Толстой отрочество полное содержание по главам. Толстой лев николаевич

– почти исключительно лирика. Трагедии, которые он писал в последние годы, не имеют значения. Проза важнее. Его Рассуждение о лирической поэзии – замечательный пример не слишком информированной, но вдохновенной критики. Комментарий, написанный им к собственным стихам, полон прелестных, странных и много проясняющих подробностей. Мемуары очень убедительно рисуют его нелегкий и упрямый нрав. Проза его, стремительная и нервная, совершенно свободна от педантических завитушек германо-латинской риторики и, вместе с суворовской, представляет самую индивидуальную и мужественную прозу столетия.

Портрет Гавриила Романовича Державина. Художник В. Боровиковский, 1811

В лирической поэзии Державин велик. Даже просто по силе воображения он один из немногих величайших русских поэтов. Дух его поэзии классический, но это классицизм варвара. Его философия – веселое и жадное эпикурейство , не отрицающее Бога, но относящееся к нему с бескорыстным восхищением. Он принимает смерть и уничтожение с мужественной благодарностью за радости быстротечной жизни. Он забавно соединяет высокоморальное чувство справедливости и долга с твердым и сознательным решением наслаждаться всей полнотой жизни. Он любил высокое во всех его формах: метафизическое величие деистического Бога, физическое величие водопада, политическое величие империи, ее строителей и воинов. Гоголь был прав, когда назвал Державина «поэтом величия».

Но хотя все эти черты присущи классицизму , Державин был варвар, не только в своей любви к материальным наслаждениям, но и в своем использовании языка. «Гений его, – сказал Пушкин , – мыслил по-татарски и по недостатку времени не знал русской грамматики». Его стиль – это постоянное насилие над русским языком, непрестанная, сильнейшая, индивидуалистическая, мужественная, но часто и жестокая его деформация. Как и его великий современник Суворов , Державин не боялся потерь, когда дело шло о победе. Величайшие его оды (и Водопад в том числе) часто состоят из отдельных головокружительных пиков поэзии, вздымающихся над хаотической пустыней корявых общих мест. Поэтическая сфера Державина очень широка. Он писал похвальные и духовные оды, анакреонтические и горацианские стихотворения, дифирамбы и кантаты, а в позднейшие годы даже баллады. Он был смелым новатором, но новации его не противоречили духу классицизма. В своем парафразе горациевского Exegi Monumentum (Памятник ) он обосновывает свое право на бессмертие тем, что создал новый жанр: шутливую похвальную оду. Дерзкая смесь высокого с реальным и комическим – характерная черта самых популярных державинских од, и именно эта новизна ударила по сердцам его современников с такой неведомою силой.

Гавриил Романович Державин

Но помимо своих новаций Державин – величайший русский поэт самого ортодоксально-классического стиля, он красноречивейший певец великих и незапамятно древних общих мест поэзии и всечеловеческого опыта. Величайшие из его моралистических од: На смерть князя Мещерского – никогда горацианская философия carpe diem (пользуйся сегодняшним днем) не была высказана с таким библейским величием; короткий и сильный парафраз 81-го псалма – против плохих царей, после французской революции навлекший на поэта большое неудовольствие (он мог ответить на обвинения только словами «Царь Давид не был якобинцем, и потому мои стихи никому не могут быть неприятны»); и Вельможа , сильнейшая обвинительная речь против самых выдающихся фаворитов XVIII века, где язвительный сарказм идет рука об руку со строжайшей нравственной серьезностью.

Но в чем Державин неподражаем – это в умении передать впечатления от света и цвета. Он видел мир как гору драгоценных камней, металлов и пламени. Величайшие его достижения, в этом смысле, начало Водопада , где он одновременно достиг и вершины своей ритмической мощи; поразительный Павлин (так своенравно испорченный под конец плоской моральной сентенцией) и стансы На возвращение графа Зубова из Персии (которые, кстати сказать, служат ярким примером державинской независимости и духа противоречия: стихи были написаны в 1797 году, сразу после восшествия на престол Павла I , который Зубова особенно ненавидел, и были обращены к брату последнего фаворита покойной императрицы). Именно в таких стихах и пассажах гений Державина достигает высот. Очень трудно это передать на другом языке, поскольку именно на необычайном характере слов, синтаксиса и прежде всего метрического разделения зиждется производимый ими эффект. Его сверкающие зрительные вспышки и риторические извержения и делают Державина поэтом «пурпурных пятен» по преимуществу.

Очень своеобразный раздел державинского поэтического творчества представляют анакреонтические стихи последних лет (впервые собранные в 1804 году). В них он дает волю своему варварскому эпикурейству и страстному жизнелюбию. Из всех русских поэтов только у одного Державина в его цветущей старости звучала эта нота радостной, здоровой и крепкой чувственности. Стихи выражают не только сексуальную чувственность, но и огромную любовь к жизни во всех ее формах. Такова Жизнь званская ; гастрономически-моралистическое Приглашение на обед и строки Дмитриеву о цыганах (Державин, первый из длинной череды русских писателей – Пушкин, Григорьев , Толстой , Лесков , Блок – отдал должное увлечению цыганской музыкой и пляской). Но среди поздних анакреонтических стихов есть стихи необычайной мелодичности и нежности, в которых (как сам Державин говорит в своих комментариях) он избегал «буквы "р", чтобы доказать медоточивость русского языка».

Поэзия Державина – целый мир поразительных богатств; единственный ее недостаток в том, что великий поэт не был ни примером, ни учителем мастерства. Он не сделал ничего для поднятия уровня литературного вкуса или для улучшения литературного языка; что же касается его поэтических взлетов, то было совершенно ясно, что сопровождать его в эти головокружительные высоты невозможно.

Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии.

В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу в Преображенский полк. В 1772 году был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773 – 1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева .

Государственная служба

С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника. В 1784 – 1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. Даже в краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.

Последние годы жизни

В 1803 году Державин уходит в отставку и поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 году Державин, биография которого даже в этот период была насыщена поездками, отправляется в Украину с визитом к В. В. Капнисту. В 1815 году присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина .

8 июля (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Творчество

Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились еще в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Старина и Новизна» с переводом отрывка «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавну» из трудов Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода на великость» и «Ода на знатность».

В 1776 году был выпущен первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».

С 1779 года Державин отходит от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым , работает над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II , которая принесла поэту широкую литературную известность. Вскоре появились другие знаменитые произведения Державина – «Вельможа», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и т. д.

В 1808 году вышел сборник сочинений Державина в четырех томах.

Д ержавин Гавриил (Гаврила) Романович(14 июля 1743 - 20 июля 1816) - один из важнейших русских поэтов конца 18 и начала 19 ст. Его поэтическое достижение было воспринято современниками как увенчанное сокровище целой эпохи. Переводы его произведений на многие языки обеспечили ему международное признание, которое до него не достигал еще русский поэт. Незадолго до своей смерти, Державин присутствовал на заключительном экзамене восходящей молодой звезды, Александра Пушкина, который был еще подростком в то время. Услышав стихи Пушкина, посвященные лицею в Царском Селе, выпускником которого он был, охваченный эмоциями Державин даже прослезился. Этот инцидент, как правило, рассматривается в истории русской литературы как знак перехода между двумя литературными эпохами в России - между восемнадцатым веком и, так называемым, «золотым веком» русской литературы.

Самыми известными работами Державина являются: «На смерть князя Мещерского» (1779 - 1783), «Фелица» (1782), ода "Бог" (1784), "Властителям и судиям" (1780) и "Водопад" (1791 - 1794).

Поэзия и мемуары Державина представляют собой богатый и сложный портрет своего времени, используют разнообразные темы от войны и мира до любви и принятия пищи. В своей поэзии он был защитником справедливости и независимого духа. Политически, однако, Державин оставался стойким монархистом и ярым противником либеральных идей. Вместе с адмиралом Александром Шишковым, Державин создал литературное общество под названием «Беседа любителей русского слова», в котором принимало участие пять сотен членов, заседания которых проходили в доме Державина в Санкт-Петербурге.

Присутствие образности времени Державина можно заметить в работах более поздних русских поэтов, таких как Пушкин, Тютчев, Фет, Мандельштам. С его акцентом на оды и на соревнование между литературными образами, поэзия Державина представляет собой кульминацию и расширение русского классицизма, а не первый шаг на пути к русскому романтизму.

Державин также был русским государственным деятелем. Он работал сначала губернатором Тамбовской губернии в 1786-1788 годах. Человек эпохи Просвещения, он стал наиболее известным поэтом и служил в качестве министра юстиции Екатерины II с 1802 по 1805 год. Державин некоторое время служил личным секретарем Екатерины II.

Державин был первым губернатором Олонецкой губернии. Он стал губернатором за 13 лет после подавления Олонецкого восстания крестьян в Кижах (1769-1771) и потребовал строгого выполнения от крестьян всех возложенных на них обязанностей, помня, что "разорение и нищета нередко являются причиной большой наглости и преступлений». Державин был также заинтересован в деятельности Александровского завода в Петрозаводске, крупнейшего государственного предприятия в регионе. Он был одним из первых людей, которые искали пути сохранения дикой природы и защиты лесов Карелии. Державин выполнил многие из провинциальных реформ Екатерины II. В результате его работ были установлены границы между Россией и Швецией, а также были составлены планы районных городов и карта Олонецкой губернии.

Летом 1785 года Державин сделал обзор Олонецкой губернии. Он путешествовал около двух тысяч километров на лодке и на лошадях. В течение этого трудного и опасного путешествия он вел дневник, содержащий ценные сведения о жизни в регионе в 18 веке, в том числе первые описания водопада Кивач, губернских городов, оригинальность карельской культуры и языка, и многое другое. Первым губернатором Олонецкой губернии также осуществлялась большая работа по организации здравоохранения, народного образования и благотворительности в регионе.

Державин лично открыл Олонецкий общественный благотворительный департамент, основной целью которого было управление школами, больницами, приютами, и т. д. Он принимал активное участие в пополнении средств этого отдела и перед отъездом он пожертвовал 100 рублей на благотворительные цели (значительную сумму денег на тот момент). Державин также приложил руку к открытию первой больницы государства в Петрозаводске (где лечение было бесплатным), разработку устава больницы и аптеки.

Во время проживания поэта в Петрозаводске, Карелию он описал в известной оде «Водопад», которая знаменует собой начало карельской темы в русской поэзии. Стихотворение «Буря» и либретто оперы «Рудокопы» также тесно связаны с регионом.

Державин родился в Казани в семье обедневшего помещика. Его далекий предок мурза Багрим переехал из Орды в Москву в 15-м веке. Тем не менее, в 18-м веке отец Гавриила Державина был всего лишь бедным помещиком, который умер, когда Гавриил был еще мал. Державин окончил Казанскую среднюю школу в 1759 году. Уровень образования был очень слаб и он даже не получил высшего. В 1762 году Державин был призван на службу в Преображенский лейб-гвардейский полк, где он пробыл до 1772 года и получил звание офицера.

Державин вырос из рядов простого солдата до высших должностей государственного правления Екатерины Великой. Впервые он произвел впечатление на командиров во время восстания Пугачева. Он хорошо разбирался в политике, поэтому Державин оставил военную службу и пошел на государственную. Он поднялся на должность губернатора Олонецкой (1784) и Тамбовской (1785) губерний, стал личным секретарем императрицы (1791), президентом Коммерц-коллегии (1794) и, наконец, министром юстиции (1802). Он ушел в отставку в 1803 году и провел остаток своей жизни в своем имении «Званка» под Новгородом.

Гавриил Державин умер в 1816 году и был похоронен в склепах Хутынского монастыря. При советской власти его останки были перенесены в Новгородский детинец, а позднее опять вернулись в Хутынь.