Словарь специальных терминов. Методические рекомендации - для чего они нужны

Индивидуальный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом власти или организацией в пределах их компетенции и содержащий конкретное предписание.

Инструкция – нормативный правовой акт, регулирующий организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности организации, как правило, содержит детальное, пооперационное описание последовательности и содержания действий при выполнении какой-либо работы (услуги).

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Политика – документ, принимаемый высшим руководством организации для детализации целей, определенных стратегией развития организации и направленных на улучшение ее деятельности.

Положение – нормативный правовой акт, определяющий компетенцию, структуру, функции, порядок деятельности организации или структурного подразделения, коллегиального (совещательного) органа.

Положение может регламентировать сложные виды деятельности организации, имеющие комплексный характер.

Порядок - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные для исполнения требования в отношении предмета правового регулирования.

Правила - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные для исполнения требования, всесторонне характеризующие предмет правового регулирования.

Правовая норма – общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Регламент – нормативный правовой акт, содержащий совокупность правил, определяющих порядок деятельности коллегиального (совещательного) органа или порядок (последовательность) осуществления административного или бизнес-процесса, как правило, с указанием последовательности этапов (шагов) и сроков их выполнения.

Устав – зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке свод правил, регулирующий основные виды деятельности организации, определяющий ее цели и задачи, принципы образования и деятельности, структуру, устройство, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности.

Юридическая техника - совокупность приемов, правил, методов, применяемых при разработке содержания и структуры нормативных правовых актов.

Анализ нормативных документов, определяющих состав ЛНА в различных организациях, показывает, что к ЛНА могут относиться следующие документы:

    устав организации;

    политика (в области…);

    положение;

    правила;

    инструкция;

    технологическая инструкция;

    порядок;

    регламент;

    технологический регламент;

    методические указания;

    номенклатура дел;

    стандарт организации;

    классификатор;

    перечень;

    нормы (например, нормы времени);

    табель форм документов;

    альбом форм документов.

Для того чтобы из данного перечня видов документов можно было бы выбрать какой-то оптимальный для организации набор нормативных правовых документов, необходимо рассмотреть определения перечисленных видов документов, которые бы раскрывали назначение этих документов. К сожалению, в настоящее время отсутствует современный словарь видов (разновидностей) документов. Единственным словарем, имеющимся в распоряжении документоведов, является Краткий словарь видов и разновидностей документов 1974 г. 1 . Поскольку со времени издания словаря прошло почти тридцать лет, словарь не отражает тех изменений, которые произошли в видовом составе документов за прошедший период, а в ряде случаев и те изменения, которые произошли в сфере употребления документа. Предлагая определения перечисленных видов документов, будет опираться не только на названный выше словарь, но и на известные нам нормативные документы ряда крупных компаний сырьевого сектора экономики, банковской сферы и некоторых других, которые устанавливают видовой состав ЛНА и правила их разработки и оформления, то есть будем опираться и на современную практику документирования (это такие документы, как инструкции по делопроизводству, положения о ЛНА и некоторые другие).

Устав организации 2 – учредительный документ юридического лица, содержащий свод правил, определяющих статус (правовое положение) организации (ее организационно-правовую форму, официальное наименование, направления и характер деятельности, состав и полномочия органов управления, состав имущества и др.).

Политика – нормативный документ, принимаемый для детализации целей, определенных стратегией развития организации и направленных на улучшение ее деятельности.

Положение – нормативный документ, определяющий компетенцию, структуру, функции, порядок деятельности организации, структурного подразделения, коллегиального (совещательного) органа, должностного лица.

Правила - нормативный документ, устанавливающий обязательные для исполнения требования, всесторонне характеризующие предмет правового регулирования.

Инструкция – нормативный документ, регулирующий организационные, технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности организации (как правило, содержит детальное, пооперационное описание последовательности и содержания действий при выполнении какой-либо работы (услуги).

Технологическая инструкция – нормативный документ, регламентирующей порядок производства работ, выполнения операций (групп операций) в рамках отдельного технологического процесса производства продукции (работ и услуг).

Порядок - нормативный документ, устанавливающий обязательные для исполнения требования в отношении предмета правового регулирования.

Регламент – нормативный правовой документ, определяющих порядок деятельности коллегиального (совещательного) органа или порядок (последовательность) осуществления административного или бизнес-процесса, как правило, с указанием последовательности этапов (шагов) и сроков их выполнения.

Технологический регламент – нормативный документ, устанавливающий требования к реализации производственного или бизнес-процесса, включая порядок выполнения работ, используемое оборудование, ресурсы, технологическое оснащение, правила безопасной эксплуатации и др., обеспечивающие получение конечного продукта.

Методические указания – нормативный документ, устанавливающий основные положения, принципы, единые подходы и методы выполнения сложных по своему содержанию работ либо работ, в ходе выполнения которых необходимо взаимодействовать с клиентам, другими подразделениями или организациями.

Номенклатура дел – нормативный документ, содержащий систематизированный перечень заголовков дел, формируемых в организации, с указанием сроков их хранения.

Стандарт организации – нормативный документ, устанавливающий для длительного использования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности организации или их результат в целях совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ (услуг).

Классификатор – нормативный документ, содержащий систематизированный перечень наименований объектов некоторого множества с присвоенными им кодами.

Перечень - нормативный документ, содержащий систематизированный список объектов (документов, лиц и др.) в целях распространения на них определенных норм или требований.

Нормы - нормативный документ, устанавливающий предельные величины чего-либо (времени, выработки, размера оплаты и др.) на выполнение определённого объёма однородных работ.

Табель форм документов – нормативный документ, содержащий систематизированный перечень наименований унифицированных форм документов, разрешенных к применению в организации.

Альбом форм документов - нормативный документ, содержащий систематизированный перечень унифицированных форм документов, разрешенных к применению в организации.

Для определения видового состава ЛНА, применяемых в организации, целесообразно разработать нормативный документ (например, положение о ЛНА организации), определяющий состав ЛНА, порядок их разработки, структуру документов, состав реквизитов и правила оформления, порядок утверждения, опубликования, внесения изменений и отмены в случае, если документ перестал выполнять регламентирующую функцию.

Наличие такого документа позволяет упорядочить работу по подготовке ЛНА, помогает исполнителям правильно выбрать вид ЛНА, грамотно сформировать структуру этого документа и соответствующим образом оформить проект документа.

Вид и наименование ВНД устанавливаются разработчиком, но могут быть изменены в процессе согласования и экспертизы проекта ЛНА.

По умолчанию ЛНА имеют постоянный характер, но уже на этапе подготовки документа может быть принято решение о придании ЛНА статуса временного документа, в этом случае, независимо от вида ЛНА, к названию документа добавляется слово «временный»: Временная инструкция…; Временное положение…, Временный регламент и др. Период времени, в течение которого документ будет действовать со статусом «временный», может быть установлен при его разработке, утверждении или в процессе его применения на практике.

Основные этапы подготовки ЛНА

Как правило, разработка проектов ЛНА осуществляется на плановой основе и включает следующие этапы:

    Подготовка проекта ЛНА;

    Согласование проекта с заинтересованными подразделениями и лицами;

    Доработка проекта ЛНА по замечаниям;

    Повторное согласование проекта ЛНА;

    Экспертиза проекта ЛНА;

    Утверждение ЛНА;

    Внесение изменений в ЛНА;

    Отмена ЛНА.

Подготовка проекта ЛНА.

Подготовка проекта ЛНА осуществляется в соответствии с годовым (полугодовым) планом, утверждаемом руководителем организации. Подготовка проекта ЛНА, как правило, осуществляется группой специалистов одного или нескольких структурных подразделений в зависимости от содержания и назначения документа. Проект ЛНА не должен противоречить действующему законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам организации, ЛНА более высокого уровня. Подготовленному документу до его утверждения и регистрации присваивается статус «Проект», который обозначается на титульном листе документа.

Согласование проекта с заинтересованными подразделениями и лицами, доработка проекта ЛНА по замечаниям, повторное согласование проекта ЛНА

Согласование ЛНА, в целом, проводится также, как и согласование других видов документов, например, распорядительных документов (приказов, распоряжений). Состав должностных лиц, с которыми должен быть согласован проект ЛНА, определяется ответственным исполнителем, в качестве которого, как правило, выступает руководитель подразделения – исполнителя. Состав лиц, участвующих в согласовании ЛНА, может корректироваться в ходе экспертизы ЛНА. Согласование ЛНА может проводиться в несколько этапов, если в ходе согласования высказываются замечания, по которым найти взаимоприемлемое решение удается не сразу. Проект ЛНА подлежит повторному и последующим согласованиям, если при доработке проекта по замечаниям в него вносятся изменения, существенно изменяющие нормы документа. В ходе согласования формируется лист согласования, являющийся неотъемлемой частью документа.

Экспертиза проекта ЛНА

Экспертиза проекта ЛНА – этап подготовки документа, характерный именно для ЛНА. Экспертиза проекта проводится с подразделениями организации, выполняющими внешние, по отношению к содержанию ЛНА, функции. Как правило, в процедуре экспертизы участвуют: юридическое подразделение, подразделение безопасности, подразделение охраны труда, противопожарной безопасности и некоторые др. Процедура экспертизы отличается от согласования проекта документа еще и тем, что по результатам экспертизы готовится заключение, направляемое в подразделение – исполнитель. Если в ходе экспертизы высказаны замечания, они подлежат рассмотрению, и проект либо дорабатывается, либо, если разработчики проекта не согласны с результатами экспертизы, проводятся согласительные совещания, для участия в которых, как правило, приглашается должностное лицо (например, заместитель руководителя организации) – куратор подразделения–исполнителя.

В отдельных случаях результатом экспертизы проекта ЛНА может быть его одобрение (согласование) совещательным (координационным) органом организации (правлением, комитетом и др.)

Утверждение ЛНА

Особенностью ЛНА является то, что способом придания им юридической силы является процедура утверждения. ЛНА могут утверждаться непосредственно руководителем организации, коллегиальным органом (например, советом директоров), изданием распорядительного документа (приказа, распоряжения). Гриф утверждения проставляется на титульном листе ЛНА.

Регистрация ЛНА

Утвержденные ЛНА подлежат регистрации. ЛНА регистрируются службой делопроизводства организации отдельно от других видов документа. Регистрационный номер ЛНА в соответствии с принятой в организации системой регистрации этой категории документов проставляется на титульном листе документа.

Под опубликованием ЛНА, как правило, понимается включение ЛНА в автоматизированную базу данных нормативных актов организации. При включении ЛНА в базу нормативных правовых актов осуществляется лицом, ответственным за ведение базы данных посредством заполнения полей электронной карточки ЛНА и оцифровки подлинника ЛНА, то есть создания электронного образа документа.

Подлинник ЛНА на бумажном носителе, утвержденный руководителем или иным органом управления, помещается на хранение в дело в соответствии с номенклатурой дел организации.

Рассылка ЛНА может осуществляться несколькими способами: через организацию доступа работников к базе локальных нормативных актов, посредством рассылки всем исполнителям информации о принятии ЛНА и его опубликовании с указанием места хранения его электронной копии или рассылки непосредственно текста ЛНА всем исполнителям по списку рассылки.

Внесение изменений в ЛНА

Для приведения ЛНА в соответствие с вновь принятым нормативным документом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении нормативной базы в соответствие с вновь принимаемым ЛНА путем внесения изменений в действующий документ.

Изменения в ЛНА вносятся распорядительными документами (приказами, распоряжениями), издаваемыми тем руководителем, который утверждал ЛНА. В случае если ЛНА принимался коллегиальным органом, решение о внесении изменений в ЛНА принимается этим же органом. Не допускается вносить изменения в ЛНА руководителем или органом, занимающим в иерархии органов управления более низкий уровень, чем руководитель или орган, утверждавший документ.

В целях упрощения последующей работы с документами в некоторых организациях принята практика вносить изменения в ЛНА не распорядительными документами, а документом, имеющим название: ИЗМЕНЕНИЯ в (наименование документа) , например: ИЗМЕНЕНИЯ в Положение о локальных нормативных документах компании, с сохранением уровня подписания изменений.

За поддержание ЛНД в актуальном состоянии и своевременное внесение изменений несет ответственность подразделение-исполнитель.

Отмена ЛНА

В случае если ЛНА утрачивает свою актуальность или входит в такие противоречия с вновь принятыми документами, которые не могут быть устранены, документ подлежит отмене как утративший силу. Признание ЛНА утратившим силу оформляется изданием приказа (распоряжения) тем руководителем или органом, который утверждал документ. Электронная версия документа из базы локальных нормативных актов перемещается на хранение в архив электронных документов. ЛНА на бумажном носителе, имеющие постоянный срок хранения, по истечении срока их хранения по месту формирования дел подлежат передаче в архив организации, ЛНА, имеющие меньшие сроки хранения, уничтожаются по истечении установленного срока хранения.

Еще одной особенностью работы с ЛНА является то, что статус ЛНА может меняться на протяжении его жизненного цикла. Единой системы обозначений статуса документа пока не выработано, но, как правило, в организациях устанавливаются следующие статусы документа: проект, действующий (или действующая редакция), действующий с изменениями, действие приостановлено, утратил силу.

С точки зрения оформления ЛНА можно разделить на две группы:

    документы, которые оформляются в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 6.30-2003, например, положения о структурных подразделения, коллегиальных или совещательных органах организации, должностные инструкции, должностные регламенты.

    документы, оформление которых во многом отличается от оформления других организационно-распорядительных документов и которые можно отнести к документам сложной структуры. В оформлении этой группы ЛНА, как правило, присутствует титульный лист, а в состав документа включается перечень понятий (терминов), используемых в сфере правового регулирования, перечень сокращений и собственно основной текст.

Обобщая практику организаций, можно выделить следующие составные части ЛНА, относимых ко второй группе:

    титульный лист;

    перечень терминов и определений;

    перечень сокращений;

    основной текст (как правило, в составе текста выделяются раздел «Общие положения», разделы, раскрывающие основной содержание документа, заключение, или заключительные положения);

    приложения.

Кроме того, к подлиннику ЛНА, помещаемому в дело организации, добавляется лист согласования и, как правило, список рассылки.

Поскольку большая часть ЛНА организаций относится к документам второй группы, будем рассматривать именно эту группу документов.

При оформлении ЛНА используются реквизиты: полное официальное наименование организации, сокращенное официальное наименование (если оно имеется), наименование ЛНА, гриф утверждения, регистрационный номер ЛНА, место и год издания документа, отметки о согласовании. Основная часть реквизитов ЛНА (кроме отметок о согласовании) размещаются на титульном листе документа.

Утверждение ЛНА

Немаловажным является вопрос утверждения ЛНА. Существует несколько форм утверждения этих документов:

Утверждение руководителем организации, то есть лицом, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и действующим на основе единоличного принятия решений;

Утверждение коллегиальным органом организации (советом директоров, правлением и др.).

В случае если документ утверждается руководителем организации (в отдельных случаях правом утверждать некоторые ЛНА может наделяться заместитель руководителя организации), также может быть два варианта утверждения: утверждение непосредственно руководителем, то есть его собственноручной подписью в грифе утверждения, и утверждение приказом. Решение о конкретной форме утверждения ЛНА принимается в зависимости от того, необходимо одновременно с утверждением ЛНА принимать дополнительные решения, связанные с этим действием, или нет. Если таких дополнительных решений принимать не нужно, ЛНА может утверждаться непосредственно руководителем. Если наряду с утверждением ЛНА необходимо принять иные управленческие решения, связанные с данным документом, необходимо издавать приказ об утверждении, в который, кроме пункта об утверждении, будут включены конкретные поручения исполнителям 3 .

Согласование (одобрение) ЛНА

Для некоторых видов ЛНА в организации может быть установлена в качестве обязательной процедура согласования ЛНА с совещательным (методическим или координационным) органом организации (комитетом, советом), например, Бюджетным комитетом, Инвестиционным комитетом, Научно-техническим советом и др.

Гриф согласования (гриф одобрения), как правило, размещается на титульном листе ЛНА, в нижней части листа слева (выше указания места и года издания документа), гриф согласования может размещаться в верхней части титульного листа слева на уровне грифа утверждения документа. На практике единства в этом вопросе нет, нормативными документами это не регулируется.

Наименование ЛНА

Важным поисковымпризнаком ЛНА является его наименование. Наименование ЛНА включает:

Название вида документа (положение, правила, регламент и др.);

Заголовок к документу, раскрывающий его содержание, составляющий одно целое с наименованием вида документа.

Задача составителя ЛНА – сформулировать наименование ЛНА в краткой форме, но так, чтобы наименование раскрывало содержание документа, например:

ИНСТРУКЦИЯ о конфиденциальном делопроизводстве в ОАО «Стройкомплект»;

ПОЛОЖЕНИЕ о режиме конфиденциальности в ОАО «Стройкомплект».

Наименование должно быть точным, четким и информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем, чтобы работники организации могли по наименованию ЛНА акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро найти.

Наименование ЛНА устанавливается исполнителем - разработчиком ЛНА, но может быть изменено в процессе его согласования.

ЛНА со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают нормативную базу, затрудняют систематизацию и понимание нормативных документов. Они особенно неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, документах, статьях и др.

Несколько примеров неудачных заголовков ЛНА:

Описание унифицированного процесса подготовки, согласования документов в корпоративной системе электронного документооборота

В приведенном примере, во-первых, отсутствует указание вида документа (положение, регламент, правила, инструкция или другой), лишним является указание того, что документ приводит унифицированный процесс подготовки, поскольку задача любого нормативного документа, если он регламентирует какой-то процесс, унифицировать его, иначе результат нормативного регулирования не будет эффективным. Правильным названием данного документа может быть такое наименование: Регламент подготовки и согласования документов в корпоративной системе электронного документооборота.

Пошаговая инструкция о расторжении трудового договора с руководителем унитарного предприятия

В данном случае, как нам представляется, неправильно выбран вид документа. Расторжение трудового договора с руководителем унитарного предприятия – частный случай расторжения трудового договора с работниками организации, поэтому было бы правильнее назвать документ не инструкцией (тем более, «пошаговой»), а порядком, наименование документа было бы следующим: Порядок расторжения трудового договора с руководителем унитарного предприятия.

Формы и формат сообщений и порядок их представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

В данном случае, как и в первом примере, вообще отсутствует наименование вида документа. В дальнейшем это создаст трудности для пользователей при необходимости сослаться на данный документ в тексте другого документа, поэтому первое, что нужно сделать, это определить вид документа. Во-вторых, не указано, о каких сообщениях идет речь. Исправить это наименование можно следующим образом: Положение о форме и форматах электронных сообщений (указать, каких) и порядке их передачи по информационно-телекоммуникационной сети.

Регистрация ЛНА

ЛНА подлежат регистрации. Вопрос регистрации ЛНА не так прост, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в практике делопроизводства выработалось такое правило: если документ утверждается приказом, то его датой и номером являются дата и номер приказа, поэтому ссылка на ЛНА, утвержденный приказом, в другом документе выглядит таким образом: «В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества, утвержденного приказом ОАО «Корпорация МИГ» от 12.02.2010 № 123…».

Если же ЛНА утверждается непосредственно руководителем, то есть проставлением собственноручной подписи в грифе утверждения, то такие ЛНА регистрируются отдельно и им присваивается номер в соответствии с принятой в организации системой регистрации ЛНА, поэтому при ссылке на такие ЛНА было принято указывать только дату их регистрации, например: «В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества, утвержденного генеральным директором ОАО «Корпорация МИГ» 12.02.2010 …».

Понятно, что такой подход неудобен для систематизации ЛНА, их учета, формирования единого информационного ресурса ЛНА. Именно поэтому организации, оперирующие большим объемом ЛНА, при формировании их в единый информационный массив приходят к необходимости вводить единую систему учета этих документам, при которой любому ЛНА, независимо от того, каким образом он был утвержден, присваивается индивидуальный регистрационный номер. В состав регистрационного номера, как правило, входит порядковый учетный номер документа, к которому могут добавляться дополнительные буквенные или цифровые обозначения в зависимости от принятой в организации классификации ЛНА. В этом случае ссылки на ЛНА в других документах при разных способах их утверждения оформляются по-разному, например:

    «В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества № 85-П, утвержденного приказом ОАО «Корпорация МИГ» от 12.02.2010 № 123…» (при утверждении ЛНА приказом).

    «В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества от 12.02.2010 № 85-П, утвержденного генеральным директором ОАО «Корпорация МИГ» …»

«В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества № 85-П, утвержденного генеральным директором ОАО «Корпорация МИГ» 12.02.2010 …» (оба варианта возможны при утверждении ЛНА непосредственно руководителем).

Лист согласования ЛНА

Лист согласования ЛНА является неотъемлемой частью документа, в каком бы виде не проводилось согласование документа. Если согласование проводится в системе электронного согласования, лист согласования по окончании этой процедуры распечатывается, и документ представляется на утверждение на бумажном носителе вместе с листом согласования. После утверждения и регистрации документ с листом согласования помещается на хранение в дело (сроки хранения ЛНА устанавливаются в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

Если согласование проводится в ручном режиме, отметки о согласовании, как правило, оформляются на отдельном листе, а не на обороте последнего листа документа, поскольку ЛНА часто имеют приложения.

Кроме сведений о лицах, участвующих в процедуре согласования документа, в лист согласования включается информация о разработчике (ответственном исполнителе) ЛНА:

Оформление приложений

Многие ЛНА содержат приложения. В приложения рекомендуется выносить материал справочного характера, унифицированные формы документов, формулы для расчетов и примеры расчетов, графики, схемы и др. Ссылка на приложение помещается в соответствующем пункте ЛНА, если приложений несколько, они нумеруются, если приложение одно, номер приложения не проставляется, например:

«В целях учета и поиска документов в системе электронного документооборота используются обязательные сведения о документах (приложение № 13)».

Приложения помещаются после основного текста, каждое приложение начинается с новой страницы. На каждом приложении проставляется отметка о приложении по следующей форме:

Если ВНД утвержден приказом, указывается дата и номер приказа. Заголовок к приложению располагается по центру. Заголовок приложения включается в содержание (оглавление ЛНА), если в текст ЛНА включается данный структурный элемент (структуре текста, языку и стилю ЛНА будет посвящена следующая статья).

В тексте ЛНА, как правило, выделяются следующие составные части:

    термины и определения;

    перечень сокращений;

    общие положения;

    основная часть (разделы, подразделы, пункты, подпункты);

    заключительные положения.

    номера разделов, подразделов и других частей, имеющих самостоятельные заголовки;

    заголовок (наименование структурного элемента);

    номер страницы, указывающей на начало структурного элемента.

    Раздел «Термины и определения»

    Раздел «Термины и определения» выделяется в самостоятельный раздел ЛНА и помещается после содержания (оглавления). Перечень терминов имеет особое значение, поскольку содержит определения терминов, используемых в тексте ЛНА и, соответственно, в той сфере, которая регулируется данным нормативным актом. Включение в текст ЛНА данного раздела обеспечивает точность и правильность понимания норм, изложенных в документе.

Перечень сокращений

Если в тексте ЛНА употребляются многословные наименования (структурных подразделений, объектов, услуг, документов, должностей и других наименований) составляется перечень сокращений. Если многословных наименований немного (не более трех) перечень сокращений может не составляться, а после первого употребления в тексте длинного наименования следует ввести его сокращенное наименование из одного-трех слов или аббревиатуры. Это сокращенное наименование, обозначенное словом и ли словами, следует писать в тексте ЛНА с прописной буквы. Вводится это условное наименование следующим образом:

или:«Департамент регионального развития (далее - Департамент) создан в соответствии с …».

«Положение о работе с обращениями граждан в ЗАО «Норма» (далее – Положение) определяет порядок …»

Преподавательство - это не только обучение детей, но и регулярная подача отчетов о проделанной работе. Письменное планирование уроков и мероприятий.

Начинающему педагогу не просто разобраться со всей бумажной работой. Постоянно возникают вопросы по поводу правильного оформления документации. Затруднение вызывает и составление методических рекомендаций.

Как сделать документ правильно? Как его оформить? С чего начать работу над методическими рекомендациями? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Методические рекомендации - руководство к действию для педагога. Основываясь на собственном опыте и трудах именитых ученых-методистов, преподаватель выбирает наиболее эффективные способы проведения занятий или мероприятий, которые использует в течение года.

Методическое пособие состоит из конкретных указаний, идей и советов, помогающих сориентироваться по ходу работы. В него включают планы уроков. Темы, которые надо разобрать в рамках занятий. Контрольные работы. Упражнения для самостоятельного изучения вопроса.

Методические рекомендации по проведению контрольных занятий и изучению теоретического курса описывают наиболее эффективные способы подачи материала и проверки знаний, заимствованные из научных трудов ведущих методистов. Но как правильно их составить? Какому плану следовать?

Классическое методическое пособие состоит из 7 частей:

  1. Титульного листа.
  2. Аннотации.
  3. Информации о личности автора или авторского коллектива.
  4. Пояснительной записки.
  5. Содержания.
  6. Списка книг, статей, сайтов, которые рекомендуются для ознакомления.
  7. Приложения с дополнительными материалами, если в нем есть необходимость.

Оформление титульного листа

На титульном листе должна отображаться следующая информация:

  • название учреждения, в котором вы работаете;
  • полное имя, фамилия и отчество составителя;
  • название работы, которое должно отражать, что это методическое пособие;
  • город, где выпущена брошюра;
  • год издания.

Если пособие создается для личного пользования, титульный лист оформлять необязательно.

Как составить аннотацию?

Аннотация должна в краткой форме отражать перечисленные ниже сведения:

  • описание содержания работы;
  • пометку о том, кому предназначено методическое пособие;
  • источники, на основе которых был составлен материал;
  • советы по использованию пособия для обучения или проведения мероприятий (в каких ситуациях можно применить издание);
  • подробные сведения о составителе (должность, место работы, уровень квалификации, наличие ученых степеней, телефон).

Подробно описывать, о чем работа, в аннотации не стоит, достаточно отразить суть.

Что входит в пояснительную записку?

Пояснительная записка должна давать подробные ответы на следующие вопросы:

  • Почему выбранная тема актуальна? Раскрывая этот пункт, стоит рассказать, почему вы решили посвятить работу конкретному вопросу. Привести статистические или научные факты, которые подтвердят актуальность темы.
  • Для какой цели создано пособие? Справиться с этим вопросом легко. Достаточно написать, кому и в каких ситуациях может пригодиться предоставленная информация.
  • Какого результата стоит ждать, если используешь данное пособие? Следует рассказать, какую пользу принесет работа с методическими рекомендациями.
  • Чем отличается пособие от остальных? Описать сильные стороны издания. Рассказать, чем оно лучше аналогов.

Что должно входить в содержание?

Нам удалось выяснить, что такое методические рекомендации, и понять, как оформлять вводную часть работы. Теперь попробуем разобраться, какая информация может войти в содержание.

Основная часть работы должна занимать 70–75% от объема всего пособия, она может быть посвящена:

  • разработке классного часа или праздничного мероприятия;
  • одной или нескольким темам учебного курса;
  • решению вопросов о преподавании и воспитании;
  • плану проведения научно-исследовательской работы.

Обычно методические пособия имеют четкую структуру, которая помогает лучше воспринимать предоставленный материал. Составить работу можно по следующему плану:

  • Составьте пошаговую инструкцию, которая подскажет, какие действия стоит предпринять по заданной теме. Опирайтесь на личный опыт и специализированную литературу.
  • Дайте советы, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей, например, доступно объяснить материал по теме.
  • Обратите внимание на трудности, которые могут появиться в процессе работы. Расскажите, как справиться с ними или избежать.
  • Выделите в отдельную главу ошибки, которые совершают педагоги при подготовке темы или организации мероприятия.

Что можно включить в блок «приложение»?

В приложение вносят материалы, которые по каким-либо причинам не вошли в блок основного содержания. К ним можно отнести:

  • вспомогательные таблицы, иллюстрирующие теоретический материал;
  • пошаговые планы проведения праздников, классных часов, занятий;
  • тестовые задания по темам, описанным в основном содержании;
  • любой фотоматериал, если он поможет в раскрытии главной темы пособия;
  • советы по анализу результатов тестов, контрольных работ, классных часов.

Если по ходу основного содержание есть упоминание о материалах из приложения, в круглых скобках рядом с предложением или в виде сноски внизу страницы рекомендуется указать, где искать нужную таблицу, фотографию или тест.

Чтобы работа по составлению методических рекомендаций шла продуктивно, необходимо провести подготовительный этап, в который входят:

  • выбор актуальной и интересной для составителя пособия темы;
  • знакомство с литературными источниками, научными статьями и специализированными сайтами, посвященными выбранному вопросу;
  • составление рабочего плана;
  • отбор наиболее подходящего для пособия материала;
  • поиск интересных фактов, рекомендаций, фотографий, таблиц, которые помогут раскрыть тему;
  • составление содержания работы.

Вводная часть, в которую входят: аннотация, пояснительная записка, информация об авторах, не должна занимать больше 15% от всего объема работы. 75% пособия - основное содержание. Оставшиеся 10% приходятся на приложение, список литературы и заключение.

Список литературы нужно составлять в алфавитном порядке, опираясь на современные правила оформления научных работ.

Вы получили ответ на вопрос: «Что такое методические рекомендации?». Узнали, из каких частей состоит пособие. И как оформлять каждую из них.

Чтобы уроки и внеклассная работа в учебных заведениях проводилась на должном уровне, каждый педагог пользуется специальными пособиями, которые носят название «Методические рекомендации». В самом начале учебных пособий для учителя по какому-либо предмету находится статья, в которой указываются единые требования к учебному процессу, перечисляются основные виды как текущих, так и проверочных работ, обговариваются общие требования по ведению и назначению тетрадей.

Методические рекомендации дают подробную инструкцию по ведению ученических тетрадей, уточняют порядок проверки учителем письменных работ. Тут же указываются выставляемых педагогом, правила внесения записей в классный журнал.

Далее методические рекомендации содержат более конкретный материал, касающийся непосредственно ведения занятий. Опираясь на документ - учебную программу - во вводной статье приводится количество занятий, отведённых на ту или иную тему предмета, даётся примерное планирование темы, расписанное поурочно.

Однако никто и не станет настаивать, что методические рекомендации - это незыблемый авторитарный документ, отступление от статьи которого подобно преступлению. Ведь даже сам процесс преподавания, как и есть процесс творческий, постоянно изменяющийся и развивающийся.

Даже один и тот же урок в разных параллельных классах талантливый педагог не станет проводить одинаково. Он составит индивидуальный для каждого конкретного класса, учитывая его подготовку, уровень способностей учащихся.

В одном коллективе, например, дети умеют прекрасно работать индивидуально, усидчивы и исполнительны. А вот различные викторины и импровизации здесь смущают ребят: они теряются, ухудшается их работоспособность.

Другой класс, напротив, ненавидит рутину и постоянство. В таком коллективе педагогу приходится каждый раз находить новые для того, чтобы увлечь школьников, захватить их внимание, заставить принимать участие в уроке абсолютно всех ребят.

Прекрасный эффект дает такой метод, как назначение учителем одного из учеников. Весело? Да! Интересно? Конечно! И, самое главное, необходимость находить ошибки в ответах и работах других, выставление справедливой оценки знаний товарищей помогает «учителю» впоследствии легко находить ошибки у себя, давать оценку и своим работам, что является далеко не маловажным, как это может показаться на первый взгляд.

Многие методические рекомендации также содержат в себе примеры индивидуальных заданий. И снова следует предупредить начинающего педагога, что они разработаны с учётом способностей среднего ученика. Возможно, познакомившись с учащимися поближе, талантливый педагог разработает для каждого ребёнка абсолютно индивидуальные задания, которые будут соответствовать именно его уровню подготовки и интеллектуальных возможностей.

Недаром говорят, что учитель - это и учёный, и психолог, и артист, и писатель, и даже иногда фокусник. А обучающий процесс - это постоянно текущая вперёд бурная река. Технический прогресс накладывает свой отпечаток на него. И если дети кривят губы при фразе «дома напишете сочинение в тетрадях», может быть, стоит «пойти у них на поводу» и немного видоизменить задание?. «Сегодня вы перешлёте мне по интернету статьи для нашего сайта. Тематика такая - описать самый весёлый случай в вашей жизни. Я выкладываю статьи, пользователи сайта их оценивают, победители отмечаются на главной, а оценки я занесу в журнал».

Конечно, в пособиях для учителя составители, наверное, такого домашнего задания не рекомендуют. Но иногда с учётом психологии учащихся можно внести в рекомендации общепризнанных преподавателей и свои собственные коррективы.

Которой должны придерживаться авторы. Она в любом случае должна содержать титульный лист, сведения об авторе или коллективе авторов (должности, квалификационные категории, ученые степени), краткую аннотацию, введение, основную часть, рекомендуемой литературы и приложения, если они есть.

На титульном листе укажите название учреждения, фамилию и инициалы автора (авторов), название, которое должно начинаться словами: «Методические рекомендации по», название города, год составления.

В краткой аннотации, которая приводится верху на втором листе, напишите суть рассмотренных вопросов, предназначение данных методических рекомендаций, укажите источники положительного , который лег в их разработки и перечислите сферы их возможного применения. Внизу второго поместите сведения об авторе или авторах.

Во введении дайте обоснование необходимости составления данных методических рекомендаций, краткий анализ положения дел по рассматриваемому в них вопросу, охарактеризуйте значимость разработки, перечислите, где и кому они могут быть полезны в практической работе. Определите цели и дайте краткое ожидаемых результатов от использования данного документа. Обоснуйте его особенности и новизну в сравнении с другими подобными документами, разработанными в данной области.

В основной части рекомендаций опишите поэтапный порядок, алгоритм, и методы выполнения данного процесса. Дайте советы по решению сопутствующих вопросов, а также рекомендации по материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению процесса. Обратите внимание на наиболее трудные моменты исходя из того опыта, который уже имеется у автора, предостерегите читателя от типичных .

В качестве приложения укажите те материалы, которые не вошли в основную часть содержания методических рекомендаций, но являются необходимыми для выполнения данного рабочего процесса. Это могут быть другие методические рекомендации и инструктивные материалы, а так же документы, иллюстрирующие процесс: диаграммы, карты, фотографии.

Источники:

  • как не давать рекомендации

Часто бывает, что никак не получается начать какую-нибудь очередную письменную работу – будь то реферат, курсовая или просто докладная записка, отчет о проделанной работе. Однако это внутреннее оцепенение можно одолеть при помощи четко очерченного плана и ясно сформулированных задач и приемов их решения. Совершить такую умственную навигацию и должно любое хорошее , при составлении которого всегда не лишне обозначить следующие этапы для написания работы.

Инструкция

В рамках первого этапа пропишите в методичке необходимость сначала дать предварительное название/тему письменной работы или доклада, а исходя из этого – в общих чертах определить цели работы и то, что писать эту работу собирается донести до своих потенциальных читателей или слушателей. Таким образом, проявятся очертания замысла, отдельные ценные мысли, интуиции по теме, которые автору нужно записывать, а потом, конечно, использовать.

Следующим этапом поставьте составление плана, где как минимум должно быть три части: введение (обчычно с несколькими подпунктами), основная часть (обычно с несколькими подпунктами) и заключение. План пока может быть предварительным, т.к. в процессе написания работы он, скорее всего, будет уточняться. При этом стоит отметить в методичке, что план нужно составлять в обязательном порядке даже если он не войдет в окончательный текст, например, доклада или отчета.

Для очередного этапа дайте предписание определиться с литературой, источниками, вообще материалами (артефактами, видеозаписями, фотографиями, рисунками и т.д.), которые планируется привлечь/задействовать в письменной работе или отчете. Здесь важно только все соответствующее теме, решительно отбросив все остальное, даже очень интересное и близкое по содержанию, – иначе есть опасность закопаться в материале.

Более низкий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности образуют методические рекомендации и методические указания, разрабатываемые и принимаемые Минфином. Эти нормативные документы должны пройти регистрацию в Минюсте, для того чтобы их использование в организациях всех форм собственности и всех организационно-правовых форм стало правомерным. Исключение составляют внутренние отраслевые документы (в частности, Методические указания по применению отдельных глав или положений Налогового кодекса России, разрабатываемые и утверждаемые МНС РФ). Эти документы процедуру регистрации не проходят и обязательны к исполнению только службами и отдельными работниками, подчиненными (непосредственно или через систему органов управления) органам, которые разработали такие указания.

В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется еще более детальная проработка основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету законодательными и нормативными актами более высоких уровней. В частности, в методических рекомендациях и указаниях приводятся конкретные схемы бухгалтерских проводок, корреспонденция счетов бухгалтерского учета, применяемая в отдельных хозяйственных ситуациях, а также подробно характеризуются обстоятельства и условия, при которых те или иные проводки могут быть оформлены.

Разница между рекомендациями и указаниями состоит в обязательности практического применения их требований. Так, требования методических указаний, как правило, являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к выполнению. При наличии указании по соответствующему поводу организация не имеет права применять другие подходы к отражению той или иной хозяйственной операции или иного объекта бухгалтерского учета в учете или отчетности. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого и ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной, административной, производственной, торговой и иной деятельности в данной отрасли. Кроме того, положения методических рекомендаций используются непосредственно в организациях, ведущих бухгалтерский учет, при проработке методологической базы учета, а также при формировании и раскрытии учетной политики организации.

разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;

устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета, которая другими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не урегулирована. К этой же группе относятся нормативные документы, являющиеся отечественными аналогами международных стандартов бухгалтерской отчетности, если для них разработка соответствующего положения по бухгалтерскому учету Программой реформирования бухгалтерского учета не предусмотрена.

В первую группу входят, в частности, следующие документы: Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № П9н. В данном документе нашли отражение вопросы, не урегулированные ПБУ 5/01. К ним относятся: порядок формирования и отражения в учете транспортно-заго-товительных расходов, учет отдельных операций с готовой продукцией, отражение в учете сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам и налоговых вычетов, учет товаров в неторговых организациях, учет недостач и потерь материально-производственных запасов; уточнен порядок проведения инвентаризаций, учета неотфактурованных поставок и т.п.;

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 20 июля 1998 г. № ЗЗн. Данный документ также уточняет и разъясняет отдельные положения ПБУ 6/01. Следует учитывать, что в эти Методические указания изменения и дополнения в связи с изменение нормативной базы бухгалтерского учета основных средств (появление новой редакции ПБУ, переход на новый План счетов финансово-хозяйственной деятельности) не вносились. Следовательно, отдельные положения Указаний могут применяться только в части, не противоречащей другим документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Ко второй группе относятся:

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. Оба документа регулируют вопросы организации бухгалтерского учета, но не имеют непосредственного отношения к формированию бухгалтерской отчетности.

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету ориентированы на международные стандарты финансовой отчетности и, следовательно, регулируют процессы формирования отчетной информации;

Указания об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. № 97н. Процесс передачи имущества в доверительное управление в нашей стране пока не получил достаточно широкого распространения. Поэтому вопросы, которые возникают при организации учета участниками договора доверительного управления имуществом (учредителя управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателя), представляют интерес для весьма ограниченного количества хозяйствующих субъектов;

Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению, утвержденные приказом Минфина от 19 декабря 2000 г. № I Юн. Как явствует из названия документа, его требования относятся к специфической отрасли предпринимательской деятельности и могут интересовать только должностных лиц, занятых в этой сфере;

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина от 21 марта 2000 г. № 29н. Данному документу в международных стандартах финансовой отчетности соответствует отдельный стандарт. В отечественном бухгалтерском учете соответствующие операции регулируются документом, который по ниже, чем стандарт, это объясняется тем, что такая организационно-правовая форма, как акционерные общества, менее распространена у нас, чем в развитых странах Запада. В данных Методических рекомендациях определен порядок расчета дивидендов, причитающихся акционерам по результатам очередного финансового года. Отдельно регулируются вопросы расчета базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию и вопросы раскрытия соответствующей информации в бухгалтерской отчетности;

Указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции, утвержденные приказом Минфина от августа 1999 г. № 53н. В настоящее время существует только три соглашения о разделе продукции, и процесс развития данной схемы международной интеграции капитала и ресурсов идет сравнительно медленно. Из этого следует, что утверждение подобного документа в виде общего стандарта нецелесообразно;

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н. Данный документ регулирует упрощенный (по сравнению с общепринятым) порядок организации и ведения бухгалтерского учета организациями, которые соответствуют критериям, установленным федеральным

законодательством. В данные Типовые рекомендации изменения и дополнения в связи с изменением нормативной базы бухгалтерского учета не вносились. Следовательно, для того чтобы отдельные положения Типовых рекомендаций могли применяться на практике, они должны быть скорректированы с учетом происшедших изменений (в частности, следует уточнить номера счетов бухгалтерского учета).

Для нормальной организации бухгалтерского учета и эффективного его функционирования необходимо наличие проработанной законодательной и нормативной базы. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии реформирования и приближения к международным стандартам. Поэтому требования отдельных законодательных актов и документов системы тивного регулирования бухгалтерского учета нуждаются в дополнительных разъяснениях по их применению и адаптации к конкретным условиям производственной, торговой и иной деятельности.

Контрольные вопросы 1.

Что является целью законодательного регулирования бухгалтерского учета? 2.

Являются ли указания, разрабатываемые Минфином, нормативными документами? 3.

В каком случае акты федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному опубликованию? 5.

Перечислите основные положения Закона о бухгалтерском учете. 6.

Назовите отличия Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности от Закона о бухгалтерском учете. 7.

Каким ПБУ регулируется учет основных средств? 8.

В чем принципиальное отличие методических указаний от методических рекомендаций? 9.

Какие организации обязаны применять в своей деятельности требования ПБУ 11 /2000?