Ошибочный поступок 7 букв. Действие ошибочное — это… Значение психологического термина

Слово из 7 букв, первая буква - «О», вторая буква - «П», третья буква - «Л», четвертая буква - «О», пятая буква - «Ш», шестая буква - «К», седьмая буква - «А», слово на букву «О», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как? Показать ответ>>

К тебе пришли гости, а в холодильнике - бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь? Показать ответ>>

Каждый вечер спать ложусь, В комнате один я не боюсь. Засыпаю сладко я, Под пенье птицы... Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Знаете ли Вы?

Страус - самая большая из ныне живущих птиц, его высота достигает 2,7 метров, а вес 160 кг. Их овальное туловище покрыто мягкими перьями, цыплята (и самцы, и самки) коричневого цвета с более темными (до черного) пестринами. С возрастом самцы становятся черными (маховые перья первого порядка - белые), а самки - серо-коричневыми (маховые перья - коричневого цвета с черными концами). Страусы имеют длинную очень гибкую шею, благодаря которой они могут доставать до земли и до веток деревьев, а также видеть опасность издалека. Страусы по существу травоядные, и питаются травой на пастбищах, в кустарниках кустами, побегами деревьев. Часто используют в пищу насекомых и мелких позвоночных. Так как страусы привыкли жить в сухих областях, они очень стойкие к сквознякам.

ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ - общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении коих обнаруживаются ошибки различного характера. Сюда относятся оговорки, описки, очитки, ослышки, забывание, затеривание, запрятывание, ошибки памяти и ошибки-заблуждения - выражение борьбы двух несовместимых бессознательных стремлений (намерений и сопротивлений), в результате коей нарушается задуманное действие и возникает ошибочный поступок. Появление действий ошибочных объясняется:

1) столкновением взаимно противоречащих намерений индивида;

2) проявлением в столь своеобразной форме - против воли субъекта - намерения, которое он старается скрыть, или которое для него в данный момент бессознательно. Родственны действиям ошибочным так называемые действия симптоматические, кажущиеся случайными, бесцельными (напевание про себя мелодий, «перебирание» вещей и пр.); согласно З. Фрейду, они имеют скрытый смысл. В психоанализе как особенно существенные выделяются две группы действий ошибочных: повторяющиеся и комбинированные. Согласно З. Фрейду, основной мотив действий ошибочных - тенденция избегать неприятные чувства в связи с воспоминаниями или иными психическими актами - психическое бегство от неприятного. Эти действия - полноценные и полноправные психические акты, в коих открывается и смысл и намерение; при столкновении двух различных намерений одно из них оттесняется, выполнение его не допускается, однако оно все же проявляется как нарушение другого намерения (=> действие случайное | симптоматическое).

ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Петер Херлин

Ошибочные действия образуют особую категорию психопатологических явлений, а именно психопатологические явления обыденной жизни. Ошибочное действие представляет собой осечку в работе психической функции, при которой вытесненное намерение, осуществляясь в обход сознания, затрудняет или искажает задуманное действие или человек совершает другое действие вместо задуманного. При этом границы сферы ошибочных действий задаются, по Фрейду, следующими условиями. 1) Ошибочное действие не выходит за определенные рамки, оно должно оставаться “в пределах нормальных явлений” (IV, 267). Если при невротических конфликтах вытесненные намерения причиняют существенный ущерб важнейшим сферам деятельности (например, приему пищи, сексуальности, работе, общению), то ошибочные действия по своему характеру не столь масштабны и заметны, а сопровождающие их аффекты незначительны. (Здесь, правда, следует оговориться, что есть и исключения: при некоторых неврозах ошибочные действия порой столь серьезны, что могут привести к смерти больного или другого человека.) Тем не менее ошибочные действия возникают по схеме невротического конфликта, сходного по своей структуре с конфликтом намерений, лежащим в их основе. Изучение ошибочных действий показывает, что пропасть между больным и нормальным человеком не столь велика, оно служит введением в теорию неврозов и позволяет глубоко разобраться в работе вытесненных мотивов и психоаналитической динамической модели конфликта. 2) Ошибочное действие (в отличие от невротического расстройства) имеет характер преходящего, временного нарушения. До ошибочного действия человек выполнял это действие правильно, или считает себя способным исправить ошибку, а когда человека поправит другой, он тотчас признает, что замечание справедливо, а его действие неверно (чего опять-таки не бывает при невротических нарушениях). 3) Заметив ошибочное действие, мы обычно ничего не знаем о его мотивах, нам кажется, что оно совершено случайно и непреднамеренно.

Обратимся теперь, исходя из данного выше определения, к различным по содержанию видам ошибочных действий. Это даст нам материал для подробного обсуждения понятий и позволит выделить по формальным признакам группы или категории ошибочных действий.

Ими являются: оговорка - человек хочет что-то сказать, но говорит не то слово, которое намеревался произнести. То же самое случается при описке. При очитке человек вычитывает из текста нечто, чего там нет. При ослышке - слышит не то, что было сказано на самом деле. Если при забывании намерений, имен и впечатлений заблокирована функция припоминания, то при ошибках памяти продуцируются мысли-заменители, которые либо тут же отвергаются как ложные, либо признаются таковыми не сразу. При запрятывании и затеривании куда-нибудь кладут вещь, а потом не знают, где ее искать.

Наиболее часто встречающиеся виды ошибочных действий - оговорки и забывание. По мнению Фрейда, среди нарушений психической деятельности легче всего возникают нарушения речи. С них и начнем. Первую группу образуют те оговорки, намерение и смысл которых лежат на поверхности. Здесь прежде всего речь идет о случаях, когда человек вместо того слова, что он собирался произнести, произносит слово, противоположное по значению. Так, председатель парламента как-то раз открыл заседание словами: “Господа, позвольте мне сообщить, что присутствует столько-то членов, и объявить заседание закрытым” (XI, 27). Пара противоположных по смыслу слов стоит в тесном понятийном родстве и они находятся близко друг к другу в ассоциативной связи. Это обстоятельство приводит к подмене одного слова другим, но это, как гласит теория психоанализа, лишь облегчает объяснение, а полностью оговорка объясняется лишь с учетом вытесненного мотива - например, желания закрыть заседание.

Бывает и так, что нужное слово хоть и не подменяется словом противоположного значения, но из-за оговорки сказанное приобретает смысл, противоположный тому, что намеревался выразить говорящий. Так, один профессор в своей речи по поводу вступления в должность сказал: “Я не склонен (вместо “не способен”) оценить заслуги моего уважаемого предшественника” (XI, 27). “Geneigt” (склонен) не является прямым антонимом слова “geeignet” (способен), но, будучи употребленным вместо последнего, отражает намерение, противоположное оценке заслуг.

Вторая группа оговорок отличается тем, что вместо замены слов, смысл которых вполне ясен, слова искажаются и приобретают необычное звучание, оставаясь при этом более или менее понятными. Например, господин, у которого спросили о состоянии здоровья его лошади, отвечает: “Ja, das draut... Das dauert vielleicht noch einen Monat” [Да, это продлится, быть может, еще месяц]. Объясняя несуществующее слово draut, он сказал, что это печальная история. Из столкновения слов traurige и dauert родилось новое слово (XI, 35). Другой пример приводит Бреннер (Brenner 1967, 157-158). Один пациент рассказал, что в юные годы, когда он увлекался физической культурой, он оговорился и сказал physible culture вместо physical culture. При этом ему пришло в голову, что “physible” звучит почти как “visible” (то есть “зримый”). Тем самым его ассоциации вывели на бессознательно присутствовавшее у него желание показывать другим свое обнаженное тело и, с другой стороны, желание видеть обнаженными других; эти желания и были важными бессознательными детерминантами его интереса к спорту. Эксгибиционистские и вуайеристские желания пациента столкнулись в какой-то момент с его осознанным намерением сказать physical, и таким образом из слов physical и visible образовалось это двусмысленное слово. Смешанные образования такого рода, как мы видели в приведенных выше примерах, являются результатом компромисса и “означают, что каждое из двух намерений наполовину осуществилось, наполовину нет” (XI, 61).

Было бы неверно считать, что первый вид ошибочных действий, при которых вытесненное намерение приводит к полной замене слов, дает основания для вывода об осознанном или почти осознанном характере этих действий. “Так, например, может случиться, что пациент при первой встрече с врачом по ошибке назовет свою жену матерью. Он продолжает совершать эту ошибку и после того, как ему на нее укажут. Более того, он даже подробно объяснит, что его жена вовсе не похожа на его мать. И лишь после долгих месяцев анализа пациент оказывается в состоянии осознать тот факт, что в его фантазиях жена играла роль матери, на которой он хотел жениться много лет назад, в разгар своего эдипова комплекса. В подобных случаях ошибочные действия отчетливо вскрывают содержание Оно, в отношении которого Я пациента в течение многих лет сохраняло исключительно сильный контркатексис” (Brenner 1967, 155).

Описки настолько сходны с оговорками, что на их счет вряд ли можно что-то добавить.

При очитках роль побуждающего к беседе слова берет на себя сенсорный стимул - текст. Речь есть активное действие, чтение же, напротив, пассивный, копирующий акт понимания образов. При очитках это действие искажается активным действием создания образов. Они могут быть вызваны ожиданием или ожидаемым содержанием. Корректурная вычитка именно потому оказывается столь тяжелым трудом, что человек настроен видеть на бумаге верное слово и вместо напечатанного с ошибкой видит именно его. Ошибочные действия в строгом смысле слова определяются все же мотивом “личной заинтересованности” или “комплексом”. Так, Фрейд в одной газете прочитал заголовок: “Der Friede von Gцrz” (согласие в Герце), хотя на самом деле было “Die Feinde vor Gцrz” (неприятель у Герца). Он заметил при этом: “Мудрено ли ошибиться при чтении человеку, проводившему на этот фронт двоих сыновей” (IV, 125). Наборщик, набиравший книгу по биологии, постоянно ошибался на слове “Verschmelzung”. Этим словом в книге обозначалось телесное соитие при совокуплении и оплодотворении. Наборщик, однако, постоянно читал “Verschmutzung” (загрязнение), причем виной всему было то, что в его представлении акт соития являлся чем-то грязным (HeiЯ 1956,116).

В большинстве случаев очитки заключаются в полной подмене написанного слова другим, в той или иной мере связанным с первым. Между текстом и неправильно прочитанным словом смысловая связь имеется не всегда, однако они могут быть связаны еще теснее. Это правило особенно касается тех случаев, когда человек читает что-то неприятное, доставляющее боль и страдание, и подмена слов защищает его от этого; она позволяет человеку отстраниться от текста. При этом человек должен сначала (бессознательно) правильно воспринять текст, и лишь после этого он сможет откорректировать его по своему желанию.

Забывание намерений является ошибочным действием лишь тогда, когда оно касается намерения, которое мы действительно хотели выполнить и которое так и остается неисполненным, будь то действие, совершаемое время от времени или привычное (например, почистить зубы). То есть если человек сознательно или добровольно откажется от какого-то плана или замысла и тем самым надлежащим образом вычеркнет его из памяти, то здесь ошибочного действия нет. При забывании намерений имеют место нежелание и стремление сделать наоборот, которые успешно противодействуют припоминанию и исполнению. Это противление и нежелание противостоят намерению либо прямо, либо косвенно. Так, например, можно забыть о свидании из-за антипатии к человеку, с которым предстояло встретиться, но равным образом к забыванию приводит порой неприязнь к месту условленной встречи, с которым может быть связано болезненное воспоминание.

Механизм забывания имен “состоит в нарушении задуманного воспроизведения имени посторонним и в данный момент неосознаваемым течением мыслей. Связь между искаженным именем и комплексом, вызывающим это нарушение, или существует с самого начала, или устанавливается за счет поверхностной (внешней) , часто с виду искусственной ассоциации. Среди вызывающих нарушение комплексов наиболее действенными являются комплексы собственных отношений с людьми (личных, семейных, профессиональных)” (IV, 47-48).

Забывание впечатлений можно отнести к ошибочным действиям лишь тогда, когда эта забывчивость явно выходит за известные рамки обычной способности человека хранить воспоминания.

Наряду с простым забыванием встречаются забывание имени с ложным припоминанием (вместо нужного имени всплывает имя-заменитель, которое тотчас признается неверным) и ошибки памяти, которые вначале недоверия не вызывают. Такая форма забывания аналогична покрывающим воспоминаниям, которые объясняются процессом смещения: в памяти в виде воспоминаний-заменителей сохраняются индифферентные воспоминания детства, находящиеся в ассоциативной связи с действительно важными вытесненными воспоминаниями.

Мотивом затеривания и запрятывания вещи (а также их порчи) является желание отделаться от нее: например, от какой-то вещи с изъяном, которую хочется заменить лучшей, или от предмета, напоминающего о человеке, с которым испортились отношения. Затеривание порой объясняется желанием сделать по-своему или мотивом самонаказания, оно может даже иметь магическое значение: человек, стремясь избежать других потерь, приносит вещь в жертву судьбе. Иногда, при наличии символической мыслительной связи, склонность терять вещи переносится с одного предмета на другой; бывает, что потерянный предмет символически отображает вытесненную мысль.

Захватывание вещей по ошибке часто используется для того, чтобы желание, встретившее отказ, все-таки выполнилось. Овладение предметом подается как счастливая случайность. Фрейд запретил одному пациенту звонить своей возлюбленной, но тот, под предлогом необходимости позвонить Фрейду, “нечаянно” набрал не тот номер и попал прямо к своей пассии (XI, 74).

Некоторые из названных групп или видов ошибочных действий в сочетании друг с другом могут образовывать ошибочные действия смешанного типа.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ

До появления психоанализа ошибочные действия трактовали по-разному. Одни объяснения приближались ко взглядам психоаналитиков, другие толковали предмет прямо наоборот. То обстоятельство, что ошибочные действия только внешне кажутся непреднамеренными, а на деле за ними стоят свои причины, отмечали не только поэты и философы (например, Гёте, Шопенгауэр, фон Гартманн): даже в обыденном сознании еще до эпохи Фрейда не все “оплошности” считались случайными. Так, всегда считалась предосудительной забывчивость в определенных отношениях между людьми. Когда человек забывал откликнуться на приглашение, в этом видели знак пренебрежения и намерение оскорбить; если подданный, обращаясь к своему соверену, “забывал” предписания этикета, его могли за это казнить. Старая пословица гласит: “Lingva lapsa verum dicit” [оговорка выдает правду (лат.) - Ред.]. Каждый человек, пишет Фрейд, постоянно занят психическим анализом своего ближнего и при этом неизменно судит о бессознательных намерениях и замыслах другого по его поступкам, которыми тот говорит о себе больше, нежели думает и намеревается сообщить. “Ив этом, пожалуй, заключается наказание за внутреннюю неискренность, когда люди, ссылаясь на забывчивость и непреднамеренность позволяют выплеснуться наррку таким побуждениям, в которых им лучше было бы признаться себе и другим, раз pic не могут с ними совладать” (IV, 236).

И все же обыденному сознанию чуждо последовательное толкование ошибочного действия как поступка, преследующего определенные цели, пусть и совершенного непроизвольно и по неведению. Оно толкует его по-другому - в полном согласии с научной концепцией, полностью противоположной теории психоанализа, - как случайность или как некое порождение физиологических и психофизиологических факторов, таких, как легкое недомогание, нарушения кровообращения, состояния усталости, истощения, волнения, рассеянности. Кроме того, оговорки объясняются также такими факторами, как соотношение звуков, созвучность слов и словесные ассоциации, связанные со словами, которые человек собирается произнести. Согласно Вундту, у утомленного человека ассоциативные наклонности начинают преобладать над интенцией к верному произнесению слов.

Психоаналитическая теория не отрицает роли перечисленных факторов, однако относит их к разряду технических или сопутствующих условий, которые способствуют совершению ошибочных действий. Она исходит из того, что, во-первых, соматические и прочие способствующие факторы в ряде случаев отсутствуют, а во-вторых, эти факторы не дают исчерпывающего объяснения ошибочных действий, то есть их эффекта или содержания, не дают ответа, почему, например, человек оговорился именно таким, а не каким-нибудь иным образом. Об этой форме ошибочных действий Фрейд пишет: “...пока мы не ответим на этот вопрос, пока не объясним результат оговорки с психологической точки зрения, это явление останется случайностью, хотя физиологическое объяснение ему и можно найти. Если мне случится оговориться, я могу это сделать в бесконечно многих вариантах” (XI, 25). Психологический анализ показывает, что многие ошибочные действия суть “серьезные душевные акты” (Фрейд), имеющие смысл и цель. Следовательно, они нуждаются в динамическом объяснении как выражение “взаимодействия в душе сил” (Фрейд). Помимо того, что они обладают смыслом и представляют собой продукт наложения двух или нескольких различных устремлений, еще одним условием появления ошибочных действий считается следующее: нарушающее намерение проявится в виде нарушения первоначального намерения, лишь преодолев в своей реализации определенный ряд препятствий; прежде чем что-то исказить, ему самому предстоит исказиться.

Таким образом, то, что внешне выглядит всего лишь неудавшимся действием, причем не только с чисто дескриптивной, но и с чисто причинно-аналитической точки зрения (этот негативный аспект проявляется в односторонности французского перевода термина “ошибочные действия” выражением acte manque), будучи рассмотрено в динамике обнаруживает также позитивный характер действия, соответствующего намерению, действия отвергнутого, но при этом не полностью потерявшего возможность проявить себя. Фрейд при этом признает, что оговорки и описки вызваны подчас чисто физиологическими причинами, чего он не мог бы сказать о забывчивости, непреднамеренное же затеривание, напротив, вполне вероятно.

Как несмысловые факторы могут способствовать ошибочному действию, иллюстрирует известная метафора Фрейда. “Представьте, что я иду темной ночью по безлюдному месту, где на меня нападает грабитель, отнимает часы и кошелек. После этого я обращаюсь с жалобой в полицию, но поскольку лица грабителя как следует не разглядел, то формулирую свою жалобу так: только что безлюдье и темнота лишили меня кошелька. Комиссар полиции мог бы на это ответить: “Сдается мне, вы подвержены чересчур механистическому пониманию вещей. Лучше представим дело так: под покровом темноты в безлюдном месте неизвестный грабитель отнял у вас ценные вещи”” (XI, 39).

Согласно Хайссу (HeiЯ 1956), ошибочные действия в психоаналитическом смысле слова следует отличать от нарушений более или менее автоматизированных процессов, обусловленных недостаточной согласованностью (нескоординированностью) произвольных сознательных импульсов и непроизвольных поведенческих автоматизмов. Но вместе с тем этот тип ошибочных действий является общей формой любого ошибочного действия и, стало быть, лежит в основе ошибочного действия в узком смысле.

Недостаточная согласованность между импульсом и автоматизмом (например, речи, письма) наблюдается, когда человек подвергается чрезмерной нагрузке (например, вынужден произносить фразу с высокой скоростью, нервничает, пишет под диктовку или считает в слишком быстром темпе) или когда он лишен возможности обеспечить правильное протекание действия (например, испуг за рулем автомобиля, ведущий к аварии, или когда сознание вместо задуманного действия фиксировано на ином предмете). Системная область, к которой общая глубинная психология относит ошибочные действия в психоаналитическом смысле слова, является, по Хайссу, ошибочными действиями в широком смысле слова. “Механическая сторона всех ошибочных действий состоит в нарушении согласованности между схемами автоматизированного и целенаправленного поведения, то есть побуждающими или сдерживающими импульсами сознания” (там же, 130). И только во вторую очередь, при уже существующей нескоординированно-сти, подавленные намерения могут проявиться и повлиять на формирование ошибочного действия. Согласно теории Хайсса, такие намерения не являются достаточным условием для возникновения ошибочных действий в узком смысле, психоанализ же утверждает, что без них ошибочные действия невозможны, только в одних случаях это условие является одновременно достаточным, в других же для превращения сознательного намерения в ошибочное действие необходима поддержка вспомогательных факторов.

Против теории Хайсса можно возразить - если психоаналитическая теория права, считая, что есть случаи, когда “противоречивость” намерений является единственной причиной ошибочного действия, - что эта “противоречивость” создает почву для некой автономной формы недостаточной согласованности намерения с автоматизмом, стоящей в одном ряду с такими формами, как чрезмерность требований и неуправляемость автоматизма, то есть не сводимой к ним. Кроме того, Хайсс допускает явную ошибку, когда, иллюстрируя феномен нескоординированности, в котором видит главное условие возникновения ошибочного действия в узком смысле, он, в частности, пишет: “Уже то легкое затруднение, которое мы ощущаем, говоря нечто, в чем внутренне не уверены, когда пишем нечто нам неприятное или вызывающее протест, а также многие другие процессы подобного рода позволяют возникнуть этой нескоординированности. Дивергенция же сознательных импульсов порождает состояние, в котором может дать сбой соответствующий автоматизированный процесс письма или речи. Весьма показательно, что в такие моменты может проявиться ранее возникшее и отвергнутое сознательное намерение, которое существовало в виде мысли или чувства” (там же, 131). Но разве не является описанная “ненадежность сознания” (Хайсс) результатом (исходного) нарушения одного намерения другим? Ведь усомниться в одном намерении можно лишь имея другое намерение, критикующее и ослабляющее первое. И почему такое сомнение не может возникнуть само по себе - то есть вне связи с неуправляемостью или перегрузкой автоматизма (имеющими иные причины), - порождая нерешительность, ослабляя способность управлять действием в ходе его выполнения? Почему противоречивость намерений не может служить самодостаточной, автономной причиной нескоординированности?

ФОРМАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Согласно первой классификации (предложенной Хайссом), ошибочные действия подразделяются на активные и пассивные. В одном случае действие, которое человек намеревался произвести, вовсе выпадает (например, блокировка воспоминаний) , в другом происходит его замещение или искажение другим непроизвольным нарушающим намерением.

Формами активного ошибочного действия являются “замещение” и “искажение”. Если задуманное действие искажается, возникают компромиссные и смешанные образования, сгущения, характерные для первичного процесса, протекающего, например, в сновидении. Основываясь на относящихся к первичному процессу психопатологических явлениях обыденной жизни, Фрейд делает вывод относительно феноменов сгущения: “Своеобразный принцип работы, явное проявление которого мы видим в содержании сновидения, не может быть объяснен состоянием сна душевной жизни, ибо ошибочные действия убедительно доказывают, что он действует и во время бодрствования” (IV, 308-309).

Бреннер указывает, что в ошибочных действиях могут участвовать и иные механизмы, присущие первичному процессу: “Смещение, изображение целого через часть и, наоборот, изображение через аналогию, изображение через противоположность и символизм в психоаналитическом смысле” (Brenner 1967, 158).

Вторая классификация основывается на топической модели психического аппарата (см. соответствующую статью А. Холдера). К первой группе ошибочных действий относятся случаи, когда нарушающая тенденция индивиду известна и, кроме того, им осознано наличие самого ошибочного действия. Например, во “внутреннем диалоге” человек формулирует мысль, которая затем отвергается, ибо он не хочет высказывать ее вслух, однако эта мысль выражается в сформулированной фразе. Вторую группу составляют ошибочные действия, когда индивид признает за собой наличие нарушающего намерения, однако не сознает, что оно стало причиной его ошибочного действия; он бы удивился, если бы узнал об этом. Для третьей группы характерно то, что индивид не признает и не может признать без аналитической работы не только влияния того или иного намерения на совершение ошибочного действия, но и наличия у себя такого намерения. И если в первых двух случаях нарушающие тенденции относятся к системам сознательного или предсоз-нательного, то в третьем случае они бессознательны.

В третьей группе следует выделить особый случай: прежде чем совершить ошибочное действие, человек нередко на мгновение осознает, что может случиться неудача, однако во время ошибочного действия или сразу после него он вытесняет знание о своем намерении, так что этот факт может снова всплыть в сознании лишь благодаря разъяснению аналитика. Без такого разъяснения человек будет толковать свою ошибку как чисто случайное событие.

Третья классификация пользуется категориями структурной модели (см. статью А. Холдера). Здесь важно, к какой психической инстанции принадлежит нарушающее намерение. Нарушение может исходить от импульсов Оно или намерений Сверх-Я (например, при самокалечении, мотивируемом самонаказанием или искуплением), а по мнению Бреннера, и от намерений Я. Возможна и сверхдетерминированность ошибочного действия, когда одновременно действует несколько мотивов, относящихся к разным инстанциям.

Четвертая классификация основана на том, в какой смысловой связи находится нарушающее намерение с нарушенным, содержит ли оно возражение, поправку или дополнение к последнему или же они никак между собой не связаны. Этот случай является более редким и непонятным. Нарушение действия порождается здесь мыслями, занимавшими человека незадолго перед тем, и эти размышления “отзываются” в ошибочном действии. “Также и здесь нет недостатка в ассоциативной связи между тем, что нарушает, и тем, что нарушено, однако связь эта задается не содержанием, а создается искусственными, часто вынужденными связями” (XI, 58).

Тут следует добавить, что к ошибочным действиям примыкают случайные или симптоматические действия, почти незаметные, незначительные по последствиям и кажущиеся излишними, в которых отсутствует момент нарушения другого намеренного действия. Они граничат с жестами и движениями, в которых выражаются эмоции и душевные побуждения (XI, 55). К числу таких симптоматических действий относятся внешне бесцельные, чисто шутливые манипуляции с одеждой, частями тела и предметами, или мелодии, которые мы напеваем. Общим для случайных и ошибочных действий является то, что они представляют собой полноценные психические акты, лишенные осмысленной мотивировки. В них личность выражает нечто такое, о наличии чего она в себе не догадывается и о чем, как правило, не склонна сообщать, но стремится держать при себе, то есть символически представленные желания и фантазии.

Последнее замечание касается толкования ошибочных действий. Для него нет прямого доказательства. Его нельзя получить без совместной аналитической работы с человеком. Без такой работы любое толкование останется гипотезой. Однако толкование может быть основано и на косвенных доказательствах. Материалом для доказательства здесь служит психическая ситуация, в которой совершается ошибочное действие, знание характера человека, совершившего ошибочное действие, впечатление, произведенное этим человеком до совершения ошибочного действия, и, по возможности, его реакция на это действие. Можно также почерпнуть доказательства из событий, случившихся позднее, но в известной степени заявивших о себе в этом ошибочном действии; можно использовать доказательства по аналогии (доказательства, основанные на сходстве с феноменами, которые не являются ошибочными действиями), вроде утверждения, что подмена одного имени другим “по недосмотру” имеет такой же оскорбительный смысл, как и намеренное произнесение другого имени. Наилучший материал для косвенного доказательства дают ошибочные действия, совершаемые подряд. Один такой случай описан Фрейдом (XI, 50): “Э. Джонс рассказывает, что однажды он по непонятным причинам в течение нескольких дней забывал письмо на письменном столе. Наконец решился его отправить, но письмо вернулось, так как он забыл написать адрес. Указав адрес, он принес письмо на почту, но, как оказалось, забыл наклеить марку. Тут он был вынужден признать, что вообще не хотел отправлять это письмо”.

ЛИТЕРАТУРА

Brenner, Ch.: An elementary textbook of psychoanalysis.

New York: Int. Univ. Press 1967 Freud, S.: Zur Psychopathologie des Alltagslebens (1901). G. W. IV

Vorlesungen zur Einfьhrung in die Psychoanalyse (1916-1917) G. W. XI

HeiB, R.: Allgemeine Tiefenpsychologie. Bern: Huber 1956; Geist und Psyche, т. 2088. Mьnchen: Kindler

Eixenberger, H. F.: The Discovery of the Unconscious. New York: Basic Books 1970

Laplanche, J., Pontalis, J.-B.: Vocabulaire de la Psychanalyse. Paris: Presses Universitaires de France 1967