Масоны кто еще. Кто такие масоны и почему их боялись больше царя? В цене сейчас другие связи

В последнее время все чаще и чаще у всех на слуху слова: «масон», «масонство», «мировое правительство». Эти понятия очень прочно въедаются в сознание современного человека. Газеты и журналы пестрят заголовками статей о масонах, телевидение вещает программы про господство над миром некоей кучки “избранных” людей. К сожалению, огромный объем доступной информации часто опирается на зыбкую информационную основу. Качество использованных материалов оставляет желать лучшего, фактический материал минимален. Следовательно, полным пониманием сути вопроса может похвастаться далеко не каждый.

Данная статья не претендует на безусловную научную достоверность, однако в ней использованы лишь наиболее достоверные факты, в ней высказываются наиболее распространенные предположения. Естественно, цель статьи не заключается в полном и всестороннем освещении вопроса масонства. На такое изложение бы потребовалось издание многих десятков томов. Задача статьи рассмотреть аспекты масонства вкратце, сделать выводы.

Информация о масонах всегда находилась под грифом секретно или совершенно секретно. В большей мере она складывалась из правительственных переписок, оперативных материалов спецслужб, архивных документов.

Франкмасоны – “вольные” каменщики. Такое название берет свои корни еще во времена Средневековья. Родиной масонства считают Англию. В XII веке на территории Туманного Альбиона появляются первые цехи. К XV веку цеховое движение набирает высокие обороты, играет важную роль в жизни страны и ее населения. Цехи открываются в соответствии с ремесленной направленностью производства. Цехи каменщиков не были самыми старыми или влиятельными среди других. К 1481-му году эта гильдия каменщиков получила основные права и привилегии как у самых значительных цеховых организаций страны: она была включена в список официальных учреждений страны, получила собственный герб, члены цеха носили специальные мундиры. “Вольными” эти каменщики назывались потому, что по роду своей профессиональной деятельности должны были ездить из одного населенного пункта в другой и возводить здания по всей стране (в то время как все податные слои общества были вынуждены строго соблюдать законы об оседлости).

Очень популярный в то время готический стиль архитектурного строительства доставлял каменщикам много трудоемкой и долговременной работы, следовательно, такая долгая совместная деятельность очень сильно сплачивала работников, отсеивая лишних. Следует заметить, что кроме ремесленных союзов существовали еще и более тесные объединения – т.н. братства взаимопомощи каменщиков. Первоначально масонские братства носили церковно-религиозный характер. Объединения братьев приобретают все более и более закрытые формы. Вступая в ряды масонов, рабочий приносил присягу, получал набор паролей и тайных знаков, по которым смог бы узнать масонских собратьев. За порядком работ и дисциплиной в братстве следил старший мастер и его помощники-надзиратели. Нижестоящие по иерархии каменщики не могли быть посвящены в тайны вышестоящих. Масоны одной ложи никогда не знали членов другой. Письменного делопроизводства и протоколов заседаний и собраний не велось. При выходе или исключении из братства бывший масон до смерти должен был строго хранить тайны братства.

Однако время и ход истории вносят свои коррективы. Со второй половины XVI ст. ремесленные союзы переживают нелегкие времена. В Англию стремятся строители из Франции, Германии, Голландии. Готический стиль уходит с авансцены архитектурного строительства страны. Началась Реформация. С 1547 года организации, носившие церковный, религиозный характер, подверглись жестоким гонениям. Однако масонские братства устояли. Убрав религиозные обряды, они сохранили церемонии приема новых братьев, годичные застолья и банкеты, и многие другие свои традиции. Переняли братства от цехов и строительную символику (циркуль и наугольник), и степени посвящения братьев в тайны ложи. Цехи и братства теперь вовсе организационно не зависят друг от друга. Стало возможным быть членом братства и не иметь никакого отношения к цехам – чисто профессиональным объединениям каменщиков. Ряды масонских лож все больше и больше пополняются людьми далеко не строительных профессий. В списках братств значатся пасторы, коммерсанты, ученые, писатели и прочие довольно интеллигентные граждане страны. Все чаще членами масонских организаций становятся представители дворянских сословий, высшие круги общества. Причины, толкавшие всех этих людей в данные ложи, точно не известны. Возможно, тянуло людей туда из-за Реформации, ведь многие люди теперь не могли свободно высказывать свои взгляды. Возможно, новых собратьев привлекала налаженная организация данных объединений и закрытость от посторонних. Предположений очень много, но ясно лишь одно — высокие покровители союзов не дали им прийти в упадок и исчезнуть, в отличие от цеховых организаций.

Численность лож росла довольно быстро. Возникла потребность в координации их деятельности. В 1717 году в Лондоне сразу 4 ложи объединяются в одну — Великую Ложу. О размахе роста и мощности союзов судите сами, имея в виду, что с 1737 по 1907 год в английских братствах состояли 16 принцев королевской семьи, ставшие впоследствии королями страны.

Быстрыми темпами масонское братство пускает корни по всей Европе. В конце первой трети XVIII века ложи появились в таких странах как: Италия, Германия, Бельгия, Швейцария, а также в России. Если, например, в Париже в 1735 году было лишь 5 лож, то в 1742 (буквально 7 лет спустя) их число возросло до 22 организаций.

Впрочем, стоит заметить, что существование и развитие масонства не было безоблачным и спокойным процессом. Масоны подвергались гонениям со стороны католической церкви, будучи обвиненными в создании угрозы власти церкви. Членов братств резко критиковало светское общество, утверждая, что масоны состоят в союзе с антихристом, а их закрытые собрания не что иное, как греховные оргии. Росли подозрения на затевание на тайных собраниях политических интриг. Последовали запреты на собрания (Голландия-1735г., Швеция-1738г., Швейцария-1745г.) и штрафы за причастность к деятельности лож. Однако сильный идейный дух масонов и мощное покровительство не дали ложам исчезнуть. Постепенно масонство преобразовывалось в синтетическое этико–философское учение, универсальное и космополитическое движение. Масонами на абсолютно равных правах могут быть и индоевропеец, и афроамериканец, и представитель монголоидной расы. Так же не имеет значения для организации вы христианин, буддист или исповедуете ислам.

Очень интересно, что к масонам принадлежали многие всемирно известные люди. Композиторы — Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховен, Никколо Паганини, Йозеф Гайдн, Ференц Лист; писатели – Иоганн Вольфганг Гете, Вальтер Скотт, Марк Твен, Оскар Уайльд; поэты — Роберт Бернс, Редьярд Киплинг. В рядах масонов числились и Теодор Рузвельт, и Уинстон Черчилль. А также бизнесмен Генри Форд и семейство олигархов Ротшильдов.

Масонство в России – вопрос отдельный. Скажем лишь, что причастность к масонам великих русских полководцев Наполеоновской эпохи — Суворова и Кутузова — фактическим материалом не подтверждена. А.С. Пушкин и А.С. Грибоедов состояли в масонской ложе только на бумаге, и то очень недолго. Зато к русским масонам можно причислить: Гумилева, Волошина, Осоргина, Жуковского, Сумарокова, Баженова и многих других деятелей. Согласно преданиям, масонство в Россию завез Петр I. Именно этот царь, прорубивший окно в Европу, якобы стал членом одной из лож Амстердама в 1697 году. Все эти утверждения беспочвенны и остаются всего лишь на правах отдельных мнений. Однако достоверно то, что первая масонская ложа в России возникает в 1731 году. Организовывается она той самой Великой Ложей Англии и, по сути, подразумевает средство западноевропейских монархов для осуществления их тайной политики, а также интриг на территории тогдашней Российской Державы. Такая агентурная сеть вызвала подозрения у русской императрицы Екатерины II. После пугачевского восстания и революции во Франции стало ясно, что идеи свободы личности и просвещения народных масс очень опасны для правительства. Памфлетами, указами и жесткой политикой пресечения масонства в стране императрица прекращает функционирование братств. Некая оттепель для масонов последовала уже со времен Павла I, а при Александре I деятельность братств вновь обрела легальное положение и возобновилась. В 1822 году на масонство был вновь наложен запрет. Многие представители лож подались в эмиграцию. Лишь октябрьский манифест 1905 года вновь позволил масонам объединяться и создавать свои организации. Но это уже было функционирование не свободное. Сильно настороженная событиями в стране царская охранка зорко присматривала за вольнодумцами, тем более состоявшими в каких-то тайных объединениях. С приходом октябрьской революции 1917 года и установлением новой советской власти масонство угасло. Массовый террор, идеологическая цензура, жесткий контроль ЧК – все это лишило масонов каких-либо шансов на функционирование в новосозданном СССР. 75-летнее затишье вновь пробудилось в 1991 году, когда союз распался и появились новые либеральные течения, большая, чем прежде, свобода печати и слова.

Ныне количество масонов опять растет. В США представителей масонских лож насчитывается около 2 млн. чел., в Великобритании — порядка 500 тыс. Много их и на территории других стран мира. Четкая статистика, естественно, невозможна, ведь общества тайные и хранят свои секреты под семью замками. Это-то и рождает мифы, домыслы и заблуждения простых граждан. Давайте будем крепче держаться научной, исторической точки зрения, и не будем давать себя обманывать пустыми слухами.

Со словом "масон" всплывает множество ассоциаций - герои "Войны и мира", тайные братства и обряды, интересы циничных мировых элит. Однако это не просто флер XIX века - масонские ложи сегодня так же реальны, как и тогда. Более того, они до сих пор влияют на политику. О том, остались ли еще масоны и какие они преследуют цели, рассказал писатель, основатель журнала "Русский дом" Юрий Воробьевский в программе "Радио Кузичев".

Масонство - антирелигия?

Анатолий Кузичев: Давайте поговорим про это удивительно популярное и совершенно непонятное и недооцененное понятие. Что такое масонство, кто такие масоны?

Юрий Воробьевский: Вы совершенно правы. Это действительно антитеза православию. Дело в том, что у нас существует странная такая система. Скажешь в присутствии какого-то вполне образованного, милого, нормального батюшки или кого-то из православной аудитории об этом - и сразу у твоего собеседника першение в горле, которое пытается вылиться в саркастическую улыбку, нервный тик возникает, люди прямо под стол лезут. А, например, на Афоне, где я часто бываю, и в Греции - совсем другое отношение.
Совсем недавно в Греции вышла книга архимандрита Епифания, которая у нас переведена уже на русский язык, называется "Масонство в свете Истины". Она говорит о масонстве как об антирелигии. Культ, предмет культа, некое подобие верховного существа.

А.К.: Антирелигия или самостоятельная, новая религия? Или другая религия?

Ю.В.: Можно сказать, что да, это другая религия. Это именно религия со всеми признаками, на что и указывает этот ученый архимандрит.

А.К.: То есть масонство - это религия? Новая, с другими символами веры, с другим смыслом, видимо. С другой перспективой.

Ю.В.: Масонство - это религия с огромным количеством ворованных символов, в том числе православных. Например, 33-й градус в масонстве имеет своим символом двуглавого орла. 30-й градус - всадника, побеждающего змея.

А.К.: Что за градус?

Ю.В.: Система иерархии.

А.К.: А, иерархическая система - она в градусах измеряется...

Ю.В.: Причем, вы знаете, есть такие места, где вход - рубль, а выход - десять. На первых этапах человеку говорят, что ты вступаешь в милейшее сообщество братьев. Мужской орден. Чем плохо? Ну масса таких. А потом начинают называться…

Чем масоны завлекают людей?

А.К.: Вот скажите, Юрий Юрьевич, это очень важно. Предположим, ко мне подойдет какой-то человек. Известный масон Богданов, который баллотировался даже в президенты Российской Федерации. И скажет: "Анатолий Александрович, есть предложение". Я говорю ему: "Интересно". - "Вступай в наши ряды". Я говорю: "А в чьи наши-то?" Он говорит: "Слушайте, древнейший орден, мужской".

И я спрашиваю: "Ну а смысл-то какой? Я понимаю, что мне дает моя вера, моя религия, мое православие. Я понимаю, что мне дает работа, штатная, на телеканале. А это-то мне что дает?" - спрошу я его. Что он мне ответит, интересно?

Ю.В.: Существует определенный материальный ценз. Если ты достаточно богат, то к тебе придут. Если еще не приходили - придут. Если ты влиятелен, перспективен, конечно, это может быть.

Когда я в начале 1990-х годов заинтересовался этой темой, у меня был тоже хороший эфир, прайм-тайм на "Первом канале". У меня были авторские программы. И вот, пользуясь своими журналистскими возможностями, я оказался в одной московской квартире. Милая пара, муж и жена, а в дальнейшем, уже в ближайшем дальнейшем, он станет Великим Мастером Великой ложи России. Она получит посвящение в Париже, в женской ложе.

А.К.: А имена можно говорить или нет? Или неловко?

Ю.В.: Я думаю, уже можно сказать, потому что уже бывшие. Георгий Борисович Дергачев. И его супруга, Ольга Сергеевна Горностаева, которая вот почила совсем недавно, как православный человек, о ней можно помолиться. Благодаря тому, что она поняла, куда она попала, передала мне свои документы, свои дневники, которые вылились в книгу в дальнейшем. Есть и фильм на эту тему. Книга называется "Пятый ангел вострубил". Без ложной скромности, наверное, это единственная книга о современном масонстве в России и в мире, которая документальна.

А.К.: Юрий Юрьевич, но все-таки что предлагает масонство?

Ю.В.: Масонство предлагает международные солидарные связи. Каждому человеку предлагается успех.

А.К.: А-а. Это религия успеха. Если сказать, что это религия, это религия успеха.

Ю.В.: Поощряется гордыня. Если бы бизнесмен, тебе скажут, и это на самом деле так. Ты приезжаешь в любой крупный город, берешь масонский справочник, набираешь телефон и говоришь там нужные слова: "Я брат такой-то". И тебе окажут помощь. Если ты, скажем, отставной подполковник, не дослужил, не стал генералом. Ты вступаешь в рыцарский орден, в военный, можно сказать, рыцарский орден. И через какое-то количество лет ты уже не просто генерал, ты Рыцарь Кадош или кто-то еще. Эти такие пышные названия в масонстве, по сути дела, они иногда смешные. Вот Рыцарь Кадош - по-еврейски "кадош" значит "святой". Представляете, человек говорит: "Очень приятно, я святой". Ему пожимают руки и говорят: "А я принц Востока, очень приятно".

А.К.: Красиво.

Ю.В.: Красиво, но чуть-чуть смешно.

А.К.: Модернизм какой-то просто. Сейчас, Юрий Юрьевич, о некоторых известных русских масонах.

О масонстве в России

Справка:


Александр Пушкин. Примкнул к масонам в 1821 году. Но вряд ли его отношение к тайной организации можно назвать серьезным - среди бумаг поэта были найдены счетные книги масонской ложи, которые он заполнил своими стихами.

Полководец Александр Суворов был одним из самых первых масонов в Санкт-Петербурге. В столичной ложе "Три звезды" он достиг степени Мастера. А увлечение организацией вольных каменщиков Суворов привез из Кенигсберга.

"Вечно зеленеющий лавр" - такое масонское имя носил Михаил Кутузов . Он имел высшие степени посвящения и участвовал в собрании лож Петербурга, Франкфурта и Берлина.
Историк и литератор Николай Карамзин был членом масонской ложи всего четыре года. Однако он заступился за бывших братьев во время ареста членов ордена в Москве.

Философ и декабрист Петр Чаадаев носил восьмую степень посвящения в орден из девяти возможных. Был членом санкт-петербургской ложи, однако покинул ее, разочаровавшись в бессмысленной обрядности и пустых разговорах.

Александр Грибоедов к участию в ордене относился серьезно. Целью ложи писатель и дипломат видел просвещение России.

Участник развала Российской империи Александр Керенский входил в руководство парамасонской организации "Великий Восток народов России".

А.К.: Действительно, несколько удивительных имен. Ладно Керенский, ладно даже Карамзин - но Суворов, Пушкин, Кутузов, Грибоедов…

Ю.В.: Да, это та самая обойма, которая заготовлена, которая выстреливает… И люди духовных, идеальных мотиваций. Конечно, не все из нас бизнесмены, и не все из нас прагматики. Есть и гуманитарии, кандидаты наук и начинающие писатели. Конечно, когда человеку говорят, что ты попадаешь в одну компанию с Пушкиным, Жуковским, Карамзиным… Хорошая компания, да?

А.К.: Еще с Суворовым, Кутузовым, Грибоедовым.

Ю.В.: Кстати, упомянутый вами Богданов, как я помню, просто в своем предвыборном слогане сказал: "Я представляю организацию, члены которой…" - и начинается их перечисление.
Что касается Суворова, у меня было специальное расследование - это все не так. Он был в Кенигсберге, когда его папа был генерал-губернатором нового российского региона, скажем так. Он был просто направлен отцом в ложу, прозондировать. А в масонских книгах осталось, что он присутствовал на заседании ложи. И пошло-поехало.

А.К.: А Мастером не стал?

Ю.В.: Нет, насколько я знаю.

Ю.В.: Это, конечно, желание масонов - подгрести под себя все, что только можно. Хотя, на самом деле, и без того очень много людей. Действительно, XVIII-XIX века - такое поветрие.

А.К.: А поветрие чего? Просвещения, тайны и ужасной конспирологичности? Это ужасно всем интересно…


Ю.В.: А всего одновременно. Все, о чем мы сейчас с вами говорим, напоминает мне сюжет из жития Макария Великого. Он идет по пустыне и ему встречается дьявол. Дьявол весь увешан какими-то пузырьками. Святой спрашивает дьявола: "Ты куда идешь?" - "Иду к братии". - "А что ты несешь?" - "На любой вкус".

На любой вкус. Действительно, орден имеет очень большой опыт, многовековой. Поэтому на любой вкус. Отставному офицеру, перспективному бизнесмену.

И ведь влияет. Однажды я приехал на Афон,к своему старому доброму знакомому, иеросхимонаху, который был нашим разведчиком в Афганистане, потом был большим бизнесменом, у него были заводы за рубежом. Сейчас он, в потертом подряснике, в сандалиях на босу ногу, говорит: "Слушай, привези мне свою книгу про масонов". Я ему отвечаю: "Отец, тебе зачем этот "Пятый ангел" нужен здесь, на Афоне?" - "Да ты знаешь, - говорит, - у меня остались друзья-бизнесмены в Болгарии. Когда они стали богаты, к ним пришли и говорят: "Ребята, понимаете, что мы такое? Мы - международная солидарность, бизнес". "Ну, да, мы подумаем", - ответили они. Подумали как-то так вяло. Проходит полгода, снова приходят, говорят: "Ребята, вы, наверное, не поняли нашего разговора. Болгария - очень маленькая страна. И перекрыть вам кислород, пользуясь международными…" А ребята начинают нервничать, говорят: "Как же так, мы же все-таки православные люди…" - "А, это. Да что вы! Мы вас познакомим и с батюшками, и с епископами". Блеф? Не буду сейчас комментировать этот момент.

А.К.: Нет, вы прокомментируйте, это принципиально важно, на самом деле. Ваша версия: блеф?

Ю.В.: Вы знаете, товарищ Бжезинский назвал русское православие главным врагом Америки. Помните такую цитату?

А.К.: Да, помним.

Ю.В.: Если говорить в терминах войны, "главный враг". В стан врага засылают агентов.

А.К.: Всегда.

Ю.В.: Поэтому я был сначала шокирован его словами. Блеф, не блеф? Потом подумал: ну… Неприятно вдаваться в эту тему, честно говоря. Но книгу я ему эту привез. Потому что ребята эти растерялись, все карты выбиты из рук.

Этот архимандрит, он написал: "Смотрите, что происходит в этих ритуалах. На определенном этапе посвящения там какой-то церемониймейстер говорит, когда стучат в ложу: "Кто вы такие, чего вы хотите?" - Мы дети Тьмы, хотим войти и получить Свет". Представляете себе, если это православные крещеные люди!

Тайное становится явным?

А.К.: А вообще масонские ложи - это тайные организации?

Ю.В.: Знаете, как говорят сами масоны, - это не тайная организация, это организация, которая имеет тайны.

А.К.: А есть ли справочник российских масонов? Посмотреть по именам…

Ю.В.: Да, вы знаете, есть справочник Серкова.

А.К.: Где его найти?

Ю.В.: Ну, я думаю, что тираж прошел.

А.К.: А в интернете можно, думаете?

Ю.В.: Наверное, можно.

А.К.: Справочник русских масонов. А вот современных в основном не указывают.

Ю.В.: Но многих мы знаем, они уже давали интервью.

А.К.: Например? Кроме Богданова.

Ю.В.: Дергачев, например. Раньше, когда Дергачев был Великим Мастером, он говорил: "Только, пожалуйста, ни в коем случае, чтобы мое имя нигде не было упомянуто, у нас это не принято". Сейчас, видимо, все становится проще. Задают другой вопрос. Называют имена известных политиков. Мне говорят: "Слушай, ты же там с 33-м знаком…"

А.К.: Я вот к этому аккуратно и очень долго подводил…

Ю.В.: Когда начинают называть имена, я говорю: "Друзья мои, если я не могу предъявить документа, что я могу сказать". Но я знаю одну вещь. Что еще в начале 1990-х годов в системе шотландского обряда (могучий мировой масонский обряд) в Москве была создана ложа "Аврора" для англоязычных иностранцев, работающих здесь. Потом, насколько мне известно, в эту ложу стали входить некие российские вип-персоны, узнаваемые люди.

А.К.: Из российской медиаэлиты, намекаете вы…

Ю.В.: Нет, из самой разной российской элиты, политической в том числе.
Но есть и другой момент. Дело в том, что в российской традиции все-таки не принято серьезному известному человеку об этом говорить в отличие от американской традиции. Все знают, что Вашингтон, основатель Соединенных Штатов, был масоном. Великий деятель.

А.К.: Мы даже знаем, по какому архитектурному проекту был построен Вашингтон. Не знаете эту историю? Фантастически интересная история.

Ю.В.: Да-да. Масонская архитектура.

У нас в России скрывают информацию о ложе "Аврора"…

А.К.: Почему?

Ю.В.: Да уж больно неприятные исторические вещи. Смотрите. "Золотой век" Екатерины, "золотой век" масонства. Николай Иванович Новиков и его компания арестованы в тот самый момент, когда Екатерина поняла: поветрие усиливается, и огромное количество вельмож, приближенных к ней, военных и не только, оказывается, присягают на верность не только ей, императрице, но и тому Великому Мастеру, который находится в Пруссии. В Пруссии, с которой ужасные отношения, чуть ли не до войны дошло. Говоря современным языком, попахивает государственной изменой. Первая волна антимасонских государственных актов.
Второй пиковый момент - господа декабристы. Все имели связи с какими-то масонскими, парамасонскими организациями, почти все.

А.К.: Петра Чаадаева вот вспоминали, например…

Ю.В.: И главное, куда все нити-то вели. Нити вели, в частности, в Италию. Такое было инициатическое имя Нубий, очень известный был масон. Все шло оттуда. Из Великой ложи Англии, конечно.

Ну и февральская революция. Замечательный православный публицист, архиепископ Никон Рождественский, до революции много писал об опасности масонства. И однажды он написал: "Один известный архиерей подошел ко мне и сказал: "Владыка, ну, что ты пишешь все про этих масонов? Кто их видел вообще, где они? И есть ли они вообще?" Эти вопросы мне тоже часто задают.

И вот прошло после этого разговора несколько лет - и вдруг власть в огромной стране получает Временное правительство, где 99 процентов - мифические, несуществующие масоны.

А.К.: Да, во главе с вполне конкретным масоном Александром Керенским.

Ю.А.: А Никона Рождественского не просто убили - ему отрезали голову. А это ритуальный масонский момент.

Масонские символы

Справка : Символы кругом. Колонны. Врата для посвящаемого и выход к свету для ищущего.

Колонны Храма Иерусалимского . Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами.

Ступени. Между колоннами храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.

Мозаичный пол. За колоннами следует мозаичный пол с чередованием в шахматном порядке белых и черных клеток. Символизм чередования говорит о том, что в области наших чувств все уравновешивается со строгой точностью.

Резец и молот. Для претворения в жизнь его работы ученику даются орудия - резец, представляющий установившуюся мысль, принятое решение, и молот - волю, приводящую их в действие.

Камень. Рядом с одной колонной помещается грубый камень, с другой - кубический. Символически масонская работа состоит в том, чтобы, отесывая грубый камень, улучшать творения природы.

Молоток досточтимого Мастера. Молоток используется досточтимым Мастером ложи, первым стражем ложи и вторым стражем ложи при проведении ритуальных работ.

Отвес. Используется каменщиками для проверки вертикальности стен. Для масона отвес является символом истины. Истины не как абстрактного логического понятия, а истины как правоты слов и дел перед Богом и обществом. Уровень используется каменщиками для проверки горизонтальности поверхностей. Свободными каменщиками используется как символ равенства между людьми.

Циркуль и наугольник. В этой эмблеме циркуль изображает небесный свод, а наугольник - землю. Циркуль, совмещенный с наугольником, - пожалуй, самая распространенная из всех масонских эмблем, символов и знаков.

Книга Священного Закона. Один из трех основных светочей свободных каменщиков. Это главная книга той религии, которую исповедуют присутствующие в собрании ложи братья. Лучезарная дельта - важнейший символ масонского храма.

Всевидящее око. Треугольник с помещенным внутрь него оком, знаком просвещенности или принципа сознания.

А.К.: Из перечисления символов сразу возникает гораздо больше вопросов, чем понимания.


Ю.В.: Тема интереснейшая.

А.К.: Сразу вспоминаем герб ГДР.

Ю.В.: Да, молоточек.

А.К.: Молоточек. С этим самым, как это называется...

А.К.: А потом вспоминаем доллар с этим сияющим глазом в треугольнике. А потом… Что мы только ни вспоминаем. И думаем: "Господи Боже мой".

Ю.В.: А вы знаете, каждый из этих символов, вот навскидку, имеет для нашего сегодняшнего разговора важнейший смысл. Смотрите, эти две колонны, Яхин и Боаз, у входа в храм.
Ко всему прочему это древний гностический знак равноценности добра и зла. Если добро и зло равноценно, то нет Истины, Истины с большой буквы. Если это так, то нет никаких, на самом деле, критериев нравственности, этики. И существует сугубо масонская в этой связи тема под названием "этика во времени". То, что вчера было неэтично, сегодня этично.
Мы же сейчас уже знаем про эвтаназию ребенку в Бельгии. Так называемые окна Овертона.

А.К.: То, что было неприемлемо, вдруг становится сначала допустимо, а потом мейнстримом.

Ю.В.: Сугубо масонская, кстати, тема.

А.К.: Да? Как интересно, слушайте. Но все-таки: все эти знаки и символы, то на гербе ГДР, то на знаке доллара - все это случайность?

Ю.В.: Ну, извините, масонство просто создавало Соединенные Штаты Америки.

А.К.: А потом? Исчезло из основания?

Ю.В.: И сейчас, конечно, влиятельнейшие. Хотя иногда и говорят: "Ну, масонство было популярно в XIX веке, сейчас-то это уже музей…"

Сколько масонов и где они?

А.К.: Итак, масоны среди нас, их много. Другое дело, что они в основном не представляются…

Ю.В.: Немного.

А.К.: Немного? А как вы оцениваете их численность?

Ю.В.: Ну, я думаю, что в России масонов регулярного обряда, то есть правильных масонов, несколько сот человек.

А.К.: Но зато это все люди, если я правильно понимаю их логику, самого высшего эшелона.

Ю.В.: Не все, конечно, не все. Если говорить об Америке, то это - масонское государство.

Почему, действительно, где бы ни появлялась Америка, везде начинается война, революция, хаос.

Существует сугубо масонская формула - она, собственно, во главе всех документов, как мы раньше писали: "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!" И там написано: "Порядок из хаоса". То есть необходимо сначала создать хаос, чтобы измученные народы мира сказали: да сколько же можно, войны, революции и все прочее, безнравственность.

А.К.: И тут такой я - весь в белом…

Ю.В.: Да, и тут выходит некто - весь в белом. На языке православной эсхатологии мы знаем, кто это.

А.К.: Да-а, слушайте, как интересно.

Ю.В.: А проект-то масонский. Дьявольский, конечно.

А.К.: С одной стороны, вывод очень прост, просто шокирующе прост. Да, действительно, есть такая структура, как и многие другие. Действительно могущественная - много народу в нее вступают, идя на поводу у собственной гордыни, у религии успеха. Более того, они выполняют то, что обещают. Как и любая сделка с этой силой, она на определенном этапе успешна. Но для нас-то с вами это ужасно. Это сатанизм и дьявольщина - вот и все.

Ю.В.: Совершенно верно. Мы говорили об измене. Об измене своему государству. Об измене Богу. Об измене самой человеческой природе. Обращаюсь к нашей православной патриотической аудитории. Хочется сказать: друзья мои с Божьей помощью останемся верными.

А.К.: Вот лучше и не скажешь. Поблагодарю, конечно, Юрия Юрьевича, автора книги "Пятый ангел вострубил"? И постскриптум про доллар…

Cправка:

давайте посмотрим на доллар.

Начнем с его лицевой стороны: сразу обращаем внимание на герб Министерства финансов США.

Затем перемещаемся к цифре 1 справа вверху. Из-за внутреннего верхнего левого угла щита за цифрой выглядывает сова - символ сатанинского Богемского клуба, прописанного в Богемской роще.

Далее видим пирамиду, на вершине которой всевидящее око, у основания пирамиды те самые римские цифры. Складываем их - и получаем число 666. Под пирамидой лозунг: "Novus Ordo Seclorum". Дословно означает "Новый порядок веков". Но правильнее, особенно сегодня, - "Новый мировой порядок", о котором так часто говорят элиты мира.

Давайте дорисуем пирамиду до иудейской звезды. Углы указывают на буквы, образуя слово "mason". Выше пирамиды видим "Annuit Coeptis" - "Он содействовал нашим начинаниям", или "Время начала". "Он" - архитектор (око). По другим сведениям, переводится как "Бог благословляет наши деяния".

13 листьев на оливковой ветви в лапе орла. 13 оливок в ветви. 13 линий и полос. 13 стрел в лапе орла. 13 пятиконечных звезд над головой орла. 13 букв в "E Pluribrus Unum". 13 камней в пирамиде. 13 букв в "Annuit Coeptis". В центре купюры большая буква N - 13-я по счету в древнегреческом алфавите. 13 - мистическое число сатаны.

Сложите доллар пополам. Вот вам и великая двухсторонняя печать США. На одной стороне жрецы, на другой - масоны.

Вот такая интересная банда, и цель этой банды проста - сделать из нас всемирное космополитическое стадо без рода и племени. Цель масонов написана на ленточке в клюве орла справа. Конечно, эту латынь переводят так, чтобы народ не испугался: "Единство в многообразии". Но на самом деле - "Один народ из множества". А ширина доллара, кстати говоря, равняется 66,6 миллиметра.

Люди нередко задают вопрос: а кто такие масоны? Почему о них так часто говорят, особенно в связи с различными негативными общественно-политическими процессами, если таковые, например, происходят в государстве. При этом обязательно вспоминают «о масонах».

При всем многообразии масонства в нем можно выделить некие общие, неизменные тенденции, которые позволяют говорить о нем как о едином направлении.

«Истинное», «правильное», «идеальное» масонство - это утопическое движение, стремящееся, прежде всего, к достижению братства всего человечества, независимо от национальных, политических, социальных, религиозных и иных различий. Его адепты должны быть связаны между собой по преимуществу общими моральными принципами и идеалами нравственного самосовершенствования. В этом смысле масоны символически представляют свою деятельность (имея в виду своих предшественников - «свободных каменщиков») как строительство храма добродетелей, храма мудрости, похожее на возведение библейского храма Соломона.

Масонство всегда желало подняться над традиционными религиями. Бога они представляли как Великого Архитектора Вселенной. При этом, как правило, отвергался принцип абсолютной свободы совести, т.к. организация была жестко структурированная.

Постоянно подчеркивалась необходимость любви к ближнему, движение к Истине и свету (в своем понимании, конечно). Вот что писал о масонской идеологии русский писатель М.Осоргин: «Идеальное каменщичество есть душевное состояние человека, деятельно стремящегося к истине и знающего, что истина недостижима... Братство вольных каменщиков есть организация людей, искренне верующих в приход более совершенного человечества. Путь к совершенствованию человеческого рода лежит через самоусовершенствование при помощи братского общения с избранными и связанными обещанием такой же над собой работы».

Масоны всегда гордо заявляли, что им удалось восстановить смысл античных мистерий, посвятительных обрядов жрецов древнего Египта, расшифровать тайны карт Таро, по-новому прочесть предания арийских народов Центральной Азии, увидеть глубинное родство между этикой индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма и других религиозно-философских систем Востока и этикой Ветхого Завета и т.п.

Масоны, по сути, создали свой мир, обставили его невероятным количеством многозначительных атрибутов, церемоний, тайных знаков, символов. Масонство иногда напоминает компьютерную игру для взрослых - с уровнями (степенями посвящения), секретами, качественной графикой.

Но вся деятельность, предполагающая активное участие в работе масонских организаций, требует ума, изворотливости, способностей и определенных человеческих качеств, которыми обладают далеко не все. Однако и ничем не выдающиеся люди, а стало быть, не представляющие интереса для масонства, не оставлены без внимания и опеки. Для них (вместо втягивания в тайные общества, где от них не будет никакой пользы) используется весьма профессионально «идеология Уолта Диснея» - внедрение в сознание искусственной беззаботности и пристального внимания к несуществующим деталям жизни. Так сказать, движение для обывателей.

Но масонство довольно быстро стало модным и престижным. Вхождение в ложу было не менее важным, чем приглашение на бал в дом влиятельного сановника. Среди масонов были самые высокие чиновники. Стать их «братом», постоянно встречаться в неофициальной обстановке, хранить совместно какие-то тайны - все это играло на руку в приобретении более высокого статуса в обществе, карьерном росте.

Практические действия масонов по осуществлению своих задач носили эпизодический и нерегулярный характер. Теория и форма были важнее. Масоны издавали книги, занимались благотворительностью (однако, не достигли таких масштабов, как, например, Армия Спасения Джеймса Бутса).

Масонская идеология отчасти влияла на умонастроения в высшем обществе. Но если одни лишь увлекались мистикой и символикой, то других больше захватывала идея освобождения от традиционных предрассудков, идеи просвещения и братства всех людей. Не стоит забывать, что в масонство «играли» и выдающиеся исторические личности, например отцы американской независимости, подписавшие в 1776г. знаменитую декларацию. И до сих пор мы на долларах можем найти масонские символы.

В ложах состояли Марат и Робеспьер, пролившие реки крови - и, говоря о Культе Разума, который пытался ввести вместо католичества во Франции Максимилиан, невольно вспоминаешь о масонской терминологии, не говоря уже о полном совпадении революционного и одного из масонских девизов: «Свобода, равенство и братство».

Масонство приписывают В.А.Моцарту, А.С.Пушкину, Н.Паганини, одним словом, почти всей творческой интеллигенции Европы XVIII-XIX веков. Также Т.Рузвельту, Г.Форду, Наполеону, Р.Пири и многим другим.

Масонские ложи действительно часто превращались в политические клубы. Закрытое помещение, круг близких лиц располагали к общению не только теоретическому и не только на традиционные масонские темы. Но точно также обсуждение политических акций могло вестись и на вполне светских приемах, вечерах. А символику, девизы, термины, фартуки и проч. вполне естественно было искать в масонском движении - уж этого добра и экзотики в среде вольных каменщиков хватало всегда.

Выразителем весьма распространенного мнения об этом загадочном религиозном движении является русский философ Н.А.Бердяев, который был уверен в том, что масонства не существует , что оно выдумано черносотенными элементами общества, дабы оправдать антисемитизм, погромы и национализм вообще. Кроме того, Бердяев утверждал, что вера в существование подобных тайных обществ является признаком низкого уровня интеллектуального развития.

Попробуем не согласиться с философом, примириться с собственным «низким уровнем интеллектуального развития» и предположить, что масонство - явление реальное, но тайное, и повод для разговоров о нем дает либо утечка информации, либо те сведения о себе, которые члены организации считают нужным дать обществу.

По своей форме масонство - это международная сеть тайных и легальных организаций прикрытия, которые имеют общее происхождение и распространены по всему миру. По сути, это тайное общество, ставящее своей целью соединение государств в одно всемирное, а также соединение всех существующих религий в единую синкретическую систему вероучений. То, что Православие рассматривает как однозначные признаки пришествия антихриста (мондиализм).

Источником современного масонства исследователи считают каббалу и гностические и манихейские секты, появившиеся в первые века нашей эры. После изгнания евреев из Палестины в конце I-го века н.э. эзотерические знания распространились от Европы до Китая и Америки.

Тайные общества возникали по всему миру под разными названиями. В Европе и на среднем Востоке это были «Рыцари Храма», Сионская община, катары, исмаилиты, каббалисты, друзы, розенкрейцеры, франкмасоны; в Китае - «Белый лотос», тайпины, ихэтуани; в Америке - Клуб кожаного передника, Клуб зеленого дракона; в России - Союз спасения, Северное и Южное общества, «Орфей», «Гармония», «Урания», «Астрея», «Три звезды», «Полярная звезда».

М.Рамсей, один из видных шотландских масонов, выступая в 1737 году перед собранием французских якобинцев, так рассказал о происхождении масонов: «Масонский орден возник в Палестине в эпоху крестовых походов, когда под сводами Иерусалимского храма были найдены тайные символы древней священной науки. Тогда рыцари Иоанна Иерусалимского вступили в масонские ложи и передали им свое имя. Масоны должны, так же как и евреи - строители Второго храма, в одной руке держать мастерок, а в другой - меч и щит».

Распространение этого древнего движения в странах Западной Европы в средние века осуществилось благодаря крестовым походам, в результате которых и появились первые тайные общества европейско-иудейского происхождения. Наиболее влиятельным и известным из них был орден тамплиеров (храмовников).

Франкмасоны, или «вольные каменщики», ведут свое вероучительное происхождение от строителя храма Соломонова мастера Адонирама, считавшегося носителем тайных знаний и убитого завистниками. Легенда об Адонираме явно имеет каббалическое происхождение, поскольку в книгах Ветхого Завета о ней вообще не упоминается. С течением времени на вероучительном основании легенды выросло огромное здание современного масонства, возведенное руками «вольных каменщиков» в честь «великого архитектора».

Организация всегда была тайной пружиной дворцовых переворотов и уничтожения королевской династии Стюартов в Англии. Во Франции загадочная смерть постигла всех потомков Людовика XIV. В Швеции жертвой цареубийц стал Густав III, после смерти которого началась длительная революция. Трагическая смерть постигла и российского императора Павла I, неосмотрительно допустившего масонов в свою страну.

Православная Церковь всегда осуждала масонство, справедливо считая его одним из проявлений сатанизма. В 1932 году на Всезарубежном Соборе РПЦ было принято решение о том, что участие в масонских ложах «несовместимо со званием христианина...что таковые должны или решительно отказаться от масонства и сродных с ним учений, или при дальнейшей нераскаянности будут отлучены от Святой Церкви».

В Россию масонство проникло в XVII веке вместе с каббалическими трактатами Луллия, известного алхимика, переводы которого увлекали широкие круги высшего общества. А центром распространения каббалы и масонства стала немецкая слобода в Москве. С тех пор началась ожесточенная борьба с самодержавием и Православием. Масоны активно участвовали во всех дворцовых переворотах, вдохновили и восстание декабристов 1825 года. А с конца XIX века учение стало распространяться среди членов литературных, художественных и политических кружков. Этот ход масонов был прекрасно выверен, поскольку за деятелями русской культуры следовали и их почитатели.

Увлеклись «тайным знанием» сотни, если не тысячи, людей того времени: А.Блок, А.Белый, Д.Мережковский, З.Гиппиус, М.Чехов, С.Эйзенштейн, символисты, футуристы, другие авангардисты, философы.

Тогда же в России стали распространяться теософия и антропософия и иные разновидности эзотерического знания. В крупных городах открыто преподавалась каббала под видом древней восточной мудрости. Брожение, вызванное в народе тайными обществами, достигло своего предела, вылившись вначале в революцию, а потом и в гражданскую войну.

Профессор Виктор Михайлович Чернышев

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы с вами совершим такой себе беглый экскурс в историю и разберемся с еще одним интересным словом, истинное значение которого для многих из нас окажется сюрпризом.

Кто такие масоны, в целом и общем мы уже знаем из школьной программы, осталось только уточнить, как и зачем возникла эта самая закрытая в мире организация и почему масонские ложи были такими могущественными.

Масоны - что это за люди и чем они занимались

В отличие от других тайных сообществ, точная дата официального объединения первых четырех обществ в единую ложу подтверждена историческими источниками – это случилось в Англии в 1717 году .

Известен даже день, когда участники общества, имевшие обыкновение собираться в тавернах «Яблоко», «Виноградная кисть», «Корона» и «Гусь и противень», подтвердили свое намерение, став членами новообразованной Великой Лондонской ложи и приняв собственную конституцию.

Интересен тот факт, что эти завсегдатаи упомянутых таверн не имели ничего общего со строительством в современном понимании, и утверждение, что масоны – это вольные каменщики, занимавшиеся возведением храмов, будет не совсем корректным.

Дело в том, что в эпоху раннего Средневековья (примерно V – XI века) превалировал стиль «готика», который требовал от художников, архитекторов и строителей особого мастерства и .

Те, кто соответствовал должному уровню, объединялись в группы (своеобразные бригады каменщиков) и селились в непосредственной близости к стройкам.

В этих сообществах действовали собственные регламенты и уставы, у каждой группы были свои символы и практиковались свои ритуалы для посвящения в профессию.

Классовая принадлежность не имела значения – это могли быть как коммерсанты или ремесленники, так и интеллигенция или представители аристократии. Главное – чтобы они принимали идеи духовного совершенствования, равенства и братства, стремления к познанию мира.

Символизм и таинство посвящения в масоны

Как уже упоминалось, для масонства никогда не существовало ни догм, поэтому участники этих тайных объединений могли пользоваться собственными ритуалами как для проведения собраний, так и для посвящения в членство.

От кандидатов в масоны требовалось не слишком много:

  1. соответствие общим масонским принципам;
  2. зрелый возраст (обычно это не менее 21 года);
  3. наличие собственной воли при решении стать масоном;
  4. законопослушность (отсутствие судимостей);
  5. хорошая общественная репутация;
  6. рекомендации от нескольких действительных членов (в разных ложах может быть разное количество рекомендантов, но обычно двоих-троих масонов).

Сам ритуал носил весьма символический характер. Кандидата в масоны помещали на несколько часов в «Комнату размышлений», в которой все было черным. В обстановке присутствовали лишь те предметы, что могли напомнить будущему члену ложи о бренности бытия.

Поразмышляв над этим, человек пишет свое завещание, не упомянув в нем ничего материального – только свои морально-философские пожелания, касающиеся как себя, семьи и прочих людей, так и своей страны, граждан мира и всего человечества.

После этого человеку завязывают глаза, отбирают все ценности и отводят в помещение, где будет проходить обряд. Посвящение начинается с того, что с левой ноги кандидата снимают ботинок, на правой ноге подворачивают штанину, а на шею надевают веревочную петлю – как символ уз человеческого несовершенства.

В числе ритуальных элементов могут быть :

  1. моральные, этические и другие нравственно-философские наставления;
  2. диалоги и сценки в качестве наглядного представления этих наставлений;
  3. музыкальное сопровождение для усиления впечатлений испытуемого;
  4. торжественное озвучивание кандидатом своих обязательств над священной книгой своей религии.

Затем кандидату развязывают глаза и надевают на него другой символический атрибут – особый масонский запон , представляющий собой ритуальный фартук каменщика.

После этого досточтимый мастер, руководивший церемонией, делает объявление, что теперь у присутствующих появился новый брат, которому нужно помогать в его трудностях. Он выражает уверенность, что в суровый час испытаний этот брат точно так же поможет другим, как помогали ему. Все приветствуют новоиспеченного члена ложи.

Современное масонство и масоны в России

Казалось бы: какая нужда в тайных сообществах, если нынче можно легализовать любое объединение, которое не противоречило бы конкретному законодательству?

Так и есть: масонство в России было запрещено еще в 1822 году высочайшим рескриптом императора Александра I и оставалось запрещенным до 1905 года.

Но разрешение на деятельность масонских обществ действовало всего 12 лет – в 1918-м движение снова было запрещено. И только в 1991-м, с открытием первой официальной ложи под названием «Северная звезда», масонство начало свое возрождение.

Основные устремления современного масонства – просветительство и гуманистическая деятельность , включая широкий спектр направлений благотворительности. Точку отсчета для движения русского масонства задал известный российский ученый-философ Георгий Дергачев, ставший первым масоном, а затем и первым великим мастером ВЛР.

ВЛР – аббревиатура, используемая для сокращения названия первого национального масонского общества – Великой Ложи России.

Созданная в 1995 году на основе четырех территориальных лож («Гамаюн», «Гармония», «Новая Астрея» и «Лотос») и тогда объединявшая не более сотни масонов, сейчас ВЛР состоит из 33 лож с общей численностью около полутора тысяч действующих членов, не считая подмастерьев.

Цели и миссия российского ордена масонов остаются в соответствии с древними традициями:

  1. просвещение – образование, переводы и публикация наиболее ценных трудов именитых историков, ученых и мыслителей мирового масштаба, повышение ;
  2. благотворительность – поддержка детских домов, сиротских приютов, госпиталей, помощь пожилым людям и одиноким матерям, и неполным семьям;
  3. гуманитарная помощь;
  4. участие в актуальных социальных проектах.

Список самых «рассекреченных» масонов-россиян украшают довольно громкие имена, и первое из них – Андрей Богданов, баллотировавшийся в президенты на выборах 2008-го. Однако перечислять остальные имена мы не станем, поскольку имя Богданова, как великого мастера ВЛР, документально подтверждено, а про всех прочих только ходят слухи и строятся предположения.

О русском масонстве есть интересное видео, в котором журналисты «Мир 24» раскрывают подковерные тайны масонских лож России и их истинное предназначение:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое сословие в истории Что такое марксизм и в чем суть философии марксизма-ленинизма Что такое глобализация - плюсы и минусы этого процесса Что такое ПАО - зачем открывать публичное акционерное общество и в чем отличие ОАО от ПАО Что такое инаугурация и как она проводится Секуляризация - что это за процесс и как он влияет на наше сознание Что такое гражданское общество - это подарок от государства или выбор его граждан Что такое референдум Люмпены - кто это такие Как называется 8 годовщина свадьбы: ее символ и традиции, варианты подарков

Философия каменщиков

Большинство исторических источников, дошедших до наших дней, свидетельствует о возникновении масонского Ордена как преемника знаменитого Ордена тамплиеров, трагически разгромленного Филлипом IV Красивым в 1312 г. Рассказывают, будто часть уцелевших «нищих рыцарей» организовали новую идеологическую корпорацию под знаменем франк-масонов, что в переводе с французского означает «свободные каменщики». Но если задачей тамплиеров изначально была защита христианских паломников от нападок мусульман, то цель масонов можно охарактеризовать не как насаждение одной религии другую, а мир во всем мире, высший гуманизм через познание великой мудрости и самосовершенствование. В то же время, философия каменщиков схожа с тамплиерской. Хотя первые, по тем же историческим заметкам, и были «в услужении евреев, а исповедовали не бога христианского, а бога иудейского» - по сути, начинания обоих орденов были пронизаны светом и величием, желанием жить в мире, любви и согласии. Путь, ведущий к развитию истинной гуманности и мировой морали, свободы совести и принципа солидарности, одинаково применим для большинства религиозно-философских течений.

Так почему же свободные и почему каменщики? В средних веках тем временем процветала готика - с нее началось строительство величественных, одновременно угрюмых и стремящихся ввысь зданий. Архитекторы и строители пропагандировали идею лучшего будущего, которое ожидает все человечество, передавая свои уверенные на этот счет мысли в творчестве. Масонский Орден начался с организации его строителями, имевшими солидный стаж и посвященными в тайны строительного искусства. Позже, желающие вступить в Орден, но не обладающие никакими специальными навыками и не принадлежавшие к сословию каменщиков, стали продолжателями Божьего дела на земле, поскольку они являлись строителями истинных форм жизни. Масон высокого посвящения, доктор Папюс, в нескольких словах практически полностью раскрыл смысл раннего масонства: «Независимо от света видимого, они (братья) узнавали о существовании света невидимого, который представляет собою источник неизвестных сил и энергии, — этот тайный свет, освещающий каждого человека, приходящего в этот мир, изображается в виде пятиугольной звезды» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Именно пятиугольная «пламенеющая звезда» как символ человека, излучающего из себя таинственный свет, и стала эмблемой мирового масонства.

Масонская организация, несмотря на свою прочность и количество приверженцев, почти на протяжении всего времени существования оставалась тайной, а вступить в нее могли лишь избранные. «Орден свободных каменщиков, — говорит Тира Соколовская, — есть всемирное тайное общество, поставившее своею целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи». (По определению собственных уставов масонства (§1 конституции «Великого Востока Франции», 1884 г.).

Будучи рассеяны по всему миру, франк-масоны составляли одну ложу франк-масонскую без определенной разницы между масонами разных стран, ибо идеи и цели организации едины и не могли быть разделены географически.

Из воспоминаний Соколовской: «Мечтая о всесветном братстве, они желают видеть Орден распространенным по всей земле. Ложи — это мир» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Характерно, что ложи - помещения, в которых собирались «братья-каменщики», обозначалась продолговатым прямоугольником - знаком, которым до Птолемея обозначалась Вселенная. Сами же ложи служили масонам храмами, и даже более того - они называли Ложу Соломоновым храмом, что означало в их понимании идеальный храм, ведь Соломон предназначал его не только для последователей закона Моисея, но и для людей всякого вероисповедания - всех, кто пожелал бы посетить храм для служения Богу. В Соломонов храм приходили «очистить душу», люди, почувствовавшие за собой «духовный глад», ищущие истины и света.

Отвечая на вопрос об исповедуемой религии, можно отметить, что символы и масонские ритуалы имеют еврейское происхождение. Первоначально, молоток, угольник, циркуль и другие инструменты каменщиков стали для них символами, каждый из которых служил напоминанием масону о его обязанности, либо символизировал какое-то положительное качество, которого необходимо достигнуть. В основном то были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели, как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя.

Намного позже, Лун Блан, описывая работу масонов во время революции 1789 г., упоминал следующее: «Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в середине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Исконность изначально еврейского происхождения Ордена подтверждает и антимасонский писатель А. Д. Философов. «Первое, что поражает каждого, входящего в масонскую ложу — это имя Иеговы, окруженное лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающих экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Работами в Ордене вольные каменщики называли совершение различных обрядов, например, прием в Орден профанов и дальнейшее посвящение в более высокие степени, а также неустанное стремление к собственному просвещению и самосовершенствованию.

Структура Ордена

Высшее управление Ордена называлось Востоком, ибо «Восток - это край избрания», святыня и родоначальница высшей человеческой мудрости. Высшее управление, или Восток, как и в наши дни, издавал Конституцию, которая представляла собой особую учредительную грамоту. Конституция выдавалась всем Ложам, во главах которых стояли управляющие Мастера, Венерабли (он же Префекты, Настоятели, Председатели). Наместным Мастером назывался пособник (помощник, заместитель) Управляющего. Другие должностные лица в ложах - это 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития или Ритор, Обрядоначальник, Приготовитель, Вводитель или Брат Ужаса, Казначей или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне-собиратель или Стюарт и его помощники - диаконы.

Учитывая, что масонство делится на несколько степеней - ученическая, товарищеская и мастерская, - для образования ложи необходима наличность каждой степени в числе трех человек, хотя на практике их было гораздо больше. «Правильная ложа», по Конституции, должна состоять из трех мастеров и двух подмастерьев, или трех мастеров, двух подмастерьев и двух учеников - соответственно, мастер ложи (или «мастер стула»), два надзирателя, церемониймейстер, внутренний и внешний сторожа. Великий Мастер - тот, кому посчастливилось стать управляющим целым союзом лож, - именовался как гроссмейстер. Союз лож, лишенный гроссмейстера и находящийся в другой местности от Высшего орденского правления, считался провинциальным или областным союзом.

Для большего единения и порядка многие ложи, находящиеся неподалеку друг от друга, сливались в единую Великую Ложу или Высшее Управление, которые в последующем заключали друг с другом конкордаты (условия взаимоотношений или договор). Один такой конкордат был даже напечатан в 1817 г. при Александре I-м двумя великими ложами России.

Тайная стихия масонства

Создавать подобную организацию в средние века, пропагандирующую идеи внутренней свободы и веры в лучшее будущее, считалось, как минимум, опасным мероприятием. Среди самих благородных братьев распространялось такое наказание, как смертная казнь, если тайны Ордена предавались перу, кисти, резцу или другому понятному для восприятия инструменту. Все тайные знания передавались исключительно в устной речи, и то после клятвы о хранении молчания. Однако с ростом организации стало невозможным скрыть работу масонов от посторонних глаз, а современное масонство, имея поддержку известных влиятельных людей и вовсе считает себя настолько сильным, что выступает открыто и не скрывает своей работы. Справедливости ради хочется добавить, что при всей общей видимости есть разграничения между внешним и скрытым масонством, проникнуть в недра которого может не каждый смертный.

Что касается самого учения, то все степени масонства тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти, а стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, а товарищ не знает о целях и работе мастера. Л. де-Понсен пишет об этом так: «Ученик из высших знает только несколько товарищей и мастера своей ложи, остальные пребывают в неизвестности. Товарищ может бывать везде среди учеников, но для них он только ученик. Мастер может бывать везде среди товарищей и учеников; но бывает он инкогнито: для товарищей — он товарищ, для учеников — ученик. И такая система конспирации проведена во всех дальнейших ступенях — вот почему приказ, изданный сверху, каков бы он ни был по содержанию, автоматически выполняется внизу безответственными орудиями. Только в пределах своей ложи ученик знает несколько масонов высших посвящений своих «семь», т. е. «по классу занимаемой должности», все остальное скрыто от него густой пеленой таинственности» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Масон посвящается в высшую степень один раз и навсегда, пожизненно. Выбирается он не демократическим голосованием, а Высшей группой - руководством, долго и тайно наблюдающим за ним с целью понять, достоин ли он такой чести. И даже здесь прежние товарищи масона не знают о «повышении» своего сослуживца, т.к. тот официально продолжает посещать ложу на старых условиях.

При приеме в масонство вновь вступающий должен иметь рекомендателей из членов ложи, а также тех, кто может за него поручиться. После этого наступала не менее сложная церемония посвящения в первую масонскую степень ученика. В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вез его в помещение ложи, где их уже ожидали специально-приглашенные каменщики. Посвящаемый ступал на начертанные на ковре знаки, не понимая еще масонского значения этих символических фигур. Свое решение вступить в братство посвященный скреплял не только клятвой на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены свою душу вечному проклятию, а свое тело -смерти от суда братьев. Далее посвященный зачитывал клятву: «Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания от Ордена тайны знаков, прикосновений, слов доктрины и обычаев франк-масонства и хранить о них вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем, ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталась ни следа, ни памяти изменника».

Знаком, что посвященный принят в Орден, служил кожаный запон (фартук) и серебряная неполированная лопаточка, ибо «отполирует ее употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы», а также пара белых мужских рукавиц как символ чистых помыслов и напутствия вести непорочную жизнь, что является единственным шансом возвести Храм Премудрости. Все ритуалы и символы имели огромное значение для масонов. Линейка и отвес символизировали равенство сословий. Угломер — символ справедливости. Циркуль служил символом общественности, а наугольник, по, другим объяснениям, означал совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос, кубический камень — нравственность «обработанная». Молоток служил для обработки дикого камня. Также молоток служил символом молчания и повиновения, веру, а также символом власти, т.к. он принадлежал Мастеру. Лопаточка — снисхождение к общечеловеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации — бессмертие; гроб, череп и кости — презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Одежды масонов изображали добродетель. Круглая шляпа символизировала в определенном смысле вольность, а обнаженный меч — карающий закон, борьбу за идею, казнь злодеев, защиту невинности. Кинжал - это также символ предпочтения смерти поражению, борьбы за жизнь и смерть. Кинжал носился на черной ленте, на которой был вышит серебром девиз: «Победи или умри!»

Сверхгосударство - конечный идеал масонства

Как бы ни были справедливы и благоразумны «братья-каменщики», па пути к утверждению масонского Эдема на земле стояли религия, нация и монархические государства, которые препятствовали соединению всех наций в единый союз. Осторожно и тактично, решительно и верно масоны на протяжении веков подготавливали средневековое общество к действиям по разрушению церкви и авторитарной власти.

Историки пишут, что «Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением. В церкви святого Зебальда в Нюрнберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге, в верхней галерее, против кафедры изображены были свинья и козел, которые несли как святыню спящую лисицу: за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волк с горящей свечей, осел стоял у престола и служил мессу. В Брандербургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Святого Духа. В Бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. п.» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Вся эта едва ли не языческая символика базировалась на том, что сами масоны были людьми свободомыслящими и, соответственно, преследуемыми церковным фанатизмом, с которым и приходилось бороться все время существования Ордена.

Почти все без исключения философы двух последних столетий, среди которых Локк, Вольтер, Дидро, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением писали против христианской религии. «В течение двух веков, — пишет Нис, — во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз сами ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам, масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

К вопросу уничтожения христианской религии как догмы масоны подошли стратегически - они создавали и поддерживали различные секты в самом клане врага. Под видом веротерпимости те вносили ереси и расколы в христианскую церковь. Кстати, реформация на Западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения именно в масонстве. Масоны были убеждены, что борьба против церкви кончится, когда та окончательно отделится от государства, став частной и общиной организацией. Монархический образ правления, так же, как и господствовавшая церковь, в глазах масонов была неизбежным злом, а сама форма правления терпима лишь до установления более совершенного, республиканского строя. Новая же церковь должна в первую очередь работать на воспитание философское, а не преимущественно политическое. Религия, по глубокому убеждению масонов, должна проповедовать гуманность, свободу и равенство, а не слепое подчинение предрассудкам. Масоны больше не могли признавать Бога, как цель жизни; они создали идеал, которым является не Бог, а человечество.

Так, именно масоны первыми разработали всемирную концепцию демократии. Эта идея в 1789 г. нашла свое выражение в учении английского масона Локка и получила дальнейшую разработку у французских «просветителей» — идеологов революции 1789 г., которые, как известно, принадлежали к масонам. Масоны Вольтер, Дидро, Монтескье и, наконец, Ж. Ж. Руссо на опыте утверждали демократическую концепцию и своей работой создали демократическое движение во всем мире. Характерно, что и «Декларация прав человека» была составлена масоном Томасом Джефферсоном при участии масона Франклина и объявлена на конгрессе колоний в Филадельфии в 1776 году.

Уничтожая все старые устои, именно благодаря масонам идея народовластия и народоправства, а также теория разделения властей — все это зародилось в масонских головах и из масонских лож широко распространилось по всему свету. Человечество выше отечества — вот весь сокровенный смысл масонской мудрости.

В 1884 г. «Альманах франк-масонов» рассказывает о том счастливом времени, когда «республика будет провозглашена в Европе под названием Соединенных Штатов Европы».

В июне 1917 г. масонство союзных и нейтральных стран организовало в Париже съезд, одной из главных задач которого, по словам его председателя Карно, было: «Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать сверхнациональную власть, задача которого - разрешение конфликтов между нациями. Агентом пропаганды этой концепции мира и всеобщего благополучия будет масонство».

Идея Лиги Наций, также зародившаяся в масонских недрах, - лишь этап к достижению конечного идеала мирового масонства - создание сверхгосударства и освобождение человечества от любого морального, религиозного, политического и экономического порабощения.

Известные масоны в списке Великих Магистров и Гроссмейстеров, руководивших приоратом Сиона: Сандро Боттичелли; Леонардо да Винчи; Исаак Hьютон; Виктор Гюго; Клод Дебюсси; Жан Кокто. К масонским ложам принадлежали великие писатели Данте, Шекспир и Гете. Композиторы - Й. Гайдн, Ф. Лист, В. Моцарт, Ян Сибелиус и др. Энциклопедисты - Дидро, Даламбер, Вольтер; Симон Боливар; вождь латиноамериканской борьбы за независимость; Джузеппе Гарибальди, руководитель итальянских карбонариев; Ататюрк, основатель нынешней Турецкой Республики; Генри Форд, "автомобильный король Америки"; Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании; Эдуард Бенеш, бывший президент Чехословакии; Франклин Д. Рузвельт, Гарри Трумен, Ричард Hиксон, Билл Клинтон - бывшие американские президенты; Аллен Даллес, основатель ЦРУ; американский астронавт Э. Олдрин и советский - А. Леонов, политические деятели - Франсуа Миттеран, Гельмут Коль и Вилли Брандт, Збигнев Бжезински, Альберт Гор, нынешний вице-президент США, Джозеф Ретингер, генеральный секретарь Бильдербергского Клуба, Дэвид Рокфеллер, руководитель Трехсторонней комиссии и многие другие.

Исследования конспирологов также показывают, что все вооруженные конфликты последних столетий от военных походов Hаполеона, и все революции, начиная с Французской, финансировались связанными с масонскими ложами банкирскими домами Рокфеллеров, Ротшильдов, Морганов, Вартбургов.

От средних веков до наших дней

Хотя официальной датой появления легального, а не тайного масонского движения принято считать начало VIII века, многие источники указывают на то, что оно было зарождено гораздо раньше. Философия, которая пропагандировалась все это время, настолько универсальна, что она не могла закончиться ничем. К началу XX века обострились противоречия между французскими и англо-американскими масонами и связано это, в первую очередь, с эволюцией масонского учения - наряду с консервативным стали появляться новые, современные формы масонства. Французские масоны в то время все силы отдавали на активную борьбу с клерикализмом и церковью, что повлекло за собой вступление в организацию социалистов, а вместе с ними появились и новые горизонты учения. К 30-м годам XX века от масонства в его чистой форме осталось крайне мало. Когда-то тайное место воспитания, нравственная масонская школа приобретала все более политический характер. Ложи стали служить местом, где встречаются, знакомятся и упрочивают связи, строят политическую карьеру. Упразднились и основные масонские ритуалы, отпали строгость и тайность, а вступление в ложу стало открытым и общедоступным мероприятием.

Пожалуй, одна лишь Германия сохранила традиции старых мастеров, неукоснительно следуя заветам гуманности и терпимости, отдавая все усилия на нравственное усовершенствование. Немецкое масонство в большей степени направлено на сглаживание любых общественных антагонизмов - расовых, классовых, сословных, экономических и др. Той же позиции развития масонства придерживались и английские ложи, осуждая практику французских и американских масонов, переведших старую идеологию в политическое русло. Впрочем, американское масонство скорее обладает религиозно-благотворительным характером, нежели политическим.

Российское же масонство всегда развивалось как часть единого целого - Всемирного Братства Вольных Каменщиков, так что и по сей день традиционно крепки и плодотворны связи российских масонов с братьями Великобритании, Франции, Германии, Швеции, США. Российские масоны, будучи за рубежом, посещают собрания иностранных лож, равно как и зарубежные - во время пребывания в России, - собрания российских лож. А 24 июня 1995 г. под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была освящена Великая Ложа России, под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 12 мастерских (символических лож), постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России признана регулярной, и с ней установили братские связи Объединенная Великая Ложа Англии, Великая Материнская Ложа Шотландии, Великая Ложа Ирландии, Великая Национальная Ложа Франции, Объединенная Великая Ложа Германии, Великая Ложа Австрии, Великая Ложа Турции, Великая Ложа Нью-Йорка и многие другие Великие юрисдикции по всему миру.

Так, менталитеты разных стран положили-таки начало конца старому масонству в искажении истинного смысла и формы мирового идеала всех масонов. Хотя в течение всей своей истории делалось множество попыток сблизить различные масонские течения и образовать единую организацию под знаменем Ордена, этого так и не произошло.