Литературная викторина "по дорогам сказок". Классный час (1 класс) на тему: Викторина по сказкам

Волшебный мир сказок. Литературная викторина с ответами для детей


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Назначение: литературная викторина предназначена для детей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и родителей. Разнообразные вопросы викторины помогут детям вспомнить и закрепить свои знания о сказках и их героях. Работа принесет детям положительные эмоции.
Цель: закрепление у детей ранее полученных знаний о любимых сказках.
Задачи:
1. Привлечь внимание детей к литературному творчеству.
2. Вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок.
3. Закрепить понятия: народная и литературная сказка, умение детей определять виды сказок.
4. Организовать активный досуг учащихся, воспитывать интерес к чтению.

Учитель: Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.
Согласно научному определению в литературе, сказка – "эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка". Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции.
-Какие же бывают сказки? (Ответы детей)
Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности.
-Какие знаете сказки о животных? (Ответы детей)
Животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных, причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным.
- Какие знаете сказки о волшебстве? (Ответы детей)
Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству.
Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.
Бытовые сказки повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты.
Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум.
Мы поговорили о видах сказок.
-А какие типы сказок бывают? (Ответы детей)


Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен.


Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям. Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.
-Какие народные сказки знаете? (Ответы детей)


Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных.

Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка? Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли.
Авторские сказки обычно являются субъективной обработкой народного сюжета. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише.
Кто они, авторы сказок?


Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.


Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная…
Удивителен и разнообразен мир сказок. Словом, это волшебный мир сказок рассказывает нам о том, что лучше быть добрым и честным.

Сказочная викторина:

Предлагаю вам вспомнить любимые сказки и сказочных персонажей.


1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок?
(В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Назови средство передвижения бабы Яги?(Ступа)
3. Каким определением можно объединить следующих сказочных героев: Базилио, Тараканище, Кощей Бессмертный, Бабариха, Бармалей, Шерхан, Карабас, Баба-Яга?(Отрицательные герои)
4. Кто из обитателей болота стал женой царевича?(Лягушка)
5. Из чего был сделан дом Мороза Ивановича?(Изо льда)
6. Она пела свою весёлую песенку, не замечая львёнка, потому что глаза у неё были закрыты от удовольствия. Кто же пел песенку? (Черепаха Тортила)
7. Что подарила в сказке А. Милна «Винни Пух и Все-Все-Все» ослику Иа на День его рождения Сова? (Его собственный хвост)
8. Как называлось страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость? (В чулан)
9. Директором чего был Карабас - Барабас? (Кукольного театра)
10. В какой сказке из ячменного зернышка вырос красивый цветок - тюльпан, в котором жила маленькая девочка? (Х.К.Андерсен Дюймовочка)
11. Как называются древесные частицы, образующиеся как отходы пиления, которые находились в голове Винни - Пуха? (Опилки)
12. Отгадай его имя:
«Этот сказочный герой,
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах». (Ш. Перро. Кот в сапогах)


13. Какой цвет шапочки героини сказки Ш. Перро, которая носила бабушке гостинцы через лес? (Красный)
14. В какой сказке героев звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?(р.н.с. Три медведя)
15. Зверька из сказки Э.Успенского, путешествовавшего в ящике с апельсинами и поселившегося в телефонной будке звали… (Чебурашка)
16. В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»? (Зимой)
17. О какой сказке идет речь: волки, ребёнок, джунгли? (Р. Киплинг Маугли)
18. Какое защитное приспособление так и не помогло Принцессе на горошине?(Перина)
19. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Х.К.Андерсена «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
20. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности?(С.Маршак. Кошкин дом)


21. Он великий русский поэт, чьим именем названы города, площади, улицы. В его бессмертных произведениях встречаются – Царевна - лебедь и дядька Черномор, королевич Елисей и кот учёный, золотой петушок и Балда лукавый. О ком речь?(А.С.Пушкин)
22. На каком острове выстроил свой дворец Гвидон, сын царя Салтана? (На острове Буяне)
23. Что попало в первый раз в невод старика в сказке А.С.Пушкина? (Тина)
24. Кто так говорил?
«Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил.» (Данило в сказке П.Ершова « Конек-Горбунок»)
25. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
26. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
27. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного в сказке «Аленький цветочек»? (На правый мизинец)
28. Кто из литературных героев вытащил себя из болота за косичку, не пал духом в желудке огромной рыбы, летел на ядре, побывал на Луне, вырастил дерево на голове оленя? (Распе. Барон Мюнхгаузен)


29. О ком говорится в следующих строках:
«Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему холодной…» (Снежная королева. Х.К.Андерсен)
30. Определи автора сказки по словам: море, корабль, корона, принц, боль, колдовской напиток. (Х.К.Андерсен Русалочка)

Викторина в стихах по сказкам для детей

Детям всем она знакома,

А живет в лесу у гномов,

Но совсем не сладкоежка,

Ее имя... (Белоснежка)

Угадай героев сказки,

Я даю тебе подсказки.

Чтобы легче отвечать,

Будем строки рифмовать.

Никогда ему не верьте,

Хоть он скажет, что бессмертен.

Состоит он из мощей —

Отвратительный... (Кощей)

Он сластена, любит мед,

Ходит в гости круглый год.

И поет он песни вслух,

Медвежонок... (Винни-Пух)

Он живет в лесу дремучем,

Темном, страшном и колючем.

Как злодей вполне успешен —

Вредный волосатый... (Леший)

К нему Карлсон прилетал,

В игры разные играл.

И свой город сверху, с крыш,

Рассмотрел наш друг... (Малыш)

Он веселый мальчуган,

Но совсем не хулиган.

Ключик вытащил из тины

Деревянный... (Буратино)

Он не знает добрых слов,

Однохвост, но трехголов.

Страшный и огромный он —

Огнедышащий... (Дракон)

Так похож он на клубок,

Но себя спасти не смог.

У него румяный бок —

Это вкусный... (Колобок)

У него для детворы

Есть воздушные шары.

Имеет хвостик, как крючок,

Поросенок... (Пятачок)

Не нужны были подсказки,

Угадали вы все сказки.

Создали их мудрецы,

А вы все вместе... (Молодцы)

Викторина по сказкам «Короб с потерянными и найденными вещами»

Сказочница: Здесь, в этом коробе — потерянные и найденные вещи, их много. Помогите мне вернуть их в сказки. Так, что это у меня здесь (делает вид, что достает что-то из мешка), из какой сказки?

1. Гвоздь — странно! И больше ничего.

Шведская сказка «Гвоздь из родного дома».

2. А вот рыба и оторванный волчий хвост. Ну, это вы сразу угадаете!

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

3. Маленький красивый, шелковый мешочек с гречневой крупой. Ах, как жаль! В мешочке дырочка, и крупа из него сыплется. Скорее помогите, а то быть беде.

Х.К. Андерсен, «Огниво».

4. А тут что? Топор, да не простой, а «Тяп-ляп, вышел корабль», «Дубинка, обломай бока», а вот еще и дудка.

Русская народная сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».

6. Головка сыра.

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

7. Вот какой красивый горшочек! Весь увешан бубенчиками. Слышите — бубенчики названивают старую песенку. Откуда он?

Х.К. Андерсен, «Свинопас».

8. А вот зеркальце! А это что? Яблоко, наливное, золотое, поглядите-ка, видны зернышки насквозь. Нет, нет! Не трогайте его, оно ядовитое. Осторожно!

А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне».

9. А вот и еще зеркало. Ой, нет, осколок только. Нехорошее это зеркало — злое. А что тут еще? Ах, какое хорошенькое платьице! Муфта! А ну, куда нам их девать, в какую сказку?

Х.К. Андерсен, «Снежная королева».

10. А вот старая лампа и кольцо. Интересно, откуда они?

«Аладдин и волшебная лампа».

11. Комочек олова и обгорелая черная брошка. Видно, они побывали в печке. Куда же их?

Х.К. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик».

12. Ой, уколола палец. Больно! Ох, да это веретено! Ишь, какое колючее!

Ш. Перро, «Спящая красавща».

13. Сколько тут орешков! Ух, как много! Да не простые. Все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд.

А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане...».

14. Еще одно зеркало — туалет из хрусталя восточного, венец золотой из камней самоцветных. А это что? Чуть не сломала... Цветочек, краше которого на свете нет.

С. Т. Аксаков, «Аленький цветочек».

15. А вот связка ключей. Что бы это могло быть? Посмотрим внимательнее. На одном черное пятнышко. Отчего бы это?

Ш. Перро, «Синяя борода».

16. А тут какое-то полено, курточка из коричневой бумаги, ярко- зеленые штанишки, туфли из старого голенища и шапочка-колпачок с кисточкой, огромная нечесаная борода и семихвостая плетка. Ну теперь-то вы знаете, в какую сказку все это вернуть.

А. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Викторина для младших школьников «Сколько сказок прозвучало?»

Это сказка-небылица, а в ней кроется загадка: сколько сказок прозвучало?

«Сколько сказок прозвучало? Не начать ли все сначала? Жили- были дед да баба, была у них избушка не ледяная, а лубяная. Жили они в ней тридцать лет и три года. Жили, не тужили, и все было хорошо, да не дал им бог деточек. Вот и говорит старуха старику: «Ступай-ка ты, старик, к золотой рыбке. Поклонись рыбке, повинись ей, да выпроси у нее яичко, не простое, а золотое». И отправился старик к синему морю. А старуха у окна села ждать его одна. Ждет- пождет с утра до ночи. Смотрит в море, даже очи разболелись.

А старик в это время не шутит: руки, ноги он рыбке веревками крутит. Зубы острые в самое сердце вонзает и яичко у нее выпрошает. А старуха в избе усмехается да Ивана-дурака дожидается. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Вот уж и зима прошла, весна наступила. Стало солнышко припекать и захотелось старухе ключевой водицы испить. Пошла она к колодцу, зачерпнула воды, да вот беда — оступилась. Упало ведро на самое дно колодца. Плачет старуха, слезами горькими умывается. Глядь — лужица. Дай, думает старуха, напьюсь из этой лужицы.

А тут мышка бежит и голосом молвит человеческим: «Не пей, старая, козленочком станешь». Не послушалась старуха мышку и напилась из лужицы. Вдруг грянул гром, засверкали молнии, и превратилась старуха в лягушку. Сидит себе да поквакивает. А на ту пору Иван-дурак возвращался с охоты. Глядь — лягушка сидит. Натянул он стрелу, прицелился... Тут взмолилась лягушка: «Не губи меня, Иванушка, я тебе пригожусь». Так оно и вышло, по-лягушечьи.

Принес Иванушка лягушку во дворец к царю-батюшке. И велел тут же государь приготовить три котла: с водою ледяною, с водою вареною и с парным молоком. Выкупалась лягушка в трех котлах и- стала писаной красавицей, что ни в сказке сказать, ни пиром описать. Тут и свадебку сыграли. И детушки не заставили себя долго ждать. Народилось у них детей великое множество: в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. А старик у синего моря и по сей день ходит: пойдет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит ту, что я вам рассказала. Вот и получается, что сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам и старикам урок».

Ответы: «Лиса и заяц», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка», «Курочка Ряба», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Муха-цокотуха», «Баба-Яга», «Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», «Конек- Горбунок», «Сказка о царе Салтане...», «Руслан и Людмила».

Викторина для младших школьников «В гостях у сказки»

1-й тур

Угадайте героев.

Продавец лечебных пиявок.

Наследник трех толстяков.

Исходное название яхты капитана Врунгеля.

Девочка с голубыми волосами.

Тот, кто ходит в гости по утрам.

Ответы: Дуремар, Тутти, «Победа», Малъвина, Винни-Пух.

2-й тур

Угадайте имя сказочной девочки.

ЛОЖЕАСБКНЕ

Ответ: Белоснежка.

3-й тур

Какому герою сказки III. Перро принадлежат все эти предметы?

1. Шляпа. 2. Шпага. 3. Сапоги. 4. Перья.

Ответ: Коту в сапогах.

Какое из этих слов выложил Кай?

1. Снежинка. 2. Теплота. 3. Вечность. 4. Молодость.

Ответ: Вечность.

Среди этих цветов есть и те, которые собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев». Какие?

1. Ландыши. 2. Подснежники. 3. Васильки. 4. Ромашки.

Ответ: Ландыши.

4-й тур

Составьте как можно больше слов из слова СНЕГУРОЧКА.

Примеры: снег, рог, сор, роса, нос, сон, кон, ар, сук, коса, оса, река, ручка, рак, рок, ранг, чеснок, сера, гора, рагу, круг, сок, окно и т. д.

Развлечение по сказкам для детей 6-7 лет

Автор: Ботвенко Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №27" г.Камень - на - Оби, Алтайский край
Цель:
Обобщить знания детей о сказках.
Задачи:
Закреплять и расширять знания детей о сказках, умение быстро отвечать на вопросы.
Воспитывать любовь к книгам и чтению.
Описание материала:
Материал содержит вопросы по сказкам, можно использовать воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми в свободное от занятий время.
Ход:
1. Внимательно читаем и запоминаем:
1. Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
2. Какую фразу повторяет кот Леопольд, желая помириться с мышами? (Ребята, давайте жить дружно)
3.Сколько работников вытаскивали репку? (6)
4. Кто проглотил нечто такое, отчего вокруг сразу стало темно? (Жадный крокодил солнце проглотил)

5. Какой сказочный герой отличался небывалым ростом, служил во флоте и работал милиционером? (Дядя Степа)
6. Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
7. В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? (Двенадцать месяцев)
8. Как попала Машенька домой к деду с бабушкой? (В коробе)
9. Сколько было козлят у козы, которая жила в лесу? (Семь)

2.Кто из сказочных героев:
1.Проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса? (Буратино)


2.Перевоспитал почтальона Печкина? (Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик)

3.О ком говорится в следующих строчках:
1.«…превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу» (О злом Любоеде. Ш.Перро «Кот в сапогах»)
2. «Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною…» (О Снежной королеве. Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)


4. Какое слово надо поставить вместо многоточия:
1.Русская народная сказка «Царевна …(лягушка)
2.Сказка Ш.Перро «Синяя…(борода)
3.Русская народная сказка «Гуси…(лебеди)


4.Русская народная сказка «Курочка …(ряба)
5.Рассказ Д.Мамина – Сибиряка «Серая…(шейка)
6. Сказка Ш.Перро «Красная…(шапочка)
7. Русская народная сказка «Сивка …(бурка)

5.Наоборот
Называть сказки, придумывая их названиям противоположный смысл.
1. «Зеленый беретик» («Красная шапочка»)
2. «Мышь босиком» («Кот в сапогах»)


3. «Петушок бесцветный» («Курочка Ряба»)
4. «Девочка с ладошку» («Мальчик с пальчик»)

6. Вспомни, угадай
1. У кого из сказочных животных была шляпа? (У кота в сапогах)
2.Маленькая старуха всем старается напакостить, обязательно сделать какую - нибудь гадость. И всегда тащит за собой на веревочке такое же злобное, неприятное существо. (Старуха Шапокляк с крысой Лариской)


3. Деревянный мальчик, который не хотел учиться в школе? (Буратино)
4. Эта сказочно красивая, но очень хитрая и коварная особа совершила тяжкое преступление: на поле брани погубила двух молодых братьев, а потом добралась и до отца. (Шамаханская девица)
5. Кот, который умел вышивать, доить корову, играть на гитаре? (Кот Матроскин)
6. Худой, костлявый многожитель. (Кощей Бессмертный)
7. Одинокий обитатель болот, мечтавший о полетах. (Водяной)
8.Отпетые мошенники. Молодая рыжая, очень льстивая особа и ее упитанный усатый спутник. Они дурачат всех, кто встречается им на пути. (Лиса Алиса и кот Базилио)
9. Самая маленькая девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)


10.Три злоумышленницы, находясь на службе у царя, заменили письмо, из – за которого произошли печальные последствия. Но в конце правда восторжествовала, зло было наказано. (Ткачиха, Повариха, Бабариха)
11. Красивая девочка с голубыми волосами. (Мальвина)
12. Кто потерял хрустальный башмачок?(Золушка)
13. Волшебный цветок с разноцветными лепестками. (Цветик – семицветик)


14. Злодей – насекомый, который хотел погубить красавицу – муху. (Паук)
15. Кто спас любопытного петушка от хитрой рыжей плутовки? (Кот)
16. Милая девочка, которая любила бабушку и носила ей гостинцы? (Красная шапочка)
17. Хлебобулочный персонаж, который пустился в путешествие по лесу. (Колобок)
18. Самый крупный овощ, который помог сдружить большую компанию. (Репка)
19. У какой сказочной особы была костяная нога, горбатый нос и ступа? (У Бабы Яги)
20. Кто из сказочных героев раздавил волшебный домик и разогнал всех его жителей? (Медведь. Сказка «Теремок»)

Цель: обобщить знания воспитанников по теме «Сказки» с использованием произведений русских, советских и зарубежных писателей, а также русского народного фольклора.

Задачи: развитие связной речи, словотворчества, слухового и зрительного внимания; закрепить знания одно- и двузначных чисел; вызвать интерес к конкурсным играм; развитие навыков коллективной работы; снятие эмоционального напряжения; корректирование страхов.

Материалы: магнитная доска, иллюстрации к сказкам, 4 корзинки, кубики, игрушка лиса, деревянные грибочки, листы с контурами ягод малины (раскраски), разрезанные цветные картинки к сказкам или крупные пазлы, конфеты для угощения детей.

Предварительная работа: чтение сказок в группах, театрализованная деятельность по сказкам.

Сценарий:

Дети входят в зал под песню «В гостях у сказки». Рассаживаются на стульчики.

Входит воспитатель с мальчиком Иванушкой.

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел братец Иванушка и ему нужна наша помощь. Расскажи Иванушка, что случилось?
  • Баба-Яга заколдовала мою сестрицу Аленушку и она не может найти дорогу в свою сказку. А вы знаете, из какой я сказки? А какие сказки ваши любимые? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Сказка может многому научить, может заставить, может нас просто развеселить, создать хорошее настроение, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Ну что, ребята, поможем Иванушке?

Дети: – Да! Да!

– Для этого вам нужно отправиться в путешествие по сказкам и справиться со всеми испытаниями, которые вам встретятся на пути! А ещё вас ждут коварные вопросы, подготовленные Бабой-Ягой. Если вы найдёте на них ответы, то колдовство исчезнет, и Аленушка вернется к Иванушке! Вы готовы? Давайте разделимся на 2 команды и проведем соревнование: первая команда « Молодцы», а вторая « Удальцы». Первый конкурс- разминка. Только давайте договоримся, что отвечать будет та команда, которой я задаю вопрос и не выкрикивать!!! Итак, разминка.....

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился... (Колобок.)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.. (Буратино.)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной … (Туфелька.)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит.)

  • А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

  • Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца!

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

Команда, которая побеждает в конкурсе получает кубик, который складываем в корзинку. У кого больше кубиков- тот и победил.

1 конкурс. «Сказочный»

Воспитатель: А теперь я из каждой команды приглашаю по одному человеку.

Дети встают по обе стороны к ведущему, у ведущего вытянута ладонь, а на ней кубик. Объяснение задания. Ведущий читает маленький отрывок из сказки, дети быстро вспоминают, что это за сказка и кто первый вспомнит, тот быстро берет кубик с ладони ведущего. Соревнование продолжается два-три раза. Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.

«Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтоб ей в награду дали курицу». («Снегурушка и лиса».)

«… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила». («Кот и петух».)

. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

(«Лиса и волк».)

Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран - делать нечего - приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». - «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!». («Зимовье зверей».)

2 конкурс. «Грибочки для лисички»

Раздается стук за дверью (кто-то из взрослых помогает это сделать).

Воспитатель: Кто-то идет к нам в гости. Открывает дверь, входит ряженая лиса или выносим игрушку лисы, её спрашивают: - Лиса ты зачем к нам прибежала?

«Да вот бежала лесочком, со своим кузовочком,

а в кузовочке лесные грибочки, споткнулась, упала, рассыпала грибы».

Ведущий дает корзинки по-одному из команд участниц и рассыпает грибы (можно вырезать из бумаги цветные грибы и разбросать на полу, кто быстрее соберет и больше в свою корзинку) считают, дают кубик, а лису с грибами провожают за дверь.

3 конкурс. «Ягодки для мишки»

Воспитатель: Ребята, вы все когда-нибудь ходили со взрослыми в лес (подчеркивае, что одним, конечно, в лес ходить нельзя), но вот одна девочка пошла по ягоды и заблудилась, набрела в лесу на избушку. (Вспомнить что за сказка, как зовут девочку, кто жил в избушке - сказка "Маша и медведь").

Воспитатель: А вы знаете что медведь рассердился на Машу, ведь она его смогла обмануть? Давайте задобрим медведя, чтобы он не сердился и не обижался, мишу угостим.

Опять выходят по одному из команд, ведущий предлагает расскрасить ягодки, которые так любит миша, кто скорее раскрасит (использовать контуры ягод на листах бумаги, прикрепленные к магнитной доске). Победителю - кубик.

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

(Дети повторяют описываемые движения.)

4 конкурс. «Исправь ошибки»

Воспитатель: В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите их. Каждой команде по очереди буду называть перевертыш. Будьте внимательны.

* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

5 конкурс. «Собери картинку»

На подносах лежат разрезанные картинки к сказкам. Вызываю по одному ребенку из команды, дети должны сложить пазл и назвать сказку, зашифрованную на картинке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки и помогли сестрице Аленушке найти дорогу в свою сказку и встретится со своим братцем. Спасибо вам.

Иванушка благодарит детей и уходит встречать сестру.

А теперь давайте подведем итоги.

Подсчитываем кубики, называем победителя, угощаем детей конфетами.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, здравствуйте! Любит ли ваш ребёнок сказки? А хорошо ли он запоминает их содержание и основных героев? В нашем сегодняшнем материале - специальная викторина по сказкам для дошкольников, которую мы и предлагаем вашему вниманию.

Викторина «В гостях у сказки»

Викторину лучше всего проводить не с одним малышом, а в коллективе. Воспользуйтесь днём рождения вашего карапуза или просто пригласите в гости ещё нескольких ребятишек. Участие в викторине создаёт у малышей игровой настрой, они проникаются духом соревнования, приобретают навыки командной игры.

Обязательно подготовьте для всех участников оригинальные призы. Это могут быть небольшие игрушки или поделки, которые вы смастерите вместе со своим малышом. Можно приготовить для ребятишек угощение, которое они с удовольствием съедят после викторины.

Позаботьтесь о музыкальном сопровождении. Запишите песенки из популярных мультфильмов или детских кинофильмов.

Разделите детишек на две команды. Пусть малыши сами выберут для них названия, например, «Смешарики» и «Черепашки Ниндзя». В жюри пригласите родителей, бабушек и дедушек участников. Они должны оценивать ответы малышей и выставлять отметки по пятибалльной системе. Вам следует заранее заготовить соответствующие карточки.

Чтобы дети сразу окунулись в сказочную атмосферу, включите им песенку В. Шаинского на слова Ю. Энтина «В мире много сказок» и прочитайте стихотворение П. Николаевой:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке всё бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведёт принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном -
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

1. Разминка «Герои сказок»

Задавайте вопросы поочерёдно каждой команде. Если дети затрудняются с ответами, отвечать должны их соперники. Чтобы малышам было легче, подготовьте на каждый вопрос иллюстрации, распечатайте их и положите перед ребятишками. В разминке нужно угадать героев любимых сказок.

На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок).

Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка?
Как зовут её? (Красная Шапочка).

Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина -
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя - … (Буратино).

В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его… (Незнайка).

И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка).

Он весёлый и незлобный,
Этот милый чудачок.
Вместе с ним мальчишка Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка - праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник -
Медвежонок… (Винни-Пух).

По окончании первого конкурса жюри оглашает, сколько баллов заработала каждая команда. Малыши отдыхают и слушают песенки из любимых мультиков.

2. Конкурс «Отвечай, не раздумывая»

Каждой команде задаётся подряд по 10 вопросов. Если ребята не могут быстро ответить, то они говорят: «Дальше» - и звучит следующий вопрос. Детишки из второй команды не должны подсказывать. Вот примерные вопросы для обеих команд:

  1. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
  2. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
  3. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
  4. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
  5. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
  6. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
  7. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
  8. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
  9. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
  10. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
  11. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
  12. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
  13. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
  14. Жених Мухи-Цокотухи. (Комар)
  15. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
  16. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
  17. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
  18. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
  19. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
  20. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

Жюри отмечает, сколько правильных ответов дала каждая команда. Для маленьких участников делается перерыв, во время которого они могут порезвиться и потанцевать под весёлую музыку.

3. Конкурс «Волшебный сундучок»

Вам нужно будет заранее смастерить красивый сундучок из картона, обклеить его цветной бумагой или раскрасить красками. В него вы положите предметы, которые принадлежат героям различных сказок. Доставайте их один за другим, а команды должны по очереди отгадывать, к каким сказкам они относятся.

  • Пропеллер - Карлсон;
  • Монетка - Муха-Цокотуха;
  • Фонарик - Комарик;
  • Корзинка - Красная Шапочка;
  • Ключик - Буратино;
  • Яйцо - Курочка Ряба;
  • Гармошка - Крокодил Гена;
  • Темные очки - Кот Базилио;
  • Туфелька - Золушка;
  • Горшочек - Винни Пух.

4. Конкурс «Волшебная буква»

В освободившийся сундучок вы кладёте несколько карточек, на которых написаны буквы. Участники викторины подходят по очереди и достают, не глядя, по одной карточке. Задание: ребёнок должен назвать сказку или сказочного героя, имя которого начинается на эту букву.

  • А - «Аленький цветочек», Алёнушка, Аладдин, Айболит;
  • Б - «Бременские музыканты», Буратино, Балда, Багира;
  • В - «Волшебная лампа Аладдина», Волк;
  • Г - Герда, Гулливер;
  • Д - Дюймовочка, Дуремар;
  • Е - Емеля;
  • Ж - Железный Дровосек;
  • К - Красная Шапочка, Карабас-Барабас, Карлсон, Каа, Колобок;
  • М - Маугли, Муха-Цокотуха, Мальчик-с-Пальчик;
  • Н - Незнайка.

Не забывайте делать между конкурсами перерывы, чтобы малыши не слишком устали. В перерывах вы можете показать им отрывки из мультфильмов или почитать весёлые стихи.

5. Конкурс «Перевёртыши»

Вы называете сказки, специально делая ошибки. Дети должны поправить вас, сказав правильное название.

  • «Иван Царевич и Жёлтый Волк»;
  • «Малыш и Карлсон, который живёт в подвале»;
  • «Всезнайка и его друзья»;
  • «Сказка о золотом индюке»;
  • «Гадкий цыплёнок»;
  • «Как солдат кашу из молотка варил»;
  • «Сестрица Настасьюшка и братец Никитушка»;
  • «Волк и пятеро козлят».

Следите, чтобы ребятишки соблюдали правила, отвечали по очереди. Малыши должны усвоить принципы проведения командных соревнований. Это дисциплинирует их и приучает к порядку.

6. Конкурс «Кто прислал телеграмму»

Покажите детям пачку листочков и скажите, что это телеграммы, которые сегодня принёс почтальон. Только ни на одной из них нет подписи. Зачитывайте телеграммы, а малыши пусть по очереди отгадывают их авторов.

  • «Спасите, нас съел серый волк». (Козлята)
  • «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко». (Мышка)
  • «Все закончилось хорошо, только мой хвост остался в проруби». (Волк)
  • «Помогите, наш дом сломан, но мы сами целы». (Звери из «Теремка»)
  • «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома». (Маша)
  • «Помогите, мой брат превратился в козлёночка». (Алёнушка)
  • «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул». (Медвежонок)
  • «Папа, моя стрела в болоте. Я женюсь на лягушке». (Иван - царевич).

После того, как все конкурсы завершились, жюри подводит итоги. Конечно, обе команды выступили одинаково хорошо, победила дружба. Всем участникам вручаются призы и раздаются угощения.

Проведение различных конкурсов и литературных викторин по детским сказкам очень полезно для детей, потому что подобные мероприятия:

  • развивают внимание и наблюдательность, тренируют память;
  • воспитывают любовь к литературе, к устному народному творчеству;
  • способствуют развитию логического мышления, разговорной речи;
  • прививают понятия о добре и зле, учат не бояться трудностей;
  • доставляют массу положительных эмоций.

Уважаемые читатели! Напишите, понравилась ли вам наша викторина, какие конкурсы вы бы в неё добавили? Мы ждём ваших отзывов и комментариев.

Всего вам самого наилучшего! До новых встреч на нашем сайте!