Анализ произведения зерно с куриное яйцо. Зерно с куриное яйцо (Рассказ)

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Толстой Лев Николаевич
Зерно с куриное яйцо

Л.Н.Толстой

ЗЕРНО С КУРИНОЕ ЯЙЦО

Нашли раз ребята в овраге штучку с куриное яйцо, с дорожкой посредине и похоже на зерно. Увидал у ребят штучку проезжий, купил за пятак, повез в город, продал царю за редкость.

Позвал царь мудрецов, велел им узнать, что за штука такая – яйцо или зерно? Думали, думали мудрецы – не могли ответа дать. Лежала эта штучка на окне, влетела курица, стала клевать, проклевала дыру; все и увидали, что зерно. Пришли мудрецы, сказали царю: "Это – зерно ржаное".

Удивился царь. Велел мудрецам узнать, где и когда это зерно родилось. Думали, думали мудрецы, искали в книгах – ничего не нашли. Пришли к царю, говорят:

– Не можем дать ответа. В книгах наших ничего про это не написано; надо у мужиков спросить, не слыхал ли кто от стариков, когда и где такое зерно сеяли.

Послал царь, велел к себе старого мужика привести. Разыскали старика старого, привели к царю. Пришел старик, зеленый, беззубый, насилу вошел на двух костылях.

Показал ему царь зерно, да не видит уже старик; кое-как половину разглядел, половину руками ощупал.

Стал его царь спрашивать:

– Не знаешь ли, дедушка, где такое зерно родилось? Сам на своем поле не севал ли хлеба такого? Или на своем веку не покупывал ли где такого зерна?

Глух был старик, насилу-насилу расслышал, насилу-насилу понял. Стал ответ держать.

– Нет, – говорит, – на своем поле хлеба такого севать не севал, и жинать не жинал, и покупывать не покупывал. Когда покупали хлеб, все такое же зерно мелкое было, как и теперь. А надо, – говорит, – у моего батюшки спросить; может, он слыхал, где такое зерно рожалось.

Послал царь за отцом старика, велел к себе привести. Нашли и отца старикова, привели к царю. Пришел старик старый на одном костыле. Стал ему царь зерно показывать. Старик еще видит глазами, хорошо разглядел. Стал царь его спрашивать:

– Не знаешь ли, старичок, где такое зерно родилось? Сам на своем поле не севал ли хлеба такого? Или на своем веку не покупывал ли где такого зерна?

Хоть и крепонек на ухо был старик, а расслышал лучше сына.

– Нет, – говорит, – на своем поле такого зерна севать не севал и жинать не жинал. А покупать не покупывал, потому что на моем веку денег еще и в заводе не было. Все своим хлебом кормились, а по нужде – друг с дружкой делились. Не знаю я, где такое зерно родилось. Хоть и крупнее теперешнего и умолотнее наше зерно было, а такого видать не видал. Слыхал я от батюшки, – в его время хлеб лучше против нашего раживался, и умолотней и крупней был. Его спросить надо.

Послал царь за отцом стариковым. Нашли и деда, привели к царю. Вошел старик к царю без костылей; вошел легко; глаза светлые, слышит хорошо и говорит внятно. Показал царь зерно деду. Поглядел дед, повертел.

– Давно, – говорит, – не видал я старинного хлебушка.

Откусил дед зерна, пожевал крупинку,

– Оно самое, – говорит.

– Скажи же мне, дедушка, где такое зерно родилось? На своем поле не севал ли ты такой хлеб? Или на своем веку где у людей не покупывал ли?

И сказал старик:

– Хлеб такой на моем веку везде раживался. Этим хлебом, – говорит, – я век свой кормился и людей кормил.

И спросил царь:

– Так скажи же мне, дедушка, покупал ли ты где такое зерно, или сам на своем поле сеял?

Усмехнулся старик.

– В мое время, – говорит, – и вздумать никто не мог такого греха, чтобы хлеб продавать, покупать. А про деньги и не знали: хлеба у всех своего вволю было. Я сам так 6f7 ой хлеб сеял, и жал, и молотил.

И спросил царь:

– Так скажи же мне, дедушка, где ты такой хлеб сеял и где твое поле было?

И сказал дед:

– Мое поле было – земля божья. Где вспахал, там и поле. Земля вольная была. Своей землю не звали. Своим только труды свои называли.

– Скажи же, – говорит царь, – мне еще два дела: одно дело – отчего прежде такое зерно рожалось, а нынче не родится? А другое дело – отчего твой внук шел на двух костылях, сын твой пришел на одном костыле, а ты вот пришел и вовсе легко; глаза у тебя светлые, и зубы крепкие, и речь ясная и приветная? Отчего, скажи, дедушка, эти два дела сталися?

И сказал старик:

– Оттого оба дела сталися, что перестали люди своими трудами жить, – на чужое стали зариться. В старину не так жили: в старину жили по-божьи; своим владали, чужим не корыстовались.

Толстой Лев Николаевич

Зерно с куриное яйцо

Л.Н.Толстой

ЗЕРНО С КУРИНОЕ ЯЙЦО

Нашли раз ребята в овраге штучку с куриное яйцо, с дорожкой посредине и похоже на зерно. Увидал у ребят штучку проезжий, купил за пятак, повез в город, продал царю за редкость.

Позвал царь мудрецов, велел им узнать, что за штука такая - яйцо или зерно? Думали, думали мудрецы - не могли ответа дать. Лежала эта штучка на окне, влетела курица, стала клевать, проклевала дыру; все и увидали, что зерно. Пришли мудрецы, сказали царю: "Это - зерно ржаное".

Удивился царь. Велел мудрецам узнать, где и когда это зерно родилось. Думали, думали мудрецы, искали в книгах - ничего не нашли. Пришли к царю, говорят:

Не можем дать ответа. В книгах наших ничего про это не написано; надо у мужиков спросить, не слыхал ли кто от стариков, когда и где такое зерно сеяли.

Послал царь, велел к себе старого мужика привести. Разыскали старика старого, привели к царю. Пришел старик, зеленый, беззубый, насилу вошел на двух костылях.

Показал ему царь зерно, да не видит уже старик; кое-как половину разглядел, половину руками ощупал.

Стал его царь спрашивать:

Не знаешь ли, дедушка, где такое зерно родилось? Сам на своем поле не севал ли хлеба такого? Или на своем веку не покупывал ли где такого зерна?

Глух был старик, насилу-насилу расслышал, насилу-насилу понял. Стал ответ держать.

Нет, - говорит, - на своем поле хлеба такого севать не севал, и жинать не жинал, и покупывать не покупывал. Когда покупали хлеб, все такое же зерно мелкое было, как и теперь. А надо, - говорит, - у моего батюшки спросить; может, он слыхал, где такое зерно рожалось.

Послал царь за отцом старика, велел к себе привести. Нашли и отца старикова, привели к царю. Пришел старик старый на одном костыле. Стал ему царь зерно показывать. Старик еще видит глазами, хорошо разглядел. Стал царь его спрашивать:

Не знаешь ли, старичок, где такое зерно родилось? Сам на своем поле не севал ли хлеба такого? Или на своем веку не покупывал ли где такого зерна?

Хоть и крепонек на ухо был старик, а расслышал лучше сына.

Нет, - говорит, - на своем поле такого зерна севать не севал и жинать не жинал. А покупать не покупывал, потому что на моем веку денег еще и в заводе не было. Все своим хлебом кормились, а по нужде - друг с дружкой делились. Не знаю я, где такое зерно родилось. Хоть и крупнее теперешнего и умолотнее наше зерно было, а такого видать не видал. Слыхал я от батюшки, - в его время хлеб лучше против нашего раживался, и умолотней и крупней был. Его спросить надо.

Послал царь за отцом стариковым. Нашли и деда, привели к царю. Вошел старик к царю без костылей; вошел легко; глаза светлые, слышит хорошо и говорит внятно. Показал царь зерно деду. Поглядел дед, повертел.

Давно, - говорит, - не видал я старинного хлебушка.

Откусил дед зерна, пожевал крупинку,

Оно самое, - говорит.

Скажи же мне, дедушка, где такое зерно родилось? На своем поле не севал ли ты такой хлеб? Или на своем веку где у людей не покупывал ли?

И сказал старик:

Хлеб такой на моем веку везде раживался. Этим хлебом, - говорит, - я век свой кормился и людей кормил.

И спросил царь:

Так скажи же мне, дедушка, покупал ли ты где такое зерно, или сам на своем поле сеял?

Усмехнулся старик.

В мое время, - говорит, - и вздумать никто не мог такого греха, чтобы хлеб продавать, покупать. А про деньги и не знали: хлеба у всех своего вволю было. Я сам так 6f7 ой хлеб сеял, и жал, и молотил.

И спросил царь:

Так скажи же мне, дедушка, где ты такой хлеб сеял и где твое поле было?

И сказал дед:

Мое поле было - земля божья. Где вспахал, там и поле. Земля вольная была. Своей землю не звали. Своим только труды свои называли.

Скажи же, - говорит царь, - мне еще два дела: одно дело - отчего прежде такое зерно рожалось, а нынче не родится? А другое дело - отчего твой внук шел на двух костылях, сын твой пришел на одном костыле, а ты вот пришел и вовсе легко; глаза у тебя светлые, и зубы крепкие, и речь ясная и приветная? Отчего, скажи, дедушка, эти два дела сталися?

И сказал старик:

Оттого оба дела сталися, что перестали люди своими трудами жить, - на чужое стали зариться. В старину не так жили: в старину жили по-божьи; своим владали, чужим не корыстовались.

Нашли раз ребята в овраге штучку с куриное яйцо с дорожкой посередине и похоже на зерно. Увидал у ребят штучку проезжий, купил за пятак, повез в город, продал царю за редкость.

Позвал царь мудрецов, велел им узнать, что за штука такая - яйцо или зерно? Думали, думали мудрецы - не могли ответа дать. Лежала эта штучка на окне, влетела курица, стала клевать, проклевала дыру; все и увидали, что - зерно. Пришли мудрецы, сказали царю: «Это - зерно ржаное».

Удивился царь. Велел мудрецам узнать, где и когда это зерно родилось. Думали, думали мудрецы, искали в книгах, - ничего не нашли. Пришли к царю, говорят:

«Не можем дать ответа. В книгах наших ничего про это не написано; надо у мужиков спросить, не слыхал ли кто от стариков, когда и где такое зерно сеяли.

Послал царь, велел к себе старого старика, мужика, привести. Разыскали старика старого, привели к царю. Пришел старик, зеленый, беззубый, насилу вошел на двух костылях.

Показал ему царь зерно, да не видит уж старик; кое-как половину разглядел, половину руками ощупал.

Стал царь его спрашивать:

Не знаешь ли, дедушка, где такое зерно родилось? Сам на своем поле не севал ли хлеба такого или на своем веку не покупывал ли где такого зерна?

Глух был старик, насилу-насилу расслушал, насилу-насилу понял. Стал ответ держать:

Нет, - говорит, - на своем поле хлеба такого севать не севал, и жинать не жинал, и покупать не покупывал.

Когда покупали хлеб, всё такое ж зерно мелкое было. А надо, - говорит, - у моего батюшки спросить: может, он слыхал, где такое зерно рожалось.

Послал царь за отцом старика, велел к себе привести. Нашли и отца старикова, привели к царю. Пришел старик старый на одном костыле. Стал ему царь зерно показывать. Старик еще видит глазами, хорошо разглядел. Стал царь его спрашивать:

Не знаешь ли, старичок, где такое зерно родилось? Сам на своем поле не севал ли хлеба такого или на своем веку не покупывал ли где такого зерна?

Хоть и крепонек на ухо был старик, а расслушал лучше сына.

Нет, - говорит, - на своем поле такого зерна севать не севал и жинать не жинал. А покупать не покупывал, потому что на моем веку денег еще и в заводе не было. Все своим хлебом кормились, а по нужде - друг с дружкой делились. Не знаю я, где такое зерно родилось. Хоть и крупнее теперешнего и умолотнее наше зерно было, а такого видать не видал. Слыхал я от батюшки, - в его время хлеб лучше против нашего раживался, и умолотнее и крупней был. Его спросить надо.

Послал царь за отцом стариковым. Нашли и деда, привели к царю. Вошел старик к царю без костылей; вошел легко; глаза светлые, слышит хорошо и говорит внятно. Показал царь зерно деду. Поглядел дед, повертел.

Давно, - говорит, - не видал я старинного хлебушка.

Откусил дед зерна, пожевал крупинку.

Оно самое, - говорит.

Скажи же мне, дедушка, где и когда такое зерно родилось? На своем поле не севал ли ты такой хлеб или на твоем веку где у людей не покупывал ли?

И сказал старик:

Хлеб такой на моем веку везде раживался. Этим хлебом, - говорит, - я век свой кормился и людей кормил. Это зерно и сеял, это и жал, это и молотил.

И спросил царь:

Скажи же мне, дедушка, покупал ли ты где такое зерно, или сам на своем поле сеял?

Усмехнулся старик.

В мое время, - говорит, - и вздумать никто не мог такого греха, чтобы хлеб продавать, покупать, а про деньги и не знали: хлеба у всех своего вволю было.

И спросил царь:

Так скажи же мне, дедушка, где ты такой хлеб сеял и где твое поле было?

И сказал дед:

Мое поле было - земля Божья: где вспахал, там и поле. Земля вольная была. Своей землю не звали. Своим только труды свои называли.

Скажи же, - говорит царь, - мне еще два дела: одно дело - отчего прежде такое зерно рожалось, а нынче не родится? А другое дело - отчего твой внук шел на двух костылях, сын твой пришел на одном костыле, а ты вот пришел и вовсе легко; глаза у тебя светлые, и зубы крепкие, и речь ясная и приветная? Отчего, скажи, дедушка, эти два дела сталися?

И сказал старик:

Оттого оба дела сталися, что перестали люди своими трудами жить, - на чужие стали зариться. В старину не так жили: в старину жили по-Божьи; своим владали, чужим не корыстовались.

Примечания
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ.

Легенды на тему общую с рассказом «Зерно с куриное яйцо» нам не удалось найти среди памятников народной литературы. Весьма вероятно, что идея, проводимая этим рассказом, что выше всего жить по-божьи, как в старину жили, своими трудами, принадлежит самому Толстому.

Первая рукопись этой легенды была записана Толстым в той же самой тетради, в которой в начале находится рассказ «Кающийся грешник», а в конце «Много ли человеку земли нужно»; поэтому его следует относить, как и рассказ «Кающийся грешник», к маю - июню 1885 г.

В первый paз легенда была напечатана в сборничке «Посредника» «Три сказки» в 1886 году. Цензурное разрешение сборничка было дано для текста 2 апреля, для обложки 9 апреля 1886 г. На обложке сборничка рисунки сзади и спереди, относящиеся к первому рассказу сборничка «Много ли человеку земли нужно», исполненные художником М. Е. Малышевым (1852-1912). Третий рассказ сборничка -«Как чертенок краюшку выкупал».

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ.

Рукописи с текстом рассказа принадлежат к Архиву, переданному В. Г. Чертковым в ГТМ и хранятся в папке 11 № 10, п. 9 №№ 34 и 35. В БЛ - корректура, под шифром V. 1. 3 .

1) № 10. Автограф, 4°, 11 лл. Описание этой рукописи см. при рассказе «Кающийся грешник». Первоначальное заглавие этого рассказа было: «Старинное житье»; потом это заглавие зачеркнуто и написано: «Зерно с куриное яйцо». Четыре первых строчки рассказа зачеркнуты и сверх них текст написан заново. Зачеркнутые первые строчки рассказа «Зерно с куриное яйцо» читаются так: «Принесли раз къ царю ржаное зерно, такое, какого никто и не видывалъ. Полное, белое и величиной с куриное яйцо. Позвалъ царь мудрецовъ узнать, где и когда такое зерно родилось»...

2) Рукопись № 34. Копия с предыдущей рукою В. Г. Черткова. 4°, 8 лл. (л. 8 чистый). С поправками и дополнениями Толстого. Начало: «Нашли разъ ребята въ овраге штучку»...

3) Рукопись № 35. Копия с предыдущей, F°, 3 лл., рукою H. Л. Озмидова. С поправками Толстого, со вставками и поправками карандашом рукою Озмидова. Начало: «Нашли разъ ребята въ овраге штучку»...

4) Корректура в гранках, 1 полоса, к изд. «Сочинений гр. Л. Н. Толстого», ч. двенадцатая, М. 1886, стр. 480-482, с поправками Толстого.

В основу настоящего издания кладется текст, напечатанный в указанном издании «Сочинений гр. Л. Н. Толстого». Ч. двенадцатая, проверенный по рукописям и корректуре.

(урок вдумчивого чтения).

Изучение творчества Л. Н. Толстого в школе всегда связано с решением важных нравственных задач. К рассказу-притче «Зерно с куриное яйцо» целесообразно обратиться после изучения притч Нового Завета, когда уже произошло знакомство с этим жанром. Чтобы сохранить авторскую интригу, текст не следует читать заранее, до урока; процесс неторопливого, вдумчивого чтения происходит в рамках учебного занятия.

Первый абзац произведения чрезвычайно интересен, так как в нем (это же экспозиция) дается характеристика мира, в котором живут герои рассказа. Каков он, этот мир? Что за люди его населяют?

Сначала в рассказе появляются дети. Ребята нашли в овраге «штучку» с куриное яйцо и продали ее проезжему «за пятак». Сами денег за нее не платили, а с проезжего взяли. При этом они даже не попытались узнать, что это за «штучка». А если эта «штучка» есть нечто такое, что продавать нельзя? Не указывает ли их поступок на то, что деньги имеют для них большую ценность, нежели процесс поиска истины и сама истина?

Почему же в этом мире такие дети? Для внимательного читателя ответ очевиден: они берут пример с взрослых. Проезжий, купив у ребят «штучку», повез ее в город к царю. Зачем? У царя денег больше, следовательно, продать находку ребят он может дороже. Этот его поступок отягощен еще одной виной: «штучку» царю он продал «за редкость», т. е. обманул корысти ради. Стало быть, проезжий не только не ищет истины, он намеренно ее искажает, лжет с целью наживы, забыв о совести.

Вот на чем держится мир, где происходят действия рассказа.

Второй абзац перемещает читателя из деревни в город. Да не просто в город – в столицу, где живет царь, где есть люди ученые, способные найти ответы на все вопросы, - мудрецы.

Царь, желая выяснить, что за предмет был им приобретен, полагается на мудрецов. Однако мудрецы, сколько ни думали, не нашли ответа, пока курица, проклевав дыру в «штучке», не открыла им истину: «Это – зерно ржаное». Почему ответ нашла именно курица, сказать сложно. Возможно, потому, что обычно в народе эту птицу считают глупой; возникает вопрос: не глупее ли курицы эти мудрецы, коль без ее помощи не могли найти ответ? А может быть, курица символизирует здесь нечто, происходящее само по себе, без вмешательства человека: не мудрецы отыскали истину – она открылась сама, по чьему-то велению свыше.

Третий абзац открывается словом «удивился». Чему же удивился царь? Тому, что это именно зерно, а не «редкость», как ему сказал проезжий, не диковинка какая? Нет, царя не удивил обман (видимо, ложью никого в этом мире не удивить). Такой вывод следует из дальнейших распоряжений царя: он велит мудрецам узнать, где и когда это чудо-зерно родилось. Значит, более всего поразили его размеры находки. При этом важен тот факт, что в вопросе царя содержится указание на место и время: «где и когда»? Царю сложно представить, что волшебным краем, где некогда произрастало такое чудо-зерно, является земля, которой он правит, на которой живет. Значит, дело не в особых свойствах земли, а в чем-то другом. В чем же?

Ответ предстоит найти мудрецам. Это еще один шанс доказать свою «мудрость». Однако хоть и прибегают умные мужи к книгам, ответа на вопросы царя сами не находят. Но решение принимают действительно мудрое, пожалуй, единственно верное: предлагают спросить о находке у мужиков, которые черпают знания не из книг, а от предков своих, стариков.

Следуя традициям русского фольклора, Л. Н. Толстой показывает трех старцев, каждый из которых представляет свое время.

Сначала перед царскими очами предстает «старый мужик». Его разыскали и привели к царю, чтобы «ответ держать». Называя героя своего рассказа «старым стариком», автор явно подчеркивает его принадлежность к другому времени. Мужик показан «зеленым, беззубым». Он «насилу вошел на двух костылях», «не видит уже», глух настолько, что «насилу-насилу расслышал», а вопросы царя «насилу-насилу понял». В диалоге старик говорит о своем времени: «Когда покупали хлеб, все такое же зерно мелкое было, как и теперь». Таким образом, тайну чудесной находки «старый старик» разгадать не сумел, но и царя, и читателя удивил. Чем? Оказывается, у него еще жив отец. Нетрудно представить, каким может быть отец этого «старого старика», если сам он не видит, почти не слышит и едва понимает. Читатель рисует в своем воображении самые невероятные картины, но автору все же удается его поразить.

«Стариков отец» приходит к царю «на одном костыле», он «еще видит», «хорошо разглядел» зерно; хоть и «крепонек на ухо», «расслышал лучше сына». Он старше годами, но выглядит моложе и здоровья в нем больше. Его молодость пришлась на то время, когда «денег еще и в заводе не было», хлебом все своим кормились, «по нужде – друг с дружкой делились»; а зерно крупнее и умолотнее было. Сопоставляя ответы двух старцев, читатель понимает: не земля, а люди раньше другие были, не было в них жадности, корысти, лености. Оттого и зерно крупнее было, и человек здоровее. Видимо, с годами утратили люди что-то очень важное в себе, а причину ищут в окружающем их мире.

На многие вопросы ответил этот мудрый старик, но вопрос царя он переадресует своему отцу, который тоже, оказывается, жив.

Третий старик, «дед», на разговор с царем пришел «без костылей», «вошел легко», «глаза светлые, слышит хорошо и говорит внятно», «зубы крепкие», «речь ясная и приветная». Чудо-зерно его не удивило: «Хлеб такой на моем веку везде раживался». Однако время это осталось в далеком- далеком прошлом, и старик с грустью замечает: «Давно не видал я старинного хлебушка». Почему же не родит теперь земля такое зерно? Ответ на этот вопрос – в мудрых речах деда. «В мое время, - говорит он, - и вздумать никто не мог такого греха, чтобы хлеб продавать, покупать. А про деньги и не знали: хлеба у всех своего вволю было». И если сын и внук вслед за царем говорят, что зерно сеяли «на своем поле», старик не считает себя собственником земли: «Мое поле было – земля божья. Где вспахал, там и поле. Своей землю не звали. Своими только труды свои называли».

Да, забыли люди о своем назначении на земле. В прежние времена, когда они к земле уважение имели, земля-матушка давала хлеба столько, что человек и сам «век свой кормился и людей кормил». Когда же возомнил человек себя хозяином земли, поле «своим» назвал, пришлось ему испытать на себе, что такое нужда. Однако в трудные минуты вспоминал он о божьих законах: хлебом с братом своим делился. А уж когда человек постиг науку не давать, а продавать хлеб, этот дар земли, зерно стало мелким, теперь в нем не было уже той силы, которая одолевала любую хворь, угрожающую человеку.

Диалог царя с третьим стариком занимает в рассказе больше места, нежели другие, так как здесь звучат самые важные, мудрые мысли. И заканчивается рассказ тоже словами деда: «В старину не так жили; в старину жили по-божьи; своим владали, чужим не корыстовались». Видя, как люди живут сегодня, старик понимает: живут «не так», т. е. «не по-божьи».

Эти слова старика невольно возвращают читателя к началу рассказа. Ребята (а ведь дети - это не только наше «сегодня», но и «завтра») нашли «штучку»; значит – она чужая, им не принадлежит. Однако они ее продали, «чужим покорыстовались». Проезжий поступил «не по-божьи»: продал царю «штучку» за диковинку. А затем царь стал выяснять, какая земля такой хлеб родит. Но зачем? Не затем ли, чтобы вырастить такое зерно да продать его подороже?

Речи старика интересны и царю, и автору, и читателю, потому что дед этот и есть истинный мудрец. Проблема только в том, поймет ли кто его речи, услышат ли люди сказанную вслух истину или останутся глухи к тому, в чем из-за духовной близорукости своей не видят личной выгоды.

Толстой Лев Николаевич

Зерно с куриное яйцо

Л.Н.Толстой

ЗЕРНО С КУРИНОЕ ЯЙЦО

Нашли раз ребята в овраге штучку с куриное яйцо, с дорожкой посредине и похоже на зерно. Увидал у ребят штучку проезжий, купил за пятак, повез в город, продал царю за редкость.

Позвал царь мудрецов, велел им узнать, что за штука такая - яйцо или зерно? Думали, думали мудрецы - не могли ответа дать. Лежала эта штучка на окне, влетела курица, стала клевать, проклевала дыру; все и увидали, что зерно. Пришли мудрецы, сказали царю: "Это - зерно ржаное".

Удивился царь. Велел мудрецам узнать, где и когда это зерно родилось. Думали, думали мудрецы, искали в книгах - ничего не нашли. Пришли к царю, говорят:

Не можем дать ответа. В книгах наших ничего про это не написано; надо у мужиков спросить, не слыхал ли кто от стариков, когда и где такое зерно сеяли.

Послал царь, велел к себе старого мужика привести. Разыскали старика старого, привели к царю. Пришел старик, зеленый, беззубый, насилу вошел на двух костылях.

Показал ему царь зерно, да не видит уже старик; кое-как половину разглядел, половину руками ощупал.

Стал его царь спрашивать:

Не знаешь ли, дедушка, где такое зерно родилось? Сам на своем поле не севал ли хлеба такого? Или на своем веку не покупывал ли где такого зерна?

Глух был старик, насилу-насилу расслышал, насилу-насилу понял. Стал ответ держать.

Нет, - говорит, - на своем поле хлеба такого севать не севал, и жинать не жинал, и покупывать не покупывал. Когда покупали хлеб, все такое же зерно мелкое было, как и теперь. А надо, - говорит, - у моего батюшки спросить; может, он слыхал, где такое зерно рожалось.

Послал царь за отцом старика, велел к себе привести. Нашли и отца старикова, привели к царю. Пришел старик старый на одном костыле. Стал ему царь зерно показывать. Старик еще видит глазами, хорошо разглядел. Стал царь его спрашивать:

Не знаешь ли, старичок, где такое зерно родилось? Сам на своем поле не севал ли хлеба такого? Или на своем веку не покупывал ли где такого зерна?

Хоть и крепонек на ухо был старик, а расслышал лучше сына.

Нет, - говорит, - на своем поле такого зерна севать не севал и жинать не жинал. А покупать не покупывал, потому что на моем веку денег еще и в заводе не было. Все своим хлебом кормились, а по нужде - друг с дружкой делились. Не знаю я, где такое зерно родилось. Хоть и крупнее теперешнего и умолотнее наше зерно было, а такого видать не видал. Слыхал я от батюшки, - в его время хлеб лучше против нашего раживался, и умолотней и крупней был. Его спросить надо.

Послал царь за отцом стариковым. Нашли и деда, привели к царю. Вошел старик к царю без костылей; вошел легко; глаза светлые, слышит хорошо и говорит внятно. Показал царь зерно деду. Поглядел дед, повертел.

Давно, - говорит, - не видал я старинного хлебушка.

Откусил дед зерна, пожевал крупинку,

Оно самое, - говорит.

Скажи же мне, дедушка, где такое зерно родилось? На своем поле не севал ли ты такой хлеб? Или на своем веку где у людей не покупывал ли?

И сказал старик:

Хлеб такой на моем веку везде раживался. Этим хлебом, - говорит, - я век свой кормился и людей кормил.

И спросил царь:

Так скажи же мне, дедушка, покупал ли ты где такое зерно, или сам на своем поле сеял?

Усмехнулся старик.

В мое время, - говорит, - и вздумать никто не мог такого греха, чтобы хлеб продавать, покупать. А про деньги и не знали: хлеба у всех своего вволю было. Я сам так 6f7 ой хлеб сеял, и жал, и молотил.

И спросил царь:

Так скажи же мне, дедушка, где ты такой хлеб сеял и где твое поле было?

И сказал дед:

Мое поле было - земля божья. Где вспахал, там и поле. Земля вольная была. Своей землю не звали. Своим только труды свои называли.

Скажи же, - говорит царь, - мне еще два дела: одно дело - отчего прежде такое зерно рожалось, а нынче не родится? А другое дело - отчего твой внук шел на двух костылях, сын твой пришел на одном костыле, а ты вот пришел и вовсе легко; глаза у тебя светлые, и зубы крепкие, и речь ясная и приветная? Отчего, скажи, дедушка, эти два дела сталися?

И сказал старик:

Оттого оба дела сталися, что перестали люди своими трудами жить, - на чужое стали зариться. В старину не так жили: в старину жили по-божьи; своим владали, чужим не корыстовались.