Доклад На тему: «Преимущества и недостатки классно-урочной системы. Классно-урочная система обучения: определение, достоинства и недостатки Плюсы классно урочной системы

Классно-урочная форма характеризуется:

Разделением учеников на классы по критерию возраста и уровня подготовки;

Строгим соответствием заранее разработанному и утвержденному учебному плану;

Регламентированным чередованием и продолжительности занятий, в соответствии с расписанием;

Ведущей и руководящей ролью учителя;

Применением различных форм и видов творческой и познавательной деятельности.

2) основой процесса обучения является урок. Он предусматривает знания и навыки учащихся по одной отдельной теме, предмету;

3) главная деятельность на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на уроке, оценивает достижения учащихся и решает вопросы о переводе учеников в следующий класс.

К структурным признакам классно-урочной системы относятся:

1) учебный день;

2) учебная четверть;

3) учебный год;

4) учебные каникулы;

5) расписание уроков.

Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание урока, цель урока, методы и средства, дидактические элементы урока, деятельность учителя по организации учебной работы.
Глава 2. Достоинства и ограничения классно-урочной системы современных условиях

Классно-урочная система организации обучения является самой популярной и распространенной формой обучения в образовании во многих странах мира, в том числе, и в России. Но, несмотря на то, что данная форма существует уже более 300 лет, в настоящее время многие исследователи ищут альтернативные способы обучения - замену классно-урочной системе. Почему это происходит? Как и любая система, классно-урочная деятельность имеет свои достоинства, но также и недостатки, причем весьма существенные. В современных условиях глобализации образования классно-урочная форма уже не отвечает требованиям времени. Сегодня современное общество требует развитие индивидуальности, творческого мышления, а не стандартных навыков. Новые требования заставляют искать новые все более эффективные формы обучения.



Сначала следует отметить достоинства классно-урочной системы. Структурной единицей классно-урочной деятельности является урок, который длится в среднем 45 минут.

1) Четкая упорядоченность обучения и руководство им учителем.

2) Экономичность - учит один учитель.

3) Возможность применения коллективных форм обучения и взаимообучения.

4) Возможность выдать большое количество материала за относительно небольшой отрезок времени.

5) Поскольку ученический коллектив постоянен по составу, то внутри него возникают личностные отношения. Ученический коллектив - это эффективный инструмент не только обучения, но и воспитания учащихся.

Кроме общеобразовательных организаций, классно-урочная система применяется, как известно, и в средних специальных учебных заведениях, что лишний раз подчеркивает ее популярность.

Теперь отметим недостатки классно-урочной системы:

1) Ориентированность на среднего ученика.

2) Ограниченность использования индивидуального подхода.

3) Единый темп обучения, в результате чего у сильных учащихся происходит задержка творческого развития, а слабые дети испытывают непосильные трудности.

4) Преимущественно словесный характер обучения, а следовательно, ориентированность на память, а не на мышление.

5) Репродуктивный характер упражнений. Дети учатся использовать полученный знания по образцу в аналогичных ситуациях.

6) Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке.

7) Отсутствие индивидуального подхода в обучении.

8) Доминированность роли учителя, его мнения (сужение информационного поля). В условиях глобализации образования, где школа и учитель не является единственным источником знаний - это существенный недостаток.

9) Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения. А.А. Вербицкий выделяет ряд противоречий традиционного обучения. По его мнению, будущее выступает для учащегося в виде абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла. Обращение в прошлое лишает учащегося возможности столкновения с неизвестным, с проблемной ситуацией, которая порождает мышление. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. Кроме того, учащийся в процессе обучения получает не целостную картину мира, а лишь ее осколки, которые сам собрать не в состоянии.

Помимо вышесказанного, следует задаться вопросом: как классно-урочная система сможет существовать в условиях всеобщей компьютеризации. В условиях изобилия информации и компьютеризации учащийся должен уметь самостоятельно ориентироваться и выделять нужную для себя информацию. А классно-урочная система с преобладанием роли учителя не способствует развитию таких умений.

Еще к недостаткам следует отнести такой факт, как усвоение учащимися стандартного материала, не имеющего личностного смысла для них. Дети не видят смысла в обучении, а некоторые просто отсиживают урок в надежде, что он когда-нибудь закончится. Отсутствие самореализации, личностного смысла обучения делает это самое обучение скучным для ребенка, не способствуя творческому развитию. Уже не приходится говорить об элементах здоровьесбережения. Если в младших классах на уроках проводятся физминутки, то в старших классах ничего подобного не происходит.

Все перечисленные причины заставляют задуматься над несовершенством классно-урочной системы. Необходимость в классно-урочной организации обучения с каждым днем все меньше. Но ведь инновации стоятся на традициях, поэтому отказ от классно-урочной системы будет выглядеть, как безумие Традиционная классно-урочная система уникальна в том, что она экономична, поэтому она должна претерпеть качественную трансформацию и стать динамической саморазвивающейся системой. А именно динамичные формы организации учебного процесса, организация динамической структуры учебных дисциплин, делать акцент на самостоятельную работу обучающихся. При таком подходе учителя и ученики становятся саморазвивающимися субъектами педагогического процесса.

Одной из попыток решить проблему развития мышления, самостоятельности в добывании знаний - это внедрение федеральных государственных образовательных стандартов с использованием системно-деятельностного подхода, который основан на не усвоении готовых знаний, а на самостоятельной деятельности учащихся с «открытием» нового знания. Обучение на таком материале способствует повышению мотивации учащихся к обучению, а, следовательно, качества обучения. Во ФГОС учитывается тот факт, что информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и переучиваются учителя. Поэтому школьникам необходимо научиться самостоятельно их находить и осваивать. Но ФГОС несмотря на свои достоинства, не предъявляет качественно иных требований к классно-урочной системе. Таким образом, отмечается больше недостатков классно-урочной системы, чем достоинств. Но, несмотря на то, что за многие годы было много попыток организовать образование по-иному, лучшей альтернативы пока не существует.

Возможно, что классно-урочная форма со временем претерпит значительные изменения. Будут появляться все новые предложения по модернизации образования. Но это произойдет не так скоро. Смена целой парадигмы обучения - это длительный процесс, который требует, во-первых, нового взгляда на процесс образования, во-вторых, структурных, кадровых и других изменений, а это, в свою очередь, приведет к существенным материальным затратам. Возможно классно-урочная система будет существовать еще долгие годы.

Таким образом, традиционную классно-урочную систему необходимо трансформировать так, чтобы в ней осуществлялась продуктивная творческая деятельность. А инновацией в классно-урочной системе станет – разработка индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие самопроцессов.

Заключение

В настоящее время классно-урочная система является одной из самых распространенных форм обучения в сфере образования многих стран мира. Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал чешский педагог Я.-А. Коменский, который видел в ней не столько педагогически эффективную систему, сколько одно из средств демократизации школьного образования. Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

Классно-урочная система как один из видов традиционного образования несомненно имеет свои достоинства, благодаря чему она просуществовала такое долгое время. Так ее несомненным достоинством является возможность за короткое время передать большой объем информации. Но в первую очередь она в основном ориентирована на усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях, неслучайно ее часто называют «школой памяти». Поэтому данная система далеко не всегда обеспечивает необходимое качество образования и квалифицированную подготовку современного конкурентоспособного работника. Многие исследователи говорят о невозможности реформирования классно-урочной системы, называя ее устаревшей и считая, обучение должно строиться на других принципах и не иметь столько недостатков. Но эта система пока остается ведущей, хотя определенные шаги по ее изменению уже предпринимаются. В условиях быстро меняющегося мира, глобализации и широкого распространения информационных технологий требуются новые подходы к решению данной проблемы. Особенно актуальны эти вопросы в современном российском трансформирующемся обществе.
Таким образом, в условиях глобализации рынка труда становится важным то обстоятельство, что качество и объём содержания отечественных учебных программ должно быть не ниже общепринятых в мире. Только при соблюдении этих условий можно обеспечить конкурентноспособность российского образования в мировом масштабе. Назрела необходимость уделить больше внимания индивидуальному образованию, учитывая интересы школьников, давая им рекомендации и оценивая их результативность. Сейчас важен такой учитель, который научит искать истину, а не дает её в готовом виде, поэтому нельзя готовить детей к будущему только старыми методами.

Литература

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: методическое пособие. – М.: Высшая школа. – 1991. – 207 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. –

3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы совр. дидактики/ Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319с.

4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. М., 1999.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.

7. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.

8. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с

9. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.

10. Педагогический словарь: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.

Научно-практическая конференция посвященная 360-летию классно-урочной системе, основанной

На тему: «Преимущества и недостатки классно-урочной системы »

Учитель МОУ «СОШ №4» г. Кашира:

1.Общая характеристика классно-урочной системы

Классно-урочная система при всех ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса. Разумное использование в ее рамках элементов других образовательно-воспитательных систем делает классно-урочную систему незаменимой для общеобразовательной школы. Классно-урочная система при массовости охвата воспитанников позволяет обеспечивать организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы, она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением и воспитанием. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и, в свою очередь, учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика.

Классно-урочная система, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной работы. Внеучебная работа в структуре педагогического процесса, организуемого школой, занимает особое место. Она во многом способствует совершенствованию собственно учебного процесса, хотя и не всегда проводится в стенах школы. Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями , как правило, на их базе.


Внеклассная и внешкольная работа имеют большое образовательно-воспитательное значение. Они способствуют развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывают дополнительные возможности для формирования таких ценных социально значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность и др. Главное же их назначение - выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях науки и культуры.

Неоспоримым преимуществом классно-урочной системы является возможность в ее рамках органического сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы.

Массовые формы используются главным образом при организации внеучебной работы. Они предполагают участие большинства учащихся или их представителей. Это утренники, школьные вечера, праздники, конкурсы, олимпиады, КВН, конференции, субботники и т. п. Критериями эффективности массовых форм организации педагогического процесса являются количественный охват школьников, четкость и организованность в процессе проведения, активность учащихся и, главное, достижение воспитательно-образовательных целей.

Групповые формы целесообразно подразделять на учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие, которые ниже будут рассмотрены подробно. Групповая внеучебная работа проводится с учащимися одного или разных возрастов, объединенными общностью интересов. Обычно это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора (предметные кружки, клуб любознательных "Почемучка" и т. п.); совершенствования трудовых умений и навыков и развития технического творчества ("Умелые руки", конструкторский, авиамодельный кружки и т. п.); развития художественных способностей (танцевальный, хоровой кружки, вокальная группа, литературный клуб и т. п.); совершенствования спортивного мастерства и укрепления здоровья (спортивные секции, сборные школы по какому-либо виду спорта и т. п.); активизации общественной деятельности (клуб интернациональной дружбы, клубы "Юный историк", "Прометей" и т. п.). Кружки, клубы, секции объединяют обычно не более 15 - 20 человек, работают по программе, составленной на год или полгода. Показателями эффективности групповых форм организации внеучебной работы являются стабильный состав кружка, секции; заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими.

Основной формой индивидуальной учебной работы являются консультации в сочетании с дополнительными занятиями. В последние годы широкое распространение получает индивидуальная работа с учащимися в форме репетиторства по всем или некоторым учебным предметам. Индивидуальная внеурочная организуется с целью развития способностей, склонностей и дарований отдельных учащихся. Это могут быть занятия художественным чтением, сольное исполнение песен, обучение игре на музыкальном инструменте и т. п. Критерием эффективности индивидуальных форм организации обучения и воспитания являются поступательные позитивные изменения в знаниях, умениях, поведении, отношениях воспитанника, т. е. в личности в целом.

Дополнительное образование (внешкольная образовательно-воспитательная работа), организуемое также через массовые, групповые и индивидуальные формы, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их возраста и интересов. Она осуществляется через дома детского творчества, детские технические, натуралистические, краеведческие станции, музыкальные, спортивные, художественные школы, библиотеки, кружки, клубы, секции при домоуправлениях и т. п.

Все многообразие форм организации педагогического процесса можно подразделить на основную, дополнительные и вспомогательные.

Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов. Основываясь на многолетнем опыте, педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования. "Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т. е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области - академия".


Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего, каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия () - . Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.

Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке - это естествознание, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям".

Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку. Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.

Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, и риторический.

Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам: "Они должны излагать полно, основательно и точно, представляя важнейшую картину вселенной. И чего я особенно желаю и на чем настаиваю - эти книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая учащимся путь".

Обобщая информацию передовых ученых, которая существовала в то время, Коменский положил ее в основу своей выдающейся дидактической теории.

2. Достоинства классно-урочной системы

Величайшей заслугой Коменского является открытие им и разработка вопроса о классно-урочной системе занятий. Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы:

    Определенные ежегодные начала учебного курса. Деление на классы. Распределение времени.

Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, так, чтобы учитель "подстрекал" учащихся, ставя перед ними вопросы, возбуждая активность всех учащихся, всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем.

Это все потом поможет ученикам самостоятельно усваивать материал, а не "корпеть" над ним дома. Урок строится с учетом степени восприимчивости ученика. Учитель должен помнить, что он только слуга природы, а не господин ее. Учитывая характер восприимчивости у ученика, учитель прежде всего дает ученику представление о предмете. Большое значение имеет тон, стиль, отношение к ученикам, внешний вид класса. Все должно способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся. На уроке должны быть использованы все органы чувств по возможности: зрение, слух, руки. Коменский ратует за рисование, за использование наглядности во всех ее видах и формах, указывая детали техники обращения с наглядными пособиями. Большое значение имеет не только звено восприятия и понимания материала. Коменский разрабатывает вопрос о другом звене урока, о запоминании. Нужно заучивать только то, что хорошо понятно, не нужно утомлять память.

Коменский описал процесс обучения, сформулировал правила, по которым нужно строить занятия в школах, теоретически обосновал их именно (XVII в.). С тех пор и стали нам известны признаки классно-урочной системы. Это: занятия с постоянным составом учащихся; одновременное для всех начало занятий; определенное время их продолжения с перерывами на каникулы; учебный день, начинающийся с утра; изучение материала по правилам: от легкого к трудному, от близкого к далекому. Предлагая свою систему образования, писал, что обучение должно происходить легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости, без принуждения, без больших усилий.

Идеи Коменского упали на благодатную почву. Начиналось бурное развитие промышленности, для работы на фабриках и заводах требовались грамотные люди. Их должно было быть много. Для решения таких задач классно-урочная система подходила идеально. приглашали для организации школьного дела в Англию, Швецию, Венгрию. В России для распространения классно-урочной системы много сделал. Но не стоит думать, что классно-урочная система сразу триумфально вошла во все школы. Были и сбои. Когда пригласили в Венгрию, он встретил там сопротивление и учеников и учителей, и полностью реализовать задуманное ему не удалось.

Прежде всего отметим, что классно-урочная система экономична: в классе 25–30 учеников, а учитель нужен всего один. Деятельность учителя легко нормативно регулировать и контролировать: у него должно быть поурочное планирование, конспект или план урока; темы уроков записываются в классный журнал; ученикам выставляются отметки; урок имеет определенные этапы, на каждый отводится определенное время.

Самому учителю удобно упорядочивать работу учащихся на уроке: он находится перед классом, его видят и слышат все ученики; по его команде встают, садятся, отвечают, выходят к доске. Изложить ученикам определенный объем учебного материала, проверить его усвоение, отработать умения и навыки — все эти задачи в той или иной мере тоже решаются.

Удобнее всего учителю со «средними» учениками: они успевают работать в предложенном темпе; «звезд с неба не хватают», оригинальностью мышления не отличаются, зато добросовестны и трудолюбивы. Но как только среди них встречается нестандартная личность, начинаются трудности. И тут мы плавно переходим к недостаткам классно-урочной системы.

3. Недостатки классно-урочной системы

За годы своей я провела и посетила более тысячи уроков. И вот что приходилось наблюдать. Урок ведет замечательный учитель литературы, и просто удовольствие слышать, как ученики анализируют тексты, выявляют скрытые смыслы, поднимаются до высот литературоведческих суждений. Но вдруг … встречаемся с откровенно скучающим взглядом ученика; он постоянно смотрит на часы — с нетерпением ждет окончания урока. Уникальный случай? Нет, каждый учитель назовет не одного такого ученика. Может быть, эти дети неспособны к умственному усилию, ленивые? Но вы бы видели, как горели глаза того самого скучавшего мальчишки, когда на перемене он показывал одноклассникам собранную из деталей «Лего» искусственную руку — ее пальцы сжимались, захватывали конфету и угощали девочек.

А упорядоченность урока часто превращается в рутину. Как много в школе откровенно скучных уроков! Напишет учитель номера примеров и задач из учебника и усядется за стол; лишь изредка пройдет по классу, чтобы проконтролировать исполнение. А как происходит общение? Сидят ученики друг за другом, перед глазами — спины одноклассников. Общаться можно только с учителем, но это общение особое. Совсем не то, когда два человека свободно обмениваются информацией, выражают свое отношение к чему-то, вместе ищут ответ на вопрос. Вопрос учителя предполагает конкретный ответ, и ученик старается дать именно этот ответ. Налицо командно-административное управление познанием.

Условия жизни стремительно меняются. Многое из того, что будет изучаться на уроке, нынешние дети сами узнают раньше. Из интернета, например. В школе для них главным становится научиться ориентироваться в потоках информации, обрушивающейся со всех сторон. Но классно-урочная система дает и здесь сбой. Сегодня эту ее функцию уже перехватывает дистанционное обучение. Человек теперь может не только учиться, но и получать аттестат о , не выходя из дома.

Школа должна перестраиваться. Пока этот процесс идет очень медленно. Инертность хороша, когда она тормозит непродуманные реформы образования, а консервативность — когда сохраняет традиции, связь поколений. Но сейчас иной случай: между потребностями в образовании и реальным школьным образованием все нарастают и нарастают противоречия. Что же это за новая система? Очевидно, больше ориентированная на деятельность. Дающая знания о том, как надо делать, и опыт «делания». С приоритетом индивидуальной деятельности ученика, работы в группе над проектом, взаимодействия со специалистами по решаемым проблемам. С новыми функциями учителя: он не столько ведет за собой ученика, сколько помогает ему идти самостоятельно. Обучение в классе уступит место обучению в информационно-образовательной среде, где присутствуют два равноправных партнера: учитель и ученик. Конечно, в силу жизненного опыта и профессиональной подготовки лидерство будет принадлежать учителю. Как и функция организации процесса обучения — в силу статуса учителя как госслужащего.

Останутся ли в такой системе обучения уроки? Скорее всего, да. Но они займут свой строго определенный объем времени и будут выполнять свои, ограниченные функции. Ведь для того чтобы самостоятельно учить себя, ребенку нужны определенные систематизированные знания и умения — основы, контуры картины мира. Человек должен понимать, что есть естественные науки, которые изучают объекты живой и неживой природы; есть математика, имеющая дело с такими , как числа и отношения между ними, есть науки об обществе. А есть искусство, художественные произведения, в которых творец выражает себя, свое представление о мире и отношение к нему. Это тем более необходимо, что индивидуальная картина мира у современного человека представляет собой хаотичное нагромождение, переплетение разнообразных сведений, полученных из самых различных источников, по образному выражению А. Моля — «войлок». И задачей учителя становится систематизация, упорядочение этих сведений в головах учащихся.

Информационно-образовательная среда позволит ученику взаимодействовать со специалистами в различных областях знаний, на расстоянии участвовать в обсуждении проблем и не ходить в школу ежедневно — с педагогом он сможет общаться с помощью компьютера. Это совсем другая система обучения. Но когда это будет? Ответить очень сложно. Классно-урочная система — самая экономичная из всех. А какие нужны средства, чтобы перейти на обучение детей в информационно-образовательной среде? Колоссальные. Так что когда-нибудь классно-урочная система, конечно, будет заменена другой системой обучения, но только в весьма отдаленном времени.

В настоящее время классно-урочную систему совершенствуют, дополняя уроки учеников, используя дискуссии, групповую работу, практикумы. Выполнение учителем функций консультанта в рамках учащихся — из того же разряда новшеств. Элементы лекционно-семинарской системы в старших классах, самостоятельная работа школьников с различными источниками информации, в том числе электронными; обучение и обучение по индивидуальным учебным планам в группах переменного состава. Все это — направления модернизации классно-урочной системы.

Можно сказать, что классно-урочная система сейчас не совсем та, что во времена. Дальнейшее ее развитие приведет к новым изменениям, трансформации и интеграции с другими системами. Но вряд ли можно ожидать полного и безоговорочного отказа от тех дидактических принципов, что были сформулированы еще в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским.


Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

Каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

Постоянное чередование уроков (расписание);

Руководящая роль учителя (педагогическое управление);

Применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижаюших ее эффективность; главный среди них - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Наряду с классно-урочной формой, которая является главной (основной), в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.

В любой образовательной системе есть свои достоинства и недостатки. На наш взгляд, недостатки классно-урочной системы:

    сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;

    ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;

    трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижения в умственном развитии учащихся;

    ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;

    усреднение темпа прохождения учебного материала.

Как мы все знаем, в каждом классе есть дети с разными способностями. Учителям нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Как бы учителя ни старались, это противоречие при классно-урочной системе остается неопределенным. Учитель должен стать наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов.

Достоинствами технологии являются:

    активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;

    возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

    сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

    демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

    Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.

    Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.

    Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

Вопрос 3. Типы уроков, их структура (примеры, анализ).

Термин структура латинского происхождения, он означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение. Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют на работу, время распределено четко и рационально.

Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты, когда урок организационно закончен, а логически и психологически не закончен (не сделан вывод, не сформулировано правило; учащиеся не были активными на уроке, у них не возникло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.

Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому для правильного построения любого урока необходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урока в данной системе. Это необходимо для того, чтобы видеть перспективу своей деятельности, четко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение темы в целом и на этом основании определить основную дидактическую цель каждого урока, как будут конкретизированы образовательные и воспитательные задачи темы на каждом уроке.

Определить основную дидактическую цель урока - значит установить, чему в основном он будет посвящен - изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала. Урок может иметь и несколько дидактических целей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель решается на том или ином уроке, структура уроков, а следовательно, и типы уроков будут различны.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков, но общепризнанной классификации нет, Все же большинство дидактов считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков: объединенный, или комбинированный, урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков-контрольный, или учетный, урок.

    Объединенный, или комбинированный урок . На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное-на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.

Структура уроков комбинированного типа может быть такой: 1) проверка домашнего задания, 2) подготовка к усвоению новых знаний, 3) объяснение нового материала, 4) закрепление изученного материала, 5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных частей комбинированного урока. Например: 1) изучение нового материала, 2) закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного, 3) задание на дом, 4) подготовительная работа к изучению новой темы.

На уроке комбинированного типа его составные части-повторение или проверка, изучение и закрепление нового - по своему объему и времени представлены более или менее равномерно.

    Урок изучения нового . Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания учащихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, необходимо включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают детей к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.

Структура данного типа урока такова: 1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний, 2) сообщение темы и цели урока, 3) изучение нового материала, 4) проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление, 5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных частей урока: 1) сообщение темы и цели урока, 2) изучение нового материала, 3) задание на дом, 4) проверка понимания учащимися воспринятого материала и его первичное закрепление.

    Урок закрепления , совершенствования и развития знаний, умений и навыков. Данный тип урока особенно характерен для построения учебного процесса в начальных классах. Это объясняется тем, что одной из основных задач начального обучения является: научить учащихся учиться, вооружить их определенными умениями и навыками. По новой программе в отличие от ранее действующей начальный этап формирования навыков иной. Так, например, вычислительные приемы раскрываются на основе осознания учащимися свойств арифметических действий, т. е. теоретические знания являются основой для выработки осознанных умений и навыков. Основное место на уроках данного типа занимает выполнение учащимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей.

Структура этих уроков, как правило, следующая: 1) сообщение цели предстоящей работы, 2) воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий, 3) выполнение учащимися различных упражнений, задач, 4) проверка выполненных работ, 5) задание на дом (если это необходимо).

С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока-закреплению изученного.

    Повторительно-обобщающие уроки . Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса.

Структура подобных уроков может быть следующей: 1) вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение изученной темы или тем, сообщает цель и план урока, 2) выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, 3) проверка выполнения работ и восполнение имеющихся пробелов, 4) подведение итогов.

    Контрольные уроки или учетные уроки. Основное место на таких уроках отводится либо письменной проверке - диктанту, сочинению, контрольной работе и т. п., либо устной проверке.

Структура данного типа урока близка к структуре уроков двух предыдущих типов. В конце урока, если проверка проводилась в устной форме, учитель, как правило, дает краткую характеристику знаниям, умениям и навыкам учащихся, указывает на достижения, недостатки и пути их преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующий урок посвящается разбору контрольной работы.

Рассмотрение структуры уроков разных типов свидетельствует о том, что в тесной связи с постановкой основной дидактической цели создается структура урока. Она всегда целесообразна, никогда не может и не должна быть постоянной, превращающейся в шаблон.

Формы организации предполагают согласованную деятельность преподавателя и учащихся, осуществляемую в определенном порядке и режиме.

История развития образования знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации:

· индивидуальная форма (наиболее древняя форма);

· индивидуально-групповая (в школах Средневековья, где объединялись дети разного возраста и разного уровня подготовки);

· взаимного обучения (20 в. – белланкастерская система в Англии, когда старшие дети учат младших);

· дифференцированное обучение по способностям учащихся (на­чало 20 века – мангеймская система, когда учащихся в зависимости от уровня развития распределяют по классам: на слабых, средних, сильных);

· система индивидуализированного обучения (г. Дальтон США, так называемая система Дальтон-план. Здесь успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика. Центральным в этой системе является самостоятельная учебная деятельность учащихся. Роль учителя – тактичное руководство. Классы заменялись учебными мастерскими, лабораториями. Учебные задания давались в начале года по каждому предмету. Годовые задания конкретизировались по месяцам, и учащиеся отчитывались в установленные сроки).

В СССР в 20-е годы использовалась модификация Дальтон-плана. Это была так называемая бригадно-лабораторная система обучения.

– американский «план Трампа» (50–60-е гг.20 века. Цель – максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. Здесь сочетаются занятия в больших группах- 100–150 человек и в малых группах –10–15 человек, где идет обсуждение лекционного материала. Причем, 40% времени учащиеся проводят в больших группах, 20% – в малых, 40% – занимаются самостоятельной работой.

Наибольшее распространение получила и у нас, и за рубежом классно-урочная системаобучения. Она возникла в 17-м веке и развивается более трех столетий. Теоретические основы ее разработал Я.А. Коменский.

Особенности классно-урочной системы как формы организации обучения следующие:

1. постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

2. планирование обучения (каждый класс работает в соответствии с годовым планом);

3. учебный процесс осуществляется в виде взаимосвязанных, следующих друг за другом уроков;

4. монизм, т.е. каждый урок посвящается только одному предмету;

5. расписание;

6. вариативность деятельности (различные виды познавательной деятельности учащихся);

7. руководящая роль учителя.

Достоинства классно-урочной системы :

· строгая организационная структура,



· экономичность,

· коллективный характер деятельности,

· возможности взаимообучения,

· воспитательные воздействия.

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Главным компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – это элемент учебного процесса с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Требования к уроку определяются социальным заказом, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Требования к уроку :

1. Дидактические (образовательные):

· четкое определение целей и задач урока,

· оптимизация информационного наполнения урока,

· внедрение новейших технологий познавательной деятельности,

· творческий подход к формированию структуры урока,

· сочетание разнообразных форм, видов, методов,

· сочетание коллективной деятельности с самостоятельной работой,

· обеспечение обратной связи, контроль и управление.

2. Воспитательные:

· определение воспитательных возможностей учебного материала,

· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях,

· формирование жизненно необходимых качеств,

· внимательное и чуткое отношение к учащимся; сотрудничество с учащимися, заинтересованность в их успехах.

3. Развивающие:

· формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой активности,

· изучение и учет уровня развития детей, проектирование «зоны ближайшего развития»,



· проведение уроков на «опережающем уровне» и т.д.

Рождение урока начинается с осознания и четкого определения цели (чего учитель хочет добиться), средств (что поможет учителю в достижении цели), наконец, способа достижения цели (как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута). Цель – это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию объекта.

Основными элементами урока, которые отражают закономерности процесса обучения, являются: актуализация, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного. В реальном учебном процессе эти элементы выступают, 1) как этапы процесса обучения, 2) как обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные дидактические задачи, 3) как компоненты дидактической структуры урока.

Дидактическая структура урока выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока. Понятие «структура урока» означает его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Педагог сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.

Все многообразие уроков необходимо классифицировать. Предпринимались попытки, исходя из тех или иных критериев, выделить типы уроков . Рассмотрим некоторые из них.

1. По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают сл. Типы уроков:

· вводный,

· урок первичного ознакомления с материалом,

· урок усвоения новых знаний,

· урок применения полученных знаний на практике,

· урок навыков,

· урок закрепления, повторения и обобщения,

· контрольный урок,

· комбинированный урок.

По дидактическим целям и месту уроков в общей системе выделяют:

· комбинированный урок,

· урок изучения новых знаний,

· урок формирования новых умений,

· уроки обобщения и систематизации изученного,

· уроки контроля и коррекции знаний, умений,

· уроки практического применения знаний, умений (Онищук, Сорокин, Махмутов и др.)

Наиболее распространенный тип урока – комбинированный. Этапы этого урока выглядят сл. образом:

· организационный момент (2–3 мин.),

· повторение изученного (актуализация знаний – 10–12 мин.)

· изучение новых знаний, формирование новых умений
(20–25 мин),

· закрепление, систематизация, применение (8–10 мин.),

· задание на дом, инструктаж по выполнению (2–3 мин.)

Этапы урока могут подаваться в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения различных учебно-воспитательных задач. Однако, как отмечают педагоги, на таком уроке недостаточно времени на усвоение новых знаний. С целью повышения результативности учебных занятий в настоящее время практикуются другие типы уроков. Здесь учащиеся занимаются, каким – либо одним видом деятельности.

Это уроки – усвоения новых знаний,

· совершенствования знаний, умений, навыков,

· обобщения и систематизации знаний,

· контроля и коррекции знаний, умений,

· применения знаний и умений на практике.

По сути, все названные типы уроков – это усеченный («укороченный») комбинированный урок. Структура таких типов уроков включает 3 части:

1. организация работы (2–3 мин.),

2. главная часть (усвоение, формирование, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) – 35–40 мин.,

3. подведение итогов и задание на дом (2–3 мин.).

Выводы: Урок – это основная организационная форма обучения в школе, педучилище, в среднем учебном заведении. Урок является вместе с тем педагогической единицей процесса обучения. Содержание процесса обучения и воспитания, его направленность, а также основные принципы, методы и средства обучения и воспитания получают реальную конкретизацию и находят свое реальное воплощение в жизнь только в ходе урока. Каждый урок вносит свой вклад в решение задач, заложенных в данной теме, разделе, курсе. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала, включающего и данный урок.

Психолого-педагогический анализ урока как формы организации обучения

Основным, решающим в обучении является объяснение материала. Без четкого, безукоризненного по содержанию и методам объяснения все остальные способы обучения ничего не решают. Хорошее объяснение материала на уроках психологии – это тот фундамент, на котором при помощи других элементов обучения вырастает система психологических знаний.

Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого процесса, отдельных понятий, явлений и т.д. Объяснение – это монологическая форма изложения.

Требования к объяснению:

· точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы,
вопроса;

· использование сравнения, сопоставления, аналогии;

· привлечение ярких примеров;

· безукоризненная логика изложения;

· грамотная речь;

· включение невербальных средств в соответствии с содержанием информации и др.

Качество объяснения материала зависит от мастерства преподавателя и тщательной подготовки урока. Очень важно, чтобы у преподавателя не было проблем с фактическим материалом, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

В подготовке урока выделяют три этапа:

1) диагностика, 2) прогнозирование, 3) планирование.

Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока:

· возможности учащихся,

· мотивы их деятельности и поведения,

· интересы, способности,

· уровень обученности,

· характер учебного материала (его особенности и практическая значимость),

· структура урока,

· анализ затрат времени на опрос и др.

Прогнозирование – предполагает оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

Планирование (проектирование) – заключительная стадия подготовки урока – заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. В ней педагог фиксирует: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия и т.д.

Начинающим педагогам необходимо писать подробные планы-кон­спекты . Это приучает осмысливать предстоящий урок во всех деталях его организации. В плане-конспекте начинающего преподавателя выделяют сл. моменты:

· дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

· название темы урока и группы (класса), где проводится;

· цели, задачи образования, воспитания, развития;

· структура урока с указанием последовательности этапов и распределением времени по этапам

· методы и приемы работы в каждой части урока (вопросы для опроса, задачи и т.д.)

· учебное оборудование (средства обучения);

· задание на дом.

Следует подчеркнуть, что успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему преподавателя, но и от подготовки самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят в класс. Подготовка учащихся предполагает:

· ознакомление учащихся с планом их работы на предстоящих уроках,

· ориентация учащихся на их предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных экспериментов, которые могут способствовать изучению нового материала.

Опрос как средство обучения

Объяснение, как бы методически оно совершенно ни было, не может обеспечить достаточно прочных и глубоких знаний и навыков. Лишь только пользуясь своими знаниями для ответа на вопрос, учащиеся проникают в материал, т.е. овладевают им. Опрос укрепляет, расширяет полученные знания, стимулирует систематическую работу, развивает память, мышление, речь. Опрос регулирует усвоение учебного материала.

Таким образом, опрос:

Это важнейший вид контроля и учета знаний учащихся. При плохом контроле или его отсутствии учащийся перестает стараться, регулярно готовиться к занятиям, исчезает интерес к обучению.

Это важное средство закрепления и углубления знаний. Ничто так ясно и прочно не усваивается, как тот материал, по которому ответил. Опрос обеспечивает прочное и сознательное усвоение программного материала.

Это средство развития мышления и речи. Требуя от учащихся умения обобщать, сравнивать, анализировать; приучая к логической последовательности изложения материала, преподаватель психологии развивает способность устанавливать связи, т.е. мыслить. При опросе обогащается лексический состав языка обучаемых, устраняются недостатки речи.

Опрос позволяет получить обратную связь: как учащиеся поняли материал, достаточно ли ясным и убедительным (доказательным) было изложение информации преподавателем.

Добиваясь усвоения знаний, преподаватель психологии имеет в виду три основных критерия качества знаний:

· полнота и глубина усвоения фактического материала по теме;

· осознанность, гибкость и конкретность в толковании материала;

· действенность знаний, умение применять знания на практике.

Главное – это применение знаний. Можно выучить определение, но не уметь привести пример в подтверждение закономерности. Либо, приводя примеры, не уметь сделать обобщающий вывод об особенностях того или иного процесса, свойства, состояния.

Подготовка к опросу начинается заранее с составления краткого плана опроса по всей теме. Без предварительной подготовки опроса преподаватель работает во многом вслепую, так как смутно представляет тот объем знаний, который как минимум должны усвоить учащиеся. Важно правильно формулировать вопросы:

· Вопрос должен быть предельно ясен, доступен возрасту, уровню развития обучаемых и не требовать дополнительных разъяснений.

· Вопросы должны касаться основных моментов темы, чтобы ответ способствовал запоминанию важнейших разделов программы.

· Вопрос должен помогать учащимся проникать в сущность изученных явлений, процессов и как можно чаще включать работу мышления.

Начинающему преподавателю нелегко при слушании ответов сразу обнаружить пропуски и неточности. Поэтому, составляя вопросы, следует продумывать ответы.

До начала урока преподаватель должен ясно представлять цели урока, объем того материала, который будет отработан в ходе опроса, знать, какие вопросы будут заданы и кто из учащихся будет отвечать; быть готовым к неожиданностям, что потребует рационального решения.

В зависимости от степени прохождения материала различают следующие виды опроса:

· Текущий, связанный с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается, он позволяет осуществлять систематический контроль за работой обучаемых на всех этапах работы над темой;

· Обобщающий, подводящий итог работы по текущей теме, разделу. Этот вид контроля связан с повторением и углубленным обобщением пройденного материала.

Рассмотрим основные способы текущего контроля:

1. Индивидуальный опрос – монологический ответ учащегося на вопросы преподавателя. Вопрос задается группе, после чего вызывается учащийся. После его ответа преподаватель просит дополнить, уточнить, исправить ответ. Делает замечания сам по ответу и выставляет оценку. После этого задается следующий вопрос и таким образом опрашивают от 2 до 4 человек. На ответ отводится в среднем 5–8 минут. Положительные стороны индивидуального опроса: ответ устный, полный, самостоятельный позволяет оценить безошибочно:

· качество ответа, т.е. знание материала,

· логическую последовательность изложения,

· грамотность, точность языка.

Желательно, каждого обучаемого провести через индивидуальный опрос. Правда, следует отметить, что такой способ опроса позволяет опросить в течение урока небольшое количество обучаемых.

2. Фронтальный опрос – это контрольное опрашивание на уроке, проверка степени и осознанности усвоения учебного материала всей группы, класса. Организация опроса должна быть четкой, вопросы продуманы до мелочей, точно установлена их последовательность. Такой способ опроса позволяет:

· охватить проверкой многих учащихся,

· вырабатывает способность к краткому, но точному ответу,

· обраща­ет внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию,

· приучает к последовательности и обоснованности изложения материала,

· вовлекает в работу всю группу, активизируя процессы внимания и мышления.

К недостаткам фронтального опроса относят:

а) краткая форма ответов не приучает к развернутому, труднейшему виду ответа,

б) не позволяет вскрыть степень глубины знаний отдельных учащихся. Следовательно, не нужно превращать его в универсальный способ проверки знаний.

На данном этапе в системе обучения практикуется взаимоопрос. Учащиеся сами придумывают вопросы по теме урока. Затем после обсуждения, если вопрос действительно по этой теме, отвечают на этот вопрос. Преподаватель отмечает не только хороший ответ, но и хороший вопрос.

Пример.Преподаватель излагает основной материал по теме «Виды памяти». Затем предлагает открыть учебник по психологии на соответствующей странице. После инструкции один из учащихся читает вслух предложенный параграф, а остальные внимательно следят по учебнику. По окончании чтения преподаватель спрашивает: «Как можно озаглавить основные части прочитанного?». Учащиеся поочередно называют главные мысли этого параграфа. Коллективная работа занимает в среднем 10 минут, за наиболее удачные ответы выставляются оценки.

3. Комбинированный опрос (уплотненный) – это самый трудный способ опроса. Суть его в следующем: вызываются одновременно
4–5 учащихся. Один отвечает устно как при индивидуальном опросе. Остальные письменно: 2-е у доски выполняют задание, 2-е за партой на листочках. Выслушав устный ответ, преподаватель проверяет письменные ответы у доски (за партой). После этого задает по 1–2 небольших вопроса и ставит всем оценки. Фронтально можно спросить еще 1–2 учащихся.

Положительные моменты комбинированного опроса: а) позволяет в течение 20 минут спросить 8–10 человек, б) дает возможность выработать умение решать задачи, составлять планы, тезисы, в) позволяет за небольшой отрезок времени проверить знания учащихся по большому разделу программы.

К недостаткам этого способа опроса следует отнести: а) необходимость исправлять, уточнять ответы 6-и человек и больше приводит к затягиванию опроса, что нежелательно; б) большая нагрузка на преподавателя, так как приходится одновременно наблюдать за всей группой, за отвечающими и теми, кто пишет на доске и за партой.

Итак, мы рассмотрели текущий опрос и способы его проведения: индивидуальный опрос, фронтальный и комбинированный.

Когда изучены основные разделы темы, нужно подвести итог работы, сделать обобщающие выводы, т.е. провести обобщающий опрос. Одним из видов его является тематический опрос.

Основные требования к тематическому опросу:

1. выделение в каждой программной теме основного, узлового материала, а также составление контрольных вопросов, которые дают возможность объективно определить знания обучаемых по теме;

2. использовать такие формы и методы проверки, которые позволяют выявить фактический уровень знаний каждого учащегося по каждому узловому вопросу;

3. преподаватель должен выставлять учащимся отметки по каждой теме курса психологии;

4. неудовлетворительная отметка, полученная учеником за незнание одного раздела или темы исправляется только отметкой за овладение тем же самым материалом и в том же самом объеме. Недопустимо перекрывать «двойки» отметками за последующие темы;

5. для объективной итоговой отметки целесообразно проводить проверочные (контрольные) работы в целом по теме.

Научный анализ всех названных положений убеждает в том, что тематический учет знаний становится важным стимулом повышения качества обучения. В настоящее время преподаватели психологии используют такие формы контроля знаний как применение программированного контроля, а также контрольные задания тестового типа. Это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме:

· подчеркивания,

· расстановки цифр,

· дополнения фраз,

· графических обозначений и т.д.

Применяются тесты с выборочными ответами, что дает возможность их машинной обработки. Однозначность тестов позволяет привлекать самих обучаемых к самопроверке и самооценке знаний.

В учебных заведениях во многих странах мира широко используется психометрический опрос, позволяющий оценить уровень знаний и уровень развития мышления. На уроках психологии психометрический опрос рекомендуется использовать при изучении тем: мышление, воображение, речь. Можно подобрать различные категории вопросов: толкование слов и понятий, антонимы, синонимы, аналогии, степень логического обоснования и др.

Различные виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков обучаемых следует применять в тесной взаимосвязи, чтобы они дополняли друг друга. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Поэтому комплексное и дифференцированное использование их способствует повышению эффективности контроля и, в конечном счете, качества знаний обучаемых.