Анализ стихотворения "Звезда полей". Рубцов как представитель тихой лирики

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Рубцову.

Я хочу рассказать о стихотворении, которое произвело на меня самое сильное впечатление из всего что-либо читанного мной в русской поэзии. Выражаясь грубо, но предельно точно, въехал я в него не сразу. Первое прочтение в далёкой уже молодости этого широко известного произведения Николая Рубцова запомнилось и, конечно, оставило глубокий след в моей русской душе. Но осознание поэтики рубцовского шедевра, так сказать, на интеллектуальном уровне восприятия пришло уже позже, когда я уже серьёзно стал заниматься стихосложением. Стихотворение совсем небольшое по объёму - всего четыре катрена:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ




И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений


Она горит над зимним серебром...


Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,

Горит, горит звезда моих полей...

Стихотворение написано классическим пятистопным ямбом. Использована традиционная наиболее употребительная рифмовка строк: АВАВ. Да, стихи напевные... Да, рифмы не стертые, присутствуют и весьма изощрённые неточные рифмы. Да, слова и выражения просты и доходчивы... Но в чем же заключена завораживающая поэтическая сила этого стихотворения?.. Исключительно красив, сложен и глубок образ, созданный поэтом относительно простыми техническими средствами. Я бы даже сказал, изощрённый в своей кажущейся простоте образ! Он возник и оформился в своем художественном развитии уже в первой редакции стихотворения:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.
Звезда полей горит, не угасая,
Над посветлевшей крышею моей!
Светила мне звезда родного края
Среди земель далеких и морей!
По городам чужим и по курганам,
И по волнам, блуждающим в ночи,
И по пескам пустыни ураганной -
Везде ее рассеяны лучи!
Но только здесь, над родственным пределом,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Еще горит звезда моих полей!

Любопытно, что замысел "Звезды полей" Рубцова возник не самостоятельно, а под влиянием другого стихотворения известного поэта - Владимира Соколова:

Владимир Соколов
ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, звезда полей над отчим домом
И матери моей печальная рука...» –
Осколок песни той вчера за тихим Доном
Из чуждых уст настиг меня издалека.

И воцарился мир, забвенью не подвластный.
И воцарилась даль – во славу ржи и льна...
Нам не нужны слова в любви настолько ясной,
Что ясно только то, что жизнь у нас одна.

Звезда полей, звезда! Как искорка на сини!
Она зайдет! Тогда зайти звезде моей.
Мне нужен черный хлеб, как белый снег
пустыне,
Мне нужен белый хлеб для женщины твоей.

Подруга, мать, земля, ты тленью не подвластна.
Не плачь, что я молчу: взрастила, так прости.
Нам не нужны слова, когда настолько ясно
Все, что друг другу мы должны произнести.

Рубцов нашел у Соколова идею красивого образа и красивое название "Звезда полей", и, видимо, в благодарность за редкую находку посвятил уже свою "Звезду полей" Владимиру Соколову. Но затем посвящение снял... Как-то само собой укоренилось незамысловатое объяснение этому факту: поссорились, мол, два поэта. Думается, что и этот мотив присутствовал. Однако есть и главный мотив: "звезда полей" у Соколова не оригинальная! Осколок песни поэт Соколов не сочинил сам и не подслушал, собирая фольклор. Осколок песни про звезду полей он без особых церемоний взял из текста "Конармии" Исаака Эммануиловича Бабеля. Правда, у Бабеля эта песня не донская, как у Соколова, а кубанская... Мне не удалось обнаружить следов этой народной песни в интернете. А оставленное нам Паустовским воспоминание о том, как он с Бабелем якобы распевал эту народную песню лишь вызывают улыбку. Профессиональный кудесник слова - Паустовский не смог вспомнить из горячо полюбившейся приятелям (Бабелю и Паустовскому) песни ни буквой больше, чем напечатано дважды в бабелевской коротенькой новелле:

1) "Звезда полей, - запел он, - звезда полей над отчим домом

2) "Звезда полей, - пел он, - звезда полей над отчим домом,
и матери моей печальная рука..."

Скорее всего, перед нами любопытная литературная игра- мистификация Бабеля, в которую охотно включился и Паустовский. Скорее всего, талантливый прозаик Бабель сочинил самостоятельно эти две строки, полностью процитированные в стихотворении Соколова. На мой субъективный взгляд, ничего ценного, за исключением двух строк, сочиненных, по всей видимости, Бабелем, в стихотворении Владимира Соколова нет. Вместо непреходящих поэтических ценностей наблюдается каша плохо взаимосвязанных мыслей и корявых тропов, слегка напоминающая лёгкий бред. А строка "Мне нужен черный хлеб, как белый снег пустыне..." чудесным образом заставляет меня вспомнить о ненужности пассатижей в женской бане.
Однако вернёмся к поэзии Рубцова! Теперь сопоставим первоначальную редакцию стихотворения и канонический его текст, всем нам знакомый. Проделана очень серьёзная работа по окончательной огранке!
Рубцов оставил главное и отсек всё лишнее - слетела крыша! Исчезли малосущественные подробности далёких мест, откуда можно разглядеть звезду. (Для себя заметим, что довольно неуклюжая бабелевская "печальная рука" была отсечена уже в первой редакции стихотворения Рубцова.) Поэт сконцентрировался на главном - своей поразительно художественной находке: на ночной яркой звезде, отражающейся в студёной полынье.
Почему звезда, а не луна, например? Это просто. Звезда - указатель судьбы. Звезда полей... Но и без всяких полей - просто про звезду - у нас имеется прекрасный старинный романс, написаный аж в 1846 году композитором Петром Булаховым на слова Владимира Чуевского, студента юридического факультета Московского университета. Приведу авторский текст Чуевского, присовокупив к нему последовавшие искажения-доработки безымянных авторов:

Первый куплет:

Гори, гори, моя звезда,
Волшебно благодатная.
Ты будешь вечно не закатная,
Другой не будет никогда.

Искажение:
Гори, гори моя звезда,
Звезда любви (Гори звезда) приветная.
Ты у меня одна заветная,
Друг(иной) не будет никогда.

Второй куплет:

Сойдёт ли ночь на Землю ясную,
Звёзд ярких - много в облаках.
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в полночных мне лучах.

Искажение:
Сойдёт ли ночь на Землю ясная,
Звёзд много блещет в небесах.
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в отрадных мне лучах.

Третий куплет:

Звезда любви, Звёзда волшебная,
Звезда моих минувших дней.
Ты будешь вечно неизменною,
В душе Проснувшейся моей.

Искажение:
Звезда надежды благодатная,
Звезда (моих волшебных; любви волшебных; прошедших лучших; моих минувших) дней.
Ты будешь вечно (незакатная; незабвенная),
В душе (измученной; тоскующей) моей. (в одном из издании нач. 20 века: "В груди истерзанной моей")

Последний куплет:

Лучей твоих, неясной Силою,
Вся жизнь моя озарена,
Умру ли я, и над могилою,
Гори, сияй, моя Звезда.

Искажение:
Твоих лучей небесной силою,
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я - ты над могилою,
Гори, гори, моя звезда.

Полагаю, что такое количество доработок обусловлено не столько несовершенством изначальных стихов Чуевского, сколько удивительно точным попаданием самодеятельного стихотворца Чуевского самой темой романса и обозначенным в нём образом в самое сердце русских людей. Сравниваешь простенький, бесхитростный текст этого романса, например, с вышеприведённым "навороченным" стихотворением Владимира Соколова, и понимаешь, как трудно написать что-либо действительно самобытное и убедительное про звёзду. Рубцову это удалось через край: на его стихотворение "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" написано несчетное количество разной музыки! Думаю, что время лучшего музыкального воплощения этих рубцовских стихов ещё не настало.
Но продолжим сопоставление первой редакции и окончательного текста стихотворения... О какой именно звезде на небе написал Рубцов? Подобный вопрос поставит в тупик самого благодарного слушателя великого романса "Гори, гори, моя звезда". В окончательном тексте стихотворения "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" Рубцов сумел дать однозначный ответ: Сириус! Почему Сириус? После Солнца и Луны Венера - самый яркий небесный объект. Эту звезду (точнее, планету) можно увидеть только после захода Солнца на западе или перед восходом солнца на востоке. В рубцовской же "ЗВЕЗДЕ ПОЛЕЙ" читаем:

" Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою..."

Значит, Венера отпадает. Следует заметить, что Рубцов всё-таки не обидел Венеру: у него есть стихотворение и про неё. Самая яркая звезда ночного неба - Сириус. Сириус можно наблюдать с ноября по февраль. Из-за близости звезды к горизонту наблюдать её не всегда просто... Читаем у Рубцова:

" Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром..."

Уверен, что Рубцов, конечно-же, хорошо знал стихотворение Ивана Алексеевича Бунина "Сириус", написанное Буниным в самом начале вынужденной эмиграции под несомненном влиянием стихотворца Чуевского:

Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?
Очарованье безответное
Снегов и лунной высоты?

Где вы, скитания полночные
В равнинах светлых и нагих,
Надежды, думы непорочные
Далеких юных лет моих?

Пылай, играй стоцветной силою,
Неугасимая звезда,
Над дальнею моей могилою,
Забытой богом навсегда!

Сириус у Бунина угадывается из текста стихотворения. Но Бунин не случайно прямо указал на звезду в самом названии своего стихотворения - для сомневающихся. У Рубцова описание Сириуса много точнее. Замечу, и художественнее...

Почему же всё-таки у Рубцова звезда полей, а не просто звезда, как у Бунина? Или, к примеру, не звезда лесов? В России лесов не меньше, чем полей... Поле - это образ -напоминание о трудах человеческих, о поприще и предназначении человека. Ибо без трудов человеческих поле у нас довольно быстро зарастает кустарником и лесом или, в лучшем случае, на южных окраинах превращается в дикую степь.
Вот мы и подошли к очень рубцовскому - к полынье... Прекрасная картина двух звёзд: одна на небе, а другая в виде отражения на земле сближает это стихотворение Рубцова с философской лирикой его любимого поэта - Федора Ивановича Тютчева. У Рубцова в этом стихотворении сложился, возможно, самый глубокий, я бы сказал, самый диалектический образ во всей русской поэзии. Небесная возвышенность помыслов о предназначении человека отражается в трагизме его земных испытаний... Полынья, или естественная прорубь во льду, не означает в наших сонниках ничего хорошего… Оказаться во сне в проруби - значит пережить достаточно сильное потрясение. И смотрите: именно о "минутах потрясений" говорит лирический герой рубцовского стихотворения! Ночная полынья - трагический, ужасный сюжет в душах нашего народа. Полынья сама по себе исключительно опасна. Вспомним, например, кошмарную леденящую душу Дорогу жизни в блокадный Ленинград. Но полынья ночью - это ещё и тайное злодейство и сокрытие жертв этого злодейства в ледяной воде. Вспоминаются зверства Ивана Грозного. Вспомннается трагическая и глубоко запавшая в память народа кончина славного адмирала и великого патриота России - Колчака, по преданиям очень любившего петь романс "Гори, гори, моя зезда".
Вы скажете, образ звезды, отражающейся в полынье, мог случайным образом возникнуть и у просто способного и наблюдательного стихотворца. Гениальность Рубцова выразилась с особой силой в самом художественном воплощении, в творческом развитии образа. Стихотворение прекрасно! А концовка его меня просто потрясает:

" Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней..."

В нынешние времена многие из нас ездили в Египет и невооруженным глазом наблюдали, как ярко и высоко над небосклоном восходит там Сириус - магическая звезда, по восходу которой тамошние жрецы предсказывали разлив кормильца египтян - Нила! Но у Рубцова в ненастной России звезла Сириус светит ярче, а цвет её свечения более насыщен (полней)... Полный абсурд! Да, с научной точки зрения.(Рубцовская Вологда находится у самого 57 градуса северной широты, выше которой созвездие Большого Пса уже целиком наблюдать не возможно, но его главная звезда - Сириус все еще видна в южной части неба вплоть до широт Петрозаводска...) Однако с точки зрения великого искусства - здесь Рубцов поднимается до гоголевских вершин русской поэзии:

"Редкая птица долетит до середины Днепра".

Вроде, полная чушь! Любая, умеющая летать, долетит... Гипербола... Зато какая!!
Ничего не бывает случайного в поэзии: Рубцов знал и любил Гоголя. У него даже есть стихотворение про Николая Васильевича Гоголя, которое называется "Однажды"... Внутренняя правда художественного образа выше всех других правд - и здравого смысла, и исторической правды! Так по-гоголевски гениальный лирик Николай Михайлович Рубцов в своём стихотворении "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" сказал великую правду: правду про свою безграничную любовь к Родине.

Николай РУБЦОВ

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Музыка - И.С.Бах-Э.Артемьев
читает Виктор Астраханцев
= = = = = = = = = = =


Звезда полей во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...

1964

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Сегодня, 18-го января, в день ухода из жизни Николая Рубцова в 1971 году, участники нашего сайта своими стихами, отзывами и комментариями отмечают память замечательного русского поэта.
В душе каждого чувствующего человека своя магнитная стрелка, свой постоянный полюс, который организует пространство, дает постоянный ориентир, неизменный ни при каких обстоятельств, как бы ни были соблазнительны своими достижениями и обустройством иные страны и системы.
Этот полюс в постоянной и неизменной любви к своей стране. Эта любовь, как светящая вне времени неугасимая «звезда полей», живет в стихах Николая Рубцова.
Это заставляет снова и снова вчитываться в его стихи «Видения на холме», в которых описана картина нового нашествия на Россию батыев новых времен.
А для нас, сегодняшних, эти видения все более зримо выползают из тумана воображения и стремятся воплотиться в тяжелую реальность.
И все же в провидческих стихах Рубцова читается надежда. Она в том уточнении, что этот "лес крестов" вырастит «в окрестностях России», т.е. в это местности, прилегающей к ней. А это уже действительность наших дней - уже год, как в братской стране восходят черные дымы уличных боев и сгоревшей военной техники.
Светлая надежда звучит и в финальных строчках этих стихов:
« И надо мной – бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье.»
Да будет так! Да будут и впредь спокойны звезды над нашею Россией!

Поэт живет до тех пор, пока живут его стихи, пока их читают, - кто шепотом, кто молитвенно, кто в крике или хрипе. И в этих звуках, в волнениях сердца доходит до нас душа и слово поэта.
Светлая память поэту - пророку Николаю Рубцову!



= = = =
Приношение Николаю Рубцову:

Анатолий Болгов_ стихи_ Грибные веяния: https://www.сайт/work/1144661/
Николай Климкин_ стихи_ Памяти Николая Рубцова https://www.сайт/work/163512/
Владимир Моисеенков_ декламация стихов Н. Рубцова "Я буду скакать по холмам..."
https://www.сайт/work/1236995/
Сергей Морозов_ песня на стихи Н.Рубцова "Старая дорога" : https://www.сайт/work/22533/
[ Roman Lomkin ] _ декламация стихов Н.Рубцова "Чудный месяц плывет над рекою"
https://www.сайт/work/1236327/
Лидия Смирнова_Часть нашего духовного наследия (О Николае Рубцове)
https://www.сайт/work/481824/
САЗАНЫЧ _ песня на стихи Н.Рубцова «Березы»
https://www.сайт/work/1237020/
Светлана Старусова_ песня на стихи Н.Рубцова «Горница»
https://www.сайт/work/1236999/
Светлана Старусова_ исполнение стихов Н.Рубцова «Гололедица»
https://www.сайт/work/1236994/

Валерий Таиров_ стихи: "Николаю Рубцову. Успокоение души" https://www.сайт/work/1236753/
Валерий Таиров_ Николай Рубцов – поэт печали и тревоги ч. 1 https://www.сайт/work/966145/
Валерий Таиров_ Николай Рубцов – поэт печали и тревоги ч. 2
https://www.сайт/work/966148/
Валерий Таиров_ Николай Рубцов – поэт печали и тревоги ч. 3
https://www.сайт/work/966156/
Валерий Таиров_ Рубцов о море : https://www.сайт/work/1229113/
Игорь Царев_ Выпьем, братцы, за Рубцова:
https://www.сайт/work/855583/

= = = =
Другие звукозаписи стихов Николая Рубцова
в интерпретации Виктора Астраханцева:

В минуты музыки:https://www.сайт/work/246086/
Видение на холме:https://www.сайт/work/307976/
Деревенские ночи:https://www.сайт/work/275369/
Журавли:https://www.сайт/work/721314/
Звезда полей:https://www.сайт/work/307979/
Тихая моя родина:https://www.сайт/work/246088/
Плыть, плыть, плыть…:https://www.сайт/work/1229488/
Посвящение другу: https://www.сайт/work/246306/

===============================

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Рубцову.

Я хочу рассказать о стихотворении, которое произвело на меня самое сильное впечатление из всего что-либо читанного мной в русской поэзии. Выражаясь грубо, но предельно точно, въехал я в него не сразу. Первое прочтение в далёкой уже молодости этого широко известного произведения Николая Рубцова запомнилось и, конечно, оставило глубокий след в моей русской душе. Но осознание поэтики рубцовского шедевра, так сказать, на интеллектуальном уровне восприятия пришло уже позже, когда я уже серьёзно стал заниматься стихосложением. Стихотворение совсем небольшое по объёму - всего четыре катрена:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ



И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Она горит над зимним серебром...


Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
Горит, горит звезда моих полей...

Стихотворение написано классическим пятистопным ямбом. Использована традиционная наиболее употребительная рифмовка строк: АВАВ. Да, стихи напевные... Да, рифмы не стертые, присутствуют и весьма изощрённые неточные рифмы. Да, слова и выражения просты и доходчивы... Но в чем же заключена завораживающая поэтическая сила этого стихотворения?.. Исключительно красив, сложен и глубок образ, созданный поэтом относительно простыми техническими средствами. Я бы даже сказал, изощрённый в своей кажущейся простоте образ! Он возник и оформился в своем художественном развитии уже в первой редакции стихотворения:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.
Звезда полей горит, не угасая,
Над посветлевшей крышею моей!
Светила мне звезда родного края
Среди земель далеких и морей!
По городам чужим и по курганам,
И по волнам, блуждающим в ночи,
И по пескам пустыни ураганной -
Везде ее рассеяны лучи!
Но только здесь, над родственным пределом,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Еще горит звезда моих полей!

Любопытно, что замысел "Звезды полей" Рубцова возник не самостоятельно, а под влиянием другого стихотворения известного поэта - Владимира Соколова:

Владимир Соколов
ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, звезда полей над отчим домом
И матери моей печальная рука...» –
Осколок песни той вчера за тихим Доном
Из чуждых уст настиг меня издалека.

И воцарился мир, забвенью не подвластный.
И воцарилась даль – во славу ржи и льна...
Нам не нужны слова в любви настолько ясной,
Что ясно только то, что жизнь у нас одна.

Звезда полей, звезда! Как искорка на сини!
Она зайдет! Тогда зайти звезде моей.
Мне нужен черный хлеб, как белый снег
пустыне,
Мне нужен белый хлеб для женщины твоей.

Подруга, мать, земля, ты тленью не подвластна.
Не плачь, что я молчу: взрастила, так прости.
Нам не нужны слова, когда настолько ясно
Все, что друг другу мы должны произнести.

Рубцов нашел у Соколова идею красивого образа и красивое название "Звезда полей", и, видимо, в благодарность за редкую находку посвятил уже свою "Звезду полей" Владимиру Соколову. Но затем посвящение снял... Как-то само собой укоренилось незамысловатое объяснение этому факту: поссорились, мол, два поэта. Думается, что и этот мотив присутствовал. Однако есть и главный мотив: "звезда полей" у Соколова не оригинальная! Осколок песни поэт Соколов не сочинил сам и не подслушал, собирая фольклор. Осколок песни про звезду полей он без особых церемоний взял из текста "Конармии" Исаака Эммануиловича Бабеля. Правда, у Бабеля эта песня не донская, как у Соколова, а кубанская... Мне не удалось обнаружить следов этой народной песни в интернете. А оставленное нам Паустовским воспоминание о том, как он с Бабелем якобы распевал эту народную песню лишь вызывают улыбку. Профессиональный кудесник слова - Паустовский не смог вспомнить из горячо полюбившейся приятелям (Бабелю и Паустовскому) песни ни буквой больше, чем напечатано дважды в бабелевской коротенькой новелле:

1) "Звезда полей, - запел он, - звезда полей над отчим домом

2) "Звезда полей, - пел он, - звезда полей над отчим домом,
и матери моей печальная рука..."

Скорее всего, перед нами любопытная литературная игра- мистификация Бабеля, в которую охотно включился и Паустовский. Скорее всего, талантливый прозаик Бабель сочинил самостоятельно эти две строки, полностью процитированные в стихотворении Соколова. На мой субъективный взгляд, ничего ценного, за исключением двух строк, сочиненных, по всей видимости, Бабелем, в стихотворении Владимира Соколова нет. Вместо непреходящих поэтических ценностей наблюдается каша плохо взаимосвязанных мыслей и корявых тропов, слегка напоминающая лёгкий бред. А строка "Мне нужен черный хлеб, как белый снег пустыне..." чудесным образом заставляет меня вспомнить о ненужности пассатижей в женской бане.
Однако вернёмся к поэзии Рубцова! Теперь сопоставим первоначальную редакцию стихотворения и канонический его текст, всем нам знакомый. Проделана очень серьёзная работа по окончательной огранке!
Рубцов оставил главное и отсек всё лишнее - слетела крыша! Исчезли малосущественные подробности далёких мест, откуда можно разглядеть звезду. (Для себя заметим, что довольно неуклюжая бабелевская "печальная рука" была отсечена уже в первой редакции стихотворения Рубцова.) Поэт сконцентрировался на главном - своей поразительно художественной находке: на ночной яркой звезде, отражающейся в студёной полынье.
Почему звезда, а не луна, например? Это просто. Звезда - указатель судьбы. Звезда полей... Но и без всяких полей - просто про звезду - у нас имеется прекрасный старинный романс, написаный аж в 1846 году композитором Петром Булаховым на слова Владимира Чуевского, студента юридического факультета Московского университета. Приведу авторский текст Чуевского, присовокупив к нему последовавшие искажения-доработки безымянных авторов:

Первый куплет:

Гори, гори, моя звезда,
Волшебно благодатная.
Ты будешь вечно не закатная,
Другой не будет никогда.

Искажение:
Гори, гори моя звезда,
Звезда любви (Гори звезда) приветная.
Ты у меня одна заветная,
Друг(иной) не будет никогда.

Второй куплет:

Сойдёт ли ночь на Землю ясную,
Звёзд ярких - много в облаках.
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в полночных мне лучах.

Искажение:
Сойдёт ли ночь на Землю ясная,
Звёзд много блещет в небесах.
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в отрадных мне лучах.

Третий куплет:

Звезда любви, Звёзда волшебная,
Звезда моих минувших дней.
Ты будешь вечно неизменною,
В душе Проснувшейся моей.

Искажение:
Звезда надежды благодатная,
Звезда (моих волшебных;любви волшебных;прошедших лучших;моих минувших) дней.
Ты будешь вечно (незакатная;незабвенная),
В душе (измученной;тоскующей) моей. (в одном из издании нач. 20 века: "В груди истерзанной моей")

Последний куплет:

Лучей твоих, неясной Силою,
Вся жизнь моя озарена,
Умру ли я, и над могилою,
Гори, сияй, моя Звезда.

Искажение:
Твоих лучей небесной силою,
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я - ты над могилою,
Гори, гори, моя звезда.

Полагаю, что такое количество доработок обусловлено не столько несовершенством изначальных стихов Чуевского, сколько удивительно точным попаданием самодеятельного стихотворца Чуевского самой темой романса и обозначенным в нём образом в самое сердце русских людей. Сравниваешь простенький, бесхитростный текст этого романса, например, с вышеприведённым "навороченным" стихотворением Владимира Соколова, и понимаешь, как трудно написать что-либо действительно самобытное и убедительное про звёзду. Рубцову это удалось через край: на его стихотворение "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" написано несчетное количество разной музыки! Думаю, что время лучшего музыкального воплощения этих рубцовских стихов ещё не настало.
Но продолжим сопоставление первой редакции и окончательного текста стихотворения... О какой именно звезде на небе написал Рубцов? Подобный вопрос поставит в тупик самого благодарного слушателя великого романса "Гори, гори, моя звезда". В окончательном тексте стихотворения "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" Рубцов сумел дать однозначный ответ: Сириус! Почему Сириус? После Солнца и Луны Венера - самый яркий небесный объект. Эту звезду (точнее, планету) можно увидеть только после захода Солнца на западе или перед восходом солнца на востоке. В рубцовской же "ЗВЕЗДЕ ПОЛЕЙ" читаем:

" Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою..."

Значит, Венера отпадает. Следует заметить, что Рубцов всё-таки не обидел Венеру: у него есть стихотворение и про неё. Самая яркая звезда ночного неба - Сириус. Сириус можно наблюдать с ноября по февраль. Из-за близости звезды к горизонту наблюдать её не всегда просто... Читаем у Рубцова:

" Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром..."

Уверен, что Рубцов, конечно-же, хорошо знал стихотворение Ивана Алексеевича Бунина "Сириус", написанное Буниным в самом начале вынужденной эмиграции под несомненном влиянием стихотворца Чуевского:

Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?
Очарованье безответное
Снегов и лунной высоты?

Где вы, скитания полночные
В равнинах светлых и нагих,
Надежды, думы непорочные
Далеких юных лет моих?

Пылай, играй стоцветной силою,
Неугасимая звезда,
Над дальнею моей могилою,
Забытой богом навсегда!

Сириус у Бунина угадывается из текста стихотворения. Но Бунин не случайно прямо указал на звезду в самом названии своего стихотворения - для сомневающихся. У Рубцова описание Сириуса много точнее. Замечу, и художественнее...

Почему же всё-таки у Рубцова звезда полей, а не просто звезда, как у Бунина? Или, к примеру, не звезда лесов? В России лесов не меньше, чем полей... Поле - это образ -напоминание о трудах человеческих, о поприще и предназначении человека. Ибо без трудов человеческих поле у нас довольно быстро зарастает кустарником и лесом или, в лучшем случае, на южных окраинах превращается в дикую степь.
Вот мы и подошли к очень рубцовскому - к полынье... Прекрасная картина двух звёзд: одна на небе, а другая в виде отражения на земле сближает это стихотворение Рубцова с философской лирикой его любимого поэта - Федора Ивановича Тютчева. У Рубцова в этом стихотворении сложился, возможно, самый глубокий, я бы сказал, самый диалектический образ во всей русской поэзии. Небесная возвышенность помыслов о предназначении человека отражается в трагизме его земных испытаний... Полынья, или естественная прорубь во льду, не означает в наших сонниках ничего хорошего… Оказаться во сне в проруби - значит пережить достаточно сильное потрясение. И смотрите: именно о "минутах потрясений" говорит лирический герой рубцовского стихотворения! Ночная полынья - трагический, ужасный сюжет в душах нашего народа. Полынья сама по себе исключительно опасна. Вспомним, например, кошмарную леденящую душу Дорогу жизни в блокадный Ленинград. Но полынья ночью - это ещё и тайное злодейство и сокрытие жертв этого злодейства в ледяной воде. Вспоминаются зверства Ивана Грозного. Вспоминается трагическая и глубоко запавшая в память народа кончина славного адмирала и великого патриота России - Колчака, по преданиям очень любившего петь романс "Гори, гори, моя зезда".
Вы скажете, образ звезды, отражающейся в полынье, мог случайным образом возникнуть и у просто способного и наблюдательного стихотворца. Гениальность Рубцова выразилась с особой силой в самом художественном воплощении, в творческом развитии образа. Стихотворение прекрасно! А концовка его меня просто потрясает:

" Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней..."

В нынешние времена многие из нас ездили в Египет и невооруженным глазом наблюдали, как ярко и высоко над небосклоном восходит там Сириус - магическая звезда, по восходу которой тамошние жрецы предсказывали разлив кормильца египтян - Нила! Но у Рубцова в ненастной России звезла Сириус светит ярче, а цвет её свечения более насыщен (полней)... Полный абсурд! Да, с научной точки зрения. (Рубцовская Вологда находится у самого 57 градуса северной широты, выше которой созвездие Большого Пса уже целиком наблюдать не возможно, но его главная звезда - Сириус все еще видна в южной части неба вплоть до широт Петрозаводска...) Однако с точки зрения великого искусства - здесь Рубцов поднимается до гоголевских вершин русской поэзии:

"Редкая птица долетит до середины Днепра".

Вроде, полная чушь! Любая, умеющая летать, долетит... Гипербола... Зато какая!!
Ничего не бывает случайного в поэзии: Рубцов знал и любил Гоголя. У него даже есть стихотворение про Николая Васильевича Гоголя, которое называется "Однажды"... Внутренняя правда художественного образа выше всех других правд - и здравого смысла, и исторической правды! Так по-гоголевски гениальный лирик Николай Михайлович Рубцов в своём стихотворении "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" сказал великую правду: правду про свою безграничную любовь к Родине.

Я очень люблю стихи Есенина... Есть в есенинской певучей поэзии прелесть незабываемая, неотразимая. Так писал в конце 1950 года в эмиграции бывший поэт-акмеист «второго призыва» Георгий Адамович. Тот самый, который при жизни Есенина называл его поэзию до крайности скудной, жалкой и беспомощной, а в воспоминаниях, опубликованных в парижском «Звене» в начале 1926 года, заметил: «Поэзия Есенина - слабая поэзия»; «поэзия Есенина не волнует меня нисколько и не волновала никогда»

В 1903 году в журнале «Новый путь» появилась первая рецензия, написанная Александром Блоком. Не случайной была его встреча с изданием, во главе которого стояли 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский. До личного знакомства с ними (в марте 1902 года) Блок много и внимательно изучал сочинения Мережковского, и как отмечает Вл. Орлов: «Почти все размышления Блока в юношеском дневнике об антиномии языческого и христианского мировоззрений («плоти» и «духа»).

Подобно живой жизни, поэзия - всегда в вечном и неустанном движении к идеалу добра и красоты, в постоянном настойчивом стремлении запечатлеть в Слове неповторимый Лик родной земли. «...Моя лирика жива одной большой любовью: любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Есенин был убежден: «нет поэта без родины». Убежден с юношеских лет, с первых своих шагов в русской поэзии.

Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе, после того, как его отчисляют из литературного института.

Стихотворение написано в литературном жанре под названием «Элегия». Элегия- это литературное произведение, которое несет в себе грусть. Элегией также могут считаться такого рода пьесы. Итак, о чем же говорится в стихотворении?

Главную роль в стихотворении занимает любовь лирического героя к родному краю, интересно, что имеется в виду не только Родина в целом, но и малая Родина. Рубцов написал стихотворение в Никольском, это место, где он провел свое детство, то есть его малая Родина. Уже тогда Николай Рубцов решил писать для всех людей, которым это нужно.

Центральный образ стихотворения Рубцова- звезда полей. Многие ли поймут, что звезда полей символизирует родной край? Однако так и есть. Не зря символом выступает звезда, это означает вечность, непоколебимость. Эта звезда горит и осенью и зимой, без конца она освещает своим приветливым теплым светом. Достаточно провести параллель, чтобы осознать связь родного села поэта и звезды. Конечно, звезда не напрямую означает Никольское, просто именно там звезда горит ярче всего. Можно догадаться, что Николаю Рубцову всегда дарит тепло его малая Родина, любимый край.

Действительно прекрасно стихотворение сравнением, глубоким и простым смыслом. Оно одновременно написано для всех людей, современников поэта, и как личное обращение поэта к Никольскому. Светит звезда для всех жителей тревожных, но ведь она кажется читателю вечной и особенно яркой именно в родном краю Николая Рубцова.

При прочтении данного стихотворения всегда приходят образы яркой потрясающей звезды, столь же красивой, как и родная земля. Это стихотворение будет вечным символом красоты Родины.

Анализ стихотворения Звезда полей по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Благодарность Лермонтова (За все, за все тебя благодарю я)

    После первого прочтения может сложиться ощущение, будто Лермонтов в стихотворении За все, за все тебя благодарю я.. обращается к девушке, с которой имеет какие-то отношения. Подобное ощущение может складываться

  • Анализ стихотворения Письма римскому другу Бродского

    Рассмотрим произведение Иосифа Александровича Бродского «Письма римскому другу», созданного им в 1972 году. В названии есть добавление «Из Марциала», это пояснение к стихотворению по темам римского сказания

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю...

    Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить

  • Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс

    Данное произведение было написано Сергеем Сениным в 1915 году, но опубликовали его только в 1919. По воспоминаниям современников автора, Есенин, читая стихотворение перед публикой, не стеснялся своих слёз, чем смешил добрую часть слушателей

  • Анализ стихотворений Антона Дельвиг

    Анализ произведений Антона Дельвиг