Образовательная программа доу золотой ключик. Программа "золотой ключик" в школе и детском саду

Авторская образовательная программа «Золотой ключик» авторы программы Кравцова Е.Е. – д.психол.н., профессор, директор института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ Кравцов Г.Г. - д.психол.н., профессор института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ Бережковская Е.Л. – зав. учебно-научной лаборатории психологии воли института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ




Программа представляет собой модель непрерывного образования. Принцип непрерывности образования соблюдается на всех уровнях: - при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию; - на уровне связи образовательного учреждения с семьей; - на уровне реализации полученных знаний в практической деятельности;




Принципиальные отличия программы « Золотой ключик » Каждый ребенок по своей природе волшебник. Он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу-Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом. Правда, для этого детям нужна помощь взрослых. Надо, чтобы у ребенка был материал и содержание для фантазии. Надо, чтобы он поверил в свое могущество. Надо, чтобы его волшебство помогло ему открыть окружающий мир и способствовало конструированию собственного внутреннего мира.












Игра - организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста; Игра - способ обучения дошкольников; Игра - средство диагностики психического и личностного развития ребенка; Игра – способ развития и средство коррекции нарушений психического и личностного развития детей дошкольного возраста Игра – форма совместной деятельности детей и взрослых









Информационная поддержка образовательных программ осуществляется ООО «Лев» Web:



Ежегодный семинар - практикум по программе «Золотой ключик» 2017

«Золотой ключик » вновь собрал педагогов столицы на базе Школы 1210. 80 московских учителей начальных классов приняли участие в работе практико-ориентированного семинара по программе «Золотой ключик ». Автор программы - профессор Елена Евгеньевна Кравцова и ее коллеги уже второй год оказывают научное и психологическое сопровождение программы. Участниками семинара в этот раз были еще и родители будущих первоклассников, у которых программа вызвала интерес. На главный вопрос - возможно ли получение хороших предметных результатов, если упор делается на развитии личностных и метапредметных умений, ответ был утвердительный. Возможно. Приходите и смотрите сами!

Немного о программе «Золотой ключик»

Зачем ребенку учиться? Почему все дети в нашей стране, достигшие определенного возраста, должны идти в школу? Так положено? Надо дать им определенные знания, умения и навыки? Или, как говорил А. Эйнштейн, создать условия для их личностного развития?

Как обеспечить психическое и личностное развитие младшему школьнику? Во-первых, необходимо соблюдать преемственность дошкольного и школьного образования. Поэтому в обучении младших школьников широко представлена игра. Именно игра позволяет реализовать второй принцип обучения в начальной школе, способствующий развитию детей: осмысленность обучения. Дети учатся не потому, что так хочется учителю или предусмотрено стандартами образования, а пото- му, что то или иное умение или навык нужны им самим. Поми- мо игры осмысленность обучения достигается через событийность обучения и комплексные уроки.

В-третьих, согласно культурно-исторической теории, предло- женной Л.С. Выготским, на основе которой и построена програм- ма «Золотой ключик», основным источником развития является общение. Поэтому основное внимание при обучении младших школьников уделяется созданию развивающей среды, путем организации сотрудничества детей между собой, содержательного общения со взрослыми, взаимообучения и т.п. Младшие школь- ники имеют возможность и учиться друг у друга, и учить друг друга и детей дошкольного возраста, и взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса «на равных». Помимо этого, создаются условия для содержательного общения ко- манды педагогов, работающих с младшими школьниками, как на уроках, так и во внеурочное время. Особую роль в обеспечении развивающего обучения играет активное участие родителей, которые не только в курсе всего, происходящего в школе, но подго- тавливают ребенка к школьным событиям, а также продолжают их обучение после школы.

Л.С. Выготский подчеркивал, что человек приписывает своим поступкам личностный характер, если чувствует себя источни- ком своего поведения и деятельности. Его непосредственный ученик Д.Б. Эльконин говорил, что в начальной школе ребенок учится учиться, то есть именно у младшего школьника формиру- ется субъект учебной деятельности.

Доктор психологических наук, профессор

Кравцова Елена Евгеньевна

Второй год обучения по программе «Золотой ключик »

Ваш ребёнок идёт в школу!

История литературного кафе «УЛИТКА»

УЛИТКА - это коллективный проект. Я благодарю моих коллег за интересные идеи и активную помощь в работе проекта, моих учеников - читателей и творческих родителей, которым всегда интересно, чем заняты их дети в школе, как они развиваются.

У ЛИТ ературного Ка фе - такое название и саму идею мы увидели в московской школе №199. Правда, в этой школе УЛИТКА для старшеклассников. Захотелось организовать такой же клуб для активных читателей начальной школы. С разрешения Давыдовой Ирины Сергеевны (организатора литературного клуба в школе №199) оставили для себя оригинальное название, большую викторину по прочитанным произведениям и УЛИТКУ В ШЛЯПЕ. А остальные традиции родились уже в нашем коллективе единомышленников - учеников и родителей.

Первая УЛИТКА (ещё прошлой весной в 3 классе) была посвящена книге Экзюпери « Маленький принц». Эта сказка очень взволновала, вызвала море чувств. Мы вели дневник мудрых мыслей. Очень грустно было читать последнюю главу, потому что книга заканчивалась. Но большая викторина УЛИТКИ по «Маленькому принцу» помогла вспомнить полюбившихся героев и узнать факты биографии автора. Забегая вперёд, скажу, что новая встреча с «Маленьким принцем» случилась в 4-ом классе. Шульгин Александр Терентьевич (учитель химии) организовал для наших ребят химическую сказку по книге Экзюпери «Маленький принц» .

Большая викторина - это красочная таблица вопросов и ответов по книгам, которым посвящена УЛИТКА . В викторине 6 категорий вопросов (варианты могут меняться):

- угадай героя

- биография

- цитаты

- рисунки

- разное

- цифры

Каждый вопрос имеет свой вес от 10 до 60 баллов. Ребята работают в команде. Выигрывает та команда, которая набрала больше всего баллов за работу по вопросам викторины.

викторины вызвали большой интерес. Но совсем не страшно было ошибиться, потому что работали в командах. На этой УЛИТКЕ зародились наши традиции: к большой викторине прибавилось вкусное чаепитие(девочки сами накрывали столы), конкурс команд по выразительному чтению УЛИТКА В ШЛЯПЕ. Сначала каждая команда получает сборник небольших текстов с диалогами, выбирает тот, который понравился всей команде. Затем команды репетируют выразительное чтение (у каждой свой укромный уголок). А потом звучит волшебная фраза УЛИТКА В ШЛЯПЕ! Эти слова произносит команда, которая готова выступить. Один из ребят команды надевает шляпу, устанавливается тишина, и звучит отрывок какого-то произведения. Другие команды оценивают выразительность чтения, отмечая сильные стороны выступающих. Абсолютно все получают большое удовольствие.

А в конце на специальных открытках все ребята пишут послание УЛИТКЕ: что понравилось, что нужно добавить, разные пожелания.

Третья Улитка собрала единомышленников из всей параллели 4-х классов. Учащиеся постарались прочитать одинаковые произведения о животных. Третья УЛИТКА украсила неделю ЛИТЕРАТУРНОГО ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. В этот раз никто из участников не знал, в какую команду попадёт. Это ещё больше подогревало интерес. Появилась новая традиция. В волшебном мешочке лежат фишки с разными изображениями улиток. Всего пять видов. Обладатели одинаковых фишек садились вместе за один стол. У каждой команды на столе был большой портрет своей улитки. Ребята из разных классов перемешались. Но команды от этого только выиграли: так здорово дополнять друг друга. Не знаешь ты, зато знает друг из параллельного класса. И после большой викторины, приятного чаепития, улитки в шляпе, каждая команда собирала паззлы, составляла иллюстрацию и отгадывала, из какого она произведения. А в конце традиционное пожелание Улитке от каждого участника. И в подарок ребята получили сборники своих работ (сочинений и авторских стихов). Сборник - это замечательная идея Сергея Сергеевича Сехина и большая помощь в осуществлении этой идеи. Тимофеева Светлана Викторовна создала прекрасную электронную версию сборника с портретами авторов и яркими рисунками.

И, конечно, особую теплоту, оживление, радость нам всем доставляет участие наших родителей. Так интересно неожиданно узнать, что чувствовали мама, папа, бабушка в детстве, когда читали такие же книги. Родители, как правило, попадают в разные команды со своими детьми. И очень хочется у них выиграть. А ещё они придумывают интересные роли, когда репетируют с ребятами УЛИТКУ В ШЛЯПЕ , тоже становятся артистами.

УЛИТКА перед НОВЫМ ГОДОМ была посвящена Джеку Лондону. Его произведения заставили нас повзрослеть. «Белый клык», «Сказание о Кише», «Любовь к жизни»- герои этих книг оставили такой же глубокий след, как «Маленький принц». На этой Улитке появилась новая рубрика (возможно и традиция) КОТ В МЕШКЕ. В большом красном мешке лежал предмет, который объединил произведения Джека Лондона. Команды задумались. Сила? Мужество? Но как это положишь в мешок? А может это добро? Любовь? Точно!!! Но как это положить в мешок? А в мешке лежало большое сердце - символ любви. Спасибо Наталье Анатольевне Крутелёвой . У неё оказался подходящий реквизит. И снова нас поддержали наши родители. А ещё удивительные стихи прочитал наш философ Евфимий. В этот раз у него получилось интересное лирическое стихотворение об осени. Он тоже вырос в своём творчестве.

Последняя Улитка была посвящена героям, кто отправился в увлекательное путешествие или с кем случились необыкновенные приключения. И вопросы к викторине уже составляли сами ребята. На конкурсе вопросов были выбраны самые интересные, но держались втайне. А в большой викторине по книгам о путешествиях и приключениях авторы вопросов только проверяли правильность ответов. Каждый такой вопрос сопровождался фотографией автора. Настало то золотое время, когда УЛИТКУ мы уже создаём вместе с активными участниками. Часто в пожеланиях УЛИТКЕ ребята просили задания на движение. Появилась новая традиция -крокодил . Это такая игра, когда команда берёт карточку и пытается без слов изобразить героя или ситуацию, связанную с ним. Другими словами это пантомима. В этот раз УЛИТКА оставила свой домик в кафе, так спешила на большую викторину (Настя Множина со своим братом второклассником готовилась к УЛИТКЕ ,испекла пряничный домик и принесла, чтобы всех угостить)

Очень приятно, что нас поддерживают младшие братья и сестрёнки. Оказывается, они хорошо знают, что читают старшие, участвуют в домашнем обсуждении книги, а на УЛИТКЕ дополняют, а иногда выручают команду.

К заключительной УЛИТКЕ мы готовились серьёзно и долго. Эта встреча была очень значимой, потому что была посвящена героям Великой Отечественной войны, нашей ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ. Снова вспомнили книгу В.Катаева «Сын полка», прочитали «Улицу младшего сына» и сильное впечатление получили от книги М.Шолохова «Судьба человека». На этой патриотической волне ещё раз почтили память пионеров-героев. Всем классом работали над проектом «Ордена и медали Великой Отечественной войны». Эту УЛИТКУ сопровождали портреты героев войны, нарисованные детьми, пилотки и музыка военных лет. Все мы, родители, учителя, дети, были едины, прониклись одним духом благодарности героям, кто подарил нам возможность жить, быть свободными и счастливыми. К 70-ти летию ПОБЕДЫ каждый из нас пришёл со своими личными маленькими победами. И все наши мысли, переживания, чувства мы искренне открыли УЛИТКЕ.

Для чего мы организовали УЛИТКУ? С какой ЦЕЛЬЮ?

Захотелось создать комфортную и познавательную среду для активных и не очень активных читателей, поддержать их интерес к чтению и желание обсудить прочитанное с товарищами, отстоять свою точку зрения, почувствовать поддержку ребят по команде, увидеть своих родителей с другой стороны и ещё больше подружиться с ними, помочь развить детям свои творческие способности, о которых они, может быть, ещё не знают.

P . S : Однажды во время обсуждения книги В.Катаева «Сын полка» мальчик сказал:

- Елена Владимировна, больше не задавайте нам читать такие переживательные книги. В конце я сильно плакал.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Авторская образовательная программа «Золотой ключик» авторы программы Кравцова Е.Е. – д.психол.н., профессор, директор института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ Кравцов Г.Г. - д.психол.н., профессор института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ Бережковская Е.Л. – зав. учебно-научной лаборатории психологии воли института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ

Автор программы Е.Е.Кравцова входила в состав группы по разработке стандарта по дошкольному образованию. Программа соответствует требованиям стандарта дошкольного образования Реализация программы «Золотой ключик» обеспечивается методическими разработками и авторским сопровождением Программа представляет собой модель непрерывного образования.

Принцип непрерывности образования соблюдается на всех уровнях: - на уровне взаимодействия детей разного возраста; - на уровне реализации полученных знаний в практической деятельности;

Принцип непрерывности образования соблюдается на всех уровнях: - на уровне связи образовательного учреждения с семьей; - при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию;

Принципиальные отличия программы « Золотой ключик» Каждый ребенок по своей природе волшебник. Он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу-Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом. Правда, для этого детям нужна помощь взрослых.

Надо, чтобы у ребенка был материал и содержание для фантазии. Надо, чтобы он поверил в свое могущество. Надо, чтобы его волшебство помогло ему открыть окружающий мир и способствовало конструированию собственного внутреннего мира. Принципиальные отличия программы «Золотой ключик»

Основа всего процесса – организация событий

События создают условия для неотчужденного обучения

Все без исключения взрослые детского сада участвуют в организации событий и воспитании детей. Реализуется принцип парной педагогики

События проживаются детьми вместе со взрослыми в игровой форме

Играющий взрослый – это необходимость

Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста (ведет за собой развитие) Игра – форма совместной деятельности детей и взрослых Игра - способ обучения дошкольников; Игра - способ организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста; Игра - средство диагностики психического и личностного развития ребенка; Игра – средство коррекции нарушений психического и личностного развития детей дошкольного возраста Почему игра–необходимость

Дети в «Золотом ключике» - объединение в разновозрастные группы

Это дает детям возможность учить младших и равняться на старших

Программа направлена на становление общности «дети-родители-педагоги»

Организация жизнедеятельности детей по программе «Золотой ключик» является здоровьесберегающей, что неоднократно отмечалось специалистами дошкольного образования. Детям неинтересно болеть – можно пропустить интересные события.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Программа «Золотой ключик» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей»

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности с использованием различных видов кукольного театра. По данной программе могут заниматься дошкольники 3 - 7 лет (младшая, ...

19 мая 2015, является примерной основной образо­вательной программой , определяющей содер­жание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для мак­симально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия. При достижении этой цели само собой обеспечивается пре­емственность между дошкольным и начальным школьным образованием, решается задача психологической подготовки детей к обучению в школе.

Теоретико-методологическую основу Программы «Золотой ключик» составляет культур­но-историческая Л.С. Выготского. В этом контексте в основу образовательного процесса по данной Программе положено построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окру­жающими и между собой. По этой причине группы в работающих по Про­грамме образовательных учреждениях состоят из детей всех возрастов.

В Программе «Золотой ключик» уделяется особое внимание традиционным ви­дам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирова­ния у детей полноценной учебной деятельности.