Сказуемое в безличном предложении выражено. Упражнения на тему «Безличные предложения»

в 8 классе

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о безличных предложениях.

Задачи :

1.Познакомить с понятием односоставное безличное предложение.

2. Научить выделять безличные предложения из других типов односоставных предложений, определять способы выражения сказуемого в безличном предложении, значение безличных предложений.

4. Развивать память, речь, мышление учащихся.

5. Воспитывать интерес к предмету, активное отношение к процессу познания, внимательное отношение к языку, к речи.

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Оборудование : учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска или раздаточный дидактический материал.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент (вступительное слово учителя).

Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Это предложение мы употребляем очень часто. А в чем особенность этого предложения? (это предложение односоставное, в нем нет подлежащего)

Сегодня на уроке мы будем говорить об односоставных предложениях.

И начнем мы с небольшой разминки.

Продолжите высказывание:

1.Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает предмет речи, это……(сказуемое ) .

2.Если в предложении два главных члена, то это предложение …. (двусоставное ).

3.Подлежащее можно легко восстановить в предложениях ….(определенно-личных ).

4.В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет форму…. (3 л. мн.ч. ).

II .Актуализация знаний.

Прочитайте предложения и укажите односоставные предложения: (запись на доске)

а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (обобщенно-личное, повествование с обобщенным смыслом; сказуемое выражено глаголом 2-го лица, ед.ч.)

в) Искрится и переливается снег в лунном свете.

г) Смотри же, Вася, духом домчи: барина везешь (определенно-личное, сказуемое выражено глаголом 2-л., ед.ч. )

д) С тех пор Хорем его и прозвали (неопределенно-личное, сказуемое выражено глаголом 3-го л., мн.ч., пр. вр.)

е) Ермолай бросил несколько еловых веток в огонь.

г) За окном завьюжило. (безличное, сказуемое выражено безличным глаголом). Учащиеся затрудняются определить тип предложения.

Расскажите о тех односоставных предложениях, которые вы уже знаете, по схеме: (схема написана на доске)

Объяснить название (определение)

Форма сказуемого

Употребление в речи

Обратите внимание на последнее предложение. Можно ли ответить на вопрос кто производит действие или испытывает состояние в форме И.п.? (нет ).

III . Изучение нового материала

Такие предложения называются безличными. Сегодня мы будем говорить о безличных предложениях. Давайте сформулируем задачи нашего урока. (Задачи формулируются учащимися самостоятельно, под руководством учителя)

Мы должны узнать:

- определение безличного предложения;

-способы выражения сказуемого в безличном предложении;

-значения безличных предложений;

-роль безличных предложений в тексте.

Безличные предложения – самая разнообразная и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Посмотрите на раздаточный материал. Перед вами предложения. Прочитайте их.

1.Думается в основном о конце света. 2. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. 3. На душе было легко и радостно. 4.О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно. 5. Нет сна, есть видимость его. 6.В номере было накурено.7. Солнце село и мне уже надо идти домой.

Сделаем выводы.

В чем особенности безличных предложений? (В них нет и не может быть подлежащего)

Вместе с учителем учащиеся приходят к выводу, что в предложениях сообщается о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим, т.е подлежащего нет и не может быть.

А теперь вам предстоит выяснить, чем выражается сказуемое в этих предложениях. Давайте обратимся к материалам учебника. Вам поможет учебник-теория В.В. Бабайцевой параграф 183, стр.189-190.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении».

В данных предложениях обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами у вас на столах и материалом учебника.

1. Безличный глагол (с –ся и без –ся)

Думается в основном о конце света.

2 Личный глагол в безличном значении.

Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

3. Слово категории состояния на -о

На душе было легко и радостно.

4.Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

5.Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.
Нет сна, есть видимость его.

6.Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.

В номере было накурено.

7. Инфинитив (модальное слово в сочетании с инфинитивом)

Солнце село и мне уже надо идти домой.

Сделаем выводы.

В чем особенности безличных предложений? (В них нет и не может быть подлежащего).

- Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении? (Безличным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении., с инфинитивом(модальное слово в сочетании с инфинитивом).

Проверим, можете ли вы отличить безличные предложения от других односоставных предложений. Выполним тест.

1. Укажите вид односоставного предложения: «Тихо кругом».

а) безличное

б) определенно-личное

в) назывное

г)неопределенно-личное

2. Найдите безличное предложение.

а) Нет зимы без снега.

б) Иней покрыл все деревья.

в) Зимой тулуп всякому люб.

г) Зимняя ночь самая долгая.

3. Найдите безличное предложение.

а) Вижу высоко над головой сосны, облака.

б)Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.

в) Какое великолепие и спокойствие

г)Зимой не услышишь пения птиц.

4. Найдите безличное предложение.

а) Елку уже нарядили.

б) Вижу заснеженную поляну.

в) Веет ветерком.

г) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение.

а) Разозлилась зима: вздумала она всех заморозить.

б) Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна.

в) Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.

г )Утро ясное, морозное, и дома не сидится.

И тест и проверка могут быть проведены разными способами.

Молодцы, продолжим работу и вспомним о задачах, которые мы сформулировали в начале урока. (Необходимо еще узнать значения безличных предложений; роль безличных предложений в тексте .)

Можем ли мы предположить, в каких текстах чаще всего используются безличные предложения? Предлагаю вам следующую работу. Необходимо прочитать текст, определить стиль, речи, тему текста. Выписать безличные предложения, выполнить разбор по членам предложения. Работать можно самостоятельно или в паре. Текст на карточках

1. На душе у меня стало так хорошо, так радостно! Сердце громко стучит и рвётся на простор, так и хочется куда-то мчаться и лететь. В голове теснятся какие-то чудесные мысли, от которых захватывает дух. Хочется быть добрым, хорошим; хочется сделать что-то необыкновенное, чтобы все удивились, чтобы всем стало так хорошо, как и мне.

2. После полудня стало нестерпимо душно. В воздухе чуялось приближение грозы. Тучи, плывущие по небу, делались все темнее. Становилось трудно дышать. Цветы в истоме поникли нежными головками и затихли в неподвижном ожидании дождя. Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, послышался первый глухой раскат грома. Наступило мгновение томительного затишья, и в доски, которыми садовник быстро прикрывал стекла оранжереи, глухо забарабанил дождь. В оранжерее стало темно, как ночью.

Итак, посмотрим на записанные предложения и сделаем вывод: где мы можем встретить безличные предложения чаще всего?
(В художественных текстах, для передачи состояния человека, описания состояния природы).

Какое предложение звучит красивее: «Наступает вечер» или «Вечереет»; «Я хотел заплакать» или «Хотелось плакать» ?

Давайте сделаем вывод о роль безличных предложений в речи. (Безличные предложения имеют особую выразительность; лаконично изображают состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)

IV . Подведение итогов урока, задание на дом (рефлексия).

Урок подходит к концу. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока? Что нового вы узнали? Чему научились? Где вам пригодятся полученные знания?

Дома я вам предлагаю выполнить упражнения и составить текст на тему «Осенний день» только из безличных предложений.

Конспект урока русского языка

в 8 классе

по теме «Безличное предложение»

Цель урока: Продолжать формировать у учащихся понятие о безличных предложениях.

Задачи:

1.Расширить и углубить понятие об односоставных безличных предложениях, дать представление о функционально-стилистических возможностях безличных предложений.

2. Отрабатывать умение выделять безличные предложения из других типов односоставных предложений, определять способы выражения сказуемого в безличном предложении, значение безличных предложений.

3. Формировать умение употреблять безличные предложения в устной и письменной речи.

4. Развивать память, речь, мышление учащихся.

5. Воспитывать интерес к предмету, активное отношение к процессу познания, способствовать развитию представлений о богатстве выражения мыслей, красоте русского языка.

Тип урока : урок закрепления нового материала и формирований умений и навыков.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска или/ и раздаточный дидактический материал (тесты, тексты).

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим изучение темы «Безличные предложения» и начнем мы с проверки домашнего задания.

II . Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Сначала ответим на вопросы, которые я вам буду задавать. Ответ должен быть односложным: ДА или НЕТ

1. Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА )

2. Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в безличном предложении? (НЕТ)

3.Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

5.Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

6.Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было? (ДА)

Как еще может быть выражено сказуемое в безличном предложении? (Безличным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении., с ловом категории состояния, сочетанием глагола или слова категории состояния –о инфинитивом,отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание, кратким страдательным причастием, инфинитивом(модальное слово в сочетании с инфинитивом)

- Что обозначают, выражают безличные предложения? (Состояния человека, состояния природы)

А теперь послушаем ваши сочинения на тему «Осенний день», состоящие только из безличных предложений (заслушиваются и оцениваются работы нескольких учеников).

III . Основная часть (углубление знаний, формирование умений, отработка навыков)

В каких текстах употребляются безличные предложения? (в текстах художественной литературы)

Сегодня нам предстоит раскрыть богатство значений безличных предложений и их функционально-стилистические возможности, используя тексты произведений великого русского писателя И.С. Тургенева.

Может быть проведена беседа о писателе, с опорой на знания учащихся, можно заранее подготовить с несколькими учащимися сообщения, можно ограничиться словом учителя.

На уроках литературы, которые были посвящены творчеству И.С. Тургенева, мы изучали его рассказы из сборника «Записки охотника». Напомните какие («Бежин луг», «Бурмистр», «Два помещика», «Ермолай и мельничиха», «Хорь и Калиныч» ).

И.А. Гончаров писал о тургеневских «Записках охотника»: « Как живо рассказано - прелесть!.. Тургенев истинный художник, творец.…» И за этой высокой оценкой умение Тургенева рассказать о России так, как её видишь. Он обладает удивительным мастерством в описании русского человека и русской природы.

Давайте прикоснёмся к этому богатству и увидим, сколько возможностей выражения мыслей и чувств таят в себе односоставные безличные предложения.

В течение урока мы будем обращаться к примерам из произведений этого прекрасного русского писателя. И вот первое задание.

Прочитайте предложения. Найдите лишнее предложений, обоснуйте свой ответ. Запишите предложения, укажите способ выражения сказуемого. (Учащиеся работают самостоятельно, потом осуществляется проверка м.б проверка в паре или фронтальная проверка) .

Задание на доске или карточках:

Ветру не было.(состояние погоды )

Между тем на дворе совсем стемнело. (состояние природы )

А в прочем, перейдем теперь и к другому помещику.(О\Л)

Жаль мне было расставаться со стариком. (состояние человека )

Кругом так дрёматно и тихо. (состояние окружающей среды )

Ведь это грешно. (оценка действия )

Мне самому случалось подмечать в нём невольные признаки какой-то угрюмой свирепости. (обозначение случайности действия )

Давайте обратим внимание на значения предложений. Обратите внимание, что в предложении может содержаться оценка действия, действие происходит без производителя, возникает независимо от чьей-то воли, т.е. стихийно. Безличные предложения предоставляют возможность выразить наиболее тонко и точно такого рода действия и состояния, которые происходят стихийно, сами по себе, а внутри нас – помимо нашей воли, выразить модальное отношение говорящего к сообщаемому.

Обратимся к тексту.

Текст может быть предъявлен различными способами: с пропусками знаков препинания, с пропуском орфограмм, в деформированном виде.

- Прочитайте текст.

Учащиеся читают отрывок из текста самостоятельно, затем кто-то один читает вслух.

Из какого произведения И.С. Тургенева этот отрывок? («Бежин луг»)

О чем говорится в этом отрывке? (Рассказчик потерял дорогу, заблудился….

Давайте запишем первое предложение, выполним его разбор.

Один учащийся работает у доски.

Есть ли в составе этого сложного предложения односоставное предложение? (Да, …там не было никакой дороги … , данное предложение указывает на отсутствие чего- либо).

Скажите, в этом отрывке есть еще безличные предложения? (Да, Теперь опять нужно вправо взять.)

- Что выражает это предложение, какое значение имеет? (Предложение имеет модальное значение долженствования).

- А где находится это предложение, в какой части текста? (в конце абзаца, замыкает ССЦ)

- Функционирование безличных глагольных предложений связано с формированием целостности текста. Такие предложения могут выступать средством связности в ССЦ, т.е. реализовать внутренние связи в раскрытии микротемы, создавая смысловую цельность текста. Первое предложение дает оценку какого-либо явления или действия, которое затем раскрывается, а последнее завершает ССЦ организуя текст, деля его на смысловые части.

Безличные предложения вплетаются в художественный текст как необходимая составная часть повествования. Безличные глагольные структуры в начале повествования могут выражать общий зрительный фон явления, которое далее детально описывается, общее состояние психофизического восприятия человека, давать оценку какого-либо явления или действия, которое затем раскрывается. В безличных структурах может содержаться итог, показываться завершение процесса, вывод о состоянии, ощущениях героя. Еще раз прочтите отрывок.

IV . Подведение итогов урока

Что нового вы узнали о безличных предложениях? Какой вывод мы можем сделать? (Безличные предложения очень разнообразны по значению. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения используются в художественной речи для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности. в произведениях И.С.Тургенева безличные предложения используются в речи рассказчика, в диалогах персонажей. Это делает их речь более выразительной. Безличные предложения участвуют в организации текста).

В качестве завершающего этапа урока я предлагаю вам следующее задание. Внимательно прочтите предложения из произведений И.С. Тургенева и заполните таблицу, указав номера предложений. Дополнительный плюс, если рядом укажете из какого рассказа это предложение.

Тип предложения

Порядковый номер предложения

Двусоставные

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Безличные

    Нам принесли туда соломы, сена… Н/Л

    Мальчик лет пятнадцати сидел кучером и с трудом удерживал сытого жеребца. Д

    Вообще аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии… Б

    Между тем подали ужин. Н /Л

    Арина вернулась с небольшим графинчиком и стаканом. Д

    Ветру не было… Б

    Ермолаю было приказано доставлять на господскую кухню пару перепелов. Б

    Если позволишь, останусь ночевать у тебя в сенном сарае. О/Л

    Я открыл глаза и увидел Калиныча. Д

    Жаль мне было расставаться со стариком. Б

    А ко мне зайди погостить. О/Л

    Аркадий Павлыч потупил голову и задумчиво посмотрел на него исподлобья. Д.

    Меня откупили. Н /Л

Работа может быть ограничена по времени, проверена учителем после урока, или выборочно во время урока.

VI . Домашнее задание.

Выполните упражнение, в котором нужно заменить безличное предложение синонимичной конструкцией, из повести Тургенева «Ася» выпишите безличные предложения (6-7).

Сказуемое - неотъемлемая часть практически любого предложения. Вне зависимости от того, как оно выражено и выражено ли в принципе, оно определяет предмет. Этот член предложения может обозначать как действие, так и какой-то признак предмета, отвечать на разные вопросы (от банального и общеизвестного "что сделал?" до уже более сложного для восприятия "какой?"). Всё это показывает, что существуют разные способы выражения сказуемого. Так какие же они бывают, и что влияет на разделение сказуемых по разным типам?

Способы выражения

Как известно, способы выражения подлежащего и сказуемого могут быть разными. Первое, например, может быть выражено:

  • существительным или местоимением (Человек/Он появился );
  • инфинитивом (Трудиться - наша прямая обязанность );
  • фразеологизмом (Авгиевы конюшни - вот самое точное определение этой комнаты ) и т. п.

То же самое можно сказать и о сказуемом. Лимитировать этот член предложения только глаголом будет огромнейшей ошибкой. Оно может быть представлено:

  • существительным (Знание - сила );
  • числительным (Трижды пять - пятнадцать );
  • прилагательным, причём даже в сравнительной форме (Под ним струя светлей лазури );
  • и глаголами во всех их проявлениях - в разных наклонениях и видах, глаголах в сочетании с частицами, инфинитивами и так далее.

То есть, в принципе, уже ясно, что разнообразие тут колоссальное. Поможет лучше представить способы выражения сказуемого таблица, приведённая ниже:

Способы выражения глагольного сказуемого

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Инфинитив

Фразеологизм

Междометие

Вспомогательный глагол + инф

Именная часть

Глагол начала и конца действия

Глаголы намерения, волеизъявления, желания

Глаголы эмоций

Безличные глаголы

Краткие прилагательные

Существительные

Можно/нельзя

Фразеологизм

Лексически ослабленный глагол

Существительное

Прилагательное

Местоимение

Фразеологизм

Числительное, числовые сочетания

Причастие

Междометие

Простое глагольное сказуемое

Начнём, пожалуй, с первого типа. Простое глагольное сказуемое встречается, наверное, наиболее часто. Выражается оно глаголами в любой форме, а именно:


Простое глагольное сказуемое - нюансы

Тут есть определённые нюансы. Очень часто будущее время изъявительного наклонения не воспринимают как простое глагольное сказуемое - оно же состоит из двух слов. Но это будет такой же ошибкой, как не считать ПГС (именно так сокращается название этого вида сказуемого) глаголом в сочетании с частицей.

Другой спорный момент - разграничение фразеологизма (хотя тут точнее будет сказать - несвободного словосочетания) и составного именного сказуемого. Первое легко заменяется одиночным глаголом (Нам отдали приказ - Нам приказали . Что ж ты голову повесил? - Что ж ты загрустил? ), тогда как с составным именным сказуемым такой хитрости не получится, единственное - можно заменить глагол-связку на слово "был" (Он сидел грустный - Он был грустный ).

Составное глагольное сказуемое

Переходим к следующему типу сказуемого - составному глагольному. Здесь всё так же просто, как и в простом - есть вспомогательный глагол, а к нему примыкает инфинитив (Он хотел учиться ). Единственный нюанс в этом случае - чёткое выделение этого самого вспомогательного глагола, потому что представлен он может быть не только ним:

  1. Фразовые глаголы начала и конца действия (Перестала препираться/ Начал действовать )
  2. Модальные глаголы намерения, способности, волеизъявления, желания (Мы собирались посетить. Я могу бегать. Я желаю освободиться. Я хочу сбежать)
  3. Глаголы эмоций (Боюсь влюбиться. Ненавидит лгать )
  4. Кое-какие безличные глаголы (Стоит заметить. Следует задуматься )
  5. Краткие имена прилагательные, полная форма которых либо вовсе отсутствует, либо имеет иное значение (Рад встретиться. Горазд выдумывать. Мы вольны выбирать )
  6. Некоторые имена существительные (Мастер лгать. Любительница прогуляться )
  7. Можно и нельзя (Можно отметить. Нельзя не признат ь)
  8. Фразеологизм (Горит желанием прийти )

Способы выражения сказуемого с примерами - лучший способ разобраться в этой пусть не очень запутанной, но всё же объёмной теме. Главное в составном именном сказуемом - разобраться с механизмом его образования. Это глагол (или же нечто, его заменяющее) плюс инфинитив. Верьте этой формуле - и у вас всё получится.

Составное именное сказуемое

Способы выражения сказуемого продолжаем изучать с составным именным сказуемым - самым нелюбимым у школьников. Такая его непопулярность вызвана тем, что порой его бывает очень тяжело отличить от простого глагольного сказуемого. Но обо всём по порядку.

Глагольная связка

Составное именное сказуемое включает в себя две части - глагольную связку и именную часть. Отдельно следует заметить, что если мы говорим о настоящем времени, то глагольную связку можно и опускать (Он прекрасен ). Глагольная связка чаще всего представлена:


Да, порою очень трудно выделить самостоятельное сказуемое с второстепенными членами. Коротенький тест «Способы выражения сказуемого» поможет нам хоть немного разобраться с этой нелёгкой темой.

  1. Да какой смысл здесь бродить! - Бродить бессмысленно по паркам .
  2. Лежать недвижимо на холме. - Сколько можно тут лежать?!
  3. Он мог жить аскетом, ничего не желая. - И как ты собираешься тут жить?

В данных предложениях представлены разные способы выражения сказуемого, попробуйте разобраться, какие типы сказуемого представлены в каждом предложении.

Именная часть

Продолжаем тему "Составное именное сказуемое" изучением его именной части. Она может быть выражена:

  1. Именем существительным (Была актрисой )
  2. Именем прилагательным во всех его формах - краткой и полной, степенях сравнения (Мы очень вам рады. Голос совершенный ).
  3. Причастием во всех его формах - также краткое и полное и ещё страдательное и действительное (Книга прочитана. Юноша читающий )
  4. Местоимением (Небо - твоё )
  5. Именем числительным и любым сочетанием с цифрами (Семью пять - тридцать пять. Высота здания - двести метров)
  6. Наречием (Я ей чуть-чуть сродни )
  7. Междометием (Твои мысли - караул! )
  8. Фразеологизмом и несвободным словосочетанием (Его душа для меня тайна за семью печатями )

Как видно, способы выражения сказуемого разнятся колоссально - если в простом глагольном и запоминать-то толком нечего, то с составным именным придётся повозиться. Но при должном желании всё будет хорошо.

Заключение

Способы выражения подлежащего и сказуемого - тема долгих и обстоятельных научных лекций. Самое главное во всём этом осознавать, что выражены главные члены предложения могут быть разными частями речи, порой даже не одиночными, что они могут иметь разные виды и порой на первый взгляд очень и очень сложно понять, что же перед вами находится. Единственный учитель здесь - практика, и кроме этого, поможет понять способы выражения сказуемого таблица, которую можно постоянно дополнять примерами.

Среди простых предложений по наличию главных членов различают двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из обоих главных членов - подлежащего и сказуемого, в односоставных - только из одного.

Важно, что главный член односоставных предложений не является ни подлежащим, ни сказуемым, потому что совмещает функции двух главных членов предложения.

Выделяют следующие виды односоставных предложений:

  • определенно-личные
  • неопределенно-личные
  • безличные
  • инфинитивные
  • номинативные

Определенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых главный член и указывает на определенное действующее лицо и выражен личной формой глагола (1 или 2 лицо). Н-р: Люблю грозу в начале мая - здесь форма гл.-сказ. указывает на определенное лицо - на самого говорящего. Главные член опред.-личн. предл. чаще всего выражен гл. . и 2л. ед. или мн.ч . наст. или буд. времени, а также гл. пов. накл., н-р: Иду по дороге. Сидим , думаем , пишем . Не остуди свое сердце, сынок! Такие односоставные предложения синонимичны двусоставным предложениям: Иду по дороге - Я иду по дороге. Употребляются в официальной речи, в деловом стиле и в худ. литературе.

Неопределенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу. Например: В дверь стучат (кто-то неопределенный). Главный член чаще всего выражен формой 3 л. мн. ч. наст. или буд. врем., гл. мн. ч. прош. врем., гл. в сослаг. наклонении. Напр.: Вас ждут в аудитории. Тебе передали книгу (передадут). Если бы меня спросили , я бы ответил согласием.

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие или состояние, существующее независимо от идеи лица, пример: Уже светало . Было морозно и ясно . В безличных предложениях называются явления природы (Морозит ), физические и психические состояния человека (Мне скучно ), состояние среды, оценка обстановки (Холодно. Хорошо думается на степных дорогах ), модальные отношения (Захотелось есть ) и др. Сказуемое в безличн. предл выражается безличным глаголом (Светает ), личным глаголом в безличном значении (На чердаке застучало ), словами категории состояния (До чего же хорошо кругом! ), кратким страдательным причастием прош. врем. (Решено пойти на экскурсию ), отрицательным словом (Покоя нет ). Чаще всего употребляются в худ. лит. (точность, сжатость).

Инфинитивные - это такие предложения, в которых главный член выражен независимым инфинитивом и обозначает необходимое, неизбежное или желательное действие, н-р: Тебе начинать! От безличных они отличаются тем, что в безл. инфинитив зависимый, а в инфинитивных - независимый: Вам рассказать об этом? - инф. и Вам следует (нужно) рассказать об этом? - безличн.

Номинативные (назывные) – это такие предложения, в которых главный член выражен именительным падежом имени и обозначает бытие предметов, явлений, состояний, н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок). Главный член совмещает значение субъекта и его бытия. Различают следующие типы предложений: номинативные бытийные: Ночь. Улица ; номинативные указательные: Вон звездочка ; номинативные эмоционально-оценочные: Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов).

1. Безличные предложения и способы выражения сказуемого в них «V» – знал; «-» то, что узнал, не совпадает с тем, что знал; "+" – новая информация; "?" – сомнительная или недостаточная информация, надо узнать подробнее 1. Отличие двусоставных предложений от односоставных; 2. Группы односоставных предложений; 3. Способы выражения сказуемых в определённо- личном и неопределённо-личном предложениях; 4. Безличные предложения и их роль в тексте; 5. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях




Определённо-личные Глагол в форме 1-2 лица ед. или мн. числа настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения (можно подставить местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ) Люблю зимние каникулы. Прочитайте сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Неопределённо-личные Глагол в форме 3 лица мн. числа настоящего и будущего времени (можно подставить местоимение ОНИ), мн. числа прошедшего времени и в условном наклонении. Важно само по себе действие, а не кто его совершает. Уже выставляют оценки. В замёрзшее окно постучали.


В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. В них не называется тот, кто производит действие. В безличных предложениях выражаются состояния природы, окружающей среды, душевное, физическое состояние человека, его настроение. С их помощью можно выразить невозможность или неотвратимость действия, отрицание чего-либо




Одиночество человека в городе 1 группа2 группа3 группа 2, 3,62, 3, 42,5, 6,7 определённо-личное, безличные безличное, неопределённо- личное, безличное безличные и определённо-личное Чувствуешь – 2 л., ед. ч., наст. вр., изъяв.н.; Кажется – безл.гл. Одиноко – слово категории состояния Хватает – личный гл. в безл. зн.; Делают – 3 л., мн.ч., наст. вр., изъяв. н.; Нет Нужно ощущать, Необходимо остановиться, подумать, Нужно встретиться, поговорить - н.ф.гл. + связка Станешь - 2 л., ед. ч., буд. вр., изъяв.н.


Урбанизация - (от лат. urbanus городской) процесс повышения роли городов в развитии общества Мегаполис - (от др.-греч. μέγας (род. падеж μεγάλου) большой и πολης город), наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций др.-греч.городских агломераций Городская агломерация - (от лат. agglomero присоединяю, накопляю) компактное скопление населённых пунктовлат.


Основные способы выражения сказуемого в безличном предложении 1. Безличный глагол (с –ся и без –ся) Не спится в душной комнате. Вечереет. Мне повезло с друзьями. 2.Личный глагол в безличном значении. 2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо и пронзительно. 3. Неопределённая форма глагола (инфинитив) 3. Идти дальше некуда. Слов не понять. Молчать! 4. Слово категории состояния на -о4. За окном мутно. На душе легко. 5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом 5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О проблемах нужно обязательно говорить. 6. Несклоняемое словом, по форме совпадающее с существительным, в сочетании с инфинитивом 6. Пора уж разводить костёр и варить уху. 7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. (сущ. в р. п. с ни или не, слово нет) 7. Нет сна, есть видимость его. В небе ни облачка. 8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-. 8. В холле покрашено.


Люблю, улочки, бродить, город, отдыхающие, по, родной, вечер, среди. Смотрят, и, не, красота, на, нарадуются, его. И, хочется, а, радость, петь, этой, от, на, спокойно, душа, и, легко. Люблю бродить вечером среди отдыхающих по улочкам родного города. Смотрят на его красоту и не нарадуются. И хочется от этой радости петь, а на душе спокойно и легко.



Н.А. ШАПИРО

Продолжение. Начало см. в № 39, 43/2003

Односоставные предложения.
Неполные предложения

Определение односоставного предложения

В русском языке все простые предложения по характеру грамматической основы делятся на два типа – двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях есть подлежащее и сказуемое. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С.Есенин) Поэтом можешь ты не быть , но гражданином быть обязан . (Н.Некрасов) В односоставных предложениях есть только один главный член, причем второй не нужен для понимания смысла предложения. Поздняя осень . Во дворах жгут сухие листья. Все раньше темнеет . В школе главный член односоставного предложения называют, как и главные члены двусоставных предложений, подлежащим или сказуемым. Ученые-лингвисты обычно пользуются термином «главный член односоставного предложения».

Все односоставные предложения делятся на предложения с главным членом – подлежащим и предложения с главным членом – сказуемым (иначе их называют, соответственно, именными и глагольными односоставными предложениями).

Важно осознать отличие односоставных предложений от неполных, в которых тоже может оказаться только один главный член. Ср.: 1) – Во дворах жгут сухие листья. 2) – Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья . В первом случае сообщается о том, что производится определенное действие, а кто его производит – не важно. Это – односоставное предложение. Во втором случае сообщается о действии, которое производит определенный субъект – дворники. Подлежащее дворники пропущено, но легко восстанавливается из предшествующего предложения. Значит, второе предложение – двусоставное неполное.

Назывные предложения

Односоставные предложения, в которых главный член выражен существительным в именительном падеже или синтаксически неразложимым словосочетанием, называются назывными . Кинематограф. Три скамейки. (О.Мандельштам) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А.Ахматова) Зелень лавра, доходящая до дрожи. Дверь распахнутая, пыльное оконце. (И.Бродский) О таких предложениях говорят, что они выражают значение бытийности. Именно благодаря этому значению слово или словосочетание «превращается» в предложение.

Назывные предложения могут иметь некоторые добавочные грамматические значения, такие, как конкретно-указательное (выражается частицей вот : Вот мельница ); эмоциональная оценка (выражается с помощью специальных частиц какой, вот так, ну и, что за, вот это и пр.). Важно отличать назывные предложения с частицей вот от двусоставных с местоимением это. Вот стул – односоставное назывное предложение; Это стул – двусоставное, где это – подлежащее, а стул – составное именное сказуемое с нулевой связкой.

Учителю стоит обратить особое внимание учеников на то, как порядок слов в предложении может влиять на его состав. Так, в предложении Теплый день легко обнаруживаются подлежащее и определение, выраженное именем прилагательным, стоящим перед определяемым словом. Это – односоставное назывное распространенное предложение. В предложении же День теплый есть подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой и именной частью, выраженной именем прилагательным, стоящим после подлежащего. Это – двусоставное нераспространенное предложение.

Более сложен другой случай. Предложение Было скучно его слушать считается односоставным безличным с составным глагольным сказуемым, где вместо вспомогательного глагола – слово категории состояния скучно и глагол-связка. Но если инфинитив поставить на первое место – Слушать его было скучно, его можно рассматривать как подлежащее, тогда было скучно – составное именное сказуемое, где именная часть выражена кратким прилагательным (ср. Слушанье было скучно).

В русском языке встречаются предложения, в которых на первый взгляд вообще нет главных членов: Снегу! Деревьев! Шуму-то, шуму! (В значении: Как много снега (деревьев, шума)!) Ни пылинки. В школьном курсе они не изучаются. Грамматическое значение бытийности как будто позволяет отнести эти предложения к назывным. Но единственный член такого предложения нельзя рассматривать как подлежащее, потому что он выражен существительным не в именительном, а в родительном падеже. Многие лингвисты называют такие предложения генитивными (по латинскому названию родительного падежа), а те предложения, которые мы именуем назывными, – номинативными (по латинскому названию именительного падежа), объединяя те и другие в тип «именные односоставные предложения».

Когда единственный главный член предложения выражен существительным в именительном падеже, а второстепенные члены зависят от главного и составляют с ним словосочетание (Раннее утро; Конец аллеи; Домик на окраине и т.п.), ни у кого не вызывает сомнения, что данное предложение является односоставным.

Но бывают и спорные случаи. Если второстепенный член имеет обстоятельственное или объектное значение (У меня хандра; В доме праздник) , некоторые ученые считают предложение двусоставным с пропущенным сказуемым на том основании, что к подлежащему не может относиться ни обстоятельство, ни дополнение. Другие ученые считают такие предложения назывными, с особым второстепенным членом, который относится ко всему предложению, распространяя его в целом, и называется детерминантом.

Упражнение

Являются ли выделенные предложения назывными?

Прекрасный человек Иван Иванович!.. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

– Скажите, пожалуйста, на что вам это ружье, что выставлено выветривать вместе с платьем?.. Послушайте, отдайте его мне!
– Как можно! Это ружье дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина... Как можно? Это вещь необходимая…
– Хорошее ружье!
(Н.Гоголь)

Ответ. Назывные предложения: Какие у него яблони и груши под самыми окнами! и Хорошее ружье! Предложение Послушайте, отдайте его мне! – односоставное, но не назывное, ведь главный член в нем – не подлежащее, а сказуемое. Во всех остальных выделенных предложениях есть и подлежащее, и сказуемое, т.е. они являются двусоставными.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым делятся на определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. Эти типы различаются по двум основным признакам: а) по тому, насколько выражено представление о деятеле; б) по морфологическим формам глагола, употребляемого в качестве главного члена предложения. Иными словами, разные типы односоставного предложения дают возможность с разной степенью конкретности вообразить, кто производит действие, или содержат указание на то, что такого производителя вообще нет, его невозможно представить.

При этом за каждым типом предложения закреплены свои формы глагола-сказуемого, и они не пересекаются, т.е. по форме глагола можно определить тип односоставного предложения (исключение составляют обобщенно-личные предложения, о которых будет сказано особо).

Определенно-личные предложения

Определенно-личными называются такие односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как вполне определенное лицо – сам говорящий или его собеседник. Иными словами, в определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – местоимение 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы). Это возможно потому, что сказуемое в определенно-личном предложении выражено только глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения.

Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред. (А.Пушкин) Белье на речке полощу , два цветика моих ращу .. . (М.Цветаева) Я смеялась: «Ах, напророчишь нам обоим, пожалуй, беду». (А.Ахматова) Восславим , братья, сумерки свободы... (О.Мандельштам) Не подходите к ней с вопросами. (А.Блок) Приезжай , попьем вина, закусим хлебом или сливами. Расскажешь мне известья. Постелю тебе в саду под чистым небом и скажу , как называются созвездья. (И.Бродский)

Важно заметить, что в определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени или в условном наклонении, поскольку в этих формах нет значения лица (Ср. Подошла . Я волненья не выдал... (А.Ахматова) В первом предложении невозможно восстановить подлежащее. Ты? Она? Значит, это предложение не определенно-личное, а двусоставное неполное. О том, какое подлежащее пропущено, можно узнать только из последующих строк: Села, словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно. ).

Упражнение

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Ответ. Назывные предложения: Снова степь. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Определенно-личное предложение: Собираем хворост, разводим костер (часть сложного предложения).

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личными называются односоставные предложения, где деятель мыслится как неопределенное лицо, которое не интересует говорящего. Такие предложения употребляются, когда нужно показать, что важно само действие, а не производитель действия. Сказуемое в таких предложениях обязательно имеет форму множественного числа (хотя это вовсе не означает, что подразумеваемых деятелей много), в настоящем и будущем времени изъявит. накл. и в повелит. накл. – форму 3-го лица мн. ч.

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством! (А.Грибоедов) У нас ругают везде, а всюду принимают. (А.Грибоедов) Пускай меня объявят старовером... (А.Грибоедов) Но, не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу. И за столом у них гостям носили блюды по чинам. Когда б оставили меня на воле, как бы резво я пустился в темный лес! Как раз тебя запрут , посадят на цепь дурака и сквозь решетку как зверка дразнить тебя придут . (А.Пушкин) Уводили тебя на рассвете... (А.Ахматова) И пусть унесут фонари... (А.Ахматова)

Упражнение

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на горуИду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Ответ. Неопределенно-личное предложение: Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.
Возможные переделки остальных предложений: В Трое еще до рождения царского сына получили страшное пророчество. Париса нашли на горе Иде и воспитали как пастуха.

Обобщенно-личные предложения

Среди односоставных предложений с главным членом – сказуемым есть такие, в которых деятель мыслится как обобщенное лицо, т.е. действие имеет отношение к каждому лицу, ко всем; особенно часто такое значение в пословицах: Солдатами не рождаются (т.е. никто не может родиться сразу солдатом). Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Тише едешь – дальше будешь .

Как видно из приведенных примеров, глаголы-сказуемые в этих предложениях стоят в той же форме, что и в определенно-личных или неопределенно-личных предложениях. И тем не менее нередко предложения с таким обобщенным значением выделяют в особый тип – обобщенно-личные предложения.

Безличные предложения

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых действие несоотносимо с каким бы то ни было деятелем; иными словами, производителя действия вообще нет, его нельзя себе представить.

Мне не спится, нет огня... О свадьбе Ленского давно у них уж было решено . Как весело , обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! И жаль зимы старухи... Но как же любо мне осеннею порой, в вечерней тишине, в деревне посещать кладбище родовое... Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком? Куда ж нам плыть ? (А.Пушкин)

Грамматический показатель безличности – форма 3-го лица ед. ч. (для настоящего и будущего времени, а также для повелительного наклонения): Пахнет сеном. Сегодня будет жарко. Пусть тебе спится , как дома;

форма ед. ч. среднего рода (для прошедшего времени, а также для условного наклонения): Лодку унесло на середину реки. Ее унесло бы и дальше, если бы не коряга;

неопределенная форма глагола: Быть дождю .

Как видно из примеров, приведенных выше, безличными предложениями передается состояние природы и окружающей среды, состояние человека, неизбежность, желательность, возможность и невозможность чего-либо.
Безличные предложения очень разнообразны по способам выражения сказуемого.
Простое глагольное сказуемое в безличном предложении может быть выражено:

а) безличным глаголом (Смеркается) ;
б) личным глаголом в безличной форме (Ветром сдуло шляпу. Ср. Ветер сдул шляпу – двусоставное предл., подлежащее – ветер ));
в) глаголом быть с отрицательной частицей или словом нет (Посылки нет и не было ) ;
г) глаголом в неопределенной форме (Этому не бывать ).

В составном глагольном сказуемом в качестве вспомогательного глагола могут выступать:

а) безличные глаголы следует , хочется , посчастливилось и т.п. (Пришлось все делать заново) ;
б) личный фазовый глагол (Начало темнеть );
в) вместо вспомогательного глагола часто употребляются краткие страдательные причастия и специальные слова категории состояния нельзя, можно, надо, жаль, пора, грех и т.п. (Разрешено бесплатно провозить одно место багажа. Можно закрыть дверь. Жаль было расставаться. Пора выезжать в поле. Грех жаловаться на нехватку времени).

Составное именное сказуемое в безличном предложении состоит из именного компонента – слов категории состояния или кратких страдательных причастий прошедшего времени – и глагола-связки в безличной форме (в настоящем времени – нулевая связка). (Нам было весело. Становится светлее и тише . По вечерам в городе опасно . В комнате прибрано .).

Слово нет

К какой части речи относится странное слово нет ? Оно не изменяется, при нем не может быть вспомогательного глагола или связки, к нему нельзя поставить вопрос... А между тем мы обнаруживаем, что это слово может выступать в роли главного – и единственного! – члена в односоставном безличном предложении.
Словари рассказывают, что нет может быть отрицательной частицей, противоположной по значению частице да (– Ты уже дочитал книгу? Нет .). Но когда это слово оказывается сказуемым в безличном предложении, мы назовем его неизменяемой глагольной формой (нет – значит не существует, отсутствует). Этого слова нет ни в одном славянском языке, кроме русского. Как оно образовалось?
В древнерусском языке было выражение не е(сть) ту , где ту – наречие со значением здесь. Из этого выражения сначала появилось слово нету, а потом конечное у отпало, стали говорить и писать нет, хотя в разговорной речи можно встретить нету до сих пор (Никого нету дома).

Нередко встречаются предложения с несколькими главными членами – подлежащими или сказуемыми. (Туман, ветер, дождь. Темнеет, становится прохладно , все сильнее дует с моря.) Кажется, что можно назвать такие подлежащие или сказуемые однородными. Но правильнее считать, что перед нами сложные предложения, в которых каждая часть – односоставное предложение.

Упражнения

1. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Ответ. Надо бы рассказать, было непросто подойти.

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Ответ. Принесешь четыре ведра – определенно-личное (или обобщенно-личное). ...чтобы налить доверху ненасытную бочку; в глазах зеленеет , нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме – безличные.

3. Найдите неправильные утверждения.

1) В односоставных предложениях не может быть сказуемого, выраженного глаголом в условном наклонении.
2) В неопределенно-личном предложении сказуемое обязательно выражено глаголом в форме множественного числа.
3) Бывают односоставные предложения с главным членом – сказуемым, в которых нет глаголов.
4) В определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – личное местоимение 1-го, 2-го или 3-го лица.
5) В безличных предложениях глагол-сказуемое не может употребляться в форме множественного числа.
6) Если в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме женского или мужского рода ед. ч. прош. вр., это предложение двусоставное неполное.

Ответ. 1, 4.

4. Найдите в тексте: а) односоставное неопределенно-личное предложение; б) односоставное безличное предложение.

1) Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела , но и для слова жизнь , звучавшего так же. 4) Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность.

Ответ. а) – 3); б) – 1).

Неполные предложения

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член (или группа членов). Пропущенный член предложения может быть восстановлен из контекста или ясен из ситуации речи.

Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан .

О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе!».

Пропущены могут быть:

    подлежащее : Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как изменилася Татьяна !);

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);

    дополнение: А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила? );

    сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите! );

    сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?)

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений: Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо... (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.

На сына я сердит.
За что?
За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

Бывает, что ученики ошибочно считают неполными предложения, в которых ни один член не пропущен, например: Он же гений, как ты да я (А.С. Пушкин), говоря, что они тоже непонятны без контекста. Важно объяснить, что неполнота предложения – явление прежде всего грамматическое, и именно грамматическая неполнота вызывает смысловую. В приводимом примере неясность вызвана употреблением местоимений. Следует напомнить ученикам, что местоимения всегда нуждаются в контекстном раскрытии.

Упражнения

1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)

Ответ. Таня (идет ) дале... Старушка (говорит ) ей...

2. Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.

Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)

Ответ. 1) ...если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя; 2) ...если делается по глупости; 3) ...если по расчету.

Все остальные придаточные предложения, в которых нет подлежащего, – полные односоставные.

Еще раз напомним, что следует отличать неполные предложения от односоставных, в которых отсутствующее подлежащее или сказуемое не нужно восстанавливать для понимания смысла. В сложном предложении Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно , что обманула нас она... (А.С. Пушкин) третья часть – неполное предложение с пропущенным подлежащим мы , которое восстанавливается по дополнению нам из предыдущего придаточного предложения. Придаточная часть предложения Только смотри, чтоб не увидели тебя. (А.С. Пушкин) по характеру грамматической основы является односоставным неопределенно-личным предложением: здесь важно само действие, а не тот, кто его производит; грамматическая форма глагола (мн. ч. прош. вр.) здесь не означает, что производителей действия должно быть много, – это показатель неопределенно-личного значения. Иными словами, предложение чтоб не увидели тебя – полное.

Пунктуация в неполном предложении

В неполном предложении может ставиться тире на месте пропуска сказуемого, если при произнесении предложения предполагается пауза: ...Тогда барон фон Клоц в министры метил, а я – к нему в зятья. (А.С. Грибоедов) При отсутствии паузы тире не ставится: ...Ну, люди в здешней стороне! Она к нему, а он ко мне. (А.С. Грибоедов)

Эллиптические предложения

В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис , что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.

Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.