Домашние задания не выполняются? Попробуем задать им новый формат.

Меркулов Филипп

Домашние задания не выполняются? Попробуем задать им новый формат

Главные глаголы не «выучить» и «пересказать», а «создать» и «придумать»

В последние недели в СМИ бурно обсуждался вопрос о том, не сделать ли домашние задания для старшеклассников добровольными. С одной стороны, подростки перегружены. Их действительно хочется поберечь. С другой – педагоги плохо представляют, как ученики освоят программу без ежедневной домашней работы. Может, не отказываясь от привычных домашних заданий, постараемся сделать их более творческими и менее трудоемкими?

Домашняя работа принесет больше пользы, если…

…она может быть сделана учеником совершенно самостоятельно. А значит, педагогу придется продумать уровень сложности и требования к качеству результата.
…есть возможность выбрать подходящий по сложности или виду деятельности вариант (то есть домашнее задание состоит из нескольких вариантов).
…задан строгий временной регламент («проверь, на сколько вопросов ты сумеешь ответить за 20 минут», «читай/пиши в течение ровно 20 минут») вместо объема.
…в результате в сознании ребенка проясняется структура материала («создай схему, таблицу…»).
…для отработки каких-то навыков ученику предлагается заполнить карточки, обвести правильный ответ, рисунок – вместо того, чтобы исписывать страницы тетради. Это существенно экономит время и силы.
…ученик может проявить свою индивидуальность («придумай свой способ, сформулируй свою позицию…»).

Как оценивать домашнее задание?

«Двойка» за несделанное домашнее задание вряд ли мотивирует детей на дальнейшие подвиги. Возможно, эффективнее обсудить условия, при которых работа все же будет выполнена.
Ставить оценки за правильно решенные дома задачи или блестяще написанные сочинения – подталкивать учеников к списыванию, использованию помощи родственников и репетиторов. Лучше за сам факт наличия этой работы в тетради ребенка, причем именно в оговоренные сроки, добавить ему какие-то бонусные баллы. Реальный уровень возможностей детей проверит классная работа. Заодно станет ясно, какое задание дать к следующему уроку.

Семь нескучных домашних заданий

Вместо традиционных «прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа», «выучить» – предложим ученикам задания чуть более творческие, неожиданные, позволяющие проявить индивидуальность. Возможно, это займет у детей не меньше времени, зато доставит больше удовольствия. И не повредит качеству освоения материала.

– Напишите небольшую речь в защиту героя, теории, события…
– Составьте план занятия (придумайте игру: викторину, мемо, квест…) по пройденной теме для учеников младших классов (в идеале – занятие проводится по-настоящему, к обоюдному удовольствию и пользе).
– Создайте схему (опорный конспект, слайд-презентацию) по мотивам параграфа учебника.
– Выпишите из параграфа (главы) учебника 5 самых важных идей (фактов). Выпишите три вопроса, которые вы хотели бы задать учителю (обсудить в классе).
– Кто из современных актеров мог бы сыграть героя прочитанной книги? Почему вы так думаете?
– Опишите жизненную ситуацию (придумайте задачу), в решении которой пригодились бы знания, полученные на уроке. Придумайте предложения, в которых без выученных на занятии слов не обойтись.
– Придумайте (опишите свой) способ заучивания наизусть таблицы (списка, правила): «запоминательные» стишки и песенки, истории, картинки, карточки…

Если педагог часто предлагает классу интересные, необычные задания, в какой-то момент он имеет право попросить учеников самостоятельно придумать домашнюю работу, еще раз уточнив ее цель: повторить пройденное, понять, узнать что-то новое, отработать навык, выучить правила…

Почему они снова ничего не сделали?

Если ученик не выполняет домашних заданий, это не сама проблема, а лишь ее симптом. Для «точного диагноза» полезно выслушать бездельника. В детском оправдательном лепете отчетливо различаются четыре существенные причины:

Учебная: не понял задания, не получилось.
Организационная: забыл, потерял, не успел, дома были гости.
Мотивационная: скучно, у меня все равно не получится (т.е. страшно).
Личностная: у меня сейчас сложный период, не могу сосредоточиться, переживаю из-за семейных проблем.

У педагога в запасе всегда есть палочки-выручалочки:

Учебная : консультационные часы и/или консультационные телефоны. Ученики, которые чего-то не поняли и не сумели, могут выполнить домашнее задание на регулярно проводимых консультациях. Дополнительное занятие проводит сам педагог или кто-то из учеников постарше, иногда достаточно – поопытнее. Можно проконсультироваться и по телефону. Конечно, учителю следует звонить только в крайнем случае. Лучше договориться, кто из одноклассников на этой неделе отвечает на вопросы по математике, а кто – по английскому.

Организационная : у большинства домашних заданий может быть два срока сдачи – на следующем уроке (максимальный бонус) и в конце следующей недели (месяца) – за половину «премии». Назначим своего рода дедлайн, после которого бонусные баллы уже не начисляются.

Мотивационная : образовательный смысл каждой домашней работы, ее роль в достижении конкретной цели (высокой оценки на контрольной, к примеру) приходится объяснять порой не только классу, но и отдельному ученику. Способы выполнения тоже нужно обсуждать неоднократно и персонально.

С личностными проблемами человека по схеме не разобраться. Разве что выслушать, если захочет рассказать, посочувствовать, помочь по мере сил. И по возможности предложить ребенку гибкую схему освоения материала, компенсации пропущенного. В конце концов, домашние задания – реальность современного учебного процесса. И в этой общей реальности общими усилиями приходится искать разумные решения.

Рабочая тетрадь для учителя

Отвечая на эти вопросы, можно наконец осознать и сформулировать собственную позицию по поводу наболевшей проблемы: зачем и сколько мы задаем ученикам на дом? И почему дети выполняют или не выполняют наши задания?

1. Как часто вы задаете домашнее задание на завтра (к примеру, в понедельник – на вторник).
2. Как часто вы задаете задания на выходные (с субботы на понедельник), на каникулы. Разумеется, это не касается предложения прочитать в воскресенье «Горе от ума», а летом – «Войну и мир».
3. Зачем вы задаете домашнее задание? Из предложенных вариантов можно выбрать столько, сколько считаете нужным: отработка предметных навыков; проверка понимания пройденного; актуализация темы следующего урока; формирование умения работать самостоятельно; выработка чувства ответственности; следование традиции; следование требованиям администрации (родителей учеников); своя формулировка.
4. Насколько заданные вами работы влияют на качество знаний учеников? Насколько помогают добиться целей, заявленных в предыдущем пункте?
5. С вашей точки зрения, является ли домашняя работа важной частью учебного процесса? Почему?
6. Многие ли ваши ученики выполняют домашние задания в срок (в процентах)?
7. Многие ли сдают домашние работы позже назначенного срока (тоже в процентах)?
8. Многие ли ученики никогда или почти никогда не выполняют домашние задания (в процентах)?
9. Как вы решаете проблему регулярного невыполнения учеником домашних заданий?
10. Какими способами вы пользуетесь, чтобы побудить ребят выполнять домашние задания?
11. По вашему мнению, вызывают ли домашние задания раздражение у родителей учеников?
12. Как ваши ученики понимают, насколько успешно они справились с домашними заданиями?
13. Вы оцениваете домашние задания своих учеников? Как?
14. В прошлом году – сколько учеников получили тройки в итоге по вашему предмету? Каков процент среди них регулярно не выполняющих домашние задания?

(В.А.Сухомлинский)

Цель и задача:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему ученики не хотят выполнять домашнее задание

Работу выполнили: Пивалкина Т. А., Осипова Ф. А., Цветкова Т. А.,

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

(В.А.Сухомлинский)

Цель и задача:

Выявление причин невыполнения домашнего задания

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный и нелегкий труд. Всем известно, что такое домашнее задание. Не одно поколение обучающихся домашнее задание называют «домашкой». Что же такое «домашка»? «Домашка» - это то, что мешает «бедным» ученикам делать то, что им хочется после окончания всех уроков. «Домашка» – это кабала, в которую загоняют «ужасные» учителя и «вредные» родители... Зачем же из года в год педагоги настаивают на выполнении домашнего задания, и почему столько же поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи», идя на любые ухищрения?

Причины невыполнения домашнего задания

1. Ученик боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

Многие дети боятся неудач, тем самым формируется различного вида поведение

(раздраженность, отрешенность, «торможение» реакции).

2. Непосильность выполнения домашнего задания.

Ученик не знает, как подойти к решению задачи. Часто задача, выполненная в классе, не похожа на домашнюю. Непосильные задания подрывают веру ученика в свои силы, убивают интерес к предмету и, тем самым, становятся причиной, порождающей неуспеваемость. Отсюда следует вывод: давать задания, используя материал учебника, хорошо усвоенный детьми.

3. Большой объем заданий.

Ученик не успевает выполнить и как правило пропадает интерес в выполнении заданий.

4. Недостаточный инструктаж учителя.

«Под звонок» называются номера примеров и задач, параграфов и т. п., а пояснения к ним не успевают даваться. В основном, при таком порядке, задание на дом, записывают второпях, не вдумываясь в то, что предстоит сделать. В следствие этого, мало кто дома из ребят сам сообразит и сделает. Кому-то помогут родители или более сообразительные товарищи, а кто-то, оказавшись лицом к лицу с непонятным заданием, так и не выполнит его. Это может войти в систему и как один из вариантов того, - начинается запущенность, зарождается неуспеваемость.

5. Неумение работать самостоятельно.

Самостоятельное выполнение любого задания требует прежде всего, чтобы ученик умел правильно и быстро подготовить рабочее место так, чтобы все необходимое для занятий было удобно расположено и на столе не было ничего лишнего. У школьника должна быть выработана привычка поддерживать на столе нужный порядок в течение всей работы. Важно, чтобы ученик умел заранее продумать ход предстоящей работы: определить в каком порядке следует готовить уроки по разным предметам, разобраться в чём смысл и какова цель каждого задания, наметить наиболее рациональный путь его выполнения, а затем действовать в соответствии с этим планом.

6. Взаимоотношения с учителем.

Постоянное выяснение взаимоотношений на уроке и вне его; необъективное выставление оценок и т. п.

Вследствие этого – «нелюбовь» к предмету и нежелание делать д/з

7. Семейные обстоятельства, социальный статус.

Неблагополучная семья

Болел

Родители не уделяют должного внимания и т. п.

8. Не делает домашнее задание на зло.

Причина такого поведения различна, но одна из главных – обратить на себя внимание.

9. Система образование в нашей стране.

А именно – завышение оценок. Ученик прекрасно понимает, что ему все равно поставят три – так зачем «париться»?

10. Лень, нежелание делать домашнее задание.

При вопросе - почему ты не сделал домашнее задание - слышится, чаще всего ответ:

- - «Неохота!»

- - «Неохота делать сложные задания»

- - «Я не понимаю, как делать это домашнее задание»

- - «Просто лень делать любые задания – нафига?» и т. п.


Как заставить ребёнка делать уроки , если он отказывается их выполнять и почему дети не выполняют домашнее задание ? Причин для этого может быть несколько, не обязательно . Возможно, у ребёнка просто не выработана привычка учиться и делать уроки, т.к. он младший школьник и только осваивает учебный процесс и, вероятно, он ещё не готов выполнять домашнее задание. Этого опыта у него ещё нет, поэтому, нужно терпеливо и спокойно сформировать у него эту привычку. Для облегчения учебного процесса нужно сформировать у него эту привычку. Для этого сделайте выполнение домашней работы более разнообразным, интересным и увлекательным.

Также нежелание учиться может быть следствием лени, отсутствием активности и всякой ответственности. Здесь важно объяснить ребёнку, что учёба - это часть его работы, такой же, как и у вас, а выполнение домашнего задания - часть его , если он не будет этого делать, то лишится определённых благ в жизни. Не нужно физически наказывать ребёнка. Лишите его чего-нибудь важного для него, чтобы он понял, что безделье - это неэффективно.

Кроме того, в учебном процессе очень важную роль играет время выполнения домашнего задания школьником. Поэтому, при его выполнении не нужно ни на что отвлекаться. Если ребёнок постоянно отказывается от какого-либо одного школьного предмета, то, связано это с тем, что у него сложности с выполнением заданий по нему и усвоением материалов по этому предмету. В такой ситуации очень важно не упустить момент. Если у ребёнка сложности, помогите ему, пожалуйста, разобраться с трудным для него предметом. Не допускайте, чтобы эти сложности отбивали у него охоту заниматься этим предметом.

Иногда из-за страха. Он боится своих возможных неудач. В школе его критикуют, дома его ругают, потому что у него не получается. И тогда он может чувствовать себя и занять крайнюю позицию: "У меня ничего не получается, поэтому я ничего не буду делать, и меня не будут ругать". Как заставить ребёнка делать уроки в такой ситуации? Здесь также главное не упустить такой момент и помочь ребёнку. В этом случае необходимо помнить, что родительская любовь - это любовь без условий, независимо от того, ждёт ли ребёнка удача или, наоборот, постигнет неудача. Пятёрки он приносит, или двойки. Вы должны всегда, и он должен это чувствовать.

Некоторые дети плохо учатся и отказываются от выполнения домашних заданий, потому что хотят привлечь ваше внимание. Это поведение сродни частым болезням, когда дети не хотят идти в школу, а хотят побыть со своими родителями. Здесь, опять же, противопоказаны любые наказания. Поможет здесь только . Уделяйте своё время ребёнку без всяких условий, а другие, менее важные дела, отодвиньте в сторону.

Как правильно ребёнку делать уроки?

Правила выполнения домашнего задания

Есть несколько правил, которые помогают наиболее эффективно организовать процесс выполнения домашнего задания. Возможно, выполнение их, поможет вам разобраться с вопросом: "Как заставить ребёнка делать уроки"?

Правило первое. Приступать к выполнению домашнего задания ребёнок должен в бодром состоянии и в хорошем настроении. Если ребёнок учится в первую смену, то дома он должен, в первую очередь, пообедать, затем отдохнуть и только потом приступить к занятиям.

Правило второе. Научите ребёнка планировать порядок выполнения домашнего задания. Дайте ему возможность самому выбирать порядок выполнения домашней работы и когда сделать перерыв. Дайте ему возможность начать с того, что у него хорошо и легко получается. На трудные задания очень много уходит времени. Сразу сделать их не удаётся, ребёнок чувствует неудачу и у него пропадает желание работать дальше.

Правило третье. самостоятельность и правильно организуйте свою помощь при выполнении домашнего задания. Очень важно найти золотую середину в этом. Не стоит полностью делать его самим, но и предоставлять ребёнку полную самостоятельность в его выполнении, без какой-либо вашей помощи, не следует. Подключайтесь к выполнению тех заданий, которые ребёнок сам выполнить пока не в состоянии, но готов найти решение с некоторой помощью с вашей стороны.

Наберитесь терпения, не торопите, и не осуждайте ребёнка, если у него что-то не получается. Иначе, он просто может психологически закрыться от вас, и вы отобьёте у него всякую охоту заниматься дальше, тем более с вашим участием. Также можно отбить у него всякое желание задавать вопросы и признавать, что у него что-то не получается. А ведь ошибаться и задавать вопросы - это неотъемлемая часть эффективного обучения.

Правило четвёртое. Делать уроки ребёнок должен обязательно с перерывами. После тридцати минут интенсивной работы ребёнок, особенно младший школьник, устаёт и начинает отвлекаться. Десятиминутный перерыв пойдёт ему на пользу. Во время него можно послушать музыку, подвигаться, съесть яблоко, выпить сока или выполнить разминку.

Никогда не превращайте выполнение домашнего задания в наказание. Если ребёнок что-то сделал не так, не нужно заставлять его переделывать работу. Лучше всего обговорить план выполнения заданий до начала, чтобы он допустил как можно меньше ошибок. Пустое переписывание только убивает веру в себя у ребёнка и делает выполнение домашнего задания очень скучным.

Конечно, в идеале вам всегда следует готовиться к занятиям и выполнять домашнее задание. Однако иногда бывают моменты, когда по разным жизненным обстоятельствам мы просто не успеваем подготовиться. Есть несколько способов придумать оправдание для учителя и объяснить, почему вы не подготовили домашнее задание, начиная от чего-то более-менее правдивого и заканчивая полным обманом.

Шаги

Хорошо продумайте оправдание

    Придумайте как можно более правдоподобное оправдание. Если ваш единственный вариант - придумать какое-то изощренное оправдание (или вы просто осмеливаетесь на такую авантюру) - делайте это очень аккуратно. Многие распространенные отговорки (например, "собака съела мою домашнюю работу") уже давно знакомы учителям, и они точно не поверят вам. Трудно перехитрить учителя, у которого многолетний опыт работы со студентами и учениками и их бесконечными хитрыми оправданиями.

    Попробуйте вовсе избавиться от задания, чтобы учитель не обвинил вас в том, что вы не выполнили эту работу. Например, попробуйте написать задание очень коряво и непонятно или порвите тетрадь на половине задания - это будет доказательством вашей отговорки.

    • Скомкайте и разорвите листы с домашней работой. Тогда можно будет сказать, что тетрадь выпала у вас из рюкзака (или из окна), и ветер понес ее по тротуару.
    • Испачкайте свою тетрадку в луже грязи и скажите, что она выпала у вас на улице и упала в грязь.
    • Пролейте на домашнее задание что-нибудь темное (например, сок, кофе или чернила от ручки), чтобы оно было неразборчивым.
  1. Придумайте отговорку, ссылаясь на сбой в работе техники.

    Попробуйте менее изобретательные отговорки, которые тоже могут сработать. Например скажите, что взяли случайно другую тетрадку, что листок с вашей домашней работой выпал из сумки, что у вашей знакомой были похороны, и вам нужно было сходить на них.

    Если у вас есть такая возможность, подделайте домашнюю работу или спишите ее. Например, если это домашнее задание по математике, просто напишите случайные цифры или ответы, чтобы все выглядело так, будто вы действительно выполняли эту работу. На это может потребоваться много времени, и если учитель будет внимательно проверять вашу работу, он точно вас раскусит.

    Не стоит прибегать к оправданиям, которые могут грозить неприятными последствиями. Например, если вы скажете своему учителю, что забыли домашнее задание в другом кабинете, он или может попросить вас туда сходить и принести работу - тогда вас точно раскусят.

    Тяните время

    1. Сделайте вид, будто вы выполнили домашнее задание вовремя, даже если это не так.

      • Если вы не сделали домашнее задание на тот урок, который будет только днем, а не утром, можно попробовать выполнить эту домашнюю работу до уроков, во время других занятий или на перемене.
      • Можно просто взять не то домашнее задание, например, домашнее задание по другому предмету или старое домашнее задание по этому же предмету. К тому времени, как учитель заметит ошибку, вы, возможно, успеете закончить свое настоящее домашнее задание. Или можно попросить разрешения принести работу в другой день и извиниться за путаницу.
      • Спишите ответы у друга, чтобы у вас хоть что-то было. Узнайте, не против ли он помочь вам. Конечно, этот способ применим только к тем предметам, где у всех учеников должны получиться одинаковые ответы. В некоторых школах списывание домашнего задания точь-в-точь может вызвать подозрение. Всегда оценивайте ситуацию и принимайте правильное решение насчет того, списывать ли вам домашнее задание.
    2. Притворитесь больным. Имейте в виду, что в большинстве случаев вам понадобится справка от врача, которая подтвердит факт болезни, из-за которой вы не выполнили домашнее задание.

    3. Попросите родителей написать записку учителю.

      • Рискованный шаг: можно подделать записку от родителей, в которой объясняется, почему вы не сделали домашнее задание.
      • Если вы решили подделать записку, имейте в виду, что ваш учитель может понять, что это подделка. Если вас поймают, скорее всего, вас ждет наказание как от учителя, так и от родителей.

    Скажите правду

    1. Попробуйте быть честным. Иногда лучше просто сказать правду и объяснить учителю, почему вы не выполнили домашнее задание. Искренность может оказать вам добрую услугу.

      • Можно сказать что-то вроде: "Мне очень жаль, но я вчера забегался и не успел закончить домашнее задание. Можете на этот раз меня простить? Я обязательно принесу эту домашнюю работу завтра".
      • Старайтесь говорить прямо и просто - это намного лучше, чем надоедать учителю длинной скучной речью.
    2. Возьмите на себя ответственность за недостаточную подготовку. Признайте, что не закончили работу и признайте свою вину - это лучше, чем обвинять в своем промахе других людей или обстоятельства.

      • Это значит, что вам нужно сказать что-то вроде: "Знаю, у меня нет оправдания, и я полностью принимаю на себя ответственность, я должен был выполнить домашнюю работу. Мне очень жаль, что я не готов к занятию, но такого больше не произойдет".
      • Таким образом, вы продемонстрируете учителю свою зрелость, и он уважительно отнесется к вашей честности.
    3. Подумайте об уважительных причинах, по которым вы не смогли сделать домашнее задание. Для большей убедительности вам нужно что-то более весомое, чем просто "я забыл".

      • Возможно, вы слишком загружены и сталкиваетесь с постоянным стрессом (это особенно актуально во время экзаменов).
      • Если вы не выполнили домашнее задание из-за обстоятельств, которые вы не в силах контролировать (например, из-за болезни или смерти родных) - так и скажите.
      • Вы также можете объяснить, что вы просто не поняли домашнее задание, или у вас не получилось его выполнить, что вы отчаялись, и вам нужно больше времени.
    4. Помните, что ваш учитель тоже занят. Попробуйте заранее предупредить его, что не сможете сделать свое домашнее задание.

      • Скорее всего, учитель будет к вам более снисходителен, если вы не станете тянуть и предупреждать его в последнюю минуту.
      • Можно также попросить разрешения показать домашнее задание позже.
      • Узнайте получше своего учителя как человека. Насколько он снисходителен и добр. При разговоре с учителем старайтесь выглядеть грустно, серьезно, подавленно, взволнованно (в зависимости от оправдания, которое вы выбрали).
    • Лучшее решение - попытка выполнить домашнюю работу вовремя, а не прибегать к оправданиям. Не стоит слишком часто пользоваться отговорками, иначе в тот момент, когда вам действительно будет необходимо как-то оправдаться, учитель просто не поверит вам.
    • Покажите выполненную домашнюю работу в следующий раз, даже если вам пришлось оправдаться и попросить другой день для проверки домашнего задания.
    • Если вы можете выполнить домашнюю работу (хотя бы какую-то ее часть, хотя бы как-то), подумайте о том, чтобы все-таки выполнить ее. Намного лучше, если у вас будет хоть что-то - тогда учитель зачтет вам частичное выполнение задания. Можно также объяснить учителю, что вы бы хотели сделать эту работу лучше, и поэтому собираетесь ее переделать и показать в следующий раз.
    • Если вы выполнили эту работу, но действительно забыли ее дома, скажите учителю, что вы выполняли ее вместе с родителями, и принесете на следующий день, если учитель вам разрешит.
    • Не путайтесь в своем оправдании и не тяните - это признак того, что вы лжете.
    • Сделайте домашнее задание утром (перед тем, как отправиться в школу).
    • Если у вас есть свободное время (например, перемена, обеденный перерыв) или просто время, когда вы уже закончили выполнять все задания, приступайте к домашней работе.
    • Никогда не лгите, что вы уже выполняли это задание, потому что тогда учитель поймет, что вы просто не хотите его делать.
    • Не полагайтесь на оправдания все время. Применяйте их только по мере необходимости, потому что ваш учитель внимателен и все помнит. К тому же, можно вести себя очень подавленно, чтобы учитель проявил к вам сочувствие.
    • При необходимости попрактикуйтесь в своей отговорке вместе с другом. Тогда вы точно хорошо справитесь!
    • Если вы сделали только часть домашней работы, а урок уже начался, можно просто объяснить учителю, что вам нужна помощь, и вы решили спросить неясные вам моменты у учителя.

    Предупреждения

    • Будьте готовы столкнуться с последствиями, если вас поймают на ложном оправдании. Поговорите со своим учителем по-взрослому, объясните, что у вас проблемы с самоорганизацией, что вы чувствуете себя перегруженным, что у вас сложности с заданиями такого типа и так далее.
    • Попробуйте не врать, обычно отрепетированная ложь приводит к неприятным последствиям.
    • Если вас поймали на лжи, могут быть последствия от учителя, от родителей и друзей.

Не хочет самостоятельно выполнять домашнее задание

Школа – это не только один из важнейших этапов в жизни каждого человека, но и одна из проверок для родителей. Детишки льют слезы не в силах справиться с объемом домашних заданий, а родители портят нервы, пытаясь вложить хоть что-то в головы своих ребятишек. Но особым моментом являются домашние задания, которые способны буквально свести с ума и детей и родителей.
Почему же ребенок наотрез отказывается делать уроки? Почему так трудно заставить свое чадо сесть, наконец, за учебник и выучить нужный параграф? Психологи говорят о том, что причин этого может быть несколько.
Причина 1. Ребенок боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.
Многие дети просто панически боятся неудач. У большинства детей этот страх провоцирует хаотичное, необъяснимое поведение: ребенок вертится из стороны в сторону, не может сосредоточиться на чем-то одном и спокойно ответить на вопрос. Но есть и та часть малышей, у которых реакция организма на страх проявляется иначе: эти детишки, наоборот, "затормаживаются".
При этом малыш выглядит отрешенным, почти безмятежным. Он может спокойно сидеть и смотреть в книгу, но никак не реагировать на ваши реплики. Если вы будете кричать в такой ситуации на ребенка, ругать его, то можете еще сильнее напугать его, тем самым ухудшив ситуацию. Запаситесь терпением и выдержкой, помогайте своему чаду решать задачки и писать грамматические упражнения. Как только ребенок поймет, что боятся ему нечего, что вы всегда рядом и готовы оказать ему помощь, то он расслабится и работать с ним будет гораздо легче.
Причина 2. Некоторые ребята не хотят делать домашнее задание по тем или иным предметам, потому что они для них непонятны, сложны.
Например, ребенок отказывается решать задачки по математике, так как ему не дается логическое мышление. Ругать ребенка бесполезно. Решить данную проблему можно только одним способом: помочь справиться с имеющимися трудностями. Начните заниматься со своим чадом, решайте трудные задачки вместе, постарайтесь донести до него модель их решения, их смысл. Если не можете справиться с имеющимися трудностями у ребенка самостоятельно, то наймите ему репетитора. Пусть специалист поработает с ребенком. Как только порог под названием «трудно» будет преодолен, желание отлынивать от работы пройдет само собой.
Причина 3. Как ни парадоксально, но иногда именно взрослые виноваты в том, что ребенок отказывается от выполнения домашних заданий.
Ни для кого не секрет, что дети могут идти на открытое столкновение с волей взрослых, нарушать запреты и демонстрировать непослушание только для того, чтобы обратить на себя внимание родителей. Иногда ребенок решает добиться внимания к своей персоне отказом от выполнения домашних заданий. Как решить эту проблему? Вывод, кажется, очевиден: нужно окружить ребенка заботой, вниманием и любовью, даже в том случае, если вам кажется, что чадо и без того получает всего этого с лихвой. Помните о том, что родители – это самые главные для ребенка люди, важнее которых у него никого нет. Ваш малыш нуждается в вашем внимании так же сильно, как вы когда-то нуждались во внимании со стороны вашей мамы. В отдельную группу следует выделять детишек, учащихся в младших классах. Они также часто отказываются от выполнения домашних заданий, но для того, чтобы решить эту проблему, к ним нужен особый подход. Одним из способов заставить ребенка регулярно делать уроки является…разрешение их не делать. По мнению детских психологов, ученику младших классов гораздо труднее, чем старшеклассникам признаться всем в том, что урок не выучен. Вот и не мешайте ребенку прочувствовать все негативные последствия невыполненного домашнего задания, что называется «на собственной шкуре». Пусть ребенок не выполняет домашних заданий и отправляется в школу. Получив одну-две «двойки», малыш поймет, как это неприятно и, скорее всего, захочет «реабилитироваться». Этот способ является более эффективным, чем всем известные и широко применяемые родителями уговоры и скандалы. Еще один способ – лишение важных для ребенка благ. Психологи считают, что родители должны придерживаться строго принципа: учеба – это дело ребенка, и только он вправе решать, выполнять домашние задания или нет. При этом, родители имеют право требовать от своего чада положительных отметок. Если ребенок получает «двойку» не потому, что ему с трудом дается предмет, а из-за неподготовленности к уроку, то вы можете позволить себе лишить его каких-либо важных для него благ. Например, можете не давать карманных денег какой-то промежуток времени, запретить компьютерные игры или просмотр телевизора. Тогда ребенок сознательно сделает выбор между приятным бездельем и не таким приятным, зато поощряемым трудом. А прямого принуждения вам удастся избежать.
Следует также помнить, что не всегда странные орфографические ошибки или трудный процесс чтения связаны с нежеланием ребенка или его глупостью.
В медицине существуют такие понятия, как дисграфия и дислексия. Дислексия и дисграфия – это определенные расстройства, при которых одна часть мозга работает быстрее или более развита, чем другая. Определить наличие этих расстройств вам поможет наличие в тетради ребенка следующих ошибок: постоянный пропуск букв, дублирование букв, зеркальное написание букв, путаница со звонкими и глухими согласными в сильной позиции. Помимо этого ребенок может менять буквы в слове местами, не видеть границ слов и делать другие необъяснимые ошибки. Если вы заметили данные нарушения письма, то, как можно скорее обратитесь к школьному логопеду. Если в школе, где учится ваш ребенок логопеда нет, то узнайте в какой из школ вашего района такой специалист имеется.

Чем раньше специалист начнет заниматься с вашим чадом, тем больше шансов на то, что ребенок в будущем сможет писать без ошибок. Но не паникуйте. Дислексия и дисграфия – это нарушения, которые чаще всего не приносят никаких бед ребенку. Ни о каких отклонениях в развитии речи здесь не идет.

Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома , которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

    1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него . Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
    2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе . Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
    3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний . Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
    4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно . В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
    5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
    6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
    7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодей, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.