Увеличение количества анализаторов используемых учащимися в учении. Генель Л.С., Руденко В.Л

В процессе учения и познания окружающей действительности принимают участие все органы чувств. Поэтому принцип наглядности определяет необходимость формирования у учеников понятий и представлений на основе чувственных восприятий явлений и предметов. Однако органы чувств или «каналы связи» человека с миром имеют различную пропускную способность. Так, за одну единицу времени орган слуха способен пропустить 1 тысячу условных единиц информации, орган осязания – 10 тысяч, а орган зрения – 100 тысяч. Получается, что человек получает примерно 80% информации об окружающем мире с помощью зрения.

С учетом наибольшей пропускной способности у органов зрения, на первом месте стоит принцип наглядности. Но он предусматривает опору не только на зрение, а и на остальные органы чувств. По мнению педагогов, чем больше в восприятии какого-нибудь впечатления участвует органов чувств, тем прочнее оно закрепится в памяти, а объясняется все взаимосвязью органов чувств.

Эффективному усвоению информации способствует применение наглядных и . Кроме того, у учеников при этом активизируется познавательная деятельность, развивается способность связывать теорию с практикой и с жизнью, формируются навыки технической культуры, повышается интерес к обучению, воспитывается аккуратность и внимание.

Виды наглядности

Дидактика изучает обучение без привязывания к конкретному предмету, поэтому рассматривает общие виды наглядности :

  • Естественная или натуральная наглядность демонстрирует явления и объекты, которые можно встретить в действительности. Например, на уроке биологии при изучении растения демонстрируют его образец.
  • Изобразительная наглядность демонстрирует модели или макеты устройств, графические пособия (рисунки, плакаты, схемы), экранные средства (диафильмы) и другие наглядные пособия.
  • Словесно-образная наглядность – специфический вид, к которому относят яркие рассказы и словесные описания, звуковые устройства.
  • Практический показ действий – предполагает демонстрацию обучающим различных действий. Это работа с инструментом на уроках труда, физические упражнения на уроках физкультуры, практические задания в профтехучилищах.

Эти виды наглядности часто дополняют таким своеобразным видом как внутренняя наглядность. При нем в процессе обучения учащимся предлагают представить ситуацию, опираясь на свой прежний опыт. Например, на уроке физики чтобы вывести формулу расчета сопротивления проводника, учащимся не демонстрируют разного сечения проводники, а предлагают представить абстрактный проводник и подумать логически , от чего будет зависеть его сопротивление.

Реализация принципа наглядности

Принцип наглядности реализуется посредством соблюдения таких правил обучения:

  1. Если наглядное пособие дает положительный результат, но при этом оно устарело или технически несовершенно, игнорировать его не стоит.
  2. Наглядные пособия используются не для модернизации процесса обучения, а в качестве важнейшего средства успешного обучения.
  3. Используя наглядные пособия важно знать меру, их переизбыток приведет к рассеиванию внимания, что ухудшит усвоение материала.
  4. Демонстрация наглядного пособия должна происходить в ходе изложения учебного материала только в тот момент, когда это необходимо, до этого их нужно закрыть от взора учащихся. Исключения – плакаты с формулами, постоянными величинами и т.д., требующими запоминания. Тогда наглядные пособия должны быть перед глазами учащихся постоянно.
  5. Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.

Сами по себе наглядные пособия в процессе обучения особой роли не играют, важно сочетать их со словами учителя . Для этого можно придерживаться одного из принципов сочетания:

  • словесно учитель дает информацию о явлении или объекте, а потом подтверждает ее правдивость, демонстрируя наглядное пособие;
  • словесно учитель направляет наблюдения учащихся, но знания об объекте или явлении они приобретают, наблюдая за ним.

Первый способ проще для учителя, т.к. требует меньших затрат времени, а второй более эффективен, т.к. способствует активизации деятельности учащихся.

Наглядность можно использовать, чтобы обогатить чувственный опыт учащихся, тогда она должна быть красочной и яркой. С другой стороны, при обучении счету младшим школьникам не требуются плакаты с красивыми рисунками, лучше чтобы на них были изображены простые карандаши, тогда внимание будет сконцентрировано на самом счете, а не на рассматривании картинок.

Важным условием эффективности использования наглядных пособий при внеаудиторной самостоятельной работе является применение на уроках достаточного и необходимого количества наглядного материала.

Наглядность является показателем простоты и понятности того психического образ, который обучаемый создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. «Основная задача наглядности - базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях» Благодаря наглядности создаются условия для практического применения осваиваемого материала. Наглядность не должна сводиться к какому-то автоматизму, к механическому отражению внешних предметов. Она должна включаться в познавательную систему головного мозга, являясь «пищей для ума», и в процессе обработки информации давать в той или иной степени содержательные знания об исследуемом объекте. Содержание учебного материала дисциплины «Композиция» тесно связано с другими дисциплинами художественно-графического цикла и поэтому возможности для наглядности в обучении.

Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления учащихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учащихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на выполнение материала. Однако, придавая наглядности в обучении большое значение, нельзя ее переоценивать и недооценивать другие принципы обучения. При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь учащихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не отделить главного от второстепенного. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного.

По А.А. Леонтьеву (1973), наглядность выполняет четыре основные функции: страноведческую (описание данной страны, ее пейзажей, городов, исторических памятников, производственных, бытовых сцен, реалий); наглядной презентации предметов, действий явлений; изображение предметной ситуации (основа для описания по картинке, наглядный комментарий к содержанию текста, наглядная мотивация общения, прямая иллюстрация ситуации общения, содержательная опора для высказывания); визуальной стимуляции высказывания (стимуляция высказывания в целом, части высказывания, проверка и коррекция понимания высказывания)

Наглядность должна широко использоваться в обучении и исполнять различные функции на отдельных этапах усвоения учебного материала. С помощью различных средств наглядности создаются естественные условия для проявления коммуникативной функции.

Средства наглядности помогают созданию образов, представлений, мышление же превращает эти представления в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и повышают интерес к изучению. Рисунки, фотографии, схемы, таблицы, картинки являются внешним видом наглядности. Существует и наглядность внутренняя, которая вытекает из конкретного контекста, непосредственного языкового окружения. Наглядность есть проявление психических образов этих предметов, изображенных на фотографиях, рисунках. Когда говорят о наглядности, то имеют в виду образцы этих предметов. Яркая наглядность создает представление о живых образах, вызывает соответствующие ассоциации, так как восприятие наглядности оказывает эмоциональное воздействие на обучаемого.

В.А. Атремов указывает на преимущества чувственно-наглядного преподнесения материала, так как: это мобилизует психическую активность учащегося; переводит произвольное внимание в после произвольное; развивает память, которая опирается при этом на ощущения; расширяет объем усвояемого материала; облегчает весь процесс обучения и тем самым вызывает интерес к занятиям; снижает утомляемость; тренирует творческое воображение; служит источником и критерием достоверности приобретаемых знаний.

Принцип наглядности способствует приобретению осознанных знаний, обеспечивает их прочность усвоения, вызывает познавательную активность обучаемых, оказывает положительное эмоциональное воздействие и способствует успешному решению развивающих, практических, образовательных и воспитательных задач.

Наглядность в обучении способствует тому, что у студентов, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируется представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления, анализируются и обобщается в связи с учебными задачами.

Использование наглядных средств не только для создания у студентов образных представлений, но и для формирования памяти, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.

Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что …можно, предоставлять для восприятия чувствам…». Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединять, то есть сформировать у учащихся понятия.

В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «…ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.) Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, ближе к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредствам выделения частей слова разными цветами и т.п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств, при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие, соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т.д.

Наглядные пособия должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Методика применения наглядных пособий зависят от того, на какой стадии изучения материала они применяются. Одно и то же наглядное пособие или комплекс наглядных пособий и технических средств различным образом применяются при обучении нового материала по различным темам учебной программы по графике диафильмы и кинофильмы являются органическим дополнением к натуре и к моделям. В сумме эти наглядные средства являются для учащихся источниками знания.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.

Наглядные пособия как средство обучения - являются ценнейшим источником знаний для студентов в познании теории и практики обучения. Использование средств наглядности на занятии имеет огромное значение для повышения качества усвоения студентами информации, развития психики студентов и решения педагогических возможностей преподавателя. Наглядность способствует приобретению осознанных и прочных знаний, она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность студентов.

Средства наглядности используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности студентов по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и студентов.

Необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.

Общепринятой классификации, приводящей все виды средств наглядности в систему, отвечающую требованиям, предъявляемым преподавателю, работающему с ней, пока нет. У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область использования в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных образцов, как их реальность, способствует формированию у студентов правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению. В преподавании общетехнических и специальных предметов показ реальных объектов часто единственный путь передачи сведений о них студентам.

Преподаватель предъявляет средства наглядности студентам на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используется такие: демонстрация натуральных и искусственных объектов; зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо иметь преимущества каждого из них в учебном процессе. Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинета, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности студентов к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

Дидактические задачи, решаемые с помощью применения наглядных пособий:

Сообщение студентам более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения; повышение доступности обучения;

Повышение темпа изложения учебного материала; повышение интереса студентов, удовлетворение их запросов и любознательности; снижение утомляемости студентов на занятиях; переключение сэкономленного времени на творческую деятельность; увеличение доли времени на самостоятельную работу студентов.

Определенный вклад в решение задачи организации вне - аудиторной самостоятельной работы студентов должна внести более тщательная разработка и внедрение в процессе обучения современных, научно обоснованных учебных и методических пособий, которые по использованным в них способам представления знаний отходят от традиционного назначения, характерного для большинства учебной литературы. Вместе с тем учебные пособия выполняют не только информационную, но и организационно - контролирующую и управляющую функцию.

Управляющая функция учебного пособия появляется в рубрикации, текстовом выделении основных положений учебного материала, в наличии структурно - логических схем, выявляющих взаимосвязь учебных материалов, в обобщающих выводах.

Организационно - контролирующая функция учебного пособия проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы. Вместе с тем мыслительную активность, позволяющую раскрыть свои способности и ускорить процесс усвоения получаемой информации, необходимо организовывать в процессе обучения.

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

Используется с давних времен. Придя на смену вербалізму средневековой схоластической школы, сенсуалістичний подход к обучению стал заметным шагом на пути Его гуманизации и демократизации. Принцип наглядности разрабатывали Я.А.Коменский, И.Г Песталоцци, К.Д.Ушинский и другие великие педагоги XVII - XIX вв. В разное время они приходили к выводу, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), которые используются учащимися в обучении. Возможность представления всего, что изучается, для восприятия разнообразными ощущениями (зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием) Я.А.Коменский назвал "золотым правилом для учеников", утверждая, что дело обучения необходимо поставить так, "... чтобы не мы говорили ученикам, а сами предметы, чтобы ученики могли касаться их или их заменителей, рассматривать, слушать". Однако глубоко понять роль наглядности в обучении великий педагог на то время не мог в силу занимаемых им позиций. Ведя речь о необходимости природовідповідного воспитания ребенка, он имел в виду не ее внутреннюю (антропологическую) природу, а внешнюю (физическую), что, по мнению П.Каптерева, вывело его в поисках аналогий для своих педагогических взглядов на путь "не от природы до школы, а от школы к природе".

Немалая заслуга в развитии этого принципа принадлежит И.Г.Песталоцци, который в понимании природосообразности исходил из того, что воспитание и обучение ребенка должно осуществляться согласно естественному ходу развития внутренней природы ребенка. Наглядность для швейцарского педагога - не определенная совокупность чувственных впечатлений, а выход на освоение таких чувственных элементов знаний, которые, выступая в роли чувственных алфавитных единиц восприятия, позволять ученику свободно ориентироваться в сложном. Поэтому любое "элементарное обучение" Ы.Г.Песталоцци советовал начинать с чувственных восприятий.

А.Дистервег, развивая эти подходы к пониманию роли наглядности в обучении, определил ее функцию как средство перехода: а) от близкого к далекому, б) от простого к сложному, от известного к неизвестному.

К.Д.Ушинский к средствам наглядности относил живое образное слово учителя.

Таким образом, развитие предшественниками дидактического принципа наглядности привел к пониманию ее как средства чувственного освоения мира во всей сложности его иерархии. Поэтому в ее состав относят не только натуральные, изобразительные, схематические, аудиовизуальные, но и словесно-образные средства. Роль последних особенно возрастает тогда, когда учителю приходится знакомить учащихся с тем, что он не в состоянии продемонстрировать с целью формирования у воспитанников определенных чувственных впечатлений. В таких случаях приходится создавать соответствующий образ заучуваного объекта с помощью языковых средств на основе собственных чувственных впечатлений. Но для того, чтобы это осуществить, необходимо суметь передать свои личностные смыслы понятий ученикам. Единственным путем такой передачи, согласно психологической теории личностных смыслов В.М.Леонтьсва, является создание "эстетической атмосферы". Создать же ее за пределами эмоциональности трудно. Несмотря на это, мы перейдем к рассмотрению следующего принципа.

Дидактический принцип эмоциональности.

Обоснован отечественным дидактом В.И.Помагайбою. В соответствии с этим принципом признается, что приятные эмоции в процессе познавательной деятельности не только влияют на расширение мнестических возможностей учащихся, но и играют важную психологическую роль. Как утверждает автор психологической теории доминанты А.Ухтомский, подробно, четко и глубоко закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально. В физиологическом аспекте этому соответствует повышенная мобильность нервных элементов, обусловленная деятельностью вегетативной и эндокринной систем, выступающая предпосылкой крепкого за чеканку внешних воздействий и их адекватного воспроизведения.

По мнению Н.П.Бехтерєвої, эмоции оказывают наибольшее влияние на работу полушарий головного мозга. В оптимальном варианте возникновения эмоций проходит с привлечением незначительного количества зон, где происходит сдвиг над медленных потенциалов, меняющий свойства этих зон. Если эмоциональный фактор по своей интенсивности и продолжительности превышает "определенный оптимум", то в процесс вовлекаются другие "территории" зоны мозга.

Однако, как ранее уже упоминалось, важнейшая роль этого принципа проступает в свете теории личностных смыслов В.М.Леонтьева. В соответствии с ней для субъекта деятельности в достижении им определенных целей, овладение определенными средствами, действиями является способом утверждения его жизни - удовлетворение и развитие как материальных, так и духовных потребностей, опредмечених в мотивах деятельности. Функция последних, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они якобы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах - придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с об их активным значением. При определенных условиях несоответствие смыслов и значений в индивидуальном сознании может приобретать характер настоящей отчуждения между ними, даже их противопоставление. Как и чувственная ткань сознания, личностные смыслы, в отличие от значений, не имеют своего "надин-индивиду ального", непенхологічного существования. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с его мотивацией. По мнению А.Леонтьева, смысл как раз и создает страстность человеческого сознания. При таком условии только наполненный соответствующим эмоциональным содержанием смысл позволяет мыслить неизвестный предметный мир, который никогда не открывался ученику в своей чувственно данной предметности. Это своеобразный переходный мостик между существующим реально неизвестным ребенку предметным миром и тем мислительним образом последнего, который формируется в его сознании. Однако это возможно лишь при условии наполнения личностных смыслов определенным эмоциональным содержанием. Лінеарний, лишенный эмоциональной присутствия, учебный процесс порождает непонимание учащимися нового учебного материала, ослаблено его запоминание, быстрое забывание.

Несовпадение личностных смыслов с объективными значениями предметного мира нередко приводит у школьников так называемые дидактогенні неврозы. Поскольку при этих условиях личностные смыслы начинают жить как будто в чужой одежде. Возникает противоречие, которое порождает это явление, потому что в отличие от бытия общества, как подчеркивает А.М.Леонтьев, бытие индивида не является "самомовним", то есть индивид, не создавая собственного языка, не производит самих значений. Он может осознавать действительность только посредством усвоения снаружи "готовых" значений - знаний, понятий, взглядов, которые он получает во время общения. Именно это и создает возможность внесения в его сознание, навязывания ему или искаженных или фантастических представлений и идей. Некоторые из них могут не иметь никакой почвы в его реальном жизненном опыте. В таком случае они проявляют в сознании неустойчивость. Впоследствии, превращаясь в стереотипы, становятся настолько способными к противоборству, что разрушать их могут только серьезные жизненные конфронтации. Но даже разрушение их приводит к устранению дезинтеграции сознания, поскольку лишь создает опустошение, способное обернуться психологической катастрофой.

Психология признает, что драматизм внутреннего движения развитой системы индивидуального сознания состоит в том, что не исчезает и не может исчезнуть постоянно воспроизводящее себя несовпадение личностных смыслов, которые имеют в себе интенционность, страстность сознания субъекта и "беспристрастных" к нему объективных значений, посредством которых они только и могут себя выразить.

Благодаря дидактическому принципу эмоциональности педагог получает возможность целенаправленного воздействия на характер этого драматизма, поскольку, как уже упоминалось, В.М.Леонтьев доказал, что любая полная передача индивидуального личностного смысла втором индивида возможна лишь в условиях эстетического общения, эмоционального сопереживания.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Генель Леонид Самуилович 1 , Руденко Виктор Лазаревич 2
1 , к.т.н., академик Российской академии наук и искусств и Международной академии холода
2 ООО "Спектропласт", старший научный сотрудник


Аннотация
Повышение качества образования особенно актуально в настоящее время в связи с ускорением технического прогресса. И прежде всего с развитием компьютерных и коммуникационных технологий. Эти технологии гораздо эффективнее осваиваются молодыми поколениями, чем старшими. Всемирная компьютерная сеть и мобильная связь способствуют бурному накоплению и цепной передаче информации в социуме. Но они не способствуют пониманию и глубине постижения этой информации и, таким образом, входят в противоречие с духовно – интеллектуальной компонентой социума. У большей части молодого поколения ослаблена потребность в понимании полученной информации, а также в приобретении духовно - интеллектуальных ценностей. Причина тому...

THE QUALITY OF EDUCATION. THE RISE IN THE EFFECTIVENESS OF TEACHING

Genel Leonid Samooilovich 1 , Rudenko Victor Lazarevich 2
1 , Ph. D (Techn. Sci.), Academician of Russian Academy of Sciences and Arts and International Refrigeration Academy
2 LLC "Spektroplast", senior research worker


Abstract
Improving the quality of education is especially topically at the present time in connection with the acceleration of technological progress. And above the all with the development of the computer and communication technologies. The technologies are much more efficiently being mastered with the younger generations, than with the older ones. A worldwide computer network and mobile communications promote the rapid accumulation and the chain dissemination of information in the society. But they don"t assist to the understanding and depth of comprehension of the information and thus are in inconsistency with the spiritually-intellectual component of the society. In the most part of the young generation the need to acquire the spiritually-intellectual values is weakened. The reason of this is...

Введение

Повышение качества образования особенно актуально в настоящее время в связи с ускорением технического прогресса. И прежде всего с развитием компьютерных и коммуникационных технологий. Эти технологии гораздо эффективнее осваиваются молодыми поколениями, чем старшими. Всемирная компьютерная сеть и мобильная связь способствуют бурному накоплению и цепной передаче информации в социуме. Но они не способствуют пониманию и глубине постижения этой информации и, таким образом, входят в противоречие с духовно – интеллектуальной компонентой социума. У большей части молодого поколения ослаблена потребность в понимании полученной информации, а также в приобретении духовно - интеллектуальных ценностей. Причина тому – изменение ментальности молодого поколения по сравнению со старшим. Очевидна переориентация затрат времени молодых в пользу компьютерных игр, общения в социальных сетях и др.

Это обстоятельство уже приводит к ускоренному разрыву взаимопонимания между поколениями. А это в свою очередь может привести в недалеком будущем к глобальным катастрофическим последствиям для цивилизации.

Именно поэтому у нас возникла потребность в изложении материала, в котором кратко, на отдельных примерах, предлагается изменить принципы комплектации и процесс обучения и воспитания Учителем Учеников и групп Учеников (Классов).

Качество обучения молодого поколения необходимо сдвинуть в сторону сочетания знания с пониманием, что способно повысить интеллектуально-духовное развитие и частично сгладить вышеуказанную проблему.

На эффективность обучения Ученика большое влияние оказывают физиологический, эмоциональный и интеллектуальный уровни совместимости Учителя, Ученика и Класса. Эти совместимости позволят достичь при определенных условиях частотно- резонансного комфорта в Классе, что повышает эффективность обучения.

Но при этом следует учесть, что сложность предложенного в статье подхода заключается в необходимости синхронизации Ученика, Класса и Учителя и при формировании Класса, и в процессе обучения. Но не на низшем физиологическом и эмоциональном уровнях индивида (как эта синхронизация эффективно действует, например, на стадионе в среде болельщиков - фанатов и тому подобное), а на высших эмоциональном, интеллектуальном и духовном уровнях.

Частотно – резонансный подход, упрощенно изложенный в настоящей статье, основывается на следующем факте. В организме конкретного человека в большинстве его клеток присутствует по 46 совершенно одинаковых по строению и структуре хромосомных наборов, образовавшихся от одной зиготы и способных к эффективному волновому резонансу между собой. Резонировать они могут с разной эффективностью от внутренних и внешних воздействий .

Вопрос – как поднять в быстро изменяющихся современных условиях средний показатель эффективности обучения Ученика и Класса? Попытка ответа на этот вопрос сводится к управлению частотной синхронизацией физиологического, эмоционального и интеллектуального состояния Ученика, Класса и Учителя. В настоящей краткой статье возможность синхронизации индивидов рассматривается на нескольких примерах.

Пример 1. Иммунитет Ученика как один из факторов восприимчивости Ученика к обучению

Под иммунной системой мы подразумеваем сопротивляемость организма внешним и внутренним воздействиям. При этом, в отличие от общепринятых в медицине подходов, когда иммунная система рассматривается преимущественно как сопротивление организма внешним факторам, воздействующим на физиологические (биологические) характеристики организма , нами рассматриваются воздействия внешних факторов и на другие характеристики индивида. К этим характеристикам относятся дополнительно эмоциональное и интеллектуальное состояния организма и способность этих состояний или воспринимать, или сопротивляться внешним воздействиям.

Выделяются два типа иммунных систем, действующих одновременно в организме человека:

1-ый тип – врожденный, первоначально заложенный в зиготе в виде хромосомного диплоидного набора, определяющего все дальнейшее природное развитие организма.

2-ой тип – приобретенный организмом под действием внешних факторов.

Для укрепления 2-го типа иммунной системы (формирующегося под воздействием внешних факторов: физиологических, эмоциональных и интеллектуальных) соответствующие характеристики индивида (Ученика) в процессе обучения должны направленно развиваться, тренироваться и закаляться. При этом необходимо учитывать степень их отклонений от зиготного (природного) замысла на Ученика. Этот замысел на Ученика должен быть заранее выявлен Учителем c помощью определенных методик на конкретный период обучения. Для развития замысла на Ученика Учителю необходимо контролировать способность Ученика к восприятию информации, выработать оптимальную форму и длительность подачи материала урока. Добавим, что иммунную систему индивида следует оценивать не только по способности реагировать на внешние воздействия определенной величины, но и учитывать градиент и знак изменений этих воздействий. Обосновывается градиентный подход эффектом привыкания Ученика к внешним воздействиям (релаксационными процессами в организме).

В общем случае обучение заключается в развитии и укреплении вышеназванных 2-х типов (природного и приобретенного) и 3-х характеристик (физиологической, эмоциональной и интеллектуальной) иммунной системы обучаемых.

Все вышесказанное относится к очному методу обучения. Однако, очный метод обучения лишь тогда эффективен, когда Учитель и Ученик находятся в пределах оптимальных хромосомных зиготных различий и когда между Учителем и Учеником удалось установить частотно – резонансное взаимодействие. Этот же подход относится к системам: «Ученик – Класс» и «Учитель – Класс».

Проявление иммунитета Ученика к интеллектуальному внешнему воздействию зависит от наличия в Ученике определенного количества и качества резонирующих с речью Учителя ранее усвоенных Учеником слов и понятий, зафиксированных им в определенных областях мозга. Другими словами, если объем знаний, заранее усвоенных Учеником, менее 20% от объема предоставляемой ему новой информации Учителем, то ему трудно, если не невозможно, в полной мере ее усвоить. В тоже время, если объем ранее усвоенных знаний на подкорке Ученика будет выше 60%, то Ученику будет скучно и не интересно на Уроке. (Смотри примечания к приведенным цифрам в заключении). В случае, если Ученик обладает природным и приобретенным интеллектами, оптимизированными по объему и синхронизированными по резонансным характеристикам с Учителем, то в таком Ученике сформируется эффект резонанса между зафиксированными ранее в его мозгу знаниями и новыми знаниями, получаемыми от Учителя. Такое состояние Ученика по отношению к Учителю значительно облегчит процесс его обучения.

Накопленные Учеником в процессе обучения знания и понимания, а также умение применять полученные знания на практике можно отнести к приобретенной закалке интеллектуальной и эмоциональной характеристик иммунитета к жизненным ситуациям.

Что касается эмоциональной характеристики иммунной системы индивида (обучаемого), то она является связующим звеном между, с одной стороны, эмоциями и физиологией, а, с другой стороны, между эмоциями и интеллектом. В общем случае необходимо рассматривать все три характеристики иммунитета как единый комплекс, сбалансированность которого с природным (зиготным) иммунитетом Учителя и Класса является предпосылкой для успешного обучения и развития Ученика. В тоже время более подробное описание этих характеристик Ученика выходит за рамки настоящей статьи.

Пример 2. Совместное единообразное питание как один из способов повышения восприимчивости коллектива к обучению

Оценим одну из возможностей частотной синхронизации членов коллектива путем использования широко применяемого тысячелетиями в мировой практике приема, связанного с совместным потреблением пищи в различных сообществах людей.

Мировой исторический опыт показывает, что процесс совместного потребления пищи (и по времени, и по составу пищи) является одним из основополагающих приемов объединения индивидов в коллектив. Примеры: прием пищи в семьях, совместные трапезы монахов, пиры знати, современные корпоративы, и т.д. Обратная картина, когда необходимо обособить собственную индивидуальность, то совместные трапезы запрещались – например, в практиках буддизма при ретрите. (Ретрит – это английское слово (retreat), в переводе на русский язык обозначающее «уединение», «отдаление от общества»). Совместная трапеза одинаковыми продуктами питания коллектива (в рассматриваемом случае учебных Классов) в одно и то же время может способствовать частотной гармонизации Класса. Основная причина – накопление подобных продуктов метаболизма в Учениках от съеденных одних и тех же продуктов питания в одно и то же время. Процесс метаболизма в Учениках происходит совместно с работой эндокринных желез. Эти процессы способствуют возникновению в большинстве Учеников в правильно подобранном Классе близких частотно – резонансных характеристик на физиологическом уровне. Это обстоятельство приводит к образованию в определенной мере менее дисбалансного сообщества индивидов (Класса) на физиологическом уровне, обладающем улучшенным, как мы предполагаем, коллективным частотно-резонансным комфортом, способствующим более единообразному усвоению знаний, даваемых Учителем именно этим Ученикам в определенное время, после приема ими пищи. Продолжение интеллектуального обучения после окончания приема пищи целесообразно проводить не сразу, а с учетом метаболических процессов от принятой Учеником пищи – примерно через 0,5 – 2,0 часа в зависимости от состава съеденных продуктов (с учетом составления меню в учебных заведениях, включающего легко усвояемые продукты). Освободившееся время после приема пищи можно использовать для легкой гимнастики, собраний, уроков труда, рисования, пения и т.д.

Таким образом, обучение в Классе, при формировании которого учитывалась сопоставимость метаболических процессов в Учениках при усвоении продуктов питания, будет проходить более эффективно. А различия в параметрах метаболизма Учеников Класса подбираются исходя из «хромосомной подсказки» в пределах от примерно 2.2% до 4.3% .

Ученик формируемого класса, который имеет существенные отличия от средних показателей характеристик других Учеников своего класса, должен переводиться в другие Классы (коллективы) с Учениками с сопоставимыми с ним параметрами метаболизма.

При приеме в школу необходимо провести тесты на физиологические особенности Ученика. Учитываются особенности процессов метаболизма от потребленной им пищи различного вида. На Ученика формируется банк данных включающий, например, анализ крови, резус фактор, половой фактор, хронологический и фактический возраст, национальная принадлежность и т.д. Все эти параметры необходимо связать с хромосомно – зиготным типом и различными характеристиками конкретного Ученика.

Считаем полезным обратить внимание на выстроенную тысячелетиями систему питания в древнейшей медицинской практике – Аюрведе. В самом деле, сколько Учеников в Классе – столько и темпераментов. Перечислим их вкратце – сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик и их сочетания, а по Аюрведе – это доши (капха, вата, питта) и их сочетания. И в зависимости от преобладающих темпераментов Учеников в Классе и темы предстоящего урока может производиться незначительная корректировка состава пищи для конкретных Учеников, отклоняющихся от преобладающих в Классе темпераментов. Проводится эта корректировка с учетом принципов, разработанных Аюрведой и современными диетологами.

Пример 3. Роль речи и слуха в повышении эффективности обучения Ученика

Почему речения и Учителя, и Ученика играют важную роль в процессе обучения?

Речь Учителя, воспринимаемая слухом Ученика, передает ему информацию, которая воспринимается Учеником одновременно по трем собственным состояниям (характеристикам). К ним относятся интеллектуальные, эмоциональные и физиологические состояния Ученика. Эти состояния могут или усилить, или ослабить частотно – резонансное взаимодействие речи Учителя и слуха Ученика. В настоящем примере мы остановимся преимущественно на интеллектуальном состоянии Ученика, изменяющемся под действием речи Учителя.

Рассмотрим три физические основы механизма передачи информации от Учителя к Ученику и от Ученика к Учителю.

  1. Передача информации происходит акустическими волнами из уст говорящего в слуховые органы слушающего.
  2. Акустические волны говорящего происходят от работы языка, нёба и выдыхаемого из легких воздуха. В процессе речения кроме акустических волн возникают нейросигналы, которые поступают в мозг - в 5 точек коры головного мозга говорящего - и излучаются в виде пакета акустоэлектромагнитных волн через голову во внешнюю среду (достигая слушателя). Т.е., дополнительно происходит обработка пакетами акустоэлектромагнитных волн говорящим внешнего пространства окружающей среды, в том числе и слушателя.
  3. Речения поступают практически одновременно в мозги слушателя и самого говорящего через их слуховые органы.

Общение в процессе обучения должно происходить таким образом, чтобы информация Учителя, передаваемая Ученику, и наоборот, передавалась непосредственно на «антенный комплекс хромосом» обоих собеседников акустических и пакетами акустоэлектромагнитных волн. Для этого во время диалога Учитель должен научиться таким образом оперировать собственными акустическими и акустико- электромагнитными волнами (как передатчиком), чтобы поймать настройку «станции» приемника Ученика. Например, контролируя реакцию Ученика и Класса на передаваемую информацию. Если это удается, то связка «речь – ухо» на наш взгляд в совокупности с пакетом акустических и электромагнитных волн от мозга и акустической составляющей из уст говорящего может обладать синергическими свойствами. А это означает повышение результативности процесса обучения. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что речь и слух каждого человека индивидуальны. Они имеют свой неповторимый спектр (свой тембр, интонацию, обертоны и т.д.) и могут быть использованы при подборе Учеников к Учителю и Учителя к Классу как один из тестов совместимости и восприимчивости друг к другу. Эта же мысль формулируется следующим образом: восприимчивость слушателя - обучаемого зависит от его собственных природных частотных характеристик в диапазоне волн и полей, способных обеспечить эффект резонанса с частотными характеристиками речи Учителя. В этом случае абитуриент - Ученик должен пройти тест на восприятие и усвоение звуковой информации от будущего Учителя. Для этого Учитель и Ученик записывают собственные акустические, речевые и слуховые спектры, снимают энцефалограммы, применяют метод Холтера (Холтеровский мониторинг, или суточная регистрация артериального давления, пульса и электрокардиограммы), проходят комплексы методик, условно называемых «Детекторами лжи», и многих других методик. Возможность достижения синхронизации говорящего и его слушателя должна быть тестирована на физиологическом, эмоциональном и интеллектуальном уровнях.

В идеале в результате тестирования Ученика его синхронизация с Учителем может быть обнаружена на всех трех уровнях характеристик. Но это редкий случай. Поэтому, если рассматривать отдельно вышеупомянутые характеристики, то складывается такая картина. Например, если эмоционально восприимчивыми в близких волновых диапазонах окажутся и слушатель, и говорящий, то и восприниматься информация будет преимущественно эмоционально (височными долями больших полушарий и глубинной лимбической системой мозга ). А если интеллектуально и у говорящего, и у слушающего на уровне их подкорковых областей мозга, а также лобных и теменных долях фиксируется существенное несовпадение отвечающих за интеллектуальную деятельность мозга частот, то слушающий с трудом воспримет информацию от говорящего.

Интересной предоставляется многовековая практика синхронизации Учеников и Учителя в мировых религиях, например, в буддизме. Учеников в процессе заучивания мантр озвучивают колокольным звоном определенного диапазона звучания. Каждому Ученику выдается свой колокольчик с индивидуальным звучанием. Одновременно с Учениками колоколом пользуется и Учитель. Колокола разного звучания используются также при проходе Учеников к месту обучения.

Для того, чтобы синхронизация говорящего и слушающего произошла более полно, предлагается еще одна из возможных рекомендаций. Она сводится к следующему: целесообразно, чтобы слушающий (Ученик) проговаривал бы вслух речь Учителя – или вместе с говорящим, или сразу после говорящего. Эффективно также проговаривание проводить вместе с другим соучеником, близким ему по зиготному замыслу и по фактическому возрасту. Это обеспечивает близкие частотно – резонансные характеристики этим соученикам. Резонанс в мозгу Ученика способен вызывать преимущество те слова из новой речи Учителя, которые запомнились и усвоены Учеником в процессе проговаривания речи Учителя. Здесь уместна поговорка: «Повторение-мать учения». Поэтому многократное (до 4-х раз) проговаривание слушателем речи Учителя способно вывести слушателя на более высокий уровень интеллекта.

Весьма существенным фактором повышения качества образования является второй компонент, усиливающий резонанс в мозгу Ученика от речи Учителя. Это освоенная Учеником логика изложения речи Учителя, аналитика слов и предложений, которые подготавливают умственную деятельность Ученика и позволяют Ученику переходить от знания к пониманию. Этот переход от знания к пониманию полученной информации от Учителя существенно расширяет частотно-резонансную восприимчивость Ученика к новым знаниям. Понимание предмета обучения затрагивает более глубокие подкорковые области мозга и дольше сохраняет и накапливает в мозгу Ученика знания, повышает его интерес к обучению. В перспективе, развитие процесса понимания способствует развитию в Ученике природных творческих начал.

Теперь еще несколько слов о некоторых приемах оптимизации интеллектуального и эмоционального роста Учеников в рамках учебного процесса. Если Учитель хочет поднять интеллектуальный уровень Учеников, то в своих речениях на тестовых уроках он должен нащупать в Учениках их верхний и нижний уровень возможностей интеллектуального восприятия и одновременно верхний и нижний уровень эмоциональной составляющей восприятия. Дальше Учитель синхронизирует себя информативно и частотно с высшими уровнями резонирующих воспринимающих фрагментов интеллекта и эмоций своих Учеников и начинает системно, постепенно, осторожно поднимать среднюю интеллектуальную составляющую Учеников Класса, контролируя одновременно их эмоциональную составляющую. В процессе учебы системно контролируется чувствительность учеников (частотно – резонансная чувствительность) к повышению градиента содержания в речениях Учителя как интеллектуальной, так и эмоциональной составляющих с целью определения среднего уровня усвояемости Учеником и Классом информации. Контроль производится тестированием, в том числе с использованием специальных методик и приборов. (В частности, методов, приведенных ранее). Так Учитель, оперируя характеристиками своей речи, настраивается на преимущественные частотно – резонансные характеристики Учеников и, таким образом, может оптимизировать их интеллектуальный и эмоциональных рост.

Заключение

Предложенные выше методики можно рассматривать, как небольшую часть возможностей достижения лучшего частотно -резонансного баланса между Учителем, Учеником и Классом, ведущего к повышению эффективности обучения и качества образования.

Совокупное воздействие частотно-резонансных факторов эмоциональной, физиологической и интеллектуальной природы, представленных в трёх вышеизложенных примерах, может проявлять синергический эффект, приводящий к более успешному процессу усвоения информации Учеником и Классом. Это обстоятельство должно учитываться на Уроках и быть «Инструментом» Учителя.

Дополнительных исследований потребует при тестировании Учеников и Учителей переход от условных, сугубо ориентировочных цифровых показателей (приведенных в настоящей статье) к обоснованным количественным и полуколичественным показателям. Для этого рекомендуется использовать плоды научно-технического прогресса в изучении генетики, физиологии усвоения пищевой продукции, биофизических и биохимических процессов, процессов мозговой умственной деятельности и т.д., а также обработка этих знаний с применением компьютерных технологий и методов нелинейной алгебры. В этом качестве компьютерная техника рассматривается как одно из самых перспективных направлений современного технического прогресса, направленного на преобразование методики образования и воспитания. Результатом такого подхода к изменению процесса образования должно стать существенное снижение противоречий в социуме, возникающих в связи с ускоренно развивающимся техническим прогрессом.

Более подробно и развернуто тему этой статьи планируется представить в готовящейся к публикации статье «Эффективность обучения Ученика, как функция его хромосомных и частотно – резонансных особенностей».