учебы молодец. Госпожа благоволит Вральману: он умеет сказать то, что ей будет приятно слышать. Он говорит, что Митрофан сумеет и свет посмотреть, и себя показать и так.
Явление 9
Кутейкин и Цыфиркин подкарауливают Вральмана. Ругаются с ним, а потом набрасываются на него с побоями.
Действие четвертое

Явление 1
Софья ожидает Стародума, читает книгу, размышляет.
Явление 2
Стародум появляется. Он дает Софье советы, что нужно уметь различать людей. Стародум говорит, что люди завидуют не только знатности и богатству, но и добродетели. Он призывает Софью слушать свою совесть, которая остерегает человека прежде чем судья наказывает. Благонравие дает цену уму. Умный человек без него - чудовище.
Явление 3
Приходит камердинер и подает письмо из Москвы Стародуму.
Явление 4
Стародум размышляет, что не знает Милона, но если дядя говорит, что это честный человек, то он может стать женихом Софьи.
Явление 5
Стародум говорит Софье, что письмо, по большей части, для нее - речь идет, возможно, о ее будущем муже.
Явление 6
Появляются Милон и Правдин. Правдин представляет Стародуму Милона. Выясняется, что это тот самый молодой человек, про которого говорилось в письме, адресованном Стародуму. Стародуму Милон нравится, и он рад, что Софья выбрала именно его.
Явление 7
Появляется Скотинин.Он настаивает на том, чтобы Софья вышла за него. Стародум смеется над ним.
Явление 8
Появляются Простакова, Простаков, Митрофан и Еремеевна. Митрофан демонстрирует свои "успехи" в учебе. Он говорит, что "дверь" - имя прилагательное, так как приложена к своему месту. А та дверь, которая стоит у чулана еще не навешена, - еще существительна.
Сама Простакова науки считает занятием пустым и бесполезным - "без наук люди живут и жили".
Явление 9
Г-жа Простакова спрашивает у Стародума, жених ли Митрофан Софье. Тот отвечает, что нет и что она уже сговорена. Простакова решает насильно выдать Софью за Митрофана.
Действие пятое

Явление 1
Правдин показывает Стародуму пакет, пришедший накануне. Стародум отвечает, что у него теперь есть способ прекратить бесчеловечье Простаковой. Правдин и Стародум говорят о том, что государь, достойный престола, должен возвышать души подданных. Слышится шум.
Явление 2
Софья бросается к Стародуму с просьбой о защите - ее пытались насильно увезти. Еремеевна признается, что собирались обвенчать Софью с Митрофанушкой.
Явление 3
Простакова и Митрофан просят прощения у Стародума.
Явление 4
Стародум говорит, что прощает помещицу. Простакова угрожает всем своим слугам расправой - те были нерасторопны в деле похищения. Правдин говорит, что именем правительства приказывает собрать крестьян и людей для объявления приказа о том, что за бесчеловечье помещицы Простаковой правительство повелевает ему принять в опеку деревни и ее дом. Простакова считает, что это гибель для нее.
Явление 5
Г-жа Простакова никак не может прийти в себя - она теперь не хозяйка в собственном доме. Говорит, что у нее много долгов - еще не доплачено учителям. Зовут учителей.
Явление 6
Стародум узнает в учителе географии Вральмане своего бывшего кучер. Отдают долги учителям. Вральман снова нанимается кучером к Стародуму.
Явление 7
Камердинер сообщает, что карета готова.
Явление последнее
Стародум прощается с Правдиным. Собираются уезжать. Г-жа Простакова говорит сыну, что он у нее один остался. Митрофан отвечает: "Да отвяжись, матушка". Затем Простакова падает в обморок.
На этом завершается "Недоросль" (краткое содержание по действиям).

Использованы материалы книги: Зубова Е.Н., Мошенская О.В. и др. Произведения школьной программы в кратком изложении. ООО "Дом Славянской книги", 2015

План пересказа

1. Простакова недовольна кафтаном, сшитым для ее сына портным Тришкой.
2. Скотинин, брат Простаковой, мечтает из корыстных побуждений жениться на Софье.
3. Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Правдин при всех читает его вслух.
4. Правдин в разговоре с Милоном говорит о цели своего приезда.
5. Софья и Милон встречаются. Они давно любят друг друга.
6. Скотинин сватается к Софье и узнает, что Простакова прочит Софью Митрофану в жены.
7. Скотинин бросается на Митрофана, Еремеевна заслоняет его.
8. Беседа Правдина и Стародума о взглядах на жизнь.
9. Все герои комедии выражают свое отношение к Стародуму.
10. Экзамен Митрофана.
11. Беседа Софьи и Стародума о нравственных основах жизни.
12. Стародум соглашается на брак Софьи с Милоном.
13. Скотинин и Простакова сватают Софью.
14. Стародум узнает о том, что Простакова хотела тайно обвенчать Митрофана и Софью.
15. Правдин сообщает об опеке имения Простаковой.
16. Отъезд Стародума, Милона и Софьи.
17. Разочарование Простаковой.

Пересказ
Действие 1

Простакова и Еремеевна осматривают на Митрофане только что сшитый кафтан. Простакова говорит, что он плохо сшит, и велит Еремеевне позвать портного Тришку. Тришка начинает оправдываться, что он самоучка, поэтому кафтан лучше отдать настоящему портному, который сошьет лучше. Но Простакова только ругается. Появляется Простаков. Он во всем подчиняется своей жене, поэтому не может сказать ничего вразумительного про кафтан. Простакова приказывает наказать Тришку за плохую работу. Но тут приходит брат Простаковой, Скотинин, и просит в день его сватовства никого не наказывать, а отложить до завтрашнего дня, тогда он ей в этом поможет.

Митрофан жалуется, что вчера вечером мало поел, поэтому ему снились сны, как матушка бьет батюшку, говорит, что ему было очень жаль матушку, так как она устала от битья.

Скотинин интересуется, где его невеста, не пора ли ей сказать, что ее выдают замуж. Простаков рассказывает, что Софья осталась сироткой, а ее дядя Стародум уехал в Сибирь и там умер, и теперь она живет у Простаковых, а они следят за ее имением. Простакова спрашивает, на самом ли деле Скотинину так понравилась Софья. Тот отвечает, что ему не невеста нравится, а то, что находится в ее деревне, т.е. свиньи, которых он очень любит.

Входит Софья, на ходу читающая письмо. Простакова узнает, что письмо от дяди Софьи Стародума, и чуть в обморок не падает. Она начинает уверять Софью, что ее дядя уже давно умер, по нему даже молебен отслужили, высказывает предположение, что письмо любовное, написанное офицером, который сватался к Софье. Простакова вырывает у Софьи письмо и велит мужу или брату прочесть его, но ни один из них грамоте не обучен, как и она сама. Софья хочет прочесть им письмо, но Простакова решает дождаться учителя Митрофанушки. Она рассказывает, каких учителей выписала для сына, каким наукам они его обучают и сколько платят им за это.

Приходит Правдин, гость Простаковых. Хозяйка представляет его Скотинину, который расспрашивает его, есть ли в его поместье свиньи. Простакова просит Правдина прочесть письмо. Тут все узнают, что Стародум вернулся из Сибири, что он нажил честным трудом десять тысяч и хочет сделать Софью своей наследницей. Новость потрясает всех. Простакова обнимает Софью и говорит, что теперь ей надо найти достойного жениха и что именно такую невесту она и хотела бы для своего сына. Простакова отводит Софью в свою комнату.

Прибегает слуга и говорит, что в деревню приехали солдаты на постой. Простаков пугается этой новости, так как боится, что солдаты совсем разорят его. Правдин предлагает пойти к их офицеру. Скотинин понимает, что пока он не может посвататься к Софье, и уходит на скотный двор, смотреть свиней.

Действие 2

Правдин встречается с командиром прибывших солдат, Милоном. Из их разговора становится ясно, что Правдин является членом наместничества и должен ознакомиться с делами местного дворянства. Он поражен тем, насколько глуп здешний помещик и сколько зла в его жене. Милон сообщает, что должен скоро уехать, поскольку хочет разыскать девушку, в которую влюблен. После смерти ее матери ее забрали к себе какие-то дальние родственники, и теперь Милон боится, что они пользуются ее сиротством и «содержат ее в тиранстве». Появляется Софья, в которой Милон узнает свою возлюбленную.

Софья и Милон радуются внезапной встрече. Софья рассказывает, как ей тяжело жилось после их разлуки, как Простакова, узнав, что она теперь богатая наследница, прочит ее в невесты своему сыну, поэтому стала ласкова с ней до низости. Милон начинает ревновать Софью, но она и Правдин успокаивают его, рассказав, что собой представляет Митрофан. К ним подходит Скотинин. Он жалуется, что сестра обещала ему невесту, а теперь говорит, что ему лучше свиньями обзавестись, чем женой. Потом, обращаясь к Софье, обещает ей, что никто не заберет ее у него. Софья возмущена тем, что ее сватают за Скотинина, а Скотинин описывает, как ей хорошо будет жить у него, на ее деньги он собирается купить столько свиней, сколько еще ни у кого нет. Вмешивается Правдин и говорит, что Простакова хочет Софью отдать за Митрофана. Скотинин обещает переломать ему кости.

Появляются Митрофан и Ереемеевна, которая просит его еще немного поучиться. Скотинин, узнав, что Митрофан хочет жениться, набрасывается на него с кулаками. Еремеевна заслоняет собой Митрофанушку. Все трое ругаются. Скотинин уходит, появляются Простаковы. Жена ругает мужа за то, что тот упустил офицера, и теперь они не знают, где его искать. Но тут они видят Милона, и Простакова начинает хвалить его солдат и извиняться за своего мужа, потому что он потерял Милона из вида. Она рассказывает, как готовила комнату к приезду Стародума, ведь он для них любезный гость. Она отправляет Софью посмотреть на комнату дяди, а мужа отсылает за ней следом.

За спиной Простаковой появляются Кутейкин и Цыфиркин, учителя Митрофана. Милон узнает в Цыфиркине бывшего солдата. Учитель начинает рассказывать, что теперь он зарабатывает на жизнь преподаванием арифметики, жалуется, что Митрофан плохо понимает дроби. А Кутейкин рассказывает, как учился в семинарии. Правдин хочет увести Милона в свою комнату, но Простакова приглашает их отобедать вместе со всей семьей. Простакова уговаривает Митрофана приняться за учение. Но сынок не хочет учиться, начинает грозить, что утопится в реке. Еремеевна во всем обвиняет Скотинина: это он напугал бедного мальчика. Простакова обещает разобраться с братцем.

Действие 3

Правдин встречает Стародума в доме Простаковых. Стародум возмущен поведением здешних хозяев, которые посмели забрать к себе его племянницу и распоряжаться ее имуществом. Стародум рассказывает Правдину, как в молодости он дружил с одним образованным молодым офицером, графом. Когда пришла весть о войне, Стародум обрадовался и решил отправиться в армию, чтобы служить отечеству, а его друг отказался ехать с ним. С тех пор Стародум испытывал к нему только презрение.

На войне Стародум несколько раз был ранен, командиры хвалили его за храбрость и воинские заслуги. И вдруг Стародум узнает, что вместо него новый чин получил его бывший друг. Он решил уйти в отставку и «поехал ко двору». Но и там он не задержался, так как не привык к дворцовым интригам, не привык использовать людей в своих целях и не хотел, чтобы использовали его. Он говорит, что отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, зато свое сердце принес домой неповрежденно, как и свою душу, свою честь, свои правила.

Входит Софья. Увидев Стародума, бросается к нему в объятья. Стародум говорит, что уехал для того, чтобы в Сибири заработать денег, потому что только там можно сделать это, не потеряв свою душу. Теперь, когда у Софьи такое богатое приданное, она может выйти замуж за человека, к которому у нее лежит сердце, пусть даже этот человек не имеет состояния. Главное, чтобы он был честным.

На сцене появляются дерущиеся Простакова и Скотинин и Милон, который разнимает их. Стародум смеется над ними. Сначала Простакова сердится на него, но когда узнает, что это дядя Софьи, пугается и начинает кланяться перед ним. Она велит Еремеевне позвать мужа и сына, потому что к ним «пожаловал их второй родитель». Стародум же отвечает, что они даже не знакомы. Простакова бросается обнимать Стародума. Тот пытается вырваться и попадает в объятья Скотинина, а в дверях появляются Митрофан и Простаков, которые также ждут своей очереди. Митрофан хочет поцеловать у Стародума руку, называет его вторым отцом. Милон огорчен тем, что теперь не сможет представиться гостю, потому что сквозь Простаковых не пробьешься. Правдин обещает познакомить его позже.

Стародум объявляет, что собирается отвезти Софью в Москву, поскольку там нашел ей хорошего жениха. Все герои в смятении. И тут Стародум говорит, что Софья сама может выбрать себе жениха. Скотинин начинает расхваливать себя, а Простакова — своего сыночка. Опять возникает разговор о воспитании Митрофанушки. Простакова хочет показать, чему он успел научиться, но Стародум изъявляет желание отдохнуть после поездки.

Приходят Кутейкин и Цыфиркин. Они жалуются друг другу, что денег у них мало, а немец Вральман мешает им учить Митрофана, Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы для вида, чтобы до Стародума дошли об этом слухи. Митрофан кричит, что не хочет учиться, а хочет жениться, но все равно садится за доску. А Простакова тем временем шьет кошелек, в который собирается сложить деньги Софьи.

Цыфиркин задает Митрофану задачку, сколько денег достанется ему и двум его учителям, если они найдут триста рублей. Простакова велит Митрофану никому деньги не отдавать, а все забрать себе. Тогда Цыфиркин спрашивает у Митрофана, сколько он будет получать в год, если к его жалованию в десять рублей прибавить еще десять. Но Простакова опять вмешивается и говорит, что не добавит ему ни гроша, так что и решать такую задачу не надо. Кутейкин пытается учить Митрофана грамоте, но тут приходит Вральман и заявляет, что своим учением они совсем утомили бедного ребенка. Велит немедленно все прекратить, так как учение вредно для головы. Простакова соглашается с немцем. Вральман утверждает, что для Митрофана главное — выучиться манерам, чтобы его приняли в обществе, и что сам Вральман знает это общество очень хорошо, так как вхож в него. Но во время разговора он чуть не пробалтывается, что на самом деле был простым кучером. Простакова и Митрофан уходят. А Кутейкин и Цыфиркин накидываются на Вральмана с бранью, грозятся его побить. Вральман убегает.

Действие 4

Софья и Стародум встречаются в гостиной. Софья просит, чтобы дядя дал ей советы, которым она будет следовать в своей жизни. Стародум объясняет племяннице, что значит жить по совести, что такое честь дворянина и человека вообще, почему люди завидуют друг другу. Потом он говорит, что нынешние браки несчастливы оттого, что люди женятся не по любви, а по расчету. Стародум хвалит Софью за то, что выросла честным и добрым человеком.

Камердинер приносит Стародуму письмо из Москвы. Оно от его давнего друга, который пишет про своего племянника Милона и просит отдать за него Софью. Когда девушка возвращается, Стародум рассказывает ей про молодого человека, которого прочит ей в мужья, но не называет его имени. Софья немного опечалена и хочет рассказать про своего возлюбленного. Но тут приходят Правдин и Милон. Стародум очень рад знакомству с племянником своего друга и после разговора с ним понимает, что он человек чести и храбрый офицер. Милон просит руки Софьи. Узнав, что молодые люди уже давно любят друг друга, Стародум соглашается на их брак, тем более, что сам хотел отдать Софью за Милона.

Появляется Скотинин и прямо с порога просит Стародума отдать за него Софью. Стародум смеется над ним, но тот думает, что это от большого расположения к нему. Приходят Простаковы и Митрофан с Еремеевной. Простакова опять начинает описывать достоинства своего сына, рассказывает, чему он научился. Правдин спрашивает у Митрофана: «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?» Митрофан отвечает, что прилагательное, потому что ее к стене прилагают. Его спрашивают, что он знает из истории, но он, кроме сказок, ничего вспомнить не может. Что такое география, он вообще не знает, ему не надо знать, где какой город находится, потому что извозчик его и так довезет.

Простакова докладывает, что к Правдину приехал какой-то человек с письмом, и тот поспешил уйти. Милон также уходит, взорами прощаясь с Софьей. Простакова спрашивает, понравился ли Стародуму ее сын, а Скотинин все расхваливает себя. Затем Простакова спрашивает, не хочет ли Стародум отдать Софью за Митрофанушку, но тот отвечает отказом. Услышав это, Скотинин опять начинает свататься, но слышит тот же ответ. Стародум объявляет им обоим, что Софья уже помолвлена. Скотинин говорит, что завтра утром снова придет к старику, чтобы уговорить его. Простакова приказывает Еремеевне следить за спальней Софьи, в сенях разместить прислугу, чтобы она смотрела за гостями, а у заднего крыльца велит поставить карету, в которую спрячут Софью. Она еще надеется сделать девушку женой своего сына.

Действие 5

На следующее утро Правдин и Стародум встречаются в доме Простаковых, и Правдин рассказывает про письмо, которое получил вчера. Оказывается, ему поручена опека над имением и людьми Простаковых, если хозяйка начнет зверствовать и впадет в бешенство. Стародум радуется этому известию: наконец-то нашлась управа на таких людей, как Простакова. Тут они слышат шум. В комнату вбегают Милон, Софья и Еремеевна, которая хватает Софью за платье. Милон со шпагой в руке кричит, что перебьет всех, кто посмеет притронуться к Софье. Еремеевна признается, что Софью хотели везти венчаться с Мит-рофаном. Вбегает Простакова. Она ругает Милона за то, что тот мешает ее людям исполнить приказ. Правдин говорит Милону и Стародуму, что за оскорбление, нанесенное Софье, они могут подать в суд на Простаковых. Хозяйка, ее муж и Митрофан падают в ноги Стародуму и просят простить их. Услышав, что и Софья, и Стародум не сердятся больше на них, Простакова собирается наказать своих слуг за то, что те не смогли удержать Софью. Тогда Правдин объявляет, что именем закона он берет опеку над имением в свои руки, а Простаковы теперь здесь не хозяева. Скотинин хочет поскорее уйти, чтобы и его не наказали. Простакова просит оставить ей имение хотя бы на три дня, но Правдин отказывает. Он говорит, что теперь сам наведет везде порядок, и велит позвать учителей, которым надо заплатить за работу. Те приходят и заявляют, что не возьмут денег за учебу, поскольку Митрофан ничему не научился. Но Правдин, Стародум и Милон все равно дают им денег.

Приходит Вральман, и Стародум узнает в нем своего бывшего кучера. Тот просит снова взять его к себе на службу, ведь ему теперь некуда идти. Стародум соглашается. Стародум собирается уехать вместе с Софьей и Милоном.

Простакова хочет обнять сына, он теперь ее единственное утешение в жизни. Но Митрофан отказывается от матери. Та падает в обморок. Все собравшиеся осуждают поведение Митрофана. Правдин велит Митрофану идти служить в армию. Простакова очнулась и начала плакать, что теперь у нее нет ни дома, ни сына. Стародум, указывая на нее, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!»

Персонаж комедии «Недоросль» . Богатый дядюшка Софьи, честной, доброй и образованной девушки, на которой госпожа Простакова мечтает женить собственного сына, недоросля . Причина этому - богатство Стародума, которое Простакова желает присвоить.

История создания

Первые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене. Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов - статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица . Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.

На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу. В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре. Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.

«Недоросль»


Персонажи комедии "Недоросль"

Стародум - дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.

Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно. Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком. Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем - не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.

Стародум - умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.


Собственное состояние герой завещал племяннице Софье - единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком. При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона - возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы. Стародум учит Софью собственному мировоззрению.

Стародум - пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.

Цитаты

«Я согласен назвать счастливым знатного и богатого. Да сперва согласимся, кто знатен и кто богат. У меня мой расчет. Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества».
«Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

О добродетели:

«Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может».

О крепостном праве:

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

О воспитании молодого дворянина:

«Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище».

«Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству...
Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних».
«Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
«Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...
Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания».

Или говорит об эпохе Петра Великого, которую считает образцом, в отличие от современного герою екатерининского общества с его продажными и льстивыми вельможами:

«Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного».