Михаил Лермонтов — Утес: Стих. Михаил Юрьевич Лермонтов

Стихотворение «Утёс» написано в 1841 году, главная мысль стихотворения, его мотив - одиночество. В стихотворении дано описание природы, двух разных природных стихий: лёгкой тучки и неподвижного громадного утёса-великана («старый», «одинокий», «задумался глубоко», «тихонько плачет он в пустыне»).

Образы-символы - золотая тучка и утёс-великан - символизируют человеческие отношения, их непрочность.

Это стихотворение высоко ценили критик В. Г. Белинский, М. Горький. Его иллюстрировали выдающиеся русские художники В. Поленов, В. Конашевич. Множество композиторов положили его на музыку: С. Рахманинов, А. Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков и др.

    Ночевала тучка золотая
    На груди утёса-великана,
    Утром в путь она умчалась рано,
    По лазури весело играя;

    Но остался влажный след в морщине
    Старого утёса. Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.

Вопросы и задания

  1. Попробуйте устно «нарисовать» картины стихотворения, активно привлекая лексику М. Ю. Лермонтова.
  2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.
  3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

    Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

  4. Готовясь к выразительному чтению стихотворений Лермонтова, важно обратить внимание на то, что, описывая судьбу листка или утёса, поэт рассказывает нам о человеческих судьбах, чувствах и псреживаниях, о радостях и страданиях людей. Чувства, настроения поэта становятся близкими читателю. Найдите наиболее верную интонацию, логические ударения при произнесении стихотворных строчек: «оторвался от ветки родимой... жестокою бурей гонимый», «засох и увял он от холода, зноя и горя», «прижался у корня чинары», «приюта на время он молит с тоскою глубокой», «до срока созрел я и вырос в отчизне суровой ».
  5. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

    Подготовьте в классе конкурс выразительного чтения стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, прочитанных вами в 5 и б классах (составьте программу, определите участников, членов жюри, критиков, музыкальное сопровождение и т. д.).

Ответы к школьным учебникам

Любовь поэта видна в словах: «Люблю тебя как сын, как русский - сильно, пламенно и нежно».

2. Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает?

Кремль назван «столетним русским великаном». Поэт сравнивает Кремль с богатырём, которого никто не смог победить.

3. Какие художественные определения (эпитеты) использует автор для описания Кремля?

Эпитеты: «священный блеск седин», «Кремль зубчатый, безмятежный», «ты (Кремль) вздрогнул», Кремль «величавый».

Стр. 73-74 Ответы к стихотворению "Парус"

1. Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Стихотворение «Парус» вызывает желание бороться, не сдаваться, если тебе трудно. Чувства тревоги, одиночества, борьбы и победы сопровождают читателя.

2. Какую вы представляете картину? Опишите.

Представляется такая картина: море, сильный ветер, возможно, шторм, большие волны. И среди этого бушующего бескрайнего пространства белеет парус. Его кидает из стороны в сторону, словно мотылька. А он стойко выдерживает все невзгоды, борется с непогодой, с опасностью. Он - одинокий странник, он - победитель.

3. Поразмышляйте, как поэту удалось передать одиночество паруса.

Одиночество паруса передано в словах: «белеет парус одинокий», «что ищет он в стране далёкой; что кинул он в краю родном».

4. Понаблюдайте, какие художественные определения (эпитеты) употребляет поэт для описания паруса.

Эпитеты: парус одинокий, что он (парус) ищет, что он (парус) кинул, он счастия не ищет и не от счастия бежит, он - мятежный.

5. «Одинокий парус» - метафора. Для чего поэт использует метафору? Объясните.

Поскольку метафора - это переносное значение слова, то её использование помогает перенести образ паруса на образ одинокого борца - самого поэта.

6. Перечитайте каждую строфу. Какие рифмы использует поэт?

Поэт использует перекрёстную рифму, когда рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.

Стр. 74.
Горные вершины
Спят во мгле ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.

Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

1. Какую картину рисует поэт? Какие чувства вызывает?

Поэт рисует картину ночи в горах: ночная мгла, горы, «спящие» долины, дорога, которая проходит через долину, луна, освещающая путь одинокого странника.
Чувства покоя, усталости и надежды сопровождают читателя во время чтения стихотворения.

2. В каких словах чувствуется надежда?

Надежда чувствуется в словах: «Подожди немного, отдохнёшь и ты».

Стр. 75. Ответы к стихотворению "Утес"

1. Какие чувства вызывает это стихотворение?

Грусть, печаль, одиночество - такие чувства вызывает стихотворение «Утес».

2. Подумайте, почему утёс плачет. Как об этом говорится в стихотворении? Прочитайте.

Утёс плачет, потому что его покинула тучка, ночевавшая на его груди. Поэт пишет так: «Но остался влажный след в морщине старого утёса... и тихонько плачет он в пустыне».

3. Как поэт называет утёс? Вспомните, как называется этот приём.

Утес поэт называет утёс «великаном». Такой прием называется эпитетом.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

Методическая система: Л.В. Занков.

Программа: Литературное чтение, В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова.

Класс: 2 (1-4).

Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".

Задачи урока:

  • раскрыть основное настроение стихотворения (грусти и одиночества);
  • формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи;
  • формировать первичные представления о приёмах олицетворении и контрасте;
  • формировать умение анализировать лирические стихотворения;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение;
  • совершенствовать выразительность чтения,
  • расширять литературный кругозор учащихся;
  • воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, учебник "Литературное чтение, 2 класс, 1 часть", тетрадь по литературе, цветные карандаши.

I. Подготовительная работа.

Цель: подготовить детей к первичному восприятию текста стихотворения, вызвать интерес к изучаемому произведению, настроить восприятие учащихся на эмоционально-эстетический тон стихотворения.

II. Ход урока

1. Организационный этап (3 минуты).

Дидактические задачи этапа:

  • подготовить учащихся к работе на уроке;
  • обеспечить адекватную внешнюю обстановку для работы;
  • психологически настроить учащихся на предстоящую работу.
  • взаимное приветствие учителя и учащихся;
  • проверка готовности рабочих мест учащихся;
  • запись числа, отметка о настроении (учащиеся отмечают своё настроение, обозначая его символом - например, воздушным шариком);
  • организация внимания, сообщение темы урока:

Сегодня на уроке мы с вами разгадаем ещё одну тайну искусства, а поможет нам стихотворение М.Ю. Лермонтова "Утёс".

2. Этап активизации ранее полученных знаний (5 минут).

Дидактические задачи этапа:

  • повторение ранее изученного материала (изобразительно-выразительные средства языка (контраст), особенности звучания (рифма);
  • подготовка к восприятию нового термина.

На доске записаны термины: пейзаж, контраст, строфа, рифма, пауза, олицетворение.

Выберите термины, которые вам знакомы, и зачитайте:

  • пейзаж
  • контраст
  • строфа
  • рифма
  • пауза
  • олицетворение

В тетради поставьте цифры в столбик от 1 до 5. Я буду зачитывать определение, если вы согласны с тем, что я зачитала, поставьте +. Если не согласны - -.

  1. Пейзаж - это жанр литературы.
  2. Контраст - это картина природы.
  3. Строфа - это группа стихов, связанных по смыслу.
  4. Рифма - повтор звуков, связывающих окончания слов.
  5. Пауза - короткий перерыв в речи.

Проверка: --+++.

На доске записан ещё один термин, как вы думаете, что такое олицетворение?

Так ли это, мы выясним на уроке.

  • словесный метод (беседа);
  • практический метод (проверочная работа);
  • частично-поисковый метод.

Методические указания:

  • проверка правильности выполнения работы осуществляется путём самопроверки: учитель зачитывает утверждения и говорит верны они или нет, учащиеся проверяют, соответствует их ответ или нет;
  • в ходе беседы заслушиваются все мнения учащихся, учитель не оценивает ответы учащихся с позиции "верно - неверно".

3. Этап самостоятельного чтения учащихся (1 минута).

Дидактические задачи этапа:

  • повторение текста стихотворения;
  • подготовка к анализу стихотворения.

Прочитайте стихотворение, которое было домашним заданием с. 28.

Методы обучения на данном этапе:

  • работа с книгой.

Методические указания:

  • дети заранее заучивают стихотворение, что облегчает работу по формированию представлений о специфике лирических произведений.
  • портрет поэта висит на доске и на данном уроке учитель не знакомит учащихся с творчеством и жизнью поэта.

4. Этап анализа текста (20 - 25 минут).

Дидактические задачи этапа:

  • формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, олицетворение);
  • формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);
  • учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);
  • подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения.

Работа по плану:

  1. Определение количества строф, строк в строфе.
  2. Составление рисунка рифм.
  3. Выразительное чтение учителем.
  4. Определение контрастов в стихотворении.
  5. Выделение образов.
  6. Работа над понятием "олицетворение".

Сколько строф в этом стихотворении, докажите (2: т.к. в первой группе говорится о тучке, а вторая объединена темой утёса).

Найдите рифмы, сделайте рисунок:

  1. золотая
  2. великана
  3. играя
  4. в морщине
  5. одиноко
  6. глубоко
  7. в пустыне

Чтение стихотворения учителем с. 28.

О чём это стихотворение? Только ли о природе?

Сначала попробуем разгадать все пейзажные тайны стиха. Для этого зададим вопрос "почему?" ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него:

  • почему тучка "золотая"? Она из золота? (это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась)
  • почему "на груди утёса-великана"? (спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно; утёс-великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова)
  • почему "по лазури, играя"? (утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка "убегает" (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро "весело играя" умчалась)
  • почему остался "влажный след в морщине"? (по утру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды)
  • почему "тихонько плачет он в пустыне"? (горы, утёсы покрыты снегом, как на картинах Н.Рериха, от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться)

Много ли контрастов в этом стихотворении?

(контраст есть:

  • ночь - утро,
  • статика утёса - движение тучки,
  • весёлость - грусть,
  • великан-утёс - маленькая тучка).

О чём же ещё это стихотворение? Какие образы есть?

Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо утёса, тучи, определил их характер.

Поэт использует приём:

о - лице - творение

Может ли живопись так же воспринимать мир неживой природы?

Рассмотрите репродукцию на с. 30 (М. Чюрлёнис. День, Н. Рерих. Стражи ночи.)

Что вы видите? Можно ли назвать образы, созданные художниками - олицетворениями? (даже название "Стражи ночи" - оживляет)

Вернёмся к стихотворению "Утёс". Какое у него настроение? (грустное, задумчивое, мрачное, печальное; старик-утёс задумался о своей молодости, ему одиноко; тучка - светлое воспоминание, как беззаботна молодость и очень одинока старость)

Методы обучения на данном этапе:

  • практический метод (упражнения, рисование схем, образов, работа в тетради);
  • наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);
  • словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);
  • работа с книгой (чтение, цитирование);
  • частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Методические указания:

  • на данном этапе важна предварительная работа, т.е. просмотр картин Н. Рериха и рассказ об особенностях его творчества, т.к. она помогает осознать идею стихотворения, определить настроение и раскрыть понятие "олицетворение";
  • ответы детей не оцениваются, а обобщаются учителем, т.к. анализ текста должен отвечать потребности разобраться в прочитанном;
  • при работе с образами стихотворения учащиеся делают рисунки в тетрадях.

5. Этап подведения итогов урока (2 минуты).

Дидактические задачи этапа:

  • обобщение результатов анализа стихотворения;
  • обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства.

Какую тайну искусства мы разгадали на уроке?

Какая картина с выставки картин Н. Рериха наиболее подходит по идее, по настроению, по образам к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утёс"?

6. Домашнее задание.

Дидактическая задача этапа:

  • подготовка к восприятию нового материала.

Запишите карандашом в тетради: с. 31. выучить.

III. Последействие.

Дидактические задачи этапа:

  • расширение межпредметных связей.

Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утёс" (на уроке изобразительного искусства).

Подготовьтесь к конкурсу чтецов по теме "Изобразительно-выразительные средства языка".

Золотая тучка ночевала на груди утеса-великана. Но рано утром она покинула своего покрови­теля и умчалась прочь. И дорогой для нее были небесная лазурь, в которой она весело летела и иг­рала. Однако влажный след от тучи остался на груди утеса-великана. Он запечатлелся в морщи­не старого утеса. Утес-великан остался одиноко стоять на своем месте. Он не может последовать вслед за тучей. Все это заставило его глубоко заду­маться. И он тихонько плачет в пустыне.

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

В этом стихотворении Лермонтов выражает еще одну грань одиночества. Оно заключается в том, что в мире очень одиноко тем, кто остался один: без друга или соратника. В памяти остают­ся только светлые воспоминания, связанные с покинувшим тебя товарищем. Это ярко пред­ставлено поэтом в образах легкомысленной и иг­ривой тучки и неподвижного и теперь одинокого утеса-великана.

5 (100%) 1 vote


На этой странице искали:

  • лермонтов утес краткое содержание
  • лермонтов тучи краткое содержание
  • краткое содержание утес
  • сочинение по стихотворению лермонтова Утёс
  • доклад про лермонтова краткое содержание