Тренинг "психологические особенности подросткового возраста и "кувшин эмоций" родителей". Кувшин эмоций

Приступим к более подробному рассмотрению тем, касающихся непосредственно общения, и возникающих при этом проблем во взаимоотношениях родителей с детьми. Перейти к теме общения очень удобно, используя метафоричное объяснение о чувствах и эмоциях, которые ребёнок испытывает, общаясь со взрослым.

Такой метафорой является «Кувшин» чувств и эмоций. Важное положение, которое надо усвоить родителям, это то, что каждый ребёнок и взрослый человек имеет как бы «эмоциональную ёмкость». Ёмкость — в фигуральном смысле, конечно, но тем не менее она реальна, точнее реально существует. У каждого ребёнка есть эмоциональные потребности, и очень многое зависит от того, удовлетворены ли его потребности (любовью, руководством, вниманием, уважением и т. д.). В первую очередь от этого зависит, как чувствует себя ребёнок: доволен он или рассержен, подавлен или весел. Во-вторых, это влияет на его поведение: послушен он или нет, игрив или угрюм и т. д. Естественно, чем полнее ёмкость, тем больше положительных эмоций и тем лучше и адекватнее поведение. В этом месте Ю.Б. Гиппенрейтер делает акцент на одно из самых важных утверждений в своей книге: «Только в том случае, если эмоциональная ёмкость ребёнка заполнена, можно ожидать, что он проявит свои лучшие качества» (19). Начнём с самых неприятных эмоций — гнева, злобы, агрессии. Эти чувства разрушительные, т.к. нарушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они причины конфликтов, и даже войн (9). Поэтому при разборе конфликтной ситуации, вы можете использовать это метафоричное сравнение для того, чтобы разобраться в реальных причинах разрушительных эмоций. А отчего возникает гнев? Психологи отвечают, что: гнев — чувство вторичное, и происходит от переживаний совсем другого рода, как боль, страх, обида. Все чувства второго слоя — страдательные, в них страдания. Их нелегко высказать вслух. О них, обычно умалчивают, скрывают. Почему? Из-за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда человек и сам их не осознаёт («Просто зол, а почему не знаю!»). Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства: «Не реви, лучше научись давать сдачи!», «Ты мужик или баба?». Рис.1. «Кувшин чувств». Отчего возникают «страдательные.» чувства? Психологи дают ответ: в неудовлетворении потребностей. Каждый человек нуждается в пище, сне, тепле — это организаторские потребности. Но более всего человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был кому-то нужен и близок: чтобы у него был успех в делах, учёбе, на работе: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Эти потребности всегда находятся в зоне риска! Человеческое общество за последнюю тысячу лет своего «культурного развития» разучилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря о любви и счастье) каждому своему члену. Счастье зависит от психологического климата той среды, в которой он растёт, живёт, работает. И ещё от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего — родителей с ребёнком. Любая потребность может оказаться неудовлетворенной, и это приводит к страданию, а возможно и к «разрушительным» эмоциям. А что лежит ниже слоя потребностей? Отношение к самому себе — базисные стремления ребёнка. Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они называют их по-разному: восприятием себя, образом себя, оценкой себя, самооценкой. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир назвала это чувством самоценности. Доказано несколько важных факторов, что это сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. У маленького человека нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Однако в этом процессе ребёнок не остаётся пассивным. Здесь действует ещё один закон всего живого: активно добиваться того, от чего зависит выживание. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждёт от нас подтверждений, что он хороший, его любят, он может справиться с посильными делами. Чтобы ни делал ребёнок, ему нужно родительское признание его успехов. На дне эмоционального кувшина самая главная «драгоценность», данная нам от природы — ощущение энергии жизни. «Я есмь!» или более патетично: «Это Я, Господи!» Достаточно посмотреть, как он встречает новый день: улыбкой или плачем, это чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое ребёнок переживает. Дальнейшая судьба этого чувства динамична, а порой и драматична. Каждым обращением к ребёнку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своём состоянии, но и всегда о нём, а часто — в основном о нём. Наказание ребёнок чаще воспринимает как сообщение: «Ты плохой», критику ошибок — «Ты не можешь», игнорирование — «Ты не любим». Наказание, а тем более самонаказание ребёнка только усугубляет его ощущение неблагополучия и несчастливости. Всегда ли мы отчаяние слышим? Жизнь показывает, не всегда. Неблагополучного ребёнка продолжают наказывать, критиковать, а затем и вовсе отвергать в семье и школе. Чтобы не допускать глубокого разлада ребёнка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Как это делать? Безусловно принимать ребенка. Активно слушать его переживания и потребности. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе. Не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется. Помогать, когда просит. Поддерживать успехи. Делиться своими чувствами (доверять, быть открытым перед ним). Конструктивно разрешать конфликты. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. А вообще — чем больше — тем лучше! Сильная детская натура умеет требовать недобранное, хотя чаще всего в резкой, раздражающей форме. Дж.Боулби, видный американский психоаналитик, выделил следующие типы патогенного (болезненного для ребёнка) родительского поведения: родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его; ребёнок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов; родители часто угрожают «разлюбить» ребёнка или покинуть семью; родители внушают ребёнку, что он своим поведением виновен в разводе, болезни или смерти одного из родителей; в окружении ребёнка отсутствует человек, способный понять детские переживания. Исследования показывают, что стремление родителей поставить детей в подчинённое, зависимое положение, какими бы благими целями это ни объяснялось, ведёт к снижению самооценки. Ребёнок в этой ситуации оказывается надломленным, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности. Полное внутреннее принятие своего ребёнка таким, какой он есть, последовательные и ясные требования, уважение индивидуальности малыша — вот те условия, которые, с точки зрения психологов, формируют положительную самооценку (33).

Неприятные эмоции - гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они - постоянные причины конфликтов, порой, материальных разрушений, и даже войн.

Изобразим «сосуд» наших эмоций в форме кувшина. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части. Тут же покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это так, к сожалению, знакомые многим обзывания и оскорбления, ссоры, наказания, действия «назло» и т.п.

Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев - чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.

Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций (II слой «кувшина»).

При этом все чувства этого второго слоя - страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из‑за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает («Просто зол, а почему - не знаю!»).

Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!»

Отчего возникают «страдательные» чувства? Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды - в неудовлетворении потребностей.

Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. Это так называемые органические потребности. Они очевидны, и о них мы не будем сейчас говорить.

Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле - с жизнью человека среди людей.

Вот примерный (далеко не полный) перечень таких потребностей.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому‑то нужен и близок; чтобы у него был успех - в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Если в стране нет экономического кризиса или тем более войны, то в среднем органические потребности более или менее удовлетворяются. А вот потребности только что перечисленные всегда находятся в зоне риска!

Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему члену. Да и задача это сверхсложная. Ведь счастливость человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще - от эмоционального багажа, накопленного в детстве. К сожалению, обязательных школ общения у нас еще нет. Они только зарождаются, да и то - на добровольных началах.

Итак, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.

Возьмем пример. Предположим, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».

И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую‑нибудь нереализованную потребность. Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли что‑нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть! Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Ты счастлив?» - и получаем в ответ: «Ты ведь знаешь, я - невезучий», или: «У меня всё хорошо, я - в порядке!»

Эти ответы отражают особого рода переживания человека - отношение к самому себе, заключение о себе.

Понятно, что подобные отношения и заключения могут меняться вместе с обстоятельствами жизни. В то же время в них есть некий «общий знаменатель», который делает каждого из нас скорее оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.

Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они называют их по‑разному: восприятием себя, образом себя, оценкой себя, а чаще - самооценкой. Пожалуй, наиболее удачное слово придумала В. Сатир. Она назвала это сложное и трудно передаваемое чувство чувством самоценности.

Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов. Во‑первых, они открыли, что самооценка (будем пользоваться этим более привычным словом) сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека.

Другой важный факт: основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители.

Общий закон здесь прост: Положительное отношение к себе - основа психологического выживания. Базисные потребности: «Я любимый!», «Я хороший!», «Я могу!».

На самом дне эмоционального кувшина находится самая главная «драгоценность», данная нам от природы - ощущение энергии жизни. Изобразим ее в виде «солнышка» и обозначим словами: «Я есмь!» или более патетично: «Это Я, Господи!»

Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное ощущение себя - чувство внутреннего благополучия и энергию жизни!

Ю. Б. Гиппенрейтер

елена русакова
Конспект родительского собрания «Кувшин эмоций»

педагог-психолог Русакова Е. В.

Цель : Познакомить с некоторыми позициями грамотного выстраивания отношений с детьми. Помочь родителям разобраться в особенностях эмоционального проявления у своего ребенка. Дать психологические рекомендации при выборе стиля поведения со своим ребенком, в зависимости от его эмоциональных особенностей .

Оборудование : "Кувшин эмоций ", вопросы для -волевой сферы ребенка, Тест "какой вы родитель ?".

Ход собрания.

Орг. момент : У меня, как у мамы, часто возникали вопросы : "Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Как избегать конфликтов? сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми позициями грамотного выстраивания отношений с детьми, которые, надеюсь, помогут вам в жизни.

Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"

1. Работа с "кувшином эмоций ".

Образ кувшина поможет нам разобраться в переживаниях родителей и ребенка . Представим его схематично на рисунке.

Комментарии к "кувшину эмоций "

Переживания детей и родителей можно сравнить с полным или даже переполненным стаканом или кувшином , когда эмоции выплескиваются через край. Попробуем разобраться в причинах.

Начнем с верхнего слоя с самых неприятных, (1) разрушительных эмоций - гнева , злобы, агрессии. Они разрушают и самого человека (его психику, здоровье, и его взаимоотношения с другими людьми.

Но это чувства вторичные, они возникают от переживаний совсем другого рода - таких, как боль, страх, обида (2) . Чувства второго слоя можно назвать страдательными : них присутствует большая или меньшая доля страдания, поэтому их нелегко высказать, о них умалчивают, их скрывают из-за боязни унизиться, показаться слабым.

Причина их возникновения - в неудовлетворении потребностей. За любым негативным переживанием мы всегда найдем нереализованную потребность : в любви, внимании, ласке и т. д. (3)

4 слой "кувшина эмоций " отражает отношение к самому себе, самооценку. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он может справиться,

Ситуации "Чей "кувшин эмоций " переполнен?"

Подходя к дому, вы встречаете собственного сына : лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются; вам же неприятен вид сына. А он замечает : он прекрасно провел время, и рад встречи с вами.

Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы торопитесь на работу, сын мешает, пугается под ногами, одним словом, раздражает вас,

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш и со

Слезами : "Он отнял мою машинку!"

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает; она отказывается надевать "эту уродскую шапку".

Ситуации "Чувство ребенка"

(чувства нужно определить и назвать,

Ребенку сделали укол, он плачет : "Доктор плохой1. "

" Старшин сын маме : "Ты всегда ее защищаешь, говоришь "маленькая, маленькая", а меня никогда не жалеешь".

"Сегодня, когда мы ходили на прогулку. Петя выбил у меня корзинку для игрушек, и из нее все высыпалось".

Ситуации "Чувства родителей "

(нужно определить свои возможные переживания) .

Ребенок шалил за столом, несмотря на предупреждение, пролил молоко.

Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается, Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который бы приготовили к торжеству.

2. Вопросы для родителей по изучению эмоционально -волевой сферы ребенка дошкольного возраста.

3. Тест "Какой вы родитель ?"

4. Заключительная часть.

Секреты успешного взаимодействия с ребенком.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или "чувство само ценности"

1. Безусловно, принимать его.

2. Активно "слушать" его переживания и потребности.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами " (значит, доверять) .

8. Конструктивно разрешать конфликту ,

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например :

Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. -

Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе.

Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.

Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенное горе уменьшается) .

"Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше : иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

/По материалам книги :

Юлии Борисовны Гиппенрейтер

"Общаться с ребенком. Как?" /

Неприятные эмоции - гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назватьразрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они - постоянные причины конфликтов, порой, материальных разрушений, и даже войн.

Изобразим «сосуд» наших эмоций в форме кувшина. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части. Тут же покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это так, к сожалению, знакомые многим обзывания и оскорбления, ссоры, наказания, действия «назло» и т.п.

Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев - чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.

Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций (II слой «кувшина»).

Пи этом все чувства этого второго слоя - страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из?за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает («Просто зол, а почему - не знаю!»).

Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!»

Отчего возникают «страдательные» чувства? Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды -в неудовлетворении потребностей.

Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. Это так называемые органические потребности. Они очевидны, и о них мы не будем сейчас говорить.

Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле - с жизнью человека среди людей.

Вот примерный (далеко не полный) перечень таких потребностей.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был кому?то нужен и близок: чтобы у него был успех - в делах, учебе, на работе: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Если в стране нет экономического кризиса или тем более войны, то в среднем органические потребности более или менее удовлетворяются. А вот потребности только что перечисленные, всегда находятся в зоне риска!

Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему члену. Да и задача это сверхсложная. Ведь счастливость человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще - от эмоционального багажа, накопленного в детстве. > К сожалению, обязательных школ общения у нас еще нет. Они только зарождаются, да и то - на добровольных началах.

Итак, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.

Возьмем пример. Предположим, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».

И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую?нибудь нереализованную потребность.

Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли что?нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть!

Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Ты счастлив?» - и получаем в ответ «Ты ведь знаешь, я - невезучий», или: «У меня всё хорошо, я - в порядке!»

Эти ответы отражают особого рода переживания человека - отношение к самому себе, заключение о себе.

Понятно, что подобные отношения и заключения могут меняться вместе с обстоятельствами жизни. В то же время в них есть некий «общий знаменатель», который делает каждого из нас скорее оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.

Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они называют их по?разному: восприятием себя, образом себя, оценкой себя, а чаще - самооценкой. Пожалуй, наиболее удачное слово придумала В. Сатир. Она назвала это сложное и трудно передаваемое чувство чувством самоценности.

Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов. Во?первых, они открыли, что самооценка (будем пользоваться этим более привычным словом) сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека.

Другой важный факт: основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители.

Общий закон здесь прост: Положительное отношение к себе - основа психологического выживания.

Базисные потребности: «Я любимый!», «Я хороший!», «Я могу!».

На самом дне эмоционального кувшина находится самая главная «драгоценность», данную нам от природы - ощущение энергии жизни. Изобразим ее в виде «солнышка» и обозначим словами: «Я есмь!» или более патетично: «Это Я, Господи!»

Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное ощущение себя - чувство внутреннего благополучия и энергию жизни!