К истории церкви Святителя Николая Чудотворца.

Никольская церковь в Васютино впервые упомянута в документах, датированных концом XVI столетия. Согласно им, церковь располагалась на погосте. В документах содержится и упоминание о шестиярусном иконостасе с древними иконами, который находился в церкви в тот период.

Существует предание о том, что первая церковь в селе была основана Сергием Радонежским. Документальных подтверждений этому не существует.

Каменный храм с колокольней и трапезной был возведен в конце XVIII столетия, когда деревянная церковь совсем обветшала. Архитектурный стиль здания - ранний классицизм, использованы также элементы барокко.

В конце XIX века на церковной территории была возведена каменная часовня. Она построена в память о спасении царской семьи осенью 1888 года: поезд, в котором путешествовал царь с домочадцами, потерпел крушение, но царская семья каким-то чудом не пострадала.

В середине XIX столетия храм посетил император Александр II. Существует также предание о том, что в церкви когда-то молился Иоанн Кронштадтский.

В 30-е годы XX века храм был разорен и закрыт. Настоятель Константин Успенский расстрелян. Сегодня он почитается верующими как священномученик. В память о нем и о других о других новомучениках возле церкви установлен крест, в основании которого находится земля с полигона в Бутово (где был расстрелян К. Успенский).

В советское время церковь использовалась для складирования химических удобрений, а также для других нужд (здесь размещались общежитие, сельский клуб, торговая точка). Постепенно здание пришло в полный упадок.

В 90-е годы оно было возвращено верующим. В настоящее время церковь восстанавливается.

(возле д. Васютино Павлово-Посадского района)

Николаевская, что на мху у пруда, церковь находится в 75 верстах от Москвы и 24-х от города Богородска на границе Московской и Владимирской губерний. Название «на мху» усвоено ей от самой местности. Церковь со всех сторон окружена болотами, топкими трясинами, заросшими мхом; почему в народе до сих пор слывет Никола за болотом. А название «у пруда» придано ей потому, что при погосте, неподалеку от домов священноцерковнослужителей, находится пруд, заросший в настоящее время травою, вырытый, как уверяет предание, издревле, первыми насельниками Николаевского погоста .

До открытия Московской губернии в 1782 году церковь значилась в Московском уезде Радонежской десятины, доказательством чего служат сохранившиеся у нас метрические и исповедные книги того времени; когда же, с открытием губернии., село Рогожи, от чего получила название и Рогожская в Москве, обращено было в город Богородск, она вошла в состав Богородской округи; в 1798 г. перечислена в Дмитровский уезд; в 1802 году снова причислена к Богородску.

Храм святителя Николая «на мху» первоначально был деревянный, доказательством чего служит каменный столб, поставленный на месте престола его; а что он был деревянный, в том уверяют наши старожилы. Когда и кем построен тот храм, какие в нем были перемены, мы ничего сказать не можем по недостатку документов; одно только хранящееся в нашей церковной ризнице св. Евангелие (о котором будет сказано ниже) свидетельствует, что деревянный храм здесь существовал и во времена патриарха Никона. Нынешний каменный храм построен в 1787 году тщанием прихожан. Престолов в нем два: в настоящей церкви во имя Святителя Николая, в трапезной во имя Преподобного Сергия. Иконостас в настоящей церкви шести ярусный, с иконами древнего письма, перенесенными, вероятно, из прежнего деревянного храма. Так думать заставляют и самая иконопись и особенно медная риза на местной иконе св. Иоанна воина, на которой отмечено, что она пожертвована в 1711 году. В храме особенно чтится четвероконечный крест с мощами свв. первомученика архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона и пресвитера Василия Анкирского (2 1/8 вершка, серебряный с такою же цепочкою. Он возлагается на больных и своею благодатною силою привлекает богомольцев из окрестных селений. Когда и кем пожертвован в наш храм - неизвестно; по внешней форме он походит на кресты, носимые архиереями на персях).

Из освященной утвари особенно замечательно: 1) потир серебряный, вызолоченный, верхняя часть которого обложена серебряной сеткою, а изображения сделаны чернью. Потир, вероятно, пожертвован кем-нибудь в новоустроенный и только что освященный каменный храм, так в нем вычеканен 1790-й год, а храм освящен в 1787 году; весу в потире и сосудах, принадлежащих к нему, шесть фунтов и тридцать Злотников.

2)Св. Евангелие. Оно напечатано, как значится в нем, «1654 года, октября 25 дня, в память св. мучеников и нотарей Маркиана и Мартирия, в девятое лето благочестивыя державы, царства Его государя, Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Русии Самодержца; во второе лето патриаршества отца его и богомольца великого Государя святейшего Никона патриарха Московского и всея Русии». В нашу церковь оно пожертвовано, как видно из надписи по листам, прихожанином сей церкви, деревни Дальней крестьянином, Козмою Андреевым Соколовым, в лето от Рождества Христова 1654 года, при попе Стефане Алексееве . Из метрических и исповедных книг, хранящихся в церковном архиве, видно, что к приходу сей церкви до разделения Российской империи на губернии и уезды, принадлежали селения Суздальской епархии: Головино, Кашино и Бынино, в 1789 году они отчислены в Суздальскую епархию, вместо их приписаны деревни: Ожерельево, Никулино, Тимково; после эти деревни снова отошли, но сельцо Головино в 1864 году, по отдаленности от прихода, к которому было причислено, снова приписано к нашей церкви. Головино с недавнего времени сделалось достопамятным. Оно осчастливлено Высочайшим посещением и пребыванием ныне благополучно царствующего Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (выделено нами – ред.) . Осень 1863 года Государь Император провел в Москве. Московское общество предложило Его Величеству охоту на медведя. Облава сделана в дачах сельца Головина. Государь Император соизволил принять охоту. В декабре месяце, вскоре после праздника Святителя Николая, в 11 часов по полуночи, он проехал погостом Никольским. Храм был освещен; путь от врат ограды до храма устлан коврами; священноцерковнослужители в облачении воздали подобающую честь Его Величеству; а народ, с нетерпением ожидавший Его до самой полуночи, возгласил радостное «Ура». Пребывание Его Величества в Головине в доме помещика Горенкина продолжалось около суток. Никогда не изгладится из памяти жителей Головина это счастливое время!

Всех деревень в приходе пять, дворов в них 170, а жителей православного вероисповедания 580 душ мужеска и 686 женскаго пола; раскольников поповщинского толка 20 душ, прихожане православного вероисповедания отличаются теплотою веры и усердием к храму Божьему. Вот доказательство на то. В 1859 году с 4 по 20 августа в нашей местности горели леса и торфяные болота; от смрада и дыма нельзя было различать даже и близких предметов, жители выбирались из домов на усадьбы и поля; никакая сила, никакие снаряды не могли потушить пламени. Оставалась одна надежда на Бога. Молились все и молились усердно; совершили кругом полей крестное хождение, и что же? С того дня пошли дожди, и пламя погасло. Вот другой случай. В 1869 году июля 17 дня две крестьянские дочери деревни Иванькова, Александра 4-х лет и Степанида 2-х лет, идя с поля от родителей домой, заблудились в мелком небольшом лесу; родители искали их вечером, искали ночью с фонарями, утром искали всем миром, но не находили. 18 июля священник, по просьбе родителей, совершил молебствие в поле, обошел с крестным ходом кругом весь лес и благословил на новые поиски. И, благодарение Богу чудодеющему и в наши времена! Малютки найдены в тех самых местах, в которых несколько раз ходили; ни зверь, ни гады, которых много в нашей местности, не коснулись их; они спокойно ночевали под кустом и утром собирали ягоды. Отрадно было после видеть в храме благодарных родителей и чудесно сохраненных малюток! Продолжим речь о прихожанах. Одна половина их занимается в своих домах фабричным изделием, большей частию бумажным, на разных фабрикантов Богородского уезда; а другая плотничною работою, преимущественно в Москве. Зажиточных между ними мало; тем более, что сенокосной луговой земли у них нет, а все покосы производятся в топких болотах, в которых растет одна осока; пахотной земли у них мало, так что на долю хорошего семьянина приходится посева не более двух четвертей, и притом земля песчаная, требующая большого удобрения.

В прошедшем столетии церковный причт состоял из священника, дьячка и пономаря; с 1802 года и доныне имеется полный штат; помещается причт в домах собственных деревянных, отопляется церковным лесом.

Священник Лавр Веселовский.

Примечания:

*Публикуется по тексту: Веселовский Лавр, священник. Николаевская, что на мху у пруда, церковь (В Богородском уезде, Московской губернии) // Московские епархиальные ведомости. 1871 год. №28. С. 267-267об.

**Погостом называется наше селение потому, что кроме священноцерковнослужителей никого нет из живущих при церкви (примечание автора).

***В церковном синодике род иерея Стефана значится первым из числа других иереев, бывших при сей церкви; не при нем ли и построен тот деревянный храм (примечание автора).

Дереву было не меньше 300 лет

История

В 1926 году деревня являлась центром Васютинского сельсовета Павлово-Посадской волости Богородского уезда Московской губернии , имелась школа 1-й ступени и мельница комитета крестьянского общества взаимопомощи (ККОВ) .

В деревне имеется храм Николая Чудотворца .

Население

В 1926 году в деревне проживало 425 человек (192 мужчины, 233 женщины), насчитывалось 67 хозяйств, из которых 59 было крестьянских . По переписи 2002 года - 328 человек (159 мужчин, 169 женщин) .

Напишите отзыв о статье "Васютино (Павлово-Посадский район)"

Примечания

Литература

  • Фоломеева Н. Ф. Земля Павлово-Посадская. Очерки краеведа. - М .: Имидж-Пресс, 2004. - 498 с. - ISBN 5-94209-003-3 .

Ссылки

  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Васютино (Павлово-Посадский район)

Вслед за этим Анна Павловна навела разговор на мужество и твердость прусского короля с тем, чтобы ввести в дело Бориса.
Борис внимательно слушал того, кто говорит, ожидая своего череда, но вместе с тем успевал несколько раз оглядываться на свою соседку, красавицу Элен, которая с улыбкой несколько раз встретилась глазами с красивым молодым адъютантом.
Весьма естественно, говоря о положении Пруссии, Анна Павловна попросила Бориса рассказать свое путешествие в Глогау и положение, в котором он нашел прусское войско. Борис, не торопясь, чистым и правильным французским языком, рассказал весьма много интересных подробностей о войсках, о дворе, во всё время своего рассказа старательно избегая заявления своего мнения насчет тех фактов, которые он передавал. На несколько времени Борис завладел общим вниманием, и Анна Павловна чувствовала, что ее угощенье новинкой было принято с удовольствием всеми гостями. Более всех внимания к рассказу Бориса выказала Элен. Она несколько раз спрашивала его о некоторых подробностях его поездки и, казалось, весьма была заинтересована положением прусской армии. Как только он кончил, она с своей обычной улыбкой обратилась к нему:
– Il faut absolument que vous veniez me voir, [Необходимо нужно, чтоб вы приехали повидаться со мною,] – сказала она ему таким тоном, как будто по некоторым соображениям, которые он не мог знать, это было совершенно необходимо.
– Mariedi entre les 8 et 9 heures. Vous me ferez grand plaisir. [Во вторник, между 8 и 9 часами. Вы мне сделаете большое удовольствие.] – Борис обещал исполнить ее желание и хотел вступить с ней в разговор, когда Анна Павловна отозвала его под предлогом тетушки, которая желала его cлышать.
– Вы ведь знаете ее мужа? – сказала Анна Павловна, закрыв глаза и грустным жестом указывая на Элен. – Ах, это такая несчастная и прелестная женщина! Не говорите при ней о нем, пожалуйста не говорите. Ей слишком тяжело!

Когда Борис и Анна Павловна вернулись к общему кружку, разговором в нем завладел князь Ипполит.
Он, выдвинувшись вперед на кресле, сказал: Le Roi de Prusse! [Прусский король!] и сказав это, засмеялся. Все обратились к нему: Le Roi de Prusse? – спросил Ипполит, опять засмеялся и опять спокойно и серьезно уселся в глубине своего кресла. Анна Павловна подождала его немного, но так как Ипполит решительно, казалось, не хотел больше говорить, она начала речь о том, как безбожный Бонапарт похитил в Потсдаме шпагу Фридриха Великого.
– C"est l"epee de Frederic le Grand, que je… [Это шпага Фридриха Великого, которую я…] – начала было она, но Ипполит перебил ее словами:
– Le Roi de Prusse… – и опять, как только к нему обратились, извинился и замолчал. Анна Павловна поморщилась. MorteMariet, приятель Ипполита, решительно обратился к нему:
– Voyons a qui en avez vous avec votre Roi de Prusse? [Ну так что ж о прусском короле?]
Ипполит засмеялся, как будто ему стыдно было своего смеха.
– Non, ce n"est rien, je voulais dire seulement… [Нет, ничего, я только хотел сказать…] (Он намерен был повторить шутку, которую он слышал в Вене, и которую он целый вечер собирался поместить.) Je voulais dire seulement, que nous avons tort de faire la guerre рour le roi de Prusse. [Я только хотел сказать, что мы напрасно воюем pour le roi de Prusse . (Непереводимая игра слов, имеющая значение: «по пустякам».)]
Борис осторожно улыбнулся так, что его улыбка могла быть отнесена к насмешке или к одобрению шутки, смотря по тому, как она будет принята. Все засмеялись.
– Il est tres mauvais, votre jeu de mot, tres spirituel, mais injuste, – грозя сморщенным пальчиком, сказала Анна Павловна. – Nous ne faisons pas la guerre pour le Roi de Prusse, mais pour les bons principes. Ah, le mechant, ce prince Hippolytel [Ваша игра слов не хороша, очень умна, но несправедлива; мы не воюем pour le roi de Prusse (т. e. по пустякам), а за добрые начала. Ах, какой он злой, этот князь Ипполит!] – сказала она.
Разговор не утихал целый вечер, обращаясь преимущественно около политических новостей. В конце вечера он особенно оживился, когда дело зашло о наградах, пожалованных государем.
– Ведь получил же в прошлом году NN табакерку с портретом, – говорил l"homme a l"esprit profond, [человек глубокого ума,] – почему же SS не может получить той же награды?