Черномор 33 богатыря. Тридцать три богатыря

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, -
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».

В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха -
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.

В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».

Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую -
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День.прошел - царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо:
Смотрит - видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела -
В шею коршуна задела -
Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит -
И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».

Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились натощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет? -
Говорит он, - вижу я:
Лебедь тешится моя».
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:

К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой -
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости

Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чорнобурьши лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,

Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.


Опечалился чему?» -
Говорит она ему.

Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль - и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье на худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
«Уж диковинка, ну право, -
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, -
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится -
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
«Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!..» А Он в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка -
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий -
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо, - молвил он, -
Ай да лебедь - дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Все донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок -
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана...»
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон».

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь - а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит…
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль - и в щель залез.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана -
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят.
Злыми жабами глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной -
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
«Что тут дивного? ну,"вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится…
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» - и тут же окривела;
Все кричат: «Лови, лови,
Да дави ее, дави…
Вот ужо! постой немножко,
Погоди...» А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает -
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
- «А какое ж это диво?»
- «Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».

Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;

В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит…
Так и тянет и уносит…
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят -
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить -
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу».
Повариха и ткачиха
Ни гугу - но Бабариха,
Усмехнувшись, говорит:
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо.
Это диво, так уж диво».
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится -
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится -
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!..» А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу».
- «А кого же на примете
Ты имеешь?» - «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом -
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом».
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта - я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
" Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви".

Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости.
Он их кормит, и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
Да напомните ему,
Государю своему:
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался -
Шлю ему я свой поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
Дома на сей раз остался
И с женою не расстался.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра - чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор -
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам-де в гости обещался,
А доселе не собрался».

Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? -
Говорит он не шутя. -
Нынче ж еду!» - Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.

Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет.
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».

Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.

Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь ступил на двор широкий:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Гости дале - торопливо
Смотрят - что ж? княгиня - диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит:
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит - и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» - и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел - царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил -
И усы лишь обмочил.


В связи с образом 33 богатырей из сказки «О Царе Салтане» имеет смысл вспомнить, что в ведийской мифологии, как и в древнеиранской (Видевдат), общее число древнейших богов составило 33: «Богов на небе – 11, на земле – 11, в водах – 11». Они и хранят чудный остров, а живут в глубинах океана Вечности. Таким образом, 33 богатыря – это воинство богов. Черномор соответствует славянскому Перуну или ведическому Индре.А.С.Пушкин хорошо ориентировался в ведической космологии и народных обрядовых текстах и умел находить среди них те, которые наиболее точно выражали его мысль. Я.Пропп, исследователь творчества Пушкина, утверждает, что русским крестьянам – современникам А.С. Пушкина не нужно было объяснять, что «остров Буян» – мир умерших, тот свет. Об этом говорило не только название чудесного острова, но и то, что «все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты». Из этого же ряда и образы корабельщиков-гостей, которые плавают из царства Салтана к острову Буяну и обратно. В принципе, между ними и «странниками», «чужаками» святочного ряженья можно поставить знак равенства, они также соединяют мир живых (царство Салтана) и мир мертвых (остров Буян).

Остров Буян является «тем светом», местом, где обитают умершие, об этом свидетельствует и постоянное оборотничество князя Гвидона, который для всех своих возвращений в мир живых (царство Салтана) использует чужое обличье. Общеизвестно, что в народных представлениях у мертвых нет обычного земного тела («у навей нет облика»), поэтому они могут прийти в этот мир, только позаимствовав у кого-то его плоть. С этими представлениями связана традиция ряжения в Святки и на Масленицу – дни, посвященные предкам, возвращающимся в мир живых. Такое восприятие ряженых дошло практически до наших дней. Согласно данным, полученным фольклорно-этнографическими экспедициями под руководством А.М. Мехнецова, в 80-е – 90-е годы XX века во всех районах Псковской области старые люди помнят о таких обязательных персонажах ряжения, как «предки» (старцы, покойники), «нелюди», «чужаки» (нищие, побирушки), «высокие старухи». По окончании обрядовых циклов все возвращалось на свои места, и живые начинали жить по законам мира живых людей. Оставшаяся же в теле человека душа умершего продолжала бы жить по законам «того света», принося живым вред. Остается только удивляться, насколько тонко чувствовал эти оттенки обряда великий русский поэт, коль даже такие, казалось бы, мелкие детали отмечены им в «Сказке о Царе Салтане»: ни царь Салтан, ни ткачиха, ни повариха, ни сватья Баба Бабариха никогда не называют комара – комаром, муху – мухой, а шмеля – шмелем. Когда «с криком ловят комара», то это «распроклятая ты мошка!», когда пытаются поймать муху, то «лови, лови, да дави ее, дави...», когда шмель кусает нос «старой бабушки своей», то мы снова слышим: «лови, да дави его, дави...». Ничто из живого, что может перенести хотя бы кусочек «того света» в наш мир, не может быть названо по имени.

После своих подвигов в мире живых князь Гвидон возвращается на остров Буян, преодолевая морские просторы. Ряженые в русской народной традиции обязательно в Крещение после освящения воды купались в проруби, возвращая «тому свету» душу предка, которому «одалживали» на время Святок свое тело. Сделать это было необходимо, так как с древнейших ведических времен считалось, что кратчайший путь души на небо, в обитель богов и предков, – это погружение в речные или морские воды.

Из древнегреческой мифологии мы знаем, что символом Гипербореи был Лебедь. Образ «звезды во лбу» Пушкин использует, описывая Царевну-лебедь, «сестру» Гвидона. Здесь мы встречаем архетип птицы, плавающей на вселенских водах. В паре Гвидон – Царевна-Лебедь мы видим образы существ-прародителей с сияющими «звездами во лбу». Это символика просветленных существ.


Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает -
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
«А какое ж это диво?»
- Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».

Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,

Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит...
Так и тянет и уносит...
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.


Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят -
Четырьмя все три глядят.

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить -
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу».
Повариха и ткачиха
Ни гугу - но Бабариха
Усмехнувшись говорит:
«Кто нас этим удивит?

Сказ-ОЧНЫЙ "остров" - планета ЗЕМЛЯ (З-eml-IЯ).

Что такое буквенные символы? Это привычные «портреты» ЗВУКОВ, издаваемых человеческим голосовым устройством (голосовые щели, складки и перемычки, зубы, альвеолы, верхняя и нижняя челюсть, большой язык и ма-аленький язычок на задней стенке гортани, мышцы щёк, шеи, мышцы моторики рук и... все остальные, всё тело – большой резонатор). БУКВЫ, они же - «парсуны» - портреты, они же - простейшие схемы-чертёжики. Под «портретами» буквенных символов можно сделать очень «краткие записи», что же именно на «портрете» изображено: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ... и так далее, другой вопрос, что же ещё за своим «портретом» прячут буквенные символы.
Наши буквенные символы,

«Тридцать три богатыря,
В чешуе, как жар горя,
..............................................
Все равны, как на подбор,
И с ними дядька Черномор
...»

И «равны» - не значит здесь только по росту, по ГОСТу шрифтов, но и по равнозначимости, равновесомости каждого знака (символа – sim-ball-a) – для всех иных, и всех – для каждого. Каждый буквенный символ – это краткая (светоотражённая - для глаза) запись, но иного плана, можно сказать, «упаковка» частотной характеристики оптического спектра, приписанной к символу, и не имеет значения, «...перьями пишем и мелом, пишем по белому - чёрным, пишем по чёрному – белым... », или даже с применением всех цветов радуги. Каждая Б-УКВ-А в АЗБУКЕ находится на своём месте, у каждой – свой порядковый номер (HOME-ER).

Да, у Черномора здесь особое достоинство: Чер(ь) в обратном чтении - РечЬ... номо – можно считать как homo... ОР – (сокр.) Особенности (абориГЕНной) Речи... ЗВУКИ – это звуковые волны (мини-сгУСТки энергии), записываемые в виде частотных характеристик спектра человеческого голоса. Для человеческого голоса основных частотных характеристик – 30, те самые
«Тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской... » -

Это известно от того же Александра Сергеевича Пушкина из его «Посвящения» к поэме «Руслан и Людмила».

В рассматриваемой «Сказке о царе Салтане, сыне его, Гвидоне Салтановиче и о прекрасной...» есть упоминание не только о буквах-богатырях (то в «чешуе», как жар горячей, или горящей, то в «блистающих латах»), но и...
«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит...»
т.е, им, видимо-НЕ-видимо, ве домо, что такое двуполярное соответствие четы-пары, и оно каким-то образом связывает и количество звуков – 30 (и известную из курса школьной ФИЗИКИ, Ф-изик (язык)-И, одну из тактовых скоростей света С = 300 000 км/сек), 33 буквы (и скорость звука в земной атмосфере, V = 330 м/сек), и массу Солнца, которая примерно в 330 000 (333 000) раз больше массы Земли, и несколько «циклов» солнечной активности; половинный – 11 лет, полный – 22 года и... полуторный - 33 года.
Приглядимся-ка поприСТАЛЬнее к нашей родной АЗ-буке, за символами-спинами 33-х «великанов удалых» которой присутствуют только 30 «витязей прекрасных»...
В звуковом СТРОЕ
10 гласных звуков, 5 – прямых (а, о, у, ы, э) и 5 дифтонговых (я, ё, ю, и, е), т.е. 2 х 5;
20 согласных звуков, 10 звонких и 10 глухих,
т.е. 2 х 10,
которые, в свою очередь, делятся ещё на 2 неравные подгруппы, 6 парных (2 х 3) и 4 непарных (2 х 2):
б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с; звонкие: л м н р и глухие: х ц ч щ;

2 буквенных символа, Ъ и Ь, собственных частотных характеристик не имеют, но существенно влияют на частотные характеристики предшествующих звуков, своими оЧЕРТАниями-портретами очень похожи на «КОВШ» и «Ков-she-чег» Большой (Ъ) и Малой (Ь) небесных МЕ-ДВЕ-ДИ-Ц;и ещё
1 (одна) «хитрая» буква - фигура Черномора – РечЬ-HOMO(homo )-РА, это буквенный символ Й (И - краткий), полугласный звук, по умолчанию – полусогласный, т.е. та же любимая 2 х 0,5. Короче:
2 х 5 = 10;
2 х 10 = 20;

2 х 1 = 2;
2 х 0,5 = 1
------------
Итого: 33.
Вспомним ещё, что в информатике стоящие рядом символы 1 и 0 обозначают арифметическую 2...

Обратимся вниманием к ЗАКОНУ РЕЗОНАНСОВ,

Тогда наша АЗБУКА примет вид:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
А Б В Г Д Е Ё Ж З
И Й К Л М Н О П Р
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
Ъ Ы Ь Э Ю Я (S U N), где

1 - кратные частотные характеристики, резонансные ритмам Солнца, созвездия Андромеды и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складываются до 1, т.е. 10, 28, 37, 46, 55, 64, 73, 82;

2 – ритмам Луны, созвездия Близнецы и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складываются до 2, т.е. 11, 20, 29 (11/2), 38 (11/2), 47 (11/2), 56 (11/2), 65 (11/2), 74 (11/2), 83 (11/2);

3 – ритмам МАРСА, созвездия Большая Медведица и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 3, т.е. 12, 30, 39 (12/3), 48 (12/3), 57 (12/3), 66 (12/3), 75 (12/3), 84 (12/3);

4 – ритмам Меркурия, созвездия Большой Пёс и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складывается до 4, т.е. 13, 22, 31, 40, 49, 58, 67, 76, 85;

5 – ритмам Юпитера, созвездия ВЕСЫ и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых складывается до 5, т.е.14, 23, 32, 41, 50, 59, 68, 77, 86;

6 –ритмам Венеры, созвездия ВОДОЛЕЙ и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 6, т.е. 15, 24, 33, 42, 51, 60, 69, 78, 87;

7 – ритмам Сатурна, созвездия Возничий и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 7, т.е. 16, 25, 34, 43, 52, 61, 70, 79, 88;

8 – ритмам УРАНА, созвездия ВОЛК и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 8, т.е. 17, 26, 35, 44, 53, 62, 71, 80;

9 – ритмам Нептуна, созвездия Волопас и всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 9, т.е. 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81;

10 – ритмам Плутона и созвездия Волосы Вероники, всех тех созвездий, сумма цифр порядковых номеров которых равна 1 (см. НАЧАЛО) и, конечно же всех тех чьи порядковые номера кратны 10, т.е. 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80; кроме того,

за «10» из начал информатики – негласно присутствующий Плутон – Луно-пт (и, стало быть ЛУНА –«улан» - УРАН, поскольку 8 – это 2-в-3-ей), и ему, ПЛУТОНУ, без разницы, «разжаловали» его земляне из статуса планет, или нет.
И ещё... поскольку «свято место не бывает пУСТо», в свободные «ячейки» вписаны резонансные кратности 7-ой, 8-ой и 9-ой планет (трансурановых) Солнечной системы в соответствии радиусу удаления от Солнца: Сатурн, Уран и Нептун.

У каждого буквенного символа есть свой порядковый (поместный) номер, причём двузначные числа вполне можно сложить до однозначной цифры, чтобы была ЯСНЕЕ видна картинка резонансных соответствий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

А Б В Г Д Е Ё Ж З
1 2 3 4 5 6 7 8 9

И Й К Л М Н О П Р1
10 11 12 13 14 15 16 17 18

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
19 20 21 22 23 24 25 26 27
Ъ Ы Ь Э Ю Я (S U N)
28 29 30 31 32 33 (34 35 36)

№ 34 – созвездие КОРМА (МАР, карта, - 0 - k);
№ 35 – созвездие ЛЕБЕДЬ, SIGN-(R)US;
№ 36 – созвездие ЛЕВ (Сфинкс-с-«крыл-ушками», он же ИНК-СФС или nik-СFS, он же С-икс-НеФ, или ФеНикС).

ЗВУКАМ – без разницы, какими символами, буквенными, цифровыми, иероглифическими, грузинской или арабской вязью, вавилонской клинописью или славянской руницей, стенографическими узорами их «портреты» будут изображены, это, по физической СУТИ, частотные характеристики разномерных ВОЛ-Н в постоянно-переменных простых и сложных взаимодействиях (резонансных).

Для чего здесь предложена связь буквенных символов с цифровыми? Для того, чтобы понять, что при наборе на клавиатуре компьютера, например, какого-нибудь текста русскими буквами, одновременно набирается и «абракадабра» английскими буквами. Кроме того, набираются и цифровые тексты в двух вариантах: в порядке букв Русской Азбуки и в порядке букв Английского Алфавита – общим будет плотный информационный поток (РААА, или/и RAAA), записанный через папиллярные линии при соударении пальчиков рук о клавиши, и всё это sms-сообщение всей информационной «массой» будет записано на кровь всего тела через капилляры (через микроизменение просвета сосудов, модулируя несущую частоту собственного пульса печатающего, I0anna-«печать-nik-a») в полном соответствии общему эмоциональному состоянию «реципиента» - РЕЧИ-р(ie)Н-ТА в... способе кодирования с помощью Азбуки Морзе, точками и тире – для букв, цифр, знаков препинания и даже целых условных фраз-аббревиатур.

Ответной реакцией на соударения «пальчики-клавиши» будет, естественно изменение рН-показателя крови, КЩР (кислотно-щелочного равновесия), в НАНО- и ПИКО-мерностях, всегда находящихся в резонансных взаимодействиях с ГЕН-ЭТИЧЕСКИМИ настройками. В человеческом теле-body(теПле ВОД-ы) ежемгновенно происходят триллионы «разнокалиберных» химических реакций (их постоянно-переменное взаимодействие и характеризуют словом АУРА, или.. АУ-РА, или Au-RA, или АРУ – «А(R)», головной мозг-brain никогда за ними не уследит (скорость обработки информации – не ТА, всего-то "каких-то" 400 млрд. бит/сек!), даже с помощью современных приборов и всякоразных придумываемых «чипов», потому что есть эти «чипы» уже внутри крови, и называются они: «эритроциты» -ARI-тор-cito, «лейкоциты»-lake-0-cito, «тромбоциты» - тор-МБ-0-cito, цвет-Ной показатель (no-k-AZ-R-tell), «гемоглобин» - homo-Г-лоб-ИN(k)... и т.д. На латинском «cito» означает «срочно».

А в информатике – что за СИТО? Это... разбивочная сетка. Человеческое тело – body, живое и тёплое, «ходячая»-«сидячая»-«лежащая», но всегда одна и та же пространственная (объёмная) антенная фазированная решётка с НАНизаннОй на неё костно-мышечной массой «разнокалиберных» по плотности тканей, ограниченная поверхностью кожи.

Кожа, в свою очередь, тоже является многослойной плоско-объёмной антенной, работающей в непрерывном режиме передача-ретрансляция-приём, причём в обе стороны, для чего есть кожные антенны-волоски и микроуглубления - поры -«заземления». Участки с оволосением, где бы они не находились, тоже работают в качестве антенн, каждый – в своей частотке, в частности, через подмышечные выводятся соли тяжёлых металлов, поэтому сбривать их для кажущейся «красивости» и "гладкости" вряд ли целесообразно. Тату на коже - практически исключение из работы больших участков общего «антенного поля».

Пирсинговые «украшения» - дополнительная «головная боль», «тяжёлый рок» и для отдельных участков тела, и для всего организма в целом: «Твой голос на мамин совсем не похож! Ты голосом тонким фальшиво поёшь! » Самый внешний слой кожи – мельчайшие чешуйки, обновление этой антенной поверхности идёт неуклонно и постоянно.

Все внутренние органы человеческого тела работают в своём графике: одни работают в «усиленном» режиме, активны, другие – в спокойном, т.е., относительно первых, – отдыхают. И тем, и другим нужен и «спящий» режим, которым мозги-brainы часто манкируют, проще говоря, пренебрегают, не учитывают по неосознаВАНИю или, бывает, что и по необходимости (например, непрерывный цикл на производстве, которое выбрано для постоянной трудовой деятельности).
Человеческое тело можно представить в виде «соединения звездой»: голова (сердце и тонкий кишечник) – верхний луч, правый (печень и желчный пузырь) и левый (селезёнка и желудок)) лучи – разведённые в стороны руки, правый нижний (почки и мочевой пузырь) и левый нижний (лёгкие и толстый кишечник) лучи – ноги, расставленные на ширину плеч. Можно вокруг этой «звезды» зрительно описать окружность, тогда по движению энергии по окружности работающие внутри тела органы чувств друг друга поддерживают, а по «звезде» - условно «подразрушают», т.е. «отдыхают».

Соединение «звезда» выведено «по внутренней связи» на пальцы рук и ног и на внешние органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Общее состояние чувств «завязано» на чувство РОДА, принадлежности к РОДУ по р0довой дифференциации на видовые мужские и женские особи, которые, в свою очередь, свои мыслительные процессы выстраивают очень и очень по-разному, от приРОДы. Именно поэтому и частота сердечных сокращений (пульс), и кожа, и волосы, и кровь, и лимфа в теле-body мужских и женских организмов – различны, и хоть и состоят из тех же химических элементов, что и вся Вселенная, но ОРГАНического ЗОЛОТА в женском ОРГАНизме в 6 (шесть!) раз больше, чем в мужском.

И в зависимости (и по соответствию!) от строения ПЛОТИ (плато, э/плата, "земля", "рама", "корпус") и одежду нужно носить с самого начала, от рождения, соответственно р0довой принадлежности: для тела мужеска пола костюмы и штаны (рубашки, порты, брюки, трусы), для тела женска пола – женския (gen’s-key-IЯ) одежды (блузки, юбки, платья, сарафаны, а колготки, плавочки и, условно, «гамаши» - непременно с «ластовицей» на укромном месте). Для чего, спрашивается? А для того, чтобы женские мозги-brainы не сбивали себя с толку, поскольку центральный брючный шов БУКВА-льн0 «режет» слаженную работу полушарий головного мозга-braina и переводит её в нерасчётный режим «соседа»: очень сложно услышать радио «МАЯК» на волнах «Русского Радио».

Н-да-с... мозги-brainы настырно ищут ЗОЛОТО всё минувшее время... «не там где-то»: то партию золота, то «золото партии», то «Золотую Бабу», «Золото Маккены», «золото Колчака», «золото инков», «золото скифов», «Огневушки-Поскакушки», то «Золотую Рыбку», то «Золотого Петушка», то «Золотое РУНО», то «Золотую пулю», то «золотое яичко» от Курочки Рябы раскокають... а опосля – плачуть...

В общем и целом, человеческий организм – это режимный объект-субъект-subject, который живёт в той биологической полосе частот, на которую физическая масса тела-body, живого и тёплого, и рассчитана для планеты Земля: «Из земли пришло, в землю и уйдёшь» - для жизни на планете Земля создано, на Земле д0лжно ему и остаться». А всю ту работу, которую приходится исполнять доброй волею или по необходимости, выполняет живущий внутри тела «умный плазмоид», по определению В.П. Казначеева, нашего сибирского ученого, а белково-нуклеидная природа человеческого тела-body, именуемая некоторыми «мешком мяса с костями», который, однако, нельзя собрать-разобрать, - это земной дом для плазмоида, и, одновременно Объём Памяти РодА.

Вот этот «умный плазмоид» и «читает» всю информацию с предлагаемых мозгом-brainoм еды и питья, учитывая, насколько она природна и пригодна и насколько она лишь природоподобна и удобо-НЕ-удобо-варима, тогда на нейтрализацию «неудобоваримого» приходится дополнительно затрачивать ресурсные возможности тела-body, пока оно живое и тёплое, в противном случае – corpse, Re-SUR’S исчерпан. В теле мужской особи черпается память на мужские работы-заботы, в теле женской особи черпается память на женские работы-заботы. Женщина никогда не забьёт гвоздь по-мужски, с нужной траектории замаха и почти не целясь. Мужчину очень сложно представить полющим грядки на даче или огороде.

И в детском саду и при обучении в школе мальчики и девочки и ведут себя и усваивают материал тоже по-разному. При выборе профессии и в рабочих коллективах это перестали учитывать, семьи – не создаются или разваливаются, нездоровье – множится, взаимонепонимание принимает угрожающие формы... Уходит понятие СОБОРНОСТЬ – со-born-ost-ь – по со-рождению челоВЕЧЕских НАродНОстей на одной планете под единым звёздным покровом, в единой атмосфере Солнце-водо-воздушных масс, хотя есть и СОРБОННА, и РУДН, и МАИ, и КЕМБРИДЖ, и ОКСФОРД...

Завершая тему «33-х богатырей» приведу четыре строчки из стихотворения «Русский язык» Ярослава Смелякова:
«Владыки, и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Лишь только они посягали
на русскую суть языка.»

Так в чём же состоит СУТЬ Русского Языка? В том, что это IЯ-ЗЫК СВЕТА, присутствующий ежемгновенно и всегда в ме-РЦА(ЦАРЬ)-НИИ звёзд, одной из которых является наше Солнце - СВеТi-l0 - ЯRило - SUN - SOUL-nce. Клетки человеческого тела, живого и тёплого, «общаются» между собой не по собственной прихоти, а в соответствии множеству «взаимодействующих простых и сложных электромагнитных космических резонансов ».

Азбука МОРЗЕ (MOTHER)– универсальная кодирующая структура: в привычных нам «точках», «тире» и «паузах» существуют и буквенные и цифровые символы и знаки пунктуации.

«Неоднородность Вселенной» (название книги Н.В. Левашова) полностью спроецирована на «неоднородность» Солнечной системы, на «неоднородность» биологической полосы частот, выделенных для планеты Земля (З-eml-IЯ), на «неоднородность» всего её НАродОНа-селен-IЯ планеты, от простейших до мыслящих, МЫ-сl-«ящих»...

Когда на Земле dенЬ, за «спиной» Солнца находится «бездна» звёздных структур, вливающих своё ме-РЦА-ние света от белых кар-ЛИК-ов до красных и жёлтых гиг-АНТ-ов в спектр лучей Солнца, а в НОчНОе время те же звёздные структуры «считывают», разделяя по своим секторам, те частотные характеристики, которые были «встроены» в СВЕТиМОСТь Солнца и были «промодулированы» земным ответным «излучением», примерно так же, как происходит и в современном оптоволокне. Как навеРХу, так и «внизу», как «внизу», так и нАВЕрху – для земных понятий и смыслов, а где ТАМ, в Большом Космосе, верх, а где низ... затруднительно определиться.

24 часа в сутках – как 24 кадра/сек при работе телекамеры, а вместо 25-го – тот временной «хвостик», за который Земля получает пучок корректирующих импульсов жёсткого излучения, чтоб «с путя» не сбилась, скорее всего от звезды ХеЗе (Cen X-3) соЗвеЗдия ЦЕНТавР(ус) – CEN-TAU-RUS, где CEN – 10 (МЕРА), TAU – ГОРА, RUS – РасПРЕДЕЛенная Упругая Среда (МЕРкУрий-скрыл-ушки-МЫ). Вот эти К-осмос- КАДР-Ы(W) и решают ВСЁ.

// в статье использована картина

Каждые две недели мы клубом ходим в баню собираемся все вместе. На этот раз меня интересовал небольшой пеший маршрут в деревне Шаманка , известной своим Бруклинским мостом и утесом, олицетворяющим 33 богатыря .

Наша цель - забраться на Шаманский утес 33 богатыря.

Немного природоведения и географии.

Шаманский утес находится на левом берегу Иркута и представляет собой гряду скальных обнажений. Утес является памятником природы. Кто знает, может когда-то давным-давно Иркут обмыл гору, тем самым обнажив песчаную породу. Утес состоит из красного и сероцветного песчаника, конгломератов, доломитов и других пород.

От начала подъема на утес и до конца спуска всего 3.5 километра .


Погнали

Вооружившись треком, обсмотревшись рельефом, мы собрали консилиум из 8 взрослых и 1-го ребенка.

Трансфер тут может быть только один - авто. Ну, а кто более силен может использовать велосипед или микс электрона и велосипеда. Только надо учитывать световой день. Электрон в Подкаменную прибывает очень поздно для того, чтобы добраться до Шаманки, полазить по утесу и вернуться в Иркутск. Плюс вел тащить с собой наверх - скорость меньше.

Так как у нас большинство уже закрыло велосезон, мы отправились в пешее путешествие по утесу.

Внутреннее деление людей сформировало группы - группа А и группа Б. Группа А едет с СергемЗ (это я и Кирилл), группа Б едет с АртемомЧ (Наташа, Антон, Таня, Илья). Ещё один участник СергейЗ приехал на своей машине.


Дождались остальных. Доехали до навесного моста и отправились в путь.



По этому гребню мы и пойдем.

Немного прошли по деревне, пересекли речку Шаманка и оказались у начала тропы. Мы заходили с левого края, чтобы сделать радиалочку. Хотя подъем здесь и крутой, но вполне заходительный по сравнению с правым краем.

Крутизна подъема

Ладно, ладно, на самом деле всё было так ↓

Подъем небольшой, терпеть приходится недолго. Зато как разогрелись, ух!


Первые виды с утеса.


Отряд, стройся!

Сначала народ всё время хотел есть. Я приходила в недоумение - мы же только что начали наше восхождение, какой есть!

Долго ли коротко и на меня напал дядя Жора. Ну и в самом деле не тащить же еду всю обратно!

Остановились на привал. Мимо нашего бивака прошли две группы в разное направление. Чудеса! А я то думала тут безлюдно.

СергейЗ младший вытащил адскую штуку, которая собрала всех неравнодушных вокруг. Это был квадрокоптер. Шикарная вещь. Как было бы клево брать её с собой в покатушки и снимать сверху. Плюс можно было бы оценить ситуацию по состоянию дороги впереди. Вес штуки всего полкилограмма. В общем у коптера много плюсов, кроме цены:)


Всякие виды с высоты 687 метров.


Стоим на слоеном торте из песчаных пород.



Обратите внимание на сопки ↓. Именно там мы катаемся. Например, 2 кольца Шаманки .



На самой высшей точке утеса.


Спуск был жестокий. Сначало было подумали как круто, на велах можно технику поточить. Но спускаясь всё ниже твердо убеждались, что это место только для опытного ДХ-гонщика. Здесь вам и крутые уклоны, и ступеньки из лежащих бревен. Я бы даже сказала, что это мини-вариант дх-трассы в Байкальске.

Расположились на полянке. Опять предаваться богу еды. Ещё раз Сергей запустил НЛО. Шаманские вороны были удивлены летающему агрегату. Рыбаки интересовались - а если зарядка сядет, он упадет? Нет, он вернется к хозяину:)


После сытного обеда отправились к машинам.

Девчонки созерцают красоту.


Ну чем не сибирский каньон?))


Наверху мы всё любовались на этот домик и думали, что неплохо было бы иметь здесь дачу. Домик этот оказался заброшенным. Мы полазили в нем. Набрели на шикарную парилку - хорошая отделка и очень вместительная. В доме даже есть свет. Но в целом всё заброшено. В комнатах кровати с разбросанными матрасами и подушками. В двух комнатах камин. Два туалета.