Женский султанат невестка роксоланы. Женский султанат

Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

Спор Османистов о «Женском Султанате»

Что вы знаете о Хюррем Султан?

Часть историков по Османскому периоду высказывает гипотезу, что это Хюррем Султан положила начало периоду Османской истории, именуемому «Женский Султанат». Они утверждают, что это одна из основный причин падения Османской Империи. Хотя «Женский Султанат» — это не причина упадка Империи. Это, собственно, его итог.

Раньше я уже ходил в усыпальницу Хюррем Султан. Где находится эта усыпальница, вы и сами можете догадаться. Конечно же, рядом с мечетью Сулеймание, вместе с усыпальницей Султана Сулеймана.
Моё внимание привлёк тот интерес, который проявляют иностранные туристы к её усыпальнице. Разговоры туристов между собой на выходе свидетельствуют о том, что этот визит не был случайным, и они владеют знаниями о самой Хюррем Султан. Интересно, это предложение рождает спрос или же интерес людей к Хюррем Султан становится причиной появлению информации о ней?

Чтобы ответить на этот вопрос, я зашёл в Интернет и ввёл в поисковике слово «Роксолана». В ответ я получил кучу страниц с Интернет-адресами. Сказания о жизни Хюррем со слов свидетелей того времени ширились со времён послов Венеции при Султане Сулеймане аж до времён австрийского посла Бусбека. Её «жизненную борьбу» встречали с пониманием и подчёркивали, что она пыталась отвоевать своё право на жизнь. Хотя опираясь на те же источники, историки последнего столетия бегут наперегонки, чтобы обвинить Хюррем.

Послы Венеции описывали Хюррем Султан «не красавицей, но обворожительной», однако историк Ахмет Рефик Алтынай выносит её красоту на первый план и разносит её в пух и прах:

«… (Хюррем Султан) желала завладеть Падишахом с помощью своей красоты и стать единственной Султаншей и во дворце, и в государстве. Чтобы осуществить эту мечту она не гнушалась ни обманом, ни предательством, ни убийством.»

И этого мало нашему историку. Достаётся и Султану Сулейману: «Султан Сулейман был просто инструментом в руках Хюррем, который делал всё, что она пожелает. (…) После вереницы убийств он был погребён в объятиях Хюррем и начиналась эра Султаната Нурбану..» (Ахмет Рефик Алтынай, «Женский Султанат»).
Историк Исмаил Хани Данишменд тоже утверждает, что Хюррем Султан положила начало «Женскому Султанату», который стал основной причиной падения Османской Империи:
«Считается, что смерть матери Кануни и жены Султана Явуза Хафсы Султан (…) образовала благоприятные обстоятельства для зарождения «Женского Султаната» в Османском дворце. Известная « Хюррем Султан», о которой западная литература и история говорит, как о Роксолане, как раз в это самое время во дворцовых интригах начала использовать своё влияние на Кануни для достижения собственных интересов. Это значит, что одна из главных причин стагнации (упадка) Османской империи проявилась в её самые великие дни.» (Исмаил Хани Данишменд, «Хронология Османской истории с комментариями, том 2»).
Данишменд считает, что грехов за Хюррем накопилось немало: «В итоге Хюррем Хасеки после Макбуль Играгим Паши (это Паргалы – прим. пер.) принесла в жертву своим интересам Кара Ахмед Пашу, то есть подвела под смертную казнь двоих визирей, а так же необходимо учесть, что вместе с задушенным наследником Мустафой умер и наследник Джихангир, не выдержавший смерти брата, так что она стала причиной смерти ещё и двух .»
Если вспомнить, что Шехзаде Джихангир являлся родным сыном Хюррем, на совести Роксоланы, положившей начало периоду «Женского Султаната», который и породил упадок Империи, помимо трёх смертей так же и смерть собственного сына.
Данишменд, считавший само существование Хюррем – ошибкой, жалуется даже на её смерть:
«В 1558 году смерть Хюррем Султан, которая создала во дворце «Женский Султанат» и погубила бедняжку Мустафу ради того, чтобы престол унаследовал её любимчик – Баезид, хотя и не оставила поле для манёвров соратникам Селима, всё же принесла трагедию и стала настолько же разрушительной для государства, как и жизнь этой алчной дамы.»
Такое впечатление, будто если бы Хюррем умерла пораньше, Данишменд бы забрал свои обвинения обратно.

Борьба с Махидевран

Хюррем Султан попала во дворец наложницей и стала «Хасеки», когда через год после восхождения на престол Султана Сулеймана подарила ему наследника Мехмеда. И она вступила в нешуточный бой с Махидевран, которая за 5 лет до этого родила наследника Мустафу. Дабы упрочить свои позиции, она родила ещё Михримах Султан (1522), Шехзаде Абдуллу (1523), Шехзаде Селима (1524), Шехзаде Баязида (1525) и Шехзаде Джихангира (1531).
Хюррем Султан удалось убедить Кануни выйти за рамки традиций и жениться на ней, а Махидеврат отправить подальше – к сыну Мустафе в Манису, где он был наместником. После смерти Хафсы Султан в 1534 году, которая была гарантом сохранения династии и поддерживала строгую дисциплину в гареме, единственной хозяйкой стала Хюррем. Она привязала к себе Султана излишней чувственностью, эмоциональностью. Народ, который не понимал отношений Правителя и наложницы-рабыни, уверовал, что Хюррем Сулеймана приворожила.
Хюррем Султан надолго посадила мужа своей дочери Михримах – Дамат Рюстем Пашу в кресло визиря, дальше же она пыталась сделать так, чтобы один из её сыновей взошёл на престол. Именно поэтому она ответственна за то, что Султан Сулейман казнил визиря Ибрагим Пашу, который поддерживал Мустафу, Кара Ахмед Пашу и самого Шехзаде Мустафу.
После удушения наследника Мустафы Хюррем Султан умерла в 1558 году в возрасте за 50.

Борьба за престол

После смерти Хюррем Султан, наследник Баезид, которого Хюррем хотела бы видеть Султаном, и наследник Селим выступили друг против друга. Шехзаде Баезид, который проиграл борьбу, потому что Селима поддержал войсками Кануни, скрылся в Иране у Шаха Тахмаспа. После длительны торгов, Шах сдал Баезида людям Селима, которые сразу же убили его и его сыновей.
В 1566 году после смерти Кануни, последняя воля Хюррем Султан осуществилась: её сын Селим, похожий на неё как внешне, так и своим поведением, взошёл на престол и стал Султаном Османской Империи Селимом II.
Если охватить понятие «Женский Султанат», которое предложил один из популярных историков Ахмет Рефик Алтынай, как период, то он начался с Хюррем Султан и длился целое столетие:
«Период правления Султан (матушки Султана – прим. пер.) началось с супруги Кануни Хюррем Султан и длилось столетие во времена Нурбану, Сафие, Кёсем и Турхан Султан. Историки, начиная с 17-го века, среди основных факторов, повлиявших на упадок Империи, указывают «Женский Султанат».
Если мы возьмём это утверждение Халиля Иналджика (из предисловия к «Любовным письмам Османских Султанов») в качестве отправной точки для выведения понятия «Женский Султанат», то заметим одно несоответствие: Хюррем Султан умерла в 1558 году, её сын Селим взошёл на престол в 1566 году. И очевидно, что она не могла начать «Женский Султанат», поскольку никогда не правила как мать Падишаха.
Хюррем Султан дейтсвительно помешала своему пасынку Мустафе взойти на престол и повлияла на Кануни, чтобы он его задушил. Потому что если бы на престол взошёл Мустафа, её собственные сыновья были бы убиты, а она утратила свой статус. В таком случае разве можно считать попытки спасти своё положении и жизнь собственных сыновей «личными интересами»?

«Женский Султанат»: причина или следствие?

Начиная с Хюррем Султан, одна за одной следовало 4 женщины, которые сильно влияли на Султанов, дали название этому периоду как «Женский Султанат». Однако не стоит забывать, что «Женский Султанат» — это не причина упадка Османской Империи, это его следствие.
Кануни, после того, как захватил Венгрию и Багдад (1520-1566), во второй половине своего правления не совершал завоеваний, да и не мог. Через 250 лет после основания Османской Империи её границы достигли Римской Империи. На западе многолюдна Германия и Австрия; на востоке – Иран. Армия, вышедшая вначале лета из Стамбула, всё равно оставалась на расстоянии, невозможном для совершения захвата. Из-за того, что управление Империей полностью зависело от Султана, его пребывание долгое время вне Стамбула, который находился на одинаковом расстоянии от западный и восточных границ, вызывало проблемы. Европейцы тем временем совершенствовали способы защиты и оружие. Расходы на походы стали значительно превышать прибыль. На вопрос «Женский Султанат» породила Хюррем Султан?» мы можем дать ответ: «Его породил период окончания походов, на которых базировалась система завоевания необъятных просторов и получение огромной военной добычи».
Однако не стоит забывать, что Османская Империи, которая распалась на 24 государства, как подчёркивает Ильбер Ортайлы, всё же оставила значительный след в истории, точно Третий Рим.

Женщины «Женского Султаната»

Нурбану Султан – Хасеки сына Хюррем, Селима II. Когда сын стал наместником, Хюррем, следуя традициям, не поехала с ним, а осталась во дворце Топкапы. Нурбану быстро обкрутила Шехзаде, который остался совсем один. Когда же Селим взошёл на престол, она с лёгкостью прибрала к рукам гарем, так как на тот момент Хюррем уже умерла и Валиде Султан в гареме не было.

Сафие Султан – Хасеки сына Селима II, Мурада III. Она из венецианского рода Баффо, её отец был наместником на острове Корфу. Во время правления Мурада III Нурбану как Валиде Султан и Сафие как Хасеки постоянно воевали друг с другом.

Кёсем Султан – Хасеки внука Сафие, Ахмеда I. Нурбану и Сафие завоевали свой авторитет в гареме, когда их мужья были наместниками вдали от Стамбула. А Кёсем Султан наибольше власть получила во время правления своих сыновей Мурада IV и Ибрагима, пребывая в гареме в качестве Валиде.

Турхан Султан – мать Мехмеда IV. Боролась с Кёсем Султан. В свете этого Кёсем хотела вместо Мехмеда IV посадить на трон другого наследника – Сулеймана, у которого мать была простушкой. В результате этой борьбы Турхан Султан убила Кёсем Султан и таки посадила на трон своего сына Мехмед IV.

© Аднан Нур Байкал, 2001

Харем-и Хумаюн — гарем султанов Османской империи, влиявший на решения султана во всех областях политики.

Восточный гарем - тайная греза мужчин и олицетворенное проклятие женщин, средоточие чувственных наслаждений и изысканная скука томящихся в нем прекрасных наложниц. Все это не более чем миф, созданный талантом романистов.

Традиционный гарем (от арабского «харам» — запретное) - это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища — строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем». Гарем - царство роскоши и погибших надежд…

Султанский гарем располагался в стамбульском дворце Топкапы. Здесь проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни — джарийе).

В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Обитательницам гарема прислуживали чёрные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.

Самим гаремом фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены.

Доход женщин султанской семьи составляли средства, называемые башмаклык («на башмачок»).

В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение.

Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.

Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения Богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности.

В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые. Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.

Самым большим в истории мусульманского мира был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, в котором все женщины были рабынями-иностранками, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска».

А вот и дворец Топкапы,где жил Гарем

Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Кому повезло стать «женой» получали звание «кадын» — госпожа. Главной «кадын» становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая «кадын» не могла рассчитывать на почетное звание «султанши». Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана.

Транспорт жен,наложниц,короче гаремный таксопарк

Чуть ниже «кадын» на иерархической лестнице гарема стояли фаворитки -- «икбал». Эти женщины получали жалование, собственные апартаменты и личных рабынь.

Фаворитки были не только умелыми любовницами, но и, как правило, тонкими и умными политиками. В турецком обществе, именно через «икбал» за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократические препоны государства. Ниже «икбал» стояли «конкубины». Этим барышням повезло несколько меньше. Условия содержания хуже, привилегий меньше.

Именно на этапе «конкубин» была самая жесткая конкуренция, при которой нередко применялись кинжал и яд. Теоретически у «конкубин», как и у «икбал», был шанс подняться по иерархической лестнице, родив ребенка.

Но в отличие от приближенных к Султану фавориток, шансов на это замечательное событие у них было крайне не много. Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном.

Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш.

Старые рабыни следили за наложницами, и любая замеченная беременность сразу же прерывалась. В принципе, вполне логично — любая роженица так или иначе, становилась претенденткой на роль законной «кадын», а ее младенец — потенциальным претендентом на престол.

Если же, несмотря на все интриги и козни, одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволяла убить дитя во время «неудачных родов», она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование «басмалик».

Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

Султан мог иметь фавориток — гюзде. Вот одна из самых известных,украинка Роксалана

Сулейман Великолепный

Бани Хюррем Султан (Роксоланы), жены Сулеймана Великолепного, построенные в 1556 году рядом с собором Айя-София в Стамбуле. Архитектор Мимар Синан.

Мавзолей Роксаланы

Валиде с черным евнухом

Реконструкция одной из комнат апартаментов валиде-султан во дворце Топкапы. Мелике Сафие Султан (возможно, урожд. София Баффо) — наложница османского султана Мурада III и мать Мехмеда III. Во время правления Мехмеда носила титул валиде-султан (мать султана) и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Валиде-султан, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример — Нурбану).

Айше Хафса Султан — жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I.

Хоспис Айше-Султан

Кёсем Султан, также известна как Махпейкер — жена османского султана Ахмеда I (носила титул хасеки) и мать султанов Мурада IV и Ибрагима I. Во время правления сыновей носила титул валиде-султан и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Аппартаменты Валиде во дворце

Ванная Валиде

Спаленка Валиде

По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

Впрочем, у самой нижней прослойки гарема тоже была своя надежда на счастье. Например, только у них был шанс хоть на какую-то личную жизнь. После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, отпускали на все четыре стороны.

Причем среди одалисок — аутсайдеров гаремного общества — тоже были свои аристократки. Невольница могла превратиться в «гэздэ» - удостоенную взгляда, если султан хоть как-то — взглядом, жестом или словом — выделил ее из общей толпы. Тысячи женщин прожили всю жизнь в гареме, но ни то, что султана голым не видели, но даже не дождались чести быть «удостоенной взгляда»

Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли выйти замуж, а вот матери «принцев» поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана. И вот в этот момент начиналось самое веселое. Братики травили друг друга с завидной регулярностью и настойчивостью. Их матери так же активно подсыпали яд в пищу своим потенциальным соперницам и их сыновьям.

Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка. Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали — не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола. Других же, кастрировали в более позднем возрасте.

Неполные евнухи (а именно так назывались кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение.

Разумеется, удовлетворять свои потребности естественным путем, евнухи не могли в силу отсутствия необходимого для этого прибора. Но как вы понимаете, когда речь идет о сексе или выпивке, полет человеческой фантазии просто безграничен. Да и одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, не отличались особой разборчивостью. Ну если в гареме 300-500 наложниц, из них как минимум половина моложе и красивее тебя, ну какой смысл ждать принца? А на безрыбье и евнух — мужчина.

Кроме того, что евнухи наблюдали за порядком в гареме и параллельно (по секрету от султана, разумеется) всеми возможными и невозможными способами утешали себя и истосковавшихся по мужскому вниманию женщин, в их обязанности входили также функции палачей. Виновных в неповиновении наложниц они душили шелковым шнуром или топили несчастную в Босфоре.

Влияние обитателей гарема на султанов использовали посланники иностранных государств. Так, посол России в Османской империи М. И. Кутузов, прибыв в сентябре 1793 года в Стамбул, отправил валиде-султан Михришах подарки, и «султан внимание сие к его матери принял с чувствительностью».

Селим

Кутузов удостоился ответных подарков матери султана и благосклонного приёма у самого Селима III. Российский посол упрочил влияние России в Турции и склонил её к вхождению в союз против революционной Франции.

С XIX века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.

Гарем, как и сам дворец Топкапы настоящий лабиринт, комнаты, коридоры, дворики все беспорядочно разбросано. Эту путаницу можно разделить на три части: Помещения черных евнухов Фактический гарем, где проживали жены и наложницы Помещения Валиде Султан и самого падишаха Наша экскурсия по Гарему дворца Топкапы была весьма краткой.


Помещения темны и пустынны, мебель отсутствует, на окнах решетки. Тесные и узкие коридоры. Вот здесь жили евнухи, мстительные и злопамятные из-за психологического и физического увечья… И жили они в таких же уродливых помещениях, крохотных, словно чуланы, иногда вовсе без окон. Впечатление скрашивают только волшебной красоты и древности изникские плитки, словно издающие бледное сияние. Прошли каменный двор наложниц, посмотрели апартаменты Валиде.

Тоже тесно, вся красота - в зеленых, бирюзовых, синих фаянсовых плитках. Провела по ним рукой, прикоснулась к цветочным гирляндам на них - тюльпаны, гвоздики, а вот хвост павлина… Было холодно, и у меня в голове крутились мысли, что комнаты плохо согревались и обитательницы гарема, вероятно, часто болели туберкулезом.

Да еще это отсутствие прямого солнечного света… Воображение упорно не хотело работать. Вместо великолепия Сераля, роскошных фонтанов, благоухающих цветов, я видела замкнутые пространства, холодные стены, пустые комнаты, темные переходы, непонятные ниши в стенах, странный фантастический мир. Терялось чувство направления и связь в внешним миром. Меня упорно охватывала аура какой-то безнадежности и тоски. Не радовали даже балкончики и терраски в некоторых комнатках, с видом на море и крепостные стены.

Ну и напоследок,реакция официального Стамбула на нашумевший сериал "Золотой век"

Турецкий премьер Эрдоган считает, что телесериал о дворе Сулеймана Великолепного оскорбляет величие Османской империи. Однако исторические хроники подтверждают, что дворец действительно докатился до полного упадка.

Вокруг запретных мест часто ходят самые разные слухи. Причем, чем большей тайной они окутаны, тем более фантастические предположения выдвигают простые смертные о том, что творится за закрытыми дверями. Это касается в равной степени и секретных архивов Ватикана, и тайников ЦРУ. Гаремы мусульманских правителей - не исключение.

Так что нет ничего удивительного в том, что один из них стал местом действия «мыльной оперы», ставшей популярной во многих странах. Действие сериала «Великолепный век» разворачивается в Османской империи XVI века, простиравшейся в те времена от Алжира до Судана и от Белграда до Ирана. Во главе стоял Сулейман Великолепный, правивший в 1520-1566 годах, в спальне которого находилось место сотням едва одетых красавиц. Неудивительно, что 150 миллионов телезрителей в 22 странах заинтересовались этой историей.

Эрдоган же, в свою очередь, ориентируется прежде всего на славу и могущество Османской империи, которое достигло своей вершины во времена правления Сулеймана. Придуманные гаремные истории из того времени, по его мнению, преуменьшают величие султана и таким образом - всего турецкого государства.

Но что значит в данном случае искажение истории? Три западных историка провели немало времени за изучением трудов по истории Османской империи. Последним из них был румынский исследователь Николае Иорга (Nicolae Iorga) (1871-1940), в «Историю Османской империи» которого вошли также изданные ранее исследования австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя (Joseph von Hammer-Purgstall) и немецкого историка Иоганна Вильгельма Цинкейзена (Johann Wilhelm Zinkeisen).

Иорга посвятил массу времени изучению событий при османском дворе во времена Сулеймана и его наследников, например, Селима II, унаследовавшего трон после смерти отца в 1566 году. «Больше похожий на чудовище, чем на человека», он большую часть своей жизни провел в пьянстве, кстати, запрещенном Кораном, а его красная физиономия лишний раз подтверждала его пристрастие к алкоголю.

День едва начинался, а он, как правило, бывал уже пьян. Решению вопросов государственной важности он обычно предпочитал развлечения, за которые несли ответственность карлики, шуты, фокусники или борцы, в которых он время от времени постреливал из лука. Но если бесконечные пиры Селима проходили, судя по всему, без участия женщин, то при его наследнике Мураде III, правившем с 1574 по 1595 год и прожившем 20 лет при Сулеймане, все было уже по-другому.

«Женщины в этой стране играют важную роль», - писал один французский дипломат, имевший в этом смысле некоторый опыт у себя на родине. «Поскольку Мурад все время проводил во дворце, его окружение имело большое влияние на его слабый дух», - писал Иорга. «С женщинами султан всегда бывал послушен и безволен».

Больше всего этим пользовались мать и первая жена Мурада, которых всегда сопровождали «множество придворных дамочек, интриганок и посредниц», писал Иорга. «На улице за ними следовала кавалькада из 20 телег и толпа янычаров. Будучи весьма проницательной особой, она часто влияла на назначения при дворе. Из-за ее расточительности Мурад несколько раз пытался отправить ее в старый дворец, но она так и оставалась до самой своей смерти настоящей повелительницей».

Османские принцессы жили в «типично восточной роскоши». Европейские дипломаты старались завоевать их расположение изысканными подарками, потому что одной записки из рук одной из них было достаточно, чтобы назначить того или иного пашу. Карьеры молодых господ, женившихся на них, целиком и полностью зависели от них. А те, кто осмеливались отвергнуть их, жили в опасности. Пашу «запросто могли задушить, если он не решался на этот опасный шаг - жениться на османской принцессе».

Пока Мурад развлекался в компании прекрасных рабынь, «все остальные люди, допущенные к управлению империей, сделали своей целью личное обогащение - неважно, честным или бесчестным путем», - писал Иорга. Неслучайно одна из глав его книги называется «Причины развала». Когда ее читаешь, возникает ощущение, что это сценарий телесериала, такого как, например, «Рим» или «Подпольная империя».

Однако, за бесконечными оргиями и интригами во дворце и в гареме скрывались важные перемены в жизни при дворе. До восшествия Сулеймана на престол было принято, что сыновья султана в сопровождении матери уезжали в провинцию и оставались в стороне от борьбы за власть. Принц, наследовавший престол, потом, как правило, убивал всех своих братьев, что было некоторым образом даже неплохо, потому что так удавалось избегать кровопролитной борьбы на наследство султана.

Все изменилось при Сулеймане. После того, как он не только завел детей со своей наложницей Роксоланой, но и освободил ее из рабства и назначил своей главной женой, принцы оставались во дворце в Стамбуле. Первой наложнице, сумевшей подняться до жены султана, было неведомо, что такое стыд и совесть, и она беззастенчиво продвигала своих детей по карьерной лестнице. Об интригах при дворе писали многочисленные иностранные дипломаты. Позднее на их письма опирались в своих исследованиях историки.

Сыграло свою роль и то, что наследники Сулеймана отказались от традиции отправлять жен и принцев подальше в провинцию. Поэтому последние постоянно вмешивались в политические вопросы. «Кроме участия в дворцовых интригах, достойны упоминания их связи с янычарами, расквартированными в столице», - писала историк Сурайя Фароки из Мюнхена.

Титенко Юлия

Класс 7 «А», МБОУ «Лицей», РФ, г. Дальнереченск

Ольга Яковлевна Барабаш

научный руководитель, педагог высшей категории, учитель истории, МБОУ «Лицей», РФ, г. Дальнереченск

Османская или Оттоманская империя была образована в 1299 году, когда человек, вошедший в историю как первый султан Османской империи под именем Осман I Гази, объявил независимость своей небольшой страны от сельджуков и принял титул султана (хотя в ряде источников отмечается, что официально такой титул впервые стал носить только его внук - Мурад I). Рассветом империи османов считается правление султана Сулеймана I Великолепного (1521-1566 гг.).

В XVI-XVII вв. Османская империя была одной из самых могущественных стран мира. Её территория к 1566 году простиралась от Будапешта (Венгрия) на севере и Багдада (Персия) на востоке до Алжира на западе и Мекки на юге. С XVII века влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться. Окончательно она распалась после поражения в Первой мировой войне. Правление османской династии длилось 623 года, с 1299 года по 1 ноября 1922 года, когда монархия была упразднена .

В отличие от европейских монархий, женщины в Османской империи (впрочем, как и в любом другом исламском государстве) не допускались к управлению страной. Но в истории этой страны выделяется период, именуемый Женским султанатом, когда женщины оказывали большое влияние на государственные дела. Этот термин впервые был предложен турецким историком Ахмет Рефик Алтынаем в 1916 году в книге с одноименным названием. Споры о том, какое влияние этот период оказал на великую Османскую империю, не утихают и в наше время. Нет единого мнения также и относительно того, что следует считать основной причиной этого несвойственного исламскому миру явления и кого считать его первой представительницей.

Некоторые историки полагают, что Женский султанат породил период окончания походов, на которых базировалась система завоевания необъятных просторов и получение огромной военной добычи. Другие, называют причиной возникновения Женского султаната борьбу за отмену закона Мехмеда II Фатиха «О престолонаследии», согласно которому все братья султана, после его вступления на престол, должны были быть казнены, независимо от их намерений, и называют основательницей Женского султаната Османской империи Хюррем Султан жену султана Сулеймана I, которая впервые в истории этого государства, в 1521 году стала носительницей титула «Хасеки Султан», что в буквальном переводе значит «самая любимая жена».

Хюррем Султан или Александра (Анастасия) Лисовская (известная в Европе как Роксолана) родилась в 1505 году в городе Рогатина, в Западной Украине. В 1520 году попала во дворец Топкапы в Стамбуле, где султан Сулейман I дал ей новое имя - Хюррем, что в переводе с арабского означает «радость приносящая». Титул «Хасеки Султан», дарованный ей её мужем султаном Сулейманом I, дал ей много власти, которая стала ещё прочнее после смерти Валиде Султан в 1534 году, когда Хюррем стала управлять гаремом. Образованнейшая женщина своего времени, знавшая несколько иностранных языков, Хюррем Хасеки Султан отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников, принимала иностранных послов. Фактически Хюррем была политическим советником своего мужа султана Сулеймана I, который провел значительную часть времени своего правления в походах .

Но, как уже отмечалось выше, не все исследователи склонны причислять Хюррем Султан к представительницам Женского султаната. Среди основных аргументов, отмечают тот факт, что для каждой его представительницы были характерны два момента: наличие титула «Валиде», и относительно небольшие сроки правления Султанов. Ни один из них к Хюррем как раз не относился, так как до возможности стать «Валиде» она не дожила 8 лет, а называть коротким срок правления Сулеймана I - просто абсурдно (Сулейман I правил 46 лет), как собственно и называть «упадком» его действия во время правления (если считать Женский Султанат следствием «упадка» империи).

В силу вышеуказанных причин, большая часть историков склонны считать представительницами Женского султаната Османской Империи четырёх женщин: Валиде Афифе Нурбану Султан (1525-1583) - венецианку Сесилию Веньер-Баффо; Валиде Сафие Султан (1550-1603) - венецианку Софию Баффо; Валиде Махпейкер Кёсем Султан (1589-1651) - предположительно гречанку Анастасию; Валиде Хатидже Турхан Султан (1627-1683) - украинку Надежду. Датой начала периода Женского султаната Османской империи, по их мнению, следует считать 1574 год, когда Нурбану Султан получила титул «Валиде», а датой его окончания 1687 год, когда на престол взошел султан Сулейман II, который получил верховную власть будучи уже в зрелом возрасте (через 4 года после смерти последней влиятельной Валиде в истории Османской империи Турхан Султан) .

Основными причинами усиления влияния женщин на государственные дела историки называют: любовь султанов к конкретным женщинам, влияние матерей на сыновей, недееспособность султанов ко времени вступления их на престол, интриги и коварство женщин, а также простое стечение обстоятельств. Ещё одним немаловажным фактором считают частую смену великих визирей, продолжительность пребывания на посту которых в начале XVII века составляла в среднем чуть больше года, что создавало ситуацию политической раздробленности и хаотичности в империи.

Что же касается оценок эпохи Женского султаната, то, как уже отмечалось выше, они очень неоднозначны. Действительно, бывшие когда-то рабынями и возвысившиеся до статуса Валиде женщины-регенты были зачастую не готовы вести политические дела. Выбирая претендентов и назначая их на важные государственные должности, они полагались на советы своих приближенных, часто основывая свой выбор не на способностях конкретных людей или их преданности династии, а на этнической лояльности .

С другой стороны, женское правление имело и свои положительные стороны. Оно позволило сохранить имевшийся монархический порядок, основывавшийся на принадлежности к одной династии всех султанов. Личные недостатки или некомпетентность султанов (таких как душевнобольной Мустафа I, жестокий Мурад IV, полубезумный и расточительный Ибрагим I) компенсировались силой их женщин или матерей. И все же нельзя не принять во внимание и тот факт, что действия женщин этой эпохи косвенно подтолкнули империю к стагнации, но, по большей части, за счёт Турхан Султан и её сына Мехмеда IV, проигравшего Венскую битву 11 сентября 1683 года.

В целом можно сделать вывод о том, что на сегодняшний момент нет однозначной исторической оценки влияния эпохи женского султаната на империю. Некоторые считают, что правление женщин привело империю к гибели, другие полагают, что правление женщин скорее явилось следствием, нежели причиной упадка великой империи. Но одно очевидно: османские женщины имели несоизмеримо меньше власти и были дальше от абсолютизма, чем европейские женщины-монархи того времени (например, Екатерина II или Елизавета I).

Список литературы:

  1. Кинросс Л. Взлет и падение Османской империи: пер. с англ. М.: Алгоритм, 2013. - 240 с.
  2. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М.: Эксмо, 2003.
  3. Сулейман Великолепный, его правление и его семья. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=223 (дата обращения 16.03.2015).
  4. Широкоград А. Взлет и падение Османской империи. М.: Вече, 2012. - 420 с.

С момента создания Османской империи государством беспрерывно правили потомков Османа по мужской линии. Но несмотря на плодовитость династии, были и такие, кто окончил свою жизнь бездетными.

Основатель династии Осман Гази (правил 1299-1326гг.) был отцом 7 сыновей и 1 дочери.

Вторым правителем был сын Османа Орхан Гази (пр.1326-59гг) имел 5 сыновей и 1 дочь.

Не обделил бог потомством и Мурада 1 Хюдавендигюра (сын Орхана, пр.1359-89гг.) — 4 сына и 2 дочери.

Знаменитый Баязид Молниеносный (сын Мурада 1, пр.1389-1402гг.) был отцом 7 сыновей и 1 дочери.

Сын Баязида Мехмет 1 (1413-21гг.) оставил после себя 5 сыновей и 2 дочери.

Мурад 2 Большой (сын Мехмета1, пр.1421-51гг.) — 6 сыновей и 2 дочери.

Покоритель Константинополя Фатих Мехмет 2 (прав.1451-1481гг.) был отцом 4 сыновей и 1 дочери.

Баязид 2 (сын Мехмета2, пр.1481-1512гг.) — 8 сыновей и 5 дочерей.

Первый Халиф из династии Османов Явуз Султан Селим-Селим Грозный (пр.1512-20гг.) имел всего лишь одного сына и 4 дочери.

2.

Знаменитый Сулейман Великолепный (Законодатель), муж не менее знаменитой Роксолаы(Хюррем Султан, 4 сына, 1дочь), был отцом 8 сыновей и 2 дочерей от 4-х жен. Он правил так долго (1520-1566 гг.), что пережил почти всех своих детей. Старший сын Мустафа (Махидерван) и 4-й сын Баязид (Роксолана) были удушены по приказу Сулеймана 1 по обвинению в заговоре против отца.

Третий сын Сулеймана и второй сын Роксоланы Селим 2 (Рыжий Селим или Селим Пьяница, пр.1566-1574 гг.) от 2-х жен имел 8 сыновей и 2 дочери. Несмотря на свою любовь к вину, смог расширить свои владения с 14.892.000 км2 до 15.162.000 км2.

А теперь поприветствуем рекордсмена — Мурада 3 (пр.1574-1595гг.). Имел одну официальную жену Сафие Султан (София Баффо,дочь правителя Корфу, была похищена пиратами) и множество наложниц, от коих прижил 22 сыновей и 4 дочери (пишут,что на момент его смерти, наследник Мехмет 3 приказал задушить всех его беременных жен). Но несмотря на любовь к слабому полу, смог расширить свои владения до 24.534.242 км2.

Мехмет 3 (пр.1595-1603гг.) был рекордсменом по другой части -в ночь смерти отца приказал удушить всех своих братьев и сестер. По плодовитости намного уступил своему отцу-всего лишь 3 сына от 2-х жен

Старший сын Мехмета 3 Ахмет 1(пр.1603-1617 гг,умер от тифа в 27 лет) вступив на престол ввел новый династический закон,по которому правителем становился старший сын умершего правителя.

Мустафе1,севшиму на трон в силу малолетства сына Ахмета 1 (пр.1617-1623 гг, ум. 1639 г.),видимо пришлось заплатить за грехи своего отца -он был не только бездетным,но и через 6 лет после вошествия на трон начал впадать в безумие, и по фетве Шейх-уль-Ислама был смещен с трона.

Малоизвестные факты из жизни султанов…

Когда начинают говорить о Османских правителях,то у людей автоматически в голове появляется образ грозных, жестоких завоевателей, проводивших свое свободное время в гареме среди полунагих наложниц. Но все забывают, что они были простыми смертными людьми со своими недостатками и увлечениями…

ОСМАН 1.

Описывают,что когда он стоял,его опущенные руки достигали коленей,исходя из этого считали что у него были или очень длинные руки,или короткие ноги.Другой его отличительной чертой характера было то,что он никогда не одевал верхнюю одежду повторно.И не потому что был пижоном,он просто любил дарить свою одежду простолюдинам. Если кто-то долго смотрел на его кафтан,он снимал его и дарил этому человеку. Осман очень любил перед трапезой послушать музыку, был хорошим борцом и искусно владел оружием. У турков был очень интересный старый обычай — раз в году рядовые члены племени уносили из дома вождя все что им в этом доме приглянется. Осман с женой выходил из дома с пустыми руками и открывал двери для своих сородичей.

ОРХАН.

Правление Орхана длилось 36 лет.Он владел 100-ней крепостей, и все свое время проводил объезжая их. Ни в одной из них он не оставался больше одного месяца. Был большим поклонником Мевланы-Джелаледдина Руми.

МУРАД 1.

В европейских источниках блестящий правитель неутомимый охотник очень галантный рыцарь и являл собою символом честности. Был первым османским правителем,создавший частную библиотеку.Был убит в битве на Косовом поле.

БАЕЗИТ 1.

За умение быстро преодолевать большие расстояния вместе со своим войском,и появляться перед врагом в самый неожиданный момент получил прозвище Молниеносный. Очень любил охоту и был заядлым охотником, часто участвовал в состязаниях по борьбе. Историки также отмечают его мастерское владение оружием и верховой ездой. Он был одним из первых правителей сочинявшим стихи. Был первым, кто осадил Константинополь, и не раз. Умер в плену у Тимура.

МЕХМЕТ ЧЕЛЕБИ.

Считается возродителем османского государства в результате победы над тимурилами. Когда был при нем,его прозвали борец Мхемет. Во время своего правления ввел обычай каждый год отправлять в Мекку и Медину дары, который не был отменен даже в самые трудные времена вплоть до первой мировой войны. Каждую пятницу вечером готовил еду на свои личные деньги и раздавал неимущим. Как и отец любил охоту. Во время охоты на вепря упал с лошади и сломал тазобедренную кость, отчего вскоре и умер.

А расскажите, как вообще так случилось, что есть портреты, ведь ислам запрещает изображения человека.
Нашли итальянских неверных для увековечивания себя, великих?

    • Матери падишахов
      Мурат 1,3-й правитель Османской империи,был сыном Орхана и византийки Холофиры, (Нилюфер Хатун).

Баезид 1 Молниеносный, 4-й правитель правил с 1389-го года по 1403. Отцом его был Мурат 1, а мать болгарка Мария,по принятия ислама Гюльчичек Хатун.


    • Мехмет 1 Челеби,5-й султан. Его матерью тоже была болгарка, Ольга Хатун.

      1382-1421 г.г.

      Мурат 2 (1404-1451) родился от брака Мехмета Челеби и дочери првителя бейлика Дулкадироглу Эмине Хатун. По некоторым неподтвержденным источникам его матерью была Вероника.

      Мехмет 2 Завоеватель (1432-1481)

      Сын Мурата 2 и Хюма Хатун, дочери бея из рода Джандароглу. Счталось, что его матерью была сербка Деспина.

      Баезид 2, тоже не был исключением — его мать тоже была христианкой Корнелией (албанка, сербка или француженка). После принятия ислама имя ее Гюльбахар Хатун. Отцом был Фатих Султан Мехмет 2.

      СЕЛИМ 1.(1470-1520)

      Селим 1 или же Явуз Султан Селим, покоритель Египта, Багдада, Дамаска и Мекки, 9-й падишах Османского государства и 74-й Халиф был рожден от Баезида 2-го и дочери влиятельного бея в западной Анатолии из рода Дулкадироглу Гюльбахар Хатун.

      СУЛЕМАН 1 (1495-1566).

      Сулейман Кануни родился 27 апреля 1495 года. Он стал султаном, когда ему было 25 лет. Бескомпромиссный борец со взяточничеством, Сулейман завоевал расположение народа добрыми делами, строил школы. Сулейман Кануни покровительствовал поэтам, художникам, архитекторам, сам писал стихи, считался умелым кузнецом.

      Сулейман не был так кровожаден, как его отец – Селим I, но он не менее отца любил завоевания. К тому же ни родство, ни заслуги не спасали от его подозрительности и жестокости.

      Сулейман лично руководил 13 походами. Значительная часть богатства, полученного от военной добычи, дани и налогов, тратилась Сулейманом I на строительство дворцов, мечетей, караван-сараев, гробниц.

      Также при нем были составлены законы (канун-наме) об административном устройстве и положении отдельных провинций, о финансах и формах землевладения, повинностях населения и прикреплении крестьян к земле, о регламентации военно-ленной системы.

      Сулейман Кануни умер 6 сентября 1566 года во время очередного похода в Венгрию – при осаде крепости Сигетвар. Он был похоронен в мавзолее на кладбище мечети Сулеймание вместе со своей любимой женой Роксоланой.

      10-й Османский правитель и 75-й халиф мусульман Сулеман Великолепный, известный еще тем, что был мужем Роксоланы, родился от Селима 1 и польской еврейки Хельги, впоследствии Хавза Султан.

      Хавза Султан.

      СЕЛИМ 2. (1524-1574)

      Сын знаменитой Роксоланы (Хюррем Султан) Селим 2 взошел на трон после ее смерти. Настоящее имя ее было Александра Анастасия Лисовска, была любимой женой Сулеймана.

      МУРАТ 3 (1546-1595).

      Рожденный от Селима 2-го и еврейки Рашель (Нурбану Султан) Мурат 3, был их старшим сыном и наледником престола.

      МЕХМЕТ 3 (1566-1603).

      Взошел на престол в 1595 году и правил до самой своей смерти. Его мать тоже не была исключением, тоже была похищена и продана в гарем. Она была дочерью из богатой семьи Баффо (Венеция). Была взята в плен во время путешествия на корабле, когда ей было 12 лет. В гареме в Сесилию Баффо влюбился отец Мехмета 3-го и женился на ней, имя ее стало Сафие Султан.

        Вот и я за дружбу народов и конфессий. Сейчас 21 век и люди не должны различаться по расовому или конфессиональному принципу. Видим сколько у султанов было христианок? Кстати, у последнего султана, если не ошибаюсь, бабушка была армянка. У русских царей родители тоже немцы, датчане и англичане.

        Сын Мурата 2 и Хюма Хатун, дочери бея из рода Джандароглу. Счталось что его матерью была сербка Деспина —
        А я читала, что матерью Мехмета Второго была армянская наложница.

      Дворцовые интриги жен падишахов

      Хюрем-султан (Роксолана 1500-1558): благодаря своей красоте и уму ей не только удалось привлечь внимание Сулеймана Великолепного, но и стать его любимой женщиной. Ее борьба с первой женой Сулеймана, Махидерван, была самой знаменитой интригой того времени, такая борьба шла не на жизнь, а на смерть. Роксолана обошла ее по всем статьям и наконец стала его официальной женой. По мере усиления ее влияния на правителя, усилилось ее влияние и в государственных делах. Вскоре ей удалось сместить и везири-и азама (премьер-министра) Ибрагим-пашу, бывшего женатым на сестре Сулеймана. За супружескую измену он был казнен. Следущего везир-и азама Рустема-пашу она женила на своей дочери и с помощью которого ей удалось опорочить, путем подмены писем, обвинить во враждебных связях с главными врагами иранцами старшего сына Сулеймана Шахзаде Мустафу. За ум и большие способности Мустафу прочили следующим падишахом, но по приказу отца его задушили во время похода на Иран.

      Со временем во время совещаний находясь в тайном отделении Хюрем Султан слушала и делилась после совета своим мнением с мужем. Из стихов, посвященных Сулейманом Роксолане, становится очевидным что любовь его к ней была для него дороже всего на свете.

      Нурбану Султан(1525-1587):

      В возрасте 10 лет была похищена корсарами и продана на знаменитом рынке Пера в Истамбуле торговцам невольниками.Торговцы отметив ее красоту и ум отправили ее в гарем,где она сумела привлечь внимание Хюрем Султан,которая и отправила на воспитание в г.Манису.Оттуда она вернулась настоящей красавицей и сумела покорить сердце сына Хюррем Султан Селима 2,который вскоре женился на ней. Стихи, написанные Селимом в ее честь, вошли как прекрасные образцы лирики. Селим был младшим сыном,но в результате смерти всех своих братьев становиться единственным наследником трона, на который он и взошел. Нурбану стала единственной хозяйкой его сердца и соответственно гарема. В жизни Селима были и другие женщины, но ни одна из них не смогла завоевать его сердце так как Нурбану. После смерти Селима (1574) падишахом стал ее сын Мурат 3, она становится Валиде Султан (корлевой-матерью) и долгое время держала нити правления в своих руках, несмотря на то, что на этот раз ее соперником была жена Мурата 3 Сафие Султан.

      Сафие Султан

      Жизнь полная интриг стала темой для многих романов после ее смерти. Так же как и Нурбану Султан она была похищена корсарами и продана в гарем, где ее купила за большие деньги Нурбану Султан для своего сына Мурата 3.

      Горячая любовь сына к ней поколебала влияние матери на сына. Тогда Нурбану Султан начинает вводить в жизнь сына других женщин, но любовь к Сафие Султан была непоколебима. Вскоре после смерти свекрови фактически правила государством.

      Косем Султан.

      Мать Мурада 4 (1612-1640) Косем Султан стала вдовой, когда он был еще маленький. В 1623 в возрасте 11 лет его возводят на трон и Косем Султан становится регентшей при нем. Фактически правила государством.

      По мере взросления сына, она отошла в тень, но продолжала влиять на своего сына до самой его смерти. На трон был возведен другой ее сын — Ибрагим (1615-1648). Начало его правления было началом борьбы Косем Султан с его женой Турхан Султан. Обе эти женщины стремились к установлению своего влияния в государственных делах, но со временем эта борьба стала настолько явной, что это послужило образованию противоборствующих группировок.

      В результате этой долгой борьбы Косем Султан нашли в своей комнате задушенной, а ее сторонники были казнены.

      Турхан Султан (Надежда)

      Была похищена в степях Украины и подарена в гарем. Вскоре стала женой Ибрагима, после смерти которого на трон был посажен ее малолетний сын Менмет 4. Хоть она и стала регентшей, ее свекровь Косем Султан не собиралась выпускать нити правления из своих рук. Но вскоре она была найдена удушенной в своей комнате, а ее сторонники на следующий день были казнены. Регенство Турхан Султан продолжалось 34 года и это было рекордом в истории Османской империи.

        • роксолана с помощью своего зятя оклеветала его перед его отцом, были составлены письма, якобы написанные Мустафой иранскому шаху, где он просит последнего помочь захватить престол. Все это происходит на фоне острой борьбы между турками румелии (османами) и турками Ирана за обладние вост. Анатолией, Ираком и Сирией. Сулейман приказал задушить Мустафу.

          Могла ли Мара спасти Крнстантинополь? 15-й век был ознаменован неослабеваемым натиском Османов на Византию. К этому времени от Византии по сути остался только Константинополь. Как высказался однажды султан Мехмет 2, «Или я возьму Константинополь, или он меня.»