Почему Темза такая грязная? Что открыл Гудзон Генри? Биография исследователя Некоторые сведения о личности.

Генри Гудзон, биография и открытия которого являются предметом настоящего обзора, был известным английским мореплавателем и первооткрывателем 16-17 веков. Он внес большой вклад в развитие географической науки, изучил и описал Северный Ледовитый океан, а также новые проливы, заливы, реки и острова. Поэтому его именем назван целый ряд объектов на территории североамериканского материка и некоторых водных пространств.

Общая характеристика эпохи

Путешествия капитана следует рассматривать в контексте эпохи. Он совершил свои исследования в годы, когда на троне сидела королева Елизавета I, правление которой ознаменовалось бурным развитием английского мореплавания и торговли. Она поощряла предприимчивость морских компаний, а также частные инициативы моряков. Именно в годы ее царствования осуществил свое знаменитое кругосветное путешествие Ф. Дрейк. Казна королевы обогащалась за счет морской торговли, поэтому при ней многие английские компании инициировали исследование водных пространств для поиска более выгодных путей сообщения с другими материками и странами.

Некоторые сведения о личности

Гудзон Генри родился в 1570 году, и многие исследователи полагают, что в семье моряка. О ранних годах будущего мореплавателя почти ничего неизвестно. Полагают, что он юность провел у моря, обучаясь морскому делу, стал юнгой, а впоследствии дослужился до звания капитана. Сохранились известия, что путешествие Д. Дейвиса организовывалось в доме некоего Д. Гудзона, который, вероятно, был родственником будущего первооткрывателя. Следовательно, Гудзон Генри был опытным моряком и еще до начала своих знаменитых плаваний успел приобрести славу талантливого мореплавателя.

Первое путешествие

Английская «Московитская компания» была заинтересована в поиске северо-восточных путей для торговли в обход испанских и португальских владений. В 1607 году была организована экспедиция для поисков северного пути в азиатские страны. Командование должен был осуществлять Гудзон Генри. В его распоряжении был всего лишь один корабль с небольшой командой.

Выйдя в море, он направил судно в северо-западном направлении, пока не достиг гренландских берегов. По пути мореплаватель составлял карту этого региона. Он достигнул Шпицбергена и достаточно близко подошел к Северному полюсу. Поскольку дальнейшее путешествие было невозможно из-за того, что льды мешали продвижению судов, Гудзон Генри отдал приказ о возвращении на родину. Здесь он рассказал о возможностях в северных морях, чем способствовал развитию данной отрасли в стране.

Второе путешествие

На следующий год капитан осуществил новую экспедицию с той же целью, что и прежде: попытаться найти морской путь в Китай и Индию через северо-восток или северо-запад. Путешественник хотел найти пространство, свободное ото льдов, и в ходе поисков попал в море между Новой Землей и Шпицбергеном. Однако Гудзон так и не смог найти здесь свободного прохода, и потому повернул на северо-восток. Но и здесь его снова ждала неудача: льды опять преградили ему путь, капитан был вынужден вернуться на родину.

Третье путешествие

В 1609 году мореплаватель пустился в новое плавание, но теперь уже под голландским флагом. Эта страна была соперником и успешным конкурентом британской короны в деле освоения новых земель и основания колоний. Гудзон мог по-своему усмотрению выбирать направление плавания. Он проплыл в Баренцево море и здесь оказался застигнутым врасплох плохой погодой. Экспедиция оказалась в крайне сложных условиях: наступили холода, среди команды начался ропот, грозивший перейти в бунт. Тогда первооткрыватель предложил плыть в направлении пролива Дейвиса или направиться к североамериканскому побережью.

Был выбран второй вариант, и корабли направились в северо-западном направлении в поисках берега, на что рассчитывал Генри Гудзон. Северная Америка была исследована им достаточно подробно: он подходил к землям современных штатов, вошел в бухту и проплыл по большой реке, которая в настоящее время носит его имя. Это были очень важные открытия, однако капитан удостоверился, что так и не достиг цели своего путешествия, и найденный путь не ведет в Китай.

Интересен тот факт, что в то же самое время французский исследователь и путешественник Шамплейн также исследовал эти места с той же целью: найти водный путь в Китай. Ему удалось добраться туда же, где был Гудзон, но только с другой стороны, их отделяло всего сто пятьдесят километров.

Между тем, на борту английского корабля снова начались волнения, и путешественник был вынужден вернуться. По дороге он зашел в английский порт, где был арестован вместе с другими соотечественниками: ведь по законам страны они должны были плавать только под флагом королевства. Скоро они были отпущены, и в следующем, 1610 году, была организована новая экспедиция.

Четвертое путешествие

На этот раз Генри Гудзон, открытия которого сыграли важную роль в развитии географических исследований, был нанят британской Ост-Индской компанией. Он снова отправился на север, проплыл к исландским и гренландским берегам, а потом вошел в пролив, который теперь носит его имя. Двигаясь вдоль лабрадорских берегов, корабль путешественников вошел в залив, который также был назван в его честь.

Следующие несколько месяцев мореплаватель занимался картографированием американских берегов, а зимой экспедиция была вынуждена сойти на берег на зимовку. Когда льды сошли, капитан решил продолжить исследования, однако на корабле начался бунт: его вместе с сыном и семью матросами высадили на шлюпку без еды и воды. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно, скорее всего, он погиб.

Значение

Большой вклад в открытие земель и развитие географической науки сделал Генри Гудзон. Что открыл мореплаватель, мы рассмотрели выше. Его открытия заполнили многие белые пятна на картах рассматриваемого времени. Залив, который он обнаружил, в несколько раз обширнее Балтийского моря. Описанное им побережье впоследствии стало выгодным местом торговли мехом, которую на протяжении долгого времени вела компания. Гудзонов пролив является удобным выходом в арктические воды из Атлантического океана. Многие географические объекты носят имя путешественника, в том числе река, округ, город.

Стал одним из самых выдающихся первооткрывателей своего времени Генри Гудзон. Фото, а также карты материков подтверждают, что мореплаватель увековечил свое имя. К сожалению, он так же, как и многие другие путешественники того времени, не сразу получил признание. Мореплаватель не имел возможности путешествовать на нескольких судах, ему давали один или два корабля. Тем не менее его вклад в географическую науку трудно переоценить. Благодаря ему были описаны труднодоступные районы северных морей и побережий.

Питер Аккройд в книге "Темза. Священная река" пишет: " Темзу называли и серой,и грязной,и чумазой,и закопченной, и дымной. Причем все эти эпитеты- не из 19 века. Она всегда была такой. В период римского вторжения и оккупации ее впервые превратили в канал для слива нечистот-об этом свидетельствуют деревянные трубы над большим скоплением римских зданий. На Лондонском мосту была общественная уборная,откуда моча и кал попадали прямо в реку, и уборные имелись на всех впадавших в Темзу притоках."Черные монахи" и "белые монахи" жаловались,что их отравляют испарения реки,протекающей под их стенами. По их словам "зловонные пары причиняли гибель многим из братии". В 15 веке,помимо прочего в конце Фрайарлен был сооружен "дом облегчения",или "длинный дом" с двумя рядами по 64 сидения. Нечистоты смывались оттуда приливами. Джон Тейлор составил стихотворный перечень нечистот,которые есть в реке:" дохлые свиньи,собаки,кошки и освежеванные лошади... конский навоз,потроха,отбросы".Еженедельно в лондонских приходах публиковались "смертные списки". Эти списки должны были предостерегать от чумы, но нередко причиной смерти была вода.

К середине 19 века ситуация ухудшилась. Все лондонские нечистоты сливались в Темзу. Вдоль берегов возникли многочисленные небольшие газовые предприятия отходы которых тоже попадали в реку. В реке присутствовали: гашенная известь, аммиак, цианид и карболовая кислота.Шторы на окнах парламента пропитывалась хлоркой,но это не помогало. Ее характерный запах,описанный во многих рассказах о великой вони 1858 года,создавался сероводородом.Журнал "Панч" назвал Темзу одной большой канавой. Постоянно существовала опасность заиливания. Темза была источником холеры. В "Приключении с умирающим детективом",которое якобы произошло в 1890 году, Шерлока Холмса сочли заразившимся смертельной болезнью лишь потому,что он работал возле реки. Впоследствии на воду Темзы оказали сбросы электростанций на берегу. К середине 20 века ситуация не намного улучшилась. В конце 1950-х поверхность Темзы пузырилась вследствие выделения метана на глубине, и в винтах речных судов из-за растворенных в воде веществ образовывались дыры. "

Делаем вывод сейчас,в 21 веке, Темза все еще не может освободиться от наследия недавнего прошлого. Даже после дождя умеренной силы в нее попадают неочищенные сточные воды,и в дождливую многие тысячи канализационных стоков и ливневых вод направляется в реку от насосных станций. С начала 2001 по конец в реку попало 240 млн кубометров неочищенных вод. В результате зазвучали призывы к сооружению коллектора. Река никогда не будет совершенно чистой.

Сергей Борисов

Генри Гудзон

капитан за бортом

Генри Гудзон получил то, что заслужил, его бросили на произвол судьбы В этой мрачной истории много загадок. Вот лишь главные. И первая из главных: кто он, этот странный, угрюмый человек, возникший словно бы ниоткуда и сгинувший без следа? И почему, на каком бы корабле он ни плавал, какая бы команда ни была под его началом, он всегда вызывал общее недовольство? И что же, в конце концов, случилось после того, как Гудзон, его сын Джон и еще семь человек, не пожелавших примкнуть к бунтовщикам, были оставлены в шлюпке без оружия и запасов пищи? И напоследок: почему по возвращении в Англию мятежники не были повешены, фактически, за убийство нескольких человек? Ни один из этих вопросов не имеет не то чтобы однозначного, но даже сколько-нибудь убедительного ответа. Нам остается строить догадки и проверять на прочность новые и новые гипотезы, сверяя их с немногочисленными достоверными фактами. Человек без прошлого О Генри Гудзоне известно до прискорбия мало. Даже год его рождения, и тот определяется приблизительно. Вроде бы 1550-й. Кем были его родители, где родился, где учился, чем вообще занимался Гудзон до того, как в 1607 году на него обратила внимание торговая Московитская компания, все в тумане. Есть, впрочем, предположение, что в качестве офицера Гудзон участвовал в экспедиции Джона Дэвиса в Америку в 1585 году. Известно, что экспедиция Дэвиса планировалась в доме купца Джона Гудзона в лондонском Истэнде, и вроде бы у этого купца был то ли сын, то ли родственник по имени Генри, который страстно желал стать моряком. Но можно ли на таком хлипком основании строить какие-то версии? Если вы писатель - да, если серьезный историк - поостерегитесь. В одном можно не сомневаться: к 1607 году Генри Гудзон был опытным мореходом, иначе известные своей скаредностью и холодной расчетливостью отцы-основатели Московитской компании и внимания на него не обратили бы. А они обратили, и даже преклонный по тем временам возраст моряка - за 50, не стал тому помехой. Безусловно, сыграло свою роль и то, что Генри Гудзон был сумасшедшим. Вернее, одержимым, что в своих крайних проявлениях является одной из форм умопомешательства. И как многие одержимые люди, он обладал редким даром убеждения. Он подавлял собеседника своей убежденностью, заставляя уверовать в осуществимость самых, казалось бы, нереальных планов. Конечно, лондонские купцы были заинтересованы в том, чтобы разведать северный морской путь в Индию, Китай и Японию в обход испанских и португальских владений. Однако они вверили Гудзону свой корабль и свои надежды не только из безудержной алчности. Сверкая глазами, Генри Гудзон сказал, что сможет сделать то, что никто до него не делал, и так сказал, что не поверить ему было невозможно. Лишь потом, много позже, когда чары развеялись, купцы стали корить себя, но Hopewell , корабль Гудзона, был уже в море. Покинув Англию 1 мая 1607 года, двигаясь при исключительно благоприятных ледовых условиях вдоль восточных берегов Гренландии, Гудзон достиг 73® с. ш. Здесь путь ему преградили льды, и он повернул на северо-восток. В конце июня он увидел берега острова Ньюланд (теперь Шпицберген). Он обогнул остров с севера, достигнув 80® северной широты, чего еще не делал никто. А потом повернул назад, домой, и принудили его к тому не сплошные льды, а начавшая роптать команда. Что примечательно, все одиннадцать человек потребовали изменить курс, ну хоть бы кто-нибудь поддержал капитана! В Лондоне Гудзон сообщил своим нанимателям, что ему не удалось пройти Северо-Западным проходом "напрямик через полюс", однако в краях, где он побывал, море богато рыбой и китами, а на берегах островов полным-полно морского зверя. Готовые рассчитать капитана-авантюриста, купцы задумались: похоже, упустив одну выгоду, они выиграли в другом. Поразмыслив, они дали Гудзону еще один шанс. Весной следующего года Гудзон вновь отправился в плавание. У него был все тот же верный Hopewell , но другая команда, ставшая больше на двух человек. А еще рядом с ним был его сын Джон, которого, начиная с этого плавания, Генри Гудзон всегда будет брать с собой. Наконец, при той же цели - найти северный путь в Индию и Японию, сейчас Hopewell плыл не на Запад, а на Восток. В поисках свободной ото льда воды Гудзон оказался между Шпицбергеном и Новой Землей, однако дальше пробиться не смог - льды стеной стояли перед ним. Презрев инструкции, которые ему были даны в Лондоне, Гудзон приказал поворачивать, но идти не к Англии, а к Гренландии, чтобы вновь попытаться открыть Северо-Западный проход. И вновь осуществлению его планов помешала команда. Она ненавидела капитана. За высокомерие - Гудзон никогда не снисходил до того, чтобы поделиться с нею своими планами. За безразличие к нуждам матросов - они могли болеть, да хоть умирать, капитана это нисколько не трогало. И вообще, трудно находиться на борту корабля, которым правит безумец. А в том, что капитан безумен, не сомневался никто. Даже его сын. С Восток а на Запад В Лондоне купцы окончательно рассчитали Гудзона, после чего он, свободный от обязательств и предрассудков, обратился к их конкурентам из недавно, в 1602 году, созданной нидерландской Ост-Индской компании. Без проволочек Генри Гудзон был принят на службу, получил в свое распоряжение галеон Halve Maen (в английском написании - Half Moon , "Полумесяц") и даже выбор на свое усмотрение - искать Северо-Восточный или Северо-Западный проход. Лишь бы найти! Что касается команды, она состояла из двадцати трех человек, и только поэтому не делилась поровну - на англичан и голландцев. И обе эти неравные половины относились друг у к другу с плохо скрываемой неприязнью, а в чем были едины, так это в лютой ненависти к своему безумному капитану. 25 марта 1609 года Гудзон вышел из залива Зейдер-Зе и направился на север. Обогнув мыс Нордкап, в начале мая он уже был близ Новой Земли. И снова тяжелые льды, страшный холод и непроглядные туманы заставили его отступить. Да и в разношерстной команде, донельзя измученной непосильными вахтами, началось брожение, грозящее закончиться бунтом. И все же до открытого выступления было еще далеко, и Гудзон направил Halve Ma en к Америке. В средине мая Гудзон зашел на Фарерские острова, где и принял решение, каким будет его дальнейший путь. У него было два варианта: искать проход на севере, продолжив дело Джона Дэвиса, или прислушаться к словам капитана Джона Смита, главы английских колонистов в Виргинии - тот утверждал, что вожделенный пролив находится на 60® с. ш. В схватке за явным преимуществом победил второй вариант. Галеон был рядом с Ньюфаундлендом, когда в шторм сломалась одна из мачт. Тем не менее Гудзон благополучно добрался до американского берега у 44® с. ш.. Там корабельный плотник сделал новую мачту. Заодно Гудзон убедился, что в этих краях море полно рыбой, а с туземцами вполне можно вести меновую торговлю. Теперь, когда рангоут был в порядке, можно было начинать поиски прохода в Тихий океан. Обогнув мыс Код, Гудзон спустился вдоль берега до 36-й параллели, но никакого пролива не обнаружил. Тогда он вновь повернул на север, на этот раз внимательно исследуя побережье. В августе Гудзон заходил в заливы Делавер и Чезапик, а в сентябре у 40®,5" с. ш. вошел в бухту, которую поначалу принял за вход в желанный пролив. Об этом есть соответствующая запись в судовом журнале. А рядом с ней еще одна, весьма примечательная: "Мне доложили, что впередсмотрящий видел русалку с пятнистым хвостом". Надо полагать, не только у капитана, что было для Гудзона делом обычным, но и у многих его подчиненных от невзгод и испытаний помутилось в голове, вот и мерещилась им всякая чертовщина. Покрытые лесом берега оказались населены, и появление галеона произвело на индейцев огромное впечатление. Свидетельствуют о том не только записи самого Генри Гудзона, но и древний голландский документ, составленный 50 лет спустя на основе беседы со стариками индейцами, видевшими прибытие Halve Maen . Согласно документу и рассказу, несколько индейцев в долбленых каноэ ловили рыбу в том месте, где "море становится шире" - иными словами в водах бухты Лоуэр-Бей. Вдруг "на далеком расстоянии от себя они заметили что-то огромное, плывущее по воде". Таинственный предмет оказался "домом", в котором было полно живых существ "самого разного цвета". Одного из них, с ног до головы одетого в сверкающий красный наряд, индейцы приняли за Великого Духа, Властелина Жизни. (Капитан Гудзон редко, но иногда одевал свое парадное платье - красный мундир с золотым позументом.) "Дом" оказался огромным "крылатым челном", и когда он остановился, его белые крылья затрепетали. Вскоре от "крылатого челна" отошел челнок поменьше, и через несколько минут "человек в красном" сошел на берег. Где именно? Считается, что это был Кони-Айленд, напротив Грейвсенда (Лонг-Айленда). В бухте чувствовалось течение, и в сентябре Гудзон стал подниматься вверх по "большой северной реке", впадавшей в бухту. Он прошел 250 километров от устья до места, где сейчас находится Олбани, и повернул обратно. Один из бывших с ним англичан, Роберт Джуэтт, написал в своем дневнике: "Мы убедились, что и этот путь не ведет в Китай". Пора было возвращаться домой. Но Гудзон не спешил. По пути Halve Maen еще дважды подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пенобскот и мыса Код. Здесь терпение команды иссякло, и офицер Джуэтт, взявший на себя роль парламентера, поставил капитана перед выбором: или галеон немедленно идет в Голландию, или... капитан будет исследовать новые земли "пешим порядком". Гудзон уступил, однако, будучи человеком злопамятным, решил сыграть с командой злую шутку. Не имея на то никакой необходимости, оставив позади океан, он зашел в английский порт Дартмут. Здесь Halve Maen был арестован, а Гудзону и другим его соотечественникам был запрещен выезд в европейские страны. В том числе в Голландию, где моряки должны были получить причитающееся им вознаграждение за дальнее опасное плавание. Правда, Гудзон и сам пострадал, но отомстить для него было важнее. Все, что он смог сделать, это отправить в Амстердам подробный отчет о своей экспедиции с приложением собственноручно вычерченных карт. Во многом благодаря этому докладу голландцы начали успешно колонизировать американское побережье. Последнее плавание Казалось, капитан Гудзон более никогда не выйдет в море. Будучи "невыездным", он не мог рассчитывать на иностранные компании, в то же время ни одна английская не хотела связываться с этим желчным человеком. В бесплодных поисках работы прошел год, и вдруг ему повезло. Исключительно, чтобы уязвить своих "одноименных" соперников из Голландии, английская Ост-Индская компания призвала Генри Гудзона в свои ряды. Для поисков все того же Северо-Западного прохода она предоставила ему маленькое судно D iscovery водоизмещением 55 тонн, с командой из 23 человек. Гудзону не вполне доверяли. Оснований к тому было два: во-первых, его служба у голландцев, а во-вторых, слухи о его несносном характере распространились среди английских моряков до такой степени, что даже самый пропащий матрос не хотел служить под началом такого капитана. Потому и команду на D iscovery набрали, что называется, из всякого отребья. Желая подстраховаться, компания настояла на том, чтобы старшим офицером D iscovery был их человек. Гудзон не стал возражать, но это была мнимая покорность. 17 апреля 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта, и уже на следующий день в устье Темзы высадил на берег навязанного ему соглядатая. Сначала Гудзон пошел к Исландии, откуда направился к Гренландии, обогнул южную ее оконечность и повернул на запад. 5 июля D iscovery вошел в пролив. Боясь поверить своему счастью - ведь, похоже, он нашел то, что искал так долго, - Гудзон повел свое судно вдоль северного берега пролива. Через неделю разразился шторм, но D iscovery держался молодцом. Только 3 августа льдины, которые пятнали белым свинцово-черную воду пролива, вдруг исчезли, и перед мореплавателями открылось чистое, голубое, безбрежное водное пространство. На следующий день, 3 августа 1610 года, Генри Гудзон записал в судовом журнале: "Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это была последняя запись: далее - пустые страницы. С чужих слов Что случилось дальше, известно со слов штурмана Роберта Байлота и палубного матроса Абакука Приккета. За мысом Вулстенхолм берег повернул к югу. В конце сентября, пройдя более 1200 километров, моряки попали... в тупик. Здесь, в заливе, из которого им еще надо было выбираться, Гудзон высадил на берег моряка, которого считал главным зачинщиком готовящегося бунта. Все понимали, что моряк обречен на смерть в этих диких местах, все осуждали Гудзона, и положение капитана D iscovery стало совсем шатким. И все же Генри Гудзону удавалось как-то управляться и с людьми , и с кораблем. К ноябрю , однако, терпение команды лопнуло . Она потребовала изменить курс - и возвращаться. Но было поздно: судно окружили льды. И вновь все взоры - испуганные, жаждущие слова надежды, - обратились на капитана. Гудзон отдал приказ корабельному плотнику Филиппу Стаффу строить зимовье. Но прежде, соорудив вороты, с помощью канатов и блоков, они вытащили D iscovery на берег. Зимовка была сносной: топлива много, пищи достаточно, от цинги пили отвар сосновой хвои с лиственничными почками. Ледоход начался в конце мая, а в середине июня 1611 года D iscovery спустили на воду. Команда рассчитывала на то, что им обещали все долгие зимние месяцы, на возвращение в Англию. Вместо этого Гудзон решил продолжать поиски Северо-Западного прохода. И через неделю начался бунт. 22 июня Гудзона, его сына, помощника штурмана и еще шесть матросов, оставшихся верными капитану, заставили спуститься в шлюпку. Им не дали ни оружия, ни продовольствия. С палубы D iscovery кричали: "Мне отмщение и аз воздам" . Бунтовщики полагали свою жестокость справедливой : они поступили с капитаном так же, как он поступил с их товарищем в сентябре прошлого года. Потом D iscovery распустил паруса, и вскоре шлюпка исчезла из вида. Ни о ком из находившихся на ней больше ничего не известно. Хотя кое-какие следы обнаружились... В 1631 году капитан Томас Джеймс нашел на острове Данби посреди залива остатки лачуги. А еще, по утверждению трапперов - охотников на пушного зверя, промышлявших в этих краях десятилетия спустя, им не раз попадались камни с нацарапанными буквами "НН". Хотя, возможно, это были не инициалы Генри Гудзона (Henry Hadson), а какие-то индейские символы. Бытовала и такая легенда: Генри Гудзон с Гудзон с товарищами добрался до берега, где они были схвачены и убиты туземцами. По другой легенде, подходящей скорее приключенческому роману, на своей шлюпке они проплыли более 3 тысяч миль до Шпицбергена, где и погибли. Что касается мятежников, то осенью 1611 года они вернулись в Англию. Это была заслуга единственного уцелевшего офицера, штурмана Роберта Байлота. Вернулись не все: трое умерли в пути. Остальные же по возвращению на родину были арестованы. Им грозила виселица, но после долгого разбирательства бунтовщиков помиловали. Для проявления такого немыслимого по тем жестоким временам милосердия было два основания. Они знали маршрут на север - в земли, отныне принадлежащие английской короне. Однако, помимо такого циничного объяснения, было еще одно: нельзя считать виновным в неповиновении начальству человека, если начальство его - безумно. Капитана Генри Гудзона, наверное, можно причислить к неудачникам. Особенно с учетом его трагического конца. Но не получается - посмертная слава не дает: "большая северная река", открытая до него Джованни да Веррацано, названа его именем - рекой Гудзон; пролив, открытый Себастьяном Каботом, - Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, -- Гудзоновым заливом. Чудны дела твои, история. Выносы Что в имени тебе моем? Мы говорим - Генри Гудзон, а должны бы - Хенри Хадсон. Это если оглядываться на "родное" Henry Hudson и забыть о традиции. Но тогда и река- Хадсон, и залив - Хадсонов, или вообще Хадсоновский. Не правда ли, режет слух? Но согласимся - это с непривычки. Говорили бы с самого начала Хадсон, ничего бы и не резало. Внятных объяснений, почему возникло такое написание-звучание - Гудзон, нет. Наверное, историки минувших дней заботились о... сладкоречии. Как они его понимали. Подобная забота привела к тому, что мы говорим Рим, а должны бы - Рома, и не Парис, а Париж, не Ландон, а Лондон, несть числа примеров. Так что же, сделать усилие над собой и вернуться к "оригиналу"? Можно, но зачем? Мы же не обижаемся, когда они говорят Моску про нашу Москву. А о городе Выдропужск Тверской губернии вообще молчим. Так что пусть все остается, как есть. И пусть так будет. Чисто английская Москов ская компания В 1551 году в Англии была создана компания, основатели которой - Р ичард Ченслор, Хью Уиллоб и и С ебастьян Кабот, - мечтали найти север о-восточный путь в Китай . В мае 1553 года три "компанейских" корабля покинули Лондон. Плавание закончилось тем, что Уиллоби погиб вместе с командой двух кораблей во время зимовки , а Ченслор на третьем корабле доплыл до Белого моря и вошел в Двинский залив . Затем он отправился в Холмогоры, а оттуда - в Москву. Там Ченслор получил аудиенцию у Ивана Грозного и выпросил разрешение торгов ать в России английским купцам. В Англии оценили открывающиеся перспективы, и компания стала называться "Московитской", или " Московской". Ченслор же вновь отправился в Москву, и царь выдал ему льготную грамоту, дававшую компании право беспошлинной торговли . Боле е того, Иван Васильевич заверил, что другим иностранцам в подобном будет отказано. Англичане оставались монополистами до конца XVII века, когда Петр I положил конец любым торговым п референциям. И тут же Москов ская компания перестала быть первой, она стала "одной из", и в таком со с тоянии просуществовала вплоть до октября 1917 года, когда и почила в бозе. Первые становятся вторыми Принято считать, что первым европейцем, увидевшим земли будущего Нью-Йорка, и открывшим остров, названный Манхэттеном, был Генри Гудзон. Во всяком случае, именно от него Нью-Йорк ведет свою "родословную" ведет. Однако это не более, чем исторический казус. Еще в 1524 году венецианец Джованни да Веррацано, проплыл вдоль побережья Америки от Северной Каролины до Род-Айленда. В Нью-Йоркской бухте Веррацано не только останавливался, но и вел переговоры с индейцами племени ленни-ленапе об устройстве в этих местах поселения колонистов. Устье реки итальянец принял за большое озеро и... поплыл дальше. Надо отдать американцем должное: славя Гудзона, о Веррацано они тоже не забывают - его именем названы несколько мостов. Хотя что такое мост по сравнению с рекой? Особенно если эта река - Гудзон. "Полумесяц" Галеон Halve Maen/Half Moon был типичным купеческим судном того времени - c бочкообразными бортами и зауженной палубой. Первое было сделано для повышения остойчивости, что же касается второго... По таможенным законам того времени, налог с судна взимали не за вместимость, не за длину, не за площадь парусов, а за ширину палубы. Вот и старались ушлые купцы вместе с судостроителями обойти закон. О тех, кому на этом судне предстоит плавать, думали в последнюю очередь, или совсем не думали. Наследники по прямой В 1909 году, на военно-морском параде, посвященном 300-летию открытия острова Манхэттен и 100-летию постройки Робертом Фултоном первого коммерческого парохода, появилось судно, словно сошедшее со старинных гравюр. Это была копия корабля Генри Гудзона Half Moon . Публика была в восторге. Прошло еще 100 лет, и в честь уже 400-й годовщины Манхэттена в гавань Нью-Йорка снова вошел Half Moon - еще одна реплика знаменитого галеона. И все повторилось - восторги, рукоплескания и удивление: "Как же они не боялись на таком суденышке?.." Что ж, может, и боялись, а дело делали. Такие были люди.

Этот неутомимый исследовать севера всего за несколько лет осуществил четыре дерзкие экспедиции. И кто знает, если бы судьба к нему была более благосклонна, то на географических картах появился бы еще не один объект названный именем Генри Гудзона.

Точное место и дату его рождения история не сохранила. Более того, достоверные факты его биографии относятся только к четырем последним годам жизни. С уверенностью можно утверждать лишь то, что Генри Гудзон был англичанином, и к пятидесяти годам имел репутацию опытного мореплавателя. Но собственного судна так и не нажил и капиталом не располагал. Не имея средств на снаряжение экспедиции, Гудзон обратился в Лондонскую компанию, которая торговала с Россией, Китаем и Японией. Генри Гудзон заверил купцов, что найдет короткий путь из Англии в Китай через северные моря.

В 1607 году парусное судно с многообещающим названием «Добрая Надежда» покинуло Англию. Через месяц Гудзон достиг восточных берегов Гренландии, которые сейчас называют Землей Гудзона. Не обнаружив пути на север, мореплаватель направился к Шпицбергену, но путь преградили льдины трехметровой толщины. Старое парусное судно буквально трещало по швам, Гудзону пришлось вернуться домой. Лишь полтора века спустя моряки отважатся повторить его путь и дойти до этих северных широт. Но первое плавание первопроходца не прошло даром. Команда обнаружила множество китов, тюленей и моржей, тем самым Гудзон положил начало богатейшему промыслу в Арктических водах. Уже через три года каждый сезон здесь промышляло более двухсот китобойных судов, разгорелась даже уникальная китобойная война. За преимущественные права на этот промысел сражались Англия и Голландия.

В 1608 году Генри Гудзон опять вступил в спор с северными морями, но негоцианты поскупились на оснащение корабля, и капитану снова пришлось вернуться, ни с чем. После двух неудачных попыток англичане потеряли интерес к поискам путей в восточные страны, но Гудзон не думал отказываться от своей мечты. Он перешел на службу в торговую компанию, принадлежавшую Голландии, и в апреле 1609 года отплыл из Амстердама. Вскоре Гудзон был возле Новой Земли, но матросы, привыкшие к теплым морям Ост-Индии, заявили, что не в силах выносить жуткий холод. Тогда мореплаватель решил идти в Китай не восточным, а западным путем. На картах того времени указывалось, что пролив, ведущий из Атлантики в Китай, находится на сороковой широте. Естественно обнаружить у берегов Америки несуществующий проход в Китай, Гудзону не удалось. Зато он исследовал реку, на берегу которой через 15 лет голландцы построят город. И в 1664 году англичане дадут ему имя Нью-Йорк, а реку потомки назовут именем путешественника Гудзона.

Спустя год для поиска Северо-западного пути английская торговая компания снарядила небольшое судно «Дискавери», водоизмещением 55 тонн с экипажем 23 человек, капитаном назначили Генри Гудзона, которому в то время было уже около шестидесяти лет. Гудзон был настолько уверен в успехе, что взял в дальнее плавание 14-летнего сына. В июне 1610 года между островами Баффинова Земля и Лабрадор, мореплаватель обнаружил широкий пролив, который впоследствии назовут его именем. Целый месяц капитан вел парусное судно по штормящему ледяному коридору, пока не вошел в залив, огромный как море. Несколько недель Гудзон пытался найти проход в океан, но его опять постигла неудача.

Матросы роптали, не желая переносить трудности ледового плавания. Видимо опытному навигатору Генри Гудзону не хватило жесткости, чтобы поддержать дисциплину на корабле. И хотя первопроходец высадил на берег главного мятежника - первого помощника Роббера Жуэ, команда вышла из повиновения. Особенно тяжело пришлось капитану, когда корабль сковали льды. Зимовка затянулась на семь месяцев. Недовольство команды достигло предела.

Через три дня после того как парусник освободился из ледового плена, на корабле вспыхнул бунт. Генри Гудзона, его сына и семерых верных капитану моряков в июне 1611 года мятежники оставили в шлюпке среди плавающих льдин, без оружия и продовольствия. Корабль «Дискавери» вернулся в Англию через два месяца под командованием единственного уцелевшего офицера Роберта Байлота. Спасательная экспедиция не нашла никаких следов шлюпки. Генри Гудзона и его товарищей посчитали пропавшими без вести. Но все же была слабая надежда, что моряки могли достичь побережья и поселиться у эскимосов.

300 лет спустя недалеко от залива Гудзона было обнаружено необычное племя белокожих эскимосов, не похожих на остальных аборигенов Канады и Аляски. Возможно это потомки легендарного исследователя Генри Гудзона, имя которого увековечено на карте Северной Америке.

Как известно, самые выдающиеся географические открытия совершались непреднамеренно, можно даже сказать – случайно. Выходило так, что мореплаватели искали одно, а находили совершенно другое, причем, гораздо более ценное. Вот только эта самая ценность редко осознавалась современниками и самими исследователями, и многие из первооткрывателей окончили свою недолгую жизнь в безвестности, а то и в опале. Но потомки умеют быть благодарными, и сегодня имена героев прошлого носят реки, моря, страны и целые континенты. Англичанин Генри Гудзон, спустя столетия после своей смерти, удостоился особой чести: в память о нем названы пролив, река, огромный залив, превосходящий некоторые моря, округ, город и мост в Америке, а его историческое плавание изучают школьники во всем цивилизованном мире. А вот при жизни Генри получил в награду только голодную смерть – для себя и своего сына.

Генри Гудзон (он же Хадсон) родился во II половине XVI века. К сожалению, точная дата сего события неизвестна – историки говорят о 1550, 1565 и 1570 годах, но ни одна из этих версий не может претендовать на звание непреложной истины. Вообще, все имеющиеся сведения о Гудзоне сводятся к четырем его плаваниям , которые сделали его знаменитым, а одно – лишило жизни. Однако цена посмертной славы всегда высока, иногда даже непомерно.

На самом деле, Хадсон не собирался исследовать Северную Америку и уж тем более не собирался что-то в ней открывать. Он желал совсем иного – найти заветный водный путь, ведущий из Западной Европы в богатые страны Азии – Индию и Китай. К слову, этот воображаемый путь сыграл важнейшую роль в истории великих географических открытий. Джованни Верраццано, Джон Кабот, Христофор Колумб… его искал каждый уважающий себя мореплаватель. Никто так и не нашел, понятное дело, но карта мира значительно расширилась благодаря неутомимым странствиям упрямых мореходов.

Итак, первое плавание Гудзона состоялось в 1607 году . Одна английская компания, ведущая торговлю с Россией, как и все торговые компании того времени, мечтала добраться в Азию. Ради этой цели снарядили корабль и пригласили опытного капитана. Корабль назывался «Хоупвелл», а капитана звали Генри Хадсон. Путь в азиатские земли решено было искать среди льдин малоизученной Арктики, и «Хоупвелл» вышел в Северный Ледовитый океан, следуя северо-западному курсу. Достигнув Гренландии и Шпицбергена, корабль приблизился к полюсу, где встретил непреодолимое препятствие в виде льда. Гудзону пришлось вернуться обратно. По некоторым сведениям, именно он открыл остров Ян-Майен на обратном пути в Англию, который впоследствии открыл уже сам голландец Ян Майен. Также Генри рассказал своим согражданам, как много китов водится в районе Шпицбергена, и с тех пор китов стало значительно меньше.

В следующем, 1608 году Гудзон-Хадсон повторил свою попытку, отклонившись на этот раз восточнее прежнего маршрута. Он доплыл к архипелагу Новая Земля, но здесь его вновь атаковали льдины, и ему вновь пришлось повернуть обратно. Московская торговая компания в Англии осталась ни с чем и вести дела с капитаном-неудачником больше не пожелала.

Однако разыскать вожделенный путь в Индию желал теперь сам Гудзон, и в скором времени он нашел себе новых работодателей и единомышленников в лице голландской Ост-Индской компании. Очередной корабль Генри назывался «Халве Маен», он отправился в море весной 1609 года. Изначальным ориентиром плавания была Новая Земля, но своевольная команда, вынужденная плыть в очень тяжелых условиях, проявила недовольство, и направление резко поменялось. Гудзон теперь шел на запад, через воды Атлантики. Моряки высадились в Северной Америке, неподалеку от Ньюфаундленда и в течение четырех месяцев занимались изучением побережья. Результатами исследования Хадсона стало подробное описание Манхэттена, штата Мэн и полуострова Кейп Код. Ранее здесь уже побывал французский подданный Верраццано, но описать местность не удосужился, поэтому слава первооткрывателя закрепилась за Гудзоном, надолго спутав исторические факты. Англичане, поднявшись вверх по реке, названной впоследствии в честь Гудзона, достигли Олбани. В устье этой же реки позже возник Новый Амстердам, преобразованный затем в Нью-Йорк.

Вернувшись в Англию, Гудзон оказался под арестом за путешествие под чужим флагами. Вскоре его освободили, для того чтобы он отправился в следующую экспедицию, которая из всех оказалась самой важной, а для Генри Хадсона – последней. Это был 1610 год. Корабль «Дискавери» вышел в море под английским флагом, держа курс на север. Он достиг Исландии, затем Гренландии, после чего двинулся на запад. Пройдя Гудзонов пролив и следуя на юг, «Дискавери» вышел к заливу Гудзона. На протяжении нескольких последующих месяцев Хадсон исследовал и картографировал побережье Америки. В ноябре лед запер корабль в заливе Джеймс, и команда осталась на зимовку.

Когда пришла весна и лед отступил, Генри намеревался продолжить исследования, но остальные члены экспедиции потребовали вернуться домой. Капитан Гудзон и раньше не умел ладить с подчиненными, что его и погубило. Летом 1611 года на корабле поднялся бунт, причем, команда раскололась на два лагеря. Те, кто хотел вернуться – вернулись, а те, кто хотел остаться – остались в заливе навсегда. Генри Гудзона, его сына и семерых его приверженцев высадили в лодку без воды и припасов. Что с ними случилось дальше – догадаться не сложно.

Значение открытого Гудзоном залива сложно переоценить: впадающие в него реки подарили Западной Канаде выход к морю. Более двух столетий в этом районе успешно торговали мехом, а компания Гудзонова залива стала такой могущественной, что вмешивалась в государственную политику и устанавливала границы между владениями англичан и американцев в северо-западной части континента. В то же время, через Гудзонов пролив входили в Арктику суда, занятые поиском северо-западного пути из Атлантики в Азию.