Как бороться с завистью к другим. Что может раздуть пламя зависти? Советы психолога для достижения успеха

Самое негативное чувство в человеке - зависть. Мы живем в обществе, среди людей, и волей неволей сравниваем себя с другими. Даже если у человека все хорошо, обязательно найдется кто-то, у кого еще лучше.

Откуда берется зависть?

Кто-то завидует более богатому. Кто-то более стройному. Кто-то нуждается в популярности, но видя ее у своей подруги, готова сделать ей любую пакость.

Завидует каждый, что бы ни говорили, но в разной степени.
Нет в мире человека, который хоть раз в жизни не посмотрел бы в чью-то сторону, мечтая заполучить то, что у того есть.

Зависть губит человека. Завидующий испытывает стресс, изнашивается нервная система. День за днем разрушая человека изнутри, это ощущение заставляет чувствовать все большее недовольство собой и раздражение по отношению к окружающим. Завидующий наносит вред в первую очередь себе, затем своим близким.

Порочное чувство не делает людей богаче, выше, сильнее, красивее. Завидующий не умеет радоваться чужим успехам. С ним не хочется делиться приятными новостями. Завистливый - это в первую очередь неискренний человек, который не может и не хочет получать удовольствие от предоставляющегося шанса от жизни. Он не способен сам испытывать удовольствие от жизни, но и мешает другим это делать.

Это чувство приносит боль, угнетает, понижает самооценку, озлобляет человека, приводит к искривлению лица, так как оно постоянно находится в состоянии выражения негативных эмоций.

Зависть разъедает душу, уничтожая его так же, как жаркий огонь уничтожает высохшие сучья. Из-за постоянного негатива, в организме могут начать развиваться всевозможные заболевания, неврозы.

Завистливый человек обижается на других людей, на себя за то, что не имеет того, что хотел бы, завидует чужим успехам, но все эти негативные эмоции и мысли приводят лишь к собственным потерям и неудачам.

Можно ли избавиться от этого порока?

Освободиться от порочного чувства сразу невозможно. По утверждению психологов - зависть так же естественна и несокрушима, как любовь, ненависть, доброта и т.д. Но зная некоторые приемы можно победить это губительное чувство.

Для начала попробуйте, увидев у кого-то дорогую вещь, красивый дом или машину, поинтересоваться, как они это приобрели? Наверняка хозяева расскажут, что им пришлось пережить, каких трудов им стоило это. Спросите себя - готовы ли вы на такие жертвы? Возможно нечему завидовать? Если вы хотите так же работать, хотите обладать тем же, что они, тогда вперед! Поверьте, у вас получится!

Если у вашей подруги все так хорошо, то почему бы вам у нее не поучиться?
Почему вы не можете перенять такой же позитивный опыт изменения собственной жизни? Нет ничего зазорного в том, чтобы спросить у нее о вещах, которые вам интересны. Подумайте о том, что у вас есть, чего нет у других? Вы не можете знать, что скрывается за фасадом успешных, удачливых людей – быть может их гложут те же проблемы, что и вас.

Вы завидуете подруге с успешной карьерой? Возможно, она легко променяла бы ее на вашу счастливую супружескую жизнь.
Вы страдаете от кривизны своих ног? А ваша соперница возможно завидует вашему здоровью и отсутствию варикозного расширения вен.
Ищите минусы у благополучных с виду людей: «У коллеги богатый муж, но зато он бабник!» После такого анализа, настроение возможно улучшиться!

Завидуя чужим успехам, люди часто совсем забывают про свои собственные удачи и достижения. То, что кажется вам само собой разумеющимся, например, благополучная семья, машина, образование, быть хорошим родителем, иметь работу, хороших друзей - это уже очень много значит.
Представьте, что есть люди, у которых всего этого нет, и вы поймете, что имеете гораздо больше, чем думали!

Если вас мучают приступы зависти, постарайтесь меньше общаться и находиться в присутствии тех, кому завидуете. Бывает так: вас все в жизни устраивает, но стоит побывать в доме у подруги да еще мило поболтать с ней, как начинаются приступы зависти – ах, у нее новая мебель! ах, у ее детей теперь есть гувернантка и т.д. Избегайте общения с людьми, в чьем присутствии вы испытываете комплекс неполноценности.

Если мучаетесь от чувства зависти к какому-то человеку, сделайте ему что-нибудь приятное. Увидя улыбку на его лице, будете знать, что вы также причастны к его счастью и будете испытывать радость.

Очень важно понимать, что мучающее вас чувство разрушительно. Перестать завидовать раз и навсегда нереально - такова природа человека, что время от времени у каждого из нас случаются вспышки зависти по разным поводам. Но не превращайте это чувство в катастрофу, портящую жизнь себе и окружающим.

Полюбите себя, начните радоваться жизни. Каждому дню, каждому часу существования. Как только вы обретете внутреннюю гармонию, времени, сил на зависть просто не останется.

Как самому защититься от зависти?

Зависть людей, подруг, коллег, родственников, знакомых - это тоже неприятное и опасное чувство. Если в вашем окружении завелись завистники, и вы знаете это, будьте осторожны. Подумайте, почему люди могут завидовать вам? Возможно вы своим поведением демонстрируете превосходство, успешность, достижения?

Не акцентируйте внимание на собственных достижениях лишний раз. К чему? Ведь они и так явно жгут глаза окружающим завистникам. Не стоит подогревать или провоцировать это нехорошее чувство. Не нужно «прибедняться», но не стоит и кичиться своими достижением.

Проявляйте искренний интерес к другим людям. Не поддавайтесь влиянию негативных эмоций, осознав, что вы стали объектом зависти. Ведь завистник гораздо несчастнее вас: он не только не смог добиться определенного успеха, но и терзаем разрушительным чувством.

Вместо того, чтобы скорее осуждать человека, пожалейте его, попробуйте проникнуться к нему пониманием. Преодолев свой гнев и обиду на завистника, вы вновь сможете наслаждаться жизнью.

Зависть - это признак отсутствия самоуважения и признания собственной уникальности. У каждого из нас есть что-то, чего нет у других. Элизабет О’Коннор.

Многим людям мешают личные качества, чтобы развиваться и эволюционировать как полноценному индивиду.

В частности, многим мешают такие чувства как злоба зависть, склочность и нервозность. В первую очередь стоит избавиться от зависти, которая гложет душу и разъедает личность.

Существует поговорка: «Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе». Мудрое изречение помогает понять множество смыслов межличностных отношений.

Кроме общих понятий злоба имеет вполне материальные воздействия на людей. Страдает не только человек, охваченный данным чувством, но и тот, кому завидуют.

Как ненависть влияет на человека:

  1. Поражается энергетическое поле, где со временем может возникнуть брешь.
  2. Существует понятия: порча и сглаз, возникающие в результате негативного воздействия на чувственном и энергетическом уровне одного человека на другого.
  3. Люди, которые ощущают зависть со стороны других могут чувствовать себя неуверенно, дискомфортно. Такие ощущения могут привести к проблемам в делах и личной жизни.
  4. Из-за плохого посыла во Вселенную человек губит себя и «соперника» на чувственном уровне.
  5. Люди-зазнайки ощущая зависть чувствуют себя комфортно, и даже окрыляются благодаря мучениям других.

Ученые пытаются доказать, что люди, ощущающие зависть, стареют быстрее. Это происходит в результате эмоциональной нестабильности.

От чего появляется зависть

Психологи утверждают, что все проблемы родом с детства. Ученые совершенно правы в данном утверждении.

Многие утверждают, что люди пропитаны злобой в результате детских психологических травм.

Почему появляется зависть:

  1. Если в детстве ребенок был недолюбленный родителями, ограничен в своих поступках и желаниях, то вырастит человек с завистью ко всем и всему.
  2. Часто девушки ощущают зависть к подруге. У девушек данное чувство возникает чаще. Чем у мужчин – такова женская природа эмоциональной стабильности.
  3. Человек, который не может достичь чего-то в жизни, будет испытывать негативные чувства к другим, более успешным и счастливым людям.
  4. Ненаказанные ранее люди за плохие поступки, могут накапливать в себе негатив, проявляющийся в зависти к другим.

Больше всего люди испытывают негативных эмоций относительно других в возрасте от 18 до 25 лет. С возрастом данное чувство притупляется.

Внимание! Иногда появление зависти у человека свидетельствует о его психическом нездоровье.

Людей, пораженных завистью нужно «лечить» от потери части положительной энергетики. Относительно завидующих, то нет несчастнее человека, который излучает злобу и черноту.

Как бороться с чувством злобы

Условно злобу можно разделить на два вида: скрытую и явную. Некоторые люди скрывают агрессию, подавляя негативные чувства.

Другие личности выплескивают негатив в момент проявления конфликта. В норме человек должен проявлять агрессию в стрессовых ситуациях – это природный процесс.

Обратите внимание! Излишнее проявление злости свидетельствует об эмоциональной нестабильности, поэтому стоит контролировать себя в момент проявления чувств.

Существуют моменты, когда злобу испытывают постоянно и по отношению ко всем окружающим. В таком случае стоит умело и правильно бороться с такими проявлениями характера.

Существует много техник борьбы с оптимальным результатом. Самой эффективной и простой является техника из 5-ти ступеней.

Как бороться с проявлениями и чувством злобы:

Правило Принцип борьбы
Выплесни чувства в специальный момент Лучше не накапливать отрицательные эмоции. Можно найти увлечение, которое позволит выплеснуть злобу: бокс, стрельба в тире, пейнтбол
Не доводите себя до предела Не накапливайте претензии, в момент конфликта стоит высказаться относительно своего негодования сразу
Предупредить эмоциональный всплеск паузой Представить картинки природы, моря. Можно наладить дыхание: глубокий вдох/выдох. Про себя можно рассказать мини-сказку, считалочку, стишок, то есть отвлечься
Поход к невропатологу Специалист выявит патологии и проблемы. Поможет избавиться от агрессии и злобы посредством специального лечения
Внутренняя перестройка Стоит заняться восточными практиками, которые наведут порядок в духовной сфере. Изучить аспекты и основные положения

Молитвы и оберег от зависти и злых людей

Человек, которому завидуют, должен умело защищаться от энергетических нападок такого рода.

Защитой может выступить оберег или талисман, заговоренный с помощью магии. Православие рекомендует читать молитвы для защиты себя и близких.

Защита от плохого влияния:

  • От сглаза используются следующие обереги: красная нить, натуральный камень по знаку зодиака, вышивки с определенным орнаментом, металлические элементы в одежде, травы.
  • В православии используется молитва от сглаза и злобы под названием «Живый в помощи Всевышнего». Ненавистью не наполняться сердца просящего и близких.
  • Кроме оберегов используются специальные заговоры и ритуалы. Такое действие требует определенного опыта в магии.

Лучше всего – отлучиться от злых людей, которые могут желать плохого тебе и близким. При этом защита все равно нужна.

Внимание! Не стоит сочетать православные молитвы и элементы магии. Нужно определиться с одним видом защиты.

Если молитву может произвести любой человек без последствий, то с магией и магическими амулетами стоит обращаться осторожно.

Чтобы не испытывать чувства зависти и злобы, нужно стать успешным человеком. Тогда фокусироваться на жизни других людей не останется смысла.

Стать успешным помогут советы психологов, которые предлагают различные формулы успеха. Статус успешного человека поможет в жизни оградиться от проблем и невзгод.

Советы психолога для достижения успеха:

  1. Выделить свой самый яркий талант, который поможет преуспеть по жизни.
  2. Определиться с желаемым.
  3. Составить план действий.
  4. Нужно действовать и не унывать в случае неудачи.
  5. Ищите положительный настрой, музу.

В достижении желаемого помогут цитаты великих людей. Успех помогает защититься и от дурного влияния завистников.

Полезное видео

Почему люди ? На первый взгляд, этот простой вопрос предполагает такой же простой и очевидный ответ: в нашем мире одни люди напрочь лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Таким образом, проблема в том, что несправедливо устроен сам мир, а зависть является всего лишь реакцией обделенной части человечества на эту фундаментальную несправедливость. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые - красивым, бездари - талантливым, больные - здоровым…

Казалось бы, ответ на вопрос о вполне логичен, однако в реальной жизни такое объяснение почему-то не срабатывает. Ведь завидовать можно не только богатству и красоте, но и вообще чему угодно.

Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили. Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел и забот значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах. завидует тем, у кого есть дети, а многодетный нет-нет да и позавидует тому, кто живет исключительно для себя. Старик завидует молодости подростков, играющих в футбол у него под окнами, а мальчишки завидуют взрослым и мечтают побыстрее вырасти.

Иногда зависть направлена на предметы и вовсе уж странные. Так, в известной частушке послевоенной поры с горькой иронией высмеивалась абсурдная способность человека завидовать даже чужому горю:

Хорошо тому живется, у кого одна нога,
Ему пенсия дается, и не надо сапога.

Получается какая-то странная картина: каждый человек чем-либо обделен и в то же время сам является обладателем неких благ, вызывающих зависть у окружающих. Но почему же в таком случае люди никогда полностью не удовлетворены тем, что имеют? Почему, по меткой народной поговорке, любой кусок в чужих руках всегда кажется толще и вкуснее?

Известный булгаковский персонаж Полиграф Полиграфыч Шариков полагал, что для достижения всеобщего довольства людям нужно «все взять и поделить». К сожалению, этот простой рецепт от говорящей собаки ни разу не оправдал себя в человеческой истории. Дело в том, что поделить можно только материальные блага.

А вот как распределить на всех поровну талант и ум, красоту и здоровье? Ведь даже самое справедливое общественное устройство не сможет отменить разделение людей на талантливых и бездарных, умных и бестолковых.

И если рассуждать последовательно, то неизбежно придется признать, что причины зависти выходят за рамки социальной проблематики, а обида на неравное распределение благ между людьми по большому счету всегда обращена к Тому, Кого Церковь называет Подателем всех благ. То есть - к Богу.

Ведь не случайно самый знаменитый литературный завистник - пушкинский Сальери, жестоко страдающий от несопоставимости своего скромного таланта с музыкальным гением Моцарта, - адресует свои претензии отнюдь не к королевскому двору и не к музыкальным критикам, а прямо к Небесам:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше…

…О Небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?

Моцарт и Сальери

И если корни зависти уходят в область отношений человека и Бога, разумно было бы выяснить, что же говорит об этом свойстве человеческой души христианская религия.

Единственный критерий

В финале кинокартины «Свой среди чужих, чужой среди своих» пойманный чекистом Шиловым ротмистр Лемке, так и не сумевший уйти с украденным золотом за границу, отчаянно кричит, глядя в небо: «Господи! Ну почему ж Ты помогаешь этому кретину, а не мне?». Оставив в стороне сюжет фильма и историческую достоверность этой ситуации, нужно признать, что сам вопрос поставлен ротмистром предельно точно и направлен по правильному адресу.

«Господи, почему не мне, а ему?» - любой внимательный человек, хотя бы раз ловивший себя на зависти, знает, что это чувство сводится в конечном счете именно к такому недоумению и к обиде на Бога. И не так уж важно, что именно досталось «не мне, а ему» - ученая степень или новая машина, способность к стихосложению или банковский счет.

Ведь каждый из нас понимает, что есть в жизни такие вещи, которых мы не могли бы достичь даже самыми отчаянными усилиями, и далеко не все в нашей судьбе определяется трудолюбием и усердием. Например, мальчик, родившийся в семье преуспевающего бизнесмена или политика, уже по самому факту своего рождения именно в этой семье имеет ряд колоссальных преимуществ перед сыном фрезеровщика с завода имени Лихачева. А человеку с врожденным абсолютным слухом освоение музыкальной науки дается гораздо легче, чем бедолаге, которому, что называется, в детстве медведь на ухо наступил. Так почему одни уже с колыбели имеют то, чего другие не в состоянии приобрести даже тяжким трудом?

Если не сводить нашу судьбу к безумной игре слепого случая, то остается лишь одно разумное объяснение подобного неравенства: жизнь каждого человека складывается не только из его собственных усилий, но и из Божьего замысла о нем, из тех качеств, условий и обстоятельств жизни, которыми Господь его наделил. По видимости эти условия могут разительно отличаться друг от друга, но христианство утверждает, что Бог одинаково любит каждого из нас и каждому человеку в любое мгновение его жизни Он дает именно те возможности и условия, которые наиболее полезны для него в духовном смысле. Ведь ни деньги, ни положение в обществе, ни творческие способности - вообще никакие внешние и внутренние качества человеческой жизни не рассматриваются в христианстве как безусловное благо.

Главный вопрос Евангелия имеет совершенно иной смысл и направленность: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк 18:18). Куда ведут человека талант и богатство, нищета и болезнь - к вечной жизни или к вечной погибели? Вот единственный абсолютный критерий, по которому с позиции Евангелия можно судить о ценности всего, что мы имеем здесь, на земле. Лишь в перспективе вечности все земные условия нашего существования приобретают то или иное значение.

Например, талантливый человек может прийти к вере и славить Господа своим искусством. А может погубить свою душу, развив в себе чудовищное самомнение и гордость.

Но и человек без ярко выраженных творческих дарований также может достичь полноты бытия и самореализации, а может довести себя до крайних степеней зависти к людям более талантливым и даже, подобно пушкинскому Сальери, пойти на преступление. Наличие художественных, литературных, музыкальных талантов или их отсутствие являются лишь условиями, в которых каждый человек может реализовать свой самый главный талант - способность наследовать Небо.

С точки зрения вечности судьба любого человека зависит вовсе не от обстоятельств его жизни, а лишь от того, как он реализует себя в этих обстоятельствах, определенных ему Богом. Ведь Господь знает духовное устроение каждого из нас и по Своей любви предоставляет любому человеку условия земной жизни, наиболее благоприятные для приобретения жизни вечной. Поэтому возмущенный вопрос завистливого сердца: «Господи, почему не мне, а ему?» - всегда предполагает сомнение именно в этой Божьей любви, в благости и пользе Его определений.

Прямо называет зависть враждой на то, что дано нам от Бога, противлением Богу. В такой жесткой формулировке нет ничего удивительного, если вспомнить, что, по слову Священного Писания, именно через эту страсть в мир вошла смерть, а самым первым завистником был… дьявол: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем 2:23-24).

Две молитвы

В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит наивное пожелание автора:

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.

Эта просьба к Богу выражает определенную идею, напрямую относящуюся к теме зависти. Действительно, почему бы Богу не дать каждому всего и вволю?

Ведь тут предполагается уже не примитивный уравнительный «социализм» Шарикова, когда для того, чтобы что-то дать одному человеку, это «что-то» сначала нужно непременно отобрать у другого. Здесь рассуждение гораздо изящней и тоньше: мы веруем в то, что Бог всемогущ, а значит, Он не имеет нужды в распределении уже имеющихся благ и вполне может удовлетворить все возможные потребности каждого человека без малейшего ущерба для остальных людей. Следовательно, если Бог это сделает, то зависть тут же прекратит существовать как явление, поскольку в душах облагодетельствованного человечества для нее просто не останется оснований. Так почему же Всемогущий Господь до сих пор не дал каждому то, чего у него нет?

Ответ на «Молитву Франсуа Вийона» нетрудно найти в Послании апостола Иакова: Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:2-3).

Бог действительно всемогущ, действительно любит людей и, конечно же, всегда готов дать каждому из нас любые блага. Но вот готовы ли мы их принять - большой и очень непростой вопрос. В самом деле, что получилось бы, например, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал всем, рвущимся к власти, «навластвоваться всласть»? И какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, оказавшимся под властью тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном, молить Его, чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.

В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике стихотворения Булата Окуджавы, Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатный портвейн, наркоманам - гарантированную ежедневную дозу , а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса - гору жареных куриных окорочков на завтрак, обед и ужин.

Конечно, это наиболее яркие примеры самоубийственных желаний человека получить «то, чего у него нет». Но через них можно понять и общий принцип: если Бог не дает человеку то, к чему тот стремится, значит, у Бога есть к этому достаточные резоны. Поскольку Он, в отличие от нас, совершенно точно знает - кому, когда и что может оказаться полезным или вредным.

После некоторых операций на внутренних органах человеку какое-то время нельзя пить. В этот период больному вводят внутривенно физиологический раствор, снимающий жажду, и все же он очень завидует тем, кому доступна элементарная возможность: вдоволь напиться обыкновенной воды. Помочь в борьбе с этой завистью ему может лишь ясное понимание суровой истины: пить в его состоянии ни в коем случае нельзя, иначе он просто погибнет.

Просить у Бога то, чего у тебя нет, порой бывает так же неразумно, как и требовать у врача воды для такого послеоперационного больного. Поэтому в молитве святителя Московского Филарета звучит совсем иная просьба к Господу: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Когда появляется дракон

Часто завистью называют болезненное желание человека получить то, что кажется ему привлекательным и чем владеют другие люди. В известном смысле это верно. И все-таки это еще не та зависть, которая, по слову Отцов, уподобляет человека демонам. В нравственном богословии такой однобокий взгляд на чужое преуспеяние принято называть грехом своекорыстного пожелания. Как и в любом грехе, в нем, конечно, нет ничего хорошего, и все же это еще не зависть в полном своем развитии, а лишь ее преддверие. Есть известная притча, содержание которой можно свести к следующему сюжету: человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз и оторвали одну руку.

Это и есть главная черта настоящей зависти - желание зла тем, кому завидуешь.

Механизм появления в человеческой душе этого разрушительного чувства довольно прост: глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же благ, потом огорчается их отсутствием у себя. А когда ему становится ясно, что этих благ ему никогда не достигнуть, он начинает мечтать уже о том, чтобы их лишился и сам обладатель. Вот тогда и созревает в человеке этот страшный дракон - злая зависть, о которой говорил святитель Илия Минятий: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для заказных убийств, в него уходят корнями кражи и угоны автомобилей, умышленные поджоги и порча чужого имущества. А также бесчисленное множество больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Можно возразить: ведь совсем не обязательно зависть выражает себя в реальном действии подобного рода. Человек может просто завидовать по-тихому, в душе, и никому при этом не вредить.

Да, по большей части так оно и бывает. Каждый из нас кому-то завидует, но далеко не каждый при этом делает другим гадости или совершает преступления. Однако и преступники не сразу стали способными на кражи и убийства, они ведь тоже начинали с вполне безобидных, как им тогда казалось, мальчишеских фантазий о том, что «хорошо бы иметь такие кроссовки, такую куртку или такой мобильник, как у вон того пацана». В том и трагизм ситуации, что человек не в состоянии абсолютно точно определить - за каким именно поворотом судьбы зависть из мечтаний превратится для него в лютого зверя, с которым он уже не сможет справиться.

А если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным чувством он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление…

Выход из лабиринта

Как же бороться с завистью? Ответ не так трудно найти, если помнить, что суть любого греха - в отпадении от Бога. Зависть в основе своей имеет очень верное и адекватное ощущение утраты связи человека с его Создателем. Человек чувствует, что потерял нечто очень важное, без чего его жизнь пуста и несчастна. Только он не знает, что же это было.

И в поисках утраченного, словно в лабиринте, начинает метаться между различными целями, каждая из которых неизбежно оказывается ложной. Потому что никакое земное благо не может заменить собой Подателя всех этих благ.

Избавить себя от такого пагубного заблуждения можно только одним способом. Святитель Василий Великий пишет: «Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных».

А единственным вечным и истинным благом для человека является лишь то, что никогда, никто и ни при каких обстоятельствах не сможет у него отнять. Таким благом может стать лишь наше общение с Богом, соединение человеческого духа с Духом Божиим во взаимной любви, которая не прекратится даже после нашей физической смерти. Если искать именно этого блага, если стремиться к нему, стараясь выстраивать свою жизнь по Евангелию, тогда и завидовать никому уже не придется. Ведь все Евангельские заповеди, в сущности, направляют человека к единственной цели - сделать главным содержанием его жизни любовь к Богу и другим людям.

Завидовать же можно лишь тем, кого не любишь, к кому испытываешь пусть легкую, но все же неприязнь. А там, где есть любовь или хотя бы стремление к ней, зависти уже нет места. Так, мать не может завидовать своему ребенку просто потому, что любит его, радуется его радостям и любой его успех воспринимает как свою собственную победу.

Невозможно всегда радоваться за других. Или возможно, но это дано только святым и неискушенным людям. Всем остальным чувство зависти знакомо. Особенно, если мы говорим о современном обществе.

Хорошая карьера и финансовое благополучие сейчас считаются мерилом успеха человека. Нет ничего удивительного в том, что люди сравнивают свое положение и положение своих коллег. И порой чужие успехи раздражают.

Поводы для зависти

Один из самых распространенных поводов для зависти – деньги и их проявления.

Автомобиль бизнес-класса, последняя модель известного телефона, дорогие украшения и люксовая одежда, – все это хорошо в определенных кругах знакомых, но может нанести серьезный вред на рабочем месте.

Чему может завидовать босс

Скажем, в ситуации, когда босс не позволяет себе роскошных вещей, а кто-то из сотрудников «посмел» приехать на новеньком автомобиле, начальник может разозлиться.

Пример крайней прижимистости – Ингвар Кампрад, основатель . У любимого многими бренда долгие годы существует культ: экономия. И ввел его не кто иной, как Ингвар. Он сам ездит на старом автомобиле, летает только эконом-классом, снимает только отели 3*. Кампрад говорит, что только так он может не просто заставить своих подчиненных экономить, но научить их этому на уровне естественных привычек. Потому что экономия персонала хорошо сказывается на ценах для покупателей.

Конечно, ситуация может быть и не такой категоричной. Но любой босс может потерять лояльность к сотруднику, который владеет тем, чего нет у него.

Также начальник попросту может засомневаться, что сотруднику стоит повышать зарплату. Зачем это делать, если у него и так все хорошо и это доказывают дорогие вещи?

Материально ответственным сотрудникам также стоит быть осторожнее в этом вопросе. Всегда может возникнуть вопрос: «Откуда у него столько денег?! Не получает ли он “откаты”?»

Чему завидуют коллеги

Со стороны коллег также может возникнуть зависть. Скажем, довольно распространенная ситуация среди женщин – муж одной из сотрудниц хорошо зарабатывает и она рассказывает о том, где они отдыхали, что покупали и т.д. Коллеги могут начать думать, что эта сотрудница ходит на работу от нечего делать, а не для того, чтобы работать.

К нам устроилась девушка, рядовой менеджер, работала довольно посредственно. Но в компании сразу обратила на себя внимание тем, что еженедельно ей доставляли огромные букеты роз. Потом она объявила сотрудникам о предстоящей свадьбе на Бали. Конечно, всем стало интересно, кто муж. Узнали, пообсуждали – гораздо старше. Тем временем по ее проектам копились «косяки», ей были недовольны все, кто с ней работал. И перед Новым годом ее попросили уйти. Правда, афишировать не стали и для общественности говорили, что она сама ушла. Потом она появилась на корпоративе (уже не работая у нас) и на вопросы: «Работаешь сейчас? Где?», отвечала, хлопая ресницами: «Нет, а зачем мне?» Одни, плохо скрывая, завидовали. Другие, плохо скрывая, раздражались. Непонятно, зачем она так выставляет богатство мужа напоказ. Анна, менеджер

Вывод из вышеперечисленного можно сделать такой: просто не провоцируйте коллег и босса на зависть, будьте осторожнее с демонстрацией дорогих вещей и рассказами о своей вольготной жизни вне работы.

Когда зависть белая и хорошая

Конечно, все мы в той или иной степени завидуем друг другу. А все потому, что мы разные. У одного хорошо получается петь, у другого – танцевать. Но здравомыслящий человек прекрасно понимает, что не может уметь все.

В малых дозах зависть даже полезна и далеко не всегда деструктивна. В этом случае ее называют белой.

Когда человек видит чужой талант и способен его признать, это сложно назвать завистью, скорее это восхищение. И если это подстегивает человека приложить чуть больше усилий и направиться к цели, то зависть может стать стимулом для саморазвития.

Ближе к концу первого года университета я сдружилась с одногруппницей. Она всегда очень активно себя проявляла: выступала с докладами, хорошо готовилась к семинарам, всегда получала «отлично». Сначала меня это в ней удивляло и даже немного раздражало, я никогда не понимала таких аккуратисток. Первый курс я закончила с двумя четверками. А вот на 2-м курсе у нас буквально началось соревнование: я не хотела быть хуже, ведь я не глупее. Теперь я готовилась тоже хорошо и старалась ее обыграть. Мы дружили и соревновались. Это продолжалось до окончания университета. Кстати, диплом я получила красный. У меня так и осталось только две четверки – с первого курса. Елена, копирайтер

Кстати, кроме денег еще одна причина для зависти – карьерный рост коллеги. Порой, повышение кого-то другого каждый из нас может посчитать несправедливым.

Очень важно не мучать себя вопросами «Почему не я? Почему он (она)?» и переключиться на объективную оценку ситуации. Попытаться понять, почему карьерный рост этого человека произошел. Возможно, он проявлял инициативу, задерживался на работе, брал на себя ответственность, в то время как другие подходили к этому посредственно. Возьмите пример с этого человека!

Часто бывает, что зависть – это злость на самого себя. «Почему у меня ничего не получается?». Если у кого-то что-то получается лучше, это не значит, что вы хуже. Неиспользованные шансы больно бьют по самолюбию, но их можно обратить себе во благо – сделать стимулом.

Зависть сменила окрас. Берем ситуацию под контроль

Неприятности начинаются, когда чувство зависти меняет окраску и становится трудно контролируемым.

Одно дело, если вы мечтаете о повышении и прилагаете максимум усилий, чтобы его заполучить. Другое дело, если вы злитесь, что повысили не вас и наговариваете на другого человека.


Зависть может разрушить хрупкий баланс внутреннего мира и начать «поедать» изнутри. Толкать на плохие поступки – козни, сплетни. Вести к измору своими руками: человек может начать видеть в себе только недостатки, в других – только достоинства. Такая зависть – самая болезненная, и говорит, увы, о том, что человек себя не любит.

Если зависть не дает покоя, нужно брать ситуацию под контроль.

  • Если завидуете чужой карьере

Возьмитесь за дело, которое точно будет по плечу. Хорошо выполненное, оно придаст вам уверенности. От этого повысится самооценка, появится бодрость для реализации новых дел.

Еще вариант – анализ недалекого прошлого. Скажем, год назад вы поражались, как это начальник делает сложный отчет за 30 минут. А сегодня вы и сами делаете его за 20-30 минут. Вы развиваетесь, вы растете и это видно в сравнении.

А также подумайте, готовы ли ты вы взять себе не только желаемую должность, но и груз ответственности, а взамен отдать спокойную жизнь?

  • Если завидуете чужим благам

Страстно желаете какую-то вещь, которая есть у коллеги? Можно поменять саму действительность – к примеру, купить себе такой же телефон / машину. Другой выход – поменять отношение к действительности, например, убедить себя, что вещь не так уж хороша.

Главное – не разрушать внутреннюю гармонию с самим собой, принимать себя и любить. И будьте добрее к окружающим!

Мнение эксперта

Гельштат-клуб Алексея Виноградова

Зависть - негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния.

В состоянии зависти человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, благополучию, как снижение ценности или даже обесценивание своего «Я».

Подобно другим психическим состояниям, зависть может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) зависть, маскируясь под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. Осознаваемая зависть сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них.

Чаще всего в реальной социальной жизни преодоление зависти возможно по двум сценариям:

  1. позитивному (конструктивному) , при котором человек нравственный способен справиться со своими негативными чувствами, более того, признание чужих успехов может послужить соревновательным стимулом для его собственных творческих достижений;
  2. негативному (деструктивному) , при котором человек слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей зависти. Предпринимаемые в таком случае действия ведут либо к аутоагрессии («самоедству», агрессии, направленной на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на других), либо к вовне направленной агрессии, когда проявляется стремление уничтожить источник мучительных переживаний.

Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и т.п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!