Презентация на тему "части речи". Презентация на тему "части речи" Презентации по русскому языку части речи


Орфоэпическая минутка.

Крапива, творог, сливовый, договор,

кухонный, торты, тефтели, звонит,

тефтелька, красивее, жалюзи.



МОРФОЛОГИЯ!!!

Самостоятельные

части речи

  • Существительное
  • Глагол
  • Прилагательное
  • Местоимение
  • Числительное
  • Наречие

Служебные

части речи

  • Предлог
  • Союз
  • Частица

Попробуйте составить предложения из данных слов

1. Задуматься, части, речи. Перестать, спорить. Стать, они, жить, большой, дружной, семья.

2.В, И, НЕ, ОТ, ПРО, С, А, К, ПО, ЗА, У, ИЗ, О, КАК.

Удалось ли вам это? Почему?

Как называются эти части речи?


Слов в языке много.

Они отличаются

друг от друга

лексическим

значением.

Каждая часть речи

имеет признаки,

которые можно

объединить в 3 группы


действия

предмета

признака

признака

предмета

признака

предмета

признака

действия


падеж

число

лицо

время

спряжение

Это значение слов, одинаковое

для одной и той же части речи

склонение


ЭТО РОЛЬ СЛОВ В

СЛОВОСОЧЕТАНИИ И

ПРЕДЛОЖЕНИИ


Заполните таблицу

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, не, ни, ой, эх, ух.


Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения они взяты? Кто автор?

Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.

С помощью каких слов можно восстановить стихотворение.

Запишите в тетрадь правильный вариант


Проверьте себя!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


  • Бег, бегун, беговая, перебежчик;
  • Собака, щенок, песик, Дружок;
  • Спряжение, время, наклонение, падеж;
  • До, налево, из-за, вблизи.

Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

Вместе дают вкусный плод

Южноамериканского происхождения:


( что-нибудь )

Форму

Пальто

Туфли

Платье

Костюм

( кого-нибудь)

Ребенка

Девочку

Больного

Куклу

Бабушку

Дедушку

  • Вылазь – вылезай
  • Езжу – ездию
  • Ляжу - лягу
  • Хочем - хотим

  • 100 рона
  • По 2 л І
  • Пи 100 лет
  • 7 я ІІ
  • 100 п.
  • Смор 1 а
  • 100 янка ІІІ
  • Элек 3 к
  • 100 л
  • Ви 3 на І V
  • Па 3 от

1. Из данных слов выберите имена существительные:

2. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

3. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

4. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

5. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать



Домашнее задание:

«3»§29, упр.218;

«4»§29 ,орфогр.практ. на стр 116;

«5»§29 ,из стихотворения «Парус» выписать имена существительные.



Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоимение ,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы .

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем …

Части речи


Тема: Части речи



МОРФОЛОГИЯ!!

Самостоятельные

части речи

  • Существительное
  • Глагол
  • Прилагательное
  • Местоимение
  • Числительное
  • Наречие

Служебные

части речи

  • Предлог
  • Союз
  • Частица

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное)


Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про...

(Глагол)


Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное)


Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное)


Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие)


(Местоимение)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.



Имя существительное – это часть речи, которая

обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? ,что?

Например: (что?) вещь , (кто?) ученик

Имя прилагательное – это часть речи, которая

обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой?, какая?, какое?, какие?

Например: солнце (какое?) красное , мальчик (какой?) умный

Глагол – это часть речи, которая

обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? , что сделать? и другие

Например: ребята (что делали?) писали


Имя числительное – это часть речи, которая

обозначает количество предмета и порядок предмета при счете отвечает на вопросы сколько? какой?

Например:пять яблок,пятый ученик

Наречие – это часть речи, которая

обозначает признак действия и отвечает на вопросы

как? когда? куда? где?

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

Например:моя ручка,этот дом


Распределите слова по трём корзинкам: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Яблоко,растет,спелый,дерево, красивый,груша,поспела,красный,помидор,огромный,висит,стоит,вкусный,белый,корзина,маленький,банан,сладкий,собирает,ананас,земля,радует,урожай.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол


Распределите слова по трём корзинкам: числительное,наречие,местоимение

Хорошо,он,пять,одиннадцатый,я,сто,быстро,громко,

мой,наш,высоко,низко,тридцать,твой,близко,сорок,

ваш,мы,легко,семь,они.

Наречие

Имя числительное

Местоимение


Задание: Прочитайте текст, подумайте какие из выделенных слов относятся к самостоятельным частям речи.

Жили-были кот , дрозд да петушок золотой гребешок. Жили они в лесу, в большой избушке . Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют .


«Знание – сила!»

Что изучает фонетика?

Какие звуки всегда твёрдые?

Сколько падежей в русском языке? (6)

Какие две буквы звука не обозначают?

Что такое основа?

Когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

Звуки речи

Что обозначает имя существительное?

Какие бывают части слова?

1.В начале слова

Название какой птицы состоит из сорока «а»?

Корень, окончание, основа, приставка, суффикс.

Часть слова без окончания.

Имя существительное обозначает предмет.

2.После гласных

3.После ь,ъ


Защита постеров

1.Имя существительное

2.Глагол

3.Имя прилагательное



Игра “Хлопаем в ладоши”

Д руг

Умный

Война

Белый

Толстый

Красивый

День

Высокий

Далекий

Смеяться


Ну, что,

ребята!

Проверим

наши

знания!


Тест

1. Что обозначает имя существительное?

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать


Выставление оценок за тест:

нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

Взаимопроверка по ключу:

1 – а 5 – а

2 – б 6 – б

3 – в 7 – а

4 – в 8 - б


Домашнее задание

Выписать существительные,прилагательные,глаголы.

Встретимся на следующем уроке! Пока!!!


1. Обобщение знаний по частям речи. 1. Обобщение знаний по частям речи. 2. Развитие умения отличать части речи от состава слова. 2. Развитие умения отличать части речи от состава слова. 3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте. 3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте. 4. Воспитание доброты,чувства дружбы, коллективизма. 4. Воспитание доброты,чувства дружбы, коллективизма. Цели:


Отгадать тему урока по первым буквам отгадок 1. Живёт спокойно - не спешит, На всякий случай носит щит, На всякий случай носит щит, Под ним, не зная страха, Под ним, не зная страха, Гуляет Гуляет Ч ерепаха А лфавит 2. Буквы-значки как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условном месте стоит, Каждый в условном месте стоит, И называется И называется


3. То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Угадай, как он зовётся? Золотистый Золотистый С ветлячок 4.Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, Я для отдыха, для сна, Называюсь Называюсь Т ишина


5. Буду мастером таким, Как наш дядя Евдоким: Как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, Делать стулья и столы, Красить двери и полы. Красить двери и полы. А пока сестре Танюшке А пока сестре Танюшке Сам я делаю Сам я делаю 6. Лесники её котят Взять домой не захотят. Взять домой не захотят. Ей не скажешь: Кошка, брысь, Ей не скажешь: Кошка, брысь, Потому что это Потому что это и грушки Р ысь






Обобщение по теме. - Какие части речи вы знаете? - Какие части речи вы знаете? 1. Распределить данные слова по группам. Дать определение: 1. Распределить данные слова по группам. Дать определение: - имя существительное - имя существительное - имя прилагательное - глагол - имя прилагательное - глагол 2. Образовать разные части речи. Записать, выделить корни. 3. Приведите свои примеры однокоренных слов разных частей речи.


Творческая работа на компьютерах. Тест. 1. Существительное, прилагательное, глагол это………………… 1. Существительное, прилагательное, глагол это………………… 1) часть речи 2) часть слова 1) часть речи 2) часть слова 2. Существительное отвечает на вопросы: 2. Существительное отвечает на вопросы: 1) какой? какая? какие? какое? 2) что делает? что сделать? 3) кто? что? 1) какой? какая? какие? какое? 2) что делает? что сделать? 3) кто? что? 3. Найти имя прилагательное: 3. Найти имя прилагательное: 1) синий 2) синеть 3) синева 1) синий 2) синеть 3) синева


4. В словосочетании «золотые руки» главным словом является: 1) золотые 2) руки 4. В словосочетании «золотые руки» главным словом является: 1) золотые 2) руки 5. В предложении найти глагол: «Я слушаю трель соловья». 1) я 2) слушаю 3) трель 4) соловья 5. В предложении найти глагол: «Я слушаю трель соловья». 1) я 2) слушаю 3) трель 4) соловья


6. В предложении «Около дерева огромный муравейник» все имена существительные одушевлённые: 1) да 2) нет 6. В предложении «Около дерева огромный муравейник» все имена существительные одушевлённые: 1) да 2) нет 7. Часть речи, которая обозначает действие предмета это: 1) существительное 2) прилагательное 3) глагол 7. Часть речи, которая обозначает действие предмета это: 1) существительное 2) прилагательное 3) глагол


8. Имя прилагательное чаще всего употребляется: 1) с именем существительным 2) с глаголом 8. Имя прилагательное чаще всего употребляется: 1) с именем существительным 2) с глаголом 9. Имена прилагательные обозначают: 1) действие предмета 2) признак предмета 9. Имена прилагательные обозначают: 1) действие предмета 2) признак предмета 10. Выбрать собственное имя существительное: 1) кот 2) пес 3) Мурзик 10. Выбрать собственное имя существительное: 1) кот 2) пес 3) Мурзик


11. В каком слове допущена ошибка: 1) корова 2) буренка 11. В каком слове допущена ошибка: 1) корова 2) буренка Результаты: 90% - отлично 70-80% - хорошо 50-60% - удовлетворительно неудовлетворительно Результаты: 90% - отлично 70-80% - хорошо 50-60% - удовлетворительно неудовлетворительно Итог урока. Итог урока.


Л и п у ш к и н а Елена Васильевна Образование- высшее (ЛГПИ им. А.И. Герцена). Квалификация- учитель высшей категории. Специальность - учитель начальных классов. Стаж работы - 28 лет. Образование- высшее (ЛГПИ им. А.И. Герцена). Квалификация- учитель высшей категории. Специальность - учитель начальных классов. Стаж работы - 28 лет. На начало

Русский язык 4 класс

ЧАСТИ РЕЧИ

Тихонова Кристина Андреевна

учитель начальных классов

СОШ № 27


Цели:

1. Обобщение знаний по частям речи.

2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.

3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.

4. Воспитание доброты,чувства дружбы, коллективизма.


Организационный момент

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

-Начнем скорей урок!



Отгадай тему урока по первым буквам отгадок

1 . Живёт спокойно - не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет

Ч ерепаха

2. Буквы-значки как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называется…

А лфавит


3. То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый

С ветлячок

4. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь…

Т ишина


5. Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю……

И грушки

6. Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: Кошка, брысь,

Потому что это…

Р ысь


7. Немытое в рот

Ни за что не возьмёт,

И ты будь таким,

Как чистюля

Е нот

8. Солнце глянуло сквозь щелку,

Свесив огненную

Ч елку


9. Как это скучно - Сто лет без движенья В воду глядеть На своё отраженье. Свесила ноги с обрыва Такая грустная

И ва

Назовите тему нашего урока

Части речи


Тема : Части речи

Цель: Обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи


Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Имя числительное


Выделение «лишних» слов в каждой группе,

не относящихся к словам с данным корнем

  • Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко;
  • колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив;
  • просить, просьба, прошение, простой, опрос.


Определи часть речи в выделенных словах

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Учиться никогда не поздно.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.


Вставьте пропущенные слова.

Определите часть речи .

В ек живи – век …..

Т етрадь –…….. ученика.

поздно

учись

С перва аз да буки, а потом и.……….

десять

науки

У читься никогда не …….

К нига – ……….. окошко, через него весь мир видно.

зеркало

маленькое


Грамматические признаки

Значение

Вопросы

Существительное

Прилагательное

Предмет

Признак

Глагол

Действие, состояние

Склонение

Личные

Падеж

что делать?

измен.

местоимения

Указывает

постоян.

что сделать?

измен.

на предмет

измен.

измен.

измен.

постоян.

Время

в пр. вр.

измен.

в 3 л. ед. ч.

измен.

в наст. и буд. вр.

постоян.


Работа на уроке:

Стр. 62 читаем правило

Стр. 63 Упражнение 130


Оцени как ты выполнял(а) задание, закрасив кружок рядом с его номером :

легко, без затруднений;

с некоторыми затруднениями;

самостоятельно с заданием не справился(лась).

Устраивает ли тебя твоя оценка?

Что нужно исправить, чтобы ее повысить?


Итог урока

  • По каким признакам определяем часть речи?
  • Какое задание вам больше всего понравилось?
  • Что было легко? Что показалось трудным?
  • Домашнее задание

- Стр. 64 упражнение 133


Слайд 2

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Проверь себя

Слайд 3

Имя существительное

Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы кто?или что?

Слайд 4

Имена собственные и нарицательные

Существительные, называющие предметы, явления, являются нарицательными. Названия городов, названия улиц, рек, озер, имена, фамилии – имена собственные. кот Барсик

Слайд 5

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные Кто? Что?

Слайд 6

Род имен существительных

Женского рода (она моя) Мужского рода (он мой) Среднего рода (оно мое)

Слайд 7

Число имен существительных

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе мяч ракетки

Слайд 8

Падеж имен существительных

  • Слайд 9

    Склонение имен существительных

    трактор -2скл. машина- 1 скл. Солнце- 2скл. Мышь-3 скл

    Слайд 10

    Три склонения имен существительных

    Проверь себя

    Слайд 11

    Имя прилагательное

    Слова, которые обозначают признак предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Какой? синий Какая? зеленая Какие? голубые Какое? белое

    Слайд 12

    Имена прилагательные в предложениях употребляются при именах существительных. Прилагательное ставится в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому оно относится. Мн.ч. Им.п. На траве сидели красивые бабочки.

    Слайд 13

    Слова, которые обозначают действие предметов, называются глаголами.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делают?что делал?

    что делает? летит что делал? писал

    Слайд 14

    Инфинитив

    Начальная форма глагола Что делать? Что сделать? Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти, -чь Учить – ум точить. ^ ^

    Слайд 15

    Возвратными

    называются глаголы, имеющие суффиксы –ся, -сь Что делают? катаются

    Слайд 16

    Виды глагола

    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает? что будет делать? Говорить, говорит, будет говорить. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? что сделает? что сделал? Сказать, скажет, сказал Что делает? катается (несов.вид) Что сделал? cпрятался(сов. вид)

    Слайд 17

    Время глагола

    У глагола основными являются три времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем (решали, решают, будут решать) Что делают? играют (наст. вр.) Что делал? бежал (прош, вр.) Что сделаем? полетим (будущее вр.)

    Слайд 18

    Прошедшее время

    Образуется от инфинитива с помощью суффикса –л Ед. ч. Мн. ч. М.р. Ж.р. Ср.р. Рисовали (мн. ч.) Рисовал (м. р.) Рисовала (ж. р.) Рисовало (ср. р.) ^

    Слайд 19

    Настоящее время

    Образуется от глаголов несовершенного вида, изменяются по лицам и числам. Рисую – рисуешь- рисуем- рисуете

    Слайд 20

    Будущее время

    Формы будущего простого времени имеют глаголы совершенного вида. Прочита-ю, прочита-ешь, прочита-ете, прочита-ют. Формы будущего сложноговремени имеют глаголы несовершенного вида. Буду читать, будешь читать, будем читать, будут читать. Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.

    Слайд 21

    Спряжение глагола

    1 спряжение -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) 2 спряжение -ишь -ит -им -ите -ат(ят)

    Слайд 22

    Чтобы определить спряжение выясни □ □ ′ 2 спр. -ишь -ит -им -ите -ат(ят) 1 спр. -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) Поставь глагол в н. ф. 1 спр. Не на –ить + брить, стелить 2 спр. -ить + исключения