Связь социальной психологии с другими науками. Социально-психологические явления: определение, классификация

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Раздел психологии, лежащий на пересечении психологии с социологией. Изучает явления психики, существующие только в группе людей или у личности в группе (например, коммуникативные способности, коллективизм, психологическую… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Современная энциклопедия

Отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в.… … Большой Энциклопедический словарь

Раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации,… … Психологический словарь

Социальная психология - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологической характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в начале 20 в.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия

Наука, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп и индивидов, а равно и роль этих механизмов в обществ. жизни. В отличие от исследования идеологии, С. п. изучает менее отчетливо сформулированные, систематизированные и… … Советская историческая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (social psychology) подраздел психологии и социологии, который, согласно олпорту, занимается способами воздействия, оказываемого на мышление, чувства и поведение индивидуума социальными интеракциями, группами и т.д. Социальная психология… … Большой толковый социологический словарь

Книги

  • Социальная психология
  • Социальная психология , В. Г. Крысько. Учебник раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности людей, характеризует основные…
  1. Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    И место юридической психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология ...

  2. Предмет , задачи и структура судебной психологии

    Реферат >> Психология

    ... психология» «Предмет , задачи и структура судебной психологии» Содержание Введение Предмет , задачи и методы судебной психологии История развития судебной психологии ... понятием ... криминологией, социальный психологией и психологией личности. ... имевшего место в...

  3. Предмет и задачи социальной психологии (1)

    Курсовая работа >> Психология

    Общей задачи материалистической переориентации психологии . Однако само понятие «социальная психология» в... предмете , задачах и методах, а также о месте социальной психологии в системе наук. Все это становилось очевидным и возможным. В социальной психологии ...

  4. Предмет и задачи социальной психологии (2)

    Курсовая работа >> Психология

    ... предмета и задач социальной психологии . Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место ...

  5. Понятие социальной общности (1)

    Реферат >> Социология

    ... . Понятие виды и структура социальных организаций Социальные классы и классовые отношения. Социальная стратификация и социальная мобильность. 5.1. Понятие социальной стратификации 5.2. Системы социальной стратификации 5.3. Понятие социальной ...

Современный человек принадлежит сразу к нескольким социальным группам: он член семьи, участник рабочего коллектива, представитель общественного класса, нации…

Как принадлежность к определенной группе влияет на личные качества и особенности человека? Как формируются психологические связи между участниками группами? Что такое внутригрупповая иерархия? Почему одни члены группы манипулируют другими? Что лежит в основе массовых психических явлений?

На эти и многие другие вопросы пытается ответить социальная психология - наука, которая изучает отношения меду людьми, а также явления, которые возникают в процессе взаимодействия их как членов общественных групп.

Три этапа развития

История развития социальной психологии начинается еще в античную эпоху, хотя четкую периодизацию представить почти невозможно: дисциплина оформлялась на основе разных источников. Можно говорить о трех условных периодах, которые прошла в своем развитии социальная психология. Со времен Платона и Аристотеля вплоть до середины XIX века ее идеи формировались в рамках философии, общей психологии и общей социологии.

Так, Платон предпринял попытку обосновать поведение людей, принадлежащих к различным общностям, связав их принадлежность к группе и степень развития у них того или иного органа или качества. Например, у философов развит ум, в сердце рождается мужество воинов, живот, телесные желания подчиняют себе образ жизни ремесленников. Подобными критериями мыслитель пользовался и для отделения одного народа от другого. Аристотель называл человека «общественным животным», подчеркивая, что отдельная личность не может полноценно развиваться вне социума.

Эпоха Возрождения дает два противоположных взгляда относительно влияния общества на человека. Реалистическое течение говорило о том, что человек изначально подвержен порокам и дурным привычкам; романтики, наоборот, утверждали, что в людской натуре доброго гораздо больше, чем злого, и именно общество воспитывает в людях отрицательные черты.

Вторая половина позапрошлого столетия и первые годы прошлого считаются следующим периодом. Тогда социальная психология как наука исключительно описательная представляла собой лишь фиксацию явлений, которые наблюдали исследователи. Тогда стали возникать теории, которые объясняли все социально-психологические феномены одной-единственной причиной.

Такие теории доминирующего фактора в социальной психологии включают, например, концепцию внушения Гюстава Лебона, идею привычки Уильяма Джеймса. Уильям Мак-Дугалл рассматривал как движущую силу социального поведения человека . Мак-Дугалл, кстати, и ввел сам термин «социальная психология».

Сейчас история социальной психологии переживает свой третий этап - экспериментальный. Запросы бизнесменов и торговых агентов, бурное развитие рекламы и средств массовой коммуникации, широкое применение политической пропаганды - все это в 20–30-е годы XX века обосновало актуальность изучения механизмов формирования общественного мнения, массового сознания, влияния группы на психику отдельного ее члена. Эти прикладные задачи социальной психологии имеют большое значение и в наше время.

Что это за наука

Каковы основы социальной психологии? Что представляют собой объект, предмет и методология науки? С какими дисциплинами она теснее всего связана?

Понятно, что интересующая нас дисциплина возникает на стыке психологических и социальных исследований. По линии психологии она испытывает влияние биологии, медицины, физиологии. Со стороны социологии родственными выступают такие отрасли знаний, как философия, педагогика, антропология и другие.

Пожалуй, педагогика связана с социальной психологией особенно тесно. Педагогическая практика невозможна без знаний о принципах взаимодействия внутри коллектива, о влиянии коллектива на личность, о групповых методах обучения и многих других социально-психологических аспектах.

Объект социальной психологии - это сообщества, социальные группы, а ее предмет - психологические процессы, свойства и состояния, свойственные отдельному члену группы и группе в целом. В зависимости от того или иного взгляда на предмет изучения формируются разные разделы социальной психологии.

Социальная психология личности, групп и, наконец, общения и межгруппового взаимодействия - такова структура социальной психологии, по мнению Галины Михайловны Андреевой, одной из основоположниц отечественных исследований в этой области.

В поле изучения первого раздела входят такие вопросы, как социализация личности, влияние на ее психику общественных ролей, статусов и установок, влияние групповых норм на поведение и характер человека и другие. Исследования групп посвящены возникновению, жизнедеятельности и распаду различных общностей, формированию структуры группы. Третий раздел охватывает способы и виды коммуникации между людьми, возникающие между людьми отношения, проблемы оценки и восприятия человека человеком.

Широкое понимание предмета науки объясняет обширный список проблемных вопросов, стоящих перед ней. Наиболее значимые проблемы социальной психологии можно представить в виде следующего списка:

  • Отношения внутри группы.
  • Групповая иерархия и лидерство.
  • Социализация человека.
  • Адаптация личности внутри группы.
  • Факторы, определяющие поведение личности при групповом взаимодействии.

Как показывает перечень, проблема личности в социальной психологии занимает одно из ведущих мест. Второй наиболее актуальной проблемой можно назвать проблему группы, обозначив таким образом два самых актуальных направления исследований в этой области.

Методы социальной психологии схожи с методами общей психологии. Это, конечно же, беседа, анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, моделирование. Основные методы науки также обязательно дополняются специфическими. Таким будет, например, метод социометрии, который использует специалист, изучающий межличностные отношения внутри группы.

Функции социальной психологии направлены на сохранение общественных ценностей и норм, а также на приведение поведения человека в соответствие с ними без возникновения у него психологического напряжения. Автор: Евгения Бессонова

  • 4. История становления социальной психологии как науки.
  • 5. Становление зарубежной социальной психологии
  • 6. Развитие социальной психологии в нашей стране
  • 7. Методы социальной психологии. Классификации методов и их характеристики
  • 8. Общественные и межличностные отношения. Общение в системе отношений человека. Общение и деятельность.
  • 9. Виды и функции общения. Структура общения
  • 10. Уровни общения по а.Б. Добровичу. Типы межличностного общения по н.И. Шевандрину
  • 11. Понятие общения. Структура и функции общения.
  • 12. Общение как обмен информацией. Особенности коммуникативного процесса
  • 13. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации
  • 14. Речь как средство коммуникации. Вербальная коммуникация. Говорение и слушание
  • 15. Невербальная коммуникация, виды
  • 16. Общение как взаимодействие. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
  • 17. Подходы к проблеме взаимодействия. Теория взаимодействия э. Берна.
  • 18. Кооперативное и конкурентное взаимодействие.
  • 19. Конфликтное взаимодействие. Способы разрешения конфликта.
  • 20.Общение как взаимопознание и взаимопонимание людей. Понятие социальной перцепции.
  • 21. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Каузальная атрибуция.
  • 22. Эффекты и явления социальной перцепции. Впечатления (эффекты). Стериотипизация. Предубеждения. Установки. Аттракция.
  • 24. Психология больших социальных групп: структура, методы исследовании.
  • 25. Стихийные группы и массовые движения. Способы воздействия в стихийных группах.
  • 26. История изучения малой группы. Понятие малой группы, ее признаки.
  • 27. Классификация малых групп. Характеристики малой группы.
  • 28. Динамические процессы в малой группе. Фазы и уровни развития группы.
  • 29. Структура малой группы. Статус, групповая роль, позиция участника группы.
  • 30.Руководство и лидерство в малых группах. Стили лидерства.
  • 31. Психологическая теория коллектива.
  • 32. История исследования межгрупповых отношений. Феномены межгруппового взаимодействия.
  • 33.Этнопсихологические проблемы в социальной психологии.
  • 34. Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности.
  • 36. Понятие социальной установки личности. Установка и поведение. Изменение социальных установок.
  • 37. Направления прикладных исследований в социальной психологии.
  • 3. Связь социальной психологии с другими областями научных знаний

    Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает различные по численности группы в деятельностном, операционально-статистическом аспекте, социальная психология изучает личностей, индивидуумов, их поведение и то, как они влияют, взаимодействуют, относятся друг к другу. При этом изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.

    В отличие от психологии личности социальная психология имеет социальный характер. Психология личности изучает внутренний мир индивида, его сходство с другими людьми и индивидуальные отличия. Социальная психология занимается исследованием тех особенностей, которые свойственны всем людям, тем, как они воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология изучает социально-психологические явления, такие как: социально-психологические факты, закономерности и механизмы их развития.

    Кроме социологии и психологии социальная психология тесно взаимодействует с биологией, которая изучает природу человека, животных, растений. Так, как человек тесно связан с животным миром и, как утверждают

    Социальная составляющая роднит социальную психологию с философией, теологией, экономикой, политикой, образованием, психологическая – с биологией, химией, физикой, занимающихся изучением человека, каждая в своем русле.

    4. История становления социальной психологии как науки.

    Основные этапы развития социальной психологии как науки.

    Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины xix в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы.

    Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

    На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

    Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

    Второй этап (до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

    Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики.

    Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.

    Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

    Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

    Краткий очерк развития социальной психологии

    Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

    Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке и . Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т. п. Отдельные по существу социально-психологические идеи встречались уже в трудах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Л. Фейербаха и Г. Гегеля.

    В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Ее возникновение связывают с созданием в Германии в 1859 г. Г. Штейнталем и М. Лацарусом «Журнала по этнической психологии и языкознанию».

    Крупными представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лсбон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард — подражательностью , Лебон — психическим заражением , Мак-Дугалл — инстинктами .

    Г. Тард широко использовал социально-психологические понятия и в своих криминологических исследованиях.

    По концепции Г. Тарда (1843-1904) общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно подражанием, обычаями, модой. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Низшие слои особенно усердно подражают высшим слоям. Но невозможность достичь идеала порождает социальную оппозицию, конфликтность в социальном взаимодействии. Тард впервые глубоко разработал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности. Под влиянием идей Тарда стали различаться два вида наследственности — естественная и социальная.

    Другой французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841 — 1931) разработал эмоциональную теорию социальных процессов, введя понятие психического заражения.

    Ряд концептуальных психологических основоположений выдвинул основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм (1858-1917). В качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения Дюркгейм выдвинул феномен «коллективных представлений» («Индивидуальные и коллективные представления» (1898)), которые и определяют, по его мнению, видение мира отдельным индивидом. Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется коллективным сознанием.

    В отличие от «социальной атомизации» Г. Тарда (считавшего индивида «клеткой общества») Э. Дюркгейм отстаивал идею единения социума на основе общепризнанных социальных ценностей . Социальное качество поведения людей, как справедливо полагал Дюркгейм, зависит от ценностно-нормативной интегрированности общества, развитости его социальных связей. Ценностно-нормативный кризис общества порождает массовую правовую десоциализацию, которую Дюркгейм назвал аномией (франц. anomie — отсутствие закона). В состоянии аномии для многих членов общества утрачивается значимость социальных и прежде всего правовых норм. Индивид, лишенный эталонных образцов поведения, резко снижает уровень саморегуляции, выходит из-под социального контроля. Аномия, порождающая массовую девиантность, подготавливает и приближает, по мнению Дюркгейма, социально-экономические перемены в обществе.

    Г. Тард, Г. Лебон и Э. Дюркгейм оказали существенное влияние на развитие социальной психологии , утвердив первичность социального фактора в формировании личности.

    На рубеже XIX и XX вв. английский психолог У. Мак-Ду- галл (1871 — 1938) предпринял попытку систематизировать социально-психологические знания. В 1908 г. была издана его книга «Введение в социальную психологию». Этот год и считается на Западе годом окончательного оформления социальной психологии как самостоятельной науки.

    В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии — зарождается экспериментальная социальная психология . Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку. При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики. Было установлено, что социально-психологические факторы влияют на все психические качества индивида — восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Позднее были обнаружены и оценочные деформации — конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам).

    Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт (1897- 1967) усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. На основе его исследований были сделаны практически эффективные рекомендации по улучшению организации производства, рекламы, политической пропаганды, военного дела и др. Социальная психология стала интенсивно развиваться как прикладная наука. В США стали проводиться широкие исследования по проблемам управления, психологической совместимости, уменьшения напряженности между предпринимателями и рабочими и т. п.

    Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Я. (Дж.) Морено (1892-1974). Морено разработал метод социометрии — систему методик выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Выявляя личностные симпатии и антипатии, Морено графически отображал эти взаимоотношения в виде социограмм (рис. 96, 97).

    Морено внес значительный вклад в разработку социальной психологии малых групп, расширил понятия «групповой статус личности», «внутригрупповая динамика» и др., предложил конкретные методики смягчения внутри групповых конфликтов, оптимизации социально-психологического климата в малых группах. Длительное время он был руководителем созданного им в 1940 г. Института социометрии и психодрамы, известного также как Институт Морено.

    Рис. 96. Социограмма

    По данной социограмме можно выявить ядро группы, т. е. лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других (нецентральных) локальных группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С), отсутствие устойчивых социальных связей (К)

    Рис. 97. Символика социограммы

    Вслед за Морено зарубежные социальные психологи стали рассматривать малую группу, социальную микросреду как основной элемент, «клетку» общества. В системе «общество- группа-личность» абсолютизировалось среднее звено. Постулировалась полная зависимость личности от выполняемой ею социальной роли, групповых норм, группового давления.

    Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии - интеракционизм — выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия - интеракцию. Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931). Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 1930-х гг. понятия «социальная роль», «внутригрупповое взаимодействие» («интеракция») и др.

    Представители указанного направления (Т. Кун, А. Роуз, Т. Шибутани и др.) выдвинули на передний план комплекс социально-психологических проблем: общение, коммуникативность, социальные нормы, социальные роли, статус личности в группе, референтная группа и др. Понятийный аппарат, разработанный Дж. Г. Мидом и его последователями, широко распространен в социально-психологической науке. Важнейшее достижение этого направления - признание социальной обусловленности психики индивида. Психология перестала трактоваться как психология индивида, общая психология все более интегрировалась с социальной психологией.

    В последнее время за рубежом широко распространены эмпирические интеракционистские исследования «бытовой» психологии. Появились аналогичные работы и отечественных авторов.

    Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е гг. XX столетия. Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактологии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социальной психологии. И уже к концу 1920-х гг. социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистской идеологией, прекратила существование.

    Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг.

    Стали проводиться разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психологические исследования". Однако достижения отечественной социальной психологии еше не консолидированы в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.

    Современная социальная психология наиболее интенсивно развивается в США. Широкое распространение в последнее время получила концепция интерактивности, межличностного взаимодействия.

    Структура социальной психологии как науки определяется системой ее основных категорий:

    • понятие социальной общности;
    • особенности поведения человека в социально не организованной и в социально организованной общности;
    • понятие социальной группы, классификация социальных групп;
    • социально-психологическая организация малых групп;
    • модификация индивидуального поведения в условиях социальной группы;
    • общение как средство социального взаимодействия;
    • межперсональное взаимодействие в процессе общения;
    • психология больших социальных групп;
    • психология массовой коммуникации и массовых социальных явлений;
    • психология социального управления.

    Методы социальной психологии: естественный и лабораторный групповой эксперимент, контент-анализ, факторный анализ, социометрия, метод подставной группы, метод экспертных оценок и др.