Как реагировать когда на тебя кричат. Как правильно реагировать на гнев и крики

Никто не любит, когда на него кричат. Если с вами общаются на повышенных тонах, совершенно нормально чувствовать угрозу, страх и неспособность адекватно ответить. Выход в такой ситуации - понять, что крик демонстрирует неспособность человека к нормальному общению. К счастью проблема заключается не в вас, поэтому всегда можно принять меры, которые помогут справиться со своими чувствами и направить взаимодействие в более эффективное русло.

Шаги

Часть 1

Как сохранять спокойствие

    Не кричите в ответ. Чем меньше вы поддаетесь на провокации, тем более рассудительно можно подойти к ситуации. Если человек расстроил вас или вступил в конфликт, то сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте до десяти, чтобы не сказать или не сделать ничего такого, о чем впоследствии придется жалеть.

    Рассмотрите варианты. Кто бы на вас ни кричал, всегда есть выход из ситуации. Это касается как незнакомца, который вышел из себя в очереди, так и начальника или партнера. Следует мысленно отстраниться от ситуации и подумать, стоит ли остаться и переждать шторм.

    Не нужно мириться с ситуацией. Люди кричат, когда они настолько обескуражены чем-либо, что просто не могут найти иной способ выразить свои чувства кроме грубой силы. В случае логичного ответа на слова кричащего или резких возражений вы утверждаете этот вариант коммуникации.

    • Если вы молчите и мысленно находите недостатки аргументов и утверждений кричащего, придерживайтесь такого поведения. Это поможет вам почувствовать, что вы являетесь хозяином положения и контролируете данную ситуацию. В то же время не зацикливайтесь только на своих мыслях и следите за обстановкой.
  1. Переместите внимание с себя. Освободитесь от переживаний, чтобы не принимать эту ситуацию слишком близко к сердцу. Лучший выход - проявить сочувствие к человеку, который кричит. Так вы продолжите видеть ситуацию. Сосредоточьтесь на боли и напряжении на лице оппонента. Не слушайте, а всмотритесь в его отчаяние и разочарование.

    • Помните, вы не оправдываете его действия. Вы сопереживаете , чтобы видеть ту сторону человека, которой можно сострадать в момент поиска подходящего ответа.
    • От вас должен исходить миролюбивый настрой, а не фальшивое спокойствие, которое лишь усилит гнев оппонента, поскольку будет воспринято как высокомерие или попытка дразнить. Один из вариантов - выразить искреннее удивление позицией кричащего человека. Покажите, что вы немного растеряны, а крик причиняет вам дискомфорт.

    Часть 2

    Как разрядить обстановку
    1. Возьмите паузу, чтобы остыть. Если ситуация позволяет, спокойно попросите сделать перерыв на несколько минут перед вашим ответом на крик. Сообщите, что вы ошеломлены и вам требуется пять минут, чтобы собраться с мыслями. Также кричащий оппонент получит время подумать, хотя он и не знает, что ему это тоже полезно.

      • Благодаря этому дальнейший обмен репликами вряд ли перейдет к открытому противостоянию. Также ваша просьба покажет человеку, что его слова достигли цели.
    2. Начните разговор о поведении оппонента. Скажите о том, какие чувства вызывает у вас крик, и озвучьте свои наблюдения (например, можно сказать: “Мне трудно сосредоточиться на твоих словах из-за уровня громкости”). Сообщите о своих ощущениях (“Я нервничаю и прихожу в замешательство, когда на меня кричат”).

      • Например, романтический партнер кричит на вас, поскольку вы забыли взять билеты на концерт. Когда крик на мгновение прекратится, скажите об ощущении угрозы и ошеломления. Также можно сказать, что прохожие смотрели на вас с удивлением или состраданием. Так партнер будет думать не только о своих чувствах.
      • Начальник может кричать на вас из-за ошибки в счете, который вы направили клиенту. Скажите начальнику, что вы чувствуете беззащитность и неловкость, когда он говорит с вами повышенным тоном, вследствие чего вы думаете о самозащите и вам сложнее сосредоточиться на работе.
    3. Попросите прекратить крик. После слов об отрицательном воздействии крика вполне разумно попросить человека больше так не делать. Скажите примерно следующее, чтобы не усугублять раздражение кричащего: “Я плохо воспринимаю информацию, когда на меня кричат, а мне важно понять, что ты хочешь сказать. Ты не мог бы повторить все таким же спокойным тоном, каким мы сейчас разговариваем?”.

      • Четко формулируйте свои просьбы. Даже если очевидно, что спокойный голос предпочтительнее крика, четко объясните, как вы хотите продолжать разговор. Говорите по сути как в примере выше, а не заявляйте: “Ты можешь разговаривать нормально?”.
      • Если человек слишком восприимчив к словам или воспримет просьбу на свой счет, то озвучьте позитивное наблюдение. Подумайте о том, какую лепту человек вносит в другие моменты, чтобы выразить свою признательность (например, желание показать, что ему не все равно).
    4. Говорите негромким голосом. Взвешенный и мягкий тон - отличный способ изменить настроение беседы. Благодаря очевидному контрасту человек захочет подстроиться под ваш голос. Вдобавок ему будет сложнее услышать вас, поэтому придется снизить громкость собственной речи. Теперь внимание автоматически сместится с гнева и напряжения на содержание ваших слов.

Если начальник любит покричать... Что в этом случае делать, как поступать?

Насколько проще была бы наша жизнь, если бы все руководители были людьми спокойными и уравновешенными! Однако в организациях и на предприятиях всех форм собственности темперамент не учитывается при назначении на руководящие должности. Куда большее значение имеют профессионализм и лояльность, а порой — подхалимаж и личные связи. Так почему же кричит начальник?

Некоторые руководители уверены, что работников нельзя заставить работать иначе, как только криком. Это стиль управления некоторых начальников, и по- другому отношения со своими подчиненными они про- сто не представляют.

Частенько претензии высказываются к должности, а не к человеку. Некоторые должности, казалось бы, созданы «для битья». Например, секретарь, который всегда сидит под боком у босса, а значит, первым принимает «удар» на себя.

Иногда начальник кричит на вас потому, что именно вы сегодня — «козел отпущения». Тогда на каждой планерке он ищет «козла отпущения» и «отрывается» на нем (или на ней) по полной программе. Чего только не услышишь об этом человеке, которого еще на прошлой неделе босс всем ставил в пример: и плохо работает, и у отдела худшие показатели, и одет не так, и машина у него слишком дорогая для работника его ранга, и кофе слишком много пьет на рабочем месте. К счастью для сегодняшнего «козла отпущения», на завтрашней планерке на его месте будет совершенно другой работник.

Реагировать на крик начальства можно по-разному.

Можно попытаться понять, чего от вас хотят. В ходе крика руководитель всегда пытается донести до вас некое «послание». Просто очень часто из-за негативных эмоций, которые возникают по причине этого самого крика, вы часто не в силах уловить конкретные пожелания вашего начальника. Одним словом, нужно попытаться понять, чего от вас хотят. А крик постараться пропустить мимо ушей как «информацию несодержательную».

Если вы научитесь не обращать внимания на крик руководителя, то можете считать себя счастливым человеком. Очень немногие способны абстрагироваться и спокойно выполнять свою работу после криков босса. Обычным людям после «такого» необходима «программа восстановления». Они пьют корвалол или валерьянку, чай или кофе, устраивают долгий перекур и жалуются на подобную несправедливость другим (коллеге, подруге или супругу).

Говорят, то, что сегодня кажется нам трагедией, завтра окажется пустяком. Думайте о том, что все в жизни временно. Возможно, сменят вашего начальника. Возможно, вы сами вскоре поменяете работу. А о крике босса через неделю вы можете не вспомнить вообще. Тем более что в жизни так много интересного и захватывающего, что действительно следует держать в памяти.

Работа — это еще не вся ваша жизнь, а лишь ее часть. Если она не дает вам морального удовлетворения, относитесь к ней просто как к средству зарабатывать себе на жизнь. Вдохновляйтесь предстоящими зарплатой и авансом. Думайте о том, на какие вещи вы их потратите, куда поедете на отпускные. В каждой профессии и на каждом месте работы есть свои издержки. Крик начальника — один из них. Если все остальное вас устраивает (в частности, зарплата), относитесь к работе проще.

Есть еще один забавный, но весьма действенный способ преодолеть подобный стресс. Помните, как Гарри Поттера и других юных волшебников учили не бояться неких злых духов? Нужно представить их в смешном виде! И если вы очень чувствительны к крику, необходимо тоже заниматься аутотренингом. Например, представлять руководителя и всех подчиненных на маскараде. Кого-то одеть в костюм божьей коровки, кого-то вообразить в роли бутерброда. Страх пройдет, и вы сможете относиться к боссу как к обычному человеку, а не вершителю судеб. Только постарайтесь не рассмеяться вашему визави прямо в лицо, это будет еще хуже.

Наконец, последнее, что вы можете сделать, — это уволиться. К такому крайнему средству прибегают люди особо чувствительные и с повышенным чувством справедливости. Чувствительные — потому, что крик они в принципе не переносят, и не только от начальника, но и от любого другого человека. Особенно это справедливо в отношении работников творческих профессий. Люди с повышенным чувством справедливости считают: нечего на меня орать, если я не виноват. Обида за несправедливое отношение со стороны руководства заставляет их искать правды, то есть уволиться и найти новое место работы, где руководитель более справедливый.

Главное — помнить о том, что у нас давно отменено крепостничество и никто не имеет права на вас кричать. За исключением тех случаев, когда вы сами это позволяете.

Насколько проще была бы наша жизнь, если бы все руководители были людьми спокойными и уравновешенными! Однако в организациях и на предприятиях всех форм собственности темперамент не учитывается при назначении на руководящие должности. Куда большее значение имеют профессионализм и лояльность, а порой — подхалимаж и личные связи. Так почему же кричит начальник?

Некоторые руководители уверены, что работников нельзя заставить работать иначе, как только криком. Это стиль управления некоторых начальников, и по- другому отношения со своими подчиненными они про- сто не представляют.

Частенько претензии высказываются к должности, а не к человеку. Некоторые должности, казалось бы, созданы «для битья». Например, секретарь, который всегда сидит под боком у босса, а значит, первым принимает «удар» на себя.

Иногда начальник кричит на вас потому, что именно вы сегодня — «козел отпущения». Тогда на каждой планерке он ищет «козла отпущения» и «отрывается» на нем (или на ней) по полной программе. Чего только не услышишь об этом человеке, которого еще на прошлой неделе босс всем ставил в пример: и плохо работает, и у отдела худшие показатели, и одет не так, и машина у него слишком дорогая для работника его ранга, и кофе слишком много пьет на рабочем месте. К счастью для сегодняшнего «козла отпущения», на завтрашней планерке на его месте будет совершенно другой работник.

Реагировать на крик начальства можно по-разному.

Можно попытаться понять, чего от вас хотят. В ходе крика руководитель всегда пытается донести до вас некое «послание». Просто очень часто из-за негативных эмоций, которые возникают по причине этого самого крика, вы часто не в силах уловить конкретные пожелания вашего начальника. Одним словом, нужно попытаться понять, чего от вас хотят. А крик постараться пропустить мимо ушей как «информацию несодержательную».

Если вы научитесь не обращать внимания на крик руководителя, то можете считать себя счастливым человеком. Очень немногие способны абстрагироваться и спокойно выполнять свою работу после криков босса. Обычным людям после «такого» необходима «программа восстановления». Они пьют корвалол или валерьянку, чай или кофе, устраивают долгий перекур и жалуются на подобную несправедливость другим (коллеге, подруге или супругу).

Говорят, то, что сегодня кажется нам трагедией, завтра окажется пустяком. Думайте о том, что все в жизни временно. Возможно, сменят вашего начальника. Возможно, вы сами вскоре поменяете работу. А о крике босса через неделю вы можете не вспомнить вообще. Тем более что в жизни так много интересного и захватывающего, что действительно следует держать в памяти.

Работа — это еще не вся ваша жизнь, а лишь ее часть. Если она не дает вам морального удовлетворения, относитесь к ней просто как к средству зарабатывать себе на жизнь. Вдохновляйтесь предстоящими зарплатой и авансом. Думайте о том, на какие вещи вы их потратите, куда поедете на отпускные. В каждой профессии и на каждом месте работы есть свои издержки. Крик начальника — один из них. Если все остальное вас устраивает (в частности, зарплата), относитесь к работе проще.

Есть еще один забавный, но весьма действенный способ преодолеть подобный стресс. Помните, как Гарри Поттера и других юных волшебников учили не бояться неких злых духов? Нужно представить их в смешном виде! И если вы очень чувствительны к крику, необходимо тоже заниматься аутотренингом. Например, представлять руководителя и всех подчиненных на маскараде. Кого-то одеть в костюм божьей коровки, кого-то вообразить в роли бутерброда. Страх пройдет, и вы сможете относиться к боссу как к обычному человеку, а не вершителю судеб. Только постарайтесь не рассмеяться вашему визави прямо в лицо, это будет еще хуже.

Наконец, последнее, что вы можете сделать, — это уволиться. К такому крайнему средству прибегают люди особо чувствительные и с повышенным чувством справедливости. Чувствительные — потому, что крик они в принципе не переносят, и не только от начальника, но и от любого другого человека. Особенно это справедливо в отношении работников творческих профессий. Люди с повышенным чувством справедливости считают: нечего на меня орать, если я не виноват. Обида за несправедливое отношение со стороны руководства заставляет их искать правды, то есть уволиться и найти новое место работы, где руководитель более справедливый.

Главное — помнить о том, что у нас давно отменено крепостничество и никто не имеет права на вас кричать. За исключением тех случаев, когда вы сами это позволяете.

Подавлять злость или ответить криком? Каждый человек выбирает для себя свой путь. Некоторые психологи советуют просто уйти от конфликта: промолчать, выйти из комнаты, сделать вид, что не услышал и так далее. Но как быть, если ты не можешь реагировать на крик спокойно? Даже если удастся уйти от конфликта как быть с внутренними переживаниями? Реакция на крик у всех разная.

Проблема из детства

Некоторые взрослые люди в ответ на крик могут расплакаться, сильно эмоционально переживать, перепроживать конфликтную ситуацию снова и снова, пока не доведут себя до срыва. Проблема серьезная и она из детства. Вот почему детские психологи в один голос твердят: не кричите на детей. Во-первых, они запоминают свое состояние беспомощности и обиды и при любом последующем случае автоматически воспроизводят свою реакцию на крик плачем или сильным эмоциональным переживанием. Во-вторых, от того, что на ребенка кричишь, слушаться он больше не станет. Более того, на сотый раз крик перестанет восприниматься как аргумент к действию. В-третьих, ребенок полагает, что если на него кричат, значит с ним что-то не так. Не с тем, что он что-то не так сделал, а с ним самим. Это формирует низкую самооценку, а это уже серьезная проблема для взрослого.

Природа крика

Разберем все по порядку. Крик – проявление слабости, иначе, зачем криком доносить свои мысли и желания. Кричит человек, как правило, от бессилия, а также потому, что не знает, как еще можно объяснить свою позицию. Нейробиологи утверждают, что у нашего мозга три слоя: нижний слой, средний слой и верхний слой. Марк Гоулстон в книге «Я слышу вас насквозь» (подробный разбор читайте здесь) пишет, что нижний слой это мозг рептилии, который отвечает за автоматическое поведение и реакцию человека, не требующие долгих логических размышлений. Эта реакция человека на опасность типа беги, если есть угроза, кусайся, на другие обстоятельства с целью защититься. Верхний мозг это мозг примата. Он отвечает за логику, силу воли, рациональность, разработку плана действий. Средний слой, так называемый слой мозга млекопитающего, отвечающий за эмоции и такие реакции как печаль, радость, злость, гнев, любовь, ревность и т.д. Вот где формируется реакция на крик! И самое первое, что хочется сделать, это пойти на поводу у мозгового слоя млекопитающего и ответить на крик криком. Но надо ли? И главное что это изменит и как поможет в каждой конкретной сложившейся ситуации нивелировать проблему. Может правильнее включить логику и активировать верхний слой мозга. Просто сказать, но как сделать?

Как перестать обижаться и реагировать на крик

В шутку или нет, но некоторые знатоки советуют представить кричащего на тебя человека голым. Он кричит, вы улыбаетесь – кто тут нормальный? Кто-то советует спросить у кричащего: «Что ты кричишь?». Странно, но думается каждый, кто кричит вполне членораздельно сможет сформулировать причину негодования и его это нисколько не смутит и не остановит.
Как все-таки не реагировать на крик, злость и выпады со стороны? Важно, прежде всего, понять: кричащий человек на самом деле кричит на себя. Крик это его реакция на свою жизнь, сегодняшний конкретный день и момент времени. Крик это отражение проблемы другого человека, но не вашей. Иногда, если человек нам не близок, мы не можем понять точную причину крика. Но если разобраться, то наверняка у человека с утра произошло что-то, что его расстроило и заставляет криком вымещать свою злость на окружающих. Именно верхним слоем мозга стоит пользоваться в такой момент и не воспринимать крик, адресованный к тебе, как способ выпустить пар. А теперь подумаем, если бы мы точно знали, что у человека проблема, он болен, у него сложная безвыходная ситуация (отношения на грани развода, лишение родительских прав, болезнь и т.д.), стали бы мы на него обижаться? Психологи советуют в такой ситуации говорить про себя: Я здесь не при чем, просто у него плохой день. Да, это работа над собой, над сдерживанием своих эмоций, своего желания крикнуть в ответ. Только высоко развитые люди, работающие над собой могут позволить себе не обижаться на других. А тех, кто кричит, стоит воспринимать как учителей, которые тренируют в тебе эту способность не реагировать на крик и воспринимать его как отражение реальности кричащего. В конце концов, стоит принять, что врач на больного не обижается.

Невероятные факты

"Гнев – это кислота, которая больше вредит сосуду, в котором она хранится, чем тем, на кого она выливается ." Марк Твен.

Единственное оружие гневного человека – его крик. Он считает, что именно так может выиграть в любом споре.

Чем больше вы отвечаете на крик человека, тем плачевнее становится ситуация.

Чтобы остановить крик, полезно знать несколько советов, которые помогут вам сохранять спокойствие и быстро решить конфликт.

Но прежде чем говорить о реакции на крик другого человека, стоит понять, почему он так поступает.


Почему человек кричит?

Стоит признать, что в большинстве случаев не существует достаточно поводов для крика. Однако крик говорит о том, что человек испытывает психологические проблемы, которые не имеют ничего общего с тем, на кого кричат .

Их крик является отражением внутренней эмоциональной нестабильности, хотя кажется, что крикун демонстрирует свою силу и власть. Какими же могут быть причины?

1. Неумение владеть собой


Многие люди кричат только потому, что не умеют справляться со сложными ситуациями. Если человек кричит , потому что это его единственный способ совладать с трудностями, ему нужна помощь, чтобы научиться регулировать свои эмоции.

Крик – это нездоровый метод ни для того, кто кричит, ни для того, кто стал жертвой крика.

2. Потеря контроля

Человек может начать кричать, так как ощущает потерю контроля над ситуацией. Его переполняют эмоции, мысли и чувства, возникает сумбур в голове, и он кричит, чтобы вернуть себе контроль.

Так как он не знает, как справляться со стрессом другими способами, он выливает свой гнев на окружающих, и вы просто попадаетесь по горячую руку. Ощущение контроля, которое обретает человек, временное, и его проблемы, на самом деле, не решаются.

3. Ощущение опасности

Агрессоры – это люди с очень чувствительным эмоциональным нутром, которое они пытаются защитить. Каждый раз, когда им кажется, что существует угроза их безопасности, они реагируют на это единственно известным методом - криком.

4. Склонность к агрессии

Некоторые люди просто по натуре более агрессивны. Они могут кричать, и их агрессия перерастает в применение физической силы. Вы редко увидите драку, которая не начиналась бы на повышенных тонах.

Если на вас кричат, и вы плохо знаете человека, стоит быть осторожным, так как это может перейти к физическим разбирательствам и драке. В этом случае особенно важно не отзеркаливать их поведение и не отвечать тем же.

5. Приобретенное поведение



Некоторые люди кричат, только потому что они выросли в семье, где родители постоянно кричали друг на друга. Они усвоили, что в случае конфликта нужно повышать голос. Крик является их инстинктивной реакцией на любой стресс.

6. Чувствуют покинутость

Также есть те, кто начинает кричать, когда им кажется, что другой человек их игнорирует. Они повторяют то, что хотят сказать по несколько раз, потому что слушатель никак не ответил на их сообщение.

Такое часто случается с родителями, когда им кажется, что ребенок их не слушает. Вместо того, чтобы повторить несколько раз, они начинают кричать. Однако такой метод не действует, так как крик пугает ребенка и оказывает такое же вредное воздействие, как физическое насилие.

Как реагировать на крик

Самым худшим, что вы можете сделать, когда на вас кричат, это копировать поведение крикуна. В таком случае ситуация накаляется еще быстрее, и это может привести к опасным последствиям.

Также стоит избегать дразнить агрессора, оспаривать его слова, защищаться или критиковать его во время разговора .

Существуют более эффективные способы реагирования на крик.

1. Ничего не говорите


Помните о том, что когда человек на вас кричит, это его, а не ваша проблема.

Один из самых лучших способов пресечь крик - это оставаться спокойным и ничего не говорить. Смотрите человеку прямо в глаза и сидите в полной тишине, чтобы показать ему, что его поведение неприемлемо и оскорбительно. Он заметит ваше поведение, его пыл поутихнет, и он поймет, что его подход к ситуации в корне неверен.

2. Объясните, почему его поведение вас беспокоит

Безусловно, очень сложно оставаться спокойным в ситуации, когда на вас кричат, но это необходимо для того, чтобы объяснить человеку, почему его поведение вас беспокоит.

Вы можете сказать о том, что крик мешает вам сконцентрироваться на том, что именно он говорит, и понять значение его слов. Это поможет ему понять, что он делает неправильно, и возможно, даже извиниться за неподобающее поведение.

3. Прикоснитесь к человеку


Осторожно: такой метод подходит только с близким вам человеком. В случае с незнакомыми людьми ваше поведение могут расценить, как неуместное и даже враждебное.

Если кричит ваш друг или близкий родственник, слегка прикоснитесь к его руке, чтобы показать, что вы заботитесь о нем, и что он для вас имеет большое значение. Такой жест срабатывает, потому что человеку очень трудно кричать на того, кто дружелюбен и добр к нему или показывает, насколько он важен для вас.

4. Уйдите

Если на вас кричит незнакомый или малознакомый человек, и у вас есть возможность уйти, просто уходите. Вы не обязаны подвергать себя психологическому давлению и плохому обращению, если этот человек не играет никакой роли в вашей жизни.

Конечно, стоит оговориться, что такой метод не подойдет в случае с вашим начальником, родителями или мужем/женой, так как они примут ваш уход, как знак неуважения и еще больше разозлятся.

С другой стороны, когда вы уходите, вы даете человеку время успокоиться и пересмотреть ситуацию. Однако стоит убедиться в том, что при этом вы не заденете его чувств.

5. Попросите остановиться


Еще один довольно простой способ разрядить обстановку – это спокойно попросить человека остановиться.

Вы можете сказать, что вам некомфортно, и вы не можете внимательно сосредоточиться на том, что говорит человек. Некоторые люди просто не осознают, как они себя ведут. Вы просто помогаете ему осознать свое поведение и понять, что даже если они расстроены или злятся, они могут контролировать свой гнев и вести себя адекватно.

6. Возьмите перерыв

Также вы можете спокойно попросить взять перерыв. Вам тоже нужно успокоиться, так как крик вызывает прилив адреналина, и вы не знаете, как долго еще можете сдерживаться.

Когда вы говорите о паузе, это должно быть утверждением, а не вопросом, особенно если это не ваш начальник.

Со знакомым и близким человеком такой подход будет более приемлем, и вы можете попросить о точном времени (5 минут, день или любое другое время), чтобы все обдумать и ответить спокойно.

7. Разговаривайте тише


Это может показаться глупо, но это, на самом деле, работает. Когда вы говорите вполголоса в ответ на крик, и человек просит вас говорить громче, это отвлекает крикуна от того, что его беспокоит или вызывает у него стресс.

Он переводит внимание на ваш разговор, так как пытается понять значение ваших слов, и это может постепенно успокоить его и заставит использовать другой тон.

8. Не огрызайтесь

Очень сложно удержаться от искушения ответить обидчику тем же, особенно, когда он на вас кричит, но постарайтесь удержаться и не дерзить ему. Это может еще больше разозлить его, и он просто не дослушает, что вы хотите ему сказать. Просто оставьте все комментарии при себе и ищите другие способы справиться с ситуацией.

В большинстве случаев, когда на нас кричат, это задевает наши эмоции, и мы чувствуем необходимость реагировать так же. Ответный крик, критика и другие негативные реакции только усугубляют ситуацию.