Золотой век русской поэзии годы. Золотой век русской литературы: история, писатели и поэты

Введение......................................................................................................3

1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика периода...........4

2. Золотой век русской поэзии: основные представители......................6

Заключение................................................................................................19

Список используемой литературы..........................................................20

Введение

золотой век русский поэзия пушкин грибоедов

В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют "Золотым веком" русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Это был взлет Духа, культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом.

ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических "инструкций" по ответам на извечные русские вопросы: "Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?"

Литература в XIX века - самая влиятельная форма национальной культуры. Это время когда творили ее крупнейшие представители, которые дали духовную пищу двум векам всего человечества! Так, Поль Валери назвал русскую литературу XIX века одним из трех величайших чудес человеческой культуры.

Поэты А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков, И.И.Козлов, Д.В.Веневитинов и др. Их поэзия оставила заметный след в русской словесности.

Таким образом, данная тема и сегодня является достаточно актуальной.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика

С начала XIX века в русском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем, он способствовал углублению понимания национальной особенности, развитию гражданственности. Искусство активно взаимодействовало с общественным сознанием, формируя его в национальное. Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.

Двигателем развития русской литературы ХIХ века, который продолжает "работать" и до сих пор, стала поэзия. Созданные в то время гениальными поэтами произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка. Началом "Золотого века" можно назвать 1808 г., ведь уже в одних из первых зрелых произведениях Жуковского очень хорошо видна индивидуальная интонация, такая свойственная для поэзии ставшей "выше". В начале 20-х годов заметно Байроновское влияние, популярной становится такая форма выражения, как стихотворная повесть. Творчество Пушкина пользуется огромным успехом, поэзия монополизирует книжные ряды. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных поэтов: Батюшков, Кюхельбекер, Рылеев, Языков, Вяземский, Дельвиг, Баратынский и другие. Каждый из них внёс свой вклад в общее дело подъёма и обновления русской литературы. Что составляло особенность русского "золотого века"?

Во-первых-широта и грандиозность поставленных перед собой задач. Во-вторых-высокое трагическое напряжение поэзии и прозы, их пророческое усилие. В-третьих-неподражаемое совершенство формы.

Первая и третья из этих особенностей с предельной ясностью выражены Пушкиным. Универсальность его гения сделала из него символ русского национального идеала. "Золотой век" в русской поэзии еще принято называть "Пушкинской порой".

Вторую особенность "золотого века": трагическое, пророческое напряжение поэзии и прозы - еще сильнее, чем сам Александр Пушкин, выражают его прямые наследники. Стихи этого времени весьма оригинальны, в противоположность тому, что ранее предшествующие эпохи больше заимствовали. Период данного творчества в России совпадает по времени с эпохой зарождения романтической поэзии в Западной Европе. Но направление ему даёт не романтизм. Поэзия золотого века имела более формальный характер, да она избирательна и почти без изъяна, но очень классическая.

Большая часть того, что было написано нашими классиками в XIX веке, давно стало литературной хрестоматией. Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не знал и не прочитал такой культовый роман в стихах Пушкина как "Евгений Онегин" или великие поэмы Лермонтова "Демон" и "Мцыри". Десятки стихотворений заученных еще со школьной скамьи по-прежнему вызывают в наших сердцах чувства тепла и радости, эти стихотворения все так же, как и много лет назад, продолжают дышать и жить в наших душах. Они продолжают согревать нас, давать нам надежду, помогают не падать духом; они всегда готовы стать нашей путеводной звездой.

Но, пожалуй, самое главное достижение наших гениальных творцов XIX века, это создание вокруг стихотворений – ауры поэзии, ауры, которая до сих пор своей невидимой нитью связывает наш сегодняшний день со своим началом. Началом, которым мы неосознанно пользуемся в повседневной жизни, началом, которое присутствует во всех наших делах. Ведь именно они, на протяжении многих лет в упорной и неравной борьбе, все-таки сумев победить, – положили начало, а после и дали нам свободу мысли, слова и выбора. "Золотой век" русской поэзии – дал толчок для развития последующим поколениям и не будь его, у нас не было бы и века "Серебряного". Не было бы тех гениальных и талантливых поэтов и поэтесс, не было бы величайших наших писателей, которые вдохновлялись произведениями творцов прошлого века и откуда они черпали силу, мысли и сюжеты, но уже для своих шедевров. Шедевров, которыми мы восхищаемся, и которые раз за разом перечитываем.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Языков Николай Михайлович Языков Н.М. (1803-1846) родился в дворянской семье, учился в Горном кадетском корпусе и Институте инженеров путей сообщений в Петербурге, а позднее на философском факультет Дерптского университета. Стихи, написанные Языковым в Дерпте, отразили вольнодумие и оппозиционные настроения передовой дворянской молодежи. Переехав в 1829 г.из Дерпта в Москву, Языков сблизился с кругом будущих славянофилов и проникся покаянно-религиозными настроениями. Тяжелая болезнь, вынуждавшая поэта подолгу лечиться за границей, тоска по родинеусиливали пессимистические настроения, характерные для элегий, написанных им в конце 1830-х и в начале 1840-х гг. Языков (иногда без видимых оснований) называл элегиями стихи самой разнообразной поэтической структуры: и поличитеские инвективы, и творческие декларации, и лирические миниатюры, и пейзажную лирику.

3 слайд

Описание слайда:

Элегия Свободы гордой вдохновенье! Тебя не слушает народ: Оно молчит, святое мщенье, И на царя не восстает. Пред адской силой самовластья, Покорны вечному ярму, Сердца не чувствуют несчастья И ум не верует уму. Я видел рабскую Россию: Перед святыней алтаря, Гремя цепьми, Склонивши выю, Она молилась за царя. 1824. Элегия Еще молчит гроза народа, Еще окован русский ум, И угнетенная свобода Таит порывы смелых дум. О! Долго цепи вековые С рамен отчизны не спадут, Столетья грозно протекут,- И не пробудится Россия! 1824

4 слайд

Описание слайда:

Элегия Счастлив, кто с юношеских дней., Живыми чувствами убогой, Идет проселочной дорогой К мечте таинственной своей! Кто рассудительной душою Без горьких опытов узнал Всю бедность жизни под луною И ничему не доверял! Зачем не мне такую долю Определили небеса? Идя по жизненному полю, Твержу:мой рай, моя краса, А вижу лишь мою неволю! 1825 Элегия На горы и леса легла ночная тень, Темнеют небеса, блестит лишь запад ясный,- То улыбается безоблачно-прекрасный, Спокойно, радостно кончающийся день. 1842

5 слайд

Описание слайда:

Одоевский Александр Иванович (1802-1839) Одоевский А.И. был отпрыском древного княжеского рода. Родство и тесная дружба связывали его с Грибоедовым. Член Северного общества, Одоевский принял участие в восстании 14 декабря 1825 г. Оказавшись после разгрома восстания в каземате Петропавловской крепости, он некоторое время пребывал в расстерянности, но вскоре к нему вернулось убеждение в правоте своего дела. Лучшие его стихи с их верой в торжество революционных идеалов написаны в период сибирской каторги. Вершина этой лирики - знаменитый "Ответ декабристов Пушкину" - стихотворение "Струн вещих пламенные звуки..". На Петровском заводе, где Одоевский отбывал каторгу, была создана его "Элегия", заключавшая раздумья о смыле и значении борьбы, которую вели дворянские революционеры. В 1833 г. Одоевский был направлен рядовым солдатом в Кавказский корпус. Здесь он познакомился с Н.П.Огаревым и М.Ю.Лермонтовым. Через шесть лет декабрист скончался от злокачественной малярии.

6 слайд

Описание слайда:

Элегия на смерть Грибоедова Где он? Кого о нем спросить? Где дух? Где прах?.. В краю далеком! О дайте горьких слез потоком Его могилу оросить, Ее согреть моим дыханьем; Я с ненасытимым страданьем Вопьюсь очами в прах его, Исполнюсь весь моей утратой, И горсть земли, с могилы взятой, Прижму- как друга моего! Как друга!.. Он смешался с нею, И вся она родная мне. Я там один с тоской моею, В ненарушимой тишине, Предамся всей порывной силе Моей любви, любви святой, И прирасту к его могиле, Могилы памятник живой... Но под иными небесами Он и погиб и погребен, А я в темнице! Из-за стен Напрасно рвуся я мечтами: Они меня не унесут, И капли слез с горячей вежды К нему на дерн не упадут. Я в узах был, но теь надежды Взглянуть на взор его очей, Взглянуть, сжать руку, звук речей Услышать на одно мгновенье- Живило грудь, как вдохновенье, Восторгом полнило меня! Не изменилось заточенье, Но от надежд, как от огня, Остались только - дым и тленье; Они - мне огнь: уже давно Все жгут, к чему не прикоснутся; Что год, что день, то связи рвутся, И мне, мне даже не дано В темнице призраки лелеять, Забыться миг веселым сном И грусть сердечную развеять Мечтанья радужным крылом. 1829.

7 слайд

Описание слайда:

Ты знаешь их, кого я так любил, С кем черную годину я делил... Ты знаешь их! Как я, ты жал им руку И передал мне дружный разговор, Душе моей знакомый с давних пор; И я опять внимал родному звуку, Казалось, был на родине моей, Опять в круг соузников-друзей. Так путники идут на богомолье Сквозь огненно-песчаный океан, И пальмы тень, студеных вод приволье Манят их в даль... лишь сладостный обман Чарует их; но их бодреют силы, И далее проходит караван, Забыв про зной пылающей могилы. 1836

8 слайд

Описание слайда:

Гавриил Романович Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Все состояние семьи Державиных заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование. Лишь шестнадцати лет от роду смог он поступить в казанскую гимназию, да и то проучился там недолго. В 1762 году Гавриила Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских недорослей он был вынужден начинать службу рядовым и только через десять лет получил офицерский чин. В те годы он уже был поэтом. Не правда ли, странное сочетание: рядовой царской армии и поэт? Но пребывание в солдатской, а не в офицерской среде позволило Державину проникнуться тем, что называется духом русского народа. Он был необычайно уважаем солдатами, задушевные беседы с выходцами из русских крестьян научили его восприятию народной нужды и горя как государственной проблемы. Слава пришла к Державину только в сорок лет, после появления оды "Фелица". Он был обласкан Екатериной II - Фелицей - и вскоре получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии. Но чиновничья карьера Державина, несмотря на то, что он не был оставлен монаршей милостью и получил еще не одну должность, не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина, его действительное, а не традиционно-притворное радение о пользе Отечества. Так, например, Александр I назначил Державина министром юстиции, но затем отстранил его от дел, объяснив свое решение недопустимостью столь "ревностной службы". Литературная слава и государственная служба сделали Державина богатым человеком. Последние свои годы он провел в спокойствии и достатке, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Ярчайшим произведением Державина стала прославившая его "Фелица". В ней соединены два жанра: ода и сатира. Явление это явилось поистине революционным для литературы эпохи классицизма, ведь, согласно классицистической иерархии литературных жанров, ода и сатира принадлежали к разным "штилям", и смешивание их было недопустимо. Однако Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в "Фелице" органично сочетаются слова "высокого штиля" и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим классицистические каноны.

9 слайд

Описание слайда:

ПЛАМИДЕ Не сожигай меня, Пламида, Ты тихим голубым огнем Очей твоих; от их я вида Не защищусь теперь ничем. Хоть был бы я царем вселенной, Иль самым строгим мудрецом,- Приятностью, красой сраженный, Твоим был узником, рабом. Всё: мудрость, скипетр и державу Я отдал бы любви в залог, Принес тебе на жертву славу И у твоих бы умер ног. Но, слышу, просишь ты, Пламида, В задаток несколько рублей: Гнушаюсь я торговли вида, Погас огонь в душе моей. 1770 НИНЕ Не лобызай меня так страстно, Так часто, нежный, милый друг! И не нашептывай всечасно Любовных ласк своих мне в слух; Не падай мне на грудь в восторгах, Обняв меня, не обмирай. Нежнейшей страсти пламя скромно; А ежели чрез меру жжет, И удовольствий чувство полно,- Погаснет скоро и пройдет. И, ах! тогда придет вмиг скука, Остуда, отвращенье к нам. Желаю ль целовать стократно, Но ты целуй меня лишь раз, И то пристойно, так, бесстрастно, Без всяких сладостных зараз, Как брат сестру свою целует: То будет вечен наш союз. 1770

10 слайд

Описание слайда:

Цепи Не сетуй, милая, со груди что твоей Сронила невзначай ты цепи дорогие: Милее вольности нет в мире для людей; Оковы тягостны, хотя они златые. Так наслаждайся ж здесь ты вольностью святой, Свободою живя, как ветерок в полянке; По рощам пролетай, кропися вод струей, И, чем в Петрополе, будь счастливей на Званке. А если и тебе под бремя чьих оков Подвергнуться велит когда-либо природа, Смотри, чтоб их плела любовь лишь их цветов: Приятней этот плен, чем самая свобода. Шуточное желание Если б милые девицы Так могли летать, как птицы, И садились на сучках, Я желал бы быть сучочком, Чтобы тысячам девочкам На моих сидеть ветвях. Пусть сидели бы и пели, Вили гнезда и свистели, Выводили и птенцов; Никогда б я не сгибался, Вечно ими любовался, Был счастливей всех сучков.

11 слайд

Описание слайда:

Львов Николай Александрович Львов, Николай Александрович - писатель и художественный деятель (1751 - 1803), член российской академии с ее основания. Принадлежал к литературному кружку Державина, Хемницера, Капниста. Его произведения печатались в "Аонидах", "Друге Просвещения" (1804), "Северном Вестнике" (1805). Перевел Анакреона и издал его, вместе с подлинником и примечаниями Евгения Булгариса (1794). Другие труды Львова: "Русской 1791 г." (в прозе); "Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго" (в стихах, СПб., 1793); "Собрание русских песен, положенных на музыку Прачем", "Летописец русский", "Летопись подробная". Львов был и выдающимся, хотя не получившим профессиональной подготовки, архитектором, и живописцем, и гравером (акватинтой) и издателем сочинений по архитектуре. Главные его архитектурные работы: собор святого Иосифа, в Могилеве (сооруженный в память свидания Екатерины II с императором Иосифом II), план и фасад петроградского почтамта (1782 - 1786), собор Борисоглебского монастыря в Торжке (1785 - 1796), церкви в селах Прямухине и Никольском Новоторжского уезда, Приоратский дворец в Гатчине, построенный по изобретенному им способу землебитных строений (из земли и извести). Львов участвовал в составлении рисунков к стихотворениям Державина и сочинил рисунок ордена святого Владимира. Им изданы: "Рассуждение о перспективе" (1789; с итал.) и "Четыре книги Палладиевой архитектуры" (1798).

12 слайд

Описание слайда:

СНЕГИРЬ Осенне времечко настало. Не пой, унылый снегирек! Не пой, как ты певал бывало, Не пой, мой добренький дружок! Пускай павлин, хвостом пушистый, Своею славится трубой! Петух и ночью голосистый, А ты, мой друг снегирь, не пой. Их песни и сердца железны Почувствуют огромный глас! Души твоей напевы нежны... Не пой, мой друг снегирь, на час. Осенне времечко настало. Не пой, унылый с негирек! Не пой, как ты певал бывало, Не пой, мой добренький дружок! Зима недолго уж продлится, С тобой тогда затянем вновь, Весна ведь петухов боится, Твой голос призовет любовь. А с нею всё, всё встрепенется, Земля растает и моря, И роза к васильку прижмется, Придут послушать снегиря. Осенне времечко настало. Не пой, унылый снегирек! Не пой, как ты певал бывало, Не пой, мой добренький дружок! 1790-е годы

Культурное развитие каждой страны достигало своего активного развития именно в то время, когда происходили в ней значимые в истории кардинальные изменения. Не обошло стороной это и нашу страну. "Золотое время" культуры России привело к тому, что народ выступил в качестве ярых бунтарей против диктаторского режима правительственной власти. На такие подвиги побуждали их поэты золотого века, в произведениях которых явно выражалось неповиновение народа сложившейся ситуации. В результате этого произошли активные народные волнения и приход большевицкой власти.

Что такое золотой век

На такую эпоху припало формирование идеи о свержении существующего государственного строя. Ее особенности нашли свое воссоздание в исторической культуре России, наблюдавшей в конце 19 века. В такой золотой век русской поэзии наблюдается стремительный подъем отечественного просвещения, расцвет разнообразных видов искусства и величайшие достижения в области советской науки. Своего значительного развития она достигла благодаря социальной структуре страны. Дело в том, что тогда Россия являлась полностью сословным государством. Сословные принципы включались как в государственную структуру, так и в тогдашнее законодательство.

Выступая в качестве первого сословия, дворянство располагало привилегиями, которые содержала "Жалованная грамота". На то время русская культура сильно основывалась на дворянской интеллигенции. Такая прослойка населения оказывала свое активное отношение к поддержанию провозглашенных идей Французской революции, которые базировались на таких важных моментах, как свобода, братство и равенство.

Особенности золотого века

Существенное значение на тот период времени оказал усиленное развитие промышленности и учреждение новых капиталистических фабрик и предприятий. Тогда полностью отсутствовали официальные каналы, которые разрешали бы всем желающим выражать свое мнение относительно работы представителей власти. Также общественность не располагала возможностью пользоваться услугами представительных учреждений, независимого суда и более ответственного правительства.

Именно такие факторы и легли в основу произведений, авторами которых явились поэты золотого века русской поэзии, подталкивающие народ к стремлению самовыражения путем использования культурных механизмов. Потому такой период стал эпохой развития литературы России. Данный вид искусства выступал в качестве надежного и эффективного способа выражения мнения всей общественности.

Главной личностью того времени можно считать Александра Пушкина. Его творчество способствовало появлению многих талантливых поэтов, в число которых входит Баратынский, Тютчев, Жуковский и Батюшков. Своими произведениями такие поэты золотого века сумели создать светлый и чистый дух русской культуры. В тогдашней литературе активно распространялось понятие нравственной независимости, в основе которой заложено преодоление сословных и классовых ограничений.

Явное выражение просветительских идей можно наблюдать в писаниях Бестужева и остальных деятелей прошедшего времени. "Золотой век" культуры России считается важным этапом, который оказал ощутимое влияние на развитие реализма, как в литературе, так и в других разновидностях искусства. Такое направление оставило глубокий след в этой эпохе, явно выражая всю серьезность, искренность и проблемный характер того времени.

Тогда появились такие литературные гении, как

  • Чехов,
  • Достоевский,
  • Лермонтов и прочие.

Основным течением, в котором воплощались новые идеи, стала литература, так и изобразительное искусство. Таким образом, можно наблюдать создание определенной художественной энциклопедии сложностей российской действительности.


» » Известные поэты золотого века

Когда кто-то в очередной стопицотый раз признается в любви к поэтам "Серебряного века", меня подмывает спросить - а Вам из "Золотого"-то что нравится? Только не говорите "Пушкин и Лермонтов!", это еще банальнее (хотя куда? куда?), чем "Блок и Есенин"... Да, это странный феномен (он же фенОмен) - люди обычно "любят" то, что уютно расположилось под самым их носом, и леняться протянуть руку даже на расстояние этой самой руки. Но это уже иная тема, а сегодня - топ-10 русских поэтов "Золотого века". Причем в стопятьсотый раз - моих любимых и на мой взгляд. Посему и обойдемся сегодня без Пушкина с Лермонтовым, и даже, прости-хосподи, без Боратынского...

Топ-10 русских поэтов "золотого века", за что они мне нравятся

1. "Намба ван" для русской поэзии и XIX, и XX, и даже для той ничтожной части, которая еще не шансон существует в XXI веке - это не Пушкин, и не Лермонтов и не, прости-хосподи, Боратынский, и даже не Державин, в котором еще бурлит, гремит и пенится вовсю век XVIII (и этим он хорош, ценен и приятен - и век, и Державин). Это Николай Карамзин . Уже слышу вопли - чо? как? да чо он написал? слязливые сантиментальные стишки! супротив Пушкина! Лермонтова! Боратынского! Да, собачки уважаемые мои, Николай Михайлович Карамзин. Потому что он дал всем перечисленным и тут, и ниже самое главное, без чего поэт хуже мычащего животного - язык. Карамзин изгнал из русского языка напыщенный стиль, которым принято было писать "пиитику" жалкими эпигонами и подражателями Ломоносова, Тредиаковского и того же Державина - все эти архаизмы, "героизмы" и "россизмы", бряцавшие, как бубенцы. Последовательно и кропотливо, всякими журналами и альманахами, Карамзин сверлил головы современников и владывал в них одну мысль, одну - стихи надобно писать "живым разговорным языком", а не "специальным пиитским". За что он, кстати, и был кумиром Пушкина, а еще и Жуковского, и Вяземского, и пр., и пр.

2. А вот "настоящим главным поэтом", который "красивые стихи не оторвать", для меня среди всего этого сонмнища, гульбища и вертепа талантов всегда будет Константин Батюшков . Потому что его стихи как ни крути и верти - "ни одного изъяна". Они красивы. Они мелодичны. Они не пусты, и в то же время легки - создается обманчивое впечатления того, что человек их писал "с листа, по вдохновению, прямо так" - никакой "натуги", никакой вымученности, никакого "сражения со словом и рифмой". Да, неспроста он в буквальном смысле слова жизнь положил за свои стихи - сгорел от перфекционизма и неудовлетворенности... М-да, после этого как-то еще больше не хочется возвращаться к своему уже написаному и как-то пытаться это улучшить - боязно-с.

3. "Почетное третье место", а в чем-то и свое первое, среди меня занимает князь-батюшка Петр Вяземский . Его многие "литератороведы" костерят "великим дилетантом", ругаются, что не создал ничего "великого и просто большого", что все его стихи - раздутое собрание писаний "на случай"... А вот такой он - из всех его стихов выпирает во все стороны огромнейшая, мощнейшая индивидуальность. Пожалуй, в этом он уделывает всех - и Пушкина, и Лермонтова, и, прости-хосподи... И рифмы у него "ширшавыя", и "правила грОматикЕ" он легко нарушает по требованию размера и большей выразительности. Зато слово острое, цепкое, хлесткое. Как у хирурга - холодный ум и твердая рука, и режет в самом нужном месте. И этому завидовали (про себя, хотя иногда и вслух) и Пушкин, и Жуковский, и Батюшков - и все они, к слову, были ему друзья. Поболе бы нашей поэзии таких дилетантов.

4. Птица пересмешник известна искусным подражанием другим птицам и даже голосу человека. Такова и поэзия Василия Жуковского , "певца чертей", как он сам себя называл за пристрастие к "могильным" сюжетам. Оригинальные его произведения, ИМХО, страдают чрезмерной легкостью - мысли простые, слова простые, размеры простые... Всё простое. Как килограмм пуха. Но стоит ему взять чужое произведение, даже просто сюжет - Шиллера, Гёте, Байрона, Саути и пр. - как появляются и смысл, и формы, и величие. Причем это не "просто перевод", а в лучшем случае "вольный перевод", или "переложение" - именно что Жуковский брал и создавал "что-то своё" . Поэтому он и не попугай, а пересмешник. Лучшая часть его стихов - как раз переводные баллады.

5. Бывает так - растет что-то красивое, благоухает в воздусех, и все вокруг ахают, и ждут - вот оно вырастет, и вот то-то будет... А оно не растет - разве что тупо увеличивается в размерах. Николай Языков всегда мастерски владел рифмой и ритмом, и начинал с веселых полушуточных посланий и юношеских обидчивых жалоб на "я вас любил, но теперь не люблю, и раз стопятьсот вам о сем говорю". Очень мило, местами даже "лучше Пушкина!". Но... годы шли, а Языков всё писал послания да жалобы, причем с годами в них становилось меньше веселья и юности, а больша желчи и старческого брюзжания. Апогеем стали его "славянофильские стихи", которые многие современники воспринимали как "грубости за гранью фола" или даже "стихотворные доносы". Однако при всей неспособности создать что-то большое и серьезное (а он это осознавал и сильно этим мучался) Языков до самой смерти оставался мастером виртуозной рифмы и слога... Ну вот так тоже бывает.

6. Ну вот Гомер - он же, по сути, известен лишь как автор дилогии "Илиада - Одиссея". Мильтон - создатель "Потерянного рая". А Паниковский вообще гуся украсть не смог. Зато каждое из этих произведений - мега-шедевр, за честь создать который любой поэт удавится а нету. Вот так и у Александра Грибоедова - всё, что не "Горе от ума", это водевили на грани пошлости, отрывки каких-то пафосных трагедий, да стихи на случай. Зато "Горе" - это такая глыба, которую народ давным-давно растащил на цитаты и крылатые слова, а это верный признак гениальности произведения. Ко всему прочему, "иной Алесан Сергеич" первым изобразил типаж русского интеллигента - умного, страдающего, свободолюбивого, а также напыщенного, болтливого и, по сути, бесполезного... Для нас, россиянских, эта вещь - она посильнее, чем "Фауст" Гёте.

7. Примерно всё то же самое можно написать и про Николая Гнедича . Ну да, человек - навеки бюст "переводчик Илиады". Зато как перевел - двести лет никто не решился повторить, кроме Вересаева, у которого, положим руки-то на сердце, "не получилося", да Минского, которого с XIX века, ЕМНИП, вообще не переиздавали. (Говорят, некий Сальников перевел в 2011 году, но не видел, не знаю.) Со всеми этими своими "пал, и взгремели на павшем доспехи", или "мощною дланью на землю его он повергнул" Гнедич ухватил самую суть великой поэмы "про войну как про жизнь", и каждая строка в его переводе бьется, дерется и воюет... Ну да, филолухи ругаюца, что "пиравот-то не отентичнай!". Ну так, во-первых, идите и переведите "как следовает" (что-то не видать), а во-вторых, это недостаток Гнедича-переводчика, зато плюс Гнедичу-поэту.

8. Очень тяжело оставаться в "памяти потомков", если ты родственник, и даже хуже того - родной дядя гения, который совершенно справедливо тебя на голову выше и всяко одаренней. Но ведь не забывать же совсем, напрочь! Не заслужил этого Василий Львович Пушкин , любимый, к слову, дядя своего племянника Сашеньки (и не только за конфеты и баловство, а и за стихи тоже). Не заслужил хотя бы за "Опасного соседа", совершенно чудесную поэму про... драку в борделе двух поклонников одной дамы легкого поведения. Этой вещью восхищались все - и Вяземский, и Жуковский, и Батюшков. Кое-кто даже развивал "теорию ЗОГа" - типа, такой слабый поэт, как Васька Пушкин, такое не сочинит, спёр где-то. Но это уже сплетни - дядя, как всем известно, был самых честных правил...

9. Молодые дарования - оне "подают надежды", а в произведениях их "ищут задатки". И это хорошо, когда они вырастают, надежды оправдывают и задатки развивают. А ежели, как Дмитрий Веневитинов , так и умирают молодыми? Да, стихи свежие, "не без смысла", ровные и легкие. Но что бы из всего этого выросло - "новый Пушкин", как настаивают одни, или какой-нибудь Боратынский просто ловко строящий стихи "поэт второго плана"? Ведомо сие лишь одному аллаху... Но то, что осталось, позволяет верить в лучшее, а мертвый поэт эту веру уже никогда не обманет.

10. Не всем быть блестящими профессионалами и хладнокровными мастерами. Антон Дельвиг был барон человек впечатлительный, увлекающийся, внешне робкий и внутренне "вулканизированный". А стихи его - на 146% дилетантские, такие же робкие, тяжелограненые, местами наивные и в целом похожие на творчество большого ребенка, тщательно копирующего "лучшие образцы", высунувши язык от усердия. Но именно этот милый дилетантизм придает поэзии Дельвига такое странное, неповторимое очарование, что резко выделяет даже среди всех вышеперечисленных - нет, он не лучше, он другой...

Литература в XIX столетии была, пожалуй, единственной формой выражения мнения и чаяний простого народа. Именно поэтому она вобрала в себя политику, философию, этику и эстетику. Писатели и поэты становились духовными наставниками, вождями, защитниками обычных людей. Не случайно утверждал Е. Евтушенко, что "поэт в России больше, чем поэт".

Золотой век поэзии начал свой отсчет со стихотворений В. Жуковского и К. Батюшкова, объединил имена Е. Баратынского и Н. Некрасова. Традиционно принято считать, что закончился этот век на творчестве Ф. Тютчева. Но центральной фигурой всегда остается А. С. Пушкин.

Впервые лирический герой был подвергнут глубокому психологическому анализу, поэты стремились не просто описать чувства своего героя, а буквально, обнажить душу.

С другой стороны, поэзия даже более, чем проза, становится проводником общественно-политических идей. Уже в 40-е годы столетия критический реализм приобретает все более отчетливые формы. Появляются поэты-народники, выражающие протест униженных и оскорбленных, ратующих за кардинальные изменения в обществе.

Поэты "золотого века" русской литературы

Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский

О сновоположники романтического направления в русской поэзии, которые внесли огромный вклад в развитие таких поэтических жанров, как баллады, элегии, послания. Их творчество послужило хорошей школой для воспитания целой плеяды русских поэтов, включая таких гениев, как Пушкин, Лермонтов и Некрасов.

Е. А. Баратынский

Избранное стихотворение:

В. Жуковский

Избранное стихотворение:

А.С. Пушкин — величина неимоверная, по праву занимающая ведущее место среди плеяды гениальных поэтов. Именно Пушкин считается родоначальником русского литературного языка, именно его смелые эксперименты со словом, формами лирического произведения подарили мировой культуре настоящие шедевры. Смешивая стили языка, мастерски сочетая разные жанры, Пушкин стал предтечей развития реалистического искусства.

Говорят, что Пушкин открыл поэзии окно в мир. Нет, оно было открыто до него. Но именно Пушкин стер все перегородки, которые отделяли поэзию от обычной жизни. Отныне все, что окружает обычного человека, становится темой для стихотворений: желания и любовь, природа и времена года, сказки и пословицы, исторические события и, самое главное — сам человек, с его пониманием прекрасного, безграничной любовью к родной земле и глубочайшим патриотизмом.

Избранные стихотворения:

М. Ю. Лермонтов … Пожалуй, одна из самых загадочных и мистических личностей в истории русской литературы. В лирике Лермонтова явственно просматриваются черты романтизма, его лирический герой полон переживаний, дум и стремлений, всегда находится в духовном поиске, полон отчаяния и страдает от одиночества. Можно сказать, что творчество Лермонтова подготовило плавный переход от традиций романтизма к реалистическому изображению лирического героя. Вместе с тем, лермонтовская поэзия насквозь пронизана символами, полунамеками, прорицаниями. Не случайно именно творчество Лермонтова послужило отправной точкой для такого литературного направления, как символизм.

Избранные стихотворения:

А. Н. Плещеев — русский поэт, чье творчество пришлось на 40-е годы XIX века. Считается одним их основоположником революционной лирики, так как его стихотворения были буквально пронизаны революционно-демократическими идеями. С другой стороны, неоценим вклад А. Плещеева в развитие русской поэзии как переводчика. Благодаря его переводам русская публика знакомилась со Стендалем и Золя, Гейне и Беранже. Вместе с Пушкиным и Некрасовым А. Плещеев также считается основоположником литературы для детей.

Избранные стихотворения:

И. З. Суриков — ярчайший представитель так называемой "крестьянской" литературы. Один из первых выходцев из народа, которому при жизни удалось выпустить свой поэтический сборник. Много помогал другим поэтам и писателям из народа.

Избранные стихотворения:

И.С. Никитин — русский поэт, в чьем творчестве гармонично сплетались темы социальные и темы лирические. Он писал обо всем: о тяжелом существовании крестьян, о красоте русской природы, о любви. Многие из его стихотворений положены на музыку.

Избранные стихотворения:

А.А. Фет — один из основоположников направления "чистого искусства" в русской литературе. Лирика А. Фета далека от социальных идей, от реальности. Поэт умел полностью погрузиться в мир эмоций, переживаний, гениально описывал русскую природу. В более позднем творчестве поэта немаловажное место в его лирике отводилось философским вопросам.

Избранные стихотворения:

А.Н.Майков и А.К. Толстой

Поэты, творившие приблизительно в одно время с И. Никитиным, А. Фетом. В творчестве обоих ярко представлена историческая тема. Только А. Майков больше тяготел к истории Византии и Греции, а А. К. Толстой был влюблен в историю российскую. Кстати, именно А. К. Толстой был одним из создателей сатирического образа Козьмы Пруткова.

Избранные стихотворения:

Н.А. Некрасов — великий русский поэт, который первым все свое творчество полностью посвятил народу — "Я лиру посвятил народу своему". Именно в его стихотворениях впервые так громко прозвучал голос народа, в его лирике беспощадно и без прикрас был показан весь ужас существования "маленького человека".

Творчество Некрасова ознаменовало в русской литературе начало нового этапа — народного, о народе и для народа .

Избранные стихотворения:

Ф.И. Тютчев — русский поэт, чье творчество нередко противопоставляется творчеству А. Пушкина. Стихотворения Тютчева - это те же оды и поэмы Пушкина, но в неимоверно сжатом варианте, оттого и кажутся нам такими динамичными и насыщенными. Изменился и характер изображения лирического героя. Если Пушкинский герой горяч, пламенен и кипуч, то тютчевский герой - напротив, вне реальности и выше обыденности. Творчество Тютчева ознаменовало переход от традиций реалистического искусства к новым, декадантским настроениям и зарождению серебряного века русской поэзии.

Избранные стихотворения:

Таким образом, в русской поэзии XIX века как сосуществовали два главных направления: реалистическое — с сильной гражданской позицией и четкой привязанностью к реалиям насущного дня. Главными представителями этого направления были Н. Некрасов, И. Никитин, А. Плещеев. Второе направление придерживалось концепции "чистого искусства" — это творчество поэтов, погруженных в философию и психологию: А. Фета, А. Майкова, А. Толстого и Ф. Тютчева.

Оба направления продолжали развиваться в XX столетии, породив немало литературных течений и сформировав почву для зарождения "серебряного века" русской поэзии.