Возможен ли баланс между работой и личной жизнью. Работа и личная жизнь: как найти баланс? Баланс работы и личной жизни экономический подход

1. Не пытайтесь успеть все

«Успеть все и везде невозможно» - в гонке к лучшему себе так легко забыть об этом факте. Примите его и научитесь честно расставлять приоритеты. Предпочли деловому обеду с партнерами поход в зоопарк? Не вините себя. Раз вы сделали такой выбор, значит, в тот самый момент семья была для вас куда важнее.

Если чувствуете, что работаете на пределе, а задачи не перестают накапливаться, делегируйте их: в работе вам поможет ассистент, а часть домашних обязанностей могут взять на себя няня, домработница или кто-то из родных.

2. Проанализируйте, на что вы тратите свое время

Проведите небольшой эксперимент: в течение недели каждые полчаса записывайте все, на что тратите свое время. Да-да, просмотр ленты соцсетей и разговоры по телефону включить тоже нужно! В этом списке обязательно окажутся занятия, которые не входят в топ-лист самых необходимых, и даже те, которые вовсе не приносят пользы. Попробуйте отказаться от них хотя бы на какое-то время и скоро вы увидите: возможностей для выполнения действительно важных задач стало куда больше.

3. Четко планируйте свои дела

Составляйте план дел на неделю и в соответствии с ним планируйте каждый рабочий день. Это особенно важно, если вы работаете не в офисе, а дома, где шансы отвлечься особенно высоки. Решите, сколько часов вы планируете провести сегодня за работой и повесьте перед собой список задач на это время.

Старайтесь запланировать выходные на субботу и воскресенье даже в том случае, если вы работаете в свободном графике. Вашим друзьям и родным будет приятно провести свободное время вместе с вами, а вам это поможет сохранять рабочий ритм и продуктивность без ощущения круглосуточной гонки семь дней в неделю.

4. Не занимайтесь рабочими и личными делами одновременно

Научитесь полностью расслабляться и отключаться от работы. Собрались с друзьями поиграть в футбол? Не отвечайте на рабочие звонки. Идете с девушкой в кино? Пожалуйста, не проверяйте почту хотя бы один вечер. Ваше личное время - время абсолютного отдыха от работы. Наслаждайтесь общением и постарайтесь провести эти моменты без телефона.

5. Цените время своих близких

Уважайте семью и друзей, как уважаете своих партнеров и коллег. Относитесь к своим домашним обязанностям так же внимательно, как и к рабочим задачам. Взяв на заметку эти простые правила, вы избежите ссор, обид и непонимания, а взамен получите множество приятных моментов, проведенных в кругу семьи. Нарядить вместе с родителями елку, позавтракать с женой в кафе, забрать сына с тренировки - из таких бесценных мелочей складывается наша жизнь, и пренебрегать ими точно не стоит.

6. Берегите свое здоровье

Без гармонии с собой и своим телом не может быть гармонии с окружающим миром, поэтому берегите себя. Искать баланс между работой и личной жизнью в ущерб своему сну и отдыху даже не бессмысленно, а попросту вредно. Обязательно высыпайтесь, следите за тем, что вы едите, находите время для спорта и больше времени проводите на свежем воздухе, вдали от компьютера. И не забывайте про отпуск!

А еще позволяйте себе иногда немножечко полениться, хотя бы 15 минут в день. Это всем нам очень полезно!

7. Обменивайтесь опытом

Иногда взгляд со стороны может помочь нам взглянуть на себя по-новому. Поговорите с коллегами, друзьями, родными, поделитесь с ними своими наблюдениями и спросите совета. Наверняка среди них есть те, кто нашел свой личный баланс и с радостью поделится с вами своим опытом.

8. Найдите свою «золотую середину»

Мы окружены множеством выдуманных стандартов и эталонов, с этим не поспоришь. Но нельзя забывать, что ваша жизнь - это ваш выбор, а рецепт счастья у каждого свой. Прислушайтесь к себе и поймите, что для вас действительно важно, и только так вы обретете личную гармонию. Мы уверены, что у вас все получится!

Мы бываем настолько заняты повседневными заботами, что у нас не остаётся времени и сил на достижение целей. Они видятся какими-то далёкими после проблем на работе и дома. Но Стив Макклетчи в книге «От срочного к важному» заверяет: именно стремление к целям поможет не выгореть и всё успеть.

Почему мы выгораем?

Если спускать энергию только на то, чтобы не зашиться на работе и управиться с делами дома, возникнет дисбаланс. Он в свою очередь ведёт к выгоранию.

Выгорание наступает, когда мы изо дня в день делаем одно и то же и не чувствуем прогресса. Жизнь не улучшается, гордиться нечем - и это заставляет страдать.

Из-за стресса портится здоровье. Мы совершаем импульсивные покупки, чтобы хоть немного порадовать себя. Или теряем доход, потому что из-за отсутствия амбиций хуже работаем.

Ответ на вопрос, как окончательно не заглохнуть, - впустить успех в свою жизнь. Стремление к успеху избавит от чувства бега на месте. Воцарится баланс и всё станет по силам.

Существует ли баланс?

Проблема баланса не надумана. Стив Макклетчи приводит исследование, согласно которому 88 % людей тяжело выбрать между работой и личной жизнью, 57 % считают это серьёзной проблемой, а 64 % заявляют, что после работы чувствуют себя физически истощёнными.

При этом нас заставляют ценить работу. Кругом звучат фразы «рекордный уровень безработицы» и «как пережить кризис». Нам приходится брать больше обязанностей, только чтобы остаться на той же должности. Будни превратились в гонку: успеть вычеркнуть дела из ежедневного списка ради оправдания чужих ожиданий. Но это не поиск баланса. Это поиск способа выжить.

Распределение определённого количества часов между работой и личной жизнью тоже не принесёт баланса. Стресс, который накопился за рабочее время, не исчезнет, если полдня провести в офисе, а вторую половину дня дома. Баланс - неизмеримая величина.

Те, кто трудятся 60 часов в неделю на высокооплачиваемых должностях, признаются в любви к работе. Так потому, что они каждый день преследуют успех. Стремление к успеху помогает им пережить изнурительное рабочее время и повышенные требования.

Успех

Стремиться к успеху - значит прикладывать усилия и вносить улучшения в свою или ещё чью-то жизнь. Баланс появится вместе с удовольствием от достигнутого результата.

Это баланс между «обязан сделать» и «не обязан делать»: когда мы сделали, что обязаны для решения проблем, и делаем, что не обязаны, но что улучшит жизнь. Такая гармония возможна, когда мы приходим к цели и видим улучшения.

Успех - необязательно лучше или больше. Смысл в движении к цели. Действенный способ победить выгорание - не прекращать поиски развития жизненных аспектов.

Если не стремиться к успеху и прогрессу, то время и усилия уйдут на поддержание сложившегося порядка. Мы зациклимся на том аспекте, который ухудшается. Это и ведёт к выгоранию, стрессу, чувству отчаяния, что сегодня стало хуже, чем вчера.

При этом реальности необязательно быть ужасной. Если дышать полной грудью, работать в престижном месте, жить в счастливой семье, но думать, что лучше уже не станет, настигнет неудовлетворённость.

Пусть стремление к успеху станет столь же повседневным, как и решение проблем. Трата сил только на поддержание жизни - и есть выгорание. Но когда каждый день двигаешься к цели, усилия себя оправдывают.

С каждым шажком в сторону успеха пополняется заряд энергии. Результат усилий становится заметнее. Мысли закручиваются в планах, как достичь очередной цели и какие улучшения за этим последуют. Ресурсы расходуются, чтобы прийти к чему-то большему, а не поддерживать статус-кво. Стремление к успеху сводит на нет выгорание и помогает балансу взять вверх.

Именно так мы и должны балансировать - не между работой и жизнью, а между сиюминутным выживанием и прогрессом.

Найти баланс между семьей и работой. Этот вопрос интересует активных и развивающихся людей не меньше, чем «как стать эффективным». Для некоторых это рядовой текущий вопрос. А для кого-то может быть вопросом «жизни и смерти»:

  • невозможно найти границы между семьей и работой
  • уделяя больше внимания семье, начинает страдать работа, и наоборот
  • в результате ничего не успеваешь ни там, ни там

Бала́нс (фр. balance, буквально - весы, от лат. bilanx - имеющий две весовые чаши). (Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Как выглядит идеальный баланс между семьей и работой в моем понимании

Для каждого это будет своя картинка идеального баланса между семьей и работой.

И вот так мы балансируем всю жизнь!

По моим представлениям это должно соответствовать следующим критериям:

  • работа не должна занимать личное время и должна оставаться за закрытыми дверями офиса
  • время для семьи — это не значит просто находиться дома. Личное время распланировано и насыщенно новыми идеями и мероприятиями (особенно это касается детей)
  • находиться мыслями там же, где находишься физически. Нельзя играть с ребенком и думать о бизнес-презентации!

Получилось всего три пункта, но они достаточно продуманы и осмыслены. Именно этого баланса я ищу. Вернее, стараюсь к нему прийти.

Вспоминается бородатый анекдот из молодости:

Студенту нельзя жениться, так как если будет уделять время жене, вырастет «хвост», будет уделять время учебе — вырастут «рога», а если попробует уделить внимание и тому и другому — «отбросит копыта!»

Что то в этом есть! Но даже юмор не снимает с повести дня вопрос баланса… Нужно обязательно находить время на себя!

Как MyLifeOrganized позволяет мне соблюдать баланс между семьей и работой


Посмотрите насколько спокоен кот, когда в его жизни есть баланс)))

Какие функции своего планировщика можно использовать для соблюдения баланса между работой (бизнесом) и семьей?

Приведу несколько примеров, которые использую на протяжении нескольких лет:

Настройка приоритетов областей жизни с помощью важности

Один из важных этапов при построении своего дерева задач! Нужно с помощью важности повысить или понизить вес той или иной области жизни.

Тем самым мы определяем какая область занимает передовые позиции в нашей жизни.

Что важнее: работа или семья?

Для меня безусловно семья.

Как проверить:

  • представьте, что вы находитесь на работе и позвонила ваша супруга, что-то случилось и вам необходимо срочно бросить все и приехать домой. Будете ли вы думать о работе или все ваше внимание будет сконцентрировано на семье?
  • представьте, что вы проводите выходные со своими детьми, и тут звонок с работы — что-то случилось. Вы пожертвуете радостью своих детей ради того, чтобы поехать на работу и решить рабочий процесс? Нельзя ответить однозначно для всех ситуаций, но я сделаю все возможное, чтобы остаться со своей семьей (попытаюсь решить вопрос по телефону, привлеку к решению данного вопроса другого человека и т.д.)

Фокусировка на папке «Работа» в рабочее время и на папке «Личное» в свободное время

Правило простое — на работе занимаемся работой, а дома — семьей!

Вроде бы звучит банально, но если посмотреть чем мы занимаемся в течении дня:

  • на работе мы бурно обсуждаем какие-то события и мероприятия, болтаем с коллегами по личным вопросам, выбираем в интернете себе новые покупки и т.д.
  • дома пытаемся доделать задачи, которые не успели за рабочий день и которые нужны на завтра (если не на вчера). Это может быть написание писем, подготовка презентаций.

Для контроля разделения «Работа-Дом» использую по полной функцию фокуса. Выбрал нужную папку — Ctrl+R — и полный вперед. Чего и вам советую и желаю


Планирование выходных

Насколько качественно проходят ваши выходные? Как вы их планируете?

У многих людей они проходят как придется. А жаль — вокруг столько интересного.

Как пример могу предложить ежемесячный вариант планирования выходных на следующий месяц:

  1. Изначально нужно определить ваши интересы — какие вообще вам интересны и приемлемы варианты проведения выходных. Не всем же по горам лазить…
  2. Из расчета особенностей времени года и количества выходных в следующем месяце прикинуть себе различные варианты:
  • в первые выходные можно пойти на природу
  • во вторые выходные можно пойти в кино
  • в третьи поехать в какой-либо город либо место, где еще не было
  • в четвертые посетить культурное мероприятие
  • в пятые устроить спортивный день на велосипедах или роликах
  • в шестые выходные тупо проваляться на диване (если, конечно, в месяце есть шестые выходные)

Вариантов множество. При правильном подходе хватит времени и на яркость жизни, и полежать на диване.

Интересно было бы узнать как вы разделяете свое рабочее и личное пространство, как находите баланс между работой и семьей.

Главный момент жизненного баланса

Хочется закончить статью фразой из книги «Экстремальный тайм-менеджмент», где сравнивали жизнь с жонглированием. Мы управляем областями жизни как жонглер — фокусировка идет в один момент только на одном шарике, который находится в воздухе. Но если шарик «Работа» резиновый — когда его упустишь, он подпрыгнет снова, то шарик «Семья» — хрустальный. Раз упустишь — и можно либо поднять надколотый шарик, либо собрать осколки…


На картинке четко видно, что жонглер в этот момент сфокусирован только на одном верхнем шарике

А что имеет максимальный приоритет у вас?

Достаточно ли вы выделяете времени для своей приоритетной области жизни?

Спасибо за чтение этой статьи — я потратил много времени, создавая её для вас. Буду благодарен, если вы дадите свою обратную связь. Без информации от вас этот блог не может быть полным. Так что давайте оставаться на связи!

  • Не забудьте оставить комментарий — ваши выводы, мысли и замечания на вес золота. Я читаю их все, обязательно отвечаю и создаю новые статьи на их основе.
  • Поделитесь ссылкой на эту статью — если то, что я написал, полезно, интересно или трогательно для вас, сообщите об этом друзьям и знакомым.
  • Присоединяйтесь ко мне в Instagram — там вы найдёте ситуации, мысли, впечатления из моей повседневной жизни, мои собственные взлёты и падения в борьбе за гармонию, а также множество фотографий, на которых изображено, как я пытаюсь следовать своим увлечениям и принципам жизни.
  • Присоединяйтесь ко мне на

В последние десятилетия на тему work-life balance пишут очень много. Дается множество практических советов: сколько времени должна занимать работа, а сколько — семья, общение с друзьями и хобби. Важно, чтобы у каждого непременно была стабильная работа и личная жизнь, понятная окружающим. А дальше — по списку: культпоходы, отдых в Европе, уикенды за городом и т.д.

Этот «джентльменский набор» — социально одобряемые стандарты, ориентируясь на которые мы, по идее, должны реализовать себя во всех ипостасях. Иначе на картине жизни появятся прорехи, которые нечем будет заполнить, или полотно получится в один цвет — унылым и скучным.

Нам кажется странным, что кто-то может быть счастлив, не имея того, что «положено» для счастья. И сами начинаем комплексовать, если на нашей картинке чего-то не хватает. К тому же близкие, заботясь о нашем благополучии, постоянно ставят в пример кого-нибудь из родных или знакомых, кому удалось сбалансировать деловую и личную жизнь.

Но если мы посмотрим вокруг, то обнаружим, что есть масса счастливых людей, которые не вписываются в эти до мелочей просчитанные формулы work-life balance — у них свои схемы, абсолютно асимметричные.

Есть люди, для которых счастье — в работе, в деле, которое они по-настоящему любят. Это та сфера, где для них сосредоточено столько личного, что все остальное их только тяготит. Их «джентльменский набор» со стороны выглядит скудным: работа, работа и еще раз работа. Никакого хобби, да и семейная жизнь, как правило, висит на волоске — по крайне мере так кажется окружающим.

Получается, некоторые не только не устают "стоять на одной ноге", но и чувствуют себя при этом вполне счастливо. Зато среди тех, кто следует стандартам work-life balance , много таких, кто ни счастья, ни гармонии не ощущает.

Многие действительно пытаются честно соблюдать баланс и формально имеют все, что нужно для счастья. Они делают вид, что жизнь их вполне устраивает, но при этом чувствуют лишь хроническую неудовлетворенность и усталость.

Одному бы посидеть на работе допоздна — так хочется, наконец, отдаться любимому делу. Но нельзя — семья ждет к ужину, это традиция! И вот он, бедный, плетется домой, чтобы "быть счастливым". А другая, наоборот, с удовольствием посвятила бы себя семье. Но нет: каждое утро, забросив детей в детский сад и школу, она мчится в офис, по субботам — в фитнес, ведь надо держать себя в тонусе, а по воскресеньям — в музей, в театр, к друзьям или родителям, ведь она хорошая подруга и дочь… Так и хочется сказать: "Умница, настоящая современная женщина!", а на самом деле — женщина на грани нервного срыва.

Прежде чем переживать по поводу того, что нам чего-то не хватает, стоит разобраться в себе.

Во-первых, надо понять, довольны ли мы тем, как живем. Скажем, меня все хвалят: "Молодец, живет полной жизнью", - а я чувствую себя отличником, который завидует троечникам: да, они не получают грамот за отличную учебу, зато живут вольно и весело. Или наоборот, близкие уговаривают меня «подправить» свою жизнь, и я соглашаюсь: начинаю искать другую работу, хотя на самом деле моя мне нравится, и вместо того, чтобы изменить ситуацию на старом месте, трачу силы на поиски нового.

Во-вторых, стоит определиться, что для нас work-life balance . Ведь баланс между делом и личной жизнью - это не просто распределение времени между ними. Это наш внутренний баланс, который невозможно выразить в процентах. Он гибкий и подвижный: сегодня мы увлечены работой, завтра наше внимание переключается на семью, послезавтра - на друзей и т.д. На разных этапах жизни наши приоритеты меняются.

И, наконец, в-третьих, надо четко представлять, что именно нужно предпринять, если мы действительно хотим что-то поменять в своей жизни, и какую цену за это нам придется заплатить.

Мы привыкли, что личная жизнь - это отношения с противоположным полом: любовь, семья, секс и т.д. На самом деле "личная" жизнь - это жизнь нашей ЛИЧНОСТИ, это все, что вызывает у нас эмоции, чувства, движение души. И для одних источник эмоций - это семья, для других - свое "дело", для третьих - творчество, для четвертых - путешествия.

Баланс между делом и личной жизнью - фактически это баланс между нашим рацио и нашими эмоциями. Люди, полностью погруженные в работу, ощущают себя вполне гармоничными, потому что они ее любят, в процессе работы они не только деньги получают, а вступают в определенные взаимоотношения, испытывают эмоции, дарят свои эмоции другим. И, наоборот, кажется, человек занят только семьей, но во всем этом столько целей, задач, планов, что это компенсирует отсутствие формальной работы.

Часто личная жизнь и работа воспринимаются как конкуренты, антагонисты, которых надо примирить. Но если мы действительно живем той жизнью, которая нам нравится, никакой конкуренции в принципе быть не может. Напротив, наши эмоции и рацио поддерживают друг друга и тем самым только повышают нашу эффективность.

Поэтому, если мы не вписываемся в социально одобряемые стандарты, но чувствуем себя вполне счастливыми, надо просто сказать себе: "Меня все устраивает, это мой выбор" - и отстаивать свое право жить так, как мы считаем лучшим и правильным для себя.

Удачно совмещать работу и личную жизнь - задача в наши дни непростая. Мы разрываемся между домом и офисом, нам хочется успеть всё и тут и там. Только вот часто получается так, что в итоге одна из сфер нашей жизни оказывается на обочине. В этой статье вы найдёте полезные советы о том, как можно найти баланс между работой и семьёй с минимальным ущербом для обеих сторон.

Расставьте приоритеты

Определите для себя, что в жизни важнее всего, а что второстепенно. Только не надо врать себе. Не надо подделывать свои принципы под то, как «принято». Задайте себе вопрос: если бы можно было заниматься только чем-то одним в этой жизни, что бы я выбрал? А на втором месте? А на третьем? Вот это и есть ваши настоящие приоритеты, помните о них.

Следите за временем

Устройте себе тестовую неделю: засекайте, сколько времени вы тратите на вещи, которые на самом деле для вас не так уж важны. Сверьтесь со своим списком приоритетов и постарайтесь отсечь лишнее или перепоручить кому-то часть дел.

Не занимайтесь двумя делами одновременно

Забудьте о многозадачности. Лишь единицы из нас могут одинаково успешно справляться с двумя и более делами параллельно. Большинство людей работают хорошо, только когда полностью концентрируются на текущей задаче. Если вы работаете, то думайте в этот момент только о работе. Если вы проводите время с семьёй, то ни о какой работе не может быть и речи.

Создайте себе ритуал на каждый день

Выберите себе определённое занятие, которому вы обязательно будете уделять время ежедневно. Это может быть что угодно: поход в спортзал, чтение книг, посещение музея, массаж или просто полчаса полного одиночества и тишины - в зависимости от ваших вкусов. Пусть это занятие станет частью вашей обязательной программы.

Уважайте личное время

Не пытайтесь увеличить количество часов в сутках за счёт личного времени. Конечно, бывают всякие ЧП и экстренные ситуации, но чаще всего внезапно возникшая рабочая проблема вполне может подождать какое-то время.

Если вы слишком мало спите, плохо питаетесь, ведёте сидячий образ жизни и совсем редко бываете на свежем воздухе, то никакие советы не помогут вам обрести гармонию. Банально, но факт.

Не забывайте об отпуске

Человек должен отдыхать от работы как минимум две недели в году. Не считая праздников и выходных. Не обязательно уезжать куда-то в дальние края и тратить бешеные суммы, чтобы отдохнуть. Главное - полностью отключиться от мыслей о работе. Выключите рабочий телефон, не открывайте никаких программ, которые нужны вам для работы, представьте, что вы безработный и просто отдыхайте.

Расскажите о своих действиях окружающим

Поговорите со своими близкими, с друзьями, с коллегами, расскажите им о том, что хотите спланировать свою жизнь иначе. Попросите поддержки и понимания, объясните, что ваша цель - преуспеть на обоих «фронтах».

Добавьте в свою жизнь немного спорта

Казалось бы, добавлять что-либо к и без того плотному графику - бессмыслица. Однако именно дополнительная физическая нагрузка помогает разрядить нагрузку интеллектуальную, снять стресс и делает вас в итоге более продуктивным. Никто не говорит о долгих часах изнурительных тренировок, вполне достаточно утренней зарядки, пробежки или просто энергичных танцев под любимую музыку. Вы удивитесь, но силы от этого будут только прибывать.

Поставьте чёткие границы

Благодаря новейшим технологиям, работать можно, даже не выходя из дома. Мобильные офисы, круглыми сутками работающий компьютер - всё это палка о двух концах. Установите для себя чёткие правила: когда вы на работе, ваши близкие не должны вас беспокоить, если, конечно, не случилось чего-то экстраординарного. А когда вы, например, идёте с сыном на футбол или ведёте девушку в ресторан, никакие рабочие вопросы не должны вас касаться. Если у вас нет отдельного телефона для работы, лучше всего просто выключить мобильный в это время или хотя бы отключить звук.

Найдите пример для подражания

Оглянитесь вокруг. Поищите человека, который, как вам кажется, нашёл оптимальное соотношение рабочего и личного времени: старайтесь учиться у него. Если есть возможность, посоветуйтесь с ним, спросите, как он (или она) расставляет приоритеты и устанавливает свои границы.

Научитесь говорить «Нет»

Не бросайтесь решать чужие проблемы по первому зову. Умейте отказывать в помощи в тех случаях, когда человек вполне может обойтись собственными силами. Это не значит, что надо быть чёрствым истуканом, просто помните о своих приоритетах и научитесь говорить «нет» тактично, но твёрдо.

Анализируйте ситуацию и закрепляйте успех

Достичь баланса, который будет поддерживаться сам собой, невозможно. Гармоничное существование всегда будет требовать от вас некоторых усилий. Другое дело, что поддерживать уже имеющийся баланс гораздо проще, чем идти к нему с нуля. Анализируйте свои действия, наблюдайте за полученным эффектом, не бросайте начатое с первыми неудачами.

Мгновенного результата от этих действий не будет, это не тот случай, когда с понедельника вы станете совсем другим человеком. Запаситесь терпением и ищите свою «золотую середину», ведь самое трудное - это решиться на изменения и сделать первые шаги. Удачи вам!