Задания по русскому на тему. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

и занимательные задания

на уроках русского языка.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

При изучении темы «Склонение существительных» я предлагаю различные виды работ, вызывающие у детей интерес. Вот некоторые из них:

«Кто я?» - записать, как можно больше существительных, которыми можешь себя назвать сам или другие тебя. Например: сын, Ваня, ученик, красавец, умница, внук и т.д. Желательно использовать слова разных склонений.

«Анаграммы» - из букв каждой строки «собрать» слово, выделить лишнее.

ш а д о л ь лошадь

р е т с а с сестра

а н с е в весна

л я м з е земля

Лишнее слово «лошадь» - З склонения., остальные слова -1 склонения. (Слова могут группироваться по различным признакам: тема, склонение, род, часть речи, определенные орфограммы).

«Шифровальщик». Учитель читает стихотворение или текст, где есть перечисление предметов (существительных в разных падежах), дети в течение небольшого отрезка времени (3-5 сек), когда учитель делает паузу, отмечают значком, простейшим рисунком в качестве «узелка на память» услышанное, чтобы потом воспроизвести. Это метод пиктограмм. Затем, пользуясь «шифровками», дети записывают в тетрадь, как запомнили.

Например: «Составьте шпионское донесение, когда и в чем купалась Муха -

чнстюха из стихотворения Яна Бжехвы.

Читает учитель

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье,

В понедельник в вишневой наливке,

Во вторник в томатной подливке...

Неважно, какими значками будут отмечать дети, главное - чтобы эти значки и рисунки помогали им вспомнить и воспроизвести услышанное. Они, эти рисунки, конечно, у всех будут разные, ведь у каждого свои ассоциации и разное развитие мышления, памяти...

«Вот так огород». Неумелый огородник перепутал все семена, посеял их и вот что выросло:

огурбуз, помидыня, редисвекла, чеслук, спаржовник, репуста.
баклачок, щаверушка.

Отыщите знакомые растения, угадав их в этих зарослях, и посадите их по правилам на грядки 1-го, 2-го и 3-го склонения. (Использовано стихотво- рение Н.Кончаловской). А домашнее задание может быть таким: придумать названия чудо-растений или необычных животных, подобно словам из задания.

При изучении темы «Имя прилагательное» в 4-ом классе я применяю такие виды работ:

Игра «Фея - Колдунья». Две команды. Одна говорит прилагательные - слова Фен (какими бы она хотела видеть детей - добрыми, веселыми...), а
другая команда - слова Колдуньи (какие должны быть дети по мнению
Колдуньи -драчливые, неаккуратные и т.д.) . Побеждает команда,
сказавшая последнее слово.

Варианты: «Какую погоду любит Фея, какую - Колдунья?» «Какого цвета одежда Феи, какого - Колдуньи?»

«Какой я?» - перечислить, какой ты по собственному мнению и в глазах
окружающих.

Варианты : «Какой мой друг? », « Какая моя мама? » и т.д.

«Белоснежка и гномы». Белоснежка поселилась у гномов и заметила, что
все они разные, записала себе это в тетрадочку, чтобы не забыть. Вот н вы
запишите и допишите по семь прилагательных: У гномов разные характеры:

..., И колпачки у них разных цветов: …. Да и варенья они любят

разные: ..., .,

«Запрещенное слово». Рассказать стихотворение, заменяя
прилагательные слогами «ля», сохраняя ритмический рисунок.
Например: «Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь» - «Мой ля-
ля-ля, ля-ля мяч...»

Текст стихотворения может быть записан на доске, или используемое стихотворение было выучено на уроке чтения, или взята известная детская песенка (типа «Кузнечика», «Улыбки» и т. д.), а запрещенными словами могут быть и существительные, и глаголы. Рассказывать стихотворение нужно до первой ошибки. Выигрывает тот, кто сумеет не ошибиться дольше всех.

«Кто это? Что это?»

По перечисленным признакам прилагательным угадать человека, животное,

предмет. Выигрывает ученик, давший наиболее удачные характеристики

предмету.

Вариант - группе детей даются картинки; они, не показывая их, называют прилагательные - признаки изображённого предмета. Когда предмет угадан, картинка показывается.

При изучении темы «Предлоги с местоимениями» играем в игру: «Переводчики».

Даны слова: глагол + предлог + местоимение в начальной форме. Нужно составить и записать словосочетание. Например: пришел к (я) - ...гостил у (они) -...

Или: «перевести» загадку и отгадать ее: «Ты - за (она), она- от (ты). Она - за (ты), ты - от (она).» (Ты за ней - она от тебя. Она за тобой – ты от неё.)

Можно провести при изучении темы «Глагол» следующие виды работ:

«Ты смотри, не шали!» Представьте, что вы выросли, стали папами и мамами. Что вы скажете своему ребенку, уходя на работу (в гости и т.д.), что он не должен делать. («Не» с глаголами.)

«Что я люблю делать?» «Что я не люблю делать?» (При изучении неопределенной формы глагола пишем мини-рассказы.)

«Почта». Учащиеся пишут на листочках друг другу записки с указанием действия, которое адресат должен выполнить. Учитель-почтальон разносит почту. Дети читают, выполняют действие, остальные определяют глагол, обозначающий действие, его спряжение и записывают в третьем лице единственного числа. (Записки обычно пишутся дома, сдаются перед уроком учителю.)

«Задания для Золушки». Представьте себя мачехой Золушки.
Продолжите ее речь: « Ты пойдешь на бал, если...» (При изучении темы «ь
на конце глаголов второго лица единственного числа»).

«Кто что делает?» Даны группы слов: существительные, обозначающие
профессии (например: художник, водитель, кузнец, продавец, учитель,

доктор...) и глаголы (например: сигналит, рисует, кует, взвешивает, считает, стучит, лечит и др.). Дети выбирают себе существительное, учитель диктует глаголы, а учащиеся записывают те, которые им нужны, определяют спряжение и окончание глаголов.

Занимательные задания на уроках языка

Алфавит

Вопросы для викторины:

1.Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков на письме?

2.Сколько букв в алфавите между А и Я?

3.Какие буквы обозначают только мягкие или только твердые звуки?

4.Какие буквы алфавита не обозначают никаких звуков?

5.Какие буквы никогда не бывают в начале слова?

6.Каких букв больше, гласных или согласных?

7.Чего в русском языке больше, звуков или букв?

Кто за кем?

Девочки должны расставить по алфавиту карточки с именами мальчиков, а мальчики – карточки с именами девочек.

Расколдуй слово.

А) Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке:

ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ, CВЬОА

(лопух, мосты, глушь, бинты)

Б) Нужно записать слова, буквы которых обозначены числами по их месту

в алфавите:

1,13,22,1,3,10,20; 2,21,12,3,1,18,30; 4,18,1,14,16,20,1.

(алфавит, букварь, грамота)

Перенос слов

Помогите Незнайке!

На доске записан стихотворный текст:

Перенес слова Незнайка:

За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,

У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за,

А еще он перенес:

Ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,

Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,

А-ня, О-ля и Сер-гей,

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

Не ошибись ! Каждый ученик получает карточку со словами, которые он должен разделить черточками для переноса:

1 вариант: ОКУНЬКИ, ЗМЕЙКА, ПИСЬМО, ЧАЙКА, ЗВЕРЬКИ, СТРОЙКА, СЕСТРА, ЯМА, СЕМЬЯ, ИЛЬЯ.

2 вариант: МАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК, БОРЬБА, ЧАЙНИК, ЗАЙКА, РУЧЕЙКИ, РАЯ, КОСТРЫ, БЕЛЬЁ, УЛЕЙ.

Ударение

Ударение меняет смысл.

На доске 3 столбика слов со знаками ударения. Нужно изменить место ударения так, чтобы получилось другое слово, и записать его рядом с данным:

ХЛОПОК- ЗАМОК- КРУЖКИ-

ПОЛКИ- ПАРЫ- МУКА-

ПРОПАСТЬ- ДОРОГА- ПЛАЧУ-

СТОИТ- ТРУСИТЬ- ПОЛЯ-

МЕЛКИ- КРОЮ- МОЮ-

ПОТОМ- СТРЕЛКИ- ЗНАКОМ-

СУШУ- УГОЛЬНЫЙ- СОЛЬЮ-

Вышиваем слова.

Слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный – маленьким, например:

Х х – ШКОЛА х х Х- ПЕТУШОК

Учащиеся под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах: ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА, ЯГНЕНОК, УТЯТА, КОТЯТА, КОТЕНОК, СОБАКА, ПЕТУШОК, КОЛОБОК, КОЗОЧКА, УТОЧКА, КОШЕЧКА, МЕДВЕЖОНОК, ИНДЮШОНОК.

Быстрый диктант.

А) Под диктовку нужно записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слога. Например, диктуется слово РАБОТА, а записать нужно только букву О.

Учитель диктует слова: КАРТОН, БУМАГА, КНИГА, ТЕТРАДЬ, АЛФАВИТ, РУЧКА, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, ПАРТА, ПОРТФЕЛЬ, ДОСКА, МЕЛ, ТРЯПКА, КАРТИНА, ЦВЕТЫ.

После диктовки учитель называет по порядку только ударные гласные, а учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг друга.

Б) Можно записать слова на доске: ЕЖ, ЛИСА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ТИГР,

КАБАН, БАРСУК, КЕНГУРУ, КРОКОДИЛ, ЧЕРЕПАХА, ОЛЕНЬ, ОБЕЗЬЯНА,

ЗЕБРА, БЕЛКА.

Дети должны выписать из каждого слова только ударную гласную.

После выполнения один из учеников подчеркивает на доске ударные гласные, а остальные путем взаимопроверки выясняют правильность выполнения задания.

Правильно или нет.

На доске записано предложение: СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК.

На доске в 3 столбика записаны трехсложные слова с пропущенными гласными.

Необходимо вставить пропущенные гласные, отметить в полученных словах сильную позицию гласного ударением и подчеркнуть гласные в слабых позициях.

М Л К К Л С К Н Г Т К

Х Р Ш Т Л К Н Г Л С К

Д Р Г Б Л Т Г Л Д Н

П Т Л К П В Д К В Л С К

М Л Т К З Д Р В Д Л Т

З Л Т Н С Р Г К Л К Л

П Л Т Н Х Л Д Н К Л Б К

М Л Д Й К Г Т К Л К Т К

Игра «Сказка про овощи»

Решил Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему…..

Я беру в свое войско только те овощи, в названии которых столько слогов, сколько в слове Помидор.

Какие овощи попали в войско Помидора?

Как помочь остальным попасть в войско? Какое условие мог предложить Помидор, чтобы и другие овощи вошли в его войско?

Игра «Сказка о собаке Альфа»

Жила – была собака Альфа. Было у нее два щенка. В кличке одного ударение падает на первый слог (Рыжик, Шарик), В кличке другого ударение падает на второй слог (Дымок, Трезор, Полкан). Много хлопот было у собаки с приобретением игрушек. Рыжик хотел только те игрушки, в названии которых ударение падает на первый слог, а Дымок – с ударением на второй слог.

Какие игрушки любил каждый из щенков? (Задание можно дать по вариантам.)

Догадайся!

Уберите ударный слог и напишите новое слово. Поставьте ударение.

Радуга - Кормушка –

Бабочки - Портфель –

Лесник - Антенна –

Уточка - Ветрянка –

Мягкий знак на конце и в середине слова

Отгадай загадки.

Он в сапожках красных бродит, 2. Меня в лесу оставили,

Из воды сухим выходит, Весь век торчать заставили.

Шею важно выгибает, В ушанке белой я зимой,

Криком га-га-га встречает. А летом с бритой головой.

(Гусь) (Пень)

Опрокинулась под ноги, 4. Рыжий зверь в печи сидит,

Растянулась по дороге, Рыжий зверь на всех сердит.

На меня она похожа, Он от злости ест дрова

Будто я шагаю лежа. Целый час, а может два.

(Тень) (Огонь)

Ходит плавно взад-вперед, 6. Новый дом несу в руке,

А полов не достает. Дверца дома на замке.

Кто уходит иль войдет, В нем жильцы бумажные,

Ручку ей всегда пожмет. Все ужасно важные.

(Дверь) (Портфель)

Кто растет вниз головой, 8. Из воды в мороз растет,

Да не летом, а зимой? Но не тонет, а плывет.

(Сосулька) С солнцем повстречается-

В воду превращается.

Хитрые вопросы.

Как превратить мел в мелкое место? (Мель)

Как угол превратить в топливо? (Уголь)

Как спрятать в середину слова мягкий знак в словах ДЕНЬ, ПЕНЬ, ЗВЕРЬ, ОКУНЬ? (Деньки, пеньки, зверьки, окуньки)

Как сделать, чтобы шест стал числом? (Шесть)

Как из банки сделать баню? (Банька)

Как из полки сделать танец? (Полька)

Согласные глухие и звонкие, парные и непарные

Не ошибись.

На доске записаны слова с глухими и звонкими согласными. 1-й вариант выписывает слова, в которых все согласные звонкие, 2-й вариант выписывает слова, в которых все согласные только глухие, а 3-й вариант – слова с глухими и звонкими согласными. После окончания работы учащиеся каждого варианта читают выписанные слова и ставят над ними номер своего варианта. Остальные учащиеся дополняют и исправляют ошибки.

АЗБУКА, ЗУБЫ, КАША, ГАЗЕТА, БУКЕТ, ЖАБА, ЩИ, КОФЕ, ГУБЫ, ШУБА, КОЖА, СУП, ТЕСТО, БУДУ, СУШКИ, ГВОЗДИКА, ПЫШКА, ЗАГАДКА, ПОСУДА, ЖИВУ, УХА, ДВА, ЗАПАХ, ДУГА, ГВОЗДИ, ПИЩА, ВЕТКА, УЖИ, ВЯЖУ, СОСИСКИ.

Найди непарные.

На доске записаны слова с парными и непарными согласными. Нужно выписать в тетрадь слова с непарными глухими согласными. По окончании работы проводится взаимопроверка. Победителями считаются учащиеся, записавшие 20 слов: чай, хата, щука, петух, роща, печка, охота, цепь, речка, пища, щепка, овца, пахарь, чугун, щавель, хитрый, цапля, чистота, цифра, молодцы.)

ЧАЙ, ДУБ, ХАТА, ГОРКА, ЩУКА, ШЕСТЬ, ПЕТУХ, ДРОВА, РОЩА, ПЕЧКА, ПАРТА, ОХОТА, ПАЛКА, ЦЕПЬ, КОТ, РЕЧКА, ШУБА, ПИЩА, КУСТЫ, ШАР, ЩЕПКА, ОВЦА, ФЛАГ, ПАХАРЬ, ЗАЙКА, ЧУГУН, САНКИ, ЩАВЕЛЬ, ДЕРЕВО, ХИТРЫЙ, РОЗА, ЦАПЛЯ, КОСА, ЧИСТОТА, СТЕНА, ФОРМА, ЦИФРА, ВОЛК, ЖАР, МОЛОДЦЫ.

Сколько звуков Ш?

На доске записано стихотворение В. Приходько:

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке.

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели по дорожке, и щелкали орешки-

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути – отчего не подвезти.

Победителем считается тот, кто насчитал 24 звука.

Безударные гласные в корне слова

Чей ряд лучше?

У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами О, А, Е, И, Я. Все буквы разного цвета. Учитель называет слова с безударными гласными в корне, а учащиеся поднимают карточку с нужной буквой: ТРАВА, РОСА, ЗМЕЯ, ХИТРЕЦ, СМЯГЧИТЬ, КОЛЬЦО, ПЕРО, ЧИСТОТА, ТЯНУТЬ, СКАЛА, СТЕКЛО, КИСЕЛЬ,

ГЛЯДЕТЬ, КРАСНЕТЬ, ТОЧИТЬ, ДЛИНА, ТРЯСТИ, ХРАБРЕЦ, ОКНО, ПЧЕЛА.

Различай на слух!

Учитель читает четверостишье. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание проверочными словами.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.

К старости наш дедушка

Очень поседел.

Он в саду на бревнышко

Сел и посидел.

Эстафета.

Учащиеся (6 команд) получают карточки со словами. По сигналу учителя 1-й ученик вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нем корень,пишет рядом проверочное слово, после чего передает карточку сидящему за ним.

Гр-за р-ды м-сты ч-сы т-гренок п-ля

М-ста в-рить кр-чать ст-лбы кр-ты д-жди

Сл-ны т-шина б-жать ст-на тр-ва в-лна

Cл-ва д-ла д-ревья з-ма зв-рек п-ро

Парные согласные в корне

Я и круглый, я и гла..кий, На ушах его сере..ки,

И на вкус приятно-сла..кий. А на но..ках есть сапо..ки.

Знает каждый карапу.., На голо..ке гребешок.

Что зовут меня арбу.. . Вот какой наш петушок!

Кто сидит на крепкой но..ке Я и горький, я и сла..кий,

В бурых листьях у доро..ки? К солнцу я тянусь из гря..ки.

Встала ша..ка из травы – Малышам полезный дру.. ,

Нет под ша..кой головы! А зовусь я просто лу. .

Плывет парохо.., Сла..кие кро..ки

То вза. , то впере.. , На коро..кой но..ке.

А за ним такая гла..ь- Кто проходит бли..ко,

Ни морщинки не видать! Кланяется ни..ко.

Двойные согласные в корне

Диктант – загадка

1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас, это наш просторный…

Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома.

Что же это за предмет? Догадались или нет?

Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два «к»,

И мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я …

4. Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда.

Двойное «р» содержит он, а называется …

5. Чтоб каждый телевизор работал без капризов,

На крыше непременно должна стоять …

Во мне два «к», не забывайте, таким как я, всегда бывайте.

Я точный, чистый и опрятный, иным же словом ….

7. По долинам, по отрогам мчит широкая дорога,

И она, как знают все, называется …

8. В магазин с сестрой ходили, все, что надо, там купили:

За батон, бутылку кваса заплатили деньги в …

Простудился я вчера, голова болит с утра,

Я закашлялся, охрип. У меня, наверно, …

10. Вдоль дороги по бокам липы, клены тут и там.

Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут …

Приставка и предлог

Занимательные диктанты.

КОСА. ВЕРХОМ.

Хороша у Алены коса, Много ль верст проскачешь в

И трава на лугу ей по косу. Широки просторы.

Скоро лугом пройдется коса, Ну-ка, в стремя ногу вдень,

Приближается время к покосу. Дай гнедому шпоры.

С ПОДВОДЫ. КОТОФЕЙ ИВАНОВИЧ

Воспоминанье берегу Солнце прячется за бор.

О том, как я на берегу Котофей Иванович

Влез однажды на подводу Залезает на забор

И с нее нырнул под воду. Прогуляться на ночь.

МЕДВЕДЬ. ХИТРЫЙ КРОЛИК.

Заревел медведь со сна, Решили лисы кролика запечь,

И в густом лесу, А кролик из духовки – прыг за

Вздрогнув, стукнула сосна Потом на лавку и в окошко с

Шишкою лису. Умчался в лес, где распевали

Раскрой скобки.

На доске в два столбика записаны предложения, в которых приставки и предлоги взяты в скобки. Нужно раскрыть скобки и показать слитное написание приставок и раздельное написание предлогов.

Мой веселый, звонкий мяч, (На)летели (на)мальчика гуси,

Ты куда (по)мчался вскачь? (У)несли (у)сестрицы братца.

(По)катился (в)огород, (За)плакала Аленушка (от)горя.

(До)катился (до)ворот, (По)бежала (по)чистому полю,

(Под)катился (под)ворота, (До)бежала (до)речки студеной,

(До)бежал (до) поворота, (Про)дорогу (у)речки (с)просила.

Там (по)пал (под) колесо…

Подбери пару.

На доске в колонки записаны слова с приставками и с предлогами. Учащиеся 1 варианта подбирают к каждому слову с приставкой пару с таким же предлогом,

например: ВОЙТИ – В ШКОЛУ. Учащиеся 2 варианта подбирают пары с приставками, например: ОТ ДОМА – ОТБЕЖАТЬ.

ВОЙТИ ОТ ДОМА

СВАЛИТЬСЯ ПРО ЗВЕРЕЙ

ПОХОДИТЬ ДО КОНЦА

ЗАЕХАТЬ С ДЕРЕВА

ИЗГОТОВИТЬ У ДЕДУШКИ

ПОДЛОЖИТЬ НА СТОЛЕ

Состав слова

Хитрые вопросы.

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс –ик-)

Как из маленького хвостика сделать большой? (Отнять суффикс –ик-)

Можно ли превратить рыбу в человека? (Можно, добавив суффикс –ак-)

Можно ли из одного стола построить столовую? (Можно, если добавить суффикс –ов- и окончание –ая.)

Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща? (Отнять суффикс –ник-)

Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Отбросить суффикс –ист-)

Четвертое – лишнее.

На доске в два столбика написаны ряды из четырех слов, среди которых одно лишнее, так как имеет часть, одинаковую по форме, но с другим значением.

Нужно найти в каждом ряду лишнее слово и подчеркнуть его.

Провод, переводить, безводный, наводчик.

Нож, ножка, ножовка, ножницы.

Моряк, уморился, море, морской.

Носить, носовой, носик, нос.

Водитель, водяной, безводный, наводнение.

Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.

Горка, сгорел, пригорок, горняк.

Победить, бедняк, бедный, беда.

Лесник, лес, лестница, лесной.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Корнем – с дорогой роднится,

В сборе приставка таится.

Суффикс как в слове дневник.

Целым же – в космос проник. (Спутник.)

Мой корень – родственник сраженью,

Приставка – в слове заявленье.

В наборщике есть суффикс мой.

А весь – тружусь я под землей. (Забойщик.)

Имя существительное

Кто самый наблюдательный?

Внимательно посмотрите вокруг себя и запишите названия предметов, находящихся в классе. Побеждает тот, кто за 5 минут напишет наибольшее число названий предметов.

Пиши – не спиши.

На доске записаны 2 стихотворения. Нужно выписать слова, обозначающие предметы. Побеждают ученики, выписавшие наибольшее количество слов (16 и 14)

Стол, за которым ты сидишь, Эй, спасайтесь поскорей:

Кровать, в которой ты уснешь, Убежал из кухни клей!

Тетрадь, ботинки, пара лыж, Никого он не жалеет,

Тарелка, вилка, ложка, нож, Всех, кого не встретит, клеит!

И каждый гвоздь, Склеил банки и бутылки,

И каждый дом, Ложки, плошки, чашки, вилки,

И караваи хлеба – Склеил книжки и игрушки,

Всё это сделано трудом, Одеяла и подушки,

А не свалилось с неба. Склеил пол и потолок –

(В. Лифшиц) И пустился наутек! (Б. Заходер)

Живой – неживой

На доске записан столбик из 7 слов. Нужно заменить в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что?,

и записать его через черточку справа.

КТО? Лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь.

(Что? Липа, рот, коса, мак, капля, мука, дверь)

Запиши отгадку.

Один вариант записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, другой на вопрос что?

Два березовых коня вихрем с горки мчат меня,

Ну а на гору опять мне их надо поднимать. (лыжи)

Посреди двора стоит копна:

Спереди вилы, сзади метла. (корова)

Лежат поросятки, привязаны к грядке.

Хороши зеленые, а зимой – соленые. (огурцы)

4. Кто зимой белый, а летом серый? (заяц)

5. Белое одеяло весь мир покрывало,

Стало тепло – в речку утекло. (снег)

6. Под соснами, под елками

Бежит мешок с иголками. (ежик)

Стоит Антошка на одной ножке,

Шляпа есть, а головы нету. (гриб)

Шевелятся у цветка два красивых лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (бабочка)

9. Не будильник, а разбудит:

Запоет – проснутся люди. (петух)

10. По горам по долам ходит шуба да кафтан. (овца)

Найди существительное.

На доске записаны 3 группы предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Нужно определить, какое из сходных слов является существительным и подчеркнуть его.

1 вариант: Рой пчел кружится над липой. Рой яму поглубже.

Вода перестала течь. В лодке открылась течь.

Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребенка.

Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

2 вариант: Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.

Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.

Варя шила платье. У Сережи нет шила.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

3 вариант: В доме топится печь. Мы будем печь пироги.

Дети встали в строй. Строй кормушки для птиц!

На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду.

Снежное покрывало всю землю покрывало.

Большая или маленькая.

Учитель читает предложения, в которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или фамилию. Нужно

сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой и почему.

Улетел орел за город Орел.

Наш Шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, Сережа Морозов.

Хороши груши в корзине у Груши.

Наша Поля вернулась с поля.

Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.

Вася Рыбаков был у рыбаков.

У пастухов выступал Андрей Пастухов.

Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.

Пять горшков принес Петя Горшков.

Коля Арбузов купил пять арбузов.

Имя прилагательное

Кто какой?

На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа – столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке. Нужно записать словосочетания.

ЖАДНЫЙ ОЛЕНЬ

ТРУСЛИВЫЙ МЕДВЕДЬ

ХИТРАЯ ЁЖ

ПУШИСТАЯ ЗМЕЯ

НЕУКЛЮЖИЙ ЛИСА

РОГАТЫЙ ЗАЯЦ

КОЛЮЧИЙ ВОЛК

ЯДОВИТАЯ БЕЛКА

Объясни пословицу.

Ученик читает пословицу, объясняет, как он понимает ее смысл, и находит слова, обозначающие признаки предметов.

МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ.

ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ БЕЛЫХ РУК НЕ ЛЮБИТ.

ЗИМОЙ СНЕГ ГЛУБОКИЙ – ЛЕТОМ ХЛЕБ ВЫСОКИЙ.

НЕ НУЖНА СОЛОВЬЮ ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА, А НУЖНА ЗЕЛЕНАЯ ВЕТКА.

Что за куст?

Нужно ответить на вопрос: «О каком растении говорится в тексте?» Учитель читает текст:

ИГРАЛИ ДВА МАЛЬЧИКА В САДУ. ОСТАНОВИЛИСЬ ВОЗЛЕ ОДНОГО КУСТА. ОДИН ДРУГОГО СПРАШИВАЕТ:

ЭТО ЧЕРНАЯ?

НЕТ, КРАСНАЯ.

А ПОЧЕМУ ЖЕ ОНА БЕЛАЯ?

ПОТОМУ ЧТО ЗЕЛЕНАЯ.

Как называется этот куст, о котором говорили мальчики, и почему у ягод, которые на нем растут, такие разные признаки по цвету?

Конкурс знатоков.

На доске в столбик записан ряд словосочетаний: СВЕЖИЙ ХЛЕБ, СВЕЖИЙ ВЕТЕР, СВЕЖИЕ КРАСКИ, СВЕЖАЯ РУБАШКА, СВЕЖАЯ ГАЗЕТА.

Один из учеников должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное,близкое по смыслу, а другой – противоположное по смыслу. Антонимы записываются слева от словосочетания, а синонимы – справа.

Ответы: черствый – свежий хлеб – мягкий; теплый – свежий ветер – прохладный; тусклые – свежие краски – яркие; грязная – свежая рубашка – чистая; старая – свежая газета – новая.

Глагол

Кто что делает?

На доске записаны 3 столбика слов, обозначающих предметы. Учащиеся по очереди выходят к доске и пишут справа слова, обозначающие действие данного предмета.

ПОВАР УЧИТЕЛЬ ПЕКАРЬ

ВРАЧ КУЗНЕЦ ХУДОЖНИК

БАЯНИСТ МАЛЯР ПОРТНИХА

ВЕТЕР ДОЖДЬ СОЛНЦЕ

ГРОМ ОГОНЬ СНЕГ

ТРАВА РУЧЕЙ ВОДА

Найди глаголы.

На доске записан текст. Нужно найти и выписать глаголы.

В ПОНЕДЕЛЬНИК Я СТИРАЛА,

ПОЛ ВО ВТОРНИК ПОДМЕТАЛА.

В СРЕДУ Я ПЕКЛА КАЛАЧ,

ВЕСЬ ЧЕТВЕРГ ИСКАЛА МЯЧ.

ЧАШКИ В ПЯТНИЦУ ПОМЫЛА,

А В СУББОТУ ТОРТ КУПИЛА.

ВСЕХ ПОДРУЖЕК В ВОСКРЕСЕНЬЕ

ПОЗВАЛА НА ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ. (П. Башмаков)

Закончи пословицу.

МИР СТРОИТ, А ВОЙНА … (разрушает)

СМЕЛЫЙ ПОБЕЖДАЕТ, А ТРУС… (погибает)

ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ… (портит)

ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, А ОТ ТРУДА …(здоровеет)

ЛЕТО ПРИПАСАЕТ, А ЗИМА … (подъедает)

ЛЕНТЯЙ ЕСТ – ГРЕЕТСЯ, А РАБОТАЕТ - … (мерзнет)

ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, А ЗИМУ … (начинает)

ЛЕГКО ДРУГА ПОТЕРЯТЬ, НО ТРУДНО … (найти)

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, А ПО УМУ … (провожают)

ЛАСТОЧКА ДЕНЬ НАЧИНАЕТ, А СОЛОВЕЙ …(кончает)

ЗАМОЛЧИ, ПЕТРУСЬ, ГОВОРЯТ! ЗА СТОЛОМ СКАЗАЛА МАТЬ:

ПРИКУСИ ЯЗЫК, ГОВОРЯТ! - ХВАТИТ ЯЗЫКОМ БОЛТАТЬ!

ОН ЯЗЫК ПРИКУСИЛ А СЫНИШКА ОСТОРОЖНО:

(Н. Силков) (Т. Бойко)

Елена Лебедева
Занимательные игровые задания по русскому языку

Занимательный русский язык .

1) Игровые задания , направленные на отработку орфографических норм.

Игра «Словарное лото»

Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание : списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Карточки для игры

весело огурец

собака овощи

магазин топор

берёза урожай

быстро огурец

молоко ученик

магазин учительница

берёза машина

Игра «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных» . Учитель бросает мяч и называет слово «земляной» . Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли» . Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием , продолжает стоять и пытается исправить положение.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Качай чайка

Камыш мышка

Навес весна

Рано нора

Наши шина

Насос сосна

2) Игровые задания , направленные на отработку орфоэпических норм.

Игра «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор из слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. Пример : даны слова – километр, шофёр, центнер, крапива, свекла, сантиметр.

Игра «Пригласите друга на обед»

Ученикам предлагается список меню обеда, на который необходимо пригласить друга. В меню, конечно, записаны слова : щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, тефтели. Детям необходимо обратиться к друзьям, зачитав им меню без ошибок. Можно обыграть ситуацию встречи друзей.

Игра «Конкурс дикторов» .

Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала».

3) Игровые задания , направленные на развитие речи.

Учащимся 1 класса очень полезны такие игры, т. к. как они развивают речь, познавательный интерес, воображение, моторику рук.

Игра «Запишем сказку»

Учитель читает детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно : практически у всех детей связный пересказ вызывает трудности. Успокойте ребенка и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку можно с помощью картинок. Дети рисуют на листочке несколько квадратов. Вместе с детьми вспоминаем, о чем говорилось в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате рисуют девочку около домика. Затем так же рисуют продолжение сказки. Учитель помогает делить сказку на смысловые части.

В результате дети зарисовывают в картинках весь сюжет и пересказывают сказку по своим иллюстрациям.

Игра «Давайте сочинять!»

Предложите детям сочинить сказку. Определите тему – придумать сказки о зайчиках. Затем обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке : он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? Через несколько минут дети рассказывают сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная сказка.

Игра «Волшебный лес»

Каждый участник игры получает лист бумаги и карандаши. На листе выполнены незаконченные изображения (см. далее) .

Детям необходимо нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Затем рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов : а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова, противоположные по значению : Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т. п.

Игра «Кто больше?»

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например : ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т. д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Можно использовать и другие варианты :

Предлагается слово-корень : стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например : ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

4) Игровые задания , направленные на систематизацию знаний о частях речи.

Игра «Домино» (по теме «Глагол» )

Каждый участник игры получает карточку, которая разделена на две части. В одной части написано начало правила или формулировка вопроса, на другой продолжение ответа. Дети должны соединить по принципу домино все карточки.

Какие суффиксы имеют глаголы в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Чем чаще всего выражен глагол в предложение? Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени?

Какое окончание имеют глаголы II спряжения? В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное» )

Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры» . Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.

Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное» )

Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку, на столе стоит корзина. Предлагает детям : «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».

Игра «Чистая доска»

Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре : «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование : «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием .

5) Лексико-фразеологические игры.

Игра «Собери, объясни, докажи»

Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения. Например : КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ , ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Игра «Наоборот»

Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Учитель называет детям слова, а ребята должны заменить фразеологическими оборотами.

Например : метко – не в бровь, а в глаз. Неожиданно – как снег на голову. Тесно – негде яблоку упасть. Темно – хоть глаз выколи.

Игра «Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Например : покупать кота в мешке, всяк кулик свое болото хвалит, мартышкин труд, брать быка за рога, комар носа не подточит.

6) Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся :

1) настольные игры; (домино, лото) ;

2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) .

Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность

На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.

По теме «Имя существительное» 3-й класс

По теме «Местоимение» 3-й класс

1. Игра «НАЙДИ ПАРУ!»

Один бросает мячик и кричит: «Книга!» Другой ловит и отвечает: «Глаз!» Потом сам кидает мяч, крича: «Снег!» Третий ловит и отвечает: «Звон!» Вы заметили: один кричит слово, в начале которого есть шумный согласный (например, [к]), а другой ловит мяч и быстро отвечает словом на парный согласный (на [г]). Кто ответит неверно, тот как-нибудь штрафуется. Штрафуется и тот, кто назовет слова, у которых в начале [ц] [ч] [х].

2. Вова и Настя придумывали свой язык, который бы подчинялся тем же законам, что и русский. Вова придумал глаголы курубить, табавить, калужить, талызить . Настя тут же придумала от этих глаголов существительные на -ка (как добавка отдобавить ).

Какие существительные у нее получились? Какие согласные чередуются в конце корня глаголов и существительных?

3. Отгадайте загадки. Найдите в них сочетания двух глухих согласных. Как проверить первый из них?

1). Длинный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

2). Два брюшка,

Четыре ушка.

3). Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

4). На ложке сидит Митрошка,

Свесив ножки.

5). Вся дорожка

Усеяна горошком.

6). Сидит бабка на грядке,

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет - тот заплачет.

4. Вспрюшкин - такая фамилия была у одного человека. Сколько ошибок можно сделать в этой фамилии? В каких буквах можно ошибиться? Передают ли эти буквы фонемы в слабых позициях?

5. Вова Бутузов нашел старую тетрадку, а там написано: ливт, шбан, зпруд, фдрысг .

Ишь ты! - сказал Бутузов с любопытством. - Видно иностранец писал.

Кувшинникова Настя посмотрела тетрадку и сказала:

А почему на обложке написано: Вова Бут? Не знаешь, кто это - Вова Бут?

Вова взглянул и руками всплеснул.

Иностранец ли это писал? Объясните, как такое могло случиться.

6. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха . Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю )

7. Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение ) и слово с тремя «е» на конце (длинношеее ).

8. Игра «ПРОСТОЕ - СЛОЖНОЕ».

Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик . Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых - сложные).

Вместо слова полотенце - ......................, ключ - ..........................., кнопка - ................... .

9. Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка ? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух », т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)

10. Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)

11. Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

«Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т - ты - местоимение

Р - разве - частица

У - удивляться - глагол

Д - десять - числительное

О - ох - междометие

Л - легко - наречие

Ю - юла - существительное

Б - без - предлог

И - или - союз

Е - еловый - прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», - но не подсказывать, где ошибка.

12. Игра «ТОЛЬКО В ОДНОМ ЧИСЛЕ».

В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото - только единственное;щипцы, шахматы - только во множественном.

Играющие должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая - существительные, употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Слова для диктовки : часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.

После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая - первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.

13. Игра «ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ И ЧИСЛАХ».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например:

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле тож.

Множественное число

И. Дела как сажа бела.

Р. Всех дел не переделаешь.

Д. По твоим делам о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а делами не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

14. Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительнымидорога, марка, сера , чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?

15. Игра «КТО БОЛЬШЕ».

Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.

Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.

16. Ответьте на шуточные вопросы:

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он - но)

Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?(За/ я/ ц)

1. Игра «НАЙДИ ПАРУ!»

Один бросает мячик и кричит: «Книга!» Другой ловит и отвечает: «Глаз!» Потом сам кидает мяч, крича: «Снег!» Третий ловит и отвечает: «Звон!» Вы заметили: один кричит слово, в начале которого есть шумный согласный (например, [к]), а другой ловит мяч и быстро отвечает словом на парный согласный (на [г]). Кто ответит неверно, тот как-нибудь штрафуется. Штрафуется и тот, кто назовет слова, у которых в начале [ц] [ч] [х].

2. Вова и Настя придумывали свой язык, который бы подчинялся тем же законам, что и русский. Вова придумал глаголы курубить, табавить, калужить, талызить . Настя тут же придумала от этих глаголов существительные на -ка (как добавка отдобавить ).

Какие существительные у нее получились? Какие согласные чередуются в конце корня глаголов и существительных?

3. Отгадайте загадки. Найдите в них сочетания двух глухих согласных. Как проверить первый из них?

1). Длинный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

2). Два брюшка,

Четыре ушка.

3). Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

4). На ложке сидит Митрошка,

Свесив ножки.

5). Вся дорожка

Усеяна горошком.

6). Сидит бабка на грядке,

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет - тот заплачет.

4. Вспрюшкин - такая фамилия была у одного человека. Сколько ошибок можно сделать в этой фамилии? В каких буквах можно ошибиться? Передают ли эти буквы фонемы в слабых позициях?

5. Вова Бутузов нашел старую тетрадку, а там написано: ливт, шбан, зпруд, фдрысг .

Ишь ты! - сказал Бутузов с любопытством. - Видно иностранец писал.

Кувшинникова Настя посмотрела тетрадку и сказала:

А почему на обложке написано: Вова Бут? Не знаешь, кто это - Вова Бут?

Вова взглянул и руками всплеснул.

Иностранец ли это писал? Объясните, как такое могло случиться.

6. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха . Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю )

7. Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение ) и слово с тремя «е» на конце (длинношеее ).

8. Игра «ПРОСТОЕ - СЛОЖНОЕ».

Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик . Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых - сложные).

Вместо слова полотенце - ......................, ключ - ..........................., кнопка - ................... .

9. Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка ? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух », т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)

10. Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)

11. Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

«Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т - ты - местоимение

Р - разве - частица

У - удивляться - глагол

Д - десять - числительное

О - ох - междометие

Л - легко - наречие

Ю - юла - существительное

Б - без - предлог

И - или - союз

Е - еловый - прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», - но не подсказывать, где ошибка.

12. Игра «ТОЛЬКО В ОДНОМ ЧИСЛЕ».

В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото - только единственное;щипцы, шахматы - только во множественном.

Играющие должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая - существительные, употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Слова для диктовки : часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.

После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая - первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.

13. Игра «ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ И ЧИСЛАХ».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например:

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле тож.

Множественное число

И. Дела как сажа бела.

Р. Всех дел не переделаешь.

Д. По твоим делам о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а делами не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

14. Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительнымидорога, марка, сера , чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?

15. Игра «КТО БОЛЬШЕ».

Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.

Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.

16. Ответьте на шуточные вопросы:

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он - но)

Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?(За/ я/ ц)