Единый реестр образовательных программ. Федеральный реестр образовательных программ фгос до

Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).

Согласно Части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ.

ПРИМЕРНАЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15) 1

_______________

В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

1. Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования... 5

1.1. Пояснительная записка... 5

1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования... 5

1.1.2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования... 7

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования... 10

1.2.1. Общие положения... 10

1.2.2. Структура планируемых результатов... 11

1.2.3. Личностные результаты освоения ООП

1.2.5. Предметные результаты

1.2.5.1. Русский язык. 28

1.2.5.2. Литература. 31

1.2.5.3. Иностранный язык (на примере английского языка).39

1.2.5.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка).48

1.2.5.5. История России. Всеобщая история. 58

1.2.5.6. Обществознание. 62

1.2.5.7. География. 72

1.2.5.8. Математика. 78

1.2.5.9. Информатика. 115

1.2.5.10. Физика. 121

1.2.5.11. Биология. 131

1.2.5.12. Химия. 139

1.2.5.13. Изобразительное искусство. 143

1.2.5.14. Музыка. 157

1.2.5.15. Технология. 162

1.2.5.16. Физическая культура. 175

1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности. 178

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 185

2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. 199

2.2. Примерные программы учебных предметов, курсов. 227

2.2.1 Общие положения. 227

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования. 228

2.2.2.1. Русский язык. 228

2.2.2.2. Литература. 236

2.2.2.3. Иностранный язык. 258

2.2.2.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка)267

2.2.2.5. История России. Всеобщая история. 275

2.2.2.6. Обществознание. 316

2.2.2.7. География. 321

2.2.2.8. Математика. 343

2.2.2.9. Информатика. 371

2.2.2.10. Физика. 382

2.2.2.11. Биология. 391

2.2.2.12. Химия. 405

2.2.2.13. Изобразительное искусство. 410

2.2.2.14. Музыка. 416

2.2.2.15. Технология. 428

2.2.2.16. Физическая культура. 440

2.2.2.17. Основы безопасности жизнедеятельности. 443

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся. 450

2.4. Программа коррекционной работы.. 492

3. Организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования. 506

3.1. Примерный учебный план основного общего образования. 506

3.1.1. Примерный календарный учебный график. 516

3.1.2. Примерный план внеурочной деятельности. 517

3.2.Система условий реализации основной образовательной программы. 521

3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. 521

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования. 527

3.2.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования. 529

3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.. 541

3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 544

Реестр образовательных программ - информационная база данных, которая на федеральном уровне систематизирует примерные и адаптированные образовательные программы. Работа осуществляется и хранится на электронных носителях. Реестр формируется согласно методологическим, организационным и программно-техническим принципам, благодаря чему достигается взаимодействие сервиса с другими телекоммуникационными сетями и государственными инфосистемами.

Реестр ФГОС: примерная образовательная программа

Доступ к Реестру:

  • бесплатный и всеобщий;
  • без ограничений по числу обращений к информационной системе от каждого пользователя.

Реестр образовательных программ по ФГОС: принципы составления

Создание Реестра было инициировано представителями Министерства обрнауки, которые таким образом решили облегчить процесс разработки образовательных программ для детских садов и школ. Поскольку образовательные программы достаточно вариативны и представлены в широком разнообразии, чтобы образовательные учреждения могли выбрать подходящие для реализации и ознакомления заинтересованных лиц (представителей администрации, педагогов, методических работников, общественности) необходима их систематизация.

ЗА КАКИЕ НАРУШЕНИЯ ОШТРАФУЮТ директора?

Составляя образовательную программу по ФГОС, не забудьте о режиме занятий. Это обязательный документ, за отсутствие которого директора штрафует Рособрнадзор. Образец вы найдете в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Скачайте образец режима занятий 2019/20

Наполнение веб-портала реестра образовательных программ на 2018-2019 учебный год по ФГОС регламентировано законом «Об образовании в Российской Федерации». В главе 2 ст. 12 пункте 11 говорится о создании ПООП или реестра примерных основных образовательных программ. Информация организуется согласно иерархическому и фасетному методам. программы по образовательным уровням на ПООП:

  • дошкольного образования;
  • начального;
  • основного общего образования;
  • среднего, которая в свою очередь подразделяется на ПООП гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического, универсального и технологического профилей.

Отдельную группу занимают программы:

  • коррекционной работы с учениками;
  • по учебным предметам;
  • формирования УУД;
  • внеурочной работы.

Ведением реестра занимается утвержденная Министерством организация-оператор, управляющая серверами и веб-ресурсами, на которых размещается по ФГОС. Она же собирает, обрабатывает и анализирует информационные ресурсы системы, проводит экспертизу представленных программ и размещает их на веб-портале. В задачи организации-оператора входит тщательное документирование всех процессов: выдача заключений, оформление протоколов, составление приказов.

Общие положения реестра образовательных программ по ФГОС 2018-2019

Создание и работа Реестра непосредственно зависят от соблюдения организационных, нормативно-правовых и информационного-технических условий, кадрового обеспечения и достаточного финансирования. Чтобы обеспечить полноценный доступ к информации, с веб-портала Реестра можно будет перейти на различные образовательные порталы, включая сайт Министерства образования и науки.

Для кого формируется Реестр? База данных программ необходима учителям и воспитателям, руководителям школ и дошкольных образовательных учреждений, методистам, представителям системы дополнительного педобразования и организаций профессионального образования, сотрудникам органов управления, родителям учеников и воспитанников ДОУ.

Всех пользователей веб-портала можно условно поделить на группы:

  • организация-оператор, которая назначается Министерством обрнауки и имеет доступ ко всем разделам базы данных, включая закрытую часть, чтобы иметь возможность вносить и модерировать тексты ПООП, добавлять новостные сообщения, анонсы мероприятий, экспертные заключения, министерские приказы;
  • анонимы - пользователи, которые не прошли регистрацию, но могут посещать все разделы веб-портала, изучать информацию, скачивать любые файлы, открытые для свободного доступа, участвовать в обсуждении ПООП, которые проходят экспертизу;
  • администратор Реестра - представитель организации-оператора, который имеет право доступа ко всем разделам информационной системы и может вносить в ее любые изменения;
  • эксперт общественного обсуждения - пользователь, который прошел регистрацию и может добавлять комментарии к программам, которые находятся на экспертизе.

Зачем разрабатывается Реестр? В базе данных упорядочиваются и учитываются образовательные программы согласно их статусу (разрабатываемые, реализуемые, заканчивающие действие, завершенные), ведется учет изменений, которые были внесены в ПООП. Благодаря нему педработники и образовательные учреждения получают необходимую методическую помощь, необходимую для выбора существующих и разработке собственных программ .

Достигнуть поставленных перед Реестром целей, можно будет, если создать благоприятные условия, чтобы:

  • максимальное число разработчиков программ было задействовано в работе;
  • деятельность экспертов и координационного совета по экспертизе программ была публичной, а ее результаты - доступны общественности;
  • перед внесением ПООП в реестр проводилось общественное обсуждение и открытая оценка;
  • для удовлетворения запросов пользователей и обновления структуры информационной системы.

Какие задачи возложены на Реестр? Информационная система такого типа призвана выполнять задачи, связанные с поиском, систематизацией, хранением и комфортным использованием положений образовательных программ. Реестр образовательных программ Министерства Обрнауки РФ позволяет:

  • вести учет утвержденных ПООП, внесенных в программы изменений, сведений об их качестве;
  • автоматизированно обрабатывать и искать информацию о программах;
  • собирать сведения и впоследствии анализировать данные о частоте обращений различных групп пользователей к Реестру;
  • использовать систему в научных целях, разрабатывая технологии решения проблем развития дошкольного и среднего общего образования;
  • сохранять и защищать информацию, содержащуюся в Реестре;
  • совершенствовать принципы проведения сравнительного анализа программ, оценки тенденций российского образовательного процесса и перспектив его развития;
  • создавать условия для здоровой конкуренции между разработчиками программ, которые, имея свободный доступ к текстам других ПООП, смогут проводить тщательную оценку и исправление тактических ошибок в своих работах;
  • сформировать практику экспертизы, защиты и предупреждения программ от недобросовестного отношения по ее реализации;
  • сохранить на территории РФ единые требования к качеству образовательных программ и в перспективе создать условия для разработки новых стандартов.

Когда формируете реестр образовательных программ по ФГОС, обязательно обращайте внимание на сроки хранения школьных документов. Проверьте их в удобном онлайн-сервисе

Считается, что реестр по ФГОС примерных образовательных программ положительно скажется на развитии образования в России. Станут возможными открытый доступ к текстам программ и их общественное обсуждение, проведение экспертиз и оценок специалистами и рядовыми гражданами. Таким образом, возрастет интерес к развитию образования и расширению числа программ не только у работников образовательной сферы, но и других групп населения. Расширится арсенал средств для разработки программ, включая курсы повышения квалификации, научно-методические рекомендации.

В связи с этим у экспертов будет больше возможностей для развития практической и научной мысли, а у руководителей - механизмы выбора ПООП для своего образовательного учреждения и проведения научно-обоснованной экспертизы предлагаемых вариантов. Рядовые педработники с помощью Реестра подготовятся к разработке своих вариантов учебных программ, расширяя горизонты видения собственной образовательной области.

Помимо ключевых задач Реестр будет выполнять дополнительные функции:

  1. Выдача выписки из реестра и свидетельства о внесении ПООП в документ.
  2. Методическая помощь для разработчиков оригинальных на базе примерных.
  3. Организация инструктивно-методических собраний и совещаний.

Реестр примерных основных образовательных программ: составление и внесение изменений

В документе указываются паспортные данные каждой программы и ее номер в реестре, по которым ее можно будет идентифицировать. Каждая ПООП автоматически получает номер, который после нельзя изменить. Чтобы программы можно было сравнить между собой, принимая решение о выборе той или иной ПООП, в реестр образовательных программ включается систематизированные по определенным параметрам сведения о каждой из них. Параметры сравнения выбирает и утверждает координационный совет. Полную и краткую информацию о программе ее разработчики передают организации-оператору, чтобы координационный совет рассмотрел и утвердил ее.

К составлению Реестра применимы общие принципы формирования федеральных реестров. Ключевым из них остается принцип единого порядка форм, методов и подходов для достижения сопоставимости сведений. Помимо него при составлении информационной системы руководствуются и прочими принципами

Чтобы заявка попала на экспертизу, ПООП проверяют на соответствие требованиям:

  1. Корректно оформлен паспорт программы.
  2. ПООП содержит целевой, организационный и содержательный разделы, соответствующие требованиям ФГОС.
  3. Имеется глоссарий с расшифровками всех сокращений и обозначений, понятий и терминов, представленных в программе.
  4. Внесен список методических и нормативных документов, литературных источников, которые использовались при разработке программы.
  5. Присутствуют методические рекомендации для сотрудников сферы образования по адаптации или разработке основной программы на базе ПООП.
  6. Есть раздел, в котором указаны перспективы реализации ПООП в ближайшие несколько лет.

Заявка составляется в трех экземплярах в бумажном формате, каждый из которых заверяется подписью руководителя и печатью организации, а также на любом электронном носителе.

Чтобы попасть в реестр образовательных программ по ФГОС ООО, адаптированные и примерные программы проходят экспертную оценку. При этом одного положительного отзыва недостаточно, чтобы ПООП попала в Реестр, минимум две экспертные организации должны составить положительное резюме программы, которое опирается не на субъективное мнение, а на параметры и критерии оценки, которые утверждены Минобрнауки. В заключении о проведении экспертизы специалисты рекомендуют или не рекомендуют включить программу в Реестр.

Организация-оператор не только вносит изменения в осуществление экспертизы, но и совместно с координационным советом разрабатывает порядок их внесения.

  • Все пользователи Реестра могут изучать тексты ПООП, таким образом, программы выносятся на общественное обсуждение, однако рецензенты должны высказывать аргументированное, а эмоционально субъективное мнение. Создаются аргументы «за» или «против» одобрения программы, разрабатываются опросы, чтобы участники могли опровергнуть или поддержать мнение других пользователей.
  • Открытое обсуждение позволяет не только привлечь мнения рядовых пользователей, но также сформировать сообщество непрофессионалов, которые, наряду с профессиональными отраслевыми экспертами, выполнят экспертизу заявок программ.
  • Зарегистрировавшись, пользователи могут через специальную форму отправить предложения на внесение изменений в перечень нормативно-правовых актов, которые регламентируют работу Реестра, внести предложения по улучшению работы информационной системы.

Ведение федерального реестра примерных образовательных программ

Реестр адаптированных образовательных программ - это база данных, созданная в качестве методической помощи детским садам и школам, которые, используя примерные программы, смогут разработать оригинальные.

По мере разработки проектов, модерации текстов и завершения срока действия ПООП, наполняется Реестр. Новые данные вносятся в информационную систему исключительно на основании приказа Министерства обрнауки. Организация-оператор формирует, структурирует, регулирует и распространяет информацию, содержащуюся в базе данных.

До полного завершения проекта Реестра он может размещаться на сервере исполнителя, а после переносится на серверы организации-оператора, которые соответствуют министерских техническим требованиям и были им одобрены. Доступ к Реестру открывается после издания соответствующего приказа Министерства обрнауки. Пользователи должны иметь возможность регистрироваться на портале Реестра, искать данные об участниках Реестра и по паспортным данным программы.

Организация-оператор, курирующая Реестр, выполняет ряд функций:

  • вносит в базу данных информацию об объектах учета, присваивая им реестровые номера (в течение месяца после издания министерского приказа о внесении ПООП в веб-портал, администратор уведомляет разработчиков программы о том, что их проект был внесен в веб-портал);
  • включает изменения в Реестр;
  • выполняет учет объектов инфосистемы и наблюдение за ними;
  • мониторит и анализирует использование объектов Реестра, чтобы собирать достоверную статистику периодичности обращений к программе, оценке ее пользователями, характером отзывов на ПООП;
  • исключает сведения о программах из Реестра, аннулируя их реестровый номер, прекращая мониторинг и перенося сведения в архив.

Организации-разработчики могут подавать запросы на корректировку текста программ, которые уже внесены в Реестр. Его оформляют в письменном виде, а после направляют организации-оператору, указывая паспортные данные программы и ее регистрационный номер. Решение о целесообразности внесения изменений выносит координационный совет, о чем организация-оператор в течение месяца должна проинформировать разработчиков программы. Если требуются правки технического характера, организация-оператор самостоятельно вносит их.

Ликвидация реестра примерных выполняется в соответствии с действующим законодательством. После ликвидации сведения переносятся в Государственный архив.

Министерство обрнауки координирует выделение средств организации-оператору, предназначенных на проведение экспертизы и ведение веб-портала Реестра. Финансирование осуществеляется согласно госзаданию, которое организация-оператор получает сроком на год. Экспертные организации привлекаются на безвозмездной основе, поощряется привлечение разработчиков в инициативном порядке на аналогичных условиях.

Структура государственного реестра образовательных программ по ФГОС ООО

Веб-портал Реестра ПООП в обязательном порядке включает девять разделов

  • Раздел 1. Единый федеральный реестр примерных основных образовательных программ
  • Раздел 2. Реестр примерных образовательных программ
  • Раздел 3. Мероприятия
  • Раздел 4. Работа координационного совета
  • Раздел 5. Экспертиза ПООП всех уровней общего образования
  • Раздел 6. Общественное обсуждение
  • Раздел 7. Методическая служба
  • Раздел 8. База нормативных документов
  • Раздел 9. Контакты / информация в реестре будет представлена в «окне» контакты

Раздел 1.

Общее описание Реестра образовательных программ по ФГОС включает:

  • Перечисление целей, задач базы данных, целевых групп, для которых создается информационная система.
  • Нормативную базу проекта (законодательные акта, министерские приказы, решения координационного совета).
  • Сведения о порядке внесения данных в Реестр, организациях-разработчиках и выдвигаемых к ним требованиям.
  • Требования к ПООП, которые выдвигаются в ходе проведения профессиональной и технической экспертизы, список документов на экспертизу и порядок их подачи, принципы прохождения экспертизы.

В этом разделе в подразделе касательно получения свидетельства о внесении ПООП в Реестр перечисляются основания, по которым программу заносят в базу данных:

  • экспертные заключения различных видов экспертиз;
  • рекомендации Совета по отбору ПООП;
  • приказ Министерства Обрнауки.

Уточняется порядок выдачи свидетельства и периодичность обновления информации о выданных документах.

Описывается порядок исключения программы из Реестра или выдачи отказа на ее внесение, перечисляются основания для такого решения и министерские приказы, регулирующие размещение программ в Реестре.

Раздел 2.

В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289) и пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 19, ст. 2289), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ.

Министр Д.В. Ливанов

Приложение

Порядок
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. № 594)

1. Настоящий Порядок определяет правила разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (далее - примерная программа).

Настоящий Порядок не устанавливает особенности разработки, проведение; экспертизы и включения в реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности.

2. Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам (образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования);

основным профессиональным образовательным программам (образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена; образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов дисциплин (модулей).

3. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(1). Примерные программы включают в себя рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы*(2).

4. Примерные программы разрабатываются на русском языке и в соответствии с настоящим Порядком.

5. Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования (далее - разработчики).

II. Проведение экспертизы проектов примерных основных общеобразовательных программ

6. Проекты примерных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в совет по примерным основным общеобразовательным программам (далее - совет), создаваемый Министерством образования и науки Российской Федерации.

7. Совет в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы направляет его в определяемую им для проведения экспертизы организацию (далее - организация) и размещает на сайте fgosreestr.ru информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сайт) для информирования общественности.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации*(3).

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями*(4).

8. Организация в месячный срок после получения проекта примерной программы готовит экспертное заключение и направляет его в совет.

9. Проект примерной программы с прилагаемым экспертным заключением рассматривается на заседании совета в течение 30 рабочих дней со дня их получения советом.

10. По результатам рассмотрения проекта совет принимает одно из следующих решений:

11. Решение совета оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения советом направляется в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

12. Министерство образования и науки Российской Федерации направляет разработчику выписку из протокола заседания совета с решением совета об отклонении проекта либо о направлении проекта на доработку в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения советом.

13. При поступлении в Министерство образования и науки Российской Федерации доработанного проекта, по которому советом было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением советом, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение советом в соответствии с настоящим Порядком.

III. Проведение экспертизы проектов примерных основных профессиональных программ

14. Проекты примерных программ направляются разработчиками в учебно-методические объединения в системе профессионального образования для организации проведения экспертизы.

15. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения*(5).

16. Учебно-методическое объединение в системе профессионального образования в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы направляет его в определяемую им для проведения экспертизы организацию (далее - организация) и размещает на сайте fgosreestr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сайт) для информирования общественности.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями*(6).

17. Организация в месячный срок после получения проекта примерном программы готовит экспертное заключение и направляет его в совет.

18. Проект примерной программы с прилагаемым экспертным заключением рассматривается на заседании учебно-методического объединения в системе профессионального образования в течение 30 рабочих дней со дня их получения.

19. По результатам рассмотрения проекта учебно-методическое объединение в системе профессионального образования принимает одно из следующих решений:

а) одобрить примерную программу;

б) одобрить примерную программу и перевести предыдущую примерную программу в раздел архива в реестре;

в) отклонить проект примерной программы;

г) направить проект примерной программы на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании совета.

20. Решение учебно-методического объединения в системе профессионального образования оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения направляется разработчикам.

21. При поступлении в учебно-методическое объединение в системе профессионального образования доработанного проекта, по которому было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение в соответствии с настоящим Порядком.

IV. Ведение реестра примерных программ

22. Реестр примерных программ (далее - реестр) является государственной информационной системой*(7), которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

23. Информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной*(8).

24. Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации*(9) (далее - оператор).

25. Ведение реестра осуществляется оператором путем:

внесения в реестр примерных программ, реквизитов решения об одобрении примерной программы, перевода примерных программ в раздел архива, по которой принято такое решение, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива;

технического обеспечения функционирования реестра;

автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

предоставления доступа к содержащимся в реестре примерным программ;

обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

26. Ведение реестра осуществляется с применением технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию.

27. Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки Российской Федерации или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования в течение 10 рабочих дней оператору.

28. Оператор размещает примерную программу в реестре в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления.

29. Решение о переводе в раздел архива примерной программы, включенной в реестр, направляется Министерством образования и науки Российской Федерации или и учебно-методическим объединением в системе профессионального образования в течение 10 рабочих дней с момента принятия такого решения оператору.

30. Оператор переводит в раздел архива примерную программу, включенную в реестр, в течение 5 рабочих дней со дня поступления от Министерства образования и науки Российской Федерации или учебно-методического объединения в системе профессионального образования соответствующего решения.

_____________________________

*(1) Часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289).

*(2) Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289).

*(3) Часть 12 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289).

*(4) Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289).

*(5) Часть 13 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289).

*(6) Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289).

*(7) Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289).

*(8) Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289).

*(9) Часть 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289).

Обзор документа

Установлен порядок разработки примерных основных образовательных программ. При этом он не определяет особенности в отношении программ, которые содержат гостайну либо относятся к области информтехнологий.

Примерные программы составляются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Они включают в себя рекомендуемую учебно-методическую документацию (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов). В ней определяются объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности. Планируемые результаты освоения образовательной программы. Примерные условия образовательной деятельности. В т. ч. расчеты нормативных затрат оказания госуслуг по реализации образовательной программы.

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования. Проекты примерных основных профпрограмм готовятся участниками отношений в сфере образования.

Проекты программ проходят экспертизу. Определен порядок ее проведения. Для информирования общественности они размещаются на сайте fgosreestr.ru.

Одобренные примерные программы заносятся в специальный реестр. Он находится в открытом доступе. Установлены правила ведения данного ресурса.

В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ

Примерные ООП ОО разрабатываются с учётом их уровня и направленности в соответствии с ФГОС и по результатам экспертизы включаются в реестр примерных основных общеобразовательных программ, являющийся государственной информационной системой: http://www.fgosreestr.ru/ .

В настоящее время в соответствии с решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в реестр примерных основных общеобразовательных программ включены Примерная основная образовательная программа начального общего образования(http://fgosreestr.ru/node/2067)и Примерная основная образовательная программа основного общего образования(http://fgosreestr.ru/node/2068).

Вышеуказанные программы существенно доработаны по сравнению с предыдущими вариантами, в них уточнены, конкретизированы, методически подкреплены положения, связанные с результатами освоения ООП (в т.ч. с учетом концепций филологического, математического, исторического образования, введением комплекса ГТО), системой оценивания, внеурочной деятельностью, оценкой качества реализации ООП и другое.

ООП ОО, включенные в реестр, имеют статус учебно-методической, а не нормативно-правовой документации, поэтому носят рекомендательный характер и используются школой при разработке собственной основной образовательной программы.

ООП ОО принимаются коллегиальными органами управления образовательной организации в соответствии с Уставом и не требует утверждения, прохождения экспертизы и согласования в региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Объектом внешней оценки основная образовательная программа образовательной организации становится в период прохождения процедуры лицензирования, государственной аккредитации, а также государственного контроля и надзора в сфере образования.

Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленным Уставом, в котором следует указать:

порядок и периодичность разработки ООП ОО или внесения изменений в действующую основную образовательную программу (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательной организации);

состав участников разработки ООП ОО, их полномочия и ответственность.

порядок обсуждения проекта ООП ОО;

порядок утверждения ООП ОО и ввода в действие.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательной организацией с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм (в ходе ее разработки учитываются внесенные изменения, касающиеся общего объема максимально допустимой урочной и внеурочной, дневной нагрузки, возможности чередования урочной и

внеурочной деятельности (пп. 17, 20, 21) 6 . Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательная организация.

Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 20% от общего объёма основной образовательной

программы. На ступени основного общего образования это соотношение составляет 70% и 30% соответственно, среднего общего образования - 60% и 40% 7 . Данное соотношение частей ООП ОО должно быть представленов каждом из трех разделов основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

Структура ООП ОО должна включать:

а) Целевой раздел: пояснительная записка;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков);

программы отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации; программа коррекционной работы.

в) Организационный раздел: учебный план;

план внеурочной деятельности; календарный учебный график;

система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Необходимо иметь ввиду, что в ООП ОО внесены изменения, согласно которым в организационный раздел наряду с учебным планом, планом внеурочной деятельности добавлен:

календарный учебный график (Приказами Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 годаN1643, 1644, 1645 уточнено, что «календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций»);

в систему условий реализации ООП - оценочные и методические материалы;

иные компоненты по усмотрению образовательной организации.

Таким образом, ООП является локальным нормативным актом, определяющим цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования в конкретной образовательной организации, 8 с учетом особенностей, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.

При реализации образовательных программ организаций может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. 9

В рамках Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 10 .

Согласно статье 15 Федерального закона № 273-ФЗ «сетевая форма реализации образовательной программы - совместная реализация образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением при необходимости организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, посредством организации сетевого взаимодействия».

Рабочие программы по учебным предметам (курсам)

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) являются составной частью содержательного раздела основной образовательной программы общеобразовательной организации. Они могут быть составлены педагогами образовательной организации с учетом примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования, входящих в государственный реестр.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения, в них не отражаются особенности образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы и индивидуального стиля учителя.

Педагоги имеют право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной

программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) .

Рабочие программы учебных предметов разрабатываются в соответствии с ФГОС ОО с учетом примерных рабочих программ учебных предметов.

    Рабочие программы по учебным предметам (курсам) начального общего образования.

Структура программы учебных предметов, курсов определена ФГОС НОО 11 и должна содержать:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. В этом случае в пояснительной записке должна быть прописана обоснованность тех изменений и дополнений, которые отличают ее от примерной программы по предмету, включая особенности основной образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы учителей.

Таким образом, вариативная часть рабочей программы по учебному предмету (курсу) найдет отражение в большей степени в пояснительной записке.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся составляется четко в соответствии с тем учебником, по которому осуществляется обучение.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса должны быть конкретизированы, включая результатыизучения курса по годам обучения.

Кроме того, должны быть добавлены образовательные результаты за счет изменения содержания, конкретизированы результаты по двум уровням освоения учебной программы: чему научится обучающийся в процессе изучения курса, а также чему получит возможность научиться в процессе изучения курса.

В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» по предмету, курсу указываются учебник, учебно-методические пособия, список литературы для обучающихся, развивающей их познавательный интерес к предмету, контрольно-измерительные материалы, цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), электронные образовательные ресурсы (ЭОРы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование и т.д.

    Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) в рамках реализации ФГОС основного общего образования определена нормативным документом 12 и включает в себя следующие разделы:

пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Данная структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) обязательна при разработке рабочей учебной программы по предмету, которую целесообразно (например, «История 5-9 класс»). Это позволяет видеть перспективу, поэтапное планирование и продвижение к планируемым образовательным результатам по годам обучения.

Также разработка рабочей программы по учебному предмету может стать результатом работы методического объединения учителей предметников, в этом случае по ней могут работать все учителя, преподающие этот предмет в данной образовательной организации.

    Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в рамках реализации ФГОС среднего общего образования определена нормативным документом 13 и включает в себя следующие разделы:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Данная структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) обязательна, так же как в начальной и основной школе ее целесообразно разрабатывать на уровень обучения среднего общего образования (10-11 класс).

В соответствии с требованиями стандарта изучение учебных предметов, курсов по выбору обучающихся может вестись на базовом или углубленном уровнях. В соответствии с этим, рабочие программы по учебным предметам могут разрабатываться отдельно (рабочая программа по предмету химия (базовый уровень), рабочая программа по предмету химия (углубленный уровень) или в рамках одной рабочей программы могут быть выделены базовый и углубленный уровни изучения учебного предмета.

Ряд учебных предметов носят интегрированный характер и в учебный план среднего общего образования они внесены как единый предмет (русский язык и литература; родной язык и литература, математика: алгебра и начала анализа, геометрия) следовательно, такие предметы должны иметь одну рабочую программу. Вместе с тем, такие предметы как обществознание, Россия в мире, экология, естествознание, физкультура, ОБЖ изучаются только на базовом уровне, что должно найти отражение в рабочей программе.

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно и не должны проходить обязательную внешнюю экспертизу и согласование в региональных, муници пальных органах управления образованием и методических службах.

Кроме того, являясь частью содержательного раздела основной образовательной программы, они закрепляются локальным нормативным актом образовательной организации об утверждении основной образовательной программы и не требуют отдельного приказа.

В рабочей программе по учебному предмету должно соблюдаться то же соотношение вариативной и инвариантной части, что и в целом в ООП.

Календарно-тематическое (поурочное) планирование не является обязательной составной частью рабочей программы .

Его наличие (обязательность), периодичность составления, а также форма определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Именно календарно-тематическое планирование является персонифицированным документом, отражающим освоение программы в конкретном классе, организованное конкретным педагогом.

Изменения в процессе учебного года вносятся в календарно-тематическое планирование, а не в рабочую программу, поскольку ее реализация должна быть обеспечена полностью. Внесение изменений должно закрепляться локальным нормативным актом образовательной организации.

В случае, когда учебный предмет реализуется за счет часов из обязательной части учебного плана и усиливается дополнительными часами из части, формируемой участниками образовательных отношений (например, математика - 4 часа из обязательной части + 1 час из вариативной) разрабатывается одна рабочая программа по математике из расчета 5 учебных часов в неделю.

В рабочую программу (пункт № 3) вносится соответствующая запись о реализации программы через обе части учебного плана. Если в вариативную часть выносится материал дополняющий, расширяющий содержание базовой программы (например, введение в геометрию, логические игры, математическое проектирование), в таком случае разрабатывается отдельная рабочая программа на данный курс, в соответствии с вышеуказанными требованиями (т.о. рабочих программ будет две - математика (4 часа) и логические игры (1 час).

При разработке рабочих программ можно использовать конструктор рабочих программ, предложенный при общественном обсуждении основных образовательных программ начального и основного общего образования на соответствующем портале (http://edu.crowdexpert.ru).

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательной организации (письмо Минобрнауки России от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования).

Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, курсам, соответствующее требованиям ФГОС начального, основного и среднего общего образования, определено федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В соответствии с п.3. данного документа организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до вступления в силу настоящего приказа, учебники из Федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год 14 .

Обращаем внимание на уточнения, внесенные в Федеральный перечень, в связи с утверждением историко-культурного стандарта (на данный момент научную экспертизу РИО прошли линии учебников истории издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»).

В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования (в ред. Приказах Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N1643, 1644, 1645).

Разъяснения по вопросам приобретения учебников и учебных пособий для обучающихся школ даны в письме комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 27 мая 2015 года № 19-3723/15-0-0.

Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).

Согласно Части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ.

ПРИМЕРНАЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15) 1

_____________________

В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию

Общие положения.. 4

1. Целевой раздел..7

1.1. Пояснительная записка..7

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы.. 11

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий..15

1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)..21

1.2.1.2. Формирование ИКТ­-компетентности обучающихся (метапредметные результаты).. 24

1.2.2. Русский язык..28

1.2.3. Литературное чтение..34

1.2.4. Иностранный язык (английский)..40

1.2.5. Математика и информатика.. 46

1.2.6. Основы религиозных культур и светской этики..50

1.2.7. Окружающий мир.. 57

1.2.8. Изобразительное искусство..62

1.2.9. Музыка.. 67

1.2.10. Технология.. 72

1.2.11. Физическая культура..77

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы..79

1.3.1. Общие положения..79

1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов..82

1.3.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.. 92

1.3.4. Итоговая оценка выпускника.. 96

2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий..100

2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования.. 101

2.1.2. Характеристика универсальных учебных действий при получении начального общего образования..103

2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов…110

2.1.4. Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности... 122

2.1.5. Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся..124

2.1.6. Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и от начального к основному общему образованию.. 127

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов..133

2.2.1. Общие положения.. 133

2.2.2. Основное содержание учебных предметов.. 136

2.2.2.1. Русский язык..136

2.2.2.2. Литературное чтение.. 143

2.2.2.3. Иностранный язык..149

2.2.2.4. Математика и информатика...159

2.2.2.5. Окружающий мир..161

2.2.2.6. Основы религиозных культур и светской этики...167

2.2.2.7. Изобразительное искусство.. 169

2.2.2.8. Музыка..174

2.2.2.9. Технология..196

2.2.2.10. Физическая культура. 199

2.3. Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования..204

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни..265

2.5. Программа коррекционной работы.. 276

3. Организационный раздел.. 288

3.2. План внеурочной деятельности..297

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы.. 300

3.3.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы.. 302

3.3.2. Психолого­педагогические условия реализации основной образовательной программы..306

3.3.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы..309

3.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.. 320

3.3.5. Информационно­методические условия реализации основной образовательной программы.. 326

Скачать полный текст документа: [