Запиши кем был кузьма минин. Молодой и предприимчивый нижегородец

7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и и Дмитрия Пожарского от поляков (1612 год).
Четыреста лет прошло с этого момента!


Кузьма Минин. Портрет XVII в.

Минин Кузьма(Козьма) Захарьевич, по прозванью Сухорук — один из «освободителей Отечества» от поляков в 1612 г. был родом из Балахны (сегодняшней Нижегородской области).


Призвание.

Биография его до его выступления в 1611 г. неизвестна. Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, он, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. Его имущество оценивалось в 300 рублей.
В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева.
С осени 1611 г. скромный мясник становится первым человеком в родном городе.Его избрази земским старостой, одним из двух, возглавлявших местных посадских людей.

Кузьма Минин


В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы — Заруцкий и Трубецкой когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый «царь Димитрий», когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, — Минин глубоко скорбел о бедствиях Отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание. Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посадских людей порадеть об Отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей.Посадские люди его поддержали,начали сбор пожертвований, а городской совет санкционировал общую сходку нижегородцев в Спасо-Преображенском соборе.


К.Маковский.Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. 1890

Минин выступил с призывом встать на защиту Российского государства."Нам не пожалеть своих жизней,да не только жизней, не пожалеть дворы свои продавать и жен и детей закладывать, и бить челом, кто... был бы у нас начальником."
Нижегородцы пожертвовали часть своего имущества, " устроили прировор", чтобы все в городе и в уезде дали в обязательном порядке часть своего имущества, а руководство по сбору средстви их применениюпоручили Минину.С этого момента неграмотный (за него потом расписывался Пожарский) заурядный посадский торговец взвалил на себя ношу посильную лишь великому человеку, и не было случая, чтобы она оказалась ему не по плечу.


Константин Маковский. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611

Сам, пложертвовав на общее дело треть своего состояния,Минин правильно организовал сбор средств.Он же ездил с делегацией в Мугреево к князю Пожарскому,уговаривал его встать во главе ополчения.С этого знакомства началось их беспримерное в истории сотрудничество, полное единодушие царского стольника, князя с посадским человеком.

Ополчение.

Минин и Пожарский стали собирать ополчение.В Нижнем Новгороде было не более тысячи военных людей.Позвали смоленских дворян и детей боярских,несчастных беженцев в Арзамасском уезде, потом вяземских и дорогобужских служивых людей, бедствовавших во Владимирском уезде. Минин дал этим отчаявшимся людям оклад втрое больше обычного для ратников.Войско его сразу возросло на две тысячи воспрянувших духом военных. Увидев такое, в Нижний Новгород потянулись коломенцы, рязанцы, казаки и стрельцы из разных мест.Всего собралось десять тысяч человек.
Минин организовал сбор денер и в других городах,перебоев в выдаче жалованья не было.Порядок в делах ополчения способствовал тому,что в нем воцарилось редкое единодушие.


Скотти М.И.Минин и Пожарский.1850 г.

Не только этим,но и саблей свой послужил Минин Отечеству.В решающий день сражения под Москвой 24 августа 1612 года, когда день клонился к вечеру, а исход битвы был все не ясен, Минин лично возглавил решительную атаку около Крымского двора."Бери, кого хочешь",- сказал Пожарский. Минин взял три лучшие дворянские сотни и конницу.
Атака была страшной! Две сотни поляков были опрокинуты и в панике побежали к лагерю Ходкевича.Это воодушевило русское войско, атака стала общей, побежало все польское войско,бросив свой лагерь и пушки.Вскоре гетман Ходкевич ушел от Москвы.
Через два месяца поляки, оставшиеся в безнадежном положении в Кремле,сдались. Москва была освобождена.
После, под Москвой и в Москве Минин был во главе ополчения, и вместе с князьями Пожарским и Трубецким возглавлял образовавшееся в нем правительство. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране.


Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году.

В июле 1613 года венчался избранный на Земском Соборе царь Михаил Романов. На этом закончились полномочия правительства Трубецкого - Пожарского -Минина.

Награда.

Царь всех наградил.Пожарский, минуя две ступени, был из стольников произведен в бояре.Попал в Боярскую думу и Минин, но не боярином и не окольничьим, а нижним, третьим чином думного дворянина с жалованием 200 рублей в год.Кроме того, он получил дом в Нижегородском Кремле и поместье - село Богородицкое и при нем девять населенных деревень и три пустоши в Нижегородском уезде, всего 890 гектаров.
Боярская дума - это совет при царе, в то время уже терявший значение.Чины думы использовались и как государственные чиновники.Исполнял различные поручения и Минин.В 1614 г. ему был поручен сбор первой пятины с гостей и торговых людей в столице; в мае 1615 г. он был в боярской коллегии, «ведавшей Москву» во время богомолья государева; в декабре того же года послан с князем Гр. П. Ромодановским в казанские места «для сыску» по поводу бывшего здесь восстания инородцев.
Судя по всему царь относился к нему благосклонно, челобитные его удовлетворял.


Юрий Пантюхин. За Землю Русскую. Минин и Пожарский

Минин прожил после освобождения Москвы менее 4 лет.Хотя он жил в Москве, умер в Нижнем Новгороде " между сентябрем 1615 и июнем 1616 года".Погребен он в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана, освященный в 1852 году.
Еще чез 16 лет пресекся его род.
До сих пор Минин - самый знаменитый нижегородец.


Площадь К.Минина в Нижнем Новгороде


Памятник К.Минину на одноименной площади


Собор в Нижегородском Кремле, где находится могила Кузьмы Минина

Могила К.Минина в Соборе

(по материалам архивов " Нижегородские новости " № 1447)

Однажды, в 1611 году, от патриарха Гергемона из Троицкой лавры пришла грамота в Нижний Новгород, на обсуждение которой собралось все духовенство и старшие городские чины, среди которых оказался местный земский староста Кузьма Минин. Он был среднего достатка человек и мясник по ремеслу. Протопоп Савва стал просить народ встать на защиту веры, но убедительнее всего прозвучала речь Минина. Затем он при поддержке войск воеводы Пожарского оценил все имущество нижегородского населения, и по его совету было решено отдавать третью часть (некоторым пятую) имущества на поддержку ополчения. У не желавших платить конфисковалось все имущество, а сами они отдавались в холопы.

Кузьма Минин: биография

К нижегородцам вскоре присоединились и другие города, которые получили грамоту от Минина. И вот в 1612 году в Ярославле собралось огромное ополчение, которое возглавили Кузьма Минин и Пожарский. В августе гетман Ходкевич был побежден, а в октябре поляки были выгнаны из Москвы. 12 июля 1613 г., после вступления на престол царя Михаила Федоровича, Кузьма Минин получил чин думного дворянина и вотчину. С тех пор тот заседал в думе, пользуясь доверием у царя, жил во дворце. Ему вместе с боярами в 1615 году было поручено оберегать Москву от врагов, когда царь отбыл в Сергиев монастырь.

Полное имя этого героя - Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий. Известно только, что он появился на свет в конце XVI века, а скончался 21 мая 1616 года. Он был сыном Мины Анкудинова, солеварщика, проживавшего в небольшом волжском городке Балахне. Известен тот факт, что Татьяна Семеновна - вдова Минина, похоронив мужа и сына Нефеда, которому Господь не послал детей, приняла монашеский постриг в 1635 году с именем Таисия и вскоре упокоилась. Монашкой была и дочь Минина Софья. Род Мининых на этом обрывается.

Мартос

В 1804 году в Нижнем Новгороде скульптор И. П. Мартос стал работать над композиционным памятником Минину. Когда эскизы были подготовлены, начался сбор денежных средств. В 1811 году набралось 12 000 рублей, и тогда Кабинет министров решил поставить памятник именно в Москве.

Памятник Кузьме Минину и Пожарскому был воздвигнут в 1818 году прямо на Красной площади, а через 10 лет гранитный обелиск появился и в Нижнем Новгороде.

Смерть Минина

Кузьма Минин умер в 1616 году в казанских местах во времена бунта татар и черемисов. Его тело погребли на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый нижегородский митрополит Филарет повелел прах Минина перенести в Спасо-Преображенский храм кремля Нижнего Новгорода. В 1930 году собор был разрушен, прах народного героя Кузьмы был перенесен на хранение в городской исторический музей-заповедник.

Святой Сергий Радонежский

Теперь уже все мы знаем, что победа над поляками и литовцами связана с именами Минина и Пожарского, однако мало кто представляет себе, что вдохновителем этой победы стал преподобный отец Сергий Радонежский.

Первое сопротивление народного ополчения против Лжедмитрия, собранное по грамотам и письмам архимандрита Дионисия, потерпело поражение. Однако он снова продолжал искать помощи. Вместе с келарем Троицкой обители Авраамием Палицыным они призывали весь русский православный народ на борьбу с интервентами. Положение оставалось опасным и крайне тяжелым.

Историческая правда

В житие святого протопопа Сергия Радонежского написано, что в это Смутное время в Нижнем Новгороде жил добродетельный человек Кузьма Минин. Он очень болел за свою Отчизну и поэтому горячо молился Богу. У него даже была уединенная домашняя келья, куда он на ночь уходил молиться. И вот однажды, когда он уснул в этой своей комнатке, вдруг во сне к нему явился чудотворец Сергий и сказал, чтобы он начал собирать казну и нанимать ратное войско для освобождения Москвы.

Проснувшись рано утром, Кузьма вспомнил сон и никак не мог понять, к чему он приснился, ведь он не князь и не воевода, а простой мирный человек, который немощен и подумать о таких серьезных делах, о которых говорил ему святой Сергий. И тогда он успокоил себя тем, что всерьез этот смущающий сон ему воспринимать было бы безумной гордыней.

Второй сон

Но через некоторое время к нему во сне опять явился преподобный Сергий, который с укором сказал ему, чтобы тот выполнил его наказ. Святой передал ему волю Божию, которой Всевышний хочет помиловать весь русский православный люд от раздирающих войн и привести их к миру и тишине. Однако для этого нужны казна и ратные люди, чтобы освободить Московское государство от врагов. Преподобный Сергий сразу же предупредил его, что старшие люди не возьмутся за такое дело, а вот младшие начнут его и приведут к благому завершению.

Наутро Кузьма проснулся в трепете и ужасе. Он встал, скрученный сильной болью от сдавленных внутренностей и мыслью о возложенной на него великой ответственности. Теперь уже Минин наконец-то понял, что это не простой сон и не мечтание, а его настоящий долг. И тогда стал молиться святому Сергию о том, чтобы тот исцелил его, и поклялся выполнить все его повеления.

Начало

Как же взяться за такое дело ему, простому человеку? С чего же надо было начинать? Сначала по Божьему промыслу Минина избрали в земские старосты, об этом написал его современник, троицкий монах Симон Азарьин. И он перестал быть обычным горожанином, а стал попечителем в делах Нижнего Новгорода. Везде, где он бывал, он обращался к нижегородцам, говоря им пылкие патриотические речи со слезами на глазах. Его и впрямь слушали в основном молодые люди, хотя сам он уже был немолод. Старшие люди уже больше держались за свой покой и нажитое имущество. Так мог бы поступить и сам Минин, если бы не старец Сергий, который пробудил в нем живую совесть. Молодые же стали убеждать своих отцов в том, мол, что толку в их нажитом богатстве, если враг скоро возьмет их город? Они готовы были сложить свои горячие головы за освобождение православия.

Общая казна и новое ополчение

В итоге весь город подписался под приговором и решил слушаться Кузьму. Сам же Минин, оставив себе немного, остальное имущество отдал в общий котел на вооружение воинов. За ним последовали богатые купцы и торговцы, которые стали приносить деньги. Этим общим порывом заразились и другие жители городов.

В это время под Арзамасом оказались беженцы - стрельцы со своими семьями из города Смоленска , тоже взятого поляками. Их было около 2000, это дало начало созданию ополчения, датируемому 6 января 1612 года. Вот тут-то Минин и проявил себя как великолепный организатор. Понимая, что средств у него все равно не хватает, он от имени войска обратился к очень зажиточным людям с просьбой о займе денег до того дня, пока Москва не очистится от врагов. Так, например, поддержали его солевары Никита и Максим Строгановы, которые дали 4116 руб., Григорий Никитников, внесший сумму в 500 руб., и другие.

На эти деньги стали закупаться медь, железо, олово и древесный уголь. Во всех кузницах, которых насчитывалось одиннадцать, оружейники день и ночь ковали копья и сабли, а в литейных ямах отливались пушки и пищали.

Кузьма Минин. Князь Пожарский

Симон Азарьин дальше писал, что чем больше умножалась казна, тем больше увеличивалось и ратное войско, словно бы со всей Вселенной его собирали. Вскоре появился и опытный князь - воевода Дмитрий Михайлович Пожарский, который уже стоял во главе первого неудачного ополчения, распавшегося из-за нехватки средств и внутренних раздоров. Наконец русские войска двинулись на Москву через Сергиев Посад. Вскоре к стенам Троице-Сергиевой лавры подошло мощное и хорошо снаряженное войско, где был отслужен молебен, а затем Кузьма Минин рассказал архимандриту Дионисию о видении во сне старца Сергия Радонежского, который призвал его на великое общее дело.

Заплакал старый архимандрит и поблагодарил Пресвятую Троицу, Богородицу и святого заступника Руси преподобного Сергия за их покровительство и заступничество. Пока не было завершено дело, об этом уже никто никому ничего не рассказывал.

Благословение

Войско пошло от обители на Москву, отец Дионисий благословил всех ратников крестом и окропил святою водою. В это время в лицо воинов дул ураганный ветер, и они едва могли сидеть на конях. Многие подумали, что это плохое предзнаменование, и даже устрашились будущего. Однако под конец подъехали на лошадях на благословение Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. И когда архимандрит осенил крестом спины отъезжающих предводителей, вдруг чудовищный ураган переменился и стал дуть в спину ратникам, словно от обители Троицкой и от самого гроба чудотворца Сергия. Войско сразу взбодрилось и почувствовало надежду и ожидание Божьей милости.

Победа

Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и их поход на Москву были очень успешными, но не решающими. Поляков русские выбили из города, Бог услышал молитвы преподобного Сергия. Но тут же начались ссоры и разногласия среди ратников. Тогда архимандрит Дионисий с келарем Авраамием из лавры сами направились в Москву, чтобы примирить войско. Казакам, жаловавшимся, что им не заплатили денег, они обещали отдать всю монастырскую казну. Келарь Авраамий писал позже, что, когда троицкие привезли из монастырской обители дорогие вещи и казну в табор казакам, устыдились те и, стесняясь друг друга, вернули все драгоценности в монастырскую казну в полной сохранности, так как знали, что это добро собиралось долгие годы и было принесено в дар Богу.

Так 22 октября 1612 года захваченная и разоренная поляками столица была отвоевана русскими, Китай-город был взят, и уже через несколько дней польский гарнизон, не выдержав осады, сам покинул Кремль. Святая Русь выстояла и не погибла от рук иноверцев. Вот так с помощью покровительства святого чудотворца Сергия и народного ополчения Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский защитили Россию и православие.

Страница:

Минин Кузьма Минич (?-1616) - организатор ополчения против польских интервентов в начале 17 в.

Происходил из семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. «Минин» - первоначально было отчеством, затем стало родовой фамилией. Приехав в Нижний Новгород, Минин торговал мясом и рыбой. Избранный земским старостой, начал формировать в городе народное ополчение. По преданию, он отдал треть имущества на организацию ополчения, в том числе драгоценности жены и серебряные оклады с икон. Хронограф 1617 цитирует призыв Минина к нижегородцам: «Не следует жалеть своего имущества; да не только имущества! Не пожалейте и дворы свои продавать, и жен, и детей закладывать!»

"Братья, вспомним Божье слово,
Что сегодня в храме слушали с амвона,
Чтобы наше сердце было ежечасно
Все отдать на пользу ближнего готово.
(из стихотворения Навроцкого А.А.)"

Минин Кузьма Минич

Главным воеводой Минин пригласил Дмитрия Пожарского, став казначеем ополченцев и их административным руководителем. Взимал с населения «пятую», а то и «третью деньгу» (треть имущества), платил ратникам, закупал вооружения и припасы. По словам Н.И.Костомарова, в нем сочетались «черты диктатора с крутыми, жесткими мерами».

Зимой 1611-1612 под началом Минина и Пожарского в Ярославле оформилось своеобразное правительство, «Совет всея земли», которое рассылало распоряжения в другие города и уезды. Минин был неграмотным, подпись за него на распоряжениях ставил Пожарский («В выборного человека всею землею в Козмино место Минино князь Дмитрей Пожарской руку приложил»). Неграмотность Минина не мешала ему быть отличным организатором, он хорошо разбирался в платежеспособности населения, назначении воевод, рассматривал жалобы и челобития. Аристократы и служилое провинциальное дворянство были недовольны тем, что споры разрешает какой-то нижегородский торговец («Пусть х[о]лоп возделывает землю, поп пусть знает церковь, Кузьмы пусть занимаются торговлей»). Сановники сумели оттеснить его на задний в план в перечне лиц, подписывавших документы «Совета всея земли». Пожарский в этом перечне оказался на десятом, а Минин на пятнадцатом месте.

В боевых действиях Первого (февраль-март 1612) и Второго (июль-октябрь 1612) ополчений Минин играл более заметную роль. Вместе с «тремя сотнями дворянских», проявляя воинскую доблесть и мужество, он, «перешед за Москву реку [в]ста[л] против Крымского двора» и не пропустил к Кремлю пришедшие на подмогу полякам, засевшим в Кремле, отряды польского гетмана Яна Карла Ходкевича. В октябре 1612 изголодавшиеся поляки капитулировали. По свидетельству современников, именно Минин принимал у них имущество, которое раздавал затем воинам-казакам.

С осени 1612 и до венчания на царство Михаила Романова в феврале 1613 во главе земского правительства стоял триумвират - Минин, Пожарский и князь Трубецкой, Минин занимался финансово-хозяйственными вопросами. После избрания Михаила Романова он получил чин думного дворянина и вотчину в селе Богородском под Нижним Новгородом с 9 деревнями «в род неподвижно». Как член Боярской думы, продолжал жить в Москве, собирал пятину (20%) с имущества посадских людей, пополняя истощенную Смутой казну, участвовал в управлении государством, если царь выезжал из столицы.

Зимой 1615 в Поволжье восстали татары и черемисы. Для выяснения причин Минин был отправлен в Казань. Умер на обратном пути в Нижнем Новгороде, не успев добраться до Москвы. Похоронен в нижегородском Преображенском соборе.

Кузьма Минин (Кузьма Минич Анкундинов, Кузьма Сухорук) - деятель русского национально-освободительного движения в Смутное время, один из руководителей Второго ополчения, соратник князя Дмитрия Михайловича Пожарского; один из наиболее популярных национальных героев русского народа.

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

Минин Кузьма

Род Кузьмы Минина происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Известно имя его отца - Мина Анкундинов. Сам Кузьма был нижегородским посадским человеком, в 1608-1610 годах в составе нижегородского ополчения под началом воеводы А.С. Алябьева он участвовал в боевых действиях против сторонников Лжедмитрия II.

1 сентября 1611 года Минин был избран земским старостой и возглавил движение за организацию Второго ополчения. В круг его обязанностей входили сбор денежных средств, выдача жалования ратникам, обеспечение хозяйственной части. Военное руководство по совету Минина было передано в руки князя Дмитрия Пожарского. До созыва Земского собора 1613 года Минин входил в «Совет всея земли», сформировавшийся в начале 1612 года в Ярославле и выполнявший функции правительства.

Братья, вспомним Божье слово,
Что сегодня в храме слушали с амвона,
Чтобы наше сердце было ежечасно
Все отдать на пользу ближнего готово.

Минин Кузьма

Кульма Минин активно участвовал в боях за Москву 22-24 августа 1612 года и проявил личную храбрость. Во главе одного из отрядов он переправился через Москву-реку и нанес по противнику фланговый удар, благодаря чему войска гетмана Яна Кароля Ходкевича были разгромлены. Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, призвавшего царствовать династию Романовых. На следующий день после своего венчания на царство царь Михаил Федорович пожаловал Минину звание думного дворянина, а в 1615 году пожаловал вотчину под Нижним Новгородом.

Минин остался служить в Москве, ведал сбором налога - «пятинных денег» с купцов Гостиной и Суконной сотен. В 1615 году он занимался сыском по делу восставших татар и черемисов в Казани.

Умер Минин в середине 1616 года, похоронен в Нижегородском кремле. В конце 17 века его прах был перенесен в нижегородский Преображенский собор и после его сноса (1962) в Михайлово-Архангельский собор. В 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому, скульптора Ивана Петровича Мартоса.

Соберемся дружно все под стяг единый,
Кликнем клич призывный на святое дело
Родины спасенья, встанем поголовно –
И пойдем на битву мы с врагами смело!

Минин Кузьма

Еще о Минине:

Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук - один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 году. Биография до его выступления в 1611 года неизвестна.

Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева.

С осени 1611 года скромный мясник стал первым человеком в родном городе. В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы - Заруцкий и Трубецкой когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый «царь Димитрий», когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, - Кузьма Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание.

Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», т. е. пятой части имущества, приглашены в ополчение бездомные скитальцы-смольняне, и выбран в воеводы князь Дмитрий Михайлович Пожарский. По его предложению, Минину было поручено заведование казной ополчения.

С званием «выборного человека», простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.

Царь Михаил пожаловал Минина 12 июля 1613 года думным дворянством и землей в Нижегородском уезде . В 1614 году ему был поручен сбор первой пятины с гостей и торговых людей в столице; в мае 1615 года Минин был в боярской коллегии, «ведавшей Москву» во время богомолья государева; в декабре того же года послан с князем Гр. П. Ромодановским в казанские места «для сыску» по поводу бывшего здесь восстания инородцев. Вскоре после этого - до мая 1616 года - Минин умер.

Погребен Минин в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана, освященный в 1852 году - Правительство со вниманием относилось ко вдове и сыну Мининым (дальнейшего потомства у него не было). Сказания и повести о смуте, начавшие появляться с 1617 года, и другие известия свидетельствуют о высокой оценке подвига Минина его современниками; у следующих поколений слагались уже и легенды, еще более возвеличивавшие его.

Историки XVIII века не дали научной обработки биографии Минина и его дела; не дошел до него в своей «Истории» и российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. «Пииты» XVIII века, любившие обращаться за сюжетами к родной старине, не создали ничего значительного и законченного о Минине, но с началом нового столетия появляется целый ряд панегириков ему и в прозе и в стихах, выставлявших его образцовым гражданином. Это закреплено манифестом 1812 года.

Первой более или менее научной биографией Минина и оценкой его была для своего времени речь русского писателя, журналиста и историка Николая Алексеевича Полевого 1833 года. Статьи писателя Павла Ивановича Мельникова (1843 и 1850) и общие труды по истории Смуты - Соловьева (в «Истории») и российского историка и писателя Николая Ивановича Костомарова - представляют собой дальнейшие стадии в разработке истории Минина.

Отрицательной характеристикой Минина в «Личностях Смутного времени» (1871) Костомаров вызвал давший много нового, ответ историка и писателя Михаила Петровича Погодина и очень ценные статьи историка и археолога Ивана Егоровича Забелина, позже изданные отдельно и с дополнениями в виде книги: «Минин и Пожарский». Из дальнейшей литературы смотрите особенно «Очерки по истории Смуты» Сергея Федоровича Платонова и «Очерк истории нижегородского ополчения» Павла Григорьевича Любомирова. Большая часть материалов о Минине переиздана Нижегородским Археологическим Комитетом в сборнике «Памятники истории нижегородского движения».

Кузьма Минин - цитаты

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником. - Воззвание Минина

Ну вот вам национальный герой - Кузьма Минин! Спаситель Отечества! Вышедший из самых что ни на есть глубин народных. И ладно бы какой безвестный, в рубище. Не в рубище, а в блеске славы.

Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского. Зачем им пьедестал? <...> Подумаешь, они спасли Россию! А может, лучше было не спасать?