Сколько стоит продленка в школе. Продленка в начальной школе: нормативно-правовая база, программа

Причем многие родители не смогут себе ее позволить

Перед самым началом нового учебного года родителей в самых разных школах начали огорошивать: бесплатной продленки отныне не будет! Кто не может забирать детишек сразу после занятий, извольте платить. Сколько? Это зависит от того, до которого часа ребенок будет оставаться на продленке. Если часов до четырех, то тысячи 2-3 в месяц (цены в разных школах варьируются), а если до упора, до конца обычного рабочего дня — то 4-5-6... Верхняя граница неизвестна.

Надо ли говорить, что для подавляющего большинства родителей эта новость явилась шоком. Всем понятно, что на продленку детей отдают не от хорошей жизни, а в тех случаях, когда работать маме надо, а свободных бабушек или денег на няню нет.

У жительницы улицы Народного ополчения дочка в этом году идет в первый класс ГБОУ «Лицей №138». На собрании родителей предупредили, что на всю параллель первоклашек будет только одна группа продленного дня, в которую возьмут не больше 30 детей. От родителей требуют справки с работы с точным рабочим графиком, которые должны подтвердить, что забирать ребенка из школы днем действительно никто не может.

— Такое ощущение, что все делается для того, чтобы мамы не могли работать, — говорит Юлия. — Раньше система была построена так, что после основных занятий сразу же начинались различные дополнительные секции и кружки. И даже первоклассники находились в школе до 5-6 вечера. Сейчас же группы продленного дня ликвидируют, а занятия в кружках и секциях стали начинаться около 4 часов. То есть кто-то должен прийти в школу днем, забрать ребенка, а потом опять привести его в кружок. В школе нам открыто сказали, что нужно искать любые возможности, чтобы не отдавать ребенка в продленку, так как мест там хватит только особо нуждающимся...

А Аллу, жительницу Северо-Восточного округа, вместе с другими родителями ее класса, просто поставили перед фактом: продленка отныне — только за деньги.

— На собрании перед началом учебного года нам сказали, что за продленку надо платить 6,5 тысячи в месяц — с учетом стоимости обеда. У меня двое детей «продленочного» возраста — и мне придется выкладывать ежемесячно 13 тысяч. Это для меня непосильная сумма!

Куда же делась эта столь востребованная и жизненно необходимая услуга? Павел Кузьмин, глава Управления образования СВАО, к которому обратилась за разъяснениями одна из пострадавших семей, всю ответственность переложил на школу:

— Это решение принимается самой организацией, Управляющим советом, который решает, будет ли это за бюджетный счет или будут вводиться какие-то платные услуги. Никакой единой позиции на уровне округа или города нет, каждая школа сама решает, какая будет сумма платы за продленку и будет ли. Все вопросы об обоснованности и правильности суммы — это к Управляющему совету. Мы даже не собираем такую информацию. Единого ценника по Москве нет и быть не может, школа сама его высчитывает. Цена зависит от того, какие услуги и какого качества на продленке предоставляются. Вы должны понимать, за что платите.


Однако, как выяснил «МК», товарищ Кузьмин недоговаривает. Решение принимается, безусловно, на уровне школы, но такую возможность ей предоставляет новый Федеральный закон об образовании. Статья 66, пункт 8 этого закона гласит:

«За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей несовершеннолетних обучающихся. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке...»

То есть вправе снизить — но вправе и не снижать. А главное — вправе устанавливать эту плату!

При этом в прошлом году, когда новый Закон об образовании уже действовал, в большинстве школ продленка оставалась бесплатной — родители отдавали только 50-100 рублей в день за обед. Почему же в новом учебном году по этому же закону она повсеместно становится платной?

— Государственная школа предоставляет бесплатные образовательные услуги и финансируется за счет субсидий по госзаданию. Присмотр же и уход по окончанию учебных занятий — это не образовательная услуга, согласитесь, — объяснила «МК» Надежда Перфилова, председатель межрайонного совета по развитию образования Северного округа столицы и директор школы №2098. — В прошлом году во многих московских школах сумма оплаты за группу продленного дня составляла 900 рублей в год (не считая обедов), при этом субсидирующие коэффициенты были даже больше этой суммы, поэтому школы часто вообще делали продленку бесплатной — весь год на этом ресурсе мы и прожили... Сегодня же этих коэффициентов и дотаций больше нет: госзадание дается только на образовательные услуги — соответственно, все остальное станут финансировать родители, и с этого года группы продленного дня будут оплачиваться.

Еще в мае этого года я собрала всех родителей, которым необходимы группы продленного дня для их детей, и мы договорились, что наш главбух составит смету по тарификации, которую мы согласуем с управляющим советом. Всем же нужны разные услуги — на разное время и т.д. Кто-то хочет, чтобы его ребенок оставался в небольшой группе — 5, а не 25 человек, и т.п. Родители это восприняли нормально.

— О каких суммах идет речь?

— О вполне доступных — на уровне 20-30 рублей в час. В месяц это составит примерно до 2000 рублей для тех, кто забирает ребенка часа в четыре, примерно до 4000 рублей для тех, кто заберет в семь-восемь вечера.

— А что с так называемым часом самоподготовки — это когда в группе продленного дня ребенок выполняет домашнее задание под надзором учителя?

Нам сказали, что он будет, — один час в день на такие занятия для начальной школы будет бесплатным, субсидирующимся за счет бюджета. Но это не значит, что если занятия заканчиваются, скажем, в 13.00, то до 14.00 можно иметь бесплатную продленку — дело в том, что этот бесплатный час предоставляется не в любое время (допустим, сразу после завершения занятий), а согласно распорядку группы продленного дня. И если этот час на приготовление заданий будет по расписанию, скажем, с 15.00 до 16.00, то для тех, кто посещает группу продленного дня в этом интервале, в смету оплаты его не включат...

«Социальные последствия этого решения труднопредсказуемы, — заявил «МК» член СПЧ при Президенте РФ, депутат муниципального района Отрадное Андрей Бабушкин. — С продленки будут выдавливаться не просто социально незащищенные, но и безответственные семьи, у которых, может, и деньги есть, но они предпочтут, чтобы ребенок болтался по улицам. В начале 90-х уже была попытка сделать платную продленку, и сегодняшние наркоманы — результат этого решения». Бабушкин намерен направить главе столичного Департамента образования Иосифу Калине письмо с просьбой «развернуть» ситуацию. По мнению правозащитника, у города достаточно финансовых ресурсов, чтобы не вводить плату за продленку.

4.1. Льготы по оплате за услугу присмотр и уход в ГПД устанавливаются на основании Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», Закона города Москвы от 23.11.2005 г. № 60 (в редакции от 19.05.2010 г.) «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

4.2. Родительская плата в ГПД не взымается со следующих категорий:

· дети-инвалиды;

· дети, у которых оба родителя являются инвалидами 1 или 2 группы;

· дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

4.3. Для подтверждения указанных льгот родители (законные представители) представляют следующие документы:

· копия справки об инвалидности, имеющих ребенка-инвалида;

· копия свидетельства о рождении ребенка;

· копия справки об инвалидности родителей (законных представителей), являющихся инвалидами 1 или 2 группы;

· копия постановления органа местного самоуправления о назначении опеки

4.4. Льготы по родительской плате в ГПД в Школе в размере 50% установлены для следующих категорий:

· многодетные семьи;

· малоимущие семьи.

4.5. Для подтверждения указанных льгот родители (законные представители) представляют следующие документы:

· заявление от родителей (законных представителей) о предоставлении льготы;

· копия удостоверения многодетной матери;

· справка из Отдела социальной защиты населения г.Москвы, подтверждающая статус семьи как малоимущей.

4.6. В случае предоставления неполного пакета документов, наличия в документах исправлений или неполной информации заявитель уведомляется о необходимости устранения этих недостатков в срок не более 5-ти рабочих дней со дня подачи заявления.

4.7. Предоставление льгот родителям (законным представителям) детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, производится вне зависимости от места жительства.

4.8. Льгота по частичному освобождению от родительской платы за услугу присмотр и уход в ГПД из многодетных и малоимущих семей распространяется только на граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию в г. Москве.

4.9. Решения о предоставлении льготы оформляются приказами директора Школы.

4.10. Льгота родителям (законным представителям) предоставляется ежегодно на основании письменного заявления родителей (законных представителей) о предоставлении льгот с указанием причин и перечня прилагаемых документов. Заявление о предоставлении льготы с прилагаемыми документами подается на имя директора Школы родителями (законными представителями) ежегодно в период с 1-го до 15 сентября или при поступлении ребенка в Школу, при возникновении обстоятельств, дающих право на льготу. Льготы по родительской плате в ГПД в Школе устанавливаются с момента подачи документов, подтверждающих льготу.



4.11. При наличии у семьи права на применение нескольких льгот, применению подлежит одна льгота по выбору родителей (законных представителей).

4.12. Родители (законные представители) вправе отказаться от применения установленных льгот.

4.13. При возникновении обстоятельств, вследствие которых родители (законные представители) утрачивают право на предоставление льготы, они обязаны в месячный срок письменно сообщить о таких обстоятельствах директору Школы.

4.14. Родители (законные представители) в установленном порядке несут ответственность за достоверность представленных ими для получения льготы сведений. Школа вправе производить проверку оснований, на которые ссылается родитель (законный представитель) для получения льготы.

4.15. Льгота по оплате за услугу в Школе прекращается по следующим основаниям:

· выбытие ребенка;

· в случае, если по результатам очередного освидетельствования в органах медико-социальной экспертизы факт инвалидности не подтвержден;

· утрата статуса многодетной семьи;

· усыновление законными представителям находящихся под их опекой детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (при предоставлении льготы по данному основанию).

4.16. Предоставление льготы за услугу присмотр и уход в ГПД приостанавливается в случае непредставления родителями (законными представителями) в установленные сроки документов, подтверждающих наличие права на льготу. Льгота, приостановленная по данному основанию, возобновляется на основании представленных документов с даты ее приостановления.

4.17. Льготы по оплате за услугу присмотр и уход в ГПД могут быть предоставлены и иным категориям родителей (законных представителей) на основании решения управляющего совета Школы, по итогам рассмотрения мотивированного заявления родителей (законных представителей).

Сэкономить на оплате питания могут только многодетные семьи, возможен вариант бесплатных обедов и для других категории школьников, но решением этого вопроса уполномочен заниматься Управляющий совет школы. Если учреждение способно позволить себе обеспечить питание отдельным учащимся, директор подписывает соответствующее указание.

В 2019 году никаких существенных изменений в отношении продленки не произошло – порадовать родителей нечем, они все так же обязаны вносить плату за дополнительное обучение и присмотр за детьми. Об этом идет речь в законе «Об образовании». Согласно этому законопроекту, каждая школа вправе самостоятельно определять удерживаемую сумму за нахождение школьника в учебном учреждении, когда уроки уже закончены.

Платная продленка в школе

То есть установление и взимание платы за продленку (вводить или нет плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня) отнесено исключительно к компетенции учредителя (министерство, департамент, комитет или управление образования), а не администрации школы. Принятие самостоятельно директором школы такого решения является незаконным.

У образовательных организациях города Москвы функции учредителя выполняет Департамент образования. В других субъектах Российской Федерации, где большая часть образовательных организаций – муниципальные, учредителем школы является муниципальное образование.

Платная продленка в школе

Школьники сами себя занимают, организовывают, даже ухитряются придумать игры в пределах родного класса. Кому-то повезло больше – в школе поставили диванчики, где можно отдохнуть после учебного дня, кому-то меньше – просто расстелили коврик, где дети играют со старенькими игрушками, принесенными из дома, и даже, о, ненавистное, читают. Некоторые сознательные учителя готовы делать домашнее задание с первоклашками и за бесплатно, но надолго ли их хватит? Учителям ведь тоже кушать надо.

Помимо того, что родитель заключает договор на пребывание ребенка в группе продленного дня, вся информация о платной продленке школы должна быть опубликована на официальном сайте образовательного учреждения. Именно таким образом школа обеспечивает доступность и открытость документа об установлении размера родительской платы за ГПД (пп. 4.1 п. 2 ст. 29 Федерального Закона “Об образовании в Российской Федерации”).

Урок закончился? Плати

После уроков, примерно с 12.30, на продленку там сейчас остаются 400 учеников. В каждой группе — от 20 до 25 человек, в основном из одного класса или с параллели. Посещать продленку можно пять дней в неделю по шесть часов или по три часа. Можно оставить ребенка и на час-два, в этом случае схема оплаты меняется — из расчета 29 рублей в час. Обед начинается в 13.00-14.00, а детям, посещающим группу полного дня (6 часов), полагается еще и полдник — в 16.00-17.00. Впрочем, школьники не только едят, гуляют и играют, но и выполняют домашние задания и занимаются, например, лепкой, рисованием, рукоделием, чтением и музыкой. На такие занятия по интересам учащимся 1-2-х классов отводится не более 50 минут в день, а остальным — не больше 1,5 часов.

По данным столичного департамента образования, средний месячный ценник на продленки в Москве сейчас держится на отметке 2354 рубля. По мнению председателя комиссии по образованию в Московской городской Думе Антона Молева, цена вполне оправданна, если включены все необходимые услуги, в том числе по развитию творческих способностей детей, и учтены интересы всех родителей. «Было бы несправедливо, если бы платные продленки могли себе позволить только те, кто в состоянии все это оплатить, — сказал депутат в беседе с «РГ». — Поэтому нужно предоставлять льготы для семей, находящихся в трудном финансовом положении». Размер платы зависит от набора услуг, возможностей школы и пожеланий родителей. Порядок сумм абсолютно разный — от 300 рублей до 4 тысяч. При этом школа может включить свои расходы на коммунальные услуги, например, на электричество и отопление, на приобретение канцелярских товаров, а также на доплату педагогам. По словам Людмилы Мясниковой, на размер платы родители пока не жаловались, но вопросов от них поступает очень много. Обеспокоенных пап и мам интересует, правомерны ли платные продленки и из каких параметров складывается их стоимость. Пик напряженности пришелся на прошлый год, когда школам впервые разрешили выбирать между бесплатными и платными группами продленного дня.

  1. Ребенок может уставать от длительного нахождения в школе и активной программы. Усталость обычно приводит к раздражению и нежеланию с утра идти в школу.
  2. Отсутствие личного пространства так же может негативно отразиться на психологическом состоянии ученика.
  3. Еда в школьной столовой, несмотря на всю полезность, редко бывает вкусной.
  4. При плохой погоде дети большую часть времени проводят за партами, а это негативно отражается не только на психологическом состоянии, но и здоровье. Большинство учеников неправильно сидят за партами, что увеличивает риск искривления позвоночника.
  1. Родители могут не беспокоиться о безопасности ребенка, так как он находится под присмотром воспитателя.
  2. Чадо поест полноценный горячий обед и не будет сидеть голодным. Хотя часто за обед нужно дополнительно платить.
  3. Ребенок сможет поучить уроки в школе.
  4. Ученик сможет посещать кружки в школе, если они имеются.
  5. Ребенок общается со своими сверстниками, учится находить общий язык с другими людьми, адаптируется к социальному обществу.
  6. Ученик обязательно выходит на улицу (за исключением плохой погоды). Обычно организовывается две прогулки.

Продленка в школе в 2019-2019 году

В продленке дети не просто находятся под присмотром педагога. У каждой возрастной группы есть свое расписание – дети отдыхают, обедают, делают уроки, играют и гуляют. Во многом такой режим сходен с режимом детского сада – и это огромный плюс продленки: первоклассники не испытывают стресса, чувствуя себя в привычной среде. Помимо этого, у продленки есть еще не мало плюсов.

Продленка как часть школьной жизни появилась довольно давно. За годы своего существования подвергались реформированию правила пребывания в группе, продолжительность продленного дня, меню, режим и множество иных моментов, однако общий формат продленки оставался неизменным. Что нового в продленке в школе в 2019-2019 учебном году – в нашей статье.

Платная или бесплатная продленка

б) если указанная образовательная деятельность является отдельной государственной (муниципальной) услугой по дополнительному образованию и услуга будет включена в государственное (муниципальное) задание, финансирование также будет осуществляться за счет средств соответствующего бюджета;

Дело, вероятно, в том, что хотя и норматив, который получают школы на каждого ученика, позволяет сделать продленку бесплатной, но, с другой стороны, эти деньги школа также может выделить на премии учителям, покупку новых штор в актовый зал или оплатить аренду бассейна.

Платная бесплатная продленка

Пункт 8 статьи 66 Закона «Об образовании в РФ» гласит: «За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей… и ее размер. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних, обучающихся в определяемых им случаях и порядке».

По данным Комитета Госдумы по образованию , в продленку ходит 1 млн 700 тысяч российских учеников . Еще три года назад продленка была бесплатной. Но в 2013 году вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в РФ», согласно которому продленка как услуга по присмотру и уходу за детьми исключена из числа бесплатных школьных услуг. Закон позволяет школам самим выставлять для родителей цену за пребывание ребенка в учебном заведении после уроков. Об этом пишет сегодня «Российская газета».

Школьные льготы для многодетных семей

О том, что мой ребенок должен иметь льготное питание в школе я знала. Но, как оказалось, знала далеко не все. Была такая ситуация. В первом классе Александра посещала группу продленного дня, в простонародье продленку. И когда с меня начали просить деньги за школьную еду, я была крайне возмущена. Уже хотела поднять бучу, типа: «Права не имеете!». Оказывается имеют.

Дело в том, что детишкам из многодетных семей действительно положено бесплатное питание в школе. А именно завтраки и обеды. А вот бесплатные полдники, которыми кормят детей на продленке, никто никому и не обещал. Поэтому за них пришлось заплатить. Сейчас Саша на продленку не ходит. И поэтому за питание мы не платим ни копейки.

Продленка платная

У нас золотая учительница, человек который работает по призванию, безумно рады 3-ий год, что мы попали к ней, тк наш класс у неё крайний и она уходит на пенсию.Занимается с детками обсалютно бесплатно, тратит своё время, советует кому, что надо подтянуть.Вот это учитель, побольше бы таких! Самое главное, что дети чувствуют её отношение к ним и все как росточки к ней тянутся, а она с ними как клушка с цыплятками носится, каждому и доброе слово найдёт и поддержит, совет даст.Дай бог, побольше таких учителей всем!

Люди, знайте! В 95 школе зав. производством работает Поспелова И.А., которая вместе со своим мужем Поспеловым С.И. и со своей родной сестрой Ефимовой Л. подделали документы на квартиру и гараж, т.о. (мошеническим) присвоили все себе. Распорядились! Завели уголовное дело. Классная зава в 95 школе.

09 Авг 2018 1761

С молниеносной скоростью летит время. Еще вчера мы думали, какую коляску купить ребенку, а сегодня он будущий первоклассник. До школы остается совсем немного времени, и родители начинают задумываться о том, как же правильно организовать учебный процесс своего чада, как помочь ему или ей в этой сложной науке освоения знаний. Выбор школы — нелегкое занятие. Но с этим более или менее все ясно. А вот куда пристроить ребенка, если родители работают, а бабушки и дедушки не могут помочь в этом вопросе? На помощь придет продленка в начальной школе. Обязательна или нет организация детского времени после уроков? Ответ на этот вопрос родители должны давать индивидуально.

Уроки в младшей школе заканчиваются достаточно рано, и такие проблемы, как забрать ребенка, отвести домой и помочь выполнить домашнее задание, становятся порой неразрешимой задачей для родителей. В решении этого вопроса на помощь приходит продленка в школе. Безусловно, здесь каждый родитель решает сам, что лучше для его чада. Очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. К тому же дети часто посещают дополнительные занятия, секции и кружки.

Положение о продленке в начальной школе говорит о том, что оставаться в учебном учреждении после уроков могут дети с первого по четвертый класс. И это очень удобно для родителей. Программа продленки в начальной школе включает в себя выполнение домашних заданий, обязательную прогулку на свежем воздухе, игры и отдых. Во многих школах организовано горячее питание для детей.

Должна ли быть продленка в начальной школе каждого учебного учреждения? Попробуем разобраться.

Что хорошего дает продленка и чем она может помочь?

Плюсов у много. Основное преимущество — ребенок находится под присмотром до прихода родителей с работы. О нем заботятся педагоги, которые и проконтролируют и помогут в случае чего. Немаловажный фактор, это социализация юного члена общества, которым посещается продленка в начальной школе. В группе сверстников ребенок приобретает опыт общения, который пригодится ему во взрослой жизни.

Продленка в начальной школе также может обеспечивать детей кружками и секциями по интересам. Это важно для гармоничного развития личности. Также в школах работает детский психолог. Если у ребенка возникли проблемы, психолог всегда поможет разобраться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Какие преимущества дает продленка в начальной школе?

Минусом может организация питания младших школьников. Если школа не может обеспечить полноценное и разнообразное детей, это чревато различными заболеваниями желудочно-кишечного тракта и тогда продленка в начальной школе становится большим минусом, а не плюсом. Закон о группах продленного дня предусматривает также организацию зон отдыха младших школьников. Дети в шестилетнем возрасте еще не могут нести полноценно школьную нагрузку и нуждаются в непродолжительном дневном отдыхе. Для этого школа должна выделить комнату, оборудованную детскими кроватями, чтобы ребенок мог вздремнуть немного.

Немаловажным фактором является количество детей в группе продленного дня, а также программа продленки в начальной школе. Если у учителя в классе больше 20-30 детей, то говорить о полноценном индивидуальном подходе невозможно. Этот фактор должны учитывать родители. Важно основываться на индивидуальных особенностях ребенка. Какой же должна быть продленка в начальной школе? Как проводить занятия? Небольшое количество человек в группах - путь к успеху.

В больших задания выполняются поверхностно. Ожидать помощи от учителя каждому конкретному ребенку не приходится. Зачастую шум в классе мешает ребенку отдохнуть или сосредоточиться. Если все же решение о продленке принято, лучше родителям уже дома проверить домашние задания и помочь, в случае чего, ребенку разобраться с непонятными вопросами.

Необходимость новой концепции образования

Такая ситуация в группах продленного дня дает почву для размышлений о том, что концепции необходима реформа. Положение о продленке в школе регулирует учебный процесс, а также нормы оплаты питания и пребывания ребенка в группе продленного дня. Понятно недовольство родителей. Программа, вступившая в силу 1 сентября 2011 года, определила новые нормы и стандарты к санитарно-эпидемическим требованиям. Эта норма обязывает школы иметь в группах продленного дня спальные комнаты. Спальная комната должна быть отдельной у мальчиков и девочек. Все новые школы, которые находятся на этапе проектирования и строительства, также будут исходить из этих требований.

Школы старой постройки, которые не располагают достаточной площадью для создания отдельных спальных комнат, столкнулись с проблемой. Также учебные заведения вынуждены сокращать длительность продленки, чтобы дети могли уже отдыхать дома. Особенно это касается первоклассников. Также одним из требований нового положения является оборудование комнат гигиены с необходимым количеством унитазов, биде и писсуаров.

Необходимость финансирования

Почему нет продленки в начальной школе многих учреждений? Директора школ столкнулись с почти неразрешимой проблемой, а соответственно, и родители. Не каждым учебным учреждением может быть организована продленка в начальной школе. Закон говорит о том, что школа должна строго следить за питанием детей, находящихся в группах продленного дня. Необходимо обеспечить детям полноценное питание, состоящее из обеда и полдника. Во многих школах финансирование не позволяет выполнить это требование за счет бюджета. Поэтому прибегают к помощи родителей в этом вопросе. Им приходится оплачивать питание детей из собственного кармана.

Таким образом, родители и школы столкнулись с серьезными проблемами. Скорее всего, решение этих вопросов школы переложат на плечи мам и пап. Если родители смогут финансировать посещение продленки — ей быть. В противном случае мамам и папам придется искать альтернативу группам продленного дня.

Альтернатива продленки

Некоторые школы предлагают родителям новую форму продленки. Длительность предлагается растянуть до 16-18 часов. В таком случае дети находятся в школе дольше, и вся нагрузка перераспределяется, уроки перемежаются более длительными паузами, кроме учебы, дети могут заняться чем-то интересным в стенах школы. Но не всем родителям пришелся такой вариант по вкусу. Считается, что дети младшего школьного возраста в послеобеденное время уже устают и не могут концентрироваться на занятиях. К тому же учебный процесс дневной получается затянутым. Скорее всего, ребенку проще отучиться, закончить с уроками и уже вдоволь насладиться отдыхом.

Безусловно, такая форма образования также имеет право на жизнь, так как дети быстро втягиваются и подстраиваются к новому режиму. Необходимо задуматься, насколько сложным будет дальнейший переход ребенка в среднюю школу после начальной. Сможет ли ребенок быстро адаптироваться к другой форме учебного процесса? Все это должно быть на усмотрение родителей.

Частные школы с группами продленного дня

Многие частные школы организовывают группы немногочисленные. Дети могут переодеться в домашнюю одежду, играть, отдыхать. То есть обстановка в таких группах очень напоминает домашнюю обстановку. Дети без лишнего стресса могут приступить к выполнению домашних заданий под присмотром опытных педагогов. Организованно также хорошее питание. Безусловно, стоимость пребывания в таких группах почти всегда высока, и не всякий родитель может себе такое удовольствие позволить.

Таким образом, сегодня проблема нахождения детей после школы ложится полностью на плечи родителей. Государство оказывает весьма слабую поддержку в этом вопросе.

Няня и объединение мам

Некоторые родители прибегают к поиску нянь или гувернанток. Безусловно, это очень комфортно и хороший выход. Личная няня и позанимается, и накормит. Но ребенок зачастую лишается столь необходимых в этом возрасте социальных контактов. Да и что говорить, услуги няни далеко не всем по карману.

Неплохой альтернативой няне могут быть малочисленные объединения родителей. То есть сегодня одна мама забирает детей из школы и присматривает после уроков, завтра — другая. Этот вариант подходит, если дети проживают недалеко друг от друга и есть родители, которые могут посвятить один день в неделю такому труду.

Так должна быть продленка в школе или нет?

Мнение многих родителей таково: продленка должна быть. Все работающие родители должны иметь право на продленку. Платную или бесплатную - это уже другой вопрос. Но дети обязательно должны находиться под присмотром, обеспечены питанием и обучением.

Если есть оплата, то она должна быть подъемной для родителей. Или же оплата может быть поделена между местным бюджетом и родителями. Возможно, родители могли бы, к примеру, оплачивать питание и кружки, а оставшуюся часть взяли б на себя местные бюджеты.

Зарубежный опыт

Посмотрим, как обстоят дела с группами продленного дня, например, в Германии. Там группы продленного дня очень популярны. Но попасть в них может только тот ребенок, чьи родители работают. Место в такой группе найти не очень просто. Но если вы работаете, то можете быть уверены, что ребенка не оставят без места.

Продленки в Германии бывают частные и государственные. Но все они являются платными для работающих родителей. Стоимость продленки является дифференцированной и зависит от зарплаты родителей. То есть, чем меньше вы зарабатываете, тем меньше вы будете платить. В группах продленного дня дети могут находиться до 16 и до 18 часов. Группы, как правило, располагают большими помещениями и детскими площадками.

Спален у детей нет, но есть так называемые тихие комнаты, в которых ребенок, если устал, может отдохнуть и даже поспать. Также хорошо организовано и питание детей в школе. Как правило, продленка находится в отдельном от школы здании. Педагог из продленки забирает детей после окончания уроков и отводит в другое помещение, где находятся группы продленного дня.

Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама. А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков. Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».

Современная «продлёнка»

Что из себя представляет современная группа продлённого дня? В общем-то, она похожа на ту, что была в нашем детстве, но некоторые отличия и нюансы всё же есть.

Отличие первое. «Продлёнка» стала платной

Первое и довольно ощутимое нововведение - во многих школах «продлёнка» теперь платная. Да-да, за «присмотр» теперь нужно платить. Конечно, есть ещё школы, где на такой шаг не пошли, но их мало. Нельзя сказать, что стоимость очень уж велика, но она вполне сопоставима с платой за детский сад. А ведь там дети могут находиться двенадцать часов, и в цену включено питание.

В школе, если ваш ребёнок будет ходить в группу продлённого дня, за обеды придётся платить отдельно. Например, в Москве сейчас стоимость одного обеда составляет 137 рублей 65 копеек. Вроде бы, и невеликая сумма, но, учитывая плату за продлёнку, в месяц выходит больше пяти тысяч рублей.

К льготникам подход везде разный. В некоторых учебных заведениях для детей этих категорий «продлёнка» вообще бесплатная, в других льготники оплачивают часть стоимости (как правило 50 %), в третьих - льгот нет вообще. Предоставлять ли льготы малоимущим, семьям с детьми-инвалидами, многодетным и другим категориям, решает сама школа. Как правило, этот вопрос выносится на управляющий совет ежегодно. То есть даже если вы нашли учебное заведение, в котором продлёнка бесплатная, то всё может измениться уже через год.

Имейте в виду, в случае, если ребёнок болел и это подтверждено справкой от врача, производится перерасчёт оплаты. Также учитываются и каникулы.

Отличие второе. График работы

Как правило, современные группы продлённого дня работают до 18 часов. Однако есть школы, где они закрываются позже (в 18.30 или даже 19.00) или раньше (в 17.00). Разумеется, работающие родители заинтересованы в том, чтобы была возможность забрать ребёнка как можно позже, но, увы, от их позиции мало что зависит. Хотя, конечно, если наберётся много желающих изменения графика работы групп продлённого дня, то можно попробовать обратиться с просьбой к администрации школы. Есть шанс, что вам пойдут навстречу.

Во многих школах группы продлённого дня работают даже в каникулы. В этом случае, их деятельность больше похожа на городской детский лагерь. Ребят принимают в 8.30 - 9.00, а забирать их можно в любое время, вплоть до 17.00 - 19.00. В течение дня с детьми гуляют, занимаются, играют. А работающие родители могут не беспокоиться о том, что ребёнок целый день сидит один в пустой квартире.

Отличие третье. Чем занимаются дети на «продлёнке»

Воспитатели групп продлённого дня сейчас - это что-то вроде дореволюционных классных дам. Если они «прикреплены» к первоклашкам, то нередко помогают классному руководителю во время экскурсий и других внешкольных мероприятий, участвуют в подготовке праздников и т.д. Если же дети старше, то в обязанности воспитателя входит сопровождение ребят на обед и с обеда, прогулка с ними и присмотр в стенах школы. Но всё зависит от школы, конечно.

Сейчас многие учебные заведения предоставляют своим учениками возможность выбирать самые разные кружки и секции в стенах школы. Ваш ребёнок их посещает? В этом случае воспитатель ГПД напомнит ему о начале занятий, либо даже проводит на них и встретит (но это только в том случае, если есть, кому заменить его на время отсутствия в классе).

А вот домашние задания воспитатели делать с детьми теперь не обязаны. «Приглядывать» - и только.

Однако, к счастью для нас, родителей, большинство из воспитателей всё же искренне любят детей и заботятся о них, а потому стараются организовать выполнение ребятами заданий и даже помогают, объясняют, проверяют сделанное и исправляют ошибки. Если вам повезёт с воспитателем, то, забирая ребёнка после группы продлённого дня, вы сможете рассчитывать на более-менее нормально выполненную письменную часть домашней работы. Устные же задания если и выполняются, то только по остаточному принципу.

Ребята, которые сделали все уроки и сходили на все выбранные кружки, чаще всего развлекают себя сами. Обычно в кабинетах есть шашки, шахматы или простые настольные игры, либо принадлежности для рисования. Это и составляет немудрёный досуг тех, кто ходит в группу продлённого дня. Ну, и гаджеты, конечно, если только родители одноклассников вашего ребёнка не единодушны в разумном желании вовсе не давать детям в школу телефоны и планшеты.

«Минусы» продлёнки

Конечно, группа продлённого дня - это не самое лучшее времяпрепровождение для ребёнка. Ведь школа - не детский сад. Мало где есть тихий час и специальные игровые. Дети вынуждены большую часть времени проводить за партами или умудряться играть между ними. Да и школьные коридоры и рекреации мало приспособлены для детских подвижных игр. Вот и возятся дети на полу прямо в школьной форме.

Плохо и то, что в школах нет сушильных шкафов. Ребята, вернувшись с прогулки и вдоволь навалявшись в снегу, запихивают мокрые шапки и шарфы в рукава, варежки в карманы, а сапоги - в мешки для сменки.

У многих школ можно увидеть яркие детские городки. Однако практика показывает, что детей на них чаще всего не пускают. Связано это с тем, что велика вероятность получения травм. И здесь трудно не согласиться. Представьте себе пятьдесят - шестьдесят (ведь гуляют на площадке ребята из нескольких классов) детей, одновременно бегающих по лестницам и мостикам и скатывающихся с горок. Просто чудо, если никто не упадёт и не покалечится. Поэтому администрация школ и воспитатели и не разрешают использовать детские городки для игр.

Полдник для детей, посещающих группу продлённого дня, не предусмотрен. А ведь обед у младшеклассников редко бывает позже часа дня. То есть около пяти, а то и больше часов дети остаются без еды, если только родители не позаботятся об этом.

Чаще всего группы продлённого дня предусмотрены только для учеников начальной школы. Остальные ученики, если у них есть необходимость переждать в школе время между окончанием уроков и началом занятий в сеции, например, вынуждены либо скучать в коридорах, либо идти к классному руководителю. Последний вариант оптимален, конечно. Мои старшеклассники, которые жили далеко от школы, после уроков частенько коротали время в нашем общем кабинете: делали уроки, готовились к занятиям с репетиторами или подготовительным курсам, общались и даже ели. Но не все классные руководители готовы к такому. В этом случае родителям приходится искать какие-то другие варианты. Ведь, к сожалению, хотя сейчас школы всё больше делают для того, чтобы детям в их стенах было как можно интереснее и комфортнее, вопрос возможности отдыха между уроками и занятиями до сих пор не решён.

Как сделать пребывание детей в группе продлённого дня как можно более комфортным

К счастью, в силах родителей несколько облегчить жизнь своих детей и сделать долгий школьный день более приятным:

  • Давайте детям с собой еду. Ведь, несмотря на вполне съедобные и довольно плотные обеды, с прогулки ребята возвращаются проголодавшимися. Поэтому небольшой термос с чаем или какао, питьевой йогурт и булочка или другая не слишком скоропортящаяся еда будут очень даже кстати.
  • Нелишними будут и запасные носки или колготки, чтобы заменить ими промокшие во время прогулки.
  • Неплохо давать ребёнку с собой и сменную одежду. Конечно, это довольно хлопотно, но зато дети смогут сменить форму на что-то менее официальное и более удобное. Хотя, увы, многие ребята просто забывают или ленятся переодеваться.
  • Любимая игрушка тоже пригодится. Дети в начальной школе ещё малы и с удовольствием играют. Однако не разрешайте брать шумные или дорогие игрушки.
  • Если у школы нет возможности закупить игры для помещений и улицы, возможно, об этом стоит подумать родителям. Несколько наборов шашек, лото, шахмат, лопат для снега, снежколепов, прыгалок, обручей и коробка мела (в зависимости от времени года, конечно) не нанесут бюджету значительного урона, зато будут долго радовать детей.

Фото - фотобанк Лори