Как наказывают стукачей. Стукачи на работе — специфика и методы борьбы

Еще со школьных времен мы знаем о такой категории людей, которые любят жаловаться на своих товарищей "начальству". Стукачи - неприятные люди, карьеристы, которые ради комфортных условий и продвижения по службе готовы докладывать о своих сослуживцах боссу. Как себя вести, если в вашем коллективе завелся такой человек?

Как ведет себя стукач и зачем он это делает?

Стукачи обычно кажутся вполне приятными людьми. Они могут расположить человека к себе, очаровать его своей добротой и умением выслушать.

Однако за этой маской прячется весьма корыстный коллега, который не прочь выслушать то, как вы изливаете душу, а затем донести до директора. Все ваши жалобы, проблемы и прочее «грязное белье» обязательно станут известны начальству.

ВАЖНО! Если в офисе ничего не происходит, он, как истинный специалист этого дела, начнет создавать инфоповоды самостоятельно, натравливая своих коллег друг против друга.

Чем больше коллектив, тем сложнее контролировать этот процесс: возникает эффект испорченного телефона, и найти первоисточник всех бед становится невозможно.

«Дятел» наблюдает за искусственно созданной ситуацией со стороны и наслаждается… А потом отправляется в кабинет босса и докладывает ему обо всем.

Зачем он это делает? Причин может быть несколько, и далеко не все из них лежат на поверхности. Давайте разберемся более детально в этом неоднозначном вопросе.

  • Если стукач совершает доносы только на вас , стоит задуматься, не пробежала ли между вами черная кошка когда-то давно. Вероятно, вы не помните о недавней ссоре или просто недооценивается масштаб обиды этого человека. Выход из ситуации, конечно, не самый порядочный, но такова психология слабого и озлобленного - он приложит все усилия, чтобы уничтожить вашу репутацию и сломить веру в себя.
  • Человек просто занимается своей карьерой. Он с детства мечтал о том, что однажды он сядет в кресло начальника, все будут стучаться, прежде чем побеспокоить его. Стукачам часто не хватает собственных интеллектуальных и моральных ресурсов, чтобы пробиться к вершине власти своими силами. Поэтому они вынуждены прибегать к уловкам. Намного проще втереться в доверие к директору, чтобы при удобном случае намекнуть о повышении.

    КСТАТИ! Появление в коллективе такого человека - сигнал, что ваш руководитель тоже не отличается высоким профессионализмом, если подпускает к себе сотрудников, которые считают доносы нормой жизни и ценным качеством.

  • Причина подобного поведения, как вы уже, возможно, догадались, кроется в заниженной самооценке и неумении защитить себя . Доносчики и рады были бы жить по правилам, но у них не получается. Им постоянно нужен покровитель, который в нужный момент обеспечит безопасность и приблизит к кормушке. К сожалению, таких людей довольно много, особенно в крупных корпорациях, где конкуренция высочайшая. А осадить их сложно. Эти люди часто являются .


Как вычислить стукача?

Бывает два типа крыс в коллективе. Давайте рассмотрим их более подробно, чтобы разобраться, как без труда вычислить стукача у себя на работе и принять меры.

  1. Обычный болтун. Это практически душа компании. Ему все рады, он с удовольствием вращается в обществе и готов выслушать каждого. Возможно, он и сам что-то рассказывает о своей жизни. Беда в том, что стукач этого типа совсем не умеет держать секреты при себе (особенно чужие). Хитрые начальники быстро вычисляют болтунов и стараются втереться к ним в доверие, чтобы получать сведения о других коллегах в обмен на разного рода привилегии.

    СОВЕТ! Понаблюдайте за словоохотливыми персонами в вашем коллективе и постарайтесь больше никогда не обсуждать личную жизнь с ними.

  2. Продуманный стукач. Этот человек абсолютно не наивен, как предыдущий тип: он понимает, что занимается неблаговидным делом, просто он разрешил самому себе вести себя таким образом. Это его способ выживания, его психология. Присмотритесь к самым отъявленным карьеристам вашего офиса, чтобы выявить стукача. Кто грезит о головокружительной карьере? Кто внезапно и не совсем заслуженно получает премии и повышения? Кто умеет найти подход абсолютно к любому человеку - от забитого интроверта до лидера? Скорее всего, он и будет виной несчастий.

Найти крысу в коллективе можно еще по одному признаку. Стукач никогда не высказывает своего мнения в разговоре. Он будет до последнего уворачиваться от прямого ответа, ограничиваясь общими фразами. Это похоже на нейтралитет, но на самом деле «дятел» боится, что его слова могут быть использованы против него самого.


Как проучить стукача на работе?

Итак, вы уже выяснили, что в вашем коллективе завелась паршивая овца. И точно знаете, кто это. Не пора ли наказать бессовестного стукача?

КСТАТИ! Нельзя игнорировать факт того, что в вашем коллективе завелся доносчик. Это может начаться с безобидных вещей и закончиться чем-то более серьезным.

Однако люди порой теряются, когда сталкиваются с откровенным хамством и наглостью. Даем вам несколько простых рекомендаций, как избавиться от крысы или по крайней мере обезопасить себя.

  • Главное правило таково: не нужно общаться со стукачом слишком близко . Обсуждайте максимально нейтральные темы, и тогда вы окажетесь в безопасности. Не сплетничайте о. своих коллегах, не жалуйтесь на несправедливые решения босса. Обсуждайте плохую погоду, новые фильмы, еду. Ничего личного. Кроме того, такое поведение поможет избежать .
  • Попробуйте самостоятельно сгенерировать сплетню. Пустите заведомо ложный слух о самом себе. Главное, чтобы он был правдоподобным. Расскажите о своей воображаемой тайне только одному человеку, стукачу, если вы подозреваете его и хотите вывести на чистую воду. Через некоторое время об этой новости будет говорить весь офис. Тогда вы уже сможете сделать вывод о ненадежности сотрудника. Можно сделать эксперимент групповым, пусть остальные подозревающие тоже поучаствуют.

    ВАЖНО! Устраивать суд Линча не нужно, просто возьмите на заметку, с кем не следует делиться приватной информацией.

  • Говорить с начальником о том, что доносы в современном мире просто недопустимы, бесполезно. Видимо, директора вполне устраивает распределение ролей в коллективе. Будьте хитрее и осмотрительнее: если вы начнёте обсуждать это с боссом, на вас могут начать охоту.
  • Используйте стукача в корыстных целях. Начните распространять информацию о своих плюсах, преимуществах, карьерных планах (исключительно в интересах организации, где вы сейчас работаете). Рано или поздно эти сведения доберутся и до начальства, что определенно сыграет вам на руку. Бороться со стукачами на работе лучше себе на пользу.

Полезное видео

Предлагаю посмотреть видео, где раскрывается психологический портрет стукача:

Помните, что сплетни способны разрушить вашу карьеру, навредить личной жизни и очернить доброе имя. Не откровенничайте наедине с людьми, которые могут вас подставить. Приходите на работу, чтобы выполнять прямые обязанности: это будет наилучшей иллюстрацией вашего профессионализма и личных качеств.

Для многих людей работа — это не только источник для пополнения семейного бюджета и якорь стабильности, но и любимое занятие, которое является способом самовыражения и приносит определенную радость в жизни. К сожалению, далеко не всегда работа связана лишь с радужными и приятными эмоциями: отношения с коллегами могут вынудить даже спокойного человека хлопнуть дверью.

Как ставить на место наглых коллег?

5 ответов коллеге, если он постоянно придирается в работе

Ваш «товарищ» по работе зорко следит за каждым вашим шагом, безосновательно придирается к каждой мелочи, изматывает вас нападками, упреками и подколками? Не спешите плескать лимонадом в физиономию нахала или отправлять его в далекое путешествие по известному адресу — для начала убедитесь, что исчерпаны все культурные методы.

  • «Не хотите чашечку кофе?». И поболтать по душам. Вы удивитесь, но доброжелательность иногда не просто обескураживает нахала и лишает его «колючек», но и быстро решает проблему. В конце концов, взрослые адекватные люди всегда в силах найти общий язык.
  • Будьте гибче и ищите компромисс. Даже, если ничего не выйдет, ваша совесть будет чиста — вы хотя бы попытались.
  • «У вас петрушечка в зубах застряла». Сводите все нападки к шутке. С улыбкой, но категорично «съезжайте» с любого упрека. И продолжайте спокойно делать свое дело. По принципу «улыбаемся и машем». На 10-й раз коллега устанет от ваших ответных подколок и «недеяния» (лучший ответ хамам — именно недеяние!) и найдет себе другую жертву.
  • «Ваши предложения?». А действительно — пусть покажет и расскажет. Дайте человеку возможность проявить себя, а себе возможность — перейти к нормальному диалогу с коллегой. Спокойно выслушайте его возражения и предложения. Также спокойно согласитесь либо, в случае несогласия, аргументированно и, опять же, спокойно озвучьте свою точку зрения.
  • «И действительно. И как я сразу не сообразила? Спасибо, что заметили! Исправим». Не надо лезть в бутылку. Самый бескровный вариант — согласиться, улыбнуться, сделать, как вас просят. Особенно в том случае, если вы не правы, а коллега — более опытный в вашей работе человек.

5 верных шагов, если за тобой следит коллега по работе и доносит начальству

В вашем коллективе завелся «засланный казачок»? И все больше по вашу душу? Если вы примерный работник и имеете твердую привычку держать язык за зубами, то можно не волноваться. Впрочем, знать о правилах поведения со «стукачами» не помешает.

  • Помещаем коллегу в информационный вакуум. Все важные и личные вопросы обсуждаем только вне работы. Пусть товарищ голодает без пищи для доносов. И, конечно, ответственно подходим к своей работе. Если вы приходите за полдень, убегаете задолго до окончания рабочего дня, а большую часть своего рабочего времени проводите в «курилке», то начальник и без кляузников определит вас в бессрочные отпускники.
  • Действуем от обратного. Спокойно и уверенно запускаем «дезу», и пусть доносчик греет свои длинные уши и разносит эту дезу по компании. Минимум, что его ждет — выговор от начальства. Метод радикальный, и вполне может оказаться палкой о двух концах, поэтому выбирайте материал для «дезы» крайне обстоятельно.
  • «Кто здесь?». Игнорируем самого коллегу и его попытки испортить вам жизнь. А что касается начальства, здесь переживать не стоит: стукачей не любит никто. Поэтому не вздумайте бежать следом за коллегой-стукачом к руководителю и вставлять свои 5 копеек. Просто «сидите на берегу реки и ждите, пока труп вашего врага проплывет мимо вас».
  • «Ну что, поговорим?». Разговор «по душам» вполне реальный вариант решения проблемы. Но без начальства и в присутствии свидетелей — других коллег. И желательно, тех коллег, что находятся на вашей стороне. В процессе задушевного разговора можно объяснить коллеге, что о его действиях всем известно, что эти действия никто не поддерживает, и что во все времена участь стукачей была незавидной (тон разговора и эпитеты каждый выбирает в меру своей интеллигентности). Стоит отметить, что в результате таких разговоров стукачи весьма часто осознают свои ошибки и встают на путь исправления. Главное — донести до человека, что в вашем дружном и крепком коллективе с такими жизненными «принципами» долго не задерживаются.
  • К черту деликатность, считаем стукачу ребра! Это — наиболее худший вариант развития событий. Вашу «карму» он не повысит однозначно. Поэтому эмоции — в сторону, трезвость мышления и спокойствие — превыше всего. А еще лучше снять напряжение поможет юмор. Именно юмор, а не сарказм и умело вставленные «шпильки».

В вопросе с доносами всегда тяжелее, чем при обычном хамстве. Хама можно, при желании, перетянуть на свою сторону, успокоить, вывести на разговор, превратить в друга из недруга. Но дружить со стукачом — этого гордость, как правило, не позволяет никому. Поэтому, если в вашем дружном коллективе завелась змея, лишайте ее яда сразу.

Коллега откровенно хамит – 5 способов осадить наглеца

С хамами мы встречаемся везде — дома, на работе, в транспорте и пр. Но если хама автобусного можно проигнорировать и забыть сразу, как вы вышли на своей остановке, то хам-коллега — это иногда настоящая проблема. Ведь не будешь же из-за него менять работу.

Как осадить наглеца?

  • На каждый хамский выпад отвечаем шуткой. Так и нервы будут целее, и ваш авторитет среди коллег — выше. Главное — не перейти грань в своих шутках. «Ниже пояса» и черный юмор — не вариант. Не опускайтесь до уровня коллеги.
  • Включаем диктофон. Едва только хам открывает рот, вытаскиваем из кармана диктофон (или включаем его на телефоне) и со словами «Погоди, погоди, я записываю» нажимаем кнопку записи. Не нужно пугать хама, что вы отнесете эту аудио-коллекцию шефу, записывайте «Для истории!» — демонстративно и непременно с улыбкой.
  • Если хам самоутверждается таким образом за ваш счет, лишите его такой возможности. Он достает вас во время обеденного перерыва? Кушайте в другое время. Мешает во время рабочего процесса? Переведитесь в другой отдел или на другой график работы. Нет такой возможности? Игнорируйте выпады и смотрите пункт 1.
  • «Хотите поговорить об этом?». Каждый раз, когда вас пытаются вывести из себя, «включайте» своего внутреннего психиатра. И смотрите на своего оппонента всепрощающими глазами психиатра. Специалисты никогда не перечат своим буйным пациентам. Они гладят их по головке, ласково улыбаются и соглашаются со всем, что пациенты говорят. Для особо буйных — смирительная рубашка (камера телефона вам в помощь, и всю серию видео-роликов на ютуб).
  • Растем личностно. Займитесь собой — своей работой, увлечениями, ростом. При личностном росте все хамы, доносчики и сплетники остаются где-то за пределами вашего полета. Как муравьи под ногами.

5 ответов, как вести себя с коллегой-сплетником

Конечно, каждого выводят из равновесия ложные слухи, распускаемые за спиной. В этот момент ощущаешь себя «голым» и преданным. Особенно, если распространяемая со скоростью света информация о вас — правдивая.

Как себя вести?

  • Сделать вид, что вы не в курсе ситуации, и продолжать спокойно работать. Посудачат и перестанут. Как известно, «все проходит», и это тоже.
  • Присоединиться к обсуждению себя. С юмором и шутками-прибаутками. Примите участие в сплетне и дерзко добавьте пару-тройку шокирующих подробностей. Даже если сплетни не прекратятся, хотя бы снимете напряжение. Дальше работать будет гораздо легче.
  • Указать коллеге на конкретные статьи УК о клевете , которые он нарушает своими сплетнями. Не понимает по-хорошему? Подавайте иск о защите чести и достоинства.
  • Каждый день намеренно и демонстративно подкидывать коллеге новую тему для сплетен. Причем, темы должны быть такими, чтобы через неделю коллектив напрочь устал от них.
  • Поговорить с боссом. Если ничего не помогает, то остается только этот вариант. Только не надо врываться в кабинет к шефу и делать то же самое, чем занимается ваша коллега. Спокойно обратитесь к начальству за помощью, не называя имен — пусть посоветует вам, как выйти с честью из данной ситуации, не навредив общему микроклимату в коллективе.

"Говорят, балерины в белых пачках в борьбе за сольные партии подкладывали друг другу толченое стекло в пуанты. Говорят, кардиналы в красных сутанах в борьбе за церковные должности подсыпали друг другу яд в бокалы, а иногда даже в котлеты. Говорят, древнерусские князья в борьбе за земельные наделы просто - раз! - и выкалывали друг другу глазки. Тоже метод. Но тебе повезло. Ты такая, как все. Ты работаешь в о-фи-се…" - пишет Jenny ( http://1tvrus.forum24.ru/)

Дествительно трудно иной раз представить до чего может докатиться человек, плетущий интриги, на какие подлости может пойти, чтобы достичь своей цели - выжить выбранную жертву из коллектива.

Психологи выделили пять типов "интриганов ", которые манипулируют окружающими разными методами:

Всезнающий работник, старающийся рассуждать обо всем, что происходит вокруг с умным видом. Многие таким верят;

Активист. Такой тип всеми правдами и неправдами стоит за свой собственный проект;

Серый кардинал. Такой тип людей обычно выделяется отнюдь не благодаря собственным рабочим качеством, а больше благодаря интригам;

Пророк. Способен почти на все ради того, что считает правильным;

Тайный советник (докладывает начальству обо всем, что происходит).

Психологи считают, что интригами большей частью занимаются не очень способные люди, которые так и не смогли удовлетворить собственные амбиции, и поэтому занимаются таким недостойным делом. Как правило интриган выбирает жертву послабее - мать -одиночку, часто сидящую на больничном, человека предпенсионного или уже пенсионного возраста. Может быть такое, что жертва занимает более сильное положение в коллективе, но это достаточно редко и такое трудно объяснить...Может из спортивного интереса, а может из зависти или мести.

Имеется широкий арсенал способов, которые используются интриганами в борьбе за власть в коллективе. Вот несколько «грязных» методов — типичные образцы нечестного поведения:

Наговор и слухи - используется довольно часто. Интриган распространяет негативную информацию о «жертве». При этом, интриган обращается непосредственно или косвенно к некоей влиятельной личности, к боссу намеченной жертвы. Он может сообщить ему запланированную негативную информацию, причем не обязательно правдивую.


Постаратесь быть в хороших отношений с вашим шефом, тогда ваш шеф больше поверит именно вашим словам. Еще хорошие отношения с коллегами помогут вам быстрее узнать, кто и что о вас говорит плохо. Друзья нужны и для вашей обороны: именно они поддержат и защитят вас.

Шантаж — это уже из разряда криминала. Угроза обнаружить и огласить «слабое место» жертвы в случае, если жертва не будет выполнять требуемое шантажистом. Такое действие большинством нормальных людей воспринимается как недостойное. Многие руководители считают факт шантажа весомым поводом для увольнения шантажиста.
Не нужно демонстрировать окружающим свои слабости, личные проблемы и пристрастия без надобности, помните - все может быть использовано против вас
.



Фальшивая дружба - использование доверительных отношений с вами, чтобы навредить вам. Интриган втирается к вам в доверие, а потом искчно расставляет сети. Чаще это выглядит так: тот, кого вы считаете другом, заводит беседу о вашем шефе и провоцирует с вашей стороны неблагоприятные высказывания о нем, затем все это передает вашему шефу, чаще приукрасив и сгустив краски и вы в этой ситуации выглядите весьма недостойно и нелояльно.

Поэтому, старайтесь не поддаваться на такие провокации и не рассказывайте о ваших слабостях, личных проблемах и ошибках. К сожалению, таких «друзей» не так легко обнаружить. Постарайтесь выяснить мотивы вдруг возникшей дружбы. Лучше казаться недоверчивым. Интриган будет активно провоцировать вас на ошибочные действия, чтобы победоносно "разоблачить" в удобный для него момент.

Интриган играет на эмоциях - любое волнение или эмоциональное напряжение, которое возникает в коллективе, великолепная среда для плетения интриг. Чаще интриган пытается сам спровоцировать такую ситуацию, вовлекая несколько человек в скандалы и обиды. Контролируйте свои чувства, не вовлекайтесь в эмоциональные переживания других людей, старайтесь сохранять нейтралитет. Не давайте ему в руки козыри. Следите за своими высказываниями, особенно при людях относящихся положительно к интригану. не оставляйте без присмотра свои письма или документы, дающие ему возможность использовать их против вас.

Собирайте сплетни о нем. Самый действенный способ, на мой взгляд - это бить его же оружием. собирайте сплетни об интригане. Следите за его действиями, и когда он допустит ошибку - воспользуйтесь моментом. Надо быть всегда на чеку. Помните, против вас стоит противник без совести и чести.

Нацельтесь на результат - Если организация нацелена на реальный результат и каждый сотрудник имеет четко обозначенную зону ответственности, то интриги будут почти невозможны. К сожалению бывают такие ситуации, когда интриган втеревшись в доверие к руководству попытается переложить свои обязанности и ответственность на вас. Если вам повезло и вы имеете в лице начальсвта умного и профессионального руководителя, то он постарается развести вас по разным углам и не дать повода для конфликта. Однако бывает, что руководству по каким либо причинам выгодно такая напряженная атмосфера в коллективе. В этом случае - спокойствие и только спокойствие, как говорил Вини Пух.


Будьте лучше его. Пострайтесь заработать себе положительную репутацию, как человека и как профессионала своего дела в коллективе, где вы работаете. Чем больше о вас хорошего известно сотрудникам и сослуживцам, тем вам будет легче доказать свою правоту.

Определите альянсы внутри коллектива. Сан-Тзю как-то сказал: “Держи своих друзей близко, а своих врагов еще ближе”. Если вы уже определились, кто же вам вставляет палки в колеса, следующий этап - определиться кто при необходимости может встать на вашу сторону. Постарайтесь заручиться поддержкой. И еще...избегайте соблазна привлечь к вашему конфликту начальство, возможно ваш конфликт ему уже изрядно поднадоел, радражает или выгоден.

Устраняйтесь от прямого конфликта. И, наконец, постарайтесь отвлечься от конфликта, выполняйте свою работу. Если у вас начнут спрашивать о проблеме, сделайте вид, что вы уже обо всем забыли и не держите зла. Во первых, чем больше вы устранитесь от конфликта, тем быстрее он будет разрешен или забыт, или возможно вам удастся усыпить бдительность интригана.

В каждом коллективе найдется персонаж, который доносит до руководства все нюансы жизни коллег. В некоторых сообществах со стукачами разбираются просто — бойкот, «темная» или что похлеще. Но правильно ли это? Cosmo попросил Юрия Вировца, президента компании HeadHunter, прокомментировать несколько историй доносчиков.

Саша в нашей небольшой редакции появился внезапно. К обеду он успел дважды пошутить на тему своей коленкоподобной прически, влившись таким образом в коллектив. Когда же назавтра он раскритиковал руководство, мы убедились, что ему можно доверять. Подобные разговоры с обсуждением, в чем пришла начальница и спит ли главный с Машей, стали нормой. Как-то начальница вызвала меня к себе и отчитала — мол, завидовать чужим заработкам нехорошо. Через пару дней верстальщику объяснили, что обсуждать личную жизнь руководства опасно для карьеры. На планерке всем сделали замечание и сообщили, что болтологией мы владеем лучше, чем основными профессиями. После бурных обсуждений мы решили, что в кабинете стоит прослушка. Я была уже в стадии перехода в другую компанию, и тут коллега зашел в кабинет к начальнице как раз в тот момент, когда Саша вываливал новые подробности наших разговоров, добавляя немного отсебятинки.

Комментарий эксперта

Самый эффективный способ борьбы — держать язык за зубами в присутствии этого человека. Как вариант, можно сливать ему нужную информацию, превращаясь из страдающей стороны в активную и пытаясь управлять начальством. Но в эти игры играть опасно, опытный начальник примитивную манипуляцию сразу распознает. Поэтому лучше просто не болтать лишнего. Для многих это уже подвиг.

Леонид, нижеподписавшийся

Владельцы казино, в котором работал мой знакомый Леонид, прикрутили к стенке ящик для предложений, который тут же окрестили« стучалкой». За месяц туда внес свои фигуральные пять копеек почти каждый сотрудник. Жаловались по мелочам и анонимно, но спустя месяц из ящика наконец-то выудили стоящее послание. Для серьезного шага созрел Леонид, который поведал, как один старший менеджер является на работу в нетрезвом виде, второй встречается с девушкой-крупье, что запрещено, а охранники, вместо того чтобы следить за камерами наблюдения, гуляют по коридору. В общем, Леонид вспомнил все грехи окружающих и не забыл… подписаться. Видимо, крепко засела у него в памяти песенка, в которой есть строчки: «Я не шкаф и не музей — хранить секреты от друзей». Так виновник посыпавшихся штрафов и отмены новогоднего корпоратива стал известен всему честному народу. Результат — соль в чае, выключенный свет в туалете, изрисованные ручкой рукава и полный бойкот со стороны всего коллектива. «А не надо было подписываться!» — ответил за всех один из крупье, в очередной раз зашивая брючину Леонида перед сменой.

Комментарий эксперта

В подобной ситуации выход только один — уволиться. Более того, желательно сменить сферу деятельности. Если Леонид пойдет работать в другое казино, то слух о его« особенностях» быстро дойдет и туда. И все начнется по новой.

Женя, просто секретарша

О том, что в коллективе есть доносчик по имени Сергей, секретарю Жене в курилке поведал коллега примерно через месяц после ее прихода. Однажды она пришла на работу слегка не в форме и за утренним кофе рассказала, как к ней накануне заходили друзья. Приехал шеф, и к нему сразу же «с докладом» забежал Сергей. Когда же Женя понесла начальнику чай, тот сразу взял быка за рога: «Ну рассказывай, как вчера с друзьями отдохнула». — «А с чего вы взяли, что я вчера с друзьями была? — не растерялась Женя. — Я же вам ничего не говорила…» Шеф смутился и промолчал. Через какое-то время одна из сотрудниц вдруг заявила, что у них в коллективе стукач. Если кто не в курсе, то это… Женя. Причем подал ей такую идею уже знакомый нам Сергей, применив безупречную логику: «Кто у нас чаще всего с шефом общается? Правильно! Секретарша». Доказывать, кто в их коллективе истинный доносчик, Женя не стала — уволилась.

Комментарий эксперта

Профессиональные перспективы в организации, где шеф позволяет себе такие вещи, сомнительны для молодого сотрудника. Карьерный рост предполагает периодические переходы из одной компании в другую, а что может предложить новому работодателю сотрудник организации, построенной на интригах и подсиживании? Это прямой путь к профессиональной деградации. Так что Женя поступила правильно.

Оля, жертва педагогики

Оля работала учителем в небольшой школе. Длинные коридоры не позволяли скрыться от всевидящего ока директора. А если ты попался на глаза, значит, пригласят в кабинет. Алгоритм беседы был таким: разговор начинался с рабочих дел, затем ненавязчиво переходил на обсуждение более интимных вопросов: как здоровье мамы, а кто тот молодой человек, который тебя вчера с работы забирал и т. п. В ходе одной такой задушевной беседы она поведала Оле: «Раз уж мы про Машку… Ей не нравится, что я отправила на конференцию тебя, а не ее». В ответ она требовала такой же откровенности. Оля изо всех сил старалась никак не реагировать и, бросив« Хорошо, приму к сведению», ретировалась из кабинета. Но со временем она стала замечать, что отношение других педагогов к ней меняется. Открытых конфликтов и скандалов в школе не было, но атмосфера накалилась, а управлять людьми при этом намного проще. Чем и пользовалась общительная директриса.

Комментарий эксперта

В этой ситуации Оле нужно было бы постараться отшутиться, а потом, если неудобные вопросы продолжатся, четко обозначить границы. Правда, нужно быть готовой к неадекватной реакции директора, который может невзлюбить сотрудника. В плохом варианте это может даже привести к увольнению. Чтобы такого не произошло, стоит найти единомышленников и выступить против этого открыто.

Конечно, полностью уберечься от стукачей невозможно. Если человек захочет на тебя донести, он пойдет и донесет. Даже привычка держать язык за зубами не спасет от недоброжелателей — если ты не болтаешь лишнего, они придумают за тебя. Оказавшись наедине с разгневанным боссом, который отчитывает тебя за что-то внутрикабинетное, не признавайся в чем попало! Мало ли что о тебе наговорили. Сознаешься однажды — шеф будет уверен, что вся клевета на тебя — правда. Лучше всего набраться смелости и прямо спросить, откуда у начальника подобная информация.

Еще вопрос из области этики. Можно ли откровенничать с шефом? Никто, кроме тебя, ответа на него не даст. Однако, даже решившись поведать боссу о чем-то конфиденциальном, спроси себя, что тобой движет. Если банальное желание отомстить вредной коллеге, лучше воздержись. А вот если ты видишь, что действия объекта твоего доноса причиняют серьезный вред компании, тогда можно и действовать. Но все же лучше делать это в открытую. C

Из полей доносится

МАКСИМ НАЙМУШИН, юрист:

Доносительство Трудовым кодексом не регулируется, но кое-что предпринять все же можно. Если сотрудник узнал, что его оклеветали, он может подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, потребовав с обидчика опровержения и компенсации морального вреда. Если же коллеги распространяют информацию не особенно крупными партиями, можно отправить служебную записку тому, кому наговорили лишнего, и поставить на своем экземпляре отметку о ее принятии(например, у секретаря). В ней надо описать ситуацию, конкретные факты, можно попросить провести служебное расследование. Его материалы впоследствии могут стать доказательствами в суде — ими, доказательствами, в любом случае следует запастись заранее.

Шефская помощь

АННА СКУПЧЕНКО, директор сети продуктовых магазинов: "Доносы и сплетни помогают. Я не бегу разбираться с тем, на кого нажаловались, но присматриваюсь к нему. И если ситуация повторится, знаю, кто может быть виноват".

ДЕНИС ПОЛОВИНКИН, генеральный директор развлекательного комплекса: "Стукачество не приветствую, но и не запрещаю. Если меня ценят как руководителя, сами придут и расскажут".

ТАТЬЯНА МОЧАЛОВА, руководитель проекта медиа-холдинга: «Недавно мне сообщили, что один из сотрудников сидит в социальных сетях и играет в игры. Я составила для него план работы и стала контролировать. В случае невыполнения сисадмин отключит доступ к ресурсам».

Наталья Жилякова
ФОТО: GETYY IMAGES/FOTOBANK.RU

Здравствуйте, Ольга! давайте разберем, что происходит:

начальницу пытаются убедить,что я ее подсиживаю.Та,в свою очередь,рвет и мечет,словестно размазывая меня по кабинету

дело в том, что здесь есть кроме Вас ещё два человека - ДА - Вы вустпаете в роли объекта, НО есть "стукач", тот кто подогревает эмоции начальницы - а ведь ОНА ЭТО ЗНАЕТ и сама Начальница - которая ЗНАЕТ роль этого "стукача" и ведется на это - т.е. имеет место со стороны манипуляционный шантаж между тем сотрудником и начальницой! в итоге начальница демонстрирует свою зависимость и позволяет себе унижать Вас -а ВЫ Это терпите! Вам стоит самой проявить твердость и воздействовать НЕ НА того "стукаче", а координировать СВОИ отношения с НАЧАЛЬНИЦЕЙ - если поступают обвинения в Ваш адрес - ТО просите предъявить доказательства. Если начальница позволяет себе унижать Вас при других сотрудниках - Вы можете ИЛИ молчать -а это значит ПРИНИМАТЬ такое отношение к себе, ИЛИ закрыть дверь и озвучьить начальнице, что "целях поддержания ЕЁ имиджа, как успешного руководителя, НЕ стоит выносить свои эмоции на всеобщее обозрение, а говорить наедине!" - т.е. повернуть ЕЁ поведение ПРОТИВ неё, показывая, что Вы готовы уважать её и даже помочь ей, НО при этом способны уважать себя!

Не обращать внимания,так сожрут и не подавяться...

с этим "стукачом" действительно НЕ стоит обращать на него внимание - ДАЖЕ после разговора с начальницей покажите, что ЭТО НЕ имеет никакого отношения к Вам, что Вы СПРАВЛЯЕТЕСЬ СО своей работой и довольны - ему нужно чувство власти, показать самому себе, что он может управлять ВАМИ и начальницей, ВЫ МОЖЕТЕ лишить его чувства власти, показывая, что НИЧЕГО от его поведения НЕ испытываете!

Поговорить с начальницей-исключено,стукач-это святое для руководства.

однако, дело вот в чем - сама личность начальницы - это зависимая личность, которая не может выдержать грань в профессиональной сфере и поддается влиянию, а личность того "стукача" - слабая и завистливая - Вы ИХ НЕ измените и Ваши отншошения на работе будут превращены в борьбу, где Вы постоянно будете ставить на место того "стукача". НИ ОН, НИ начальница НЕ изменятся! При борьбе с поклепами и доносами говорите ТОЛЬКО на профессиональном языке, исключая эмоции и переход на личности - говорите на языке обязанностей! НО - это будет постоянная борьба! сам по себе климат в коллективе незрелый, инфантильный и Вы будете вынуждены постоянно защищаться! Стоит задуматься - а действительно ли борьба - удел сильных? Вам это нужно? постоянно себя защищать и отбрасывать от себя эти бумеранги?

Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0