Владимир шухов. Владимир григорьевич шухов

Владимир Григорьевич Шухов (16 августа 1853 - 2 февраля 1939) — великий инженер, изобретатель, учёный; почётный член Академии наук СССР, Герой Труда. Является автором проектов и техническим руководителем строительства нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти и нефтепроводов. Владимир Григорьевич внёс выдающийся вклад в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта. Он первым применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. После него архитекторы хай-тека, знаменитые Бакминстер Фуллер и Норман Фостер, - окончательно внедрили сетчатые оболочки в практику строительства, и в XXI в. оболочки стали одним из главных средств формообразования авангардных зданий. Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции. Позже гиперболоидные конструкции использовали такие знаменитые архитекторы как Гауди, Ле Корбюзье.



Родился в городе Грайвороне Курской губернии (ныне в Белгородской области) в дворянской семье. Детские годы провел в родовом имении матери Пожидаевке. Способности к конструированию проявлял с детства. В 1871 после окончания с отличием в 1871 гимназии в Санкт-Петербурге блестяще сдал вступительные экзамены в Императорское Московское техническое училище (ныне МВТУ имени Н.Э.Баумана), получив право учиться на казенный счет. Еще будучи студентом сделал свое первое изобретение - форсунку для сжигания жидкого топлива (получившую высокую оценку Д.И.Менделеева и выпускавшуюся тысячами экземпляров задолго до сопла Лаваля). В 1876 закончил училище с золотой медалью и прошёл годичную стажировку в США.



Шухов является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций (патенты Российской Империи № 1894, № 1895, № 1896; от 12 марта 1899 года, заявленные В. Г. Шуховым 27.03.1895 −11.01.1896). В. Г. Шухов разработал многочисленные конструкции разнообразных сетчатых стальных оболочек и использовал их в сотнях сооружений: перекрытиях общественных зданий и промышленных объектов, водонапорных башнях, морских маяках, мачтах военных кораблей и опорах линий электропередач. 70-метровый сетчатый стальной Аджигольский маяк под Херсоном — самая высокая односекционная гиперболоидная конструкция В. Г. Шухова. Радиобашня на Шаболовке в Москве стала самой высокой из многосекционных шуховских башен (160 метров).

Первая в мире стальная сетчатая башня в форме гиперболоида вращения была построена Шуховым для крупнейшей дореволюционной Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, проходившей в 1896 году.


Гиперболоидная башня Шухова на Всеросийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгорде.
Слева фото конца 19 века. Справа современное изображение


Однополостный гиперболоид вращения первой башни Шухова образован 80 прямыми стальными профилями, концы которых крепятся к кольцевым основаниям. Сетчатая стальная оболочка из ромбовидно пересекающихся профилей упрочнена 8 параллельными стальными кольцами, расположенными между основаниями. Высота гиперболоидной оболочки башни — 25,2 метра (без учёта высот фундамента, резервуара и надстройки для обозрения). Диаметр нижнего кольцевого основания — 10,9 метра, верхнего — 4,2 метра. Максимальный диаметр бака — 6,5 м., высота — 4,8 м. От уровня земли из центра основания башни до уровня дна резервуара поднимается красивая стальная винтовая лестница. В центральной части бак имеет цилиндический проход с прямой лестницей, ведущей на смотровую площадку на верхней поверхности резервуара.

«Конструкции Шухова завершают усилия инженеров XIX столетия в создании оригинальной металлической конструкции и одновременно указывают путь далеко в XX век. Они знаменуют собой значительный прогресс: опирающаяся на основные и вспомогательные элементы стержневая решетка традиционных для того времени пространственных ферм была заменена сетью равноценных конструктивных элементов»

Владимир Григорьевич Шухов первым в мире начал использовать гиперболические конструкции в строительстве, на 16 лет раньше гениального испанского зодчего Антонио Гауди.

Шухов изобрёл также арочные конструкции покрытий с тросовыми затяжками. В конце XIX века он вместе со своими сотрудниками составил проект новой системы водоснабжения Москвы. По проектам В. Г. Шухова было сооружено более 180 стальных мостов.

В 1897 году Шухов построил для металлургического завода в Выксе цех с пространственно изогнутыми сетчатыми парусообразными стальными оболочками перекрытий двоякой кривизны, который сохранился на Выксунском металлургическом заводе до наших дней. Это первое в мире сводообразное выпуклое перекрытие-оболочка двоякой кривизны. В. Г. Шухов изобрел новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытий Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина), Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража и других многочисленных построек. В 1912—1917 г.г. В. Г. Шуховым спроектировал перекрытия залов и дебаркадер Киевского вокзала (бывшего Брянского) в Москве и руководил его возведением (ширина пролета — 48 м, высота — 30 м, длина — 230 м). Работая над созданием несущих конструкций, он вносил существенный вклад в окончательный проект зданий и невольно выступал в роли архитектора. В архитектурном облике павильонов Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, ГУМа и Киевского вокзала авторство Шухова определило наиболее впечатляющие черты сооружений.

Во время первой мировой войны В. Г. Шухов изобрёл несколько конструкций морских мин и платформ тяжёлых артиллерийских систем, проектировал батопорты морских доков.

Сооружение в 1919—1922 г.г. башни для радиостанции на Шаболовке в Москве явилось самой известной работой В. Г. Шухова. Башня представляет собой телескопическую конструкцию высотой 160 метров, состоящую из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций. После аварии на строительстве радиобашни В. Г. Шухов был приговорён к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора до окончания строительства. 19 марта 1922 года началась трансляция радиопередач и В. Г. Шухов был помилован.

Регулярные трансляции российского телевидения через передатчики Шуховской башни начались 10 марта 1939 года. Долгие годы изображение Шуховской башни являлось эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая знаменитый «Голубой огонёк». Сейчас Шуховская башня признана международными экспертами одним из высших достижений строительного искусства и отнесена к объектам мирового культурного наследия.

В 1927—1929 гг. В. Г. Шухов, принимая участие в реализации плана ГОЭЛРО, превзошел эту башенную конструкцию, построив три пары сетчатых многоярусных гиперболоидных опор перехода через реку Оку ЛЭП НиГРЭС в районе города Дзержинска под Нижним Новгородом.

Шуховские башни в Москве и на Оке являются уникальными памятниками архитектуры русского авангарда.

Последним крупным достижением В. Г. Шухова стало выпрямление накренившегося во время землетрясения минарета древнего медресе Улугбека в Самарканде.


В. Г. Шухов - велосипедист. Фото неизвестного автора 1880-х годов.

Владимир Григорьевич любил музыку, литературу, владел десятью иностранными языками. Был предан спорту, для занятий которым всегда находил время (один год был даже чемпионом Москвы по велогонкам). Но самым большим его увлечением были шахматы и фотография. В шутку Шухов говорил: «Я инженер по специальности, а в душе я фотограф». Его фотоаппарат запечатлел немало исторических эпизодов из жизни Москвы. Знания, труд и опыт Шухова были высоко оценены: он был избран членом ВЦИК, рабочие Москвы в 1927 и 1928 избирали его членом Московского Совета депутатов трудящихся, в 1928 ему было присвоено звание Героя Труда, а в 1929 году одному из первых - звание заслуженного деятеля науки и техники, лауреата премии имени Ленина. Академики П. П. Лазарев и А. Н. Крылов в связи с представлением в 1927 года Шухова членом-корреспондентом Академии Наук СССР писали: «Все творчество Шухова основано на его научных работах и является результатом глубокой теоретической мысли». В 1929 он избран почетным академиком Академии Наук СССР.

Умер Шухов 2 февраля 1939 года. Его похоронили на Новодевичьем кладби ще

Памятник Шухову на Сретенском бульваре

В ладимира Шухова современники называли «человеком-фабрикой» и «русским Леонардо». Он развивал нефтяную индустрию и строительство, теплотехнику и судостроение, военное и реставрационное дело. По его чертежам прокладывали нефтепроводы и конструировали речные танкеры, возводили башни и строили заводы.

«Человек жизни» Владимир Шухов

Владимир Шухов родился в 1853 году в уездном городе Грайвороне Курской губернии. Его мать происходила из старинного дворянского рода, отец работал юристом, ревизором министерства финансов. Семья была небогатой и жила на жалованье главы семейства. По службе отца часто переводили: сначала в Курск, затем в Санкт-Петербург .

В 11 лет Владимир Шухов поступил в Пятую петербургскую гимназию. Уже тогда мальчик проявил способность к точным наукам, особенно к математике. В четвертом классе он создал собственное доказательство теоремы Пифагора - логичное и краткое.

В 1871 году Шухов с отличием закончил гимназию. Он поступил в Московское императорское техническое училище (сегодня - МГТУ имени Баумана). Среди его преподавателей были знаменитый математик Алексей Летников, ученый в области механики железнодорожного транспорта Дмитрий Лебедев, основоположник современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский. Они требовали от студентов безукоризненного знания физики и химии, математики и архитектуры. Владимир Шухов был усердным учеником: читал дополнительную литературу, с увлечением работал в мастерских училища. В 1874 году он создал свое первое изобретение, ценное практически. Это была паровая форсунка для сжигания жидкого топлива. Эта небольшая деталь сделала процесс более безопасным, удобным и экономичным.

Владимир Григорьевич Шухов - гимназист. Фотография: arran.ru

Владимир Григорьевич Шухов - студент Московского Императорского технического училища в Москве. 1875. Фотография: arran.ru

Владимир Григорьевич Шухов - инженер. 1877. Фотография: arran.ru

В 1876 году Шухов окончил училище с золотой медалью. Николай Жуковский предложил ему вместе преподавать и заниматься наукой, а известный математик Пафнутий Чебышев пригласил работать в Петербургский университет. Однако Шухова не привлекали теоретические исследования, он мечтал заниматься изобретательством. «Я человек жизни» , - говорил он, поэтому и решил стать инженером-практиком.

В этом же году Владимир Шухов, как лучший выпускник императорского училища, отправился на год в США в составе научной делегации. В Америке было чему поучиться: здесь стремительно внедрялись новейшие технические идеи, а на инженерные разработки тратились огромные деньги разных благотворительных фондов.

Создатель нефтяной индустрии

Через год Владимир Шухов вернулся в Петербург, где устроился в чертежное бюро управления Варшавско-Венской железной дороги. Начались серые будни. Однако вскоре жизнь молодого инженера круто изменилась. Его разыскал успешный предприниматель Александр Бари, с которым Шухов познакомился еще в Америке. Бари заключил выгодный контракт с товариществом братьев Нобель, владельцами Бакинских нефтепромыслов, и предложил Шухову возглавить отделение его фирмы в Баку. Молодой инженер согласился.

Когда Шухов приехал на Бакинское месторождение, он увидел неорганизованность, многочисленные пожары и нефтяную слякоть. Нефть добывали ведрами и перевозили в бочках. Единственным полезным продуктом из нее тогда считался керосин - он шел на осветительные нужды. А бензин и мазут, получаемые при производстве керосина, считались промышленными отходами. Бензин испарялся, а мазут сливали в котлованы, которые загрязняли окружающую природу.

Двадцатипятилетний инженер стал внедрять на производстве свои новшества. Он устанавливал на оборудование паровые форсунки, цилиндрические резервуары, спроектировал первый трубопровод для перекачки нефти.

Нефтяная станция Товарищества «В.И. Рагозин и Ко» в Константинове на Волге. Построена по проекту В.Г. Шухова строительной конторой инженера А.В. Бари. 1881. Фотография: arran.ru

Резервуары Товарищества пароходства «Лебедь» в Царицыне на Волге. Построены по проекту В.Г. Шухова строительной конторой инженера А.В. Бари. 1882. Фотография: arran.ru

Начало трассы нефтепровода длиною около 3-х километров в городе Батуми от резервуарной станции Я. Нашауера. Построен по проекту В.Г. Шухова. 1886. Фотография: arran.ru

Но главное - Владимир Шухов открыл процесса крекинга, который позволял разделять нефть на фракции. Теперь при ее перегонке можно было получать не только керосин, но и моторные масла, солярку, мазут, бензин. Первую в мире промышленную установку непрерывного термического крекинга нефти Владимир Шухов сконструировал и запатентовал вместе со своим помощником Сергеем Гавриловым в 1891 году. Более широко его изобретение стали использовать немного позже, когда появилось большое количество автомобилей, работающих на бензине.

В конторе Бари Владимир Шухов проработал почти полвека. Здесь у него была свобода действий, так необходимая любому изобретателю.

«Человек-фабрика»

В начале 1890-х годов в жизни Владимира Шухова начался период наивысшего расцвета, который впоследствии один из его сотрудников назвал «сплошным триумфом ума и остроумия». Инженер стал больше уделять времени области металлических конструкций. Этот интерес у Шухова появился, когда он работал над конструкцией перекрытий Верхних торговых рядов (сегодня - ГУМ) на Красной площади в Москве . Для крыши здания он создал уникальные светопрозрачные перекрытия - арочные ферменные конструкции. Вес железных частей стропил составлял более 800 тонн, но, как писал композитор Александр Размадзе, «видом своим сетка перекрытий представлял собой нечто столь легкое и тонкое, что выглядело снизу паутиной с врезанными в нее стеклами» .

В 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде Владимир Шухов представил несколько своих изобретений в области металлических конструкций: уже известную арочную ферму и новые сетчатые покрытия. Также на выставке появилась водонапорная башня-гиперболоид, изобретенная инженером. Для ее создания Шухов взял два металлических кольца и соединил их равновеликими стропами, а затем повернул кольца относительно друг друга. Абсолютно прямые стропы образовали кривую фигуру - однополостной гиперболоид. Придуманная Шуховым конструкция была изящной и прочной, при этом простой и дешевой в сборке: для ее постройки требовались лишь металлические кольца оснований, прямые рейки и крепежные детали.

Здание строительного и инженерного отделов с сетчатым покрытием системы инженера Владимира Шухова. Фотография: arran.ru

Водонапорная башня построена по проекту инженера В.Г. Шухова для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Фотография: arran.ru

Мост через реку Енисей в Красноярске. Построен по проекту В.Г. Шухова. Руководитель строительства инженер-строитель Кнорре Евгений Карлович. 1899. Фотография: arran.ru

После Нижегородской выставки Владимиру Шухову стали поступать многочисленные заказы. Инженер спроектировал и построил сотни водонапорных башен, соорудил несколько железнодорожных мостов с пролетами, составил новый проект водоснабжения Москвы. Он изобрел новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытий Музея изящных искусств (ГМИИ имени Пушкина), Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража , залов и дебаркадер Киевского вокзала в Москве.

После государственного переворота 1917 года Шухов отверг многочисленные приглашения из-за границы. Он писал в дневнике: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны» . Фирму и завод Бари национализировали, Шухова выселили из особняка. Для инженера и его семьи наступили сложные времена.

«Отец [Владимир Шухов] жил при советской власти несладко. Он был противник одновластия и не мирился с ним в сталинскую эпоху, которую предвидел задолго до ее начала. С Лениным близко знаком не был, но любви к нему не имел. Мне он не раз говорил: «Пойми, все, что мы делаем, никому и ни для чего не нужно. Нашими действиями управляют невежественные люди с красными книжками, преследующие непонятные цели». Несколько раз отец был на волоске от уничтожения».

Сергей Шухов

В 1920 году в тюрьму попал младший сын Шухова. Чтобы освободить его, инженер передал Советскому государству все свои патенты стоимостью 50 миллионов золотом. Сына отпустили, однако он был настолько измучен и истощен, что так и не пришел в себя и умер. В том же году умерла мать инженера, следом - жена.

Шаболовская телевизионная башня. Построена по проекту Владимира Шухова. 1920–1922. Фотография: places.moscow

Однако Владимир Шухов продолжал упорно трудиться, за что современники прозвали его «человеком-фабрикой». Изобретатель спроектировал башню для радиостанции на Шаболовке в Москве: она состояла из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций высотой 160 метров. 19 марта 1922 года с нее начали транслировать первые радиопередачи. Архитектурный шедевр эпохи авангарда не просто выполняет свои функции - Шуховская башня включена в Список памятников культуры с охранным статусом, рекомендована на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Гиперболоидные башни такой конструкции строят и сегодня во многих странах мира.

Все крупные советские стройки первых пятилеток были связаны с именем Владимира Шухова. Инженер участвовал в реализации плана электрификации страны: он создал башенную конструкцию линии электропередачи через реку Оку. Спроектировал мартеновские цеха Выксунского, Петровского, Таганрогского заводов, завода «Азовсталь», запустил завод «Советский крекинг» в Баку.

В 1929 году Владимир Шухов получил Ленинскую премию за изобретение крекинг-процесса нефти, в 1932-м - звезду Героя труда и стал членом-корреспондентом Академии наук, а затем и почетным академиком. До конца дней он продолжал работать.

Владимир Шухов умер в 1939 году. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Дата рождения: 28 августа 1853года
Дата смерти: 2 февраля 1939
Место рождения: Белгородский уезд Российской Империи

Шухов Владимир Григорьевич – один из известных русских ученых, сделавших вклад в развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Также Владимир Шухов известен как архитектор.

Владимир появился на свет в небогатой семье, которая жила в Курской губернии. Его отец, Григорий Петрович, был чиновником, прошедшим Крымскую войну. Мама, Вера Капитоновна, была также из семьи офицера.

Из-за работы отца семья часто переезжала с места на место, мальчик побывал в Херсоне, Курске, а в гимназию отправился в Петербурге. Там он обнаружил склонности к математике, что подтвердилось тем, что ученик смог новым способом доказать теорему Пифагора.

Затем одаренный молодой человек продолжил обучение в Императорском техническом училище. Там он также проявил себя, придумав специализированный тип паровой форсунки. Естественно, что одаренный студент с отличием закончил обучение и был приглашен к П. Чебышеву как ассистент.

Отказавшись от этого заманчивого предложения, он отправился в США, для знакомства с достижениями в области промышленности этой страны. Именно там он познакомился с А. Бари, который курировал российскую делегацию.

Бари осуществлял помощь в закупке делегацией образов, заключении договоров и демонстрировал технические новинки.

После возвращения из этой командировки, Владимир стал служащим Варшавско-Венской ветки железной дороги. Параллельно решил продолжить обучение в Военно-медицинской академии, вольнослушателем.

Именно это время вышеупомянутый А. Бари выбрал для переезда Россию, пригласив Владимира в Баку, где зарождалась промышленная нефтедобыча.

Через три года он же пригласил Владимира на важную должность ведущего инженера в свою техническую контору. На Бари инженер проработал около сорока лет, сотрудничество было плодотворным для обеих сторон.

Во время работы именно Владимир открыл секреты крекинг-процесса и запатентовал ряд других разработок. Занимался он и вопросами транспортировки топлива, разработав и построив нефтепровод.

Кроме этого, он занимался изысканиями в области строительства, в частности, арочных конструкций. По проектам инженера создано около двух сотен башен различного назначения в различных странах.

Занимался он мостостроением и возведением промышленных зданий самого разного назначения – среди них элеваторы для зерна, доменные печи, даже подвижная сцена одного из театров.

Трудился инженер и над военными разработками – он работал в области как минных заграждений, так и конструирования самих мин.

В 30-х годах прошлого века ученый отошел от дел из-за начавшегося периода репрессий, так как боялся, что его деятельность нанесет вред семье. Он жил уединенно, стараясь по минимуму общаться с бюрократической системой, и скончался в 1939 году.

Достижения Владимира Шухова:

Написал труды в области строительства, нефтепереработки, теплотехники
Получил патенты на ряд разработок в промышленной переработке нефти
Изобрел процесс крекинга
Разработал метод эффективного сжигания мазута
Руководил постройкой первого нефтепровода на территории России
Некоторые разработки в области нефтепереработки актуальны и используются до сих пор
Автор Шаболовской радиобашни
Спроектировал полтысячи мостов
Лауреат премии Ленина

Даты из биографии Владимира Шухова:

1853 г. появился на свет
1863 г. начал обучение в гимназии Петербурга
1871 г. поступил в Императорское техническое училище
1876 г. стал дипломированным инженером
1877 г. приглашен в Баку
1880 г. стал главным конструктором фирмы, принадлежавшей Бари
1917 г. сотрудник «Паростроя»
1939 г. скончался

Интересные факты Владимира Шухова:

Наверное, самой знаменитой башней авторства инженера является Шаболовская. Она рекомендована к внесению в список ЮНЕСКО
Имел пятерых детей
Разработал уникальный проект по выпрямлению башни медресе Улугбека, которая пострадала во время землетрясения
Башни конструктора узнаваемы по ажурной конструкции

2 февраля исполняется 75 лет со дня смерти русского гения Владимира Григорьевича Шухова. Русским Леонардо называют его инженеры и архитекторы всего мира. Знаменитая Шуховская башня на Шаболовке признана одним из архитектурных шедевров русского авангарда, включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, необычная гиперболоидная конструкция вдохновила писателя Алексея Толстого написать роман "Гиперболоид инженера Гарина".

И, тем не менее, сегодня в России мало кто знает о Шухове. Разве что в связи с башней на Шаболовке. А ведь он включен в список 100 самых выдающихся инженеров всех времен и народов. Прежде всего, поражает одно только перечисление сфер его деятельности. Помимо различных архитектурных конструкций им созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения жидкостей, насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, мины и т.д. По его проектам в нашей стране построено более 500 мостов, с его именем связаны практически все крупные стройки первых пятилеток: Магнитка, Кузнецкстрой, Челябинский тракторный завод, завод "Динамо"и даже вращающаяся сцена МХАТа и т.д.

Сегодня "РГ" рассказывает о шести великих творениях Владимира Шухова.

1. Башня на Шаболовке. Этот шедевр Шухова был возведен в 1919-1922 годах. Ее сооружение большевики приурочили к открытию Генуэзской конференции. Она имела важное значение для правительства РСФСР, у которого не было международного признания. По первоначальному проекту башня должна была иметь высоту 350 метров, на 50 метров превзойти знаменитую конструкцию Эйфеля. Но дефицит металла во время гражданской войны заставил уменьшить высоту до 160 метров. Однажды произошла авария, и Шухов был приговорен к условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора до завершения работ. В 1922 году началась трансляция радиопередач.

Шухов первым в мире применил при сооружении сетчатые оболочки и гиперболоидные конструкции. За счет этого его башня высотой в 350 метров должна была весить всего 2200 тон, что более чем в три раза меньше, чем вес творения Эйфеля. Идеи Шухова стали революцией в архитектуре, она обрела удивительную легкость, получила возможность создавать самые разные сооружения, порой причудливой формы.

2. Первая в мире конструкция-гиперболоид в Полибино. Впервые мир познакомился с творением Владимира Шухова летом 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке - крупнейшей в дореволюционной России, которая проходила в Нижнем Новгороде. Для нее архитектор построил восемь павильонов с сетчатыми перекрытиями и гиперболоидную башню, ставшую его визитной карточкой. Она привлекла внимание не только горожан, но и стекольного короля Юрия Нечаева-Мальцева, который приобрел ее по окончании выставки и отвез к себе в имение в Полибино, что в Липецкой области. Там 25-метровая конструкция стоит и по сей день.

3. ГУМ. Новаторский подход для перекрытий и крыш зданий Шухов применил в Главном универсальном магазине (бывшие Верхние торговые ряды), построенном напротив Кремля. Стеклянная крыша ГУМа - дело рук великого мастера. На ее строительство ушло более 800 тонн металла. Но, несмотря на столь внушительные цифры, полукруглая ажурная крыша кажется легкой и утонченной.

4. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Перед инженером стояла сложная задача. Ведь проектом не было предусмотрено электрическое освещение экспозиции. Залы должны были освещаться естественным светом. Поэтому требовалось создать прочные перекрытия кровли, через которые могут поступать солнечные лучи. Созданную Шуховым трёхъярусную металло-стеклянную крышу сегодня называют памятником инженерному гению.

5. Киевский вокзал в Москве. Строительство велось несколько лет, с 1914 по 1918 год, в условиях дефицита металла и рабочей силы. Когда работа была завершена, застекленное пространство над платформами длиной 230 метра стало крупнейшим в Европе. Козырек Киевского вокзала представлял собой металло-стеклянное перекрытие, которое опиралось на стальные арки. Находясь на перроне, сложно поверить, что над вами возвышается конструкция весом около 1300 тонн!

6. Башня на Оке. В 1929 году на низком берегу Оки между Богородском и Дзержинском по проекту Шухова были установлены единственные в мире многосекционные гиперболоидные башни-опоры ЛЭП. Из трех пар конструкций, которые поддерживали провода, до наших дней сохранилась только одна.

Творения Шухова оценили во всем мире еще при его жизни, но и сегодня его идеи активно используются известными архитекторами. Лучшие зодчие мира - Норман Фостер, Басминстер Фуллер, Оскар Нимейер, Антонио Гауди, Ле Корбюзье опирались в своем творчестве на разработки Шухова.

Самым известным примером использования патента Шухова считается 610-метровая телебашня в китайском городе Гуанчжоу - самая высокая в мире сетчатая гиперболоидная конструкция. Ее возвели к Азиатским играм 2010 года для трансляции этого важного спортивного события.

2 февраля 1939 года умер Владимир Григорьевич Шухов, знаменитый русский изобретатель и ученый. Он известен как создатель знаменитой Шуховской башни. Но Шухов внес выдающийся вклад также в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта. Мы расскажем о пяти гениальных изобретениях Владимира Шухова.

Форсунка

Природа щедро одарила Владимира Шухова талантами. Он являлся крупнейшим специалистом в области строительной механики; нефтехимии, энергетики. Еще будучи студентом первого специального класса, Владимир Григорьевич сделал свое первое ценное изобретение: разработал собственную конструкцию паровой форсунки для сжигания жидкого топлива и изготовил ее опытную модель в мастерских своего училища.

Это изобретение было высоко оценено самим Дмитрием Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку книги «Основы фабрично-заводской промышленности» (1897 год). Принципы этой конструктивной системы используются и поныне. По системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные и крекинг-установки, трубопроводы, резервуары для нефти, нефтяные и водяные насосы, форсунки, баржи для перевозки нефти, воздухонагреватели, пространственные стержневые системы и висячие металлические перекрытия.

Метод перекачки нефти

Шухов разработал новый метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха и изобрел эрлифт (струйный насос) для нефтяной промышленности. Владимир Григорьевич Шухов — автор проекта и главный инженер строительства первого российского нефтепровода Балаханы — Черный Город, построенного для нефтяной компании «Бр. Нобель».

Ученый проектировал и затем руководил работами по постройке нефтепроводов фирм «Бр. Нобель», «Лианозов и К» и первого в мире мазутопровода с подогревом.

Трубчатые паровые котлы

В 1896 году Шухов изобрел новый водотрубный паровой котел в горизонтальном и вертикальном исполнении. В 1900 году его паровые котлы были отмечены высокой наградой — на Всемирной выставке в Париже Шухов получил золотую медаль. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов.

Шухов и его помощник Гаврилов изобрели промышленный процесс получения автомобильного бензина — непрерывно действующую трубчатую установку термического крекинга нефти. Установка состояла из печи с трубчатыми змеевиковыми нагревателями, испарителя и ректификационных колонн. Изобретение оригинальных конструкций газгольдеров и разработка типовых проектов хранилищ природного газа емкостью до 100 тыс. куб. метров.

Гиперболоидные конструкции и сетчатые оболочки

Шухов является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций. Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башню. Оболочка гиперболоида вращения явилась совершенно новой, никогда раньше не применявшейся в архитектуре формой.

Владимир Шухов разработал конструкции разнообразных сетчатых стальных оболочек и использовал их в сотнях сооружений: перекрытиях общественных зданий и промышленных объектов, водонапорных башнях, морских маяках.

Сооружение в 1919-1922 годах башни для радиостанции на Шаболовке в Москве явилось самой известной работой Шухова. Башня представляет собой телескопическую конструкцию высотой 160 метров, состоящую из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций. 19 марта 1922 года началась трансляция радиопередач с Шуховской башни.

Вращающаяся артиллерийский платформа

Владимир Шухов внес неоценимый вклад не только в строительство и промышленность, но и в военное дело. В частности, инженер изобрел несколько разновидностей морских мин и платформ тяжелых артиллерийских систем. Кроме того, он проектировал батопорты морских доков.

В частности, Шухов создал подвижную вращающуюся артиллерийскую платформу, которая легко вращалась усилиями одного солдата. За двадцать минут платформа превращалась из стационарной в транспортную и обратно.