Уроки по технике речи. Как развить дикцию

Четкая дикция имеет большое значение не только для певцов, телевизионных ведущих и публичных ораторов – в повседневной жизни она также занимает особое место. Если у вас проблемы с дикцией, то, впоследствии не исключены некоторые трудности в общении с людьми, однако в ваших силах исправить положение, начав занятия с педагогом или приступив к самостоятельному обучению.

Что такое дикция и зачем ее нужно развивать

Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Над ней непременно стоит работать, так как это благоприятным образом сказывается на том, как нас воспринимают окружающие люди.Стоит заметить, что это крайне редкое качество – дикция, четкая от природы. Однако это не значит, что мы не можем улучшить собственное произношение – это возможно, как в детские годы, так и во взрослые. Конечно, второй вариант предполагает более кропотливый подход. Взрослый человек на протяжении многих лет привыкает говорить определенным образом, поэтому изменить это не слишком просто. Зато впоследствии результаты, непременно, себя оправдают.

Упражнения для развития дикции

Как правило, для того, чтобы развить дикцию, применяют определенные упражнения: скороговорки, тренировка дыхания и так далее.Упражнения с пробкой, орехами или конфетами во рту Это упражнение весьма полезно перед произношением скороговорок. Итак, разминаем язык и губы! Для того передними зубами стоит зажать конфету, орех, пробку или карандаш. Заметьте, что ваш язык не должен соприкасаться с выбранным предметом. Обнажите зубы, немного приоткрыв рот. Теперь, зажимая зубами, например, орех, начинайте произношение согласных звуков, впоследствии прибавляйте к ним гласные, таким образом, формируя слоги. После этого можно приступить к произношению слов и полных фраз.Повторение скороговорок Без скороговорок довольно сложно развить красивую речь. Попробуйте взять на вооружение сразу несколько скороговорок, впоследствии обратив внимание на то, какие из них даются вам тяжелее. Сконцентрируйте внимание на «проблемных» звуках, уделяя им больше времени. Не забывайте о регулярности занятий, дабы у речевого аппарата была возможность привыкнуть к верному произношению.Представляем вашему вниманию несколько весьма полезных скороговорок: «Гроза грозна, грозна гроза», «Дед стал стар», «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой», «У села ли села лиса, у опушки ли леса», «Колотил Клим в один блин клин».

Постановка красивой речи самостоятельно

Конечно же, если вы хотите, чтобы ваша речь отличалась красотой и грамотностью, важно как можно больше читать, тем самым пополняя свой словарный запас. Лучше отдавать предпочтение классике и научной литературе.Чтение. Читайте вслух, но при этом следите, чтобы ваш голос не звучал монотонно. Представьте, что вы читаете кому-то, и хотите, чтобы человек слушал с интересом. Конечно же, в этом случае важно менять интонацию, скорость чтения, а также громкость. Обратите внимание, что иногда могут быть необходимы паузы – например, перед началом диалога или при выделении особо важных моментов. Также важно, дабы паузы были к месту, и рекомендуется не затягивать их. Голос. Наверно, вы и по себе замечали, что лучше воспринимается уверенная и спокойная речь. Учитесь контролировать свои эмоции, чтобы ваш голос звучал четко, уверенно и убедительно.Пересказ. Важно «зафиксировать» то, что вы прочли или посмотрели. Например, ознакомившись с каким либо произведением или художественным фильмом, перескажите его. Конечно, желательно это делать с использованием диктофона. Впоследствии вы можете прослушать запись и выявите все свои недочеты. Также периодически пересказывайте усвоенный материал друзьям или родственникам, следя за тем, как воспринимается рассказ – человек явно скучает, пытается сменить тему или слушает с неподдельным интересом?Обогащайте запас слов. Старайтесь регулярно добавлять в свою речь новые слова. Если вам попадается какое-то неизвестное слово, непременно запомните его, посмотрите значение. Многие люди предпочитают вставлять в разговор «умные» слова, не до конца понимая, что они значат – не допускайте подобной оплошности.Интересуйтесь новой информацией. Иногда в разговоре вполне уместно и органично звучат факты из истории и современной культуры, и было бы замечательно, если бы вы имели представление хотя бы о некоторых из них. Для этого периодически стоит просматривать новости и интересоваться известными и просто занимательными историческими фактами.Ударения. У некоторых людей имеется досадная проблема – они грамотно пишут, но не могут похвастаться идеальной речью, и все это из-за неверной расстановки ударений. Если вы не уверены, как произноситься какое-либо слово, то не применяйте его, пока не сможете заглянуть в словарь и выяснить нужную информацию.Выразительность. Следите за тем, чтобы то, что вы говорите, звучало выразительно – недопустимо бормотать себе под нос или выдавать все на одном дыхании. Чтобы ваша речь звучала с нужной интонацией, периодически читайте с выражением.Гибкость. Научитесь «чувствовать» своего собеседника. Например, вы видите, что человек расстроен и без интереса слушает ваши рассказы – вероятно, он сам хочет выговориться, его что-то волнует. Подберите нужные слова, которые помогут ему раскрыться.Лаконичность. Лаконичность – это именно то, что не хватает многим людям при озвучивании какой-либо информации. Чаще всего это раздражает собеседников, особенно при телефонном разговоре или же в момент, когда человек занят каким-то делом. Если вы хотите донести до кого-то что-то действительно важное, следует научиться говорить по делу, не делая длинных вступлений и не отклоняясь от темы.

Что такое артикуляция

Четкая артикуляция оратора дает возможность слушателям правильно понимать его. Если артикуляция нарушена, а это может быть вызвано физиологическими особенностями, то в некоторых случаях это может мешать полноценному общению. Тем не менее, тренировка мышц губ и языка могут улучшить положение.

Органы артикуляции

Органы артикуляции можно условно разделить на подвижные и неподвижные. К первым относятся увула, губы и язык, а ко вторым – зубы, а также твердое и мягкое небо. Наиболее активным из перечисленных органов считается язык – он может занимать во рту различные положения, сближаясь с органами, которые менее подвижны. В итоге образуются определенные звуки речи.

Упражнения для развития артикуляции

    1) Сначала необходимо разработать кончик языка. Представьте свой язык молоточком, которым вы бьете по зубам. При этом нужно повторять: «да-да-да-да». Потом аналогичным образом переходите к буквам «Д» и «Т».2) Освободим гортань и язык. Вам необходимо быстро вдохнуть через нос, а потом стремительно выдохнуть через рот. Звук при выдохе: «Фу». Желая укрепить мышцы гортани, вместо «Фу», говорите «Г» либо «К».3) Перед каждой фразой важно уметь вовремя набирать воздух. Разработаем этот навык. Приступайте к чтению вслух какого-нибудь рассказа, перед каждым предложением набирая воздух. Если вы будет регулярно выполнять это упражнение, то нужный навык войдет в привычку. Обратите внимание, что вдох, впрочем, как и выдох должен быть бесшумным, практически незаметным для окружающих.4) Активируем губные мышцы. Надуйте щеки, после чего, сквозь сжатый рот, хлопком освободите воздух. При этом произносите «П» и «Б» (быстро, одну за другой).5) Не забывайте правильно разделять воздух, если хотите чтобы ваша артикуляция был развитой. Когда человек говорит громко, ему обычно необходимо больше дыхания. В свою очередь тихое произношение заставляет больше контролировать выдох. Поочередно произносите фразы то тихим, то громким голосом.6) Постарайтесь научиться произносить гласные буквы на одном потоке, чередуя их с четким произношением согласных. Возьмите книгу и прочтите какое-либо предложение. Теперь повторите его, игнорируя согласные. гласные при этом немного как бы тяните. После этого в плавный поток гласных вставляйте четкие согласные.7) Этот прием также работает на улучшение дикции. Произносите любые слова, выделяя их окончания – они должны звучать четко и резко. С помощью этого упражнения ваша речь обреете больше выразительности.8) Возьмите на вооружение несколько скороговорок, которые будут несхожи между собой. Это поможет вам развить артикуляцию. Начинайте произносить скороговорки неспешно, но понемногу темп должен нарастать. Важно, чтобы ваши фразы звучали не только внятно, но и выразительно.9) В ваших силах улучшить то, как звучат произносимые вами звуки. Задействуйте звуки, которые в вашем случае являются «проблемными». Теперь громко произносите слова, которые включают в себя эти звуки. Для этой цели можно использовать словарь. Чем чаще вы будете прорабатывать этот звук, тем быстрее научитесь произносить его без каких-либо затруднений.

«Организм человека, слушающего кого-либо, функционирует подобно говорящему (ведь мы пересмешники). И если мы слышим сиплый, хриплый, надорванный голос, мы и сами начинаем сипеть, хрипеть и испытывать прочие неприятности. Вплоть до несмыкания голосовых связок, срыва голоса. Во всяком случае, мы начинаем кашлять. Когда говорящий верещит, повизгивая, у слушателей также задирается и голос, и всё его тело. Понятно, что такие выступления вызывают раздражение на подсознательном уровне».

Специализированный учебник, написанный преподавателем кафедры радио и телевидения Санкт-Петербургского государственного университета, который также проводил лекции в целом ряде других учебных заведений. Книга написана легким живым языком, в ней приведено много случаев из реальной практики российских и зарубежных ведущих, разобраны ошибки, а также собраны лучшие упражнения для голоса, дикции, связок, осанки и так далее. Особо нужно отметить крайне полезный раздел, посвященный психологическому состоянию при работе у микрофона и в прямом эфире.


«В цифры надо раз и навсегда вдуматься. Ведь не составляет же нам труда сказать «Речь идет о трех кустах», «Сад пополнился тремя новыми кустами». Точно также можно произносить и цифры: «Речь шла о трехстах (кустах) рублях», «казна пополнилась тремястами (кустами) рублями». Ведь «сотня и «сто» - такие же живые слова как «кусты».

Эту книгу написал один из мэтров советского радиовещания, ученик Юрия Левитана - Борис Ляшенко, который проработал на Всесоюзном радио более 50 лет и вел программы для «Маяка» и «Радио России». Помимо дикторской деятельности, автор также успешно преподавал технику речи и рассказывал о типичных ошибках в эфире. В этой книге собраны не только эти примеры ошибок, но и исторические справки, советы по работе у микрофона и упражнения.


«Речь начинается с деления на отрезки или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. Пауза - проявление мастерства говорящего, поэтому цените каждое произносимое слово: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным».

Это пособие для студентов, которые осваивают речеведческие дисциплины - риторику, культуру и технику речи, педагогическое общение, а также имеют непосредственное отношение к работе у микрофона и на сцене. В книге собраны цитаты мастеров сценического искусства, упражнения, скороговорки, практические советы, а также техники постановки голоса и дыхания, интонации и ритмики. Отдельный акцент сделан на разработку артикуляции и всего, что касается произношения и дикции. С помощью этой книги вы сможете освоить необходимый минимум упражнений, который поможет вам при работе у микрофона. Она пригодится не только студентам, но и преподавателям, тренерам для подготовки программ практических семинаров и открытых занятий.



«Описаны все типы ударений русского языка. Даны объяснения, почему нужно произносить слово с тем или иным ударением. Предлагаются оригинальные способы запоминания ударения и предупреждения распространенных ошибок - "узелки на память". Приводятся иллюстрации из поэзии и фольклора».

Это, пожалуй, один из наиболее полных словарей - в нем собрано около 10 000 слов, но далеко не единственный. В принципе, для уточнения правильности постановки ударений вы можете использовать любой орфоэпический словарь, главное - делать это. Выбирайте, какой вам больше нравится, вот лишь несколько примеров:

  • Орфоэпический словарь под редакцией Р.И. Аванесова, М.А. Штудинера, М.В. Зарвы.
  • Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
  • Словарь собственных имен русского языка Ф. Л. Агеенко.
  • Орфографический словарь В.В. Лопатина.

При выборе словаря советуем вам обращать внимание на время издания, так как нормы русского языка меняются, появляются новые слова, а некоторые старые приобретают иные значения. Желательно, чтобы словарь был рекомендован Институтом русского языка имени В.В. Виноградова. Это гарантия того, что в ваших руках находится действительно проверенный и надежный источник, на который при необходимости можно смело ссылаться.


«Для речи, особенно продолжительной, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления».

Очень полезное и вдумчивое пособие, где подробно по пунктам описаны все необходимые практики, упражнения и советы, которые основаны на реальном опыте занятий ораторским и сценическим искусством. Автор обращает внимание не только на особенности работы с голосом и речью, но и на косвенные факторы, которые влияют на состояние и работу голосового аппарата. Книга будет полезна не только новичкам, но и тем, кто задумывается о повышении квалификации.



«Мы воспринимаем звуки ушами, но по-настоящему слышать начинаем чем-то другим. Кто-то мозгом, кто-то в большей степени сердцем… Уши лишь играют роль передатчика, отсекая при этом многое из того, что для вас бесполезно. Они отбирают звуки и сортируют их. Многие из нас не слышат звуков, слышат лишь слова. Когда вы слышите слова, центром вашего звука становится голова, когда звуки - голова уже центром не является. В Японии говорят, что человек думает не головой, а животом: японцы очень долго работали со звуками».

Разбор природы звука, того как человек слышит, какие интонации мы используем и почему. Как владеть своим голосом и собой? Полезные советы для тех, кто верит, что голос - это мощный инструмент, с помощью которого человек способен передавать тысячи эмоциональных оттенков и заставлять миллионы людей замирать на своих местах в зале или у радиоприемников. В книге поэтапно раскрываются возможности голоса, идет его «настройка» как инструмента - для этого приведены необходимые упражнения и интересные задания.


«Тренируя дыхательные упражнения в движении, необходимо все время помнить принципы организации правильного фонационного дыхания и цель - наладить основы самоорганизующегося ритмичного дыхания. В то же время упражнения, имеющие в названии некий образ - это уже маленький этюд, выполняемый телом вместе с дыханием и движением, и поэтому обязательно включается воображение».

Пособие от преподавателя сценической речи, профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства и кандидата искусствоведения. Помимо формирования теоретической базы, автор подробно рассказывает о постановке профессионального дыхания и голоса, а также предлагает комплексные систематические упражнения, которые помогут настроить голосовой аппарат для работы в эфире и на сцене. Это полноценный курс, после прохождения которого вы научитесь говорить «заново».

Правильная речь и дикция - курсы важны не только вокалистам и певцам. Все, кто выходит на сцену, обязаны красиво, четко и внятно говорить, чтобы речь была понятна аудитории. Даже на защите диплома вы почувствуете себя гораздо увереннее, если выступление безупречно. В крупном деловом городе, как Москва, правильная и грамотная дикция, производящая впечатление - залог успеха .

Публичное выступление требует уверенности в себе, а вокальное – тем более. В процессе вокализирования текста множество букв теряются сами по себе, незаметно проскальзывают. Когда исполнитель волнуется, получится и вовсе нечто невнятное.

Что делать, если беспокоят проблемы с речью? Если существуют, пусть и незначительные, дефекты? . Эти уроки направлены, в первую очередь, на то, чтобы снять напряжение с речевого аппарата. Зачастую именно это - первопричина невнятного произношения.

Репетитор по дикции составит вместе с вами индивидуальное расписание обучения, учитывая ваши пожелания, и вы начнете посещать уроки.

На занятиях выполняются следующие задания:

  • Проговаривание специальных скороговорок. Для тех учеников, у кого есть проблемы с определенным типом произношения, подбираются скороговорки, направленные на устранение конкретного недостатка;
  • Начнете с коротких фраз, постепенно, по мере обучения удлиняя их;
  • Постановка дикции включает в себя умение правильно дышать. Вас научат брать дыхание таким образом, чтобы хватало на всю фразу, либо же брать его незаметно, чтобы не рвать ее;
  • Упражнения для дикции на произношение отдельных сложных или проблемных звуков;
  • Чтение вслух. Это могут быть как знакомые вам стихи или проза, так и совершенно новые произведения. Чтение вслух способствует выработке внятной речи.

Вокальная дикция хорошо поддается тренировке, если в рот положить несколько мелких предметов, например, камушков или орехов. И вместе с ними произносить выученные ранее скороговорки.

Важно помнить, что дышать необходимо «животом», это так называемый диафрагмальный или брюшной тип дыхания. Он обеспечивает более глубокий вдох и экономное расходование воздуха при пении или разговоре. Занятия для дикции совмещают непосредственно речевой тренинг произношения и постановку дыхания.

Конкурс скороговорок

Постановка дикции и голоса - есть ли возрастные ограничения?

Нет, возраст значения не имеет, дикцию развивают как детям, так и взрослым. Репетиторы школы сайт сначала проводят работают над выявлением звуковых огрехов, а потом, с учетом возраста и недочетов составляют программу уроков. Предела возраста, как и совершенства, для занятий нет.

Записи клиентов

С помощью слова человек выражает свои мысли, а значит, если его речь путаная, значит и в голове у него бардак? Так? Не совсем, но именно такое впечатление рождается о говорящем у его собеседника. Некоторые люди просто не умеют красиво говорить, хотя их внутренний мир очень даже богат. Причин для такой неприятности может быть много: стеснение и комплексы, нарушенная дикция, неприятное звучание голоса, тихий или громкий звук, отталкивающая манера повествования (занудство, навязывание, недоброжелательность, угрюмость).

Если на первой встрече вам будет достаточно говорить общие фразы, говорить ни о чем, отшучиваться или мило улыбаться, то на последующих встречах этого будет уже не достаточно. От вас будут ждать глубину мысли, содержательности темы разговора, широты кругозора, интересной подачи, разносторонности взглядов. Также наметилась тенденция спроса на чтение стихов противоположному полу. Многие молодые люди учат огромные фрагменты литературных работ Шекспира, чтобы покорить их прочтением свою спутницу. «Приправленные» актерским мастерством романтические строки покоряют с первого звука.

Уроки постановки голоса и речи в Москве

В этом и многих других случаях будут полезны занятия сценической речью. Еще ораторы древнего мира проходили обучение технике речи в самых экстремальных условиях. Они репетировали, стоя на краю скалы, перекрикивая шум волн и крики чаек. Красивой речи обучались все аристократы. Сейчас умение говорить грамотно и красиво перестало быть сверхъестественным даром. Это просто необходимость, если вы хотите быть успешным, поэтому мы настоятельно рекомендуем курсы постановки техники речи в Москве, за 8 занятий!

Каждый день нам нужно готовить презентации, выступать на совещаниях, общаться с клиентами и коллегами. Поэтому занятия и уроки сценической техники речи не кажутся такой уж прихотью «буржуев». Жители столицы с волнением ищут курсы постановки голоса и речи в Москве.

Занятия по технике речи и постановке голоса

Опираясь на тот факт, что публика больше реагирует на то как вы говорите, чем что, и видя, как на некоторых выступлениях монотонный голос оратора усыпляет, в основе тренингов публичных выступлений в первую очередь лежит работа над голосом.

Но и тут не все так просто. Дело в том, что звучание голоса зависит от дыхания, артикуляции и даже психоэмоционального фона говорящего. Публичная речь и ораторское искусство постигается через изучение того, как происходит звукоизвлечение, как следует артикулировать, как правильно дышать . Это ежедневная работа над голосом, проговаривание скороговорок и выполнение специальных актерских упражнений. Работа эта для самостоятельного изучения не простая, поэтому так востребованы курсы сценической речи в Москве.

Педагоги отмечают, что последнее время многие ученики обращаются с проблемой быстрой речи. Ее причина кроется в волнении говорящего, иногда она воспринимается как желание закрыть скорее тему или откровенное вранье. Также быстрая речь очень сложна для восприятия, она быстро утомляет и отталкивает.

На курсах постановки голоса и техники речи не стоит торопиться с результатом. Следует понимать, что работа эта кропотливая, регулярная и упражнений достаточно много. На мастер — классах вы узнаете о существовании отдельных упражнений для дыхания, дикции, артикуляции, звучания.

Изучение риторики начинается с азов : с правил построения речи, ее подготовки, проведения и ответов на вопросы по ней. Благодаря практическим урокам на сцене, вы приобретете уверенность и вам будет легче выступать перед незнакомыми людьми.

Многие бояться публичных выступлений по причине последующих «щекотливых» вопросов. Следует помнить, что поставить вас в тупик может лишь тот вопрос, на который вы не знаете ответ, поэтому готовьтесь к публичным выступлениям. Придумывайте ответы на все вопросы и обвинения, с которыми на вас могут обрушиться и тогда вам удастся намного меньше волноваться перед выходом к публике.

Искусство речи, риторика и ораторское мастерство помогут вам завести новые знакомства, познакомиться с более влиятельными людьми, подняться по карьерной лестнице, выделиться среди коллег, стать душой кампании.

Высокая культура речи и ораторское искусство покоряется лишь тем, кто не боится пробовать и ошибаться. Чем больше в театральных курсах актерского мастерства публичных выступлений, тем быстрее вы научитесь говорить красиво, а манера поведения на сцене свободнее и привлекательнее.

Дерзайте: под лежачий камень вода не течет!

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.