Басня лев и волк - крылов иван андреевич.


О фатальной ошибке Волка, который не учел своего положения и своровал еду из тарелки Льва, поведает басня «Лев и Волк» Крылова.

Читать текст басни:

Лев убирал за завтраком ягнёнка;
А собачонка,
Вертясь вкруг царского стола,
У Льва из-под когтей кусочек урвала;
И Царь зверей то снёс, не огорчась нимало:
Она глупа ещё и молода была.

Увидя то, на мысли Волку вспало,
Что Лев, конечно, не силён,
Коль так смирён:
И лапу протянул к ягнёнку также он.

Ан вышло с Волком худо:
Он сам ко Льву попал на блюдо.
Лев растерзал его, примолвя так: «Дружок,
Напрасно, смoтря на собачку,
Ты вздумал, что тебе я также дам потачку:
Она ещё глупа, а ты уж не щенок!»

Мораль басни Лев и Волк:

Мораль басни – в последних двух строках. Лев обращается к Волку со словами: собачка еще молода и глупа, поэтому без боязни стащила из царской тарелки кусок мяса. А у Волка уже было достаточно ума, чтобы понимать: Лев сильнее его, и не позволит таких поступков. В реальной жизни случается так, что человек позволяет себе совершать глупые ошибки, не соответствующие его возрасту и опыту. Потом им приходится расхлебывать последствия своих действий. Для таких людей басня и является предупреждением.

Лев и Барс рисунок

Когда-то, в старину,
Лев с Барсом вёл предолгую войну
За спорные леса, за дебри, за вертепы.
Судиться по правам - не тот у них был нрав;
Да сильные ж в правах бывают часто слепы
У них на это свой устав:
Кто одолеет, тот и прав.
Однако, наконец, не вечно ж драться -
И когти притупятся:
Герои по правам решились разобраться;
Намерились дела военны прекратить,
Окончить все раздоры,
Потом, как водится, мир вечный заключить
До первой ссоры.
«Назначим же скорей
Мы от себя секретарей, -
Льву предлагает Барс, - и как их ум рассудит,
Пусть так и будет.
Я, например, к тому определю Кота:
Зверёк хоть неказист, да совесть в нем чиста;
А ты Осла назначь: он знатного же чина,
И, к слову молвить здесь,
Куда он у тебя завидная скотина!
Поверь, как другу, мне: совет и двор твой весь
Его копытца вряд ли стоят.
Положимся ж на том,
На чем
С моим Котишком он устроит».
И Лев мысль Барса утвердил
Без спору;
Но только не Осла, Лисицу нарядил
Он от себя для этого разбору,
Примолвя про себя (как видно, знал он свет):
«Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет»

Мораль басни Лев и Барс

Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни

Словам врага или недруга нельзя доверять.

Анализ басни Лев и Барс

Крылов в очередной раз написал острую басню под названием «Лев и Барс». Это небольшая жизненная история, над которой стоит задуматься как взрослым, так и детям. Как и во многих других баснях, мораль заложена в самом конце текста в простой и понятной фразе. Впрочем, и по всему произведению присутствуют важные жизненные наставления.

Правильно подобраны звери-герои четко и ясно выражают то, что хотел сказать автор одним своим названием, к примеру, что ослик - глупый, а лиса - хитрая. Лев и Барс же славятся своей властностью, умом и силой, а недостатком является дерзость, высокомерность и хитрость. В разговоре они символизируют двуличных людей, которые улыбаются в глаза, но думают, как бы сделать подлость за спиной.

Анализируя текст с иной стороны можно увидеть, насколько осторожны в разговоре враждующие. Но не стоит доверять своим глазам в такой ситуации и лучше перестраховаться после «пожатия рук». Здесь приведен яркий пример того, что после «перемирья», обе стороны пытаются хитростью добиться желаемого результата. И наглядно показано принцип: «прав тот, кто значительно сильнее». На самом деле это глупо, смешно и нелепо смотрится со стороны, и так поступают только малоумные. Прежде чем меряться силой – стоит попытаться честно договориться.

Басня рассказывает о льве и барсе, которые вели борьбу за угодья. Но решив прекратить войну, решили назначить от себя секретарей. И пытаются обмануть друг друга.

Герои басни (персонажи)

Слушать Басню Крылова Лев и Барс

Когда человек слышит слово «басня», то ему вспоминаются И. А. Крылов, Лафонтен, Эзоп, но редко кто думает о гиганте русской прозы Л. Н. Толстом, и тем не менее он проявил себя и в этом жанре тоже. В настоящей статье будет разобрана детально мораль басни «Лев и Лисица» Толстого.

Сюжет

Жил-был Лев, а потом постарел и не мог больше охотиться на зверей, как прежде. Но он не отчаялся и решил впредь добывать себе пропитание не силой, а хитростью. Залег в пещере, притворился больным и звал к себе разных зверей (съедобных, разумеется) в гости, чтобы они его проведывали. Животные в пещеру входили и обратно домой уже не возвращались. Однажды на огонек ко Льву заглянула Лисица, но она оказалась умнее других зверей. Кума волка в русских сказках остановилась у входа в пещеру, где лежал «больной» Лев, когда же он спросил, почему она не проходит в его апартаменты, Лиса ответила так: «Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет». Такая вот история, а мораль басни «Лев и Лисица» Л. Н. Толстого следует далее. Она рельефнее высвечивается в процессе сравнения с оригиналом Эзопа.

Трудности перевода. Эзоп и Л. Н. Толстой

У древнего грека такой же сюжет, но у него последняя фраза Лисы: «И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов ведет много, а из пещеры - ни одного».

У Эзопа мораль басни «Лев и Лисица» лишь в том, что умный человек может обойти любую хитрость. Толстой же, когда переводил эту басню, несколько изменил концовку. Слово «след» обозначает отпечаток, оставленный человеком или зверем, вполне конкретный объект. Когда же Лиса у Льва Николаевича говорит: «Входов много, а выхода нет», - то в этом слышится уже что-то такое экзистенциальное, как будто Лиса вещает от лица автора и выносит вердикт всему сущему. Вот такую разную интерпретацию можно получить в теме «Мораль басни «Лев и Лисица», если проанализировать только последние слова Лисицы у Эзопа и Л. Н. Толстого.

М. А. Булгаков и завет: «Никогда и ничего не просить у тех, кто выше вас»

Идем дальше и все глубже погружаемся в сферу чистой, не научной, но литературной фантастики. Если бы М. А. Булгаков мог публично поразмышлять о моральном смысле басни Л. Н. Толстого, то вышло бы следующее: создатель «Мастера», конечно, сразу бы сделал Лисицу (а скорее, у него был бы Лис) персонификацией творческого человека, а Лев, ясное дело, - это олицетворение власти. И вот на основании такой не слишком сложной модели можно прочесть мораль басни «Лев и Лисица» Толстого совсем не так, как хотел обитатель Ясной Поляны, когда читал ее крестьянским деткам в собственноручно созданной им школе. М. А. Булгаков сказал бы: творческому человеку следует опасаться власти и держаться от нее на почтительном расстоянии. Говорить с ней следует так, чтобы ничем ее не задеть и ни в коем случае не показать своего превосходства, ни умственного, ни нравственного. Жизненно, да? Таково прочтение и интерпретация темы «Мораль басни «Лев и Лисица» Толстого» в стилистике М. А. Булгакова. Стоит сказать, что сам-то автор «Собачьего сердца» втайне надеялся, что власть его все-таки заметит и облагодетельствует. Но все равно, как и в высшей степени проницательный, он все равно выбрал для себя в качестве основной стратегии поведения с властью осторожность, и был совершенно прав, ибо дадут или не дадут дары - неизвестно, но вот раздавить могут в одну минуту запросто.

Уроки классиков и современность

Современны ли наставления греческого и русского классиков? Конечно, да, более того, и та интерпретация взглядов Булгакова, которая дана в настоящей статье, также актуальна. все еще те же на русской земле, что и 80 лет назад, правда, политический климат намного мягче. И у нас даже есть свобода слова сейчас, но по-прежнему лучше с властью не заигрывать и ей слепо не доверять - проглотит в один момент при случае.

Если же возвращаться к главному герою повествования и его нравственному посылу, то мораль басни «Лев и Лисица» Толстого по-прежнему актуальна: ребенку все еще неплохо знать, что если он будет хорошо учиться, то он сможет распознать любую хитрость и блестяще на нее ответить. Хорошо и то, что он узнает: на любую силу можно ответить хитростью, и вот уже сильный - слаб, а слабый - силен. Отсюда вытекает: как бы человек ни был силен, ему все равно надо учиться.

Доктор Хаус: «Все лгут», и «Люди не меняются»

Напоследок интерпретация одного из «героев нашего времени», современного «Шерлока Холмса» от медицины - Доктора Хауса. Если бы ему предложили ответить на вопрос, какова мораль басни «Лев и Лисица» Толстого? Он бы сказал в своем цинично-ироничном стиле: она в том, что люди (и звери) не меняются, и все безостановочно лгут. А значит, Льву верить никак нельзя. Соответственно, Лиса все сделала правильно. И конечно, лучший выдуманный диагност на свете не оставил бы Льва без диагноза и лечения. В финале истории Лев смог бы бегать и убивать зверей как обычно. Таким получилось изложение темы «Мораль басни «Лев и Лисица» своими словами.

О том, как могущественный Лев присвоил себе добычу остальных зверей, поведает басня «Лев на ловле» Крылова.

Читать текст басни:

Собака, Лев да Волк с ЛисойВ соседстве как-то жили,И вот какойМежду собойОни завет все положили:Чтоб им зверей съобща ловить,И что наловится, всё поровну делить. Не знаю, как и чем, а знаю, что сначалаЛиса оленя поймалаИ шлёт к товарищам послов,Чтоб шли делить счастливый лов:Добыча, право, недурнаяПришли, пришел и Лев; он, когти разминаяИ озираючи товарищей кругом,Делёж располагаетИ говорит: «Мы, братцы, вчетвером. –И начетверо он оленя раздирает. – Теперь давай делить! Смотрите же, друзья:Вот эта часть мояПо договору;Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору;Вот эта мне за то, что всех сильнее я;А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,Тот с места жив не встанет».

Мораль басни Лев на ловле:

Мораль басни – не стоит напрасно ждать справедливости при дележке добытого с сильными мира сего. У них в порядке вещей нарушать заранее оговоренные условия, особенно если договоренность была заключена с обладающими меньшими полномочиями. Когда Лисица принесла добычу, то Лев сначала поделил ее согласно договору. Но потом присвоил ее полностью себе. И перечить ему звери не могли. Ведь царь зверей пригрозил, что если остальные посмеют посягнуть на причитающееся, то могут занять место очередной добычи.

raskonyaga.ru

Басня «Лев на ловле»

Прослушать басню «Лев на ловле»

Собака, Лев, да Волк с Лисой В соседстве как-то жили, И вот какой Между собой

Они завет все положили:

Чтоб им зверей съобща ловить, И что́ наловится, всё поровну делить. Не знаю, как и чем, а знаю, что сначала Лиса оленя поимала, И шлет к товарищам послов, Чтоб шли делить счастливый лов:

Добыча, право, недурная!

Пришли, пришел и Лев; он, когти разминая И озираючи товарищей кругом, Дележ располагает И говорит: «Мы, братцы, вчетвером». И на четверо он оленя раздирает. «Теперь, давай делить! Смотрите же, друзья: Вот эта часть моя По договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,

Тот с места жив не встанет».

Примечание

Заве́т – договор, союз, наказ, обещание.

Время написания: 1808 г. Крылатое выражение: Львиная доля. Изначально выражение «львиная доля» означало большую и лучшую часть чего-либо, полученную кем-либо заведомо несправедливо, по праву сильного. Впоследствии это выражение стало означать просто большую (лучшую) часть чего-либо.

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга четвертая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

azbyka.ru

Лев на ловле

Peskarlib.ru > Детские стихи > Иван КРЫЛОВ

Иван КРЫЛОВ

Собака, Лев да Волк с Лисой

В соседстве как-то жили,

И вот какой

Между собой

Они завет все положили:

Чтоб им зверей съобща ловить,

И что наловится, все поровну делить.

Не знаю, как и чем, а знаю, что сначала

Лиса оленя поимала

И шлет к товарищам послов,

Чтоб шли делить счастливый лов:

Добыча, право, недурная!

Пришли, пришел и Лев; он, когти разминая

И озираючи товарищей кругом,

Дележ располагает

И говорит: «Мы, братцы, вчетвером. -

И начетверо он оленя раздирает. -

Теперь давай делить! Смотрите же, друзья:

Вот эта часть моя

По договору;

Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору;

Вот эта мне за то, что всех сильнее я;

А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,

Тот с места жив не встанет».

Иван КРЫЛОВ

Мор зверей

Лютейший бич небес, природы ужас - мор Свирепствует в лесах. Читать...

Иван КРЫЛОВ

Любопытный

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил; Все видел, высмотрел; от удивленья,

Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая постель.

Он созывает к себе бояр, волков и медведей, т.е. собрался совещательный орган.

К нему обращена речь Льва. Он говорит о том, что постель ему стала слишком жестка,

...«Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,

Мне шерсти пособрать».

Итак, Лев предупредил (специально - старик знал, что в таких случаях происходило) своих бояр: не тягчить ни бедных, ни богатых. Всего вероятнее, после этого следовало ожидать, что пушистые и косматые произведут нечто вроде «складчины», - к тому же много ли старику нужно на матрац.

Не тут-то было. Мы забыли, где мы находимся, забыли о всеподавляющей системе и ее добродетелях - жадности, скаредности и сутяжничестве. О власти «жирных», как сказал бы Маяковский.

Своя рука владыка... И вот что ответили и вот что сделали бояре:

«Кто станет для тебя жалеть своей

Не только шерсти - кожи...»

Какая готовность пожертвовать все! Но вельможи продолжают. Они говорят, что у них есть много зверей, с которых они наберут шерсти.

«От этого их не убудет;

Напротив, им же легче будет».

Речь поистине удивительна: басня позволила вести рассказ на уровне типического. Грабь ограбленного. Ему же будет легче. Бери шерсть с тех, на ком ее нет. Какая страшная логика. Самое потрясающее в ней - ее правдивость. Потрясает в ней глубокое понимание Крыловым, великим писателем-социологом, крепостнической системы государственного управления. И тотчас выполнен совет премудрый сей. А что наш старый, справедливый, добрый Лев? Лев? Что Лев! Он

Не нахвалится усердием друзей...

«Но в чем же то они усердие явили?» - спрашивает Крылов и дает точный, фотографически точный ответ. Тем, что дочиста обрили зверей, а сами, хотя и были вдвое богаче шерстью, не поступились ни волоском, а даже поживились из дани - запаслись себе на зиму тюфяком. .

Можно добавить, что к Крылову никто из русских писателей уже ничего в этом смысле не добавил и не мог добавить. Не только Гоголь, но и Герцен, но и всеведающий Щедрин. И уже сейчас, в порядке предварительного вывода, можно сказать, что этому же, то есть выявлению законов системы, служит у поэта и поиск доброго царя, доброго Льва. «Ищите, где он добр» - для Крылова не многозначность характера, не борение страстей, в котором пафос пробивается через все препоны и утверждает себя как пафос, как характер, - нет. Проблема «доброго Льва» - проблема выявления сущности системы путем выключения главного члена ее.