Правописание приставок раз рас. Правописание приставок раз и рас

Используемые педагогические технологии : технология проблемного обучения, развития критического мышления

Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок РАЗ- и РАС-

Задачи урока:

Обучающие::

1. Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;

2. Формировать навык написания приставок раз-/рас-;

3. Повторить морфемный разбор слов;

4. Развить умение формулировать определение понятий;

5. Обогащать словарный запас учащихся;

6. Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

1. Осуществление системно-деятельностного подхода;

2. Развитие внимания;

3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

4. развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

5. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

6. развивать умение применять новые знания;

7. развитие творческих, речевых способностей учащихся;

8. формирование логических умений;

9. развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

10. развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2. Воспитание ценностного отношения к слову;

3. Развитие коммуникативных УУД:

4. Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР,используемые на уроке.

Ход урока

Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.

Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний

- Сегодня урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь - не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет - “0”.

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова - основа.

2. Значимая часть слова - морфема.

3. Основа- часть слова без окончания.

4. Окончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Корень - главная значимая часть слова.

6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

7. Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.

А теперь давайте проверим ваши ответы. Все справились с заданием? Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки - «4», кто допустил 3-4 ошибки - «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .

3. Постановка учебной цели.

Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть - некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.

1. Посреди леса, на ра..чищенной и ра..работанной поляне, во..вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе..шумно ра..пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра..горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве …хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я …хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра..каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в…глянуть на молнию, когда, ра…кроивши черные, как уголь, тучи, не…терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во…вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в..помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра…мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)

Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы з-с).

А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)

Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок раз- и рас-).

Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок РАЗ- и РАС- .Запишите число и тему урока.

Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)

Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть? (научиться правильно писать слова с такими приставками, при каком условии надо писать раз-, а когда рас-.)

Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки. У вас на столе лежат карточки со словами ра..пределить, ра..будить, ра..сказать, ра..деться, ра..смотреть, ра..бушеваться, ра..вести, ра..смешить. Попробуйте распределить их на 2 столбика, слова, которые пишутся с приставкой РАЗ-, а во второй столбик РАЗ-.

Молодцы, теперь давайте с вами попробуем сформулировать правило. (затем обратимся к учебнику на с.58)

Алгоритм рассуждения
З или С?
Смотри на следующий после приставки согласный
если звонкий пиши З если глухой пиши С

без- бес
воз - вос
раз - рас

Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного)

Правильно мы сформулировали правило?(да)

Нам удалось узнать что-то новое о приставках?(да)

О каких приставках вы узнали?(раз-и рас-)

Продолжим узнавать новое о приставках рас, раз.

Упражнение в правописании приставок раз- и рас-.

Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. (с объяснением у доски)

Ра…терзаю, ра…несу, ра…кидаю, ра…пугаю, ра…одеться.

Сделайте вывод.

Предположите, будет ли действовать это же правило в отношении приставок из-\ис-, без-\бес-, воз-\воз-

Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?
рочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений? А какие пословицы знаете вы?
Дерево без птиц - бе..плодное дерево.
У сильного всегда бе..сильный виноват.
Глупый осудит, умный ра..судит.

Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.
!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.
Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

Молодцы ребята! А теперь нам предстоит встретиться с героями пушкинских сказок. Сейчас я буду читать отрывки из известных вам сказок, а вы попробуйте отгадать, из какой сказки отрывок, найти слово на изученную орфограмму…
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой

2. Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась - и расцвела.

3. Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы

4. «Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась…»

5. Испугался бесенок, да к деду,
Рассказывать про Балдову победу

Молодцы. Я очень рада, что вы так хорошо знаете сказки Пушкина.

Наше следующее задание - решение тестов
Отметьте правильный ответ:
1. Слово с приставкой без-
а) бе..предельный
б) бе..численный
в) бе..болезненный
г) бе..шумный

2. Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г) ра..говориться

3. Слово с приставкой бес-
а) бе..радостный
б) бе..шумный
в) бе..заветный
г) бе..брежный

4. Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый

Работа в группах.
1 группа - образуйте от данных слов прилагательные

  1. Небо без звёзд (беззвёздное)
  2. Вход без платы (бесплатный)
  3. Пустыня без воды (безводная)
  4. Дорога без конца (бесконечная)
  5. Ребенок без помощи (беспомощный)
  6. Жидкость без цвета (бесцветная)
  7. Плач без звука (беззвучный)
  8. Движение без шума (бесшумное)
  9. Шоколад без вкуса (безвкусный)

2 группа - присоедините к глаголам приставки раз- (рас-), вз- (вс-), из-(ис-).
Бить, кинуть, бежать, смотреть, править

Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)

Тема. Правописание приставок РАЗ-(РАС-) – РОЗ-(РОС-).

Используемые педагогические технологии : технология проблемного обучения, развития критического мышления

Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок раз- (рас-) – роз-(рос-).

Задачи урока:

Обучающие:

1.Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;

2.Формировать навык написания приставок раз-/рас-;

3.Развить умение формулировать определение понятий;

5.Обогащать словарный запас учащихся;

6.Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

1.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных;

2.Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

3.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

4.Развивать умение применять новые знания;

Воспитательные:

1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2.Воспитание ценностного отношения к слову;

3.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент

Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний

Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь».

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.

2. Значимая часть слова – морфема.

3. Основа - часть слова без окончания.

4. Окончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Корень - главная значимая часть слова.

6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

7. Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.

А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .

3.Практическая работа с языковым материалом.

Делается вывод, формулируется правило самими детьми.
- Молодцы, теперь давайте обратимся к учебнику на с.44.

4.Продолжим узнавать новое о приставках рас-, раз-, рос-,роз-.

- Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (Слова на доске)

Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.

- Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то - о)

4.Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Дети формулируют тему и цели урока.

5.Первичное усвоение новых знаний.

Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь - что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках?

Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.

Дети формулируют правило:

В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О , БЕЗ УДАРЕНИЯ - А .

Мне сказали: "Папа должен
рядом с двойкой рас писаться".
Рос пись делает художник,
папа мог раз волноваться.

Чтобы избежать рас правы,
одним рос черком пера
ставлю закорючку справа,
рядышком с оценкой 2.

Раз гадал мой ход учитель
и устроил мне раз нос,
рос сыпью слова рас сыпал
все с приставкой раз- и роз- :

розы грыш, разв ал, раск раска,
розы ск, росс казни, разб ор,
розв альни, разб ег, развя зка,
розг и, розж иг, разг овор.

Выдаю без раз мышленья
звонким голосом своим:
- Пишем а без ударенья,
пишем эс перед глухим!

6. Динамическая минутка.
– Поиграем в игру: если называется слово с приставкой на раз- , то вы топаете, если на рас -, то вы хлопаете.
Слова: разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться.

(Слова могут задаваться и самими ребятами как соревнование между рядами).

7 . Первичная проверка понимания.

- На что очень похожи приставки раз- (рас-) – роз-(рос-)?

Как их отличить друг от друга?

Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.

Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый - с корнями раст- ращ- рос.

Роспуск, расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность.

Взаимопроверка (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; 2 ош. = 2)

8.Первичное закрепление.

- Задание на раздаточном материале: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?

9.Рефлексия деятельности. Подведение итогов занятия.

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

1. Какова была цель нашего урока?

2.Выполнили мы поставленные цели?

3.Продолжите предложение:

Я узнал …

Мне удавалось …

Я испытывал трудности …

4. Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу.

Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

10.Домашнее задание.

Выучить § 7.Задание на ваш выбор.

1.Составить алгоритм написания приставки РАЗ- и РАС- в словах в форме сказки, то есть описать необходимые действия, а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)

2.Распределить слова по столбикам.

Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

3. Выполнить упражнение 71.

Завершая урок, хочу

пожелать вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Ра...пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Тогда начнём.

Приставки на -з и -с

В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема - это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:

Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.

Примеры вы можете видеть ниже.

Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы -з или -с.

раз-, рас-: развести, раскрыть;

из-, ис-: изливать, искоренить;

воз-, вос-: возвыситься, восходящий;

вз-, вс-: взвесить, вскрыть;

без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;

низ-, нис-: низвергать, нисходить;

через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.

Правило на -З и -С

Правописание приставок на з-с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:

Буква з пишется перед согласными звонкими , буква с пишется перед согласными глухими .

Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:

Звонкие согласные

Глухие согласные

Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением

разжалобить

раззадорить

разморило

разнести

разрубить

расправить

расфокусировать

раскатать

раструбить

расширить

рассорить

расходиться

расцепить

расщелина

Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.

Приставки на -з и -с необходимо отличать от приставки с-

Главное отличие приставкис- от приставок на -з и -с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед -з и -с должны быть какие-то буквы.

Сделать - разделаться, сбросить - разбросать, сживать - разжиться, сжигать - разжигать, сжимать - разжимать, сдобрить - раздобрел, сговор - разговор, сберечь - разбирать, свить - развить, сгинуть - разгибаться, сгрести - разгрести.

Слова без приставок

Приставку с- и приставки на - з и -с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).

В начале этих словах пишется буква з.

Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных

Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на -з и -с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.

Правописание гласных в приставке раз-, рас- - роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать - розданный, разливать - розлив, разыграть - розыгрыш, расписывать - роспись, расчеркать - росчерк.

Повторим изученное

В начале нашего исследования мы задались вопросом:

Ра...пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Вернёмся к нему.

Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании -з и -с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:

В слове «распирает» - приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук - [п].

В слове «разбираться» - приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный - [б].

Правило о чередовании о/а в приставке рас- - рос-, раз- - рас- применяем в рассуждении:

В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.

Тест

Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.

Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.

1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: "Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой". Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.

2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.

3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.

Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:

Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.

4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.

5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.

Проверь себя

1) Расцветёт, рассекая, восходит.

2) Бездейственной, разговаривавшей.

3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.

4) Рассвета, безмерно, изгладить.

5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.

Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.

  1. Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
  2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.

План урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З- , а когда – С-.

И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.

3. Словарная работа.

Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).

Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение )

Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация )

Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия )

Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий ).

Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу.)

приставка корень суффикс окончание

Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?

Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.

Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.

Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.

Отчизна - (высокое) Отечество, родина.

Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.

4. Объяснение новой темы.

Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

От безделья собака лает.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.

Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.

Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?

Подчеркни первую согласную в корне.

З-?

Повторим буквы, обозначающие согласный звук.

Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.

В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)

Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.

Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?

Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки?

Перед звонкой или глухой согласной пишется З ?

Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ?

Вывод. (с. 33)

5. Творческий диктант.

Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.

  1. Ребенок без забот (беззаботный)
  2. Небо без звёзд (беззвёздное)
  3. Вход без платы (бесплатный)
  4. Пустыня без воды (безводная)
  5. Дорога без конца (бесконечная)
  6. Ребенок без помощи (беспомощный)
  7. Жидкость без цвета (бесцветная)
  8. Плач без звука (беззвучный)
  9. Движение без шума (бесшумное)
  10. Шоколад без вкуса (безвкусный)

6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.

7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.

Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?

Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.

8. Самостоятельная работа.

Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.

9. Составление суждения о письме Л. Леонова.

Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:

Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.

10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.

11. Проверка выполненного задания.

Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.

Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.

Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?

12. Задание на дом.

Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).

Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.

13. Итог урока.

Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.

Какие моменты урока вам лучше запомнились?

В каких случаях пишется приставка на з -; с- ?

С какими словами из словаря вы познакомились?

Какие слова вы скажете человеку XXI века?

Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?

Оценка за работу на уроке.

Литература

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М. :Просвещение, 2004.
  2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: Просвещение, 2006.
  3. Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки., М.: Просвещение, 1995.
  4. Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика., “Омега” Москва 1996.
  5. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! АРД Екатеринбург 1997.
  6. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007 учебного года.

Правило

Речь идет о приставках из- (ис-), без-(бес-), раз-(рас-), воз-(вос-), вз- (вс-), низ-(нис-), чрез-(черес-). Считается, что с буквами З и С мы имеем разные варианты написания одних и тех же приставок. В самом деле: ИЗ и ИС имеют одно значение: движение наружу. А раз одно значение, то и приставка одна.

На конце приставки пишется З , если корень или следующая приставка начинается с гласной или звонкой согласной . Перед глухой согласной пишется С . Проще всего запомнить формулу: глухая с глухой, звонкая со звонкой. Хотя в этой формулировке немного некорректно с научной точки зрения употреблены термины, зато её легко запомнить и удобно применять при письме.

Вариативность согласных в этих приставках обусловлена произношением. Перед глухими согласными произносится [С] и пишется С , а перед звонкими согласными и гласными произноссится [З] и пишется З. Звук на конце приставки оглушается или озвончается под влиянием соседних согласных или гласных.

Правило невозможно использовать, если вы не знаете, какие буквы обозначают глухие согласные, а какие - звонкие. Многие считают, что буква Ц обозначает звонкий звук. Действительно, он звучит звонче остальных глухих согласных, но считается глухим. Повторите этот материал.

звонкие б в г д ж з й л м н р
глухие п ф к т ш с х ц ч щ

Примеры

беЗоблачный (перед гласным.);

беСполезный (перед глухим);

беЗжалостный (перед звонким);

раСпаковать (перед глухим)

раЗдавить (перед звонким);

иСцарапиться (перед глухим);

иЗделие (перед звонким);

воСпламениться (перед глухим);

воЗделать (перед звонким);

ниСпадать (перед глухим);

ниЗвергаться (перед звонким);

Запомните написание слов, в которых часто возникают ошибки:

череСчур

иСчезнуть

иСподлобья

иСподнизу

иСподтишка

мировоЗЗрение

мировоСприятие

беЗжизненный

беЗжалостный

беЗвкусный

иСцарапаться

Когда и почему возникло правило

Но Ломоносов написал "мне кажется", оставив носителям языка свободу выбора, к тому же он и сам не всегда придерживался выдвинутого принципа. Поэтому почти до конца 19 века правило имело рекомендательный характер и люди писали приставки без всяких правил, как слышали, "по произволу". И сама собой сложилась традиция написания С в случаях оглушения и З в случаях озвончения согласных. Но при разработке первых правил орфографии филологи 19 века ввели ограничение: "Приставки без- и чрез- всегда пишутся черезъ з: безпечный, безмЕрный, чрезполосный. Остальныя приставки (раз-, из-, воз- и другія) сохраняютъ з передъ с и звонкими согласными, а передъ глухими принимаютъ с: разсказъ, возстаніе, возбранить, изжить, распросъ, исходить, воскинуть." Как видите, запомнить, в каких приставках и в каких случаях надо писать З, стало гораздо труднее. Необходимо было писать не как слышится, а иначе. В таком варианте правило просуществовало недолго. Реформа русского языка 1918 года серьёзно упростила его.

По поводу правописания приставки без- (бес-) споры не прекращаются уже почти сто лет, с момента реформы. Именно тогда было принято писать эту приставку на основе фонетического принципа (глухая с глухой, звонкая со звонкой). До реформы был только один вариант - без . Остальные приставки, оканчивающиеся на З и С, к тому времени в большинстве случаев уже было принято писать так, как мы их пишем и сейчас.

Споры вызвало совпадение приставки бес- и существительного бес . Противники реформы считают, что в язык впущены бесы, которые обязательно погубят православие, а возможно, и весь русский народ.

Во время той же реформы изменилось также написание приставки через- (черес-). До реформы был только один вариант приставки и слово чересчур писалось так: "черезчур".

Законную силу правило приобрело, как и все остальные правила русской орфографии, в 1956 году. В своде правил оно звучит так: " В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п." И именно эта формулировка может быть использована при апелляциях.

На что обратить внимание

  • В русском языке не существует одиночной приставки З , есть только приставка С , которая пишется всегда одинаково и перед звонкими, и перед глухими согласными. Сделал, Сбежал, Сдвинул, Сгрести. Рассмотрим пару слов С бить – ра З бить (в первом слове приставка С , во втором приставка оканчивается на З , так как корень начинается со звонкой согласной).
  • В словах Здание, Здесь, Здоровье, ни Зги (не видно) буква З является частью корня. Эти слова не являются исключениями и вообще не имеют отношения к настоящему правилу, но их лучше запомнить, чтоб не перепутать при письме со словами с приставками.
  • Обратите внимание на написание слов, в которых встречаются удвоенные согласные з или с на стыке приставки и корня. Если корень начинается с З или С, на стыке приставки и корня пишется ЗЗ или СС.
  • Приставка может оказаться не в начале слова. Вот примеры. В слове Мировоз зрение приставка воз оказалась перед вторым корнем. Это не мешает применять правило, касающееся приставок. Приставкой-то она быть не перестаёт. Таким образом возникает удвоенная буква З в середине слова (воз - приставка, зрен - корень). ПереСдача. Некоторые пишут в этом слове З , полагая, что перез - это приставка и на выбор буквы влияет звонкий Д. Но такой приставки не бывает. В этом слове две приставки: пере и С .
  • Согласный звук может оглушаться или озвончаться не в приставке, а в корне, и, разумеется, правило, касающееся приставок, на выбор буквы никак не влияет. Например, в словах близкий, низший З является частью корня, поэтому перед глухими К и Ш мы все равно пишем З . Можно допустить ошибку в лове блиЗсидящий, приняв близ за приставку. Очевидно же, что корень сид . Но близ не является приставкой. Это первый корень. Смотри подробнее Правописание согласных в корне слова
  • Иностранные приставки дис- и дез- пишутся всегда одинаково, соседняя буква на выбор З или С не влияет: диСбаланс, диСгармоничный, диСквалификация, диСграфия, деЗинфекция. Иноязычные приставки и сочетания ДЕЗ(ДЕ)-, ДИЗ(С)-, ЭКЗ(ЭКС)- заканчиваются на - З только перед гласными: дезактивация, дизассоциация, дизъюнкция, экзальтированный – НО! декапитализация, девальвация, дисбактериоз, дискриминация, эксперимент