Речь как способ передачи информации. Презентация на тему " речь и общение" В структуру речевого общения входят

Cлайд 1

Cлайд 2

Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия. семиотики - науки о знаках

Cлайд 3

Свойства знака знак должен быть материальным, доступным восприятию; знак направлен на значение; содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается ее материальными свойствами; содержание и форма знака определяются различительными признаками; знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.

Cлайд 4

Знаки кода существуют в виде системы противопоставлен- ных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков. Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц.

Cлайд 5

Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей виртуально определяется тем, что данная единица может обозначать актуально единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании.

Cлайд 6

Предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.

Cлайд 7

Знаки, входящие в состав языков как средств коммуникации, в обществе называются знаками общения. знаки естественных языков знаки искусственных знаковых систем

Cлайд 8

коммуникативная (функция общения); мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли); экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего); эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка)

Cлайд 9

В начале XXI в. в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 млн. человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России (143,7 млн. по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.) и в других государствах (88,8 млн.), входивших в состав СССР.

Cлайд 10

Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Язык как важнейшее средство общения. Язык как система. Культура речи» Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате с этим назначением язык по своей природе полифункционален, т.е. выполняет следующие важнейшие функции:

Коммуникативная, т.е. служит средством общения процесс общения Я З Ы К ПРЕДМЕТ РЕЧИ А Д Р Е С А Т А Д Р Е С А Т В Ы С К А З Ы В А Н И Е ЗНАНИЕ ЯЗЫКА ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ЗНАНИЕ ЯЗЫКА ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

2) Когнитивная, т.е. является средством мысли в результате мыслительной деятельности внутренняя речь (мысли, мировоззрение, отношение к предмету речи) оформляются в законченные фразы, понятные обеим сторонам общения, т.к. используются средства определенного языка; каждый человек ежеминутно думает о чем-либо. Таким образом, язык выполняет две основные функции, которые сложно разграничить: одновременно является средством общения и средством мысли.

дополнительные функции: 3) экспрессивная (эмоциональная) выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства; 4) воздействующая воздействие на слушателя/собеседника посредством только языковых средств;

5) игровая например, детские потешки, в основе которых лежит звукоподражание; слова-перевертыши или фразы, читаемые одинаково в обоих направлениях: А роза упала на лапу Азора; игры в слова, когда последующее слово должно начинаться с той же буквы, на которую закончилось предыдущее; скороговорки. Друзей за деньги не купишь

6) поэтическая язык служит материалом и формой художественного творчества, с помощью богатства языковых средств человек может выразить все свои чувства, эмоции, переживания, создать образные картины как внутреннего мира человека, так и окружающего мира

Аллитерация (от лат. ad - к, при и littera - буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха. (БСЭ) Ученый и экспериментатор, Ломоносов сочинил специальные аллитерационные стихи, в которых преобладал звук «г»: Бугристы берега, благоприятны влаги, О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят, О, грады, где торги, где мозго-круглы браги... Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин). аллитерации на п, н, л Настанет ночь; луна обходит Дозором дальний свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит. (А. С. Пушкин). аллитерации на н, д, с, в

стихотворением «Челн томленья» Бальмонта, поразившему когда-то современников, сплошь построенно на механической смене аллитерирующих звуков - в, б, ч, с и др.: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн... Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог... Марш! Чтоб время сзади ядрами рвалось. К старым дням Чтоб ветром относило Только путаницу волос (Маяковский). аллитерации на р

Ассонансом называется повторение гласных. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. (Пора, пора, рога трубят...- Пушкин). Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Пастернак). ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св. Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

7) магическая данная функция связана с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.

1.2. Язык как система Знаковых систем много, например, … Язык – важнейшая из знаковых систем. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) - это совокупность элементов, взаимодействующих между собой. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (обозначающее) и содержание (обозначаемое). Самостоятельный языковой знак – слово. Звучание, последовательность звуков – это материальная данность, обозначающее - форма (а на письме обозначающее - буквы). Значение слова – его обозначаемое - содержание: понятие или образ, т.е. мысль.

Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Элементами системы «язык» являются следующие единицы, которые объединяются и образуют уровни языка, изучением которых занимаются соответствующие разделы языкознания: Единица языка Уровень языка Раздел языкознания Звук, фонема Фонетический Фонетика Буква, морфема Морфемный Графика, морфемика Слово Лексический Лексикология Формы и классы слов Морфологический Морфология Фразеологические обороты Лексико-фразеологический Фразеология Словосочетание, предложение, текст Синтаксический Синтаксис

1.3. Язык и речь Язык и речь образуют в совокупности единое явление: язык организует, создает речь. Речь – использование языка в конкретных ситуациях общения. Под речью часто понимают: процесс говорения (речевую деятельность), результат этого процесса (устные или письменные речевые высказывания, произведения).

Между языком и речью существуют принципиальные различия: ЯЗЫК РЕЧЬ абстрактен система категорий, извлекаемых из речи (части речи, спряжение, склонение и т. д.), управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям материальна воспринимается чувства­ми - слухом, зрением и даже осязанием коллективен и безличностен индивидуальна и конкретна ограничен набором составляющих его категорий бесконечна стабилен подвижна, динамична

Подведем итоги: 1 . Язык как знаковая система. 2. Язык и речь. Как соотносятся понятия «язык» и «речь». 3. Как вы понимаете следующие слова М.В.Панова: «Задача языковеда – найти в речи язык, подняться от речи к языку»? 4. Как Вы считаете, какие условия необходимо соблюсти, чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание? При ответе используйте схему построения общения (см. п.1.1.) 5. Каково главное условие речевого общения? 6. Функции языка, перечислите и охарактеризуйте. 7. Основные функции языка. 8. Язык как система. Перечислите и охарактеризуйте элементы системы язык. 9. Взаимодействие элементов системы язык. Продемонстрируйте это взаимодействие на примере конкретного предложения.

Презентация подготовлена преподавателем ЧУПО «Экономический бизнес-колледж» г.Москва Филимоновой А.Н.


В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.

Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:

1. Социальное – совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

2. Семантическое развитие (обозначающая, знаковая) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и способствует развитию мышления.

3. Проходит два этапа, закономерно сменяющих друг друга:

Пассивное владение словом, когда ребенок понимает речь, но еще не умеет говорить;

Активное использование речи.

4. Формы речевой деятельности:

Ситуативная речь;

Контекстная, связная;

Объяснительная.

По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, проявление словотворчества.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно, и речи. Общение со сверстниками существенно отличается у детей от общения с взрослыми.

При контакте со сверстниками ребенок проявляет почти в десять раз больше экспрессивно – мимических проявлений и ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, где он проявляет более сдержанный характер.

Следующая отличительная особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же с взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации, то есть он управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой.

Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Ребенок старается связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной.

Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними.

Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослым, так и со сверстниками.

Краткая характеристика видов речи

В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.

Внешняя речь – основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью.

Внутренняя речь – основное средство мышления. Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью.

Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную .

Диалогическая – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог – это процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются. Диалогическая речь свернута во времени, многое в ней лишь подразумевается благодаря знанию ситуации собеседниками.

Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Но эта форма речевого общения имеет большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.

Монологическая – это относительно развернутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника. Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией. Человек выражает в монологе экспрессию, использует мимические и жестовые средства, которые подчеркивают выразительность речевой информации.

Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой твердую почву. Самое главное условие в таком обучении – способствовать развитию желания говорить, а для этого ребенок не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных ошибок. Ему надо дать возможность высказываться. Постоянные поправки речи остаются или совсем незамеченными, или надоедают ребенку – он может совсем замкнуться, лишь бы не ошибиться. Лучший способ помочь ребенку - повторить правильно в форме подведения итога всего сказанного им, чаще хвалить, особенно за реальные достижения.

Эгоцентрическая речь – это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка. Это – мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросное – ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Функция эгоцентрической речи родственна функции внутренней речи. Это «речь для себя», в отличие от социализированной речи «для других», когда ребенок разговаривает с партнером.

В психологическом развитии ребенка эгоцентрическая речь – явление временное, но необходимое, так как является важнейшей предпосылкой становления планирующей функции мышления.

Несмотря на свое раннее появление, в возрасте 2 – 3 лет, эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается и у взрослых, особенно в такие периоды, когда человек сталкивается с особо трудной задачей, ситуацией.

Письменная речь – способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь, но в то же время более произвольна. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником: он не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего текст, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст. Письменная речь требует от человека высокой степени абстрагирования – это абстракция двойного уровня.

1-й уровень абстрагирования – описываю окружающее, называю словом, отвлекаюсь от своих чувств, эмоций; употребляю слово в речи, отвлеченной (абстрактно) от предмета. При этом со мной остается слово.

2-й уровень абстрагирования – отвлекаюсь от чувственной природы слова, наделяю его знаком (знак тоже обладает чувственной природой). Записываю.

Именно по причине двойного абстрагирования не только дети, но и взрослые с трудом овладевают письменной речью. Ребенку особенно сложно оторваться от чувственной природы звучащего слова, поэтому он пишет, произнося его вслух. С одной стороны, это как бы мешает развитию техники письма. Но с другой стороны, если прервать эту связь, то ребенок не сможет подняться на вторую ступень абстрагирования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку необходимо обеспечить возможность прочного освоения первого уровня абстракции. Но делать это надо постепенно, не форсируя процесс обучения. Нужно стараться, по возможности, сделать обучение непроизвольным, игровым, не нарушающим общего развития ребенка.

Овладение правильной речью

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающим. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

В речевой функции, носящей системный характер, различают проявления, включающие в себя взаимодействия различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику и грамматический строй.

Для развития произносительной стороны речи (произношение звуков, составляющих слова, интонация, слоговая структура слов, ритм и мелодика речи, фонемное образование) необходима полноценная деятельность слухового и речевого анализаторов.

Восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Звуковые раздражения, поступающие в кору головного мозга, постепенно уточняются и дифференцируются. При этом особенно важна четкость артикуляции тех звуков, которые воспринимаются ребенком. Тесное взаимодействие процессов восприятия и воспроизведения звуков способствует быстрейшему становлению речи ребенка. Важно в это время не только формирование правильного произношения звуков, но и усвоение слов различной слоговой структуры. Сопоставляя свое произношение с речью окружающих, ребенок, хотя и в элементарной форме, усваивает операции сравнения; анализа и синтеза.

Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием.

При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.

Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи.

Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.

При нормальном речевом развитии ребенок в возрасте 5-6 лет, полноценно общаясь с окружающими, достаточно прочно осваивает фонемы родного языка, не смешивает слова, отличающиеся одним звуком, которые близки по звучанию, но разные по смыслу. Дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения может сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные из слога и слова, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, глухости и звонкости.

Среди самых разнообразных методов и приемов работы по развитию речи детей дошкольного возраста важное место занимает работа с картинками. Картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу и родителям легко провести с детьми живую, непринужденную беседу, во время которой активизируется лексика.

Благодатный материал для развития речи детей дают картинка к сказкам. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве; о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

Развивать кругозор детей, учить их навыкам общения друг с другом и с окружающими людьми, формировать их эстетические и нравственные чувства, помогать им - овладевать приемами грамотного построения фраз и учить их почувствовать красоту родного языка надо с самого раннего возраста.

Эта непростая и ответственная работа должна проводиться с учетом детской психологии, с пониманием того, что лучше всего даже самые сложные понятия ребенок усваивает в игре.

Использованная литература:

  1. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. Москва, 2010.
  2. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1997.
  3. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Читаем сказки с логопедом. С-Петербург, 2007
  4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998.
  5. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. М., 2009.

Подобные документы

    Речь как основное средство человеческого общения: сущность понятия и характеристика основных функций. Анализ психологических теорий ее развития и жизненное значение. Виды речевой деятельности и их особенности. Причины нарушения речевой функции человека.

    реферат, добавлен 31.01.2012

    Общая характеристика речи. Основные функции языка. Речь как универсальное средство общения. Характеристика основных форм и видов речи. Особенности и этапы развития речи ребенка. Значение игр в речевой деятельности ребенка. Звуковая культура речи.

    контрольная работа, добавлен 14.03.2010

    Понятие речи как средства общения. Сущность основных психологических теорий, объясняющих процесс ее формирования. Особенности речи как инструмента мышления, их взаимосвязь. Специфика внутренней речи. Корни и законы онтогенетического развития речи.

    реферат, добавлен 09.08.2010

    Общая характеристика и теоретические проблемы речи. Речь, ее функции и виды. Речь как средство общения. Речь и мышление. Виды речевой деятельности и их особенности. Развитие речи у ребенка, основные этапы. Осознанность и управляемость речи ребенка.

    контрольная работа, добавлен 30.03.2011

    Общая характеристика речи с точки зрения психологии. Рассмотрение основных видов речевой деятельности и их особенностей. Изучение механизмов, обеспечивающих вербальное общение. Прагматика и стилистика разговорной речи, основные условия успешного общения.

    реферат, добавлен 22.03.2014

    Речь как средство человеческого общения. Основная функция сознания. Формы речи: внутренняя и внешняя (жаргон, интонация). Диалог, монолог, письменная речь. Предикативность как характеристика внутренней речи. Функции речи: воздействие, выражение и пр.

    реферат, добавлен 19.05.2016

    Речь как психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка. Комплексные функции звукового общения. Характеристика форм и видов речи. Основные подходы к определению ее нарушения и патологии. Главные формы речевого взаимодействия.

    реферат, добавлен 03.12.2019

    Речь как основное средство человеческого общения. Особенности взаимоотношений животных друг с другом. Понимание и конструирование из нескольких десятков звуков родного языка неограниченного количества речевых сигналов. Вторая сигнальная система.

    курсовая работа, добавлен 17.06.2015

    Язык как важнейшее средство человеческого общения, речь как продукт социального развития, один из видов коммуникативной деятельности человека. Изучение общих характеристик речи, анализ соотнесенности языка и речи, выявление их связи, механизмов и функций.

    реферат, добавлен 14.01.2010

    Характеристика речи, ее функции, формы проявления. Свойства и виды речи, ее нарушения. Физиологические основы, обеспечивающие речь, механизмы ее осуществления. Рассмотрение теорий формирования речи. Значение слова как связывание процессов речи и мышления.

ИНТОНАЦИЯ как средство общения и воздействия.



ИНТОНАЦИЯ

УДАРЕНИЕ

ПРОИЗНОШЕНИЕ

РЕЧЬ

ЗВОН

ЗВУК


ИНТОНАЦИЯ

тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи.


Для чего нужна ИНТОНАЦИЯ ?

  • Помогает слушателю понять смысл произносимых слов;
  • … отношение говорящего к содержанию текста;
  • Помогает понять характер говорящего и почувствовать его настроение на момент общения.

Простое слово здравствуйте можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных лад о в. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с которыми они произнесены.


КОМПОНЕНТЫ

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

ПАУЗА

Скорость произнесения звуков (ТЕМП)


Новые слова

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Однородные чл. предл.

Определения (прил.)

Противопоставления и сопоставления


1) В нашем саду созрел виноград ; 2) В нашем саду созрел виноград ; 3) В нашем саду созрел виноград .


Выделите слова, на которые падает логическое ударение .

  • Еще вчера морозило, а нынче – оттепель.
  • Ползали и летали слова, тревожные и злые, вдумчивые и веселые.
  • Грамматика представляет собой систему.


ПАУЗЫ

Очень короткие

Разделяют слова

Короткие

Средние

, красная строка (///)

Длительные



Темп речи = скорость произношения слов + паузы.

Быстрый

Средний

Медленный



ТЕМБР

Радость

Волнение

Восхищение

Недовольство


Бывало, во время контрольной работы учитель оторвется от своих четок или книги и говорит:

Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо учится.

Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею.

Авдеенко тупо смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.

Авдеенко думает, что он лебедь, - поясняет Харлампий Диогенович. - Черный лебедь, - добавляет он через мгновение, намекая на загорелое, угрюмое лицо Авдеенко.

Сахаров, можете продолжать, - говорит Харлампий

Диогенович.





Прочитайте предложение вслух, сделав логическое ударение на первом слове. Перечитайте предложение, сделав ударение на втором слове, затем – на третьем и т.д.

К вечеру родители уехали, и ребятам стало грустно.


Прочитайте стихотворение несколько раз, все убыстряя темп, но сохраняя ясное и отчетливое произношение.

Прочитайте, стараясь точно и отчетливо произносить каждый звук, стихотворение Д. Хармса «Иван Топорышкин».

С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор. Иван, как бревно, провалился в болото, А пудель в реке утонул, как топор. Иван Топорышкин пошёл на охоту, С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор. Иван повалился бревном на болото, А пудель в реке перепрыгнул забор. Иван Топорышкин пошёл на охоту, С ним пудель в реке провалился в забор. Иван, как бревно, перепрыгнул болото, А пудель вприпрыжку попал на топор.


Прочитайте стихотворение С. Маршака в соответствии с интонационными указателями.

Вышли мышки как-то раз

(таинственно, тихо, медленно)

Поглядеть, который час.

(с любопытством, тихо, медленно)

(четко, чуть громче)

(четко, еще громче)

(четко, громко)

Четыре,

(четко, громко)

Мыши дернули за гири.

(решительно, громко, энергично)

Вдруг раздался страшный звон,

(с угрозой, очень громко)

Убежали мышки вон!

(испуганно, снижая громкость, убыстряя темп)



Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.

Вся королевская конница, Вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать!