Обучение по заочной форме в школе. Все, что нужно знать о заочном обучении в средней школе

Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

Однако в реальности не все учебные организации готовы к реализации обеих форм образования. Причина кроется в учредительной документации, которая в большинстве школ ещё не соответствует новому закону и требованиям ФГОС.

Почему этот процесс движется так медленно? Все очень просто: в виду отсутствия заявок от желающих выбирать заочную или очно-заочную форму обучения, так как большинство родителей не владеют информацией о подобной возможности. Кроме того, заочная форма образования в уме россиян, как правило, связана с вузами, а не со школами. В школах также не спешат с анонсированием подобных прав, чтобы избежать лишней головной боли.

Ранее учащихся, которые не хотели или не могли учиться очно, направляли в вечерние школы, имевшие лицензии на заочную форму образования. Однако теперь в приложении к лицензии указывают исключительно уровень образования, а не его форму. В основном, вечерние, или сменные, школы на сегодняшний день стали частью (структурным подразделением) средних общеобразовательных организаций, став центрами образования, которые первыми и внесли поправки в свои учредительные документы и стали предлагать обучение по трём формам.

Но к успеху подобная смена статуса вечерних школ привела не везде. Особенно если учесть сокращение учебных планов и финансирования по коэффициенту в 0,65 от нормы дневных школ.

Кроме центров образования, изменили внутришкольную документацию, согласно новому законодательству и ФГОС, и в некоторых школах сельской местности, где заочная форма имеет большее значение, так как зачастую детей приходится возить на большие расстояния, что занимает немало времени и изматывает учащихся.

Для очно-заочной формы в школе должна открываться группа, если набирается, по меньшей мере, девять человек. Если в группе 16 человек, то для них выделяется 72 часа на консультации индивидуального характера, куда входят лабораторные и практические занятия, а также и промежуточная аттестация. При организации процесса обучения на весь учебный год часы распределяются равномерно – 2-3 учебных дня еженедельно, согласно действующим СанПиН.

Весь процесс организации очно-заочного и заочного обучения утверждается приказом руководителя образовательного учреждения на основе учебного плана и при учёте способностей и потребностей обучающихся, претендующих на подобную форму получения образования.

Итоговая госаттестация проходит, как и у всех выпускников образовательных учреждений РФ, на основании действующего Положения о ней. А вот формы организации обучения (дистанционные, групповые или индивидуальные) могут варьироваться в зависимости от обоюдного согласия участников процесса образования.

В целом же, руководство школ не стремится предлагать упомянутые формы обучения, за исключением единичных случаев, поскольку попытка реализации заочной формы в массовом характере может привести к серьёзным трудностям в системе образования.

Фото взято с сайта http://lh4.googleusercontent.com.

Это в теории. А на практике далеко не все школы готовы организовать у себя заочную или очно-заочную формы обучения. Почему? Потому что учредительные документы (устав, положения и другие локальные акты) большинства образовательных организаций не приведены в соответствие с новым законом и требованиями ФГОС. Почему руководство большинства школ не торопится вносить изменения? Потому что пока в этих школах нет желающих переводить детей на заочную или очно-заочную формы. Нет заявлений - не будет и изменений. В образовании действует рыночный принцип: спрос рождает предложение. Почему нет желающих, тоже понятно. Подавляющее большинство родителей не знает о новых формах обучения, даже не догадывается о них. Понятие «заочное» в сознании большинства россиян связано лишь с получением высшего образования. Средние образовательные учреждения не афишируют новые формы, тем более не рекламируют их на родительских собраниях. Тоже понятно почему. Если появится хотя бы одно заявление, придется менять привычную, годами устоявшуюся систему. Лишняя головная боль не нужна никому - у директора и его заместителей и так хлопот невпроворот.

Раньше детей, которые не хотят или по каким-то причинам не могут учиться очно, просто посылали в вечернюю (сменную) школу. У вечерних школ была особая лицензия - разрешение на обучение в заочной форме. Теперь же в приложении к лицензии указывается лишь уровень образования и ни слова нет о форме его получения. В большинстве регионов вечерние (сменные) школы вошли в состав средних общеобразовательных организаций, стали их структурными подразделениями. Именно эти объединенные школы (их теперь называют «центрами образования») были вынуждены первыми внести изменения в учредительные документы и начать работать по всем трем формам.

Привело ли изменение статуса вечерних (сменных) школ к положительным сдвигам? Далеко не везде.

Известно, что учебные планы вечерних школ всегда были укорочены, особенно на заочной форме обучения (на ней работают практически все школы в системе ФСИН), при этом коэффициент для финансирования составлял 0, 65 от норматива дневных школ. Когда же в соответствии с ФГОС в учебные планы включили предметы, которые раньше не велись: физкультуру, музыку, ИЗО, ОБЖ, - школам пришлось нанять новых специалистов либо увеличить нагрузку имеющимся, но норматив финансирования при этом остался прежним.

Логично предположить, что если сменная школа входит в состав общеобразовательной, то ее финансирование увеличивается. Но это в теории. На практике финансирование организуется по-разному в зависимости от бюджета того или иного региона.

Помимо центров образования внутришкольные документы привели в соответствие с новым законом и требованиями ФГОС некоторые сельские школы. По-видимому, их тоже подтолкнула к этому жизненная необходимость. Не секрет, что подвоз детей из отдаленных населенных пунктов нередко сопряжен с трудностями чисто технического порядка: время от времени школы сталкиваются с нехваткой горючего, болезнью водителя или технической неисправностью автобуса. И не только такими. Знаю немало случаев, когда школьный автобус с сопровождающим педагогом катит в 6-30 утра за единственным учеником в деревню, расположенную за 25-28 километров от школы. Одного ученика без сопровождения водитель везти не имеет права. Вот учителям и приходится в очередь вставать чуть свет, недосыпать, бросать утренние домашние дела ради подвоза одного ученика. Причем обязанность эта, распределенная между членами педколлектива сельской школы, чаще всего не оплачивается. Директор просто говорит: «А что делать, коллеги? Если не будем возить, потеряем одну душу и - соответственно - финансирование. Упадет численность». Поскольку почти все сельские школы стоят перед угрозой закрытия, а учителя - перед перспективой лишиться работы, то никто не возражает. Без особой радости педагоги покоряются необходимости. Для таких случаев очно-заочная форма обучения является спасением. Ребенка, живущего далеко, можно подвозить не каждый день, а допустим,раз в неделю - на консультации и проверочные работы и на общешкольные мероприятия.

Кроме того, есть дети, плохо переносящие дорогу, особенно если она неровная, с кочками и ямами (это в провинции, увы, не редкость). Привезут ребенка в школуполуживого, неспособного к учебе, к третьему уроку он понемногу придет в себя, а после четвертого ему снова терпеть ту же дорожную муку. У родителей сердце не каменное, они оставляютребенка дома под любым предлогом. Для семей, столкнувшихся с такой проблемой, заочная форма - наиболее приемлемый выход. Дистанционное образование тоже стало бы выходом, но скорость интернета в российских деревнях, даже крупных, не позволяет пользоваться Скайпом не только обычным жителям, но даже руководству школ. Несомненно, за дистанционным образованием будущее, но для большинства сельских школ оно наступит нескоро.

Но вернемся к заявленной теме. В отличие от «семейников», о которых мы , «заочники» и «очно-заочники» являются полноправным учащимися школы со всеми вытекающими последствиями. Школа отвечает за их успеваемость, развитие, дает все необходимые консультации, обеспечивает учебным материалом, проводит диагностику и т. д. Каждый «заочник» имеет куратора и прикрепленных к нему педагогов . Как для «очников», так и для «заочников» действует государственный образовательный стандарт, обучение «заочников», так же, как и очников, финансируется учредителем. Разница лишь в том, что обучающи е ся в очно-заочной и заочной формах осваивают общеобразовательную программу по индивидуальному плану. Организация обучения в очно-заочной и заочной формах тоже имеет свои особенности, хотя она тоже регламентируется учебным планом, расписанием занятий, образовательными программами и рабочими программами педагогов.

Вот несколько пунктов положения об организации обучения в очной и очно-заочной форме:

" О бучающиеся, осваивающие образовательные программы в очно - заочной или заочной форме, могут быть переведены на очную форму обучения по заявлению родителей ( з аконных представителей). Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение образовательных программ. М огут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств. При отсутствии документов уровень освоения общеобразовательных программ осуществляется школьной комиссией на основании распорядительного документа, в котором определяется порядок, перечень предметов, сроки и формы прохождения диагностической аттестации.

При приеме заявления о зачислении или переводе обучающихся на заочную или о чно – заочную форму обучения образовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей)обучающихся с порядком проведения аттестации (промежуточной и государственной (итоговой)) и образовательными программами учебных предметов.

Для освоения образовательных программ учебные часы распределяются в течение учебных дней с учетом потребностей и возможностей обучающегося на основе учебного плана. Контрольные работы и зачёты проводятся за счёт отведённых часов учебного плана. Количество контрольных работ определяет учитель по согласованию с администрацией образовательного учреждения. Формы проведения зачётов определяются учителем. Расписание занятий, контрольных работ и зачётов утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

Школа открывает классы (группы) при наличии не менее 9 человек. При зачислении в класс (группу) менее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальному плану, количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета – 1 академический час на каждого обучающегося. П ри наличии в группе 16 и более человек дополнительно выделяются 72 учебных часа для проведения индивидуальных консультаций. Суммарное количество учебных часов равномерно распределяется на проведение промежуточной аттестации, практических, лабораторных, консультативных занятий.

При организации образовательного процесса в течение всего учебного года указанные учебные часы равномерно распределяются на 2-3 учебных дня в неделю с учетом действующих СанПиН.

Школа самостоятельна в выборе системы оценивания учащихся, порядка и периодичности промежуточных аттестаций обучающихся. Качество освоения программ основного общего образования, вынесенных на самостоятельное изучение обучающимися, проверяется с помощью различных видов контроля. Формы и сроки оценивания знаний учащегося определяются участниками образовательного процесса и фиксируются в учебном плане обучающегося.

Г осударственная (итоговая) аттестация обучающихся по предметам, изученным в очно-заочной и заочной формах, проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Российской Федерации.

Участники образовательного процесса вправ е к о рректировать формы организации обучения учащегося и выбирать наиболее удобные для успешного освоения обучающимся образовательной программы (дистанционные, групповые, индивидуальные).

Учащийся, получающий образование в очно-заочной форме, может получать в школе дополнительные образовательные услуги (в том числе и на договорной основе) за пределами основной образовательной программы с учётом интересов и индивидуальных особенностей обучающегося. Порядок освоения программ дополнительного образования и внеурочной занятости отражается в индивидуальном плане учащегося".

На бумаге все выглядит очень благостно. Все «по желанию родителей», «с учетом мнения ребенка», в соответствии с законом и требованиями ФГОС... Красиво - нет слов... Но кто оплачивает «банкет»? Учредитель. А значит приказ о переводе или зачислении ребенка на очно-заочную или заочную форму должен быть согласован с учредителем. Хорошо, если заявление будет написано родителями до начала учебного года, а если они решат перевести ребенка в середине четверти, после того, как бюджет образовательного учреждения утвержден? Откуда пойдет финансирование оплаты дополнительных часов? Из бюджета школы, скорее всего, деньги будут выкраиваться из фонда оплаты труда. Разве это выгодно школам? Нет, большинству школ это невыгодно. Гораздо выгоднее «заочников» «семейники», за которых школа ответственности не несет,по закону она обязана организовать только его аттестацию - промежуточную и итоговую. Согласитесь, что это совсем другие затраты.

Есть мнение!

Светлана Викторовна Савицкая, директор лицея №40, Петрозаводск:

В нашем учреждении последние 10 лет обучались дети, которых родители переводили на семейную форму получения образования, а теперь на заочную. Но это всегда были особые, единичные случаи.
Думаю, что такая практика будет расширяться, и родители более смело станут выбирать для своих детей заочные формы получения образования. Самый частые аргументы против заочной формы и семейного образования– отсутствие возможностей для социализации ребенка, скудность его коммуникаций со сверстниками, - кажутся мне несостоятельными. Неужели родители, которые готовы взять всю ответственность за образование детей на себя, не смогут обеспечить своему ребенку адекватное общение с другими детьми? Сегодня возможностей для этого предостаточно. А вот то, что школа «не успевает» за современным развитием общества и технологий, далеко не всегда действительно выстраивает образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей КАЖДОГО ребенка, для меня не вызывает сомнения. А ведь именно это ждет каждый родитель от нас. Ответим на запрос – дети придут учиться в школу, не ответим – родители будут искать альтернативные варианты для обучения своих детей.

Фото Веры Костровой

Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

Однако в реальности не все учебные организации готовы к реализации обеих форм образования. Причина кроется в учредительной документации, которая в большинстве школ ещё не соответствует новому закону и требованиям ФГОС.

Почему этот процесс движется так медленно? Все очень просто: в виду отсутствия заявок от желающих выбирать заочную или очно-заочную форму обучения, так как большинство родителей не владеют информацией о подобной возможности. Кроме того, заочная форма образования в уме россиян, как правило, связана с вузами, а не со школами. В школах также не спешат с анонсированием подобных прав, чтобы избежать лишней головной боли.

Ранее учащихся, которые не хотели или не могли учиться очно, направляли в вечерние школы, имевшие лицензии на заочную форму образования. Однако теперь в приложении к лицензии указывают исключительно уровень образования, а не его форму. В основном, вечерние, или сменные, школы на сегодняшний день стали частью (структурным подразделением) средних общеобразовательных организаций, став центрами образования, которые первыми и внесли поправки в свои учредительные документы и стали предлагать обучение по трём формам.

Но к успеху подобная смена статуса вечерних школ привела не везде. Особенно если учесть сокращение учебных планов и финансирования по коэффициенту в 0,65 от нормы дневных школ.

Кроме центров образования, изменили внутришкольную документацию, согласно новому законодательству и ФГОС, и в некоторых школах сельской местности, где заочная форма имеет большее значение, так как зачастую детей приходится возить на большие расстояния, что занимает немало времени и изматывает учащихся.

Для очно-заочной формы в школе должна открываться группа, если набирается, по меньшей мере, девять человек. Если в группе 16 человек, то для них выделяется 72 часа на консультации индивидуального характера, куда входят лабораторные и практические занятия, а также и промежуточная аттестация. При организации процесса обучения на весь учебный год часы распределяются равномерно – 2-3 учебных дня еженедельно, согласно действующим СанПиН.

Весь процесс организации очно-заочного и заочного обучения утверждается приказом руководителя образовательного учреждения на основе учебного плана и при учёте способностей и потребностей обучающихся, претендующих на подобную форму получения образования.

Итоговая госаттестация проходит, как и у всех выпускников образовательных учреждений РФ, на основании действующего Положения о ней. А вот формы организации обучения (дистанционные, групповые или индивидуальные) могут варьироваться в зависимости от обоюдного согласия участников процесса образования.

В целом же, руководство школ не стремится предлагать упомянутые формы обучения, за исключением единичных случаев, поскольку попытка реализации заочной формы в массовом характере может привести к серьёзным трудностям в системе образования.

Фото взято с сайта http://lh4.googleusercontent.com.

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как "Формы получения образования". Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях осуществляющих образовательную деятельность - в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность - в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования ().

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания ( , ). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) ().

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

По-прежнему существует надомное обучение - для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях", письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".

Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 "Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается" и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается".

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

Однако в соответствии со прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната", который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната" экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского "вмешательства". До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским "участием" (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 "Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается" и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается".

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).