В советское время ко. Как было в советское время

За семь десятилетий своего существования СССР хлебнул немало лиха, но были в истории Советского Союза и времена, о которых граждане СССР вспоминали, как о счастливых.

Брежневский застой

Несмотря на негативное название эпохи, люди с доброй ностальгией вспоминают об этом времени. Рассвет застоя пришелся на 1970-ые. Это было время стабильности – не было никаких серьезных потрясений. Застой совпал с улучшением отношений между США и СССР – угроза ядерный войны отошла на второй план. Этот период также связан с установлением относительного экономического благополучия, которое сказалось на благополучие и советских граждан. В 1980 году СССР вышел на первое место в Европе и второе в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Кроме того, Советский Союз стал единственной самодостаточной страной в мире, которая могла развиваться исключительно благодаря собственным природным ресурсам.

Именно на конец 1960-ых – начало 1980-ых пришелся пик достижений Советского Союза в науке, космосе, образовании, культуре и спорте. Но главное было то, что люди впервые за всю историю СССР чувствовали, что государство заботится о них.
Апогеем эпохи стала московские Олимпийские игры, которые прошла в 1980 году, а ее символом (и дурным предзнаменованием) – олимпийский Мишка, улетающий на воздушных шарах на церемонии закрытия Олимпиады.

Оттепель

Предтечей этой эпохи стала смерть Сталина в марте 1953 года. Правительство СССР закрыло несколько сфабрикованных дел и тем самым пресекла новую волную репрессий. Однако подлинным началом «оттепели» можно считать речь Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева на XX съезде КПСС, в которой он развенчал культ Сталина. После этого страна вздохнуло свободней, начался период относительной демократии, в которой граждане не боялись сесть в тюрьму за рассказанный политический анекдот. На этот период пришелся подъем в советской культуре, с которой были сняты идеологические оковы. Именно в «хрущевскую оттепель» раскрылись таланты поэтов Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, писателей Виктора Астафьева и Александра Солженицына, театральных режиссеров Олега Ефремова и Галины Волчек, кинорежиссеров Эльдара Рязанова, Марлена Хуциева, Леонида Гайдая.

Гласность

Сейчас принято ругать Михаила Горбачева, однако период 1989 по 1991 год можно назвать эталоном по части демократии. Вероятно, ни одна, даже самая либеральная страна, не имела такого уровня свободы слова, как Советский Союз в свои последние годы своего существования – руководителей СССР критиковали как и с высоких трибун, так и на миллионных митингах. В эпохи гласности на советского человека буквально обрушился такой объем откровений об истории страны, в которой он живет, который за считанные месяцы девальвировал культ Октябрьской революции, Ленина, коммунистической партии, Брежнева и других лидеров СССР. Люди чувствовали, что наступают поворотные времена и смотрели на будущее с энтузиазмом. Увы, времена наступили еще более сложные.

Накануне сталинского террора

«Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится…». Эти слова были произнесены Иосифом Сталиным в 1935 году на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц - стахановцев. Уже позднее Сталина обвиняли в цинизме, однако во заявлении вождя, культ которого тогда еще только начинал формироваться, была и доля правды. После проведенной в СССР индустриализации к середине 1930-ых годов уровень жизни граждан заметно улучшился: выросла зарплата, была отменена карточная система на продукты, в магазинах заметно увеличился ассортимент товаров. Веселый настрой поддерживали советский кинематограф: так, комедия «Веселые ребята» с Леонидом Утесовым была снята в лучших традициях Голливуда. Однако «веселая жизнь» закончилась в 1937 году, с началом массовых репрессий.

Волна энтузиазма после Гражданской войны

После окончания Гражданской войны и восстановления страны Советскую Россия охватила волна энтузиазма. Большевики объявили, что они открыты для всех передовых идей: от психоанализа до промышленного дизайна. Именно на этот период приходится рассвет советского авангарда в искусстве, архитектуре и театре. До Европы и Америки долетали слухи, что большевики не такие кровожадные, а главное очень передовые. В страну стали возвращаться эмигранты, а также приезжать творческие люди и ученые со всего мира, чтобы реализовать свои идеи. Для них СССР стал настоящей креативным инкубатором, экспериментальной лабораторией.
Правда, не всякие идеи поддерживали большевики: так, в Советской России нашли поддержку представители самых радикальных направлений психоанализа, и в тоже время были весь свет русской философии был насильно выслан из страны. Больше всего в это время не повезло Православной церкви, на которую были развязаны жестокая травля и репрессии. Правда, основная масса граждан СССР поддерживало эту кампанию против религии. «Все старое должно было умереть, чтобы открыть дорогому новому».

«Внутренняя эмиграция» в конце 1960-х

В 1964 году Никита Хрущев был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС благодаря организованному заговору своих «товарищей по партии». С его смещением закончилась и «оттепель». Многие ждали реставрации сталинизма, но ее так и не произошло. Хотя о массовых сталинских репрессиях теперь нельзя было говорить публично. В этот период, когда вся общественная неформальная жизнь замерла, возникло новое течение, которое со временем охватило миллионы людей – «движение походников». Вместо отдыха на черноморских курортах, советские интеллигенты собирали рюкзак и отправлялись в дальние турпоходы – покорять горные вершины, спускаться в пещеры, исследовать неизвестные места в тайге. Это была, вероятно, самое романтическое время в истории СССР. Геолог стало «культовой» профессией, а альпинизм – «культовым» видом спорта. Буквально за несколько лет в СССР стало самое большое количество людей, имеющих разряд в спортивном туризме. В крупных городах практически не было семьи, в которой не было палатки, байдарки и походного котелка. Так, советская интеллигенция нашла, в «пении под гитару у костра в лесной глуши» свою экологическую нишу, где не было давления бесчисленных и давно потерявших смысл коммунистических лозунгов, развешенных практически на всех зданиях Советского Союза.

Лицо пациента делается умиротворенным, если ему удачно сделали клизму.
(авторское наблюдение в медучреждении)

Нынче на лицах людей в наших городах и селах чаще всего лежит печать озабоченности, тревоги в смеси с гримасой злобы и агрессии. Приглядитесь, добродушных лиц практически нет, как раньше, скажем, в восьмидесятые годы прошлого века. Те люди, насколько я могу вспомнить, были счастливы своим пусть и неярким, но простым счастьем. Пусть даже и так можно сказать: счастьем «застойным» (от названия той эпохи). Я помню те лица простых людей, хоть и шатался повсюду взъерошенным мальцом.

А теперь - в наши дни. Вот топает толстячок, ростом «от горшка два вершка», сущий «колобок». Тяжело дышит, прет за собой четвероного дружка - собачонку. Пыхтит и мужичок, и животное. В советское время подобные мужички - толстячки отличались природной добротой. А нынче пузан с ненавистью «тявкает» на свою собачонку: «Куда прешь мне под ноги, сука!». Оскал гнева запечатлелся на его физиономии. Песик из-за брани хозяина такое же злобное выражение морды несет окружающим. Лица людей и даже животных, сдается мне, в наши дни радикально переменились. Что порождает означенную ненависть и столь жестокое выражение лиц именно сейчас? Почему раньше такого не было? Приведем некоторые постулаты, казалось бы, незыблемые, и иные моменты, объясняющие отчасти причину перемены в выражении лиц людей.

1. Мой дом - моя крепость

Раньше каждый советский человек знал, что, как бы «хреново» ему не было, у него всегда будет крыша над головой. Сейчас люди видят, что постулат «мой дом - моя крепость» уже не работает. Любая хитрая комбинация «черных» риэлторов, подчас у вас за спиной, и вы уже лишены жилья! Не без помощи заинтересованных официальных лиц. Далее следует пинок, простите, «под зад», и вы - бомж. В советское время бездомных не было. Каждому полагался пусть и подчас крохотный, но угол. А когда у человека есть осознание, что государство о нем заботится, то и лицо его расправляется. Думаю, ощущение страха потери ДОМА, уютного, родного, одна из причин тревожных, агрессивных лиц начала 21-го века.

2. Будь здоров, советский гражданин!

В советское время государство внушало человеку постулат: заботьтесь о своем здоровье! Не желаете? Тогда, получите приказ на все предприятие и пойдете по врачам принудительно. Массовые, тотальные диспансеризации проводились среди всех слоев населения. Уровень знаний медицины обычных врачей из поликлиники подчас поражал даже иностранных коллег. Вы могли прийти с жалобой на горло, но благодаря внимательному глазу врача, данным диспансеризации, у вас обнаруживали еще кое-какие недуги и тут же принимались их лечить. Перед поступлением в детский сад - дуй на диспансеризацию! Перед школой - снова на диспансеризацию.

Перед армией, поступлением на работу - извольте обязательно пройти всех врачей по длинному списку, да сдать кучу анализов. Не хочешь - заставим! Постулат, что строитель коммунистического общества должен быть здоров, пропагандировался повсеместно. Ведь для воплощения идей Маркса необходимы здоровые особи, а не трухлявые наркоманы. Теперь - все иначе. Почему строитель капиталистического общества должен быть доходягой? Почему он должен хлебать пиво ведрами и всегда иметь под рукой курево и косячок? Мне сия политика непонятна. Куда девались повальные диспансеризации на предприятиях?

3. Продукты питания. Вода

Качество питьевой воды, продуктов питания тех лет было несопоставимо с тем, что лежит на наших прилавках и плещется в бутылях сейчас. Да, продукты тогда, в восьмидесятые, почти все были в дефиците, но то, что люди кушали, пили, проходило жесткий контроль на предмет соответствия ГОСТам. Ассортимент был ограниченным, но уж если вы покупали колбасу, то это была КОЛБАСА, а не палка непонятных ингредиентов. Качественная, пусть и простая пища с благодарностью принимается организмом и адекватно перерабатывается.

Посему, зашлакованность организмов людей в те годы была значительно ниже. Чище обмен веществ - радостнее лицо, легче походка. Помните популярнейшую песню советских времен Юрия Антонова со словами:
«Летящей походкой ты вышла из мая
И скрылась из глаз в пелене янваpя.»
Именно так передвигались советские девушки. А сейчас с гамбургером в одной руке, банкой пива в другой, с сигаретой меж зубов, девушка выкатывается на улицу в миниюбке-трусиках, где ее одолевает отдышка. И лицо ее жаждет кислорода, оно морщится, но никак не соответствует летящей походке.

4. Ощущение человеком себя как части огромного мощного целого. Общинность уклада жизни.

Советская система, государство, как метод организации пространства и людских ресурсов на тот момент приближалась к высокому уровню соответствия духу народа. Общинность, семейность, если хотите, ощущение принадлежности к самой большой и мощнейшей (пусть и лишь в некоторых областях) стране мира - все это отзывалось покоем и довольством в мироощущении советского человека. Социализм 70-х, 80-х, как ни странно, при всей атеистичности учения Маркса, ближе всего приблизился к христианскому мировоззрению. Колхозы, совхозы, кооперативы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, заводы - все это были общинные по своей сути организации, которые близки к укладу жизни наших предков.

5. Финансовая стабильность семьи.

Каждый житель советской страны в «застойные» времена знал, что у него будет аванс и зарплата. Столько-то он отдаст на коммунальные платежи, столько-то на взнос за кооператив, столько-то за гараж и т.д. А вот такая сумма останется на пропитание, одежду, разлечения, дачу и проч. Жили тогда, в основном, небогато, но, то была весьма пристойная, достойная социалистическая бедность. Сейчас же мы видим либо кричащее, броское богатство, с яхтами и Бентли, либо убогую, истинную нищету.

6. Труд.

В советские времена, если здраво смотреть на вещи, каждый находил себе применение, хоть какую-нибудь, да работу. Подчас самую простую, даже кажущуюся бессмысленной, на первый взгляд. Важнее другое: незыблем был постулат, что каждый житель должен быть обеспечен работой. Более того, государство настаивало на вашем труде: если вы живете в СССР, то извольте приносить пользу стране! Вы предпочитаете тунеядничать? Тогда вас и привлекут за подобное трутневское существование. «Труд - облагораживает человека!». Теперь же многие болтаются без дела и гнев, в том числе на их лицах, видится все явственнее.

7. Страх остаться безработным

Мы говорим о простых людях. Нувориши меньше беспокоятся об отсутствии занятости. У нас реальный средний класс сейчас и так крохотен, но именно представитель этой сознательной и созидающей прослойки населения наиболее уязвим в плане стабильности труда. Его могут, в принципе, уволить вежливо/грубо, в любой момент. Залезем чуть повыше: предпринимателю лишиться сегодня с таким трудом выстроенного бизнеса довольно легко. Достаточно, чтобы более агрессивный и мощный конкурент, заручившийся поддержкой чиновничества, «положил глаз» на ваш бизнес, и - пиши - пропало! В риске оказаться у «разбитого корыта», а еще хуже - тусоваться у мусорного контейнера вместе с другими такими же бедолагами - почти вся страна. Добавляет ли это вкуса радости жизни? Отнюдь! От этого ощущения и лица у людей становятся кислыми.

8. Грамотность

Сейчас выросло поколение, многие представители которого реально не умеют читать и писать. Особенно, если родом ребята из глубинки. И эта безграмотная армия тоже рванула в мегаполисы в поисках лучшей доли. Что творится с образованием? Вы можете быть «дундук - дундуком», но если вы регулярно платите за обучение в ВУЗе - никто вас не исключит! «Трояки» все равно вам обеспечены.

Ибо если вас прогнать из «здания науки», то по инерции улетучатся из кассы института и денежки родителей за учебу. Зданию науки и знаний не на что будет существовать! А вот если вы - «семи пядей во лбу», умник/умница, но «бабла» на обучение не нашли - извольте получить пендаль, и катитесь кубарем из приемной комиссии. Желательно, на Запад. Ибо ваши умные мозговые извилины не платят зарплату преподавателям.

Прейскурант: хотите стать бакалавром? Пожалуйста! Тридцать тысяч у.е. Пусть знаний у вас с «гулькин клюв», это не важно. Бакалавр - не гламурно? А ведь точно, похоже на распродажу бакалеи в сельпо. Не звучит. А вот МАГИСТР…. Ведь резонирует: МАГИСТР! МАГИСТР белой и черной магии, к примеру. Или - МАГИСТР экономики. Извольте, но магистры нынче за пятьдесят тысяч у.е.

Школа сейчас и вовсе не в почете. Ее прогуливают массово. А уж какое огромное количество детей не знает, да и знать не хочет, что за штука такая - школа! Если и ходить туда сейчас, то только так, потусоваться. Косячок раскурить. С сериалом «Школа» сравнить и еще раз решить, что школа - «отстой» и только калечит детскую психику.

Или забуриться в класс, чтобы пожилую учительницу избить, как было под Иркутском. Или заснять на видео издевательства над более слабыми школярами, да закинуть ролик в Интернет. На кой нужны знания для таких вещей? Тут следует уметь на кнопочку «record» нажать, да «бычки» тонких сигарет о слабого тушить. Соответственно имеем и лица в стиле «Порву-у-у!»

Особый пункт - библиотеки. В далекое советское время почти в каждом укромном уголке, чуть ли не в крохотных деревеньках, была своя, пусть и миниатюрная, но библиотека. Библиотека - вот отправная точка культуры на селе и в малых городах! Сейчас исчезают целые деревни (нет людей), что уж говорить о библиотеках. Отсюда и исчезает культурное лицо обычного деревенского жителя.

9. Творчество

Когда человек творит, лицо его меняется. Если творят много людей в территориальной и этнической общности, преображается лицо нации. В советское время ученые, медики, историки и прочие творческие люди делали такие открытия, что поражали весь мир. Феноменальное количество простых советских граждан занимались творческим поиском. Даже шутка была такая: «В стране некому работать!» Все что-то придумывают. Изобретают, сочиняют, рифмуют, пляшут, вышивают, лицедействуют, плетут бисер. Так и хорошо! От того и лиц радостных, творческих, светлых в те годы было несопоставимо больше на улицах, чем сейчас.

Глядите: раньше печатался такой сверхпопулярный журнал - «Техника молодежи», где наши советские «Кулибины» делились идеями, опытом, чертежами. Показывали, как можно усовершенствовать какую-либо вещь. Как перепаять отечественный приемник, чтобы он ловил частоты не хуже, а то и лучше, японского. Как собрать тот или иной полезный, а подчас, и не очень, но замечательный по набору функций механизм или агрегат. Как из сломанной табуретки создать диковинную скульптурку и многое, многое другое. Повторяю, невероятное количество людей в СССР что-то придумывали.

А хитрые и дальновидные японцы уже тогда вовсю скупали на территории СССР экземпляры журнала «Техники молодежи» и аналогичные издания. После чего наши же изобретения, опубликованные для всесоюзного ознакомления, всплывали в виде воплощенных в реальность механизмов, агрегатов, аппаратов и проч. в Стране Восходящего Солнца. Вот как ценили и до сих пор ценят наших изобретателей!

Итак, люди в советское время тяготели к занятию творчеством. Сейчас творчество видоизменилось: все стремятся делать деньги. Что же лучше? Кому - как. И все же дума из цикла «Как заработать денег?» откладывает свой тяжелый отпечаток на лица наших современников из числа обыкновенных прохожих. Но не только их. Бизнесменов. Банкиров. Политиков. Почти всех.

10. Развлечения

Когда кто-то вас развлекает, и если вы не бесчувственный «долдон», то лицо ваше искрится от улыбок. Досуг, отдых, реально влияют на выражение лиц. Это только на первый взгляд, кажется, что в Советском Союзе было меньше развлечений, чем сейчас. Вспомните почетный титул самой читающей нации. За билетом в театр, на выставку, на стадион люди часами стояли в очередях. Количество музеев зашкаливало.

Но самая основная черта - все культурные мероприятия были доступны и зрителей радовали настоящие артисты, а не фанерные исполнители или горе -комедианты. Сейчас лица современных молодых людей часто вовсе не омрачены печатью интеллекта потому, что не ходят они в культурные заведения. А вот в ночной клуб - пожалуйста! А там ведь не диетические блюда и напитки подают, и не аспирин для болезных. Недавно показали, как служба по противодействию незаконному обороту наркотиков провела ночью рейд в одном из клубов Москвы. Шприцы на полу, рваные обертки от «колес» (таблеток, применяемых в психиатрии), экстази и проч.

У ТРЕТИ молодых людей выявлено наркотическое опьянение. Выражение их лиц - отсутствующее. Бегающие зрачки. И парни, и девушки с трудом соображают, о чем их спрашивают. И так - каждый ТРЕТИЙ! Это вам не танцульки в сельском клубе при советской власти. Тогда попробуй, появись в таком виде. Мигом отправят в отделение милиции. Затем - на лечение. Какие уж тут одухотворенные лица, если каждый третий в конкретном клубе - неадекват!

В заключение предположу, что люди в последние годы сбросили маску лицемерия советских времен и показали свое истинное лицо. То есть свобода развязала не только руки и языки (перестройка, гласность), но и явила миру истинный лик обывателя. Так ли это? К сожалению, тут нет однозначного ответа. Но то, что счастливых лиц начале восьмидесятых прошлого столетия было в сотни, в тысячи раз больше - это факт. Причем многие из сегодняшних озлобленных лиц три десятка лет назад искрились радостью и тихим счастьем. Да, времена были иные. Да, тогда эти люди были молоды. Но почему сейчас у молодых и юных совсем иное выражение лиц? Вышеперечисленные десять пунктов, я надеюсь, частично проливают свет на данную загадку.

Чем глубже в прошлое уходят от нас советские времена , тем более толстым слоем забвения они покрываются, и потому нынешним детям никто не рассказывает о том, в какое счастливое и благополучное время росли их папы и мамы, дедушки и бабушки.

Между тем, именно советские времена и были для нас временем равных возможностей. В советские времена поступить в МГУ мог сын доярки и тракториста или дочь сталевара и поварихи. Обучение было бесплатным, а студенты получали стипендию. В тот же время не существовало нынешних псевдо-ВУЗов, которые сейчас служат лишь для отмазки от армии.

В советские времена поступить в престижный ВУЗ мог сын доярки и тракториста или дочь сталевара и поварихи.

А дети мечтали стать не банкирами, а космонавтами.

Да и в самой армии в советские времена служить было престижно, а не служить постыдно, и с юношей, откосившим от армии, не стала бы «ходить» ни одна приличная девушка.

Девушки же в советские времена в своём абсолютном большинстве были приличными. До самой свадьбы с женихами они не спали, а «ходили». Курящие девушки были редкостью, и общественным мнением строго осуждались.

Советским школьникам было доступно не только школьное, но и внешкольное образование. И то, и другое было бесплатным. Школьники посещали кружки, спортивные секции, занимались на станциях юных техников и юных натуралистов. Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Слово «патриот» не было ругательным – каждый советский человек обязан был быть патриотом.
Но, главное, не было у нашего человека его главного нынешнего недостатка – недостатка денег. Наоборот, денег было настолько много, что не хватало товаров – промышленность и транспорт не успевали удовлетворять платежеспособный спрос. В отличие от своих западных современников, советский человек не выплачивал ипотеку и не тратил на аренду – жильё было бесплатным. Советский человек платил чисто символические налоги, включая, правда, налог на бездетность, стимулировавший рождаемость, а коммунальные платежи за двухкомнатную квартиру составляли 9 рублей 61 копейку – 1816 рублей в деньгах 2013 года.
Проехаться в метро или автобусе стоило 5 копеек (9 рублей 50 копеек по сегодняшнему курсу), а в трамвае или троллейбусе – 3 копейки (57 копеек в нынешних деньгах). Обед в студенческой столовой укладывался в один рубль (189 рублей нынешних) . Американец отдавал за булку хлеба 56 центов (39,5 коп), а русский – 13 копеек, то есть, в три раза больше. По телефону русский звонил за две копейки, а американец за 25 центов (17,67 коп), то есть, отдавал за телефонный звонок больше в 8,837 раз.

В советские времена не было безработицы. Более того, тех, кто сидел без работы, сажали за тунеядство.


В советские времена огромные деньги вкладывались в сельское хозяйство.


Большинство продуктов на прилавках было отечественного производства. Одни были вкусны и безопасны для здоровья.


В каждой захолустной деревне имелись фельдшерско-акушерские пункты.

А чтобы принять сложные роды, врач мог прилететь даже на вертолёте.


За детским здоровьем зорко следила советская педиатрия.


Все дети вовремя получали необходимые прививки, а в школах и детсадах проводили профилактические медосмотры.


Любой труд в советские времена был в почёте, а рабочий человек пользовался не меньшим уважением, чем работник умственного труда.


Рождаемость в советские времена всемерно поощрялась, а многодетные семьи пользовались государственной поддержкой. Им выделяли дома и многокомнатные квартиры, а глава семьи бесплатно получал от государства РАФик .


Удалённые от коммуникаций населённые пункты обслуживала малая авиация.

Во все времена существовал идеал женской красоты. Учёные по-разному объясняют устойчивость этого феномена. Одни всё больше упирают на биологическую сторону вопроса. Мол, таким образом, природа отмечает лучших, наиболее пригодных для оставления потомства, женщин. Другие объясняют культ женской привлекательности — желанием человека любоваться красотой во всех её проявлениях. Поэтому каждой эпохе соответствовала своя Прекрасная Дама, не имевшая ничего общего с функцией воспроизводства человеческой популяции. Но, так или иначе, господствующий идеал напрямую связан с модными тенденциями и с бытовыми привычками.

Итак, СССР 1980-е годы – эпоха ломки стереотипов. Как же отразились эти тенденции на восприятии женского тела?

Когда в конце 1980-х при поддержке журнала ‘Burda-Moden’ был проведён первый в СССР конкурс красоты – «Московская Красавица-88», в прессе и в самом обществе тут же стали раздаваться возмущённые возгласы: мол, начал формироваться «западный» эталон женской телесности – широкоплечая, худощавая и длинноногая «модель».

Действительно, в России, даже если мода требовала от женщин узкой талии, общество всегда делало поправку на «исконный народный вкус». Более того, существовали два параллельно существовавших идеала привлекательности – один подразумевал соответствие модной картинке, другой – базировался на некоем народном архетипе. Полного человека могли высмеивать и даже клеймить позором, как это было, например, в 1920-е годы, но это негативное отношение всегда было связано с социальной ролью «толстяка – буржуя». Нэпманша Грицацуева, являясь комичной, не перестаёт быть «мечтой поэта».


До конца 1980-х стройность считалась желательной, но не обязательной. Общество спокойно относилось к тому, что замужняя женщина, особенно после сорока лет, носила 50-й размер одежды. С конца 1980-х такой размер стал считаться дурным тоном.

В СССР, наряду с манекенщицами европейского стандарта, всегда были демонстраторы одежды больших размеров. Более того, эти два типажа «мирно сосуществовали» на страницах одних и тех же журналов.

В первой половине 1980-х возникла повальная мода на аэробику. Более того – её начали популяризировать через СМИ.

Вероятно, положительную роль сыграл тот факт, что Джейн Фонда – изобретательница этого моциона была борцом за мир и позитивно отзывалась о Советском Союзе. В моду вошла придуманная Фондой экипировка – обтягивающий купальник, на ногах – длинные полосатые гетры, на лбу – тонкая трикотажная полоска. Журналы«Работница» и «Крестьянка» время от времени давали полезные советы по вязанию гетр и этой самой полосочки.


Джейн Фонда аэробика

Однако аэробика при всей своей популярности продолжала считаться чем-то вроде необременительного, но приятного хобби. Более того, советские женщины и понятия не имели, что тело должно вписываться в конкретные параметры. Стройность определялась на глаз, иногда при помощи весов. Ходили жуткие слухи, что балерина не должна весить более 45-48 килограммов, но, опять-таки, делалась скидка на профессиональную специфику.

Всё изменилось в конце 1980-х., когда были обнародованы цифры 90-60-90. Одни говорили, что они были взяты «с потолка», другие – пытались предоставлять научно обоснованные данные.

Отныне основным критерием привлекательности стало стройное и подтянутое тело. Женщины включились в ожесточённую борьбу за стройность. Кстати, большая грудь не считалась привлекательной. Когда советские зрители в конце 1980-х увидели певиц Samantha Fox и Sabrina, их пышные формы вызвали, скорее, удивление, нежели восхищение. (Образ тоненькой, узкоплечей и пышногрудой блондинки прижился уже в 1990-е, благодаря вкусовым предпочтениям непритязательных «братков»).


Samantha Fox & Sabrina Salerno

Что характерно, именно в конце 1980-х стала меняться и возрастная психология женщин. Если раньше замужество и тем более – рождение ребёнка негласно считалось рубежом зрелости, после которого было допустимо превращение в «тётку», то теперь момент этой нежелательной трансформации стал отодвигаться.

В1970-е годы, если вспомнить наши кино-хиты, женщина в возрасте «за 30» однозначно считалась немолодой. В песне из фильма «Служебный роман» возраст персонажей называется не иначе, как «осень жизни». В этом смысле фильм В.Меньшова «Москва слезам не верит» — лишь исключение, подтверждающее общее правило.

Существует мнение, что культивирование «долгой молодости» характерно именно для капиталистических обществ с их стремлением пролить время пребывания человека в производственной среде. Но подоплёка не так важна для нас, как результат – зрелые женщины перестали воспринимать себя старухами.

Теперь обратимся непосредственно к образам эпохи. В начале десятилетия эталоном привлекательности считалась актриса Александра Яковлева.

В ней была та самая «европейская» изюминка – тонкая талия, широкие плечи, длинные ноги. К тому же, она засветилась в полуэротической сцене с Леонидом Филатовым («Экипаж»).


Меняя наряды в фильме «Чародеи», актриса воплощала тот официально разрешённый в СССР идеал западной красоты, который на тот момент для большинства женщин оставался только идеалом.

Красавицами считались Ирина Алфёрова, Наталья Гундарева, Людмила Гурченко, София Ротару – женщины разные и весьма самобытные. Огромную популярность имела певица Ромина Пауэр — её считали эталоном итальянской красоты, и мало кто знал, что Ромина – американка.

В эти годы в моде был сдержанный макияж – естественная гамма – красно-коричневые тона помады, серо-голубые или коричнево-бежевые тени, из туши – исключительно чёрная. Единственной «вольностью» были очень модные диско-блёстки, которые привозили из-за границы. Их полагалось тонким слоем распределять по векам для создания яркого дискотечного имиджа.

В середине 1980-х в СССР проникает агрессивная молодёжная мода и соответствующий этой моде make-up.

В моде второй половины 1980-х – чрезмерная яркость, утрированный образ «городской девчонки», которой наплевать на все условности. В дамских журналах много писалось об умеренности и хорошем вкусе, об умении подчёркивать природную красоту. Однако эти увещевания часто оставались не услышанными. В моде перламутровые тени самых неожиданных цветов, а также рискованные сочетания – например, серых с ярко-розовым или синих – с жёлтым! Чёрная тушь кажется «скучной» — актуальны ярко-синяя, зелёная, фиолетовая. Подводка для глаз – непременно яркая и перламутровая, но возможна и угольно-чёрная. Румяна наносятся под скулы грубым и жирным мазком. Невероятно популярны были лаки для ногтей с разноцветными «блёстками». В каждую эпоху – свой «модный» тип лица.

В 1980-е наиболее привлекательными считались женские лица с высокими скулами и выраженными подбородками. Именно так выглядели популярные западные певицы – СС Catch, Kim Wilde, Samantha Fox. В заявленный образ вписывалась и первая «Мисс» – Маша Калинина, и следующая «Московская Красавица» — Лариса Литичевская.

В конце 1980-х возникло совершенно новое для СССР понятие – секс-символ. Так стали называться актрисы, певицы и королевы красоты, которые не постеснялись раздеться перед фото- или кинокамерой.

Первым таким символом стала молодая актриса Наталья Негода, изобразившая в «Маленькой Вере» половой акт с актёром Андреем Соколовым. После шумного успеха «…Веры» Негода снялась в американском ‘Playboy’ и, хотя её кинокарьера не заладилась, актриса навсегда осталась в истории как «первый и последний советский секс-символ»…

©Zina Korzina (Галина Р. Иванкина)

Поучаствовав в одном разговоре о том, что "трава была зеленее", я понял, что есть несколько мелочей, о которых НЕ говорят обычно ни те, кто "агитирует за сто сортов колбасы", ни те, кто считает плановую экономику лучше капиталистической, ни...

Именно потому, что перечисляемое ниже не "работает" или работает "плохо" на обсуждение того, какая система "лучше", а какая "хуже".

Небольшой список того, что изменилось на мой личный взгляд в ЛУЧШУЮ сторону в постсоветское время на "бСССР пространстве", и при этом НЕ связано напрямую ни с техническим прогрессом за это время (так, хорошая ЛЁГКАЯ туристическая снаряга почти вся - прямое порождение технического прогресса), ни со "свободами политическими", ни с экономическими вывертами (любого типа).

Иными словами - я здесь говорю о том, что зависит от ВОЛИ КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ в БОЛЬШЕЙ степени, нежели от внешних условий, государства, тусовки.

И уточняя, но не ограничивая: здесь я сравниваю приблизительно период (1974-1984 годы) с периодом (1995-2005 и позднее), вполне сознательно "выключая" особенно буйное время переворотов, катастроф и "бандитских 1990-х".

  1. Стали в некотором глобальном смысле нормой находящиеся в публичных местах, сделанные по желанию конкретного человека:
    • Прикольные памятники.
    • Дома нетривиальной архитектуры
    • Раскраски таких мест, как автобусные остановки, мосты, кинотеатры, целые микрорайоны.
    • Изменения в домах стандартных проектов, делающие их уникальными, непохожими друг на друга, порой элементарно КРАСИВЫМИ. Порой это всего лишь три цвета кирпичей вместо одного.
    В советское время "пробить" многие такие вещи в крупном городе очень часто НЕ БРАЛИСЬ те, кто даже и хотел. Хотя отдельные, редкие случаи были, и я порой на них натыкался. Я видел дома, где три оттенка кирпичей клались хаотично. И я видел дома тех же проектов, в той же местности, где ОТТЕНКОМ кирпичей внешней стены выложена красивая картина или даже просто тривиальный узор.
  2. Стало объективно больше РАЗНЫХ ТЕМ для разговора в автостопных поездках, в "вагонных спорах", на кухне. Подчеркну - у КАЖДОГО, практически без исключений, человека воспринимаемый мир стал ШИРЕ. У кого-то под воздействием зомбоящика и газет, у кого-то - благодаря изначально большей любознательности, у всех по разному. Но выбор темы - зависит от воли человека. И сравнивая 1980-е с 1990-ми и 2000-ми, я вижу эту разницу совершенно ясно. + верное добавление от nasse: хобби у взрослых стали чаще и разнообразнее.
  3. Стали психологически ближе "далёкие города" и "далёкие страны". Подчеркну - и в советское время хорошо зарабатывающий рабочий мог и порой выезжал за границу в тур поездки, и я лично знал таких. И в советское время можно было сесть на самолёт и быстро (и в общем-то не так уж чтобы за дорого) достичь почти любой точки СССР. И созвониться с родственниками в другом городе (да, несколько дорого, чтобы делать это каждый день). И переписываться по почте (копеечное удовольствие, единицы дней туда-обратно). В 1974-1984, тем не менее - родственник даже на другом конце Москвы (30км диаметр города) воспринимался как "изредка встречаемся, почти не общаемся", а в Горьком - "от силы раз в год может быть сможем...". Стало ЯВНО ЛЕГЧЕ принятие решения вида "поехал - ночь/сутки в пути - встретился". Да - косвенно это следствие и технических, и экономических изменений.
  4. Стал намного шире диапазон возможных "распорядков дня" - как работы, так и отдыха. Да, это изменение связано с внешними условиями, с разрушением "старого порядка" и т.п. Мне лично, "глубокой сове", в формальном мире "жаворонков" было адски тяжело, а альтернативные распорядки работы типа "сутки-через-трое" были ещё тяжелее. Тем не менее - принятие решений в конкретном месте стало зависеть от воли человека в большей степени, чем раньше, и решения стали приниматься в благоприятную мне лично сторону.