Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности. Конспект и презентация к уроку по обществознанию "право на образование"

Тест «Наука. Образование»
А1. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, называется:
наука 3) образование
философия 4) общественное сознание
А2. Гуманизация образования предполагает:




А3. Верны ли следующие суждения?
А. Исторически наука возникла позже религии, образования, искусства
Б. Развитие науки является одним из важнейших факторов развития и материального производства, и социальных отношений, и духовной жизни

А4. Гуманитаризация образования предполагает:
усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
создание единой системы образования для развитых стран
усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам, запросам
введение обязательных предметов по изучению религии
А5. Интернационализация образования предполагает:
усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
создание единой системы образования для развитых стран
усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам, запросам
введение обязательных предметов по изучению религии
А6. Какое суждение является верным?
А. Особенность научных знаний заключается в их теоретическом характере
Б. Научные знания основываются на авторитете исследователя
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А7. Какое направление является неактуальным в настоящее время для развития образования:
политизация 3) гуманитаризация
гуманизация 4) интернационализация
А8. При проведении уроков преподаватель использует индивидуальные задания, большое внимание уделяет развитию творческих способностей учащихся, способствует созданию психологически комфортной обстановки в классе. Какое направление в развитии образования он реализует:


А9. Какое суждение является верным?
А. Научное знание всегда носит практический характер
Б. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознаётся закономерность
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А10. При составлении нового учебного плана для учащихся 1 курса профессионального лицея введён курс «Мировая художественная культура». Какое направление в развитии образования реализует данное нововведение?
гуманизация 3) интернационализация
гуманитаризация 4) политизация
А11. Какое суждение является верным?
А. Наука не является непосредственной производительной силой общества
Б. Проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования. Так появились новые научные дисциплины (например, термодинамика)
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А12. Для нужд стран ЕЭС была создана европейская школа бизнеса, её филиалы находятся в Париже, Оксфорде, Берлине, Мадриде. В ней обучаются представители различных государств Европы.
О какой тенденции в развитии образования идёт речь?
1) гуманизация 3) интернационализация
2) гуманитаризация 4) автономизация
А13. Какое суждение является верным?
А. Наука – это мышление в художественных образах
Б. Наука – это мышление в понятиях
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. У студентов Государственного технического университета появилась возможность получить диплом европейского образца. О реализации какого направления в развитии образования идёт речь?
гуманизация 3) национализация
гуманитаризация 4) интернационализация
А15. Какое суждения является верным?
А. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание явлений действительности
Б. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей чёткостью и строгостью
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А16. Какое суждение является верным?
А. Наука является одной из областей политической сферы общества
Б. Наука оказывает комплексное воздейст
·вие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие и управление обществом
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А17. Какое суждение является верным?
А. Гуманизация образования предполагает большое внимание общества к личности, её психологии, интересам, запросам
Б. Гуманизация образования- это создание единого образовательного пространства для разных стран
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А18. Особенностью научных знаний является:
их теоретический характер
практическое использование
истинность
их содержание в книгах
А19. Вид деятельности людей, который направлен на получение новых знаний о природе, обществе и человеке, называется:
образование 3) социализация
наука 4) воспитание
А20. Особенностью научных знаний является
их теоретический характер
практическое использование
истинность
они содержатся в книгах
А21 Ученые-зоологи изучают поведение гималайских медведей в неволе. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?
Культурная
Мировоззренческая
Познавательная
Социальная
А22 Ученые-сейсмологи, изучив состояние земной коры в населенном пункте Н., предупредили местных жителей о возможности землетрясения. Какая функция науки проиллюстрирована данным примером?
Познавательно-прогностическая
Производительная
Культурная
Мировоззренческая
А23 Выведение и распространение неприхотливых, устойчивых к болезням и быстро растущих пород домашней птицы отражает функцию науки:
Мировоззренческую
Производственную
Познавательную
Социальную
А24 У студентов Государственного технического университета появилась возможность получить диплом европейского образца. О реализации какого направления в развитии образования идет речь?
Гуманизация
Гуманитаризация
Национализация
Интернационализация
А25 Для нужд стран ЕЭС была создана европейская школа бизнеса, ее филиалы находятся в Париже, Оксфорде, Берлине, Мадриде. В ней обучаются представители различных государств Европы. О какой тенденции в развитии образования идет речь?
Гуманизация
Гуманитаризация
Интернационализация
Автоматизация
А26 Какое суждение является верным?
А) Наука-это мышление в художественных образах
Б) Наука- это мышление в понятиях
Верно только А
Верно только Б
Оба суждения верны
Оба суждения неверны
А27 Создание и практическое внедрение морозоустойчивых, скроспелых сортов винограда иллюстрирует функцию науки:
Социальную
Мировоззренческую
Творческую
Производственную
А28 При составлении нового учебного плана для студентов 1 курса колледжа был введен факультатив «Мировая художественная культура». Какое направление в развитии образования реализует данное нововведение?
Гуманизация
Гуманитаризация
Интернационализация
Политизация
А29 Какое суждение является верным?
А) Наука не является непосредственной производительной силой общества
Б) Проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования. Так появились новые научные дисциплины (например. термодинамика)
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Оба суждения верны
4) Оба суждения неверны
А30 Целью современного образования не является
политическая ориентация личности
приобщение к национальной и мировой культуре
передача знаний, умений, навыков
социализация личности
А31 Какое направление является неактуальным в настоящее время для современного образования7
политизация
гуманизация
гуманитаризация
интернационализация
А32 Суть прогностической науки состоит в том, чтобы
познавать и объяснять мир
предвидеть последствия изменения окружающего мира
совершенствовать социальное устройство
создавать дополнительные ресурсы по экономике
А33 Современному развитию образования не соответствует
широкое применение компьютеров и электронных средств обучения
увеличение объема содержания образования за счет гуманитарных дисциплин
усиление сословности образования
создание системы непрерывного образования
А34 Гуманизация образования предполагает
усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
создание единой системы образования для развитых стран
усиление внимания общества к личности, ее психологии, интересам, запросам
введение обязательных предметов по изучению религии
А35Для научного знания не является обязательным
открытие объективных законов
наличие понятийного аппарата
эксперимент как метод поиска истины
логичность построения теории
А36Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, называется
наука
философия
образование
общественное сознание

Принцип гуманизации образования требует

Отв:1 ,

165 .


Гуманизация образования предполагает

Отв:1 ,

166 .


Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?

Отв:3 ,

167 .


Какая из черт отличает религию как феномен культуры?

Отв:2 ,

168 .

Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает … сфера жизни общества».

Ответ: _______________ .

Отв:духовная ,

169 .


Впишите пропущенное слово: «__________________________________ называют совокупность идей, поступков, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности».

Отв:гуманизмомгуманизм ,

170 .


Найдите в приведенном ниже списке произведения народной культуры и обведите цифры, под которыми они указаны.

Отв:134 ,

171 .


Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

премьера телесериала

массовая

конкурс фольклорных коллективов

народная

празднование дня Ивана Купалы

скандал с участием поп-звезды

переиздание детектива-бестселлера

172 .


Найдите в приведенном ниже списке средства массовой информации и обведите цифры, под которыми они указаны.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _______________________________________________

Отв:124 ,

173 .


Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

стремление к достоверности

обоснованность предположений

искусство

субъективность

чувственное отражение реальности

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Отв:1122

174 .


Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

образность

логическая доказательность

искусство

эстетическое освоение мира

воздействие на эмоции человека

комплексное описание объекта

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

175 .


Ответ: _______________________________________________.

Отв:образование

176 .


Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: _______________________________________________

Отв:религия ,

177 .


Какое слово пропущено в схеме?


племенные

(архаические)


Ответ: _________________________.

Отв:национальные

178 .


Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».

Социальная норма; право; добро и зло; духовность; санкции.

Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.

Ответ: _______________________________________________

Отв:право

179 .


Комментарий

Анализ основных содержательных проблем, выявленных по итогам выполнения выпускниками заданий по тематике духовной культуры общества, начнем с понятия «культура». Оно проверяется заданиями различных типов. Одна из наиболее сложных интеллектуальных операций – различение нескольких значений данного понятия, выбор наиболее общего из них. Обратимся к примеру:

Понятие «культура» в широком смысле включает в себя

1) общество как целое

2) весь материальный и духовный мир

3) природу, испытавшую воздействие человека

4) все, что создано человечеством

Анализ данного задания целесообразно построить в логике последовательного рассмотрения каждого из вариантов ответа. Можно начать с тех, которые уже на первый взгляд выглядят как ошибочные. Очевидно, что, природу, даже испытавшую воздействие человека, нельзя включить в сферу культуры. Избыточным по отношению к понятию «культура» выступает и суждение «весь материальный и духовный мир», поскольку материальный мир наряду с обществом включает в себя и природу. Наиболее близким к правильному выглядит первое суждение. Анализируя его, следует обратить внимание на то, что понятие «общество» шире понятия «культура», поскольку охватывает объективно складывающиеся отношения между людьми в различных сферах жизни.

Рассматривая значения понятия «культура», еще раз акцентируем внимание на различных его смыслах. Напомним, что в узком смысле под «культурой» обычно понимают совокупность областей творческой деятельности, в той или иной мере связанных с искусством; как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку, образование. Можно обозначить и другой смысл понятия «культура »: исторически обусловленный уровень развития общества в его материальной и духовной жизни. В широком смысле культуру можно определить, например, как универсальное отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и самого себя; универсальный способ творческой самореализации человека; все, что было создано человеческим обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколения при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания. Последние два определения являются практически идентичными по смыслу.

Тема «Формы и разновидности культуры», как правило, не вызывает у экзаменуемых серьезных затруднений. Можно выделить два направления экзаменационной проверки знаний и умений по данной теме: 1) проверка знания видовых признаков понятий «массовая культура», «элитарная культура», «народная культура» и умения их различать в конкретных ситуациях; 2) выявление уровня сформированности умений, связанных с оперированием знаниями о проявлениях, продуктах различных форм культуры. Эти направления прослеживаются применительно к экзаменационным заданиям разных типов.

Следующий проверяемый элемент содержания – «Искусство, его формы и основные направления». Напомним, что в произведениях искусства, даже наиболее приближенных к реальности (как, например, художественная фотография), всегда отражается авторское «видение», особое отношение к окружающему миру. Собственно, творческий процесс в искусстве является выражением авторского восприятия мира в художественных образах.

Перейдем к анализу содержательного элемента «Наука». Отдельные ее аспекты рассматриваются в разделе «Познание», но там акцент делается на специфике научного познания и его результатов и особенностях социально-гуманитарного знания. В разделе «Культура и духовная жизнь» нас интересуют социально значимые функции науки, ее специфика в сравнении с другими отраслями культуры.

Следующая проверяемая единица содержания - «Образование и самообразование». В центре внимания - социальные функции системы образования, основные принципы развития современной системы образования, организация системы образования в РФ. Напомним, что под системой образования принято понимать совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления образованием, а также комплекс принципов, на которых строится ее функционирование. В системе образования РФ существуют следующие образовательные ступени:

- дошкольное образование ,

- общее образование , которое, в свою очередь, состоит из трех ступеней:

Начальное общее образование (1-4 классы)

Основное общее образование (5-9 классы);

Среднее (полное) общее образование (10-11, 10-12 классы);

- профессиональное образование , в котором выделяются ступени:

Начальное профессиональное образование;

Среднее профессиональное образование;

Высшее профессиональное образование;

Послевузовское профессиональное образование.

Параллельно, охватывая каждую из перечисленных образовательных ступеней, действует система дополнительного образования (всевозможные кружки, секции, курсы и т.п.).

Перейдем к рассмотрению содержательной единицы «Религия как феномен культуры». Особое внимание обратим на наличие нескольких критериев типологии религий. Один из них основывается на количестве божеств в пантеоне: религии разделяются на политеистические (многобожие) и монотеистические (единобожие).

Другая типология предполагает выделение следующих типов религий:

    родоплеменные (архаические, «ранние формы религии»), к которым относят тотемизм, анимизм, фетишизм, ведовство, знахарство, шаманизм, архаические аграрные культы, культы мужских союзов и т.п.;

    национально-государственные религии , составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);

    мировые религии (буддизм, христианство, ислам), для которых характерно огромное число последователей во всем мире, космополитизм (они выходят за пределы этносов, носят «надэтнический» характер), эгалитаризм (проповедь равенства всех людей перед Богом), активная миссионерская деятельность.

Еще одной важной проверяемой единицей содержания в разделе «Духовная жизнь общества» является «Мораль и ее категории». Объектами проверки, как правило, является содержание понятия «мораль», умение сравнивать мораль с другими видами социальных норм.

Акцентируем внимание на ряде существенных позиций. Мораль – это феномен человеческого сознания, один из видов социальных норм, целью которого является утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Специфика норм морали ЕГЭ Перечень учебных пособий по подготовке к егэ разработанных с участием фипи пособия разработанные в 2010 г

Урок обществознания по теме «Право на образование». 9 класс.

истории и обществознания I категории

МБОУ “СОШ №10 и МАОУ «СОШ №7

Г. Нижняя Салда, Свердловской области

    Цель: сформировать у обучающихся представление о необходимости существования школы и права на образование.

    Задачи:

    познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе

    формировать правовую культуру;

    побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

1.Что такое образование.

2. Право на образование.

3. Образование в современном обществе.

1. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке учащимся в качестве домашнего задания было дано ответить на вопросы перед параграфом 47.

С устных ответов на предложенные вопросы мы и начнём сегодняшний урок.

Что такое знания?

Где и каким способом человек может получать новые знания?

Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?

Следует ли продолжать получение образования после окончания школы? Почему?

2. Изучение нового материала.

Задумывался ли кто-либо из вас над содержанием слова «образование»?

Слайд 3

Обсуждение ассоциаций.

Очень часто многие проблемы возникают из-за неточности понимания термина.

Чтобы понять содержание права на образование, давайте сначала обратимся к словарю и познакомимся с термином «образование».

(учебник Л. Н. Боголюбова «Обществознание 8-9 класс» страница 378)

Слайд 4

Учитель предлагает обучающимся объяснить актуальность темы

Слайд 5

Учитель предлагает познакомиться с документами, регламентирующими деятельность государства в области образования

Слайд 6 - 7

Предлагает учащимся обсудить тенденции развития образования

в современном мире

слайд 8

Учащиеся записывают в тетрадях новые понятия

Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: Какие существуют пути получения образования, назвать ступени российского образования

Слайд 10 - 11

Учитель говорит о взаимосвязи права на образование и права на доступ к культурным ценностям, а также и обязанностях сохранности исторического и культурного наследия

Слайд 12 – 13

Учитель ставит проблемную задачу : Права граждан на образование, на пользование достижениями культуры гарантированы государством и признаны обществом.

Кому принадлежит главная роль в реализации этих прав?

Учащиеся предлагают свои решения

Слайд 14 - 15

Вопрос к классу: А как называется процесс приобретения знаний, навыков и умений человеком самостоятельно, без помощи другого? (самообразование)

Работа в тетради : запись двух понятий «самообразование».

Учащиеся формируют основные выводы, заканчивая предложения на слайде

Право на образование предоставляется каждому гражданину РФ, но оно является одновременно и обязанностью гражданина. А значит, повышается ответственность каждого за полноту и глубину, качество своих знаний, которые через несколько лет пригодятся вам для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Проверка усвоенного материала:

Слайд 17-21

    Гуманизация образования это:

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности;

4) свободное посещение занятий

    Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

    1)государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

    2)преподавание на иностранных языках является обязательным

    3)среднее образование в РФ является обязательным

    4)учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

    Гуманитаризация образования предполагает

1)разнообразие образовательных услуг

2)компьютеризацию учебных заведений

3)унификацию требований к учебному оборудованию

4)особое внимание к общественным дисциплинам

    Верны ли следующие суждения об образовании

    А. Образование – процесс созидания человека и гражданина

    Б. Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщение к ценностям мировой цивилизации

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об образовании?

    А. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

    Б. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к нравственному воспитанию человека.

    1) верно только А 2) верно только Б

    3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Домашнее задание

    Параграф 47

    Подготовка к контрольной работе по теме «Права человека и гражданина»

Используемые источники:

Поурочные планы по обществознанию 9 класс

Наиболее актуальным на данный момент является внедрения технологий гуманитаризации и гуманитаризации в обучение. Ведь гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественного образования с гуманитарным, т.е. более понятным, близким ребёнку, усиление практического и прикладного аспектов в её преподавании. Это означает, что в обучении акцент необходимо ставить на общее развитие учащегося, а именно на развитие логического мышления, речи, пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного - данному вопросу и посвещена саттья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуманизация современного образования

Ничем не оправданное выхолащивание нашей школы на протяжении многих лет привело к резкому снижению уровня общей культуры и воспитанности выпускников школ и, следовательно, общества в целом. В век научно-технической революции мы на каждом шагу сталкиваемся с вопиющей неграмотностью и отсутствием вкуса, неумением людей использовать программные школьные навыки на практике.

Поэтому основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к человеку. Школьный курс содержит довольно сложные предметы, такие как математика, физика, химия и другие, которые не всем даются легко, и как следствие этого - потеря интереса к обучению.

Наиболее актуальным на данный момент является внедрения технологий гуманитаризации и гуманитаризации в обучение. Ведь гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественного образования с гуманитарным, т.е. более понятным, близким ребёнку, усиление практического и прикладного аспектов в её преподавании. Это означает, что в обучении акцент необходимо ставить на общее развитие учащегося, а именно на развитие логического мышления, речи, пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного.

Гуманитаризация образования - один из путей гуманизации /очеловечивания/ всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых учащиеся приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией.

Гуманизация и гуманитаризация образования

в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.

Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии требует выявле6ния и учета индивидуальных особенностей.

Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слов и смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила к нему этические критерии. Индивидуальность как основа обучения и воспитания возвращает учителю и школе самоуважение.

«Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники», - писал Н.К. Рерих. Так демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию инициативы и самостоятельности ученика и учителя.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимает значительное место в жизни человека, не дает ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.).

Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности:

Уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило - «Правило 7У»:

- «уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка;

- «успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему;

- «удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;

- «убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;

- «уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление;

- «уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать;

- «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

Гуманизация образования и демократический стиль педагога

Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.

Поэтому стоит чаще вставать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не поймет, почему с ним так поступили; пока он не согласиться с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

Во всем этом объективная база единства воспитателя и воспитанника, то есть необходимое условие возникновения известной всем (но не всеми применяемой!) педагогики сотрудничества, которая строится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими воспитанниками.

Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой - гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам.

Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может.

И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог - наш современник В.А. Сухомлинский.

Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом.

«С рождения до трех лет - ребенок твой бог, с трех до десяти- он твой раб, с десяти лет - ребенок твой друг» (древнекитайская мудрость).

Внедрение элементов технологии гуманитаризации может проводить каждый учитель, обладающий творческим потенциалом, любящий свой предмет и относящийся к ученикам как субъектам обучения. Но чтобы правильно строить процесс обучения, учителя всегда должны помнить, что человеческое мышление изначально двустороннее: логическая и эмоционально-образная стороны существуют как равноправные части.

Литература

1 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М., Педагогика, 1989г.

2. Лихачев Б. Т. «Педагогика» - М.: «Прометей»,1993 г.

3. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1945, с.276-277.

4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., Тривола, 1994. с.270.

5. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 г с. 82

6. Буракова Г.Ю. «Гуманитаризация процесса обучения». М.: Просвещение, 1999г.

7. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пос. для ст-ов. высш. учеб. завед. – М., 2004.

8. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М., 2000.

9. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? – Саранск, 1992.

10. Харчев А.Г. Социология воспитания о некоторых актуальных проблемах воспитания личности. – М., 199


1)более половины опрошенных не имеют четкого отношения к данной проблеме;

2) большинство респондентов отрицательно относится к единой школьной форме;

3) количество равнодушных к этой проблеме значительно увеличилось;

4) уменьшилось сторонников школьной формы

2.Гуманизация образования предполагает…

1) усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин;

2) создание единой системы образования для развитых стран;

3) усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам;

4) введение обязательных предметов по изучению религии.

3. Какое из следующих понятий соответствует определению: «Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности»

1) самоанализ; 2) самообразование; 3) самореализация; 4) самодеятельность

Верны ли следующие суждения об образовательной системе в нашем обществе.

А.Все дополнительные образовательные услуги являются бесплатными.

Б. Дошкольное образование является ступенью общего образования.

5 Верны ли суждения о социальной функции образования:

А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит процесс социализации личности.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

6. Среднее образование в России можно получить:

1) только в средней общеобразовательной школе; 2) в общеобразовательной, вечерней школах, в учреждениях среднего специального образования; 3) только в учреждениях среднего специального образования; 4) в основной общеобразовательной школе.

7. В перечне основных направлений образования в обществе является лишним:

1) религиозное; 2) гуманитарное; 3) естественнонаучное; 4) биологическое

Вставьте пропущенные слова.

Учебные заведения, органы управления и обеспечения их деятельности в государстве составляют национальную систему ______ (1). В систематическом ____ (2) детей в целом более значима роль семьи, а в организованном ____ (3) – роль государства и общества.

Часть 3.

С 1. О каком древнейшем виде образования (обучения и воспитания) В.Гюго сказал: «Начала, заложенные в раннем детстве человека, похожи на вырезанные ев коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»

Раздел 3. Тема 6. Образование.

Вариант.

1.В 2005 и 2008 годах проводились социологические опросы «Вы и ваша работа». Одним из вопросов был: «Нравится ли Вам ваша работа?». Полученные результаты были занесены в таблицу.

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1).увеличилось количество людей, работающих в соответствии с полученной квалификацией;

2) уменьшилось количество респондентов, удовлетворенных своей работой;

3) снизилось количество людей, работающих не по своей специальности;

4) количество граждан, которые хотели бы, но не могут устроиться на работу по специальности, сократилось почти вдвое.

2. Какое направление в развитии современного высшего образования реализуется через применение дистанционной формы обучения:

1) индивидуализация; 2) гуманитаризация; 3) интернационализация; 4) политизация

Гуманизация образования предполагает

1) разнообразие образовательных услуг; 2) компьютеризацию учебных заведений; 3) унификацию требований к учебному оборудованию; 4) особое внимание к общественным дисциплинам

4. Иван учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает:

1) основное образование; 2) полное (среднее) образование; 3) среднее профессиональное образование; 4) высшее профессиональное образование

5. В стране система образования учитывает потребности детей с ограниченными физическими возможностями – они могут выбирать программу обучения. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует данный пример:

1) интернационализация; 2) гуманизация; 3) гуманитаризация; 4) информатизация

6 Какое слово пропущено:

Школьное образование: ……………., основное, среднее полное

7. К характерным особенностям современного образования в самых развитых странах мира относится:

1). возможность получать образование через Интернет; 2) практика стажировки, обменов студентами и преподавателями между высшими учебными заведениями разных стран; 3) расширение сферы платного образования в сравнении с бесплатным; 4) зависимость получаемой квалификации в одной специальности от знаний в других смежных специальностях.

8. Основным, наиболее массовым и значимым для всего общества звеном системы образования в любой стране является:

1). министерство образования; 2) финансирование системы образования государством; 3) государственный университет в столичном городе; 4) общеобразовательная школа

Часть 3

С 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащих информацию об образовании.