Ов ев примеры. Суффиксы прилагательных

Предлагаем читателям ИА "Хакасия" материалы пресс-службы СУ СКР по РХ на тему экстремизма. Чтобы думали, прежде чем размещать у себя на страницах в соцсетях разные экстремистские ролики. Пора бы уже многим уяснить, что так бывает: пара кликов мышкой - и судимость обеспечена.

"На протяжении последних нескольких лет одним из основных требований общества к государству является обеспечение защищенности от самой опасной угрозы - экстремизма, а также его крайней форме проявления - терроризма.

Правовой основой противодействия экстремизму и терроризму являются Федеральные законы от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму».

Эффективность осуществления профилактики экстремизма и терроризма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этих сложных общественных явлений. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятий.

Экстремизм – это сложное социально-политическое и криминальное явление, представляющее собой угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства. Профилактика всех форм экстремизма – это приоритетное направление в работе всех правоохранительных органов, заключающееся в выявлении, устранении, локализации факторов, способствующих совершению актов экстремизма и терроризма.

Экстремистской деятельностью (экстремизмом) является:

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Совершение преступлений по мотивам, указанным в Уголовного кодекса Российской Федерации;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Под экстремистской организацией следует понимать общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы –это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Термин "терроризм" происходит от лат. terror (страх, ужас). Как социально-политическое и общественно опасное явление терроризм имеет многовековую историю. Суть его - наведение страха и ужаса на власть и население путем совершения жестокого насилия и угроз насилием с целью запугивания, устрашения и подавления политических противников и конкурентов, навязывания им своей линии поведения - остается практически неизменным.

Следственным управлением СК России по Республике Хакасия уделяется повышенное внимание вопросам борьбы с этими преступлениями.

Национальный состав населения Республики Хакасия насчитывает более 100 национальностей, большинство из которых русские-81,7 %, хакасы-12,1 %, немцы, украинцы, татары, белорусы, чуваши, мордва, шорцы. Представлены все основные религии. Вместе с тем, многонациональность и поликонфессиональность населения республики не являлись источниками социальной напряженности. Республика Хакасия в этнополитическом плане в течение длительного периода остается одним из стабильных и спокойных регионов Российской Федерации. В значительной степени это результат усилий органов государственной власти, институтов гражданского общества, неизменно направленных на поддержание и укрепление межнационального и межконфессионального взаимопонимания и согласия.

В настоящее время в Республике Хакасия условий для открытого проявления межнациональных разногласий нет, так как националистические радикальные движения не имеют социальной поддержки в обществе.

Несмотря на это, экстремизм и его разновидность терроризм представляют реальную опасность, как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности.

Профилактика террористической и другой экстремистской деятельности включает в себя подготовку и реализацию государством и уполномоченными им органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.

Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее.

Профилактика экстремизма этосистема определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

Основными направлениями деятельности в сфере противодействия проявлениям экстремизма являются:

Противодействие криминогенным процессам в обществе, возникающим на почве экстремизма, профилактика правонарушений экстремистской направленности;
-выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности, принятие мер по их устранению;
-установление и пресечение фактов приготовления и покушения на преступление, совершаемых на почве экстремизма, а также принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления экстремистской направленности, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия;
-привлечение к работе по противодействию проявлениям экстремизма общественных организаций и отдельных граждан.

Социальную базу экстремистских групп составляют люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию.

Согласно статистическим данным, в настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 - 18 лет.

Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

В настоящее время современный человек не мыслит свою жизнь без всемирной сети «Интернет», и доступ к нему есть практически у каждого третьего жителя планеты, а в России почти у каждого второго. Вместе с тем, сегодня «Интернет» стал базовым каналом связи для распространения деструктивной идеологии, агрессии, насилия и межнациональной розни. Он используется для координации и подготовки терактов, вербовки боевиков, осуществлению экстремистских провокаций.

Особенностью преступлений, совершаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, является надуманное мнение пользователей о том, что высказывание комментариев или размещение материалов под псевдонимами позволит им избежать ответственности. Каждый должен понимать, что большая часть обсуждений в социальных сетях инициируется провокаторами, в том числе международными, с использованием изначально недостоверных и ложных сведений с целью искусственного создания конфликтных ситуаций и обострения социальной напряженности.

За распространение запрещённых материалов в Интернете несут ответственность авторы и распространители материала.

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Впервые список был опубликован 14 июля 2007 года и сначала состоял из 14 пунктов. С тех пор список регулярно обновляется. По состоянию на 31 октября 2015 года список включает в себя 3113 пунктов.

В список входят статьи , листовки и брошюры , книги , номера газет и журналов , кинофильмы , видеоролики и произведения изобразительного искусства.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Основная масса зарегистрированных на территории Республики Хакасия преступлений в 2015 году и за 8 месяцев 2016 года совершались с использованием сети Интернет и социальной сети «ВКонтакте», где злоумышленниками размещались различные видеоролики, изображения и комментарии экстремистского характера.

Учитывая важность работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и терроризму, следственным управлением в 2015 году и в 1 полугодии 2016 года систематически осуществлялась работа информационно-пропагандистского характера с целью профилактики данного вида преступности на территории региона и создания условий для мирных межнациональных и межрелигиозных (межконфессиональных) отношений между жителями республики.

В целях пропаганды антитеррористической деятельности следственным управлением активно проводится работа, направленная на правовое просвещение граждан. Для этого на официальном сайте следственного управления в разделе «Противодействие терроризму и экстремизму» размещены нормативно-правовые документы в сфере противодействия терроризму, материалы профилактического характера (памятки, информационно-разъяснительные статьи, часть из которых заимствована с сайта информационно-аналитического портала Национального антитеррористического комитета) и отражены организационные и профилактические мероприятия, проводимые следственным управлением.

По инициативе следственного управления в декабре 2014 года руководитель следственного управления включен в состав постоянно действующей антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Республике Хакасия.

Так, в феврале и апреле 2016 года руководитель следственного управления принял участие в совместном заседании антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Республике Хакасия, состоявшемся в правительстве Республики Хакасия под председательством главы Республики Хакасия. В работе заседаний приняли участие руководители силовых структур, специальных служб региона, руководители министерств и ведомств, главы городов и муниципальных районов республики, руководители предприятий.

Вопросы противодействия экстремизму и терроризму систематически обсуждаются на совещаниях различного уровня, в том числе в рамках координационной деятельности прокуратуры Республики Хакасия, на заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию национальному и религиозному экстремизму, на которых происходит обмен оперативно значимой информацией, определяются основные направления профилактической работы, вырабатываются оптимальные способы предотвращения возможных проявлений терроризма на территории республики. В ходе проводимой работы следственным управлением осуществляется постоянное взаимодействие с региональными органами МВД, УФСБ, ГУМЧС, УФМС России.

Сотрудниками следственного управления на постоянной основе проводятся встречи с учащимися и педагогами общеобразовательных учебных заведений, профессиональных училищ, высших учебных заведений, с трудовыми коллективами, где в профилактических целях разъясняется информация о недопустимости террористических проявлений, необходимости экстренного реагирования при наличии возможных угроз общественной безопасности, особенно акцентируется внимание слушателей на информации об ответственности за совершение преступлений террористического характера.

Информационно-аналитический центр «Сова» ведет мониторинг применения антиэкстремистского законодательства с момента его появления. Вы можете быть не согласны с нашими взглядами или оценками, но вам стоит к нам прислушаться, учитывая наш опыт.

Что происходит

Антиэкстремистское законодательство существует в России с 2002 года и продолжает расширяться. Оно основывается на рамочном законе «О противодействии экстремистской деятельности» и на июнь 2016 года включает в себя целый ряд статей Уголовного кодекса (УК), несколько статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и целый ряд положений, относящихся к гражданскому праву. Это законодательство касается:

Терроризма,

Попыток свержения власти и нападений на ее представителей,

Общеуголовных преступлений, совершаемых по мотиву национальной, религиозной и прочей вражды,

Нескольких разновидностей публичных высказываний (см. ниже),

Организационной активности, касающейся перечисленного выше,

Мелких правонарушений - изображения свастики и прочих запретных символов, распространения запрещенных материалов и т.д.

Это очень широкое законодательство, но мы здесь сосредоточимся только на тех нормах, которые касаются публичных высказываний, причем сделанных именно в интернете.

Количество людей, осужденных за преступления (это УК) или правонарушения (это КоАП) «экстремистской направленности», то есть за все, о чем говорилось выше, исчисляется сотнями в год и продолжает расти. По данным мониторинга Центра «Сова» (пусть и неполным), все большую долю в уголовном антиэкстремистском правоприменении занимают именно приговоры за высказывания. Например, в 2015 году за «экстремистские высказывания» было осуждено почти вдвое больше людей, чем за прочие «преступления экстремистской направленности». И из этих высказываний 85% в 2014–2015 годы были сделаны в интернете. По мнению Центра «Сова», от 5% до 10% таких приговоров явно неправомерны, но есть и немало спорных.

Практика антиэкстремистского правоприменения вызывает в российском обществе все большее беспокойство.

Зачем вам вообще читать эту памятку?

Казалось бы, если власти злоупотребляют антиэкстремистским законодательством в сравнительно небольшой части случаев и при этом вы сами считаете, что вы что-то пишете в интернете не с целью призвать к погромам, убийствам или перевороту, то не лучше ли исходить из того, что риск для вас невелик? Он сравним с риском попасть в авиакатастрофу, но ведь на самолетах мы все (или почти все) летаем.

Так обстоят дела, если вы не привлекли к себе чем-то неприязненное внимание полиции или иных органов власти. Впрочем, если и не привлекли, точнее, не думаете, что привлекли, риск не сводится к нулю, как и с самолетами, - и полезно хотя бы знать, что делает этот риск выше или ниже и каковы могут быть последствия.

Антиэкстремистское законодательство

Существует мнение, что эти законы направлены против «плохих парней» и нас с вами коснуться не могут. Но людей, разделяющих такое мнение, все меньше.

Куда популярнее точка зрения, что привлечь могут любого и за что угодно. Но и она, судя по собранным нами данным, неверна: не любого и точно не за что угодно. Ваше высказывание - будем называть этим словом демонстрацию взглядов в любой форме, будь то слова, рисунок, фото, видео, аудио или что-то еще - должно подходить под хотя бы одну из многочисленных норм антиэкстремистского законодательства. Нет такого правонарушения - «экстремизм», хотя в обыденной и журналистской речи так часто и говорят. Нарушить можно только конкретную норму закона.

Основные понятия закона «О противодействии экстремистской деятельности»:

1) экстремистская деятельность (экстремизм) :
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

4) символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Мы кратко перечислим те типы высказываний, которые могут быть интерпретированы как экстремистские и повлечь уголовную или административную ответственность. В соответствующих нормах много правовых тонкостей, но разбирать их все не имеет смысла, так как многие из них слишком часто игнорируют и сами правоохранительные органы. Мы отметим лишь те тонкости, которые имеют практическое значение.

Все варианты наказаний можно посмотреть в Приложении, ниже мы оговариваем лишь минимальный и максимальный варианты. Но важно отметить, что по уголовному делу суд может также назначить дополнительное наказание в виде запрета на определенные профессиональные занятия или на пользование интернетом сроком на несколько лет.

Возбуждение ненависти и розни (статья 282 УК)

Если вы делаете публичное высказывание, касающееся какой-то большой группы людей, которую можно описать в терминах национальности, гражданства, религии, языка и так далее, постарайтесь отнестись к нему внимательнее.

Возможно, какая-то из таких групп вас раздражает или пугает, а возможно, даже вызывает у вас более сильные враждебные чувства, и вы готовы выразить эти чувства или высказать какие-то соображения, явно направленные против этой группы. Центр «Сова» выступает за толерантность, но мы отдаем себе отчет в том, что все и всегда толерантными быть не могут, так что проявления интолерантности - вещь неизбежная. Вынося за скобки нравственные оценки, заметим, что подобные высказывания - это ваше право, но оно ограничено (что, кстати, само по себе обычно в мировой практике), и вам самим решать, насколько вы считаете нужным покуситься на эти ограничения.

Как уголовно наказуемые рассматриваются высказывания, направленные против людей, объединенных по признакам национальности (в смысле этничности, а не гражданства) и религии. Прочие объединяющие признаки, упомянутые в статье 282 УК, не используются, но речь может пойти практически о любой группе людей, объединенных каким-то признаком, - об «определенной социальной группе», как сказано в УК.

В принципе, разъяснения Верховного суда ограничивают применение статьи 282, но полагаться на эти ограничения в полной мере нельзя. Например, на данный момент дел о возбуждении ненависти к «социальной группе» представителей власти или политических деятелей нет, но нельзя исключить, что они могут появиться снова (как это не раз бывало до разъяснений ВС).

Верховный суд разъяснил, что в деле должно фигурировать именно возбуждение ненависти и вражды к людям, но не к их организациям (религиозным, национальным, политическим и прочим) или лидерам таковых, не к идеям, взглядам и обычаям. Это очень верные разъяснения, но в состав статьи 282 УК входит, помимо «возбуждения ненависти», еще и «унижение» людей по тем же групповым признакам, - и Верховный суд не разъяснил, какого рода унижение криминально, а какое нет. Поэтому на практике мы видим, что резкие высказывания в адрес религиозных идей, национальных обычаев и т.п. могут рассматриваться как криминальные в смысле статьи 282 УК.

Из Постановления Пленума Верховного суда РФ 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

3. При производстве по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности судам необходимо иметь в виду, что согласно пункту 2 части 1 статьи 73 УПК РФ подлежат доказыванию мотивы совершения указанных преступлений .

7. Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды .

При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам необходимо учитывать положения статей 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 года, и практику Европейского Суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц .

8.
Не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду , а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Чтобы минимизировать риск привлечения к уголовной ответственности, недостаточно избегать призывов к противоправным действиям по отношению к людям в связи с их цветом кожи, национальностью, вероисповеданием и т.д., это само собой разумеется. Не следует высказываться о таких группах людей в выражениях, которые считаются грубыми, не следует намекать (и тем более прямо указывать) на желательность какого бы то ни было ущемления их в правах, не стоит в грубых выражениях отзываться об их верованиях, символах и обычаях.

Если ваш гнев или иные негативные эмоции на самом деле направлен не на всю такую группу, а только на определенную ее часть в связи с какой-то ее деятельностью, очень важно это ясно проговорить. Возможно, высказывание ваше все равно будет не слишком толерантным, но зато меньше шансов, что оно окажется еще и криминальным, а главное - оно станет более точным и содержательным.

По статье 282 предусмотрено наказание от штрафа в 100 тысяч рублей до пяти лет лишения свободы, но если высказывания сопряжены с призывами к насилию, были совершены в группе или вы как-то использовали свое служебное положение, - то до шести лет.

Призывы к экстремистской деятельности (статья 280 УК) и сепаратизму (статья 280 1 УК)

Определение экстремистской деятельности - длинное (см. ниже), но его надо хотя бы в общих чертах запомнить, поскольку публичный призыв к любому из действий, входящих в это определение, - довольно тяжкое преступление. Если призыв сделан в интернете, то наказание за него - до пяти лет принудительных работ (то есть работы там, куда пошлет суд) или лишения свободы.

Призыв необязательно должен иметь четкую грамматическую форму, соответствующую призыву, всякого рода намеки на необходимость сделать то-то и то-то тоже могут быть сочтены призывом. Возможно, вы решили пошутить, но имейте в виду, что ваш юмор могут не понять.

Так что не следует намекать на желательность (и тем более необходимость) переворота, сепаратизма, терроризма, возбуждения вражды к каким-то группам (см. выше) или их дискриминации, создания любых силовых помех органам власти (включая, естественно, полицию, но также избиркомы), совершения любых преступлений по мотивам вражды к какой-то национальной, религиозной и т.п. группе, демонстрации запрещенной символики (см. подробнее ниже) или финансирования всего перечисленного.

Честно говоря, список столь длинен, что запомнить его непросто, но он интуитивно понятен и дает представление о том, какого рода действия считаются экстремистскими и к каким, соответственно, нельзя призывать. Есть, однако, три нюанса, на которых следует остановиться подробнее.

Во-первых, об упомянутой в этом перечне дискриминации. За саму по себе дискриминацию в нашей стране почти никогда не преследуют, вопрос этот мало обсуждается, поэтому многим непонятно, что именно следует считать дискриминацией. Тема эта, действительно, сложная, но, чтобы избежать обвинения по статье 280 УК, следует избегать высказываний о желательности нарушения чьих-то прав или законных интересов в зависимости именно от его/ее/их расы, национальности, вероисповедания (или отсутствия такового), языка и социального происхождения.

Во-вторых, запрет на возбуждение вражды в определении экстремизма (там почему-то используется слово «рознь») сформулирован гораздо шире, чем в статье 282 УК: запрещается еще и «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека» по групповым признакам. В совокупности, кажется, эти термины охватывают все мыслимые негативные высказывания, связанные с групповыми признаками, как, впрочем, и «унижение достоинства», предусмотренное в статье 282. Так вот, избегайте хотя бы наиболее явных негативных высказываний, как написано выше применительно к статье 282, но главное - не говорите, что другим стоит пренебрежительно или негативно относиться к другим людям по таким групповым признакам. В конце концов, если вашей целью не является действительно спровоцировать конфликт, не следует учить других людей относиться к кому-то плохо: другие люди и сами это умеют не хуже вас.

В-третьих, призывы к сепаратизму выделены теперь в отдельную статью 280 1 УК. Наказание по ней - то же, что и по статье 280. И учтите: судя по практике, речь не идет именно о призывах к сепаратистскому мятежу, по ней могут преследовать за любое высказывание о желательности уменьшить территорию Российской Федерации, как она изображена на официальной карте.

Оправдание терроризма (статья 205 2 УК)

Такое высказывание относится сразу и к террористическим, и к экстремистским преступлениям, наказание по ней, если речь идет об интернете, варьирует от штрафа от 300 тысяч до миллиона рублей до семи лет лишения свободы. Запрещается не оправдание в моральном или педагогическом смысле («он мстил за отца», «в детстве он перенес травму»), а именно утверждение правильности и желательности терактов как метода действия.

Естественно, говорить такое не следует.

«Реабилитация нацизма» (статья 354 1 УК)

Кавычки здесь обозначают название статьи, а также тот факт, что ее состав названию не соответствует. Применительно к высказываниям эта новая - так что практики пока очень мало - статья УК включает в себя несколько разных составов разной степени понятности.

Первый - отрицание или одобрение преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом. Большинство из нас не знает списка этих преступлений, но в целом речь идет о наиболее массовых преступлениях, совершенных германскими властями в годы Второй мировой, так что, в общем, понятно, о чем речь.

Второй состав можно только процитировать: «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны». Насколько широкое понимание здесь возможно, сказать нельзя - практики нет. Напрашиваются опасения насчет криминализации исторических дискуссий. Но поскольку использована формулировка «заведомо ложных», вашей защитой при такого рода обвинении может служить указание на источник, по возможности наименее маргинальный.

Наказание по первым двум составам варьирует от штрафа до 300 тысяч рублей до трех лет лишения свободы.

Третий состав менее тяжкий - от такого же штрафа до года исправительных работ (то есть вычета из зарплаты), - и речь идет о грубых высказываниях или осквернении памятных дат и символов, связанных с российской военной историей. Все эти даты и символы мало кто помнит, но если вы о них пишете, вы ведь понимаете, что они относятся к военной истории, - и в этом случае просто будьте вежливы. Быть вежливым вообще неплохо, но в данном случае еще и более безопасно.

Оскорбление религиозных чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК)

Что означает термин «оскорбление чувств», как именно отличить «религиозные чувства» верующих от других их чувств, - все это оставлено на усмотрение следствия и суда, что на практике означает полный произвол и хаос в правоприменении. Ясно только, что речь идет о высказываниях, направленных против религиозных обычаев, верований, символов и учреждений. Судя по формулировке, похожей на формулировку статьи «Хулиганство», и по имеющейся практике, криминальными считаются только высказывания, сделанные в грубой форме.

Межрелигиозные диспуты и диспуты между верующими и неверующими во все времена были весьма эмоциональными, но теперь, если вы поддаетесь эмоциям в таком диспуте и срываетесь на грубость, вы рискуете быть привлечены к уголовной ответственности и понести наказание от штрафа до 300 тысяч рублей до лишения свободы на один год.

Участие в экстремистском сообществе (статья 282 1 УК) или организации (статья 282 2 УК)

Если вы не состоите в организации (в том числе и в неформальном сообществе), которая уже запрещена как экстремистская (статья 282 2) или в деятельности которой, как вам кажется, легко заподозрить экстремизм в смысле его определения в законе, вам вряд ли стоит беспокоиться.

За публикации в сети по этим статьям обвиняют вообще очень редко, но практика может измениться. В принципе, публикация документов, программных статей, заявлений лидеров таких организаций может рассматриваться как форма участия в деятельности, по крайней мере если это систематическая публикация. На всякий случай на список уже запрещенных организаций на сайте Минюста: вы легко можете не знать, какие запрещены, а какие нет, но от ответственности это вас не избавит. А ответственность - от штрафа в 300 тысяч рублей до лишения свободы на шесть лет (если не рассматривать варианты, вряд ли применимые к высказываниям в интернете).

Все то же самое верно и для организаций, которые запрещены как террористические, и сообществ, ориентированных на террористическую деятельность, только статьи УК, соответственно 205 5 и 205 4 (там и наказания суровее: только лишение свободы - от десяти до 20 и от пяти до десяти лет соответственно). В террористической деятельности вы, конечно, не участвуете, но посмотрите все же на список организаций, которые запрещены как террористические - он тоже не столь очевиден.

Сводный список запрещенных организаций есть на сайте Центра «Сова».

Иногда возникает вопрос, может ли участие в группе в социальной сети, связанной с такой организацией, рассматриваться как участие в организации. По смыслу законов и по сегодняшней практике - нет. Но все равно имеет смысл проверить, в каких группах вы состоите, даже если вы их на самом деле не читаете.

Распространение «экстремистских материалов» (статья 20.29 КоАП)

В любом уголке нашей большой страны суд может запретить тот или иной «материал» как экстремистский, будь то книга, видеоролик, страница или сайт в интернете, песня и т.д., в том числе и просто некий файл, изъятый с чьего-то компьютера. Содержание этих материалов на практике варьирует от совершенно людоедского до совершенно невинного, а идеологический спектр покрывает чуть ли не все известные течения. И распространение любого из этих материалов является правонарушением по статье 20.29 и влечет наказание либо в виде небольшого, до трех тысяч рублей, штрафа, либо в виде ареста до 15 суток.

В принципе, дело может дойти и до уголовного обвинения по перечисленным выше статьям, но в реальности для такого обвинения вовсе не требуется, чтобы материал был запрещен, - напротив, именно публикация запрещенного материала лишь изредка приводит к уголовному делу.

Список запрещенных материалов официально публикуется на сайте Минюста, но читать его там технически крайней затруднительно, проще воспользоваться более понятной и удобной версией на сайте Центра «Сова» - начинайте отсюда (это первая часть, но на июнь 2016 года их уже девять). Наконец, текущую версию списка можно скачать с сайта Минюста целиком.

Признаем, содержание списка длиной уже более трех с половиной тысяч пунктов невозможно запомнить, а часто невозможно и понять, так как описания во многих случаях не дают никакого представления о том, что запрещено. Никакой контекстный поиск вам тоже не поможет узнать, запрещен ли тот или иной материал. И тем не менее, это никого не освобождает от ответственности по статье 20.29. Наконец, статья КоАП предполагает наказание лишь за «массовое» распространение, но любая публикация онлайн считается судами именно массовым распространением.

Таким образом, у вас нет способа наверняка не нарушить эту норму закона, если вы вообще что-то републикуете. Но если вы не хотите рисковать, то можете принять хотя бы некоторые меры предосторожности:

Избегайте распространения материалов уже запрещенных организаций (см. выше), если только вы не уверены, что именно этот материал не запрещен;

Если материал вызывает у вас сомнения, задайте варианты его названия, например, в news.yandex.ru - и, возможно, вы увидите новость о его запрете;

Если вам самому кажется, что этот материал какой-то «явно экстремистский», воздержитесь от републикации: если он не запрещен сегодня, то может быть запрещен завтра, а у вас-то он останется (см. об этом ниже).

Демонстрирование запрещенной символики (статье 20.3 КоАП)

Важно сразу подчеркнуть, что согласно неудачно сформулированной части 1 статьи 20.3 правонарушением считается публичная демонстрация определенной символики вне зависимости от вашего намерения и от контекста, достаточно самого наличия на картинке или в видео запретных символов. Наказание за это - от одной до двух тысяч рублей или арест до 15 суток.

На сегодняшний день запрещено несколько разновидностей символики (и атрибутики).

1. Нацистская. К ней относятся символы, использовавшиеся в Третьем Рейхе, но иногда и символы современных неонацистов. Со многими, пусть и не всеми, реально или потенциально противоправными символами можно ознакомиться

2. Сходная с нацистской до степени смешения. Термин «до степени смешения» - стандартный для гражданского права и означает сходство, затрудняющее различение для обычного человека. Степень сходства определяет суд. На практике известно, что все мыслимые знаки, чем-то похожие на свастику, могут быть сочтены схожими с таковой, но в других вопросах суды чаще проявляют здравый смысл.

3. Символика запрещенных за экстремизм и терроризм организаций (см. о них выше). Каталога такой символики нигде сейчас нет, да и не у всех таких организаций есть вполне определенная символика. Ситуация осложняется тем, что многие символы, использовавшиеся или используемые запрещенными организациями, широко используются и вне таковых - например, серп и молот или шахада (написанное по-арабски краткое исповедание мусульманской веры). На практике за такие популярные символы почти никогда не привлекают, да и в целом эта норма применяется редко, так что вам достаточно знать, как выглядит основная символика запрещенных организаций, - в случае сомнения просто погуглите картинки на название организации, и если какой-то символ явно именно к ней и относится, сделайте выводы.

4. Символика организаций, сотрудничавших с Третьим Рейхом во время Второй мировой войны или отрицающих нацистские и связанные с ними преступления. Эта норма настолько непонятна, что Дума поручила Правительству составить каталог таких символов, а Правительство его пока не составило, так что норма еще не работает.

Проблемные моменты

Публичность

Противозаконным может быть только публичное высказывание. И видимо, если содержание высказывания противозаконно, то оно тем опаснее, чем более публично. Но эти нюансы, как и многие другие, суды принимают во внимание редко. Главное, что оценивается в суде, - это содержание высказывания. Публичным же оно считается во всех случаях, когда оно было доступно «неопределенному кругу лиц», сколько бы человек его реально ни читало, слушало или смотрело.

Де-факто это означает, что суд сочтет публичным любое высказывание в интернете, не скрытое, так или иначе, паролем. Но даже и высказывания «только для друзей» в социальных сетях или посланные по e-mail достаточно большому числу людей признавались публичными. Так что следует забыть о приватности своего блога или аккаунта - вернее, исходить из того, что все, что вы пишете в интернете, суд сочтет публичным.

Репост

По смыслу закона суд должен оценивать именно ваше высказывание, то есть не сам скопированный текст (картинку или видео), а вашу публикацию как целое. Ваша публикация включает в себя, помимо собственно копии, какой-то ваш комментарий или отсутствие такового, а также контекст - содержание вашего блога или аккаунта в целом. Ведь большинство реальных читателей воспринимает репост именно в данном контексте, с которым они знакомятся в этот момент или ознакомились ранее, и представляют себе вашу позицию. Фактически, репост - это цитата, которая всегда должна оцениваться в контексте (и применительно к СМИ это подтверждено Верховным судом). Увы, суд почти никогда не оценивает репосты таким образом.

Если вы хотите репостить нечто, что, как вам, прочитавшему эту памятку, кажется, суд может оценить как экстремистское высказывание, то с точки зрения собственной безопасности вам следует сделать одно из двух. Либо просто не делать такой репост, что, конечно, решает проблему безопасности, но явно чрезмерно ограничивает вашу свободу слова и возможность обсуждать интересные вам темы. Либо сопроводить репост комментарием, ясно показывающим, что вы не согласны с тем содержанием, которое, как вам кажется, суд сочтет экстремистским. Этот вариант безопасности не гарантирует, но, судя по практике, весьма существенно ее повышает.

Конечно, вы можете считать, что если суд и сочтет цитируемое высказывание экстремистским, вы с этим заранее не согласны и не готовы воздержаться от того, чтобы поддержать это высказывание. Еще вам может представляться просто смешным делать к репосту самоочевидные комментарии. Тогда просто решите, готовы ли вы рискнуть.

И последнее: часто говорят, что у нас привлекают и за «лайки». Нет, пока это не так. Зато был уже приговор за принятую отметку своего имени в чужом посте «ВКонтакте», включавшем запрещенное видео. Интерпретировать принятую отметку как распространение информации - это явная натяжка, но приговор такой был вынесен и вступил в силу, так что стоит внимательнее относиться к принятию упоминаний своего имени (в тех сетях, где есть такой механизм).

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной - можно говорить о «вынужденном экстремизме».


1. Проблема определения понятия

В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Доктор Питер Т. Колеман (англ. Peter T. Coleman) и доктор Андреа Бартоли (англ. Andrea Bartoli) в своей работе «Addressing Extremism» дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:

Экстремизм - это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а так же определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» - это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

  • Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), а другие экстремистские действия - как несправедливые и аморальные (антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.
  • Кроме того, у одного и того же человека моральная оценка одного и того же экстремистского действия (например, использования тактики партизанской войны Нельсоном Манделой против правительства ЮАР) может меняться в зависимости от условий - руководства, мнения мирового сообщества, кризисов, «сведения исторических счётов» и так далее. Таким образом, современный и исторический контекст, в котором совершается экстремистское действие, формирует наши взгляды на него
  • Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).
  • Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).
  • Несмотря на то, что экстремисты и их группы (такие, как Хамаз или Исламский Джихад) часто рассматриваются как связанное воедино и согласованное зло, важно понимать, что и внутри них могут быть конфликты и амбивалентное поведение членов групп. Так, например, отдельные члены Хамаза могут сильно отличаться по своей готовности вступить в переговоры с властями Палестины и, в конечном счёте, с определёнными фракциями в Израиле.
  • Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта - не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

Другой подход демонстрирует со-координатор Международного Движения по защите прав народов В. Д. Трофимов-Трофимов. Согласно его определению, экстремизм не связан только с политикой и распространяется на все виды человеческой деятельности:

Экстремизм - это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта.


2. Международно-правовое определение

«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия экстремизма (п. 3 ч. 1 ст. 1):

Экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Данную Шанхайскую конвенцию подписали: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.


3. Юридическое определение в России
В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.


4. Юридические определения в США
Подобные преступления в некоторых штатах США квалифицируются как «преступления на почве ненависти». Это специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, инвалидам. Такая дополнительная квалификация, отягчающая вину и ужесточающая наказание, существует в некоторых штатах США, в ряде стран Западной и Центральной Европы, но отсутствует в других штатах и государствах.


5. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности
Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.


6. Основные направления противодействия экстремистской деятельности
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.


7. Субъекты противодействия экстремистской деятельности
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В Российской Федерации вопросы противодействия экстремистской деятельности относятся к компетенции Департамента по противодействию экстремизму МВД России.


8. Профилактика экстремистской деятельности
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.


9. Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности
Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечёт за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.


10. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своём несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.


11. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом
На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно - правовыми актами и федеральным законодательством. Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещённой организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или её официальных представителей);

ж) запрет на создание её организаций - правопреёмников в любой организационно-правовой форме. После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.


12. Борьба с детским экстремизмом
В принятой городским парламентом Калуги в 2006 году целевой программе «Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2009 годы» в частности содержались меры, призванные развить в подростках неприятие нацистской атрибутики и участия в несанкционированных собраниях.


13. Критика государственной политики России в сфере борьбы с экстремизмом
По мнению ряда журналистов, в России начала XXI века термин «экстремизм» приобрёл однозначно отрицательный смысл и главным образом используется в государственных СМИ с целью:

  • создания негативного имиджа и уголовного преследования общественных активистов, членов оппозиционных движений, независимых журналистов;
  • создания негативного имиджа националистических и/или религиозных движений и организаций, дискредитации их позиций и взглядов и легитимации их запрещения.

9 июня 2011 года в ходе обсуждения проекта постановления пленума Верховного суда РФ по уголовным делам об экстремизме докладчик, судья Верховного суда Владимир Давыдов выразил обеспоконность и тем, что в законодательстве не прописано определение спорного понятия «социальная группа», предположил, что вводя подобный термин, «законодатель хотел оттенить слабые, незащищённые группы, но сделал это крайне неудачно». Было заявлено, что Верховный суд планирует в ожидании помощи от законодательной власти рекомендовать судам трактовать «социальные группы» ограничительно, а не расширительно - то есть, нарушения могут в быть в отношении «социально слабых групп» - пенсионеров, инвалидов, сирот. Однако в принятом постановлении термин «социальная группа» не был истолкован таким образом. Тем не менее, было указано, что критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.

Данное Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» было принято 28 июня 2011 г. и опубликовано в «Российской газете» 4 июля.

Что такое экстремизм и экстремистская деятельность и виды ответственности

Экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Среди таких проявлений можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны.

Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. Однако экстремизм, как явление, вполне живуч и в государствах с демократическим устройством, включающим в себя многочисленные права и свободы.
Виды экстремизма: политический, национальный, религиозный.
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителям других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.
Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в ст. ФЗ-114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В соответствии с поправками, внесенными в названный Закон 25 декабря 2012 года, к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Административная ответственность – наступает за совершение административного правонарушения, т.е. противоправного деяния, характеризующегося более низкой общественной опасностью, чем преступление. Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ).
К нацистской атрибутике и символике могут быть отнесены знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты. Административно наказуемым является и сбыт, изготовление или приобретение с целью сбыта такой символики.
Символика экстремистской организации – официально зарегистрированная символика организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Производство и распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения (ст. 20.29 КоАП РФ).
Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности. К подобным материалам относятся труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, публикации, оправдывающие совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Наиболее строгая форма ответственности за осуществление экстремистской деятельности - уголовная. Основанием для уголовной ответственности является совершение преступления, т.е. противоправного, общественно опасного деяния (действия или бездействия), за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность. Данный вид ответственности связан с наиболее серьезными правоограничениями для лиц, к ней привлекаемых, вплоть до лишения свободы на определенный срок.
1) Статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
2) Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием средств массовой информации.
3) Статья 282.1 УК РФ устанавливает ответственность за организацию и за участие в экстремистском сообществе. Экстремистское сообщество – организованная группа лиц для подготовки или совершения вышеуказанных преступлений экстремистской направленности.
4) Статья 282.2 УК РФ устанавливает ответственности за организацию деятельности экстремистской организации.
Кроме этого, Уголовным кодексом РФ в ряде статей установлена уголовная ответственность за совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (например: ст. 105 ч. 2 п. «л» – умышленное убийство, ст. 111 ч. 2 п. «е» – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, ст. 116 ч. 2 п. «б» – побои, и др.).
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.
В случае если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.
Кроме того, статьей 14 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрена отдельная ответственность за высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности.
Таким образом, должностные лица несут ответственность не только за экстремистскую деятельность, осуществляемую ими как гражданами государства, но и за непринятие мер по пресечению указанной деятельности, в рамках их компетенции.

Заместитель прокурора Варненского района юрист 1 класса И.А. Багаутдинов