Из института психологии рггу массово уволились преподаватели.

Put on that Hotel California, dance around like I"m insane. © Lana del Rey

Я отучилась на специальной психологии, 6-го вручение дипломов. Могу сказать, что есть несколько сильных преподавателей, дающих хорошую теоретическую базу по общим (анатомия и физиология ЦНС, основы ВНД, общая психология) и некоторым специальным предметам (психология лиц с ЗПР, с ДЦП, РДА). Но некоторые из этих преподавателей преподают и в МГУ.
В целом же даже в лекционной части нет практико-ориентированного обучения именно по выбранной специальности, максимум - рассказывают про психодиагностику. Дальнейшие этапы работы с клиентом рассматриваются в качестве перечисления, подготовки по ним нет. Исключением были только по работе с детьми с нарушениями речи, но коррекция рассматривалась больше с логопедической точки зрения. Передачи психокоррекционных техник, так сказать, из первых рук нет.
Практики тоже нет. Чтобы она была, ВУЗ должен заключать договора с учреждениями и отстегивать им деньги за то, что те пускают студентов. ИП РГГУ же заключает все договора на безденежной основе, якобы слишком бедный для этого. В итоге все посещения учреждений для детей с разными видами дизонтогенеза (на работу с которыми направлена данная специальность) ограничивались "экскурсией", где какой кабинет. Детей с нарушениями и отклонениями в развитии мы зачастую в том или ином учреждении не видели.
Поскольку нет нормального сотрудничества с этими учреждениями, контингент для курсовых исследований мы искали сами. А надо ли говорить, что сейчас студентов с улицы с трудом пускают даже в общеобразовательные школы? Можно более-менее набрать выборку умственно отсталых, но это тухляк. Со скрипом можно попробовать организвать выборку младших школьников с ЗПР, но это скорее исключение (у одного преподавателя есть как бы устная договоренность со одной школой с классами КРО, где обучаются эти дети. Но это преподаватель не с кафедры спецов, и вообще эта школа скоро разорвет с ней контакты. Я так думаю, потому что писала у нее дипломное исследование).
Преподавателям с кафедры специальной психологии на тебя пох (их 3 человека). Если пишешь у них курсовую, они ее не читают (я писала у двоих из этих троих). Писала у них, так как не всякий преподаватель с другой кафедры "возьмет" тебя с темой, связанной с детьми с отклонениями в развитии. И даже если возьмет, его консультации не будут касаться детей с недостатками развития, они будут затрагивать только норму (что, в общем-то, понятно).

Плюс отвратная организация обучения. До 4 курса включительно имеют мозг общеобразовательными предметами, при этом по многим специализированным - слабая даже теоретическая подготовка, а практической, как я сказала, просто нет или она по эффективности уступает чтению литературы. Были множественные случаи дубликации предметов, когда пару лет подряд один и тот же курс читали разные преподаватели (в частности, нейропсихологию, семейное консультирование). Одной группе поставили и психологию девиантного, и психологию отклоняющегося поведения как разные предметы. Иногда 2 предмета называются чуть по-разному, но по сути это один тот же (у нас были психологическое и возрастно-психологическое консультирование. Хорошо препод был один и тот же и разделений не было, все читалось в возрастном аспекте).
Некоторые преподаватели просто некомпетентны, но это никого не волнует. Некоторые могут в течение установленного времени (а оно может доходить и до 3 пар подряд по одному и тому же предмету) натурально завязывать дискуссии на посторонние темы (как в России ужасно жить, какие сейчас тупые учителя и родители). Некоторые бесхитростно так только задают читать по предмету и на занятиях лишь просят рассказать прочитанное, сами же ничего не излагают, даже работая в этой сфере. Как будто пришла на заочку. У нас так было, например, с психологией лиц с нарушениями зрения.

В общем и целом, загруженность расписания большая, и хрен ты не приди на большую часть предметов. В итоге проводишь в РГГУ по 13 часов в день, а толку - 0.
Сейчас вообще в связи с устранением специалитета отделения обучения стали отстойными. Если правильно помню, специалитет остался на клинической психологии, но туда не всякий пойдет.

Надеюсь, не утомила.))) Но, ей-богу, не ходите в РГГУ.


Получив небывалую популярность в конце 90-х гг. прошлого века, специальность психолога всё это время удерживает лидирующие позиции в рейтингах гуманитарного образования, а конкурс на психологические факультеты московских вузов остаётся стабильно высоким уже более десяти лет. Но, как и в любой отрасли с высоким спросом, существует огромное (и не всегда качественное) предложение. Давайте попробуем разобраться, какие вузы Москвы готовят лучших специалистов по направлению «Психология», и какие существуют специализации.

Медицинские: Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова и Московский государственный медико-стоматологический университет

Упомянутые медицинские вузы Москвы готовят не психологов, а психиатров: врачей, специализирующихся на психических заболеваниях. Другими словами, выпускники «Первого меда» и «Стомата» имеют полное юридическое и моральное право лечить пациентов не только словом, но и делом - выписывать им лекарства, проводить процедуры и т.п.

Из данного обстоятельства вытекает невероятно высокий конкурс даже на контрактную форму обучение. А если учесть, что почти все (или даже все) места по направлению «Клиническая психология» в 2011 году были заняты целевиками, скорее всего, абитуриентам придётся раскошелиться. Впрочем, стоимость обучения в данных вузах Москвы по указанным специальностям сравнительно невысока. Кроме того, выпускник с дипломом по специальности «Клиническая психология» престижного медицинского вуза Москвы , без труда найдёт хорошую должность с окладом от 40 000 рублей даже без опыта работы.

Старейший: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Из немедицинских , готовящих специалистов в области психологии, на первом месте, как и следовало ожидать, оказался МГУ. При среднем конкурсе 5,01 человека на место, у абитуриентов есть возможность выбрать множество специальностей:

  • Клиническая психология
  • Общая психология
  • Психология личности
  • Социальная психология
  • Психология труда и организационная психология
  • Психофизиология
  • Психология развития и возрастная психология
  • Педагогическая психология
  • Психология безопасности
  • Психология развивающего инновационного образования
  • Психология конфликта
  • Психология переговоров
  • Организационная психология
  • Психология спорта
Отделение Количество бюджетных мест Сумма баллов ЕГЭ самого слабого зачисленного (из 400 возможных) Количество «контрактных» мест
Клиническая психология, психология служебной деятельности (дневная форма обучения) 84 309 50 272 000
Педагогика и психология девиантного поведения (дневная форма обучения) 5 271 4 272 000
Клиническая психология, психология служебной деятельности (очно-заочная форма обучения) 40 270 10 180 000
Педагогика и психология девиантного поведения (очно-заочная форма обучения) 10 221 0 180 000

Психологическое образование в МГУ по праву считается одним из самых фундаментальных в России, в университете работает множество знаменитых психологов, а после окончания этого вуза с выпускником будут считаться, даже если у него нет опыта работы. Единственный минус Психологического факультета МГУ - большой конкурс и самая высокая стоимость обучения.

Элитарный: Международный институт государственной службы и управления (РАГС)

Никакие институты психологии в Москве по критерию элитарности не могут сравниться с Международным институтом государственной службы и управления, который является частью Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Поступить в этот институт Москвы на специальность «Психология» (бакалавр, 4 года) довольно трудно: в 2011 году необходимо было набрать минимум 198 баллов по ЕГЭ из 300 возможных, а при недоборе придётся платить 160 000 рублей в год. А вот отделение «Психологии служебной деятельности» (специалист, 5 лет) даёт надежду: всего 106 баллов по ЕГЭ из 300 возможных, однако обучение на платной основе здесь обойдётся в 180 000 рублей в год. Закончив данное отделение Международного института государственной службы и управления, выпускник без труда найдёт работу в качестве тренинг-менеджера или бизнес-консультанта в крупной компании.

Классический: Институт психологии им. Л.С. Выготского (РГГУ)

Российский государственный гуманитарный университет, а точнее его подразделение - Институт психологии им. Л.С. Выготского - даёт абитуриентам возможность выбрать один из четырёх факультетов: Факультет социальной психологии и педагогики, Факультет психологии, Факультет медицинской психологии и Факультет психологии образования. Проблема у этого института психологии в Москве только одна: на все отделения из бюджета выделяется всего 4-10 мест, а значит и конкурс достигает 20 человек на место. Минимальный балл ЕГЭ в зависимости от отделения колеблется в пределах от 136 до 167 (из 300 возможных), а стоимость обучения (на дневном отделении) - от 124 000 до 168 400 рублей в год. Впрочем, многих обрадует, что в данный институт Москвы не требуется предоставлять результат ЕГЭ по математике.

Доступный: Московский городской психолого-педагогический университет

Наш список вузов Москвы , дающих хорошее психологическое образование, будет неполным без Московского городского психолого-педагогического университета. На многие факультеты данного учебного заведения поступить значительно легче, чем в МГУ, а при недоборе баллов, учиться здесь будет заметно дешевле. Между тем, в среде психологов, диплом данного вуза Москвы ценится. В МГППУ стоит попробовать поступать абитуриентам, которые в будущем планируют работать с детьми. После окончания вуза они смогут быстро найти работу по совместительству в школах или центрах развития с окладом от 10 000 рублей, а при полной занятости - от 20 000 рублей.

Факультет Количество бюджетных мест Направления Сумма баллов ЕГЭ самого слабого зачисленного (из 300 возможных) Конкурс на бюджетные места Стоимость обучения в 2011 году
Психологии образования 75 Психология 176 5,44 84 000
Психолого-педагогическое образование 173 5,32 120 000
Клинической и специальной психологии 42 Психология 192 7,84 101 200
Клиническая психология 208 20,12 103 000
Психологического консультирования 41 Психология 198 9,84 102 000
Клиническая психология 216 8,8 108 000
Юридической психологии 42 Психология 184 4,32 90 000
Клиническая психология 211 8,18 98 000
Педагогика и психология девиантного поведения 191 6,56 94 000
Экстремальной психологии 25 Психология 196 8,8 78 000
Социальной психологии 50 Психология 187 7,9 68 000

Если же и указанные выше результаты кажутся абитуриенту недостижимыми, а психология является его призванием, то стоит рассмотреть непопулярные государственные вузы психологии Москвы или другие

Директор и более десяти сотрудников Института психологии им. Л.С. Выготского при РГГУ уволились из-за планов нового ректора вуза Евгения Ивахненко оптимизировать штат и увеличить нагрузку на преподавателей

Один из корпусов РГГУ в Москве (Фото: Lori)

Ведущие преподаватели Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) написали заявления на увольнение из-за кадровой политики нового ректора вуза Евгения Ивахненко. Сообщения об увольнении преподавателей изначально появились в группе сотрудников университета в Facebook . Массовый уход сотрудников института подтвердила РБК преподаватель психолингвистики, кандидат наук Марина Новикова-Грунд. По ее словам, всего заявление на увольнение написали не менее 12 сотрудников института, в том числе его директор, доктор психологических наук профессор Елена Кравцова.

Институт психологии им. Л.С. Выготского был основан в РГГУ в 1995 году. В составе института изначально была только одна кафедра, а обучение проходили около трех десятков студентов. В настоящий момент институт включает в себя два факультета, 11 кафедр, обучение в нем проходят более 1500 студентов и магистрантов, а профессорско-преподавательский состав насчитывает 97 преподавателей, сказано в справке об учебном заведении на сайте РГГУ.

​Проблемы у сотрудников института начались после избрания на должность ректора в марте этого года завкафедрой социальной философии РГГУ Евгения Ивахненко, утверждает Новикова-Грунд. Новый ректор объявил о планах оптимизировать штат института в целях экономии средств с перераспределением дополнительной нагрузки на оставшихся преподавателей. «При этом нагрузка и без того составляла 900 часов, что невероятно много. В итоге на экспертов в своей области пытались повесить курсы, которые они просто не могли вести, потому что нет в преподавании универсальной заменимости», — объясняет преподаватель.

Директор института Кравцова, продолжает Новикова-Грунд, отказалась оптимизировать штат, из-за этого на преподавателей стало оказываться давление. В частности, сотрудников вуза лишили возможности определять свое расписание, а незадолго до массового увольнения сотрудников Ивахненко, по словам Новиковой-Грунд, отказался утверждать штатное расписание института. Были и перебои с выплатами отпускных, говорит преподаватель. «Как правило, отпуска у преподавателей начинаются 8 июля, до этого числа сотрудникам должны быть перечислены отпускные, но в полном объеме сделано этого минувшим летом не было. Людям с непонятными для всех перерывами капали на их счета по 3-5 тыс. руб. Молодым преподавателям с детьми прожить два месяца на эти деньги было просто невозможно», — отмечает Новикова-Грунд. Все это, резюмирует она, вынудило преподавателей и директора написать заявления на увольнение.

Ивахненко на момент написания материала был недоступен для комментария. В пресс-службе по связям с общественностью и СМИ РГГУ сообщили РБК, что на учебный процесс ситуация с институтом им. Л.С. Выготского не повлияет. «Занятия ведутся по расписанию. Что касается поданных заявлений об уходе от сотрудников Института Выготского, то каждое из них будет рассмотрено индивидуально», — заявили в пресс-службе.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии им. Л.С. Выготского

Правила написания курсовых и дипломных работ студентами всех специальностей и специализаций Института Психологии

Москва 2007


1. Общие положения. 3

2. Структура дипломной или курсовой работы.. 4

3. Оформление работы.. 7

4. Критерии оценки дипломной работы.. 8

1. Общие положения

Курсовая или дипломная работа является самостоятельным учебно-исследо­вательским, учебно-методическим или учебно-практическим проектом студента. В соответствии с этим она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научному исследованию или методической публикации: содержать логично вы­строенную обзорно-теоретическую и корректно проведенную эмпирическую части и быть оформленной в соответствии с установленными нормами (см. ниже).

В отличие от курсовой, являющейся результатом работы в течение одного учебного года, диплом представляет собой систе­матизацию разноплановых знаний, полученных студентом за весь период обучения в университете, проверку умения использовать методики исследования, диагностики и проектирования, а также степень подготовленнос­ти выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста в области психологии.

Качественно выполненная дипломная или курсовая работа должны свидетель­ствовать об умении студента: четко формулировать проблему и оценивать степень ее акту­альности; обосновать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; отбирать нужные све­дения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстратив­ной форме; делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации (в соответствующих случаях); излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу.

Курсовая или дипломная работа должна быть психологической по своему предмету и методам его анализа и может быть посвящена любой содержательной области психологической науки и/или практики. Обязательным является не использование каких-либо конкретных методов или определенного их количества, а систематический сбор данных и строго доказательный характер изложения содержания. Недопустимо подменять научную работу научно-популярными, метафизическими или публицистическими текстами. В целом, работа должна быть направлена на достижение сформулированных в ее введении целей и не должна содержать голословных положений (непроверенных или вообще непроверяемых научными методами утверждений).

Тематика дипломной работы должна соответствовать той специальности, которую студент получает по окончании университета. При этом она может писаться на любой из кафедр ИП РГГУ. Ограничений на тематику курсовых работ не вводится.

Курсовые работы пи­шутся студентами на 2, 3 и 4 курсах, дипломная работа – на 5 курсе под руково­дством научных руководителей – преподавателей и сотрудников ИП им. Л.С. Выгот­ского РГГУ или других психологических организаций г. Москвы (имеющих научную степень кандидата или доктора психологических наук). Все работы подлежат обязательной защите: курсовые – на заседании одной из кафедр ИП, дипломные работы – на заседании ГАК. Написание курсовых и дипломных работ без научного руководителя не допускается.

По жанру курсовая или дипломная работа может быть исследовательской, методической или прикладной.

Курсовая или дипломная работа является исследовательской , если она направлена на теоретическое объяснение определенных психологических феноменов и на эмпирическое изучение их особенностей.

Работа является методической , если она связана с разработкой новых или совершенствованием существующих средств и методов психологической диагностики, воздействия или исследования (в том числе с проверкой их надежности, валидизацией, стандартизацией и т.п.), а также с анализом сравнительной эффективности нескольких методов (подробнее см. в Приложении №1).

Работа считается прикладной , если она предполагает решение какой-либо практической проблемы и включает в себя описание реально проведенных в этом направлении процедур (подробнее см. в Приложении №2).

На втором курсе допускается написание курсовых работ, которые представляют собой литературные обзоры по изучаемой проблеме. Обзорные курсовые работы на 3 и 4 курсах и обзорные, а также чисто теоретические дипломы не допус­каются. Также не допускается засчитывать в качестве курсовой или дипломной работы переводы, выполненные студентами с иностранных языков.

2. Структура дипломной или курсовой работы

Курсовая или дипломная работа обязательно включает в себя титульный лист, оглавление, введение, обзорно-теоретическую и эмпирическую главы, заключение и/или выводы и список использованной литературы, а также приложения в случае необходимости. Возможно также выделение отдельной теоретической главы.

1. Во Введении тезисно обозначается актуальность работы , проблема , на решение которой она направлена, кратко описывается ее цель и задачи , а также ее теоретико-методологическая основа , обозначается жанр работы. В случае исследовательской работы обязательно формулируется ее общая гипотеза. Также, если это возможно, указываются теоретическое и практическое значение работы. Кроме того, во введении может быть описана использованная выборка, перечислены применявшиеся методики, указаны структура и объем курсовой или дипломной работы.

В случае исследовательской работы данная глава посвящается рассмотрению существующих в отечественной и зарубежной психологической литературе подходов к разработке поставленной или аналогичной проблем. Глава должна адекватно отражать состояние разрабатываемой проблемы на момент написания ра­боты, содержать критический разбор существующих подходов к ее решению, указа­ние того, какие особенности существующих подходов не позволяют считать про­блему решенной и требуют ее дальнейшей разработки. Краткое изложение теоретических взглядов и эмпирических результатов других авторов сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Показываются «белые пятна», противоречия в позициях и получаемых результатах, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора. Обзорно-теоретическая часть работы завершается кратким резюме и логичным переходом к эмпирической части исследования.

Результатом написания обзорной главы должны быть:

Разъяснение поставленной в работе проблемы,

Постановка и обоснование теоретической гипотезы исследования, определяющей, в каком направлении необходимо искать разрешение сформулированной проблемы,

Постановка общих задач работы, касающихся как нахождения общетеорети­ческого разрешения проблемы, так и конкретных экспериментальных или иных процедур проверки гипотез исследования,

Обоснованный переход к эмпирической части работы.

В случае методической работы содержание обзорной главы сводится в основном к анализу существующих в данной области психодиагностических методов, экспериментальных процедур или способов воздействия, и вписывания новых разработок в имеющийся контекст. Результатом написания главы выступает доказательство необходимости разработки и апробации новых методов и процедур, которые предлагает автор работы.

В случае прикладной работы обзорная глава оказывается посвящена описанию возникшего практического затруднения и методов его преодоления, существующих к настоящему времени, включая анализ их сильных сторон и недостатков. Результатом написания главы выступают разъяснение практических трудностей, с которыми столкнулся автор, и выделение критериев эффективности, которым должны удовлетворять возможные решения (включая авторские).

Обзорно-теоретическая часть дипломной или курсовой работы не должна быть вторичной, т.е. построенной исключительно на воспроизведении сделанных кем-то ранее обзоров в анализируемой области. Ценность обзора определяется также тем, что в нем содержится новый для специалистов в этой области материал (т.е. автор не должен ограничиваться изложением работ, известных специалистам и до него).

Работа должна содержать собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы , предлагаемее студентом. Эта часть работы может составить отдельную теоретическую главу , а может выступить параграфом обзорно-теоретической главы .

3. Эмпирическая или экспериментальная глава посвящается описанию методов и изложению эмпирических результатов той исследовательской, методической или прикладной работы, которая была проделана студентом. Данная глава также должна иметь название, отражающее ее содержание.

В исследовательских работах эта глава представляет читателю процедуры проверки экспериментальных ги­потез, направленных на испытание истинности предложенных теоретических построений, и полученные здесь результаты. В методических работах, в которых гипотезы в явном виде отсутствуют, глава описывает проведенные мероприятия по выделению эмпирических индикаторов, проверке или повышению надежности и\или валидности разрабатываемых, совершенствуемых или сравниваемых методов. В прикладных работах, в которых гипотезы также отсутствуют, данная глава фиксирует проведенные процедуры по решению практической проблемы, полученные в этом процессе результаты. В этом случае глава также содержит оценку эффективности предложенных решений.

Во всех жанрах работ данная глава включает обоснование использованных методов, в котором содержится ответ, почему использовались именно эти методы и каковы их преимущества перед аналогичными (если таковые имеются).

Описание методов предполагает:

Описание заданий, которые выполняли испытуемые, и инструкции, которую они получали,

Характеристику выборки с точки зрения тех признаков, которые ле­жат в основании выбора испытуемых. Такими признаками становятся каче­ства испытуемых, связанные с предметом исследования, а также их демографи­ческие характеристики, такие как возраст, образование, профессия, стаж и т.п. На­пример, все испытуемые – студенты-психологи 1-2 курса, или взрослые люди с высшим образованием, или дети дошкольного возраста.

Описание того, какие фиксировались количественные и качествен­ные показатели, и каким образом производилась фиксация в ходе исследования.

Помимо этого необходимо описать процедуру проведения эмпирических работ.

Для более наглядного изложения методов исследования стимульный материал или опросные бланки рекомендуется помещать в приложениях к курсовой или дипломной работе. Эта рекомен­дация превращается в требование, если используемые в работе методы являются ав­торскими.

После характеристики методов излагаются полученные результаты и опи­сывается процедура их обработки, включая используемые методы математической статистики . Результаты работы должны быть представлены понятным для читателя образом. Пер­вичные данные переводятся в удобную для восприятия форму – графики или таблицы, демонстрирующие количественные соотношения полученных данных. Кроме того, некоторые первичные протоколы, наиболее показательные с точки зрения интерпретации результатов исследования, могут быть приведены в приложениях.

После изложения результатов производится их интерпретация – разъяснение того, что означают полученные результаты с точки зрения гипотез, сформулированных в работе, или ее методических или прикладных целей. Необходимо также соотнести полученные результаты с имеющимися в других работах. При отсутствии содержательной интерпретации курсовая или дипломная работа не может претендовать на положительную оценку.

4. Основные результаты дипломной или курсовой работы фиксируются в форме Заключения и выводов . Они формулируются на основании всей проделанной работы и интерпретации полученных результатов. Желательно представлять выводы в виде пронумерованного списка.

3. Оформление работы

Дипломная или курсовая работа должны быть оформлены на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата A3. Текст следует печатать через 1,5 межстрочного ин­тервала с использованием шрифта Times New Roman кегль 14, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, рав­ного 12 мм.

Диплом сдается в переплетенном виде.

Титульный лист работы должен содержать (см. Приложение №3):

Полное название университета, института и кафедры, где была подготовлена работа,

Обозначение типа работы (курсовая или ди­пломная),

Название работы,

Фамилию студента, написавшего работу,

Фамилию, занимаемую должность и научную степень научного руководителя,

Место и год защиты работы.

За титульным листом должно следовать оглавление, в котором указаны на­звания глав, разделов и параграфов с указанием соответствующих страниц. Приложения в содержание не вносятся.

После основного текста работы, требования к которому изложены выше, следует список литературы , построенный в алфавитном порядке, содержащий полное название используемых источников литературы и их выходные данные. В списке литературы должны быть представлены как базовые, ставшие классическими в данной области работы, так и «свежие» публикации, отражающие современный уровень разработки решаемой проблемы. Для курсовых студентов старших курсов приветствуется наличие в списке работ на ино­странных языках, которые указываются после русскоязычных ис­точников также в алфавитном порядке. Для дипломной работы наличие в списке ли­тературы иноязычных источников является обязательным.

Ссылки на литературу, помещаемые в тексте работы, должны содержать фа­милию автора и год издания работы, на которую следует ссылка (Оформление библиографического описания источников и списка литературы см. в Приложениях №№ 4 и 5). При цитировании в тексте обязательно должна содержаться ссылка на источник цитаты с указанием страницы, на которой находится цитируемый текст.

После списка литературы помещаются приложения . Приложения обязательно нумеруются и озаглавливаются в соответствии с содержанием помещенного в них материала. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается по­средством указания номера приложения (например, (см. Приложение №1)).

Приложения должны давать читателю работы возможность составить полное представление о проведенном исследовании – его методической базе, полученных результатах и способах их обработки, а также возможность проверить сделанные выкладки и выводы. Поэтому информация, содержащаяся в приложениях, должна быть точной и полной.

В приложения выносятся: тексты и ключи методик; таблицы первичных данных; результаты статистической обработки полученных данных; объемные графики, гистограммы, рисунки и схемы, которые выглядели бы громоздко в основном тексте работы.

Кроме того, в приложения включаются данные о пилотаже методик; индивидуальные данные (полностью, выборочно или единичные для примера) – протоколы заполнения методик, протоколы интервью, протоколы наблюдения и иные материалы.

4. Критерии оценки дипломной работы

Основными качественными критериями оценки дипломной рабо­ты являются:

1. актуальность и новизна темы;

2. достаточность использованной отечественной и зарубежной литературы по теме;

3. полнота и качество собранных эмпирических данных;

4. обоснованность привлечения тех или иных методов решения поставленных задач;

5. глубина и обоснованность анализа и интерпретации полученных результатов;

6. четкость и грамотность изложения материала, качество оформления работы, учет настоящих «Правил»;

7. умение вести полемику по теоретическим и практичес­ким вопросам дипломной работы, глубина и правильность ответов на вопросы членов ГАК и замеча­ния рецензентов.

Оценки «отлично» заслуживают дипломные рабо­ты, темы которых представляют научный, методический или практический интерес, свиде­тельствуют об использовании автором адекватных приемов анализа, современных методов и средств решения поставленных задач. Структура рабо­ты, оцененной на «отлично», должна быть логичной и соответствовать поставленной цели. В ее заключении должны быть представлены четкие, обоснованные выво­ды, вносящие вклад в разрешение поставленной пробле­мы и намечающие перспективы ее дальнейшей разработки.

Работа должна быть написана литературным язы­ком, тщательно выверена, научно-справочный аппарат – со­ответствовать действующим ГОСТам и настоящим «Правилам», содержать приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т.д.

Условием получения отличной оценки являются краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отраже­ны основные положения дипломной работы, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы чле­нов ГАК.

В тех случаях, когда дипломная работа не в полной мере отвечает перечисленным выше требованиям, она оценивается более низким баллом.

Оценка за диплом может быть снижена в следующих случаях:

Оформление

1.1. Наличие неисправленных опечаток и пропущенных строк.

1.2. Отсутствие названий таблиц, графиков, гистограмм.

1.3. Отсутствие пояснений и условных обозначений к таблицам и графикам.

1.5. Отсутствие в работе «Введение» или «Выводы», или и того, и другого.

1.6. Наличие ошибок в оформлении библиографии: много «глухих» сносок (когда есть сноска на автора идеи, но нет ссылки на саму работу, где эта идея обсуждается).

1.7. Наличие ошибок в оформлении библиографии: список литературы выполнен не по ГОСТу.

1.8. Пропуск в оглавлении отдельных параграфов или даже целых глав.

Как написала в своем заявлении доцент кафедры психологического консультирования Марина Новикова-Грунд, «я не могу работать под руководством людей, которые демонстративно пренебрегают интересами науки и образования. Это оскорбляет меня как ученого и как преподавателя». Что под этой формулировкой подразумевает преподаватель, мы постарались выяснить у самой Марины Вильгельмовны.

Конфликт части преподавательского состава с руководством вуза начался еще в марте этого года, когда новым ректором РГГУ стал Евгений Ивахненко. Тогда покинуть стены учебного заведения предложили таким видным преподавателям, как Юрию Манну, являющемуся крупнейшим специалистом по творчеству Гоголя, Нине Павловой, входящей в правление международного общества имени Гете, академику РАН Владимиру Дыбо, театроведу Вадиму Гаевскому, лингвисту Александру Милитареву. Впрочем, когда происшествие стало достоянием общественности, Евгений Ивахненко опроверг информацию. Позже был сокращен ряд преподаватей не столь именитых - почасовиков и работающих по совместительству. По словам оставшихся, нагрузку им увеличили в разы и настойчиво предлагали заменять уволенных, несмотря на то, что оставшиеся преподаватели не являлись специалистами в других областях. По мнению преподавателей, такое отношение существенно снижает качество образования. В ответ на такие меры, часть преподавателей решили написать заявления об уходе.

За время работы нового ректора сложилась совершенно неприемлемая ситуация, - говорит Марина Новикова-Грунд. - Причем совершенно не из-за его личных качеств. Его нельзя обвинять в том, что университет в страшном финансовом кризисе, это произошло до него. Он просто столкнулся с ситуацией, из которой не знает как выйти. По всей видимости Евгений Ивахненко слушает советы тех людей, которые довели университет до такой ситуации. И он просто в порядке оптимизации покрошил всю связанность учебных программ. Устроил безумную кадровую ситуацию, когда большинство преподавателей, читающих небольшие курсы, были уволены. Перестали существовать целые кафедры. Мы держались до последнего и ушли компактно, потому что нам очень важно сохранить направление в психологии. Сейчас для нас основная проблема - это сохранение коллектива института. Здесь работали совершено уникальные, штучные специалисты. Каждый из нас по отдельности не пропадет, но направление культурно-исторической психологии, очень востребованное и перспективное, будет потеряно. По всему миру открыты общества Выготского, к нам приезжают за опытом со всего мира. У нас простроена программа, которую многие заимствуют. После нашего ухода в РГГУ её просто не станет. Чтобы понять в чем особенность нашего направления вот пример - среди прочего я читала авторский курс лингвистики для психологов. Он был посвящен тому, как анализировать умолчания в тексте, как реконструировать не сказанное, причем с математическим аппаратом. Нигде, кроме нашего вуза, таких курсов не было. Если конкретно определить, где используются такие знания, которые мы давали.... Не так давно я делала криминалистическую экспертизу того, что говорил один очень известный приступник, убивший огромное количество людей. Он врал, запутывал следствие, намеренно нес совершенную чушь, причем хорошо и убедительно. Однако мне удалось по тому, что конкретно он говорил, выяснить не только, где он врет, но и найти то, что он закопал. По предлогам, союзам, умолчаниям и прочему. Елена Евгеньевна Кравцова, наш директор, сделала курс непрерывного образования для работающих с детьми-сиротами. К ней съезжаются толпы. И она тоже теперь увольняется. Впрочем сейчас из университета увольняется и технический персонал, сотрудники библиотеки, издательства, и это системная проблема в РГГУ, а не результат смены руководства.

А вот, что «МК» сообщили в пресс-службе РГГУ.

Руководство РГГУ подчеркивает, что на учебный процесс ситуация с институтом имени Выготского не повлияет. Занятия ведутся по расписанию. Что касается поданных заявлений об уходе от сотрудников, то каждое из них будет рассмотрено индивидуально, возможно, кто-то решит пересмотреть свои намерения. В любом случае, мы уже получили ряд заявок от ряда выдающихся ученых, желающих занять эти позиции.

Ученый Совет уже неоднократно обсуждал вопрос об Институте психологии. В конце 2015-2016 учебного года, напрмиер, поднималась тема фактического призыва к забастовке, что является нарушением трудовой дисциплины (в числе закоперщиков называется Е.Е. Кравцова, - ред.)

Институт им. Л.С. Выготского не является самостоятельным юридическим лицом – это подразделение (факультет) университета, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. В то же время руководство Института психологии им. Л.С. Выготского ведет себя как абсолютно независимая от РГГУ административная единица, и действительно, по-видимому, считает, что директор Института, а не ректор РГГУ, является их работодателем.

Учебная нагрузка, часы, практики и прочее полностью соответствуют приказам Минобра РФ. И претензии к ректору выглядят по меньшей мере странно.

В то же время руководство университета обязано действовать в интересах студентов. Демарш ряда преподавателей Института психологии предпринят в тот момент, когда уже составлено расписание на семестр и начались учебные занятия. На сегодняшний день в адрес ректора поступил целый ряд инициативных предложений от ведущих психологов России, которые готовы вести занятия, заменив на рабочем месте уволившихся преподавателей.

Следует заметить, что нынешнее руководство Института психологии, систематически стремясь привлечь обучающихся на свою сторону, фактически действует в разрез с интересами студентов и выпускников. Красноречивым примером может служить то, что ни директор Института, ни его заместители не явились даже на вручение дипломов выпускникам в июле этого года. Преподаватели пропускают и срывают занятия. В Институте работает около 40% преподавателей без профильного психологического образования. Более 50% дисциплин по всем направлениями подготовки не обеспечены методическими материалами. Представленные образовательные программы не соответствуют уровню требований, предъявляемых в университете к качеству методического обеспечения. Учебные планы требуют доработки в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Однако, сообщает пресс-служба, администрация вуза готова к конструктивному диалогу по этим и другим проблемам Института.

Призывы к забастовке это совершенная неправда, - говорит Марина Новикова-Грунд. - Когда в апреле студенты поняли, что все рушится, они спрашивали нас «Что нам сделать, чтобы остановить это?». Они хотели выйти с протестами. Мы буквально держали их за руки. Мы говорил, что это не нужно не потому, что это не эффективно, а потому, что мы не имели право втягивать в эти разборки студентов. Мы говорили: «Если вы нас уважаете, вы никуда не выйдете». И они нас послушались, хотя и были полны решимости за нас заступиться.

В ответ на заявления пресс-службы Елена Кравцова в Фейсбуке пишет:

Все, что говорит пресс-служба, - ложь. Никогда никого к забастовке я не призывала. Можно об этом спросить у тех преподавателей, которые не подали заявление на увольнение.

А вот что пишут бывшие студенты о происходящем на психфаке РГГУ.

Ой как плохо! Кто же в РГГУ остался работать?! Нам, конечно, очень повезло учиться там раньше. Институт психологии уже не тот. Печально.

А мне-то как жалко! У меня в этом году должна была открыться магистратура по психолингвистике, теперь все.

Нет, как подумаю, что молодежь не вникнет в ваш курс, потому что его больше нет.

Спасибо вам за нас! За увлекательные лекции, за тонкий юмор, за хорошие книги и за то, что были для нас примером!

Минобрнауки РФ, по сообщению Интефакса, тоже отреагировало на происходящее.

"Министерство заинтересовано в том, чтобы все права преподавателей были защищены, и параллельно с проверкой обяжет администрацию вуза провести беседу с каждым из педагогов, индивидуально разобравшись в ситуации. Какие бы результаты ни показала проверка, недопустимо формирование рабочего процесса таким образом, чтобы этот процесс вызывал недовольство существенной части педагогического коллектива", - говорится в сообщении пресс-службы, поступившем в агентство.