Как раньше назывался азербайджан. Происхождение азербайджанцев

Кавказ, а точнее южная его часть, имеет богатую тысячелетнюю историю и даже считается одним из тех мест, где зарождалась цивилизация. И это неудивительно, ведь богатейшая природа и климатические условия этого региона издавна привлекали людей. Сегодня на Кавказе живут люди различных национальностей, исповедующие разные религии. Каждое из расположенных там государств имеет свою уникальную историю. В этом материале будет кратко изложена история Азербайджана - все с самого начала вплоть до наших дней.

Колыбель цивилизаций

На территории современного Азербайджана первые люди появились еще в каменном веке. В одной из пещер, находящейся в землях Карабаха, исследователями были найдены различные каменные орудия: наконечники стрел, ножи, топоры, в том числе предназначенные для обработки дерева и разделки туш. Там же была обнаружена челюсть неандертальца, а возраст рисунков, оставленных неким художником, составляет 10 тыс. лет.

Пожалуй, именно с первобытнообщинного строя и начинается история Азербайджана. С древнейших времен здесь жили люди. Неподалеку от горы Киллидаг раскопаны остатки древних поселений. Известно, что первобытные люди, жившие на этой земле, занимались охотой, а также скотоводством и земледелием.

Земли Азербайджана до нашей эры

Первобытные люди, жившие на территории современного Азербайджана, совершенствовали свои навыки. Со временем они научились обрабатывать медь, а в IV тысячелетии до н. э. и железо. Более совершенные орудия труда позволили повысить его производительность, что в конечном итоге привело к расслоению общества и упадку первобытнообщинного строя. Постепенно формировались новые племена, среди которых были луллубеи, манеи, кутии, албаны и другие.

Откуда берет свое начало история Азербайджана как государства? В начале I тысячелетия до н. э. в этих землях образовалось государство Манна, которое затем вошло в состав более могущественной Мидии. Впрочем, в те времена на этой территории велось множество завоевательных войн - сюда вторгались скифы и киммерийцы, а затем персы и македоняне.

Атропатена и Албания Кавказская

После того как в IV веке до н. э. Александр Македонский разгромил войска персов, в границах, присущих современному Южному Азербайджану, возникло новое государство - Атропатена со столицей в Газаке. Это была довольно развитая страна, с письменностью и денежными отношениями, в которой преобладал «культ огня» или зороастризм. Атропатена просуществовала до 150 года н. э. Кстати, с названием этого государства связывают возникновение топонима Азербайджан.

Примерно одновременно с возникновением Атропатены севернее этой страны образовывается государство Кавказская Албания, столицей которой стал город Кабала, чьи руины находятся на территории Габалинского района Азербайджанской Республики. Население этой страны состоит из племен албанов, легов и удинов. Безусловно, древняя история Азербайджана берет свое начало именно с этих государств.

В Кавказской Албании основной религией становится христианство, здесь также присутствует письменность и имеется свой алфавит, а земли этой страны являются исключительно плодородными. Жители Кавказской Албании успешно занимаются земледелием, процветает ремесло. Примеры изделий, изготовленных албанскими ремесленниками, обнаружены на раскопках в Мингечауре.

VII-XII вв. Нашествия арабов и тюрков-сельджуков

История Азербайджана состоит из множества завоевательных набегов, которым подвергались эти земли на протяжении веков. Так, в VII веке на Закавказье вторгается Арабский халифат, результатом чего стало распространение на эти земли ислама. Возникшее в 816 году крестьянское восстание, длившееся 20 лет, было подавлено, после чего существовавшие на тот момент государства распались на множество феодальных княжеств. Среди них особую роль впоследствии сыграло государство Ширван, находившееся на северо-востоке Азербайджана.

В середине XI века в регион пришли тюрки-сельджуки, которым удалось подчинить себе большинство территорий сегодняшнего Азербайджана. Кочующие завоеватели нанесли серьезный ущерб процветавшему здесь земледелию, однако со временем они и сами перешли к оседлому образу жизни. На основе тюркского языка, смешавшегося с языком местного населения, впоследствии образовался азербайджанский язык.

В результате борьбы, которую вело местное население против иноземных захватчиков, в XII веке тюрков практически удалось изгнать из региона. Эти победы создали предпосылки для усиления государственности и дальнейшего социально-экономического прогресса. Земледелие и ремесленничество процветают как никогда, помимо этого отмечается заметное развитие в области науки и культуры. Пожалуй, история создания Азербайджана берет свое начало именно в этот период, когда разобщенные княжества объединяются под предводительством Атебеков Азербайджана.

XIII - XVI вв. Монгольское нашествие. Борьба за господство на Кавказе

Беды предков современных азербайджанцев не заканчиваются с уходом тюрков - в начале XIII века начинается нашествие монгольской орды. Завоеватели разрушили множество процветающих городов, уничтожили оросительную сеть региона. Их присутствие здесь повлекло за собой приостановление развития региона практически на два столетия. Тогдашний Азербайджан входит в состав монгольского государства Хулагидов. Возрождение региона приходится на XIV век, когда, наконец, распадается государство Хулагидов. В этот же период устанавливаются дипломатические отношения между Ширваном и Россией.

Во второй половине XV века усиливается борьба за господство в регионе. А уже в начале XVI века династия Сефевидов захватывает власть в Ширване, в результате чего основывается Сефевидское государство, впоследствии оказавшее значительное влияние на Азербайджан. История страны в этот период ознаменовалась стремительным развитием науки, культуры и, в частности, литературы.

Конец XVI - первая половина XIX вв. Раздел Азербайджана

Конец XVI века, впрочем, как и вся история Азербайджана, ознаменовался новыми потрясениями, связанными с борьбой между Турцией и государством Сефевидов за право господствовать на Кавказе. В XVIII веке в Азербайджане устанавливается господство Ирана, закончившееся в связи с начавшимися антифеодальными выступлениями, приведшими к убийству Надир-шаха, правителя Ирана. После этого на землях Азербайджана образовывается свыше десятка ханств, независимости которых продолжают угрожать Иран и Турция. Правители некоторых ханств принимают решение искать поддержки у России.

В результате русско-иранских войн первой половины XIX века Азербайджан снова потерял свою независимость и был разделен на две части. Соответственно, северная часть отошла к России, а южная - к Ирану.

Вторая половина XIX - начало XX вв. Азербайджан в составе России

Во второй половине XIX века в стране начинается бурный рост добычи нефти. Впрочем, ее здесь добывали еще с незапамятных времен. В 1893 году начинается активное строительство железных дорог, которые уже к 1890 году соединяют Азербайджан с Россией. Промышленный прогресс, а также интеграция Азербайджана в российскую экономику и последовавшие за этим реформы дают положительный результат. Также наблюдается значительное вливание денег в экономику страны, в том числе и западных.

История Азербайджана в составе России также содержит в себе множество интересных фактов. На рубеже столетий в Баку создаются первые социал-демократические кружки. Пролетариат столицы принимает участие в различных стачках и забастовках, возникающих вследствие тяжелого положения азербайджанского народа, усугубившееся в связи с началом Первой мировой войны.

Азербайджан в составе СССР

Вследствие революций 1917 года снова начинается борьба за Азербайджан. История возникновения независимого государства в нынешнем его виде начинается здесь. Весной следующего года здесь была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, верховенство которой отказался признавать Нагорный Карабах. Установившаяся в Азербайджане в 1920 году Советская власть положила конец разногласиям.

Наравне со всеми другими народами, проживавшими на территории СССР, азербайджанский народ принимал участие в Великой Отечественной войне. Страна производила значительное количество боеприпасов и топлива для Советской армии. Свыше сотни азербайджанских солдат удостоены звания Героя Советского Союза.

Обретение независимости

В 1991 году в связи с распадом СССР Азербайджан наконец обрел независимость. Власти вновь созданного государства взяли курс на построение демократического общества. Многонациональной страной является Азербайджан. История государства, в котором на протяжении столетий уживались люди самых разных народностей, пожалуй, только начинается.

Остается только добавить, что традиционными чертами, издревле присущими азербайджанскому народу, всегда были гостеприимство, уважение к старшим, терпимость и миролюбие.

В последние несколько дней на депутата Милли Меджлиса, оппозиционера Фазиля Мустафу с обвинениями обрушился весь азербайджаноязычный Facebook, впрочем, русскоязычный тоже вносил свою лепту. Какими только словами не шельмовали парламентария, а все потому, что он написал на своей странице в этой соцсети, что в истории не было государства под названием «Азербайджан»...

Подобное заявление он сделал и в эфире одного из азербайджанских телеканалов. «Знаю всего одну истину. Государство Азербайджан было сформировано только в 1918 году. Сегодняшний Азербайджан - наследник именно этого государства. Я об этом сказал и в эфире телевидения», - утверждает депутат, добавив, что все, кто возражает, должны привести примеры или попытаться переубедить его.

Там же, в FB, он высказывает мысль, что в Азербайджане многие выдумывают историю и подвиги, дабы народ уверовал в свое героическое прошлое. «Однако нашему обществу нужна правда, и пусть некоторые посчитают это ревизионизмом или кощунством, мне все равно!» - пишет он. Правовед особо подчеркивает, что после его выступлений в СМИ на эту тему прошло довольно много времени, но нигде не появилось контраргументов, перечеркивающих его заявлений, да и мало-мальски объективно возражающих тоже как таковых не было. То есть, спорить с ним на основе фактов и конкретных доказательств никто не решился.

Немного истории

Давайте все же, прежде чем возмущаться или соглашаться с Фазилем Мустафой, попытаемся проанализировать его ошеломляющие для многих декларации. Итак, согласно всем письменным источникам, прослеживаемая история Азербайджана берет начало с I тысячелетия до н.э., когда на территории северного Ирана образовалось государство Манна. Значительно расширив свои границы к 7 в. до н.э., в союзе с Вавилонией оно завоевало Ассирию и Урарту. Таким образом, появилось новое государство - Мидия. При иранском правителе Атропате Манна получает название Мидийская Атропатена. По некоторым версиям, именно от этого слова произошло в дальнейшем современное наименование «Азербайджан».

«Азер» в переводе с арабского означает огонь, а «Азербайджан», таким образом, - «земля огней или огнепоклонников». Во времена образования арабских государств Азербайджан подвергся их влиянию, и на его территории стал распространяться ислам (VII в. н.э.). После арабского завоевания территория называлась Адербайджан, объединив в себе Северный и Южный Азербайджан. С вторжением турок-сельджуков и монголо-татар начался процесс тюркизации (XI-XIV вв.), здесь появились государства Атабеков, Гара-Гоюнлу и Аггоюнлу. Позже на этих землях появилось государство Сефевидов, в XVI-XVIII вв., и его территория стала объектом борьбы между Персией и Османской империей.

До присоединения Азербайджана к России (1813-1828 гг.) он представлял собой несколько феодальных государств (ханств), крупнейшие из которых - Кубинское, Бакинское, Карабахское и Ширванское. После присоединения к России территория современного Азербайджана стала называться Бакинской губернией. 28 мая 1918 года на восточной части Южного Кавказа была провозглашена первая на мусульманском Востоке парламентская демократическая республика — Азербайджанская Демократическая Республика - АДР) со столицей в городе Гянджа. После оккупации Красной армией АДР была создана Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, а в декабре 1922 г. всё Закавказье, территориально включавшее в себя Азербайджан, Грузию и Армению, образовало Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). Позже, в 1922 г., она вошла в состав СССР, а в 1936 г. распущена, тем самым образовав три отдельные республики, вошедшие в состав СССР.

Как видим, название "Азербайджан" наша страна получила только в 1918 году. Что бы кто ни говорил, но история - вещь такая же упрямая, как и факты, и по сути Ф.Мустафа сказал правду.

Доброжелательные соседи - бакинские татары

Азербайджанцы - один из тех народов, кто в силу происхождения в некотором отношении стоит особняком. Одна из причин состоит в том, что прошлое для нас практически закрыто: в течение неполного века только алфавит вынуждены были сменить три раза, то есть, целому народу три раза пришлось заново изучать письменное наследие. Особенно тяжело пришлось при переходе от арабской графики к латинице.

До Октябрьской революции, когда атеизмом особо не пахло, азербайджанские интеллектуалы, как полагалось истинным мусульманам, свои произведения начинали с коранического изречения «Бисмиллах рахмани-рахим», то есть «именем Аллаха начинаю». А для представителей новой власти все книги, начинающиеся «именем Аллаха», естественно, подлежали немедленному уничтожению, кстати, как и те физические лица, кто получил образование в каком-нибудь Стамбуле, Наджафе или Дамаске.

Кроме того, люди, владеющие грамотой на основе арабского алфавита, считались неграмотными, а в постреволюционных условиях они таковыми и оказались - их знания не были пригодны для новой власти. В доцарское время, когда азербайджанцы были подданными персидского шаха, к ним относились как к людям своенравным и неспокойным, и не очень жаловали. Хотя среди тех, кто в разное время занимал трон или был весьма близок к нему, случались и азербайджанцы. Забегая вперед, отмечу, что и по сей день - теперь уже в современном Иране - отношение властей к азербайджанцам приблизительно такое же, и на то есть основание. У истоков всех революций, произошедших в Иране в XX веке, стояли азербайджанцы. Нация, по численности составляющая почти половину населения страны, по сей день не имеет возможности обучать детей на родном языке.

Нефтяные и газовые месторождения, находящиеся на территории иранского Азербайджана, не разрабатываются во избежание концентрации здесь критической массы способных на организацию людей. До недавнего времени Тебриз, столица южных азербайджанцев, был абсолютно недоступен для «советских» азербайджанцев.

Для тех, кто оказался в результате разделения Азербайджана по эту сторону реки Араз (Аракс), то есть в составе Российской империи, мало что изменилось. В царское время азербайджанцы как люди ненадежные (нехристиане), имели особые «привилегии». Их не брали в армию (разве что сыновей каких-нибудь сильно отличившихся аристократов). Им настолько не доверяли, что вдоль государственных границ в Азербайджане на всякий случай селили русских или армянских переселенцев. Азербайджанцам отказывали даже в самоназвании (что имело и до сих пор имеет место также в Иране), возможно, с целью растворения в массе других национальностей. Называли их, в лучшем случае, с легкой руки угодивших имперской власти религиозной принадлежностью «доброжелательных» соседей, мусульманами, кавказскими тюрками, кавказскими или бакинскими татарами.

Феномен молодой нации

Несмотря на обилие исторического материала по древнему и средневековому Азербайджану, сущность и критерии феномена “азербайджанское государство” исследованы не до конца. Вопрос состоит в том, какие из существовавших в древности и средние века стран можно назвать “азербайджанскими”, а какие - нет? Сложность проблемы обусловлена тем, что не всегда земли Азербайджана входили в состав единого государства, и не все государства, созданные нашими предками, носили название “Азербайджан”. В частности, государства, существовавшие на его современной территории, носили поочередно разные наименования - Манна, Мидия, Кавказская Албания, Ширван, Арран, государства Эльденизидов, Эльханидов, Сефевидов и т.д. Вообще же национальное государство - феномен позднего времени. В средние века во всем мире государства носили племенной, династический, но не национальный, в современном смысле этого слова, характер. Так было в Европе и Азии, и Азербайджан в этом смысле не исключение.

Кульминацией национально-государственного строительства в Азербайджане стало провозглашение 28 мая 1918 г. Азербайджанской Демократической Республики (АДР) - первой республики во всем мусульманском мире. В отличие от средневековых государственных образований АДР была национальным государством, защищающим не права той или иной феодальной династии на владение той или иной частью страны, а реализующим право азербайджанского народа на национальное самоопределение.

Лидер национального движения М.Э. Расулзаде на заседании парламента АДР в 1919 г., посвященном годовщине независимости Азербайджана, говорил в связи с этим следующее: “Все другие государства тюркского происхождения в своем возникновении базировались главным образом на религиозной основе, тогда как Азербайджанская Республика основывается на современной базе национально-культурного самоопределения, на почве тюркской национально-демократической государственности”. Впервые в исламском мире АДР ввела многопартийную парламентскую систему, республиканский строй, отделила церковь от государства, приняла закон о национальном языке, обеспечила права национальных меньшинств и даровала женщинам избирательное право. С этой даты начался отсчет новой эпохи в истории государственного строительства в Азербайджане.

Отвечая на недоуменный вопрос бакинских же студентов еще в далеком в 1918 году, известный историк, востоковед Василий Бартольд писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская Республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан». Позже, после падения АДР, Азербайджанская ССР из вненациональной республики, согласно замыслу «отца народов», должна была стать национальной республикой и перестать быть исключением среди других, созданных по национальному признаку республик.

Политическая нацеленность этого проекта, которая по понятным причинам не афишировалась, состояла в создании из местной этноконгломерации, равноудаленной от турецкой и персидской идентичности, самостоятельной нации. Таков был заложенный в основе проекта замысел. Опять-таки, лично М.Э. Расулзаде принадлежит решение вопроса об историческом названии северо-западной провинции Ирана, которое вопреки протестам Ирана было присвоено в качестве наименования впервые провозглашенной государственности.

Как в 1918-1920 гг., так и после установления советской власти в Баку название «Азербайджан» не имело географического смысла применительно к востоку Закавказья, так как оно было введено в качестве имени государственного образования. Восточное Закавказье до этого никогда не называлось Азербайджаном. Такого понятия, как «азербайджанцы», в списках I Всесоюзной переписи не значилось, его не существовало. Едва ли стоит сомневаться в том, что при наличии даже самых минимальных предпосылок к объединению разрозненных тюркских союзов в нацию руководители советского государства не преминули бы воспользоваться этой возможностью.

В анкетах Всесоюзной переписи тюркское мусульманское население Закавказья было подведено под собирательную графу «тюрки», так как ничего более предметного советские власти (по состоянию на середину двадцатых годов) предложить не могли - народ-то никак не вырисовывался и название "азербайджанцы" появилось только после решения Сталина.

Так что Фазиль Мустафа не обнародовал ничего необычного, он просто представил исторические реалии. Нам не следует уподобляться армянам и строить мифы - ах, мол, какие мы древние. Да, мы - молодое государство и молодая нация, и этим мы должны гордиться не меньше, чем американцы гордятся США.

Краткая история Азербайджана История Азербайджана, а вернее его государственности, насчитывает примерно 5 тысяч лет. Первые государственные формирования на территории Азербайджана возникли ещё начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры. В I тысячелетии до нашей эры здесь существовали Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Кавказская Албания и Атропатена. Эти государства играли большую роль в повышении культуры государственного управления, в истории экономической культуры страны, а также в процессе формирования единого народа. В III веке н.э. Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке – Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения. С принятием исламской религии в VII веке история Азербайджана претерпела коренной перелом. Мусульманская религия дала сильный толчок формированию единого народа, языка, обычаев и пр. среди тюркских и нетюркских народов на территориях, где сейчас расположен современного Азербайджана. В Азербайджане начался новый политический и культурный подъём: на его землях, где был распространён ислам, как государственная религия, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. В указанное время началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории. В конце XV – начале XVI веков начинается новая веха в истории Азербайджана. Выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана. Образовалось единое Сефевидское государство со столицей в городе Тебриз, превратившееся со временем в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока. Пришедший к власти после падения Сефевидского государства полководец Надир-шах ещё более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот правитель в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, после его смерти, управляемая им империя пала. Во второй половине XVIII века Азербайджан распался на мелкие ханства и султанаты. В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары, являющиеся азербайджанской династией. Они стали внедрять политику подчинения территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению. Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. В итоге, на основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Aзербайджан был разделён между двумя империями: Южный Азербайджан был присоединён к Ирану, а Северный – к Российской империи. *** 28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории АДР – Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР). В декабре 1922 года Азербайджан, Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. В 1922 она вошла в состав СССР, а в 1936 года ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года. 30 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость.

👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру
скайсканнер
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Действительно лучшие цены на отели

Очень “правильное” в географическом смысле местоположение территории современного Азербайджана привело к очень раннему появлению на этих землях человека. И речь идет о многих тысячелетия назад. Каменные орудия труда первых людей были обнаружены в северной части в районе горы Авейдаг.

Также были найдены и останки первых людей, предположительно неандертальцев. Возраст наскальных рисунков, найденных в пещерах этой местности превышает 10 тысяч лет – именно в этот период и начинается история Азербайджана.

Появление следов государственности история возникновения Азербайджана

Первый следы государственности начинают появляться в IV-III тысячелетии до нашей эры. На рубеже I тысячелетия до нашей эры здесь были такие государственные образования, как Манна, Скиф и Кавказская Албания(возникло в период I века до н.э – I века н.э.). Роль этих государств в повышении культуры развития экономики и ремесел чрезвычайно велика. Также эти государства повлияли на формирование в будущем единого народа. В I веке нашей эры здесь присутствовали представители великого Рима, а частности легионеры императора Домициана.

IV-V века существования Кавказской Албании характерны принятием христианской религии как государственной, появлением алфавита – это был очень важный шаг в истории Азербайджана.

Арабское нашествие

VII век нашей эры принес новые потрясения для этой земли. Началось арабсое вторжение, завершившееся в VIII веке полным захватом территории современного Азербайджана. Официальной религией стал Ислам. Этот период сопровождался сильный подъемом политики и возникновению понятия “самоидентификация нации”. Формировался единый язык и обычаи. Было создано 5 небольших государств, которые позднее были объеденены величайшим гоударственным деятелем Шахом Исмаилом Хатаи. Под его руководством слились воедино южные и северные земли будущего Азербайджана. Сформировалось Сефевидское государство(столица – Тебризе), ставшее со временем одной из самых могущественных империй
Ближнего и Среднего Востока.

Культурное обогащение

XIII век принес монгольское нашествие, а в XIV веке набеги орд Тамерлана были регулярными. Но все эти события не остановили культурное развитие Азербайджана. Основными центрами азербайджанской культуры в XIV – XV веках стали города Тебриз и Шамахы.

Здесь творили выдающиеся поэты Ширвани, Гасан-Оглы, историк Рашидаддин, философ Шабустари. Также особым украшением этого периода является творчество великого поэта Физули.

Нефтяной бум

Нефть во все времена играла большую роль в истории страны. Открытие поистине неиссякаемых нефтяных месторождений в районе Баку привело к нефтяному буму в конце XIX века и способствовало интенсивному развитию столицы Азербайджана. Стали появляться крупные нефтяные предприятия, использовавшие в добыче новые в тот период времени паровые двигатели. 1901 год стал годом рекорда. Азербайджан по нефтедобыче преодолел 50% планку в мире.

Наше время

В 1920 году Азербайджан стал одной из республик СССР. Этому предшествовало двухлетнее существование Азербайджанская Демократическая Республика, которая была разгромлена Красной Армией после ее вторжения 28 апреля 1920 года.

1991 года стал годом обретения Азербайджаном независимости. Сегодня в Азербайджане развивается новое современное общество, интенсивно строится жилье, страна расцветает, как и должно быть у такого прекрасного государства и его прекрасных жителей.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰.

Айкарам Нагапетян
Корреспондент Общественного телевидения Армении в США

Нынешний Азербайджан по аналогии с «икорной дипломатией» развивает и «икорную науку», не только в Азербайджане, но и за рубежом заказывая «исследования», в которых территория современной Азербайджанской Республики, а также Арцах, Зангезур и Ереван представляются как насчитывающая тысячелетия родина азербайджанцев. Баку задним числом объявляет албанскими христианские памятники на отмеченных территориях или в других армянских населенных пунктах. Даже если бы они были албанскими, то и тогда у Азербайджана по сравнению с Арменией нет никаких преимуществ в плане претензии на роль наследника исторически христианских территорий Алуанка. Наоборот, албанская/алуанская цивилизация была очень близка к армянской, не имея ничего общего с тюркско-татарским обликом Азербайджана.

Насколько нынешние египетские арабы могут претендовать на роль исторических хозяев пирамид, настолько и сегодняшние жители Азербайджана могут заявить, что обладают правами в отношении христианских памятников Алуанка. С той только разницей, что в Египте таких нелепых заявлений никто не делает.

Однако есть нечто, чего Баку уже физически не в силах изменить, - уже опубликованные в прошлые столетия или десятилетия исследования о нашем регионе. В те годы Азербайджан либо не был независим, либо его вообще не было, так что тогда не действовали ни «икорная дипломатия», ни Фонд Гейдара Алиева, и иностранные специалисты были свободны в том, чтобы максимально объективно проводить свои исследования.

Изучение именно этих исследований может пролить еще один луч света на армяно-азербайджанские противоречия как в Арцахе, так и в целом на тему истории.

При этом значительная часть указанных исследований в действительности не имела какой-либо антиазербайджанской или проармянской направленности. Они просто констатировали объективную действительность.

Что писали энциклопедии мира?

Первое издание Британской энциклопедии датируется 18 веком (1768-1771гг.). Издаваемая в Российской империи энциклопедия Брокгауза и Ефрона начала публиковаться с 1890г. и была завершена в 1907г. Первая энциклопедия на тему ислама была издана в 1913г., тогда вышел первый том. Над энциклопедиями работали группы, состоящие из десятков специалистов из лучших научных учреждений. Что они говорили об Армении и Азербайджане?

Особенно примечательным кажется Энциклопедия ислама, первое издание которой было осуществлено в нидерландском городе Лейден под заглавием The Encyclopedia of Islam: A dictionary of the Geography, Ethnography and Biography of the Muhammadan peoples в 1913-1930гг. В 1960г. началась публикация дополненного издания The Encyclopedia of Islam: new edition . В двух изданиях раздел Азербайджана представлен по-разному. Их сопоставление позволяет увидеть динамику международного восприятия азербайджанской идентичности.

В первом издании (1913г.) название «Азербайджан» относилось исключительно к Иранской Атропатене. Ни о каком кавказском Азербайджане в энциклопедии нет ни слова. Согласно энциклопедии, «современный Азербайджан (речь о 1913-м годе. – Прим. А.Н. ) на севере граничит с Кавказом». То есть, согласно энциклопедии, на Кавказе Азербайджана нет, он есть только к югу от Кавказа .

В качестве контактирующей с мусульманским миром и географически близкой страны энциклопедия подробно представляет Армению. Причем если раздел Азербайджана занимает в книге полторы страницы, то Армении уделено 14 страниц.

Издание называет Гандзак – Елисаветпольскую губернию и город Ордубад – частью Восточной Армении. О Нахичеване и Арцахе читаем: «Нахичеван, как и Ереван, играл ключевую роль в истории Армении. Шуши, входящий в Карабахскую область, ранее был столицей отдельного ханства» .

Существование Карабахского ханства в армянской историографии не отрицается. Другое дело, как оно связано с Азербайджаном. Ханство не называлось азербайджанским, не было частью независимого Азербайджана и до заключения Гюлистанского договора находилось под контролем Персии, а не Азербайджана. В противном случае царский генерал Ртищев в октябре 1813г. в Гюлистане подписывал бы договор с Азербайджаном, а не персидскими властями. Современный Иран никогда не предъявлял Кавказу никаких территориальных претензий, ссылаясь на свое давнишнее владычество. Но бакинские писаки, неизвестно почему, «приватизировали» часть персидского владычества, а заодно, как мы увидим, еще и персидского поэта.

В контекст средневековой истории Карабаха входят пять местных меликств, обеспечивающих Арцаху полунезависимое положение.

Во втором издании Энциклопедии ислама (1960г.) картина несколько иная. Здесь Азербайджан вновь представлен как одна из областей Персии. Тем не менее добавлены умещающиеся на полстранице три абзаца, в которых говорится об уже существующем кавказском несуверенном Азербайджане. Примечательно, что написали авторы о новоявленном «Азербайджане-2»: «Турецкие войска во главе с Нури пашой заняли Баку 15 сентября 1918г. и переформировали бывшую область, назвав ее Азербайджаном, объясняя это сходством с тюркоязычным населением области Азербайджан на севере Персии» .

В этом издании также разделу «Азербайджан» энциклопедия уделяет 4 страницы, а об Армении говорится на 16 страницах. Совершенно очевидно, что об Азербайджане особенно нечего рассказывать, и вообще еще не вполне ясно, как поступать с «Азербайджаном-2». Сталинская диктатура могла выдумать новый этнос, а затем придумать для этого этноса историю и поэтов и навязать это все в рамках тоталитарной системы. Но в зарубежных академических кругах, для которых советские указы не были основанием, на время возникла неразбериха с Азербайджаном.

В разделе об Армении в связи с прискорбным Александропольским договором 1920г. в новом издании энциклопедии читаем: «Турция вновь захватила Карс и Ардаган, аннексировала лежащую к юго-западу от Еревана Игдирскую область, а также потребовала, чтобы Нахичеван был оформлен как автономная татарская республика».

Речь об энциклопедии, изданной в 1960г., то есть всего 54 года назад, в которой авторы определяют нынешних азербайджанцев как татар. А относительно Карабаха отмечается, что ранее он являлся входящей в состав Армении губернией Арцах, «которая в 1918-1920гг. была свободна от иноземного владычества» . А вовсе не была частью мусаватистского Азербайджана, как утверждает азерпроп.

В 1940-е гг. первое издание энциклопедии с некоторыми изменениями было напечатано и в Турции. Как заметил историк Рубен Галчян, одно из изменений касалось параграфа об Азербайджане, получив курьезный вид: «Название Азербайджан использовалось применительно к северо-западным областям Ирана, изредка к Арану и Ширвану. После 28 мая 1918г. государство Кавказский Азербайджан официально было названо Азербайджан» .

Последнее предложение может вызвать смех своей нелепостью. По сути, в этом абзаце официальная Анкара попыталась за счет фальсификации помочь своему младшему брату, искажая изначальный текст лейденской энциклопедии. Но в Азербайджане 21 века этот абзац уже вряд ли будет восприниматься однозначно положительно, исходя из того, что всего 70 лет назад даже для братской Турции области к северу от реки Аракс в лучшем случае «изредка назывались Азербайджаном» (а не постоянно, как того бы хотелось Баку), и нынешнему Азербайджану, согласно турецкому источнику, всего 97 лет назад получил это название, если не сказать прозвище.

В Британской энциклопедии вплоть до 14-го издания Кавказский Азербайджан не упоминается. Во втором томе выпущенного в апреле 1930г. 14-го переиздания читаем, что «северо-западная провинция Персии Азербайджан на севере граничит через реку Аракс с Советским Азербайджаном». 85 лет назад Британская энциклопедия попросту не написала никаких других подробностей об апшеронской стране.

Кстати, среди жителей иранской Атропатены «Британика» отмечает турок, армян, персов и курдов, но не азербайджанцев . Согласно тому же источнику, «иранская Атропатена на востоке граничит со страной талышей». Речь о современной Ленкоранской области. Получается, что согласно, пожалуй, самой авторитетной энциклопедии своего времени, Азербайджана и азербайджанцев нет, а талыши и страна талышей есть.

В этой же энциклопедии на 7 страницах говорится об истории, литературе, культуре и языке Армении, приводятся иллюстрации и карты .

Публикация 14-го переиздания Британской энциклопедии завершилась в 1973г., и уже через год началось печататься 15 переиздание под названием New Encyclopedia Britannica . На этот раз об азербайджанцах было написано, что это народ смешанного этнического происхождения . В энциклопедии даже намека нет на то, что юго-восточная часть Кавказа исторически принадлежала азербайджанскому народу.

Согласно российской Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, Азербейджанъ – северо-западная часть Персии, отделенная от Российской Армении рекой Аракс . Из чего следует, что императорская энциклопедия весь Карабах также рассматривала как часть Российской Армении.

В разделе Azeri изданной в 1984г. в США энциклопедии «Мусульмане» читаем: «Турки-азери иногда называют себя азербайджанцами. Они разделены на две группы, находясь под владычеством персов и русских» .

От Александра Дюма до Иосифа Сталина: по следам превращения татар в азербайджанцев

Автор «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо» и других бестселлеров своего времени Александр Дюма с июня 1858г. по февраль 1859г. жил в Российской империи, причем последние три месяца – на Кавказе, в частности в Тифлисе, дагестанских поселениях и Баку. Кавказские воспоминания обобщены в книге Дюма «Кавказ», изданной весной 1859г. во Франции, а в 1861г. переизданной в России (с сокращениями).

Русская жандармерия следила за Дюма, и из разных уголков страны телеграфировала в Петербург о передвижениях французского писателя. Ни в воспоминаниях Дюма, ни в докладах бдительных царских жандармов не упоминаются Азербайджан или азербайджанцы. Например, полицейские докладывают, что 14 октября 1858г. Дюма посетил дом астраханского губернатора Струве, где увидел «армян, татар и персов, в их домашнем быту и в национальных костюмах» .

Кавказские записки Дюма поставили нынешних исследователей Азербайджана в трудное положение. Мировая известность писателя привлекательна, и азерпропу было бы желательно передать нынешнему поколению теплые воспоминания знаменитого романиста об Азербайджане. Непонятно только, как быть с таким маленьким неудобством: всего 170 лет назад Дюма не увидел на Кавказе ни Азербайджана, ни азербайджанцев (в отличие от армян, грузин или, скажем, лезгин). Живущая во Франции доктор исторических наук Айгюн Эюбова в своей статье «Книга Дюма «Кавказ» и его впечатления от Азербайджана» решила проигнорировать это неудобство. Даже более того: Эюбова уже от своего имени пишет, мол Дюма очень полюбил Азербайджан и призвал из всех кавказских народов особенно доверять азербайджанцам . Задача Эюбовой несколько осложнялась необходимостью напрямую цитировать самого французского писателя. Что делать, если в цитатах Дюма говорит о проживающих на Апшероне татарах и персах или, скажем, характеризует Баку как «город с персидским обликом»? В таких случаях рядом с цитатой оказывается примечание редактора о том, что Дюма, оказывается, говоря о персах или татарах, в действительности не имел в виду то, что писал. А каким чудом азербайджанским исследователям 21 века удалось выяснить эти тонкости, в статье не указывается.

«Напомним читателю, что Дюма под «татарами» подразумевал азербайджанцев, а под прилагательным «татарский» имел в виду «азербайджанский» - ред.», – читаем мы в статье Эюбовой, напечатанной в азербайджанском журнале «Irs-Heritage» . В этой же статье приводится следующая цитата из Дюма: «Мы явились к Махмуд-беку. Дом его - одно из самых очаровательных персидских зданий, какие я видал от Дербента до Тифлиса (В романе Дюма азербайджанцы и термин «азербайджанский» местами называются соответственно также персами и «персидским» - ред.)» .

Учитывая, что указано сокращение «ред.», а не инициалы автора статьи, нужно предполагать, что д-р Эюбова, тем не менее, не рискнула «исправлять ошибки» великого романиста, это было сделано позже – в редакции IRS-Heritage .

Дюма не приезжал в Армению. Однако к нам заезжал немецкий путешественник Август фон Гакстхаузен (1792-1866), побывавший в Ереване и северо-восточных областях Армении.

«Шамшадинская область Елисаветпольской губернии населена армянами и татарами. Армяне живут в горах, татаре, которые многочисленнее, на богатых равнинах. Армяне занимаются земледелием, козоводством и виноградарством. Татаре занимаются животноводством, коневодством… Татаре богаты и ленивы, армяне, наоборот, очень трудолюбивы», – написал немецкий путешественник .

Ни в одной из представленных в начале статьи энциклопедий конца 19 – начала 20 века вообще нет упоминаний какой-либо версии этнонима азербайджанец (Azeri, Azerbaijani, Azerbaidjani ).

В 1913г. в статье «Марксизм и национальный вопрос» Иосиф Джугашвили-Сталин 11 раз упоминает кавказских татар, но нигде не пишет слово «азербайджанец» . После Октябрьской революции, 20 ноября 1917г., в обращенном к мусульманам Востока призыве Владимир Ленин тоже не упоминает азербайджанцев, а пишет о «турках и татарах Кавказа» . В американской прессе того же периода мусульман называли «тартарами»: газета «Нью-Йорк Таймс» в статье «Армяне Баку уничтожаются» использует вариант «харар» . Белогвардейский генерал Антон Деникин в своих мемуарах называет мусаватистский Азербайджан искусственной страной – начиная с ее наименования .

В 1926г. в Советском Союзе была проведена первая перепись населения. Среди учтенных народностей вновь отсутствуют «азербайджанцы». В итогах переписи упоминаются такие народы, как якуты, мордва, буряты, вайнахи, пермяки, но не азербайджанцы. В списке есть этноним «тюрки», под которым были частично засчитано то, что в дальнейшем получило наименование «азербайджанец». В изданном в 1929г. в Тбилиси официальном статистическом справочнике «Закавказье в цифрах» вновь отсутствует этноним «азербайджанец». 21 января 1936г., принимая в Кремле делегацию Советского Азербайджана, Вячеслав Молотов говорит о населяющих Азербайджан народах: «русские, армяне и тюрки» . Тогдашний премьер-министр Советского Союза (Председатель Совнаркома) не знал слова «азербайджанец».

В этническом отношении сталинский ГУЛАГ был так же разнообразен, как и Советский Союз, и с 1934г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР готовил для властей ежегодные доклады об этнической принадлежности заключенных. Вплоть до 1940г. (!) в докладах НКВД отсутствуют «азербайджанцы». В списке можно встретить даже японцев или корейцев, но не азербайджанцев .

В опубликованном в 1991г. цикле статей российского историка Виктора Земскова «ГУЛАГ: исторический и социологический аспект» представляется этнический состав заключенных. Прилагаемая таблица, взятая из статьи исследователя, ясно показывает, что впервые термин «азербайджанец» был использован только в 1940г., а относительно предыдущих лет Земсков отметил: «сведения об азербайджанцах отсутствуют», – добавив, что до 1939г. азербайджанцы регистрировались в графе «другие народы».

В 1939г. этноним «азербайджанец» в списках НКВД отсутствовал, но в переписи населения за тот же год, в отличие от переписи 1926г., азербайджанцы уже упоминались. Такая противоречивая ситуация длится еще примерно десятилетие.

В частности, отмечая переписи 1944г. и 1947г., Земсков пишет, что численность азербайджанцев в ГУЛАГе в разы меньше численности армян и грузин. «На наш взгляд, разгадка кроется в том, что в перечне национальностей упоминаются некие «тюрки», а азербайджанцы и турки являются тюркоязычными народами, и гулаговские статисты, видимо, значительную часть заключенных этих двух национальностей причисляли к ним», – пишет он .

Особый импульс формированию новоявленного этноса придал развал Закавказской Социалистической Федеративной Республики в 1937г. Таким образом, Азербайджан стал союзной республикой, которая, в отличие от Грузии и Армении, не имела истории и для которой нужно было срочно придумывать отдельную историю .

Характерна фраза автора книги «Азербайджан с обретения независимости и далее» Сванте Корнелла, произнесенная им 13 января 2011г. в Вашингтонском университете Джона Хопкинга. Обращаясь к тогдашнему послу Азербайджана Яшару Алиеву, он воскликнул: «Кто вы? Азербайджанцы, азеры, турки?..» После некоторого замешательства посол ответил: азербайджанцы.

Кто является первым знаменитым азербайджанцем?

Азербайджанская сторона часто обвиняет армян в приписывании армянского происхождения разным знаменитостям с неармянскими фамилиями. Нужно признать, что подобное явление вообще-то имеет место. Мы часто ищем что-то армянское вне Армении. Но разве безосновательно? Веками Армении была присуща массовая эмиграция, и уезжающие на все четыре стороны света армяне постепенно ассимилировались в принявших их обществах, будь то Польша или Сингапур, Венгрия или США. Но если в прошлом от армянских специалистов требовалась кропотливая работа, чтобы обосновать армянское происхождение наших зарубежных соотечественников с неармянскими фамилиями, то современные тесты ДНК(DNA ) значительно облегчают дело, позволяя и неармянским специалистам уточнить, насколько существенно присутствие армянских генов в других социумах. Последний пример тому – информация об армянском происхождении английской принцессы Дианы и наследного принца Уильяма . Можно предположить, что впереди новые громкие открытия, особенно в связи с развитием тестов на ДНК.

Более тщательный анализ показывает, что тенденция присваивать чужое более характерно для нынешнего Азербайджана. Причина очевидна: кроме саморекламы, это также является частью приписывания собственному этносу истории веков и тысячелетий. Как свидетельствует множество приведенных примеров, до новейших времен азербайджанской нации не существовало. Причем попытки обнаружить азербайджанцев в любой исторический период неизбежно носят элементы дезинформации.

Обратимся к некоторым именам, представляемым Баку в качестве выдающихся азербайджанцев, – от Низами до Муслима Магомаева.

Единственным «доводом» для введения некомпетентных лиц в заблуждение относительно азербайджанского происхождения поэта Низами Гянджеви (1141-1209) может послужить то, что он родился в Гяндже-Гандзаке – городе, ныне находящемся на территории Азербайджана. Но по этой же логике в азербайджанцы можно записать и родившегося в том же месте и примерно в то же время армянского историка Киракоса Гандзакеци (1203-1271), даже если его труд называется «История Армении».

Конечно, Низами не был азербайджанцем. Это не помешало послу АР в США Элину Сулейманову в январе 2013г. на международном форуме по культурной дипломатии выступить с эпохальным заявлением, мол, «ученые до сих пор не выяснили: Шекспир ли повлиял на азербайджанского поэта Низами, или Низами на Шекспира?» Это вновь подтверждает, что в ходе собственных фальсификаций наш сосед может оказаться, мягко говоря, в смешном положении. Дело в том, что Шекспир жил почти на четыре века позже Низами, так что последний никак не мог быть знаком с творчеством английского драматурга. Да и знакомство Шекспира с произведениями Низами тоже весьма маловероятно: вряд ли Шекспир мог впечатлиться поэзией Низами, поскольку он не владел восточными языками, чтобы хотя бы прочесть их. При жизни Шекспира Низами на английский еще не переводился, а компьютерных программ вроде Google translator еще не было. Чтобы сделать собственную фальсификацию по присвоению Низами убедительнее, Баку пытается выступать с сенсационными заявлениями, добиваясь обратного результата.

Приблизительно за 120 лет до выступления Сулейманова венгерский ученый еврейского происхождения Вильгельм Бакер (1850-1913) опубликовал обширное исследование о Низами. В 1870г., оканчивая Лейпцигский университет, Бакер защитил по творчеству Низами дипломную работу, которая позже была напечатана отдельной книгой и переведена на английский в 1873г. В этой книге Низами считается персидским поэтом, мать которого была курдиянкой. «У его матери было курдское происхождение, и поэт посвятил ей несколько строк», – пишет Бакер .

My mother, of distinguished Kurdish lineage,
My mother, in like manner, died before me.
To whom can I make my sorrowing supplication?
To bring her before me to answer my lament?

Так пишет сам Низами. Строки поэта о его курдском происхождении абсолютно не мешают апшеронцам продолжать утверждать, что он азербайджанец.

Присвоение Низами произошло в конце 1930-ых гг. По поручению Сталина за дело взялся иранист Евгений Бартельс. Причем ранее, в царский период, он публиковал труды, в которых Низами еще назывался персом. Этот исторический эпизод подробно рассмотрел исследователь и журналист Арис Казинян .

Отметим, что Низами считается персом и в Энциклопедии ислама, а в Британской энциклопедии можно прочесть, что перс Низами, по одной из версий, родился не в Гяндже, а в самой Персии – в городе Кум в 125 км на юго-западе от Тегерана, а потом уже переехал в Гянджу.

«Место его рождения или, как минимум, его отчий дом был на высотах Кума, но он почти всю жизнь прожил в Гяндже, что в Аране, вот почему он прославился под именем Низами Гянджеви», – отмечает энциклопедия .

Примечательно также, что Гянджа, согласно энциклопедии, находится не в Азербайджане, а в Аране.

На уже упоминавшемся форуме азербайджанский посол Элин Сулейманов представил в качестве азербайджанца еще одного писателя – Курбана Саида. Если в случае с Низами азерпроп единодушен в вопросе его якобы азербайджанского происхождения, то в случае с Курбаном Саидом есть единичные исключения, когда даже в Азербайджане признают, что Курбан Саид, тем не менее, не был азербайджанцем .

Вокруг имени Курбана Саида какое-то время вообще царила таинственность. В 1935г. рукопись его наиболее известного произведения – повести «Али и Нино» – загадочным образом очутилась в австрийском издательстве E.P. Tal , которое издало повесть в 1937г. Книга стала бестселлером. В следующем году издательство опубликовало второе и последнее произведение Курбана Саида – «Девушка из Золотого Рога».

В работе американского исследователя Тома Рейса «Ориенталист: разгадывая загадку странной и опасной жизни» выявляется, что автор книги – Лев Нусимбаум .

Лев Нусимбаум родился в 1905г. в Киеве в еврейской семье, хотя, согласно Рейсу, возможно, он родился во время переезда Нусимбаумов из Цюриха в Тифлис и точное место его рождения неизвестно. Зато известно, что отец Льва Нусимбаума, предприниматель Авраам Нусимбаум, был родом из Тифлиса , а мать – Берта Слуцкин-Нусимбаум была белорусской еврейкой, революционеркой.

Когда Льву был год, родители переехали в Баку, чтобы заняться нефтяным бизнесом. В 1918г., в период правления 26 бакинских комиссаров, они переехали на другой берег Каспия, затем в Персию и снова вернулись в Азербайджан. В 1920г., после установления большевистского строя, 14-летний Лев Нусимбаум и его отец окончательно уехали из Баку – сначала в меньшевистскую Грузию, затем через Стамбул в Германию, где Лев развернул литературную деятельность .

Азербайджанская пропагандистская машина утверждает, что под псевдонимом Курбан Саид творил не Нусимбаум, а азербайджанский писатель и дипломат Юсиф Везир Чеменземинли. Последний был послом мусаватистского Азербайджана в Стамбуле, а после советизации перебрался в Париж, затем в 1926г. обратился к тогдашнему главе Советского Азербайджана Сергею Кирову с просьбой о возвращении в Баку. Прошение было удовлетворено и он вернулся в Баку . В 2011 издающийся в США журнал Azerbaijan International посвятил целый выпуск доказательству авторских прав Чеменземинли на «Али и Нино». В 1994г. Институт литературы Азербайджана (кстати, носящий имя Низами) решил опубликовать повесть «Али и Нино» за авторством не Курбана Саида, а Юсифа Чеменземинли .

Насколько Низами – азербайджанец, настолько и Чеменземинли – автор этой книги. Приводимые в качестве доказательства его авторства азербайджанские «доводы» представлены ниже, с комментариями в скобках.

А. Юсиф Везир Чеменземинли был писателем, автором ряда художественных и литературоведческих работ (Как и Лев Нусимбаум. По разным подсчетам он за годы жизни в Европе написал около 40 книг под псевдонимом Эсад Бей).

Б. Чеменземинли, как и главный герой книги Али Ширваншир, получил дипломатическое назначение в Париж (неправда, он работал в Стамбуле, а после советизации переехал в Париж на жительство).

В. Дочь Чеменземинли училась в той же реальной гимназии, что и героиня книги Нино (Курбан Саид, живя в Баку, учился в той же гимназии, что и герой книги Али).

Г. Чеменземинли, как и герой книги, смотрел в Баку оперу «Евгений Онегин» (этот «чрезвычайно логичный» довод оставим без комментариев) .

Представим несколько простых суждений, которые попросту исключают авторство Чеменземинли. Во-первых, рукопись книги была представлена в издательство в 1935г., когда мусаватистский деятель уже десять лет как жил в Азербайджане. Как отмечалось, повесть была написана на немецком. Азербайджанский писатель-дипломат немецким не владел. Правда, азерпроп утверждает, что он проходил немецкий в школе. Но неужели школьных знаний достаточно, чтобы через двадцать лет написать книгу?

В книге есть ряд фактографических неточностей о Баку, которые бакинец Чеменземинли не мог сделать, а для уехавшего из этого города в 14-летнем возрасте Нусимбаума они вполне допустимы.

В повести «Али и Нино» есть формулировки, делающие весьма маловероятными, если не сказать исключают, что их автор мог быть мусульманином. Приведем несколько примеров.

Отец главного героя Али Ширваншира, обращаясь к нему, говорит: «Не дaвaй врaгу пощaды, сынок, мы не христиaне» .

«Карабахцы называют [свою землю] Сунюк, а еще раньше называли Агвар» .

«Глупо так ненавидеть армян» и т.д.

Трудно представить, чтобы мусаватистский чиновник назвал Карабах Сунюком – вероятно, искаженное от армянского топонима «Сюник», а потом и Агвар – вероятно, восходящее к армянскому Агванку. Том Рейс, ознакомившись с доводами азерпропа, заявил: «Удивительно, что кто-то может серьезно относиться к этой теории. Везир был просто фанатичным националистом» .

Еврей Лев Нусимбаум жил в Германии и Австрии в период распространения фашизма. Вначале он подписывал свои литературные произведения литературным псевдонимом Эсад Бей, скрывая свое еврейское происхождение. В 1935г., тем не менее, выяснилось, что Эсад Бей – еврей Нусимбаум. Поэтому он выбрал новый литературный псевдоним – Курбан Саид.

Отметим, что Том Рейс в ходе своих разысканий обнаружил написанную рукой Льва Нусимбаума автобиографию, подписанную Курбан Саид. «Почему автором романа, впервые изданного на немецком языке в 1937 года в Австрии <…> объявлен Чеменземинли, остается для меня загадкой и сегодня. <…> при знакомстве с биографией Чеменземинли меня не покидали сомнения в его авторстве (но помнится, мне очень хотелось, чтобы это было именно так, и жила надежда, что рано или поздно отыщется азербайджанский оригинал)» .

Советскому поколению хорошо известно имя Муслима Магомаева. Он особенно успешно сотрудничал с одним из известных армянских композиторов – Арно Бабаджаняном, а также с Александром Экимяном, Александром Долуханяном. Магомаев родился в Баку в 1942г., посвящал этому городу песни. Но азербайджанец ли он?

«Броская внешность матери <…>, видимо, в большой степени оттого, что в ней намешано много кровей: ее отец был турок, мать – наполовину адыгейка, наполовину русская... Сама она из Майкопа», – пишет Магомаев .

О бабушке с отцовской стороны, Байдигюль, Магомаев пишет, что она была татаркой. Поскольку певец писал свои мемуары в советский период, когда уже существовало слово «азербайджанец», нужно полагать, что говоря «татарка», он имел в виду именно татар. В Азербайджане до сих пор в статусе национального меньшинства живут татары – примерно 25.000 человек. Они говорят по-татарски, часть из них – выходцы из Крыма. Байдигюль – татарское, а не азербайджанское имя.

Обратимся к деду Магомаева по отцовской линии, то есть к роду Магомаевых. Именно дед по отцовской линии, Абдул-Муслим Магомаев, сыграл решающую роль в том, что Муслим стал певцом. Он был композитором, руководил Бакинской филармонией. Естественно, в Азербайджане утверждают, что он был азербайджанцем по национальности. Однако они не могут обойти тот факт, что считающийся «азербайджанцем» Абдул-Муслим Магомаев родился… в Грозном.

На официальном сайте Министерства культуры Чеченской Республики читаем: «Род Магомаевых берет свое начало из старинного чеченского села Старые Атаги» . Абдул-Муслим Магомаев родился 6 сентября 1885г. в Грозном в семье кузнеца-оружейника Магомета, от которого, видимо, и пошла фамилия Магомаев. Причем брат Абдул-Муслима – Малик Магомаев – также был музыкантом, продолжил жить в Чечне и никогда не назывался азербайджанцем. Малику Магомаеву принадлежит мелодия известного в Чечне танца «Лезгинка Шамиля».

В 1960-ые годы юный Муслим Магомаев какое-то время даже жил в Грозном. Причем в Баку он вновь переехал случайно: во время отпуска поехал в Азербайджан, а там его вызвали в Центральный комитет комсомола и предложили поехать в Хельсинки на Международный фестиваль молодежи в качестве делегата от Азербайджана. Молодой певец сначала завоевал в Хельсинки главную премию, а затем очень успешно выступил во Дворце съездов московского Кремля. Конечно, после всего этого коммунистические руководители Азербайджана не могли вернуть Магомаева Чечне. За счет материальных поощрений – в частности, решив квартирный вопрос – его перевозят в Баку.

В годы жизни в Чечне Муслим Магомаев был близок с чеченским певцом Магометом Асаевым, которого, по его словам, Магомаев вдохновлял. Асаев также отмечает, что дед Муслима Магомаева родился в Чечне, в свое время изучал музыку в городе Гори, но когда вернулся в Грозный, власти Российской империи не разрешили ему преподавать музыку, так как в то время в Чечне только христиане имели право работать учителями. Так Абдул-Муслим Магомаев решил переехать в Баку, где было сравнительно посвободнее . Кстати, на азербайджанских сайтах среди работ Абдул-Муслима Магомаева предпочитают упоминать написанные в советские годы произведения «На полях Азербайджана» или «Танец освобожденной азербайджанки», но ни в коем случае не его симфонические произведения на чеченские темы. На апшероских сайтах невозможно узнать о написанном Магомаевым-старшим «Чеченском танце» или «Песнях и танцах Чечни».

Знаменитый чеченский танцор Махмуд Эсамбаев как-то спросил Муслима Магомаева, почему он представляется азербайджанцем (хотя и не всегда. – А.Н. ).

Я родился и прожил всю свою жизнь в Азербайджане, – ответил певец.

Ну и что? А я родился в гараже, но не стал же из-за этого машиной, – пошутил Эсамбаев .

Но эти факты не имеют никакого значения для азерпропа, раз и навсегда определившего Магомаева в «азербайджанцы» – некий труднопостижимый этнос, с которым у Магомаева нет какой-либо генетической связи.

Во время Великой Отечественной войны перед каждым боем командир 35-й танковой гвардейской бригады Ази Асланов любил громко повторять «шимон». Многие не понимали, что это значит, в том числе находившийся в его подчинении майор Степан Милютин. Асланов погиб за считанные месяцы до окончания Великой Отечественой – 25 января 1945г., а Милютин выяснил значение этого слова через много лет. От активиста талышской общины Давлата Гахраманова он узнал, что «шимон» в переводе с талышского означает «вперед!» .

Родившегося в талышско-муганском регионе, в частности в селе Гамятук близ Ленкорани, Ази Асланова (1910-1945) Баку также присвоил себе, превратив его в азербайджанца. Солдат из той же бригады Иван Огульчанский после войны написал книгу о генерал-майоре, Герое Советского Союза Асланова. Совершенно очевидно, что писатель в своей биографической книге избегал подробностей, связанных с национальностью Ази Асланова. После 1937г. идентичность талышей в СССР была под запретом, а писать «азербайджанец» автор, по сути, не захотел. Теоретически не исключается, что Огульчанский написал «талыш», но цензура отредактировала эти отрывки. В книге есть несколько примечательных эпизодов, связанных с национальностью Асланова.

«Широкоплечий пожилой человек громко спросил:

Кто вы по национальности?

Асланов ответил» .

Огульчанский не отмечает, что именно ответил Асланов.

А один из украинских героев книги, обращаясь к Асланову, говорит: «Да здравствует дружба между украинцами и Азербайджаном» . Факт, что указывается Азербайджан, а не «азербайджанцы», что было бы логичнее, вновь свидетельствует о двойственном положении Огульчанского.

В 1985г. Советский Азербайджан снял об Асланове художественный фильм «Я любил Вас больше жизни». Герой фильма наряду с русским говорит и по-азербайджански, но упоминает и о родной Ленкорани, оставляя неопределенным вопрос о своей национальности. Нужно полагать, что авторы фильма предпочли обойти деликатную тему. Но слово «шимон» в фильме было заменено азербайджанским «гяттик» .

Сегодня Азербайджан действует решительнее. Еще два года назад в статье об Ази Асланове в Википедии еще можно было увидеть упоминание о том, что Асланов талыш. Но усилиями азерпропа это «добавление» было снято, и теперь Асланов в электронном справочнике представляется исключительно как азербайджанец. Кстати, чтобы обосновать это утверждение для Википедии, азерские писаки ссылаются на книгу Огульчанского, и даже указывают страницу, на которой, однако, подобная формулировка отсутствует .

Все эти знаменитые люди не были азербайджанцами. Все попытки найти известного азера в древности заведомо обречены на провал. Известный азербайджанский композитор Узеир Хаджибеков – дагестанец, его брат даже творил под псевдонимом Дагестанец.

Апофеозом выкрадывания чужих деятелей искусств и попадания в смешное положение можно, пожалуй, считать сенсационное заявление о том, что Саят-Нова – азербайджанец. Новую национальность средневекового лирика Арутюна Саядяна обнаружил азербайджанский журналист и культуролог Элчин Алибейли . Правда, он не уточнил, как так вышло, что «азербайджанец» похоронен во дворе армянской церкви Св.Геворга в Тбилиси, где по сей день находится могила Саят-Новы.

Думается, первым более или менее известным в мире азербайджанцем может условно считаться… Гейдар Алиев.

Несмотря на все ухищрения, какого-нибудь другого известного азербайджанца (пусть даже печально знаменитого), жившего ранее, просто не существует.

Резюме

Вернемся к вынесенному в заглавие вопросу: сколько лет азербайджанскому народу? Исходя из года советской переписи – 75, а согласно документации НКВД – 74.

Конечно, одной переписью новый этнос не создать. Но, пожалуй, именно сталинскую и бериевскую документацию 1939-1940гг. можно считать «свидетельством о рождении» азербайджанского народа. Ведь тот же Сталин настоял на том, чтобы подарить Азербайджану Арцах (большинство Кавбюро было против), именно по решению Сталина Низами «стал» азербайджанцем. В 1937-38гг. репрессивный аппарат НКВД подавил этническую идентичность национальных меньшинств, ссылая и расстреливая представителей интеллигенции талышей, лезгин, удов и других малых народов, закрывая их школы и газеты и «оптимизируя» сотни тысяч людей в качестве азербайджанцев. С расформированием Закавказской Федерации в 1936г. и по принятой в том же году сталинской конституции началось искусственное и раздутое формирование азербайджанской нации. И наконец, в системе того же НКВД сделал первые шаги своей стремительной карьеры Гейдар Алиев, которого Зардушт Ализаде считает «последним представителем сталинского политического наследия».

А значит, почему бы именно этот период не зафиксировать как год рождения азербайджанцев?

Иосифа Сталина при жизни называли «отцом народов». Как минимум один народ может считать таковым и в наши дни.

P.S. В 1764г. немецкий исследователь Карстен Нибур переписал и отвез в Германию клинопись с персидской горы Бехистуни. Когда ее расшифровали, то в 26 параграфе прочли: «Армянина по имени Дадаршиш, моего раба, я отправил в Армению».

Бехистунская клинопись была выбита более чем за 2500 лет до н.э.

На сегодня это древнейшее из известных упоминаний об армянах…

Там же, с. 22.

Там же, с. 23.

Сталин И.В., Mарксизм и национальный вопрос, Просвещение, 1913, №№3, 4, 5, http://www.marxists.org/russkij/stalin/t2/marxism_nationalism.htm

8. Александр Дюма, «Кавказ», предисловие Михаила Буянова «O Кавказе Дюма».

9. Гакстгаузен Барон Август фонь, Закавказскiй край, Земътки, Санкть-Петербургъ, 1857.

10. Антон Деникин, Очерки русской смуты.

11. В.Н. Земсков, «ГУЛаг: Историко-Социологической аспект», 1991.

12. Арис Казинян, «Полигон Азербайджан». – Ер., 2011.

13. William Bacher, Nizâmî"s Leben und Werke, und der Zweite Theil des Nizâmî"schen Alexanderbuches, 1871.

14. The Encyclopedia Britannica, 11th edition. – Нью-Йорк, 1911.

15. Tom Reiss, “The Orientalist: solving the mystery of a strange and dangerous life”, 2006.

16. Azerbaijan International, Chamanzaminli’s son Orkhan Vezirov counters Reiss’s tale, p. 140, 2011.

17. Иван Огульчанский, «Ази Асланов». – М.: Военное Издательство МО, 1960.


Возврат к списку Другие материали автора