Синестезия: что это такое и что с ней делать? Синестезия в психологии - что это, определение, виды.

Какой звук имеет жёлтый цвет? Какого цвета цифра 3? Для большинства людей эти вопросы покажутся вздорными, бессмысленными, в лучшем случае – поэтическими. Однако некоторые люди смогут дать на них прямые ответы, основываясь на собственном опыте. У людей с синестезией чувства и ощущения самопроизвольно и необратимо смешиваются.

Термин «синестезия» происходит от греческих корней «син» – вместе, и «эстезио» – чувство. При синестезии звуковая информация может обретать запах, и т.д. Возможны любые смешения чувств, однако некоторые из комбинаций наиболее распространены среди синестетиков.

Виды синестезии

Графемно-цветовая синестезия

Определённые буквы или цифры оказываются связаны с цветами, и это наиболее изученный тип синестезии. Интересно, что зачастую разные люди выстраивают одинаковые связи, например, буква А чаще всего воспринимается как красная. С буквами и цифрами связан ещё один тип синестезии – локализация последовательностей. При таком состоянии люди склонны видеть цифры на разном расстоянии в пространстве. Так, число 3 может стоять дальше, чем число 4, и так далее.

Хроместезия или фонопсия

Люди с хроместезией могут видеть нечто напоминающее фейерверк цветов, когда слышат поблизости определённые звуки. Это могут быть голоса людей, музыка или звуки транспорта.
У некоторых синестетиков только один конкретный звук вызывает подобный эффект, другие видят в цвете сразу несколько разных звуков.

Числовая линия

Когда некоторые люди представляют себе числовой ряд, он обретает определённую форму, всегда одну и ту же.

Порядковая лингвистическая персонификация

Всё, что имеет последовательность, например, дни недели, месяцы, буквы и числа, – ассоциируется у синестетиков с личностями, то есть как бы оживает в их сознании.
Хотя этот феномен не связан со сферой чувств, его, тем не менее, включают в число проявлений синестезии, поскольку он возникает постоянно и непроизвольно.

Лексико-гастическая синестезия

При этой редкой форме синестезии слова буквально обретают вкус. Например, слово «компьютер» может по вкусу напоминать клюкву. Иногда такие ассоциации бывают связаны с буквенным составом слова. Например, первая буква «к» может быть на вкус как клюква.

Акустико-тактильная синестезия

Это ещё одна из редких форм этого состояния, при которой некоторые звуки вызывают у человека физические ощущения в разных частях тела.

Эмпатия прикосновений

Ещё более редкая форма синестезии, выражающаяся в том, что вы буквально ощущаете то же самое, что и другой человек. Если вы видите, как кому-то больно, вы тоже начинаете испытывать боль.

У кого бывает синестезия

Согласно статистике, это явление наблюдается у 1-20 человек из 2000. Ранние исследования феномена свидетельствовали, что синестезия более характерна для женщин, однако в более современных работах отмечается, что среди мужчин и женщин число синестетов примерно одинаковое.
Синестезия может передаваться по наследству, а также возникать как последствие инсульта или апоплексического удара, а также как форма компенсации в результате потери зрения или слуха.

Как изучают синестезию

Одной из проблем в изучении этого явления является то, что учёным приходится полагаться на словесные описания синестетов. Однако существуют тесты, позволяющие подтвердить или опровергнуть их слова.


Например, на листе бумаги человек с графемно-цветовой синестезией мгновенно найдёт букву А среди сотен других букв, потому что она для него ярко-красная. Существуют также тесты на поиск латинской S и цифры 2.

Почему возникает синестезия

Наше восприятие – это по сути цепочки электрических сигналов в мозге. Обычно определённые участки мозга отвечают каждый за «свою» информацию. Так, затылочные доли содержат сведения о зрительных образах, а височные доли – о звуках. Синестезия может возникать из-за неожиданных взаимосвязей и обмена информацией между удалёнными друг от друга участкам мозга. Возможно, в этом кроется объяснение того, почему мы больше всего знаем о графемно-цветовой синестезии. Дело в том, что буквы и цифры воспринимаются на стыке между теменной и височной долями. Информация о цветах располагается сравнительно близко, и это значит, что поступающая информация может смешиваться.
В молодом возрасте у нас больше мозговых связей, чем в пожилом. С годами схема связей упрощается, возможно, чтобы наше понимание мира становилось более логичным. Синестезия может стать результатом неостаточного упрощения. Есть и другая теория: в мозгу есть механизм защиты от переизбытка информации. Если этот механизм функционирует с перебоями, возникает синестезия. В пользу этой версии говорят случаи возникновения синестезии в результате повреждения мозговых функций при инсульте или апоплексическом ударе.

Является ли синестезия неврологическим заболеванием

Хотя синестезия является особенностью протекания процессов обработки информации в головном мозге, называть её болезнью было бы неправильно. Этот феномен не влияет на качество жизни. Синестетики просто видят мир по-другому. Большинство из них не подозревает, что они чем-то отличаются от других людей, пока это вдруг не выясняется случайным образом в процессе общения. Кстати, есть мнение, что синестетики более склонны к творчеству.
Интересно, что в той или иной степени все мы проявляем своего рода синестезию. Например, в одном масштабном исследовании людям показывали две фигуры: одну – с острыми углами, вторую – более округлую. Надо было выбрать, какую фигуру назвать «Буба», а какую – «Кики». 98% людей независимо от возраста и образования назвали Бубой фигуру с плавными очертаниями, а Кики – фигуру с ломаным краем. Получается, что наш мозг может выстраивать непроизвольные ассоциации, похожие на те, что возникают у синестетиков, хоть и более слабые.

Синестезия как явление ещё раз доказывает, как удивителен и сложен наш мозг, и сколько открытий нам ещё предстоит сделать, изучая его.

Материал подготовил

Артём Лучко

Многие из нас лично встречали людей, которые чувствуют цвета там, где их нет, ассоциируют имена со вкусами или визуализируют музыку. Ну или хотя бы знают, что они существуют. Долгие годы учёные не воспринимали эти причуды сознания всерьёз, принимая эти явления как продукт гиперактивного воображения или даже психического расстройства.

В последние годы синестезия (пусть и неохотно) постепенно принимается наукой в качестве реального явления с реальным неврологическим обоснованием. Некоторые исследователи даже считают, что её изучение может дать подсказки к тому, как организован мозг и как работает наше восприятие. Мы решили разобраться, что такое синестезия, пообщавшись с научным куратором Российского синестетического сообщества, а также поговорили с сами синестетами, чтобы подробнее узнать о том, каково это - иметь такое необычное восприятие.

Что такое синестезия?


В самой общей перспективе под синестезией понимают необычное сенсорное переживание, возникающее в ответ на восприятие или мысль об определённом системном явлении действительности. Примером синестезии может служить восприятие музыки, человеческой речи или букв в цвете (т. н. «цветной слух» - старый термин, обозначавший, как выяснилось после обнаружения ещё около сотни видов, лишь частное проявление синестезии).

Однако в отличие от «рукотворных», художественных или технических сопоставлений, например, музыки и цвета (цветомузыки, визуализаторов и т. п.), посредством которых их создатели осмысленно и планомерно пытаются выразить определённую идею или воплотить техническую функцию, синестезия проявляется помимо воли человека (называемого синестетом) на субъективном уровне и в момент первого появления в очень раннем детстве сознательного значения не несёт . Необычность синестетического восприятия как раз и заключается в том, что это непроизвольная, дополнительная, статистически необычная реакция. В беседах с синестетами обычно не удаётся проследить, откуда и почему синестетические переживания имеют именно такое, а не иное содержание. Более того, используя определённые методы, психолог прямо в лабораторной ситуации может вызвать у синестета новые синестетические реакции, которые по качеству (например, новому цвету) совершенно непредсказуемы ни для экспериментатора, ни для испытуемого. (В моих экспериментах у синестетов, воспринимающих цвета дней недели, проявлялся цвет выдуманного дня недели.)

Все эти факты приводят к однозначному заключению, что синестезия - это не сенсорные ассоциации, а непосредственное порождение самой активности мозга. Кроме того, синестезию, как я уже обозначил выше, характеризует системность тех явлений, которые воспринимаются синестетически. Обычно это явления действительности, отражающие деятельность человека и выражающиеся в группах или категориях («ноты», «фонемы», «буквы», «числа» и т. п.). Как можно заметить, посредством этих «категорий» (или «семиотических систем») человек адаптируется к миру и воссоздаёт старые или создаёт новые смыслы.

Откуда растут корни этого явления?


Синестезия - это феномен, причины которого могут быть различны. Отталкиваясь от причин, мы делим синестезию по типам: интоксикационная, травматическая, гипнагогическая и гипнопомпическая (в момент перехода от бодрствования ко сну и обратно), депривационные синестезии, синестезии в изменённом состоянии сознания (ИСС-синестезии) и др. Схожесть переживания типов синестезии не указывает на единообразие причин, их вызывающих. Например, синестезия естественного развития (врожденная синестезия) - предмет моего исследования - предположительно, является результатом взаимодействия генетического наследования и своеобразного влияния среды.

В подавляющем большинстве случаев синестезия представляет собой независимый и самодостаточный феномен. Например, советский психофизиолог С. В. Кравков характеризовал синестезию как группу особых разновидностей координации органов чувств, которые в резкой форме «выражены у сравнительно ограниченного круга субъектов». Они проявляются в ощущениях и представлениях, которые для данной модальности «инородны и относятся по своему качеству к другим чувствующим системам». Он также отмечал непроизвольность и «навязчивый характер», разнообразие и вероятное наследственное происхождение синестезии, особо подчёркивая, что «все подобного рода явления отнюдь не порождаются фантазией отдельных лиц и не служат показателем какой-либо их психопатичности» (Кравков, 1948). Лица, восприятие которых отличается синестетическими особенностями (а их по статистике около 4 %), в прочих своих проявлениях не отличаются от нас с вами, разве что, как показывают результаты моих исследований и исследования моих зарубежных коллег, синестеты могут демонстрировать большую склонность к творческой деятельности и более продуктивны в тех видах деятельности, которые связаны со «стимулами», вызывающими у них синестезию.

Распространённость синестезии составляет 4,4 %, а самый распространённый вид - это ощущение дней недели в цвете

Синестезию изучают разные специалисты множеством способов. Отсюда и разнообразие выявляемых «корней явления». Например, результаты молекулярно-генетического, генеалогического и близнецового методов указывают на высокую вероятность того, что синестезия естественного развития - наследственный феномен. Однако среди прочих возражений имеются и те, что музыка, названия дней недели и другие явления, способные вызывать синестезию, являются сложными культурно обусловленными понятиями, и абсурдно было бы предполагать их непосредственное генетическое наследование. Как следствие, при объяснении генезиса синестезии мы должны учитывать значимость средового компонента и познавательного .

На мой взгляд, наследуется не конкретная реакция на конкретный стимул, а то, что можно назвать общим синестетическим фактором, который обретает форму под влиянием среды и обучения. То есть, вероятно, наследуется Синестетический Коэффициент (СинК) - числовое выражение степени обладания этим фактором в каждом индивидуальном случае. Над способом выявления СинК я сейчас работаю. Это будет способствовать объединению разных видов синестезии в исследовательские «кластеры» по степени проявления синестезии и связи, - грубо говоря, «количества» синестезии, которым обладает тот или иной синестет, со степенью его склонности к творчеству, характеру его памяти, абстрактного мышления, воображения и т. д.

Кроме того, объективными методами доказано, что головной мозг синестета структурно устроен несколько иначе, как на макро-, так и на микроуровнях. Функционально мозг синестета, по крайней мере в момент синестетического восприятия, тоже отличается от активности мозга несинестета и от работы мозга того же синестета, но в момент восприятия несинестетических стимулов. В целом можно сказать, что мы имеем дело с целым комплексом структурно-функциональных отличий, а не каких-то «точечных» изменений, как полагали ещё лет десять назад. Стоит предположить, что это комплексное отличие есть суть проявления сверхпластичности головного мозга синестета. От синестета к синестету такая сверхпластичность реализуется очень индивидуально и зависит, скорее всего, от наследуемого Синестетического Коэффициента.

Сколько в мире синестетов?


Исследование синестезии коллективом под руководством Джулии Симнер в Великобритании путём сбора самоотчётов на случайной демографической выборке показывает, что распространённость синестезии составляет 4,4 % и что самый распространённый вид - это ощущение дней недели в цвете. То же исследование выявило, что синестезия обнаруживает равномерное распределение среди мужчин и женщин (в чём я лично сильно сомневаюсь), а наиболее изучаемый вид - «цветные» буквы - встречается у 1 % населения. По моему многолетнему опыту, эти цифры либо несколько завышены, либо определённые культуры имеют больший процент синестетов. Я не проводил таких исследований на общей выборке в России, но по разным видам синестезии среди русскоговорящих синестетов первое и второе места по распространённости - у графемно-цветовой и музыкально-цветовой синестезии соответственно. Женщин среди анкетированных российских синестетов подавляющее большинство - 94 %.

Каково это – быть синестетом?


Как психолог могу лишь привести некоторые результаты исследований, которые, будучи статистическими обобщениями, не всегда могут быть перенесены на конкретный случай того или иного синестета. Сопоставление фактов выявляет некоторые отличительные свойства их познавательной сферы. Синестеты избирательно относятся к стимулам, вызывающим у них синестезию, то есть более чувствительны к ним. Они обладают более интенсивным восприятием в целом, особенно в той сенсорной сфере, к которой относятся их синестетические реакции. Упрощая, можно сказать, что их сознание в больше степени насыщенно сенсорными качествами. Частично (а конкретнее в том, что относится к стимулу или реакции) синестеты обладают более совершенными механизмами памяти: это так называемая «мнемоническая опора». Изучая иностранный язык, графемно-цветовой синестет будет воспринимать буквы нового алфавита в своеобразных цветах (случай В. В. Набокова) - так проявляется перенос категоризации на материал новых знаний. Синестеты также зачастую проявляют определённую склонность к самовыражению своего субъективного опыта при помощи соответствующих художественных средств.

В вопросе о том, действительно ли синестеты чувствуют дополнительные качества, содержится некоторый подвох, так как синестетическое восприятие не обязательно выражается в физическом чувстве, а может быть определённого рода стойким знанием или ассоциацией, неотступным впечатлением или сопровождающей образной формой.

Ангелина Кофманн

«Я вижу в цвете буквы и цифры, некоторые слова. Хотя слова в основном чувствую на вкус. Различаю по цветам запахи, звуки (голоса, песни, некоторые отдельные музыкальные инструменты). В некоторых случаях ещё могу сказать, какое слово, запах, буква на ощупь и по форме.

Когда только-только узнала, что эта способность так называется, и стала искать похожих людей в Сети, наткнулась на группу «ВКонтакте», где обсуждали, кто что и как видит и чувствует. Узнала, что дни недели тоже различаются по цветам, сначала не поняла. А потом как-то прислушалась к себе, и оказалось, что тоже вижу их по цветам. Так же и времена года, и месяцы.

Имя Пётр для меня красного цвета, а его другая форма - Петя - мягко-оранжевое. Почти все песни одной из моих любимых групп, Coldplay, - серо-голубые и похожи на туман. Самые вкусные слова - клавиша, completed. Английский язык по звучанию имеет серый цвет, французский - розовый, немецкий - красно-оранжевый. Иногда у людей бывают очень невкусные голоса, которые мне неприятно слышать. Или они используют слова, которые не нравятся мне на вкус. К сожалению, своей синестезии я пока не нашла применения. Просто радуюсь, что мой мир настолько цветной и многогранный.

Посторонние люди чаще всего говорят, что это бред. Что это ассоциации, и не более. А те, кто верит, первым делом спрашивают, какого цвета/вкуса их имя. Моя мама синестет. И ещё несколько знакомых, но мало. Вообще, я думаю, их больше, просто они не знают об этом. Некоторые узнали об этом от меня, а раньше, как и я, просто жили с этим и не задумывались».

Максим Прошутинский

«По итогам не досконального исследования, как я понял, у меня фонемно-цветовая, осязательно-фонемная и ещё не определённая синестезии. Вижу цвета знакомых мне слов, букв, цифр на слух и на вид. Также при этом возникают чувства, которые я фантомно осязаю у себя в мозге (как часть тела). И те же осязательные ощущения возникают при осознании чего-либо, к примеру, времени года воспоминания, или при ощущении человека, или при эмоциональном состоянии, при многом другом. С возрастом эти чувства значительно угасли, но я всё ещё их чувствую, но не так приторно и навязчиво.

При осознании моей бывшей девушки навязчиво ощущался осязательный запах в мозге в районе затылка, как будто вошёл в пекарню и там приторно пахнет подслащенным мучным. Сам себя я ощущаю в разные периоды жизни по разному. В 8 лет, к примеру, было что-то вроде послевкусия халвы сзади мозга... но очень отдалённое сравнение, ближе придумать не могу. 13 лет - корица с сахаром, немножко перчёно и приятно остро по бокам мозга (как иголка). 18 лет - как ощущения упоения водой после сильной жажды, внизу мозга, но тоже далёкое сравнение... Сейчас - 19 лет - запах алоэ внизу мозга. Многие совершенно разные по значению, но немного похожие по звучанию слова осязаются почти одинаково, из-за этого, бывает, я их путаю: к примеру, стол и кора, стакан и собака, граф и трон.

Синестезия помогает мне в жизни, систематизируя мою память. А ещё очень удобно подумать о чём-нибудь, запомнить осязание мысли, и тогда она точно не забудется. В работе не сильно помогает. Чуть-чуть. Я режиссёр монтажа, и если представить последовательность дублей и кадров в виде пазла, который я собираю, то могу сказать, что я ощущаю каждый кусочек пазла, и это мне позволяет чуть легче собирать его».

Ольга Балла

«Я постоянно чувствую (то есть ощущаю как «фон» восприятия всего вообще) цвета и некоторые «физические» характеристики (влажность/сухость, тепло/холод, высоту/низину, шершавость/гладкость, блеск/матовость…) букв, звуков речи и цифр. Очень долго (лет до 12) я была уверена, что это норма и свойственно всем. Но и сейчас мне трудно представить себе, как это люди этого не чувствуют: что же, когда они читают текст или видят ряд цифр, у них перед внутренними глазами чёрно-белая картинка или вообще ничего?! Я же всё время в этом живу! Я помню, как-то сказала «сладковато-синий», и собеседник не понял, о чём речь (а речь-то шла о букве „ч“, мы вспоминали имя человека, я говорю - «там что-то сладковато-синее, должна быть буква „ч“»). Наверное, если смотреть извне, это может показаться необычным - соединение вкуса, цвета и буквы, прямой выход от цвета и вкуса на букву. Но для меня-то нормально!

Синестезия очень помогает запоминать и вспоминать имена, цифры, телефоны, даты - всё это запоминается как цветовые пятна. С другой стороны, трудно установить внутренние отношения с тем, у чего дисгармоничная, «неудобная» цветовая внутренняя картина (следственно, её труднее запомнить). Хорошо запоминается, скажем, 47 - синий-тёмно-тёмно-зелёный, но плохо 48: синий – липко-тёмно-вишнёвый. Ловила себя на внутреннем сопротивлении восприятию людей, цвет имени которых не нравится или дисгармоничен (скажем, имя Евгений - мучительного невнятного цвета овсяной каши. Но я-то понимаю, что Евгений не виноват.

С работой моё восприятие никак не пересекается, не больше, чем со всем остальным (я вообще-то журналист и пишу тексты)».

Виды синестезии


У некоторых разновидностей нет названий, поэтому учёным иногда приходится импровизировать, создавая их для своих публикаций и докладов прямо на ходу. Например, мне пришлось подбирать «красивые» термины для цветовой синестезии на эмоции, вкусовой на боль и восприятия человеческих лиц (типажей), и получилось что-то вроде «аффективно-цветовая» и «альго-гастическая». Для третьего вида, выражающегося в виде фактурных «аур», я предложил сочетание «аурическая синестезия». А вот как назвать графемную синестезию с фонемными закономерностями, заключающимися в том, например, что схожие по написанию буквы Е и Ё вызывают разные цвета, а вот У и Ю, разные на письме, но схожие по фонемному составу, дают оттенки одного цвета, - остаётся для меня вопросом.

Одни из самых распространённых
видов синестезии

Музыкально-цветовая синестезия - восприятие музыки в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн

Графемно-цветовая синестезия - появление цветовых ассоциаций с очертаниями букв или цифр

Фонемно-цветовая синестезия - связь звучания человеческой речи с разными цветами

Фонемно-вкусовая синестезия - появление вкусовых ассоциаций от звучания отдельных слов

Исследователь синестезии также должен использовать свою фантазию при определении подвидов синестетических проявлений. Возьмём так называемую музыкальную синестезию. Использовать это название в повседневных рассказах о своей синестезии можно, но в исследовательской терминологии этого бывает недостаточно. Дело в том, что подвидов музыкальных синестезий насчитывается чуть ли не десяток. Это и восприятие в разнообразных оттенках или иных качествах разновысотных звуков (нот), и оригинальное восприятие ладов, тембров инструментов, авторских и стилистических разновидностей музыки, её жанров, отдельных композиций и т. д. У каждого музыкального синестета выделяется определённый аспект, который и воспринимается синестетическим способом. То же самое можно сказать о понятии числа (при синестезии на числа), шумов и звуков, эмоций, типажей и т. д. Для экспериментатора важна точность анализа изучаемого подвида, так как в основе каждого из них лежат разные когнитивные механизмы.

Что стимулирует синестезию?


Синестезия проявляется не постоянно, а избирательно. Насколько часто, зависит от той системы стимулов, которые её вызывают. Понятно, что если у вас синестетические ощущения вызывает музыка, то переселившись в тихое место и поставив себе рингтон в виде свиста дельфина или гуканья мартышки, есть все возможности не пережить синестезию больше никогда. В иных случаях, при иных разновидностях стимулы-триггеры избежать не удастся, так как они принадлежат любому проявлению той или иной сенсорной модальности, например, синестезию может провоцировать любой вкус или любые шумы. Заметьте, что мой эксперимент с выдуманным, восьмым днём недели, который в конце концов стал у испытуемых вызывать цвет, косвенно указывает на то, что синестезируется не физический стимул как таковой , а представление о нём, значение, приписываемое определённому физическому событию. Поэтому, может быть, наш синестет-отшельник так соскучится по музыке, что услышит её в дельфиньем свисте.

Любопытные проявления синестезии


Для меня все проявления синестезии одинаково интересны и загадочны, и механизмы её возникновения и порождения и по функции, и по содержанию скрыты от самого синестета. В отличие от ассоциаций, метафор и других когнитивных стратегий, в итоговом содержании которых отражается опыт и научение, синестезия - это внутренне порождённый процесс (эндогенный генезис).

Синестезия возникает в очень раннем детстве, когда значения содержания реакций ещё просто не сформированы и приобретают интерпретацию postfactum. Даже самый незамысловатый на первый взгляд вид синестезии представляет собой некоторое отражение скрытой сложнейшей работы головного мозга.

Конечно, я встречал множество необычных проявлений этого феномена, но эта необычность содержания синестетических стимулов и реакций, таких, к примеру, как цвет движений собственного тела, звук зрительно воспринимаемого движения, цвет и фактуры оргазма, пусть и придаёт пикантность и дополнительную интригу, с научной точки зрения важна как возможная отправная точка серьёзного исследования.

Синестезия помогает или мешает жить?


В большинстве случаев наличие синестезии не является помехой. Как может быть помехой явление, с которым можно прожить всю свою жизнь, так и не узнав, что оно у тебя было? Навскидку вы не отличите человека, обладающего синестезией, от человека, таковой не обладающего. Как я уже сказал, не зная об этом феномене, синестет и сам себя не отличит от несинестета. Вы вот знаете, сколько у вас родинок на голове под волосами? В большинстве случаев синестезия абсолютно нейтральное явление: есть, и всё тут. Часто кажется, что сами исследователи находятся в большем восторге от этого феномена, чем его обладатели. Стоит, однако, признаться, что в одном случае из ста синестетические реакции действительно являются причиной преодолимой интерференции для процессов восприятия, внимания и памяти. Эти случаи (назовём их случаями с избыточно высоким Синестетическим Коэффициентом) по очевидным причинам чаще становятся известными, но их, несмотря на это, гораздо меньше, чем случаев положительного и даже восторженного отношения к собственным синестетическим особенностям.

Утилитарное значение синестезии всегда почему-то ставится в основу оценки самого феномена. Давайте разберёмся. Есть проявления синестезии, а есть - сопряжённые с ней свойства и качества. Проявления - это только вершина айсберга возможностей. По моим наблюдениям и по результатам исследований, например, графемно-цветовые синестеты по большей части наделены «гуманитарными» мозгами, синестеты с аурической синестезией - великолепные физиогномисты и бытовые психологи (необязательно филантропичные, кстати), а в синестете со вкусовыми ощущениями, вероятно, сладко дремлет шеф-повар, ну и т. д. Используя синестезию как телефонную книжку, напоминатель паролей, визуализатор мелодий или spell-checker, человек, обладающий синестезией, рискует застрять в поверхностной утилитарности и так и не добраться до глыбы творческих возможностей.

Майкл Хаверкамп

Некоторые синестеты находят практическое применение своим необычным способностям, и отдельные компании набирают таких людей для выполнения необычной работы. Например, в компании Ford существует такая должность, как эксперт-синестет. Его задача заключается в том, чтобы трогать, нюхать и слушать автомобили. Мы связались с Майклом Хаверкампом, и он рассказал нам об особенностях своей профессии.

«В принципе, моё восприятие такое же, как и у всех остальных. Однако мои чувства по-особому связаны между собой. В качестве примера: когда я слышу звуки или слушаю музыку, я вижу перед собой цвет и форму.

Меня всегда интересовала техника, музыка и искусство. Во время учёбы на электроинженера, я изучал коммуникационные технологии и акустику. Важной частью акустики является передача звуковой волны через человеческое ухо и нейронная обработка сигналов. Психология слуха играет важную роль. Когда я работал инженером автомобильной акустики, я, помимо прочего, участвовал в изучении вибраций автомобиля, шума тормозов, звукового излучения и в улучшении качества звука автомобиля. За это время мне стало ясно, что эффект воздействия звука на человеческое восприятие невозможно понять полностью без учёта данных других органов чувств. Очень важно знать, какие изображения возникают в голове у человека при прослушивании музыки. Если вы слышите, как кто-то касается поверхности, что вы при этом почувствуете, как это будет выглядеть?

После разработки методологии подхода мультисенсорной оптимизации компонентов автомобиля у меня появилась полноценная должность в качестве специалиста по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля. Помимо работы по оптимизации, я написал книгу, в которой описано моё понимание всех чувств и ощущений (Синестетический дизайн. Справочник для мультисенсорного подхода. Birkhäuser, 2013).

В настоящее время автомобилям среднего класса и класса люкс выставляются высокие требования по «восприятию» их качества. Оценка внешнего вида, звука и тактильного восприятия материалов обычно производится в рамках специализированных отделов. Следующий шаг, который часто игнорируется, - оптимальное согласование чувственного восприятия компонентов автомобиля. Когда человек трогает какой-либо материал, он должен чувствовать на ощупь и слышать именно то, что он ожидает от внешнего вида этого материала. Индивидуальное восприятие является хорошим началом для расширения творческих возможностей. Однако каждый подход должен зарекомендовать себя перед окончательным утверждением. Конечный дизайн продукта должен подходить для всех клиентов. Мы используем научные тесты и исследования, основанные на отзывах наших покупателей, чтобы убедиться в том, что мы движемся в правильном направлении.

Запахи бензина, масла, пластмассы и металла не входят в рейтинг самых приятных материалов. Запах натуральных материалов нравится мне намного больше, например, запах кожи или натуральной ткани. Но в некоторых случаях я ощущаю, что даже запах бензина является уместным, например, для старомодной модели. Запах кожи является предпочтительным в Европе и Северной Америке, но клиентам из Японии, Китая и Индии не нравится отделка, которая пахнет кожей. В компании Ford мы нацелены на «чистое» восприятие интерьера без интенсивного аромата. Почти каждая автомобильная компания пытается оптимизировать внешний вид, сенсорное восприятие, звук и запах своих автомобилей. Однако подход к оптимизации чувств является новшеством для автомобильной отрасли».

Как общество воспринимает синестетов?


Более традиционно мыслящие люди могут демонстрировать одну из сторон двоякого стереотипа в отношении к синестезии, как к феномену, выбивающемуся из «статистической нормы». С одной стороны, могут выдаваться патологизирующие шаблоны, с другой - стремление водрузить феномен синестезии на пьедестал, наделяя её романтическим характером гениальности-по-умолчанию. Люди с более открытыми взглядами, признающие значимость многообразия проявлений человеческих типов и принимающие неопределённость различий субъективного восприятия, при оценке синестезии начинают задавать вопросы, выясняя для себя суть этого явления. Такие люди воспринимают этот необычный феномен с неподдельным удивлением и любопытством.

Кто из известных личностей является синестетом?


Существуют биографические свидетельства, чаще от первого лица, что синестетическими способностями обладали такие выдающиеся личности, как Ричард Фейнман (лауреат Нобелевской премии по физике), философ Людвиг Витгенштейн, писатель Владимир Набоков, композиторы Ференц Лист, Николай Римский-Корсаков, Дьёрдь Лигети, Оливье Мессиан, Ян Сибелиус, теоретик и музыкант-колоколист Константин Сараджев, джазист Дюк Эллингтон. Спешу предупредить, что хоть наличие синестезии и делает кого-то обладателем экстраординарного восприятия, но к нему в довесок автоматически не прилагается авторство романа «Лолита», оперы «Садко» и первенства в открытии принципов квантовой электродинамики.

Как узнать, что вы синестет?


Синестезию можно обнаружить у себя, зная об особенностях этого феномена, путём рефлексии и сравнения закономерностей своего восприятия с восприятием других людей. Некоторые синестеты могут прожить всю жизнь, так и не узнав о своих особенностях. Другие осознают, что их восприятие отличается от восприятия их знакомых, родственников и друзей, но не знают, что у этой особенности есть своё название и что её плодотворно изучает широкий круг учёных.

Можно ли развить у себя синестезию?


В научной практике было несколько безрезультатных попыток «развить» синестезию под строгим лабораторным контролем. Всё, чего удалось добиться, - это межсенсорные ассоциации, которые хоть и напоминают отчасти синестетические переживания, ими не являются. Как уже было сказано выше, синестезия - это системное и непроизвольное переживание дополнительного сенсорного качества, и непосредственные механизмы порождения и проявления этого переживания скрыты от синестета. Синестезия - добавочное переживание и не исключает параллельного, одновременного протекания более типичных, свойственных всем нам ассоциативных переживаний, и уже исключительно по этой причине неравнозначна им. Это означает, что синестет, помимо синестетических ощущений, связанных с тем или иным стимулом, может иметь и обыкновенные ассоциации, вызываемые тем же самым стимулом. Научными экспериментами не раз доказано, что сознательно развить синестезию невозможно, поэтому, например, мнемонические техники, ссылающиеся на случай синестета-мнемониста С. Шерешевского, мягко говоря, вводят публику в заблуждение. Для того чтобы иметь уникальную память, как у Соломона Вениаминовича, надо для начала обладать такими же уникальными, в той или иной мере врождёнными, свойствами восприятия.

Параллели между разными ощущениями интересовали художников и ученых со времен античности. О возможности «общего чувства» рассуждал Аристотель в трактате «О душе», сопоставлением гамм и палитр интересовались Гете и Лейбниц, а французский ученый Луи Бертран Кастель сконструировал цветомузыкальный орган задолго до авангардных экспериментов Скрябина. Но со временем выяснилось, что «цветной слух» - лишь частное и наиболее распространенное проявление загадочного феномена - синестезии. T&P узнали, как его объясняют нейробиологи, передается ли синестезия по наследству и какую пользу могут принести «смешанные чувства».

Что это такое

Синестезия - это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.

Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный - когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант - «ассоциативный». когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений. Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения - в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта - с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.

Виды синестезии

«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж - отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».

Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита синестетик Набоков - в автобиографической повести «Другие берега». Современное исследование профессора Калифорнийского университета Шона Дэя показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») - самый популярный вид синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек). На втором месте - связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте - ассоциации между музыкальными звуками и цветами. Впрочем, «цветной слух» в базовой форме свойственен большинству людей: мы все способны делить музыку на «светлую» и «мрачную». Но в ходе своих исследований Дэй обнаружил и совсем странные случаи: некоторые люди наделяют запахом геометрические фигуры, а цветом - болевые ощущения. Отдельные счастливчики даже испытывают «цветной» оргазм.

Почему это происходит

Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет. По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов. В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.

«Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой “играть чуть менее розово” - видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука».

По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств. И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое - но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими. А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.

Но самая популярная гипотеза - модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука. Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.

По этой модели, синестезия - врожденное качество человека, вызванное мутацией генов. И может передаваться по наследству - что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну. Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.

Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия - это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым». Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия - ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета. Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» - как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.

Можно ли стать синестетиком?

Синестезия - явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию. Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни. Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики - но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.

Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто. В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз - хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам. МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.

Недостаток или преимущество?

Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы - непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания. Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент - попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950-2008 гг. Синестетики называли даты точнее - благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций. Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно - совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.

«Опыт синестезии могут давать психоделики - но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества».

Синестезия может помогать и в творчестве - хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии. В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками. Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» - видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.

Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах - порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.

Как помочь науке

В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.

У каждого человека имеются определённые отклонения в психике. Нет, это не означает, что все вокруг - психи. Нельзя быть стопроцентно нормальным. Странные привычки, вкусы, интересы - всё это делает человека непохожим на других. Сейчас, в современном мире, "если у тебя нет странностей - ты странный" - весьма популярное выражение в массовой культуре.

Весьма интересным феноменом считается синестезия. Это обозначение уникального синдрома, заключающегося в расширенном восприятии. О том, что такое синестезия, что означает данное понятие, и какие виды синестезии существуют, будет рассказано в данной статье.

На более ранних стадиях развития общества наличие отклонения могло быть воспринято окружающими крайне враждебно. Ярко выраженные странности индивида могли восприниматься обычными людьми, как опасность для социума. Это привело к тому, что любые странности - как положительные, так и отрицательные - частенько скрывались их обладателями из-за желания оных не поплатиться за особые ментальные способности или же странные отклонения психики.

На данный момент неординарность индивида уже не порицается обществом. Специалисты берутся исправлять отклонения, тщательно исследуя их природу и симптомы. Странные привычки и особенности характера представляют определённый интерес для специалистов в области психологии.

Что такое синестезия - определение

Само слово "синестезия" имеет греческое происхождение и в переводе означает "смешанное восприятие". Согласно общепринятому мнению, синестезия - это действительно уникальный синдром, суть которого выражается в том, что на один раздражитель могут реагировать сразу несколько органов чувств . У обладателей такого интересного синдрома могут возникать ассоциации с различными образами при прослушивании определённой мелодии из-за имеющейся особенности психики настраивать в уме цвета на звуки.

Антонимом слова "синестезия" можно назвать довольно известное понятие "анестезия" (отсутствие ощущений). Синестезия - это процесс восприятия, которое предполагает раздражение определённого органа чувств, но при этом отмечается возникновение восприятия, относящегося к другому чувствительному органу. Если говорить проще, то это процесс возникновения различных ассоциаций, которые могут перемешиваться и синестезироваться. Люди, склонные к такому феномену, имеют возможность не только слышать звуки, но и видеть их .

Синестезия является противоположностью анестезии, при которой наблюдается отсутствие раздражительности, как реакции на проявление внешних факторов и событий. Обладатели такого синдрома не могут проявлять таких способностей, которые являются следствием наличием синестезии. Каждому известно, что человек способен использовать пять различных чувствительных органов, каждый из которых отвечает за определённые ощущения:

  • зрительные;
  • обонятельные;
  • вкусовые;
  • слуховые;
  • осязательные.

Психологи уверены в том, что синестезия является следствием нарушения работы полушарий мозга . Именно поэтому можно отметить интересную способность синестетиков, заключающуюся в наличии уникальной моторики рук. Иными словами, люди с таким синдромом одинаково хорошо владеют и правой, и левой руками. В этом заключается их универсальность.

Признание синестезии и её разновидности

Сам термин появился относительно недавно. Но не стоит полагать, что и сам феномен начал проявляться только сейчас. О его существовании известно ещё с давних времён. Первобытные люди не разделяли цвета и звуки, исполняя свои особые ритуальные танцы. А в конце девятнадцатого века описываемый в этой статье синдром стал довольно популярным в культурной сфере.

Люди, являвшиеся одарёнными, способны были соединять звуки и цвета, а также совмещать зрительные и вкусовые ощущения. Таким образом, деятели искусства могли получать вдохновение в простых ситуациях, синтезируя полученные впечатления и ощущения в последующие творения.

Но синестезия пользовалась популярностью не только у деятелей искусства. Ею активно интересовались врачи, которые действительно видели важность исследования данного уникального синдрома. Современная медицина разделила синестетические импульсы на несколько разновидностей:

Изучение синестезии психологами

Медицина занималась и занимается изучением таким феноменом, как синестезия. Специалисты чётко определяют индивидов, которые способны связывать образы или предметы посредством сразу нескольких чувств. Выше было упомянуто то, что к синестетам относятся творческие личности. Но это необязательный момент. Художники и музыканты не всегда могут быть синестетами, но среди этих людей порой встречаются настоящие уникумы.

Синестезия порой наделяет некоторых своих обладателей феноменальной памятью . Доказательство такого интересного момента было получено специалистами после проведения ряда опытов, которые смогли продемонстрировать, что в некоторых случаях синестеты действительно обладают таким качеством.

Например, можно привести исследование, в котором испытуемой была женщина. Ей были показаны матрицы, каждая из которых содержала по 50 цифр. Она ознакомилась с предложенными данными, а затем переписала их на листок бумаги. Спустя двое суток этот же тест был продублирован. Результаты были аналогичными. По мнению психологов, женщина смогла продемонстрировать такие результаты, благодаря тому, что при созерцании цифр, у неё в голове появлялись и соответствующие ассоциации.

Синестезия в психиатрии

Этот термин стал использоваться в психиатрии ещё в позапрошлом веке. Для более тщательного исследования этого феномена специалистами в области психиатрии были исследованы поэты, композиторы, художники и писатели. После проведённых исследований психиатры сделали вывод, что никаких умственных отклонений найдено не было, что позволило утверждать, что синестезия не является заболеванием .

Известные синестеты

Ради интереса можно привести информацию о том, кто из известных и популярных личностей являлся синестетом.

Следует отметить, что синестезия может передаваться по наследству . Ярким примером этого является сын Набокова - его прямой потомок. Принято считать, что Набоков и его жена являлись синестетами. Их сын также впоследствии перенял этот феномен.

Также, кроме вышеуказанных личностей, можно назвать довольно много писателей, которые также являлись представителями таких необычных людей. Среди таких были и такие, которые не упускали возможность упомянуть о таком явлении в своих произведениях - Бодлер, Рембо, Верлен . Из отечественных писателей можно выделить Пастернака, Цветаеву, Бальмонта и других. Также примерами могут послужить и известные во всём мире композиторы - Скрябин и Римский-Корсаков . Они также являлись синестетами. Уникальным случаем является случай с Дэниелом Тэмметом . Этот синестет прославился своим невероятным умением быстро считать огромные числа, а также говорить на одиннадцати языках.

Синестезия (от греч. synáisthesis — чувство, одновременное ощущение, антоним понятию «анестезия» — отсутствие каких-либо ощущений) — особенность человеческого восприятия, характеризующаяся тем, что ответная реакция органов чувств на раздражитель сопровождается другими, дополнительными ощущениями или образами. Один из примеров проявления — звуковые ассоциации при восприятии какого-либо цвета. Это явление встречается не так уж и редко, вот только зачастую одна и та же тональность у разных людей может вызывать совершенно разные цветовые представления.

По характеру появляющихся дополнительных ощущений выделяют следующие виды синестезии:

  • зрительная (фотизмы);
  • слуховая (фонизмы);
  • вкусовая;
  • осязательная и прочее

Синестезия может возникать как избирательно, т.е. только на определенные впечатления, так и распространяться почти на все ощущения органов чувств. Наиболее актуальным исследование этого феномена стало на рубеже ХIХ и ХХ столетий. В то время этим феноменом заинтересовались не только психологи и медики, но и люди искусства. Тогда явление синестезии заставило музыканта А.Скрябина задуматься о «синтетическом искусстве», где каждой музыкальной тональности соответствовал бы какой-либо определенный цвет (симфоническая поэма «Прометей», 1910). В то же время французскими символистами (Артюр Рембо, Поль Верлен, Шарль Бодлер) были созданы знаменитые сонеты, посвященные звукам и цветам. К «синестетикам» можно отнести многих писателей, поэтов и художников, хотя на первый взгляд они кажутся очень разными: В.Кандинского и Л.Толстого, М.Цветаеву и М. Горького, В.Набокова и К.Бальмонта, Б.Пастернака и А.Вознесенского.

«Синестетические» ассоциации иногда могут быть очень непредсказуемыми и фантастическими, а иногда даже «сверхъестественными». Так люди, на первый взгляд ничем не отличающиеся от остальных, порой категорично утверждают, что у отдельных слов, букв и чисел есть свои врожденные цвета, причем зачастую даже многие годы не способны изменить у них это мнение.

В 1996 году Саймон Барон-Коэн вместе с другими сотрудниками Кембриджского университета выяснили, что примерно один человек из двух тысяч имеет подобные «жесткие» ассоциации, и скорее всего это может передаваться генетически, по наследству. Однако другие данные утверждают, что такими особенностями обладает 1 человек из 25 тысяч. Кстати, женщин-синестетиков намного больше, чем мужчин: в США в 3 раза, а в Англии — в 8 раз. Такие люди в большинстве своем левши, либо одинаково хорошо владеют как правой, так и левой руками. Синестетики не особо сильны в математике, зачастую рассеяны и хуже остальных ориентируются в пространстве.

Новое исследование Мегана Стивена из Оксфордского университета доказало, что хотя роль генов при синестезии остается ведущей, это явление никак не может определяться только генетикой. Стивен и ее коллеги обследовали 6 человек-синестетиков, ослепших в зрелом возрасте и выяснили, что у троих из них такие способности появились уже после того, как они полностью ослепли. Так, один из них после потери зрения стал считать все дни, месяцы, буквы и звуки «окрашенными» в определенные цвета, а другой стал при звуках и запахах видеть перед собой различные образы.

Барон-Коэн согласен с тем, что на формирование этого явления влияют не только гены, но и обстановка, окружающая среда. Вот только он считает, что нужно еще научиться отличать истинную от ложной. Так, например, не стоит считать синестезией цветовые пациента, ослепшего за 5 дней, ведь они напоминают это явление лишь внешне.