Служебные части речи. Простые и составные числительные

Части речи -- это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол-- он, удобный -- такой, легко -- так, пять -- сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи -- местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

  • 1) обобщенное значение;
  • 2) морфологические признаки;
  • 3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи -- это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

  • 1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.
  • 2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.
  • 3. Междометие.

Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из них закрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие же воспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны с различными значениями слова. Так же вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм, связанные с категориями рода и числа.

Морфология - (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменение слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например, существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам, прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы и наречия.

В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.

Имя существительное

Имя существительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

  • 1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
  • 2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
  • 3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное -- это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Имя прилагательное

Имя прилагательное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

  • 1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
  • 2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые -- по полноте / краткости и степеням сравнения;
  • 3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого. речь существительное глагол наречие

Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.

Имя числительное

Имя числительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения -- отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами.

Местоимение как часть речи

Местоимение -- это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Наречие -- это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко -- предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на-о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям -- по функции и по значению.

Глагол -- это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать),состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак(белеться).

Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет: неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы -- причастные и деепричастные.

Глаголы для речи очень важны поскольку позволяют называть различные действия.

Причастие

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других -- особой формой глагола.

Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.

Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.

Деепричастие -- это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

  • 1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
  • 2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог -- это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения.

Союз -- это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

Частица -- это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда -- смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Междометие

Междометие -- особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие -- это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

Часть речи (лат. pars orationis ) - категория единицы языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. Согласно этим признакам, существуют разные классификации частей речи в разных языках мира. частью речи можно назвать группу слов, которая имеет:

  1. Одно грамматическое значение и общий набор морфологических признаков ;
  2. Одно общее лексическое значение ;
  3. Одни выполняемые синтаксические функции .

В разных языках мира части речи делятся на категорию имен, которая противопоставляется глаголу, а они вместе противопоставляются различным служебным частям речи. Но это деление является прежде всего условным.

Признаки классификации частей речи в русском языке.

Признаки классификации - это признаки, которые определяют принципы классификации частей речи в русском языке. Существует четыре таких признака в русском языке:

  • Семантический - этот признак определяет общее значение части речи (например, глагол имеет значение действия)
  • Синтаксический - это признак , который определяет роль части речи в предложении (например, глагол чаще всего выступает сказуемым).
  • Морфологический - это полный набор форм и парадигм слова, а также деление слов языка на изменяемые и неизменяемые.
  • Словообразовательный - этот признак характеризует набор моделей и средств словообразования той или иной части речи.

Виды частей речи в русском языке.

В русском языке есть десять основных частей речи :

Принципы классификации частей речи.

Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные части речи и служебные части речи . Самостоятельные части речи - это части речи, которые имеют собственное значение (предметность, признак, действие, количество и др.). Служебные части речи - это слова, которые не имеют собственного значения, но служат для связки слов в предложениях, сравнения, противопоставления и других целей.

К самостоятельным частям речи относятся:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие

К служебным частям речи в русском языке относятся:

  • Предлог
  • Частица

Таковы основные части речи в русском языке , каждую из которых мы рассмотрим и изучим отдельно.

Прочитаем слова: звёздочки, первые, на, небо, засветились .

Определим части речи.

Звёздочки (что?) - имя сущ., первые (какие?) - имя прил., на - предлог, небо (что?) - имя сущ., засветились (что сделали?) - глагол.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

Если из слов составить предложение, то самостоятельные части речи иногда вместе со служебными будут являться членами предложения.

Звёздочки засветились .

У каждого слова в предложении своя роль.

О чём говорится в предложении? Что? - звёздочки - это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о подлежащем? Звёздочки что сделали? - засветились - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения, члены предложения, без которых оно существовать не может.

Можно использовать и другие слова, которые помогут более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности.

Засветились на небе первые звёздочки.

В этом предложении есть второстепенные члены предложения - члены предложения, без которых оно может существовать.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены.

Какое слово поясняет подлежащее? Звёздочки (какие?) первые.

Какое слово уточняет сказуемое? Засветились (где?) на небе.

В предложении 2 главных и 2 второстепенных члена предложения.

А частей речи -5.

Служебные части речи (предлоги и союзы) не считаются отдельно как члены предложения.

Выпишем из 1 и 2 предложений грамматическую основу и покажем графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.

Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у неё было белое пушистое перо. Настоящий жабий король! (Н. Сладков)

Я повстречал - основа предложения. Я - подлежащее, повстречал - сказуемое.

Повстречал (когда?) однажды Повстречал (кого?) жабу , второстепенный член относится к сказуемому.

Жабу (какую?) удивительную , второстепенный член относится к другому второстепенному члену.

Было перо - основа предложения. Перо - подлежащее, было - сказуемое.

Перо (какое?) белое, пушистое , второстепенные члены относятся к подлежащему. Было (где? на чём?) на голове , второстепенный член относится к сказуемому.

Было (у кого?) у неё , второстепенный член относится к сказуемому.

Вам интересно узнать, откуда это непонятное и даже сказочное украшение? Рядом был курятник. Из него жаба и выползла. Там и прилипло к её голове пушистое куриное пёрышко .

Достаточно ли двух слов, чтобы понять смысл предложения?

Блеснула молния. Прокатился гром. Хлынул дождь.

Мы понимаем смысл этих предложений. В них говорится о молнии, о громе, о дожде . Это подлежащие, выражены именами существительными. Блеснула, прокатился, хлынул - это сказуемые, выражены глаголами. Это нераспространённые предложения.

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

Можно передать информацию более точно, подробно, выразительно. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространённым.

Распространите предложения, пользуясь схемами.

Над лесом блеснула яркая молния.

Молния (какая?) яркая

Блеснула (где? над чем?) над лесом , второстепенный член относится к сказуемому, выражен именем существительным с предлогом.

Прокатился отдалённый гром.

Гром (какой?) отдалённый , второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Над нами хлынул проливной дождь.

Дождь (какой?) проливной , второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Хлынул (над кем? где?) над нами , второстепенный член относится к сказуемому, выражен местоимением с предлогом. (см. Рис. 2)

Рис. 2. Распространённые предложения

Определите, какие предложения являются нераспространёнными.

Завяли травы. Лето миновало. Лесные тропы осень замела. (М. Исаковский)

Завяли травы. Лето миновало.

1 и 2 предложения нераспространённые, так как в них есть только главные члены.

Что?- травы , что сделали? - завяли . Это подлежащее и сказуемое.

Что?- лето , что сделало?- миновало . Это подлежащее и сказуемое.

Лесные тропы осень замела.

3 предложение распространённое, так как в нём есть второстепенные члены.

Что?- осень , что сделала? - замела . Это главные члены.

Замела (что?) тропы , тропы (какие?) лесные. Это второстепенные члены.

Прочитай, какие предложения здесь написаны?

По схеме мы видим, что в 1 предложении два второстепенных члена: на крыльях, лебединых.

Во 2 предложении один второстепенный член: в лесу .

В 3 предложении один второстепенный член: в ручьях .

В 4 предложении два второстепенных члена: свежий, в ветвях.

Вот какие можно составить предложения по схемам.

Прилетела Весна на лебединых крыльях. В лесу снег рушится. Льдинки в ручьях позванивают. В ветвях свежий ветер посвистывает. (По В. Бианки)

Какими частями речи выражены члены первого предложения?

Прилетела Весна на лебединых крыльях.

Прилетела - глагол, Весна - имя сущ., на - предлог, лебединых - имя прил., крыльях - имя сущ.

Составьте схему предложения. Начните свою работу с главных членов.

Ветер занёс под берёзу маленькое семечко.

Что мы можем рассказать про предложение.

Предложение

по цели: повествовательное, вопросительное, побудительное;

по интонации: восклицательное, невосклицательное;

по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое;

по составу: простое, сложное.

Это предложение по цели высказывания повествовательное , по интонации невосклицательное.

В предложении говорится (о чём?) о ветре. Ветер - это подлежащее, выражено именем существительным.

Ветер (что сделал?) занёс. Занёс - это сказуемое, выражено глаголом.

Так как, кроме главных, есть другие члены, - предложение распространённое.

Занёс (куда?) под берёзу , второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным с предлогом.

Занёс (что?) семечко , второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным.

Семечко (какое?) маленькое , второстепенный член поясняет другой второстепенный член, выражен именем прилагательным.

В предложении одна основа, поэтому оно простое. (см. Рис.3)

Рис. 3. Разбор предложения

Не смешивайте эти понятия.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз.

Члены предложения: (подлежащее и сказуемое) главные члены, второстепенные члены.

Части речи - группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Члены предложения - самостоятельные части речи (иногда со служебными) в составе предложения.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Oldskola1.narod.ru ().
  4. Oldskola1.narod.ru ().
  • Прочитай текст. Определи части речи. Какой части речи нет в тексте? Обведи кружком номер правильного ответа.

1) Им. сущ.

2) Им. прил.

4) Им. числ.

Для сбора килограмма мёда пчела-труженица делает до ста пятидесяти вылетов. За один медосбор пчелиный рой пролетает расстояние, равное расстоянию от Земли до Луны.

Из журнала «Юный натуралист».

  • Реши, на какие три группы можно разделить эти слова. Дай краткое название каждой группе: 1)…..; 2)…..; 3)…… Надпиши над словом номер той группы, в которую оно входит.

Веселье, весёлый, повеселился;

прогулка, прогулочный, гулял;

труд, трудовой, потрудился;

смех, смешной, засмеялся.

  • Прочитай стихотворение. Обозначь знакомые тебе части речи. Кратко напиши, каких самостоятельных частей речи нет в стихотворении.

Снег сено запорошил

Сквозь щели под потолком.

Я сено разворошил

И встретился с мотыльком.

Мотылёк, мотылёк

От смерти себя сберёг,

Забравшись на сеновал,

Выжил, зазимовал.

Части речи – это строительный материал языка, причем каждая из них имеет свои особенности и функции, которые помогают человеку связно и красиво выражать свои мысли. Существует специальная наука, которая изучает части речи в русском языке – она называется морфологией. Каждый ученик 4 класса должен понимать, что это такое.

Что такое части речи и какие они бывают

Части речи – это такие классы слов, которые выделяются по общности их грамматических свойств. То есть, те слова, свойства которых одинаковые, относятся к одной части речи. У них общие морфологические характеристики и синтаксические признаки.

В русском языке выделено всего десять частей речи. Шесть из них самостоятельные (второе их название – знаменательные), три – служебные и еще одна – особая, это междометие.

Самостоятельные части речи в обязательном порядке являются членами предложения, они могут обозначать как сами предметы, так и их признаки. К этой категории относятся имена прилагательное, числительное и существительное, глагол, наречие, местоимение.

Служебные части речи называются так потому, что они не имеют своего значения, а только обслуживают самостоятельные, помогают им соединяться друг с другом.

При этом междометие не относится ни к одной из этих двух категорий, выделяясь в морфологической структуре языка на особое место.

Современная частиречная классификация в русском языке опирается еще на античную традицию, хотя там частей речи было восемь. В разное время в русских грамматиках выделялось от восьми до четырнадцати частей речи.

Лучше понять тему поможет таблица частей речи с примерами:

Междометие частью таблицы не является . Примеры слов, относящихся к этой части речи – ау, тпру, ну .

Части речи в русском языке делятся также по признаку изменяемости. Так, все служебные слова, междометие и наречие – это неизменяемые части речи. Остальные относятся к категории изменяемых, то есть они имеют формы словоизменения. Таким образом, по признаку изменяемости части речи делятся на две равные группы – по пять в каждой.

Все национальности в русском языке относятся к такой части речи, как существительное, и только “русский” – это прилагательное.

Что мы узнали?

Части речи – это классы, на которые слова делятся по определенным признакам. Всего их в русском языке пять. Существует также внутренняя классификация их по нескольким признакам. Первый – наличие или отсутствие значения. Слова могут быть самостоятельными и служебными, отдельно идет междометие. Второй признак – изменяемость, то есть части речи делятся, соответственно, на изменяемые и неизменяемые.

Тема: Части речи (3 класс)

Цель: обобщить знания учащихся о частях речи русского языка.

I.Организационный момент.

  1. Слово учителя. Перед вами карта, на ней вы видите страну Лингвинию (на доске). /Лингвистика – наука о языке/.

Наш корабль причалит к берегу большого острова морфология. Сосчитайте, сколько городов на этом острове. (14 частей речи)

Многие города вам еще неизвестны, знакомство с ними впереди. Сегодня мы посетим совершенно особенные города: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Глагол.

Ну что, маршрут принят? Тогда вперед!

  1. На доске: прилагательное

Приставка

Существительное

Какое из слов лишнее? Почему?

О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи)

II. Разминка.

Задание:

Каждая команда получает карточку-таблицу. Ее нужно заполнить, распределив слова в таблице

правильно. (Слова в таблице закрепить с помощью клея).

имя существительное

подлежащее

сказуемое

корень

приставка

суффикс

окончание

имя прилагательное

глагол

предлог

определение

дополнение

Проверка.

III. Словарная работа.

Составьте словарный диктант. Включите в него 10 слов: 4 названия действий, 3 названия признаков, 3 названия предметов. (Первые пять человек получат оценки.)

IV. Повторение. Мозговой штурм.

Команда (ряд) за 1 минуту должна правильно ответить на возможно большее количество вопросов. Другие команды прошу следить за ответами и временем.

Вопросы первой команде:

  1. Часть речи, обозначающая предметы, явления природы, состояние человека, отвечающая на вопросы кто? что? /Имя существительное/
  2. Слова противоположные по значению. / Антонимы/
  3. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы сто делать? что сделать? /Глагол/
  4. Часть слова служит для связи слов в предложении. /Окончание/
  5. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? /Неодушевленные/
  6. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов? /Суффикс/
  7. После приставки, оканчивающейся на согласную букву и перед корнем, начинающимся на гласные е,ё,ю,я пишется… /Разделительный твердый знак/
  8. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «он,мой»? /Мужского рода/
  9. Окончание, не обозначенное звуком… /Нулевое окончание/
  10. Слова, у которых 2 корня называются… /сложными/

Вопросы второй команде:

  1. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог – это… /Части речи/
  2. Общая часть родственных слов, в которых заключено их лексическое значение. /Корень/
  3. Слова, близкие по значению … /Синонимы/
  4. Подлежащее, сказуемое … /Главные члены предложения/
  5. Бывает ли слово без суффикса? /Да/
  6. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? /Одушевленные/
  7. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образования форм слова? /Окончание/
  8. Неизменяемая часть речи./ Наречие/
  9. Нельзя задать вопрос к этой части речи. /Предлог/
  10. Вся часть слова без окончания… /Основа слова/

Вопросы третьей команде:

  1. Часть слова, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? /Имя прилагательное/
  2. Указывает на предмет, но его не называет… /Местоимение/
  3. Буквы, расположенные в определенном порядке… /Алфавит/
  4. Бывает ли слово без корня? /Нет/
  5. Какие существительные пишутся с большой буквы? /Имена собственные/
  6. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? /Приставка/
  7. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «она, моя»? /Среднего рода/
  8. Слово или несколько слов, выражающих законченную мысль называется … /предложением/
  9. Часть речи, обозначающее количество или порядок предметов при счете… /Числительное/
  10. Чтобы в слове выделить окончание, надо … /изменить слово/

V. Физкультминутка

Я скажу существительное – стоим, глагол – идем на месте, прилагательное – наклоны влево, вправо.

Дождевой, проснулся, тюль, встал, хлебный, предложение, улыбался, спектакль, тетрадный,

классный, остановка.

Как вы определяли части речи?

VI. Синтаксический разбор предложений

  1. Елка ветки свои опустила.

Белый иней осыпал ее.

(Г.Галина)

2) На горе высокой дуб растет могучий.

VII. Проверка – самооценка.

У каждого на парте лежит лист. Впишите фамилию.

На полоске пять чисел. Я прочитаю пять предложений. Не согласны с утверждением – зачеркните число, согласны – число пропустите.

  1. Имена прилагательные в предложении являются главным членом предложения и отвечают на вопрос кто? что?
  2. Имена существительные имеют постоянные признаки: род, одушевленность и неодушевленность.
  3. Род имени прилагательного зависит от глагола.
  4. Имя существительное – служебная часть речи.
  5. Глагол обозначает признак предмета.

Самопроверка.

Самооценка.

VIII. Обобщение материала.

Заполним таблицу, работая коллективно.

Часть речи

Что обозначает

вопросы

Роль в предложении

Имя существительное

предмет

кто? что?

подлежащее

Имя существительное

предмет

вопросы косвенных падежей

дополнение

Имя прилагательное

признак предмета

какой? чей?

определение

Могут быть другие вопросы, зависит от существительного.

глагол

действие

что делать? что сделать?

сказуемое

I Х. Самостоятельная работа.

Проверим на практике, насколько хорошо усвоили материал. Работа по карточкам.

… играли во дворе.

Х. Домашнее задание.

Выбираете то задание, которое вам интересно и не вызывает затруднений.

1) Придумать 3 красивых предложения и выполнить их разбор.

2) Подобрать из книг 3 простых предложения и выполнить разбор.

3) Записать слова разных частей речи, но не менее 15 слов.

Х I. Итог урока.

Что запомнилось из урока?

Что удалось?

Что не понравилось?

А мне, ребята, понравились ваши ответы, ваше отношение к русскому языку. Вы говорили

уверенно, грамотно, и мне не удалось вас запутать. Вы были очень внимательными на уроке.

Спасибо за работу.