Камеры окна двор тюрьмы трубецкого бастиона. Петропавловская крепость

В большинстве культур существовало понятие права первой брачной ночи. Это право заключалось в том, что невеста первую брачную ночь должна была провести со своим хозяином.

Всеобщее лишение

Некоторые народы полагали, что кровь, которая появляется в процессе лишения девственности/дефлорации, несет в себе зло, хворь. По этой причине невесту лишал девственности старейшина племени, или же этим занимался колдун, т.к. только эти люди могли противостоять злым чарам. И только после этого действа жених мог получить свою невесту. Именно с тех времен и появилось понятие права первой брачной ночи. Ранее, это должно было проходить в обязательном порядке, но при этом могли быть и не самые приятные последствия. А чуть позже это стало признаком почета.


Важно!!!

Часто неопытному жениху не давали возможности лишить невесту невинности, а давали это право мужчине, который был более опытен.


Австралия и Америка

В некоторых племенах Австралии, Америки невесту девственности лишала пожилая женщина посредством пальца или костяного ножа. А после этого с невестой совокуплялся каждый мужчина из клана жениха. И только после этих обрядов жених мог получить супругу.


Племена куаньяма

В племени куаньяма девочек лишали невинности посредством куриного яйца.

Балеарские острова

Древние жители Балеарских островов имели свой обычай. Сначала с невестой совокуплялся самый старый и почетный гость свадьбы, а потом все остальные мужчины согласно их рангам. А самым последним ложился жених.


Племена арунто

Папуасы племени арунто возлагали ответственность на друзей мужа. Перед свадьбой пара-тройка друзей жениха похищали невесту и лишали ее девственности. А с этого момента и вплоть до свадьбы все представители племени могли прийти в дом невесты и совокупиться с ней.


Совет

В Северной Африке в первую брачную ночь с невестой могли совокупляться все гости, а за это им рекомендовалось преподнести ей подарок.

Индия

В Индии было принято приглашать на свадьбу мужчину со стороны, который и занимался этим вопросом. Он оставался на ночь и делал дело.


Какой обычай, связанный с лишением девственности, был в Древнем Египте?

Невесте необходимо было прийти в храм в конкретный день, а затем просто отдаться первому попавшемуся мужчине.


Скандинавия

Древние племена Скандинавии перед брачной ночью забирали девственницу в лес, где разводили костер и приносили жертву лося. После жертвоприношения уже можно было совокупиться и лишить невесту невинности.


Важно!!!

В средние века этим занимался феодал, причем относительно крепостных девушек – это была его обязанность. Некоторым из них приходилось лишать девственности до ста девушек. А в России в некоторых областях так делали до отмены крепостного права.

По русским традициям, первая брачная ночь была одним из самых главных обрядов свадьбы. Ночь шла за венчанием и пиршеством. Все происходило в доме родителей жениха. Все должно было происходить в холодном месте – горница, баня, хлев.


Постель молодых

При этом была необходимость использовать приданое невесты. Обустраивали специальное спальное место (этим занимались постельницы/свашки). Под брачное ложе было принято класть кочергу, а потом вокруг постели ходили с веткой рябины. Потом веточку втыкали в стену. Все эти атрибуты должны были спасти новобрачных от злых духов и нечистой силы. Также клали и поленья, которые были символом детей. К постели молодых провожали все гости. Все сопровождалось веселыми песнями и шутками, некоторые давали наставления. Сначала к брачному ложу приходила дружка и несколько раз бил кнутом по постели. Затем спальная дверь закрывалась на замок и приставлялся охранник. Когда молодые оставались одни, они должны были следовать некоторым традициям, обещавшим счастливую супружескую жизнь. Например, им надо было скушать хлеб и курицу. Жена должна быть покорной мужу. Чтобы это показать, она снимала сапоги с мужа. А чтобы показать свое главенство, муж заставлял невесту просить разрешение лечь с ним. Несколько раз за ночь к молодым приходил дружка и интересовался, случился ли уже половой акт. Лишение девственности в первую брачную ночь было обязательным пунктом. Если дружке давался утвердительный ответ, то он оповещал всех. Гости начинали петь эротические частушки, где рассказывали о брачной ночи молодых.

А если невеста была нечестна, то матери на шею надевали хомут, а отцу давали пиво в дырявом стакане.

Вывод:

Все эти обряды показывают, что даже в таком вопросе каждая культура имела свои традиции и обычаи, которым необходимо было следовать. У каждого народа свои поверья и обряды. Даже такие вопросы, как лишение девственности у каждой нации проходят по-разному. У кого при помощи яйца, у кого то это делал главный, иногда это может быть даже женщина, или костяной нож.


Сексуальные традиции народов мира

«Юношей также увещевай быть целомудренным…отвергнув нечистые и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестно жили в нынешнем веке…» (Тит. 2, 6; 12). Слова «увещевай» и «отвергнув» (значит не без борьбы с собой) показывают, что целомудрие юноши и девицы должно быть сохранено не как-нибудь случайно (то есть по отсутствию поводов, соблазнов к потере его) и не по одному стыду людей или из боязни родителей, но с сознанием, с твердостью, в чувстве страха Божия, с надеждою на награду от Господа Бога. «Случайно» избежать растления или оставаться целомудренным только в физическом смысле, а в душе предаваться сладострастным мечтаниям и внутренне не считать целомудрие подвигом и богоугодной добродетелью, - это еще не заслуга. Пять евангельских юродивых дев тоже оставались девами, но перед ними были затворены двери в брачный чертог (Мф. 25,10).

Важно, чтобы девственность души и тела сохранялась, несмотря на встречаемые в жизни искушения: важно, чтобы девственник или девственница (особенно в старости) не усвоили себе от одиночества жесткого или злого характера (как это часто встречается у старых дев и холостяков); напротив, необходимо, чтобы они всегда и во всем держались духа евангельской доброты и терпеливости. К этому и может привести их разумное и строгое девство, так как черты богоподобия беспрепятственно и полнее отображаются и развиваются в чистой девственной душе (1 Кор. 7, 35). В таком случае целомудрие их - жертва Богу самая чистая, добродетель самая высокая. Герои такой добродетели называются в апокалипсисе «первенцами Богу», которые первыми (предстоят) у престола Божия (Апок. 14, 4-5). Потому и каждый до брака непременно должен сохранить полную девственность. Это сохранение так необходимо и дорого, что равняется понятию «сохранить благодать крещения».

Отроческая и юношеская девственность, с одной стороны, составляют первый нравственный долг человека, а с другой, - это жертва и заслуга пред Богом, потому что достается не без некоторой борьбы со страстностью молодых лет и с препятствиями в себе и из вне. В то же время добрачное целомудрие является своего рода самонаградой. Устоявшие с Божией помощью против всех соблазнов до замужества или до женитьбы получают на целую жизнь нравственную твердость характера, определенную устойчивость в добродетели. Прекрасный пример этого мы видим в житии целомудренного Иосифа, который, богобоязненно отвергнув искушение со стороны жены Потифара, показал в себе твердость духа и в искушениях после этого, в темнице; он устоял в верности и чистоте пред Богом и тогда, как возвысился во всем Египте.

Победа над плотским соблазном наделила Иосифа крепостью богобоязненного характера на всю жизнь. Из Нового Завета мы видим, что святыми большей частью становились те, кто сохраняли до брака целомудрие или хранили девственность всю свою жизнь. Известно также, что на потомство женщины оказывает определенное влияние ее первый брачный контакт. На девушку накладывается своего рода генетическая информация ее первого мужчины, которая в какой-то мере может влиять на состояние и характер будущих детей, вне зависимости от качеств настоящего отца ее детей. Очевидна тяжкая вина девицы или юноши, которые не дорожат своей девственностью, как богоугодной святыней, и готовы пасть при малейшем искушении. Эти люди отнимают у самих себя сокровище, которое уже никогда не вернешь назад, они должны заблаговременно продумать страшные последствия своего падения, прежде того времени, как страсть окончательно возобладает ими.

Так как падение бывает не сразу, а подготавливается постепенным душевным растлением, то отсюда следует особая необходимость хранить себя против грехов «сердечной похоти». Известно, что, когда святым подвижникам и подвижницам, сохранявшим себя в девственности и целомудрии, предстояла опасность пасть, они бежали, бросив все, если могли убежать, умоляли, устрашали казнью Божией тех, которые соблазняли их ко греху, представляли себе и другим картины страшной вечной муки за содеянный грех. В настоящее время, когда растленный дух XXI века воспевает разврат и похоть, когда девственности и целомудрия просто стыдятся, особенно важно православному христианину стоять, по слову Божию, на страже своей чистоты.